Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ДЛЯ СПОРТИВНОГО ОТБОРА В СЕКЦИЮ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЫ'

ИССЛЕДОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ДЛЯ СПОРТИВНОГО ОТБОРА В СЕКЦИЮ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
69
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПУЛЕВАЯ СТРЕЛЬБА / ПРОБА ЯРОЦКОГО / СТУДЕНТЫ / СПОРТСМЕНЫ-РАЗРЯДНИКИ / СПОРТИВНЫЙ ОТБОР / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ / СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Павлова А.Д., Находкин В.В.

Проведен сравнительный анализ координационных способностей и оценки вестибулярной устойчивости стрелков-разрядников и студентов, не занимающихся пулевой стрельбой, с использованием пробы Яроцкого на базе СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Целью исследования была оценка координационной подготовленности студентов. В основу исследования положена гипотеза о том, что можно повысить порог чувствительности вестибулярного аппарата с помощью спортивной тренировки. Результаты исследования можно применить для спортивного отбора студентов в секцию пулевой стрельбы как более эффективного метода оценки вестибулярной устойчивости начинающих стрелков. Использование в спортивной работе данных пробы Яроцкого значительно повышает уровень специальной работоспособности и является базовым фактором в совершенствовании координации двигательных взаимодействий в целостном процессе выполнения выстрела, что достаточно значимо для стрелков-спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Павлова А.Д., Находкин В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF COORDINATION ABILITIES OF STUDENTS FOR SPORTIVE SELECTION TO SHOOTING GROUP

We carried out a comparative analysis of the coordination abilities and the vestibular stability of rated shooters and students who do not practice shooting using the Yarotsky test at the M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. The purpose of the study was to assess the coordination readiness of students. The study was based on the hypothesis that it is possible to increase the sensitivity threshold of the vestibular apparatus by sports training. The results of the study can be applied to selecting students for the shooting section as a more effective method for assessing the vestibular stability of beginner shooters. Using the Yarotsky test data in sports significantly increases the level of special performance and is a basic factor in the improvied coordination of motor interactions in the integral process of making a shot, which is quite significant for shooting athletes.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ДЛЯ СПОРТИВНОГО ОТБОРА В СЕКЦИЮ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЫ»

ИССЛЕДОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ДЛЯ СПОРТИВНОГО ОТБОРА В СЕКЦИЮ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЫ

А.Д. ПАВЛОВА, В.В. НАХОДКИН, СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), Россия

Аннотация

Проведен сравнительный анализ координационных способностей и оценки вестибулярной устойчивости стрелков-разрядников и студентов, не занимающихся пулевой стрельбой, с использованием пробы Яроцкого на базе СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Целью исследования была оценка координационной подготовленности студентов. В основу исследования положена гипотеза о том, что можно повысить порог чувствительности вестибулярного аппарата с помощью спортивной тренировки. Результаты исследования можно применить для спортивного отбора студентов в секцию пулевой стрельбы как более эффективного метода оценки вестибулярной устойчивости начинающих стрелков. Использование в спортивной работе данных пробы Яроцкого значительно повышает уровень специальной работоспособности и является базовым фактором в совершенствовании координации двигательных взаимодействий в целостном процессе выполнения выстрела, что достаточно значимо

для стрелков-спортсменов.

Ключевые слова: пулевая стрельба, проба Яроцкого, студенты, спортсмены-разрядники, спортивный отбор, координационные способности, вестибулярный аппарат, спортивный результат.

A STUDY OF COORDINATION ABILITIES OF STUDENTS FOR SPORTIVE SELECTION TO SHOOTING GROUP

A.D. PAVLOVA, V.V. NAKHODKIN, NEFU named after M.K. Ammosov, Yakutsk city, Republic of Sakha (Yakutiya), Russia

Abstract

We carried out a comparative analysis of the coordination abilities and the vestibular stability of rated shooters and students who do not practice shooting using the Yarotsky test at the M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. The purpose of the study was to assess the coordination readiness of students. The study was based on the hypothesis that it is possible to increase the sensitivity threshold of the vestibular apparatus by sports training. The results of the study can be applied to selecting students for the shooting section as a more effective method for assessing the vestibular stability of beginner shooters. Using the Yarotsky test data in sports significantly increases the level of special performance and is a basic factor in the improvied coordination of motor interactions in the integral process of making a shot, which is quite significant

for shooting athletes.

Keywords: bullet shooting, Yarotsky's test, students, sportsmen-dischargers, sports selection, coordination abilities,

vestibular apparatus, sports result.

Постановка проблемы

В настоящее время в научных исследованиях широко рассмотрены вопросы спортивной и физической подготовки спортсменов-стрелков, формирования и совершенствования элементов техники стрельбы из винтовки, стабильных двигательных навыков, выработки специфических умений по программе подготовки стрелков [6, 11].

Перспективным направлением современной спортивной науки является кинезиологический подход, рассмотренный в трудах В.К. Бальсевича, Л.И. Лубышевой, А.И. Загревской, в интегративном единстве отражаю-

щий уровень проявления психо-телесно-двигательных качеств, включающий двигательно-координационные способности [5, 7].

Из вышесказанного наиболее приемлемым в решении задач физической подготовки стрелков является целостный подход, обеспечивающий выработку специальной работоспособности в учебно-тренировочном процессе и во время соревнований. При отборе в группы пулевой стрельбы особое внимание уделяется координационной подготовке начинающих стрелков.

С*)

Общеизвестно, что начинающий стрелок обладает определенным уровнем необходимых физических качеств, который недостаточен для достижения высокого результата. При этом необходимо отметить, что «успешность занятий пулевой стрельбой определяется развитием таких физических качеств, как силовая и статическая выносливость, координированность двигательных действий, произвольное мышечное расслабление, быстрота, ловкость» [11]. Проблема выявления вестибулярной устойчивости является весьма важным показателем, позволяющим не только своевременно определить наступающее переутомление, функциональное состояние вестибулярного аппарата, но и выявить возможную атаксию, часто путая ее с недостаточно развитой ловкостью [9]. Специалисты отмечают, что на этапах отбора в секцию пулевой стрельбы можно использовать простые в исполнении функциональные пробы для определения остроты зрения при прицеливании; характера колебаний тела в стоячем положении; изменения состояния человека под воздействием эмоционального напряжения.

Анализ литературы показал, что в сложно-координационных видах спорта, к которым относятся спортивные игры, гимнастика, фигурное катание, в том числе и пулевая стрельба, для оценки координационных способностей и вестибулярной устойчивости применяют достоверные методики [4].

В данной работе предлагается достаточно известная методика оценки координационных способностей при отборе и спортивной ориентации в пулевую стрельбу -проба В.Я. Яроцкого, наиболее часто используемое исследование вестибулярной сенсорной системы без применения специального оборудования. Проба Яроцкого как один из методов отбора для начинающих стрелков впервые рекомендовалась А.Я. Корхом, специалистом в области теории и методики стрелкового спорта. Суть методики заключается в фиксации времени сохранения равновесия в процессе быстрых вращательных движений головой в 2 об./с. Показатели у неспортсменов составляют в среднем 28 с, у опытных спортсменов - до 50 с [1]. При выборе существующих методик контроля и оценки вестибулярной устойчивости необходимо учесть задачи контроля, специфические особенности испытуемых, а также цели психолого-педагогической подготовки спортсменов [10].

Спортивный отбор имеет большое значение в обеспечении надежности соревновательных результатов, так как с его помощью выявляются более перспективные спортсмены. Как показывает практика, отбор проводится на всех этапах спортивной подготовки. В данном процессе одной из актуальных проблем является определение наиболее эффективных отборочных критериев на разных этапах многолетней спортивной тренировки. Эффективность отбора повышается с применением тестирования, в котором учитываются взаимосвязи между двигательными способностями и интеллектуальными качествами, а также исследуются координационные возможности спортсменов-стрелков [6].

Необходимо отметить, что в начальной и учебно-тренировочной группах основной причиной отсутствия

результата на соревнованиях является подверженность к стрессовой ситуации и замедленность реакции при выполнении технических действий («обработки спуска») [8]. Овладение на высоком уровне техникой развития координации «устойчивость - прицеливание - спуск курка» является одним из критериев успеха стрелка. При этом только врожденного таланта недостаточно, именно хорошо организованная, спланированная и упорная тренировочная работа способствует достижению высокого результата [2].

Однозначно известно, что физическая подготовка значительно повышает уровень специальной работоспособности и является базовым фактором совершенствования координации двигательных взаимодействий в целостном процессе выполнения выстрела, что достаточно значимо для квалифицированных стрелков-спортсменов. Особую значимость уровень развития этого качества приобретает на этапе начального обучения стрелка. И это не случайно, так как в основе спортивно-стрелковой деятельности лежит высококоординированный процесс со сложной структурой движений [12]. Уровень развития координационных способностей в значительной степени характеризует способность начинающего стрелка к овладению новыми движениями, выработке и формированию необходимых навыков, а также определяет субъективные возможности занимающихся в совершенствовании спортивного мастерства [12].

Цель исследования: оценка координационной подготовленности студентов вуза и стрелков-разрядников методом пробы Яроцкого для отбора в секцию пулевой стрельбы. В основу исследования положена гипотеза о том, что можно повысить порог чувствительности вестибулярного аппарата с помощью спортивной тренировки. Проба В.Я. Яроцкого в дальнейшем может использоваться в первичном отборе и спортивной ориентации среди студентов, желающих заниматься пулевой стрельбой.

Методика и организация исследования

Констатирующий эксперимент проводился в начале учебного года с использованием пробы Яроцкого для сравнения чувствительности вестибулярного аппарата между экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группами. В исследовании приняли участие: 15 студентов - стрелков-разрядников, из них - 4 кмс; 11 чел. -имеющие 1-3 спортивные разряды, занимающиеся пулевой стрельбой не первый год, составили ЭГ; 15 студентов медицинского института СВФУ им. М.К. Аммосова, не занимающиеся пулевой стрельбой, вошли в КГ.

Испытуемым предлагалось в положении «стоя» делать круговые движения головой в одном направлении (темп - 2 оборота в 1 с). Длительность сохранения равновесия определяется секундомером. Индивидуальные колебания времени сохранения устойчивости при проведении пробы Яроцкого довольно велики. Нормальному состоянию вестибулярного аппарата соответствует удержание равновесия в течение 28 с. У тренированных спортсменов оно может достигать 90 с и более.

Массовая физическая культура и оздоровление населения

Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, методика В.Я. Яроцкого (1949) для выявления координационных способностей в стрелковом виде спорта, а именно времени удержания равновесия у испытуемых. Было определено среднее значение времени удержания равновесия по формуле:

¿=1

где А - среднее арифметическое значение, п - количество испытуемых, ai - время удержания равновесия по пробе Яроцкого испытуемыми.

Результаты исследования и их обсуждение

У стрелков-разрядников ЭГ средние показатели координационных способностей, т.е. времени сохранения устойчивости, на 33,4 с выше, чем у не занимающихся. Так как стрельба является сложно-координационным видом спорта, можно констатировать, что у спортсменов со временем повышается порог чувствительности вестибулярного анализатора. Полученное нами значение

показателя статистической значимости различий X = 17,3 в обеих группах больше предельного значения 2,13 (при p < 0,05). Следовательно, выдвинутая гипотеза экспериментально подтвердилась. Результаты исследования показали, что значение показателя достоверности различий (¿-критерия Стъюдента) обеих групп (7,3 > 2,13) экспериментально подтверждено.

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа времени удержания равновесия по пробе Яроцкого студентов, не занимающихся пулевой стрельбой, и студентов - стрелков-разрядников

№ п/п Студенты 1 курса (КГ) Время (с) Отклонение от среднего № п/п Студенты -стрелки-разрядники (ЭГ) Время (с) Отклонение от среднего

1 Студент 1 4,23 0,43 1 Спортсмен 16 30,03 -7,17

2 Студент 2 2,36 -1,44 2 Спортсмен 17 14,02 -23,18

3 Студент 3 2,19 -1,61 3 Спортсмен 18 12,0 -25,2

4 Студент 4 3,22 -0,58 4 Спортсмен 19 32,04 -5,16

5 Студент 5 3,16 -0,64 5 Спортсмен 20 24,13 -13,07

6 Студент 6 2,33 -1,47 6 Спортсмен 21 11,2 -26,0

7 Студент 7 4,13 0,33 7 Спортсмен 22 43,04 5,84

8 Студент 8 3,42 -0,38 8 Спортсмен 23 14,01 -23,19

9 Студент 9 9,17 5,37 9 Спортсмен 24 93,0 55,8

10 Студент 10 6,64 2,84 10 Спортсмен 25 40,04 2,84

11 Студент 11 4,47 0,67 11 Спортсмен 26 54,02 16,82

12 Студент 12 2,32 -1,48 12 Спортсмен 27 15,03 -22,17

13 Студент 13 3,0 -0,8 13 Спортсмен 28 60,04 22,84

14 Студент 14 2,49 -1,31 14 Спортсмен 29 76,02 38,82

15 Студент 15 3,93 0,13 15 Спортсмен 30 40,01 2,81

Средний показатель (с) 3,8 - Средний показатель (с) 37,2 -

На основе анализа полученных данных можно констатировать, что в КГ средний результат составляет 3,8 с, что меньше нормального состояния вестибулярного аппарата удержания равновесия в течение 28 с, характерное для не занимающихся спортом. Результаты оценки состояния вестибулярного анализатора в ЭГ выше показателей средних значений результатов удержания равновесия (время сохранения - 37,2 с).

Для развития гибкости, координации и силовой выносливости стрелков в учебно-тренировочном процессе были использованы якутские народные игры и упражнения «Тутум эргиир» (Вертушка с палкой вокруг своей оси - Якутская вертушка), «Ойбонтон уулааЬын» (Водопой на одной ноге).

«Тутум эргиир» (Якутская вертушка) - это комплексное тренировочное упражнение, которое является инструментом для развития гибкости, координации и си-

ловой выносливости. Один из видов спортивного снаряда «Тутум эргиир» представляет собой деревянную палку длиной 25 см и деревянную опору с небольшим углублением, куда должна вставляться палка. Основное положение в этом упражнении - гимнастический мостик. Правила выполнения: 1) захватить палку двумя руками с одного конца, другой конец упереть в углубление; 2) не выпуская палки из рук и углубления, не меняя исходного захвата, прогнуться, сделав гимнастический мостик; 3) в положении «мостик», переступая ногами, выполнить полный поворот вокруг опоры и вернуться в исходное положение. Задача упражнения - за одну попытку и определенное время (например, 2 мин) сделать как можно больше поворотов вокруг опоры [3] (фото 1).

Водопой (Ойбонтон уулаакын) - сложно-координационное силовое упражнение, развивает координационные

способности. Правила выполнения: 1) на пол ставятся фишки разной высоты или емкости с водой; 2) игрок хватается правой рукой за левое ухо, а левой рукой берет стопу правой ноги. Задача - в таком положении нужно наклониться и достать ртом фишки (попить воды), при этом не разрешается отпускать руку и ногу [3] (фото 2) .

Рекомендуемые упражнения улучшили показатели развития координационных способностей и вестибулярного анализатора у испытуемых на 15-20%.

Результаты исследования можно взять за основу для корректировки индивидуального учебно-тренировочного процесса у начинающих стрелков. Для этого возможно систематически использовать якутские народные игры по программе сопряженного развития координационных способностей и технической подготовленности стрелков [10].

Следующим этапом практической работы является пересмотр содержательной части «Программы работы с начинающими спортсменами по совершенствованию стрелковой подготовки» для достижения стабильности спортивного уровня.

Выводы

В процессе спортивного отбора тренеры широко используют позу Ромберга для оценки влияния зрения на способность поддерживать вертикальное положение. Применяются различные ее варианты, они отличаются как видом принимаемой позы, так и использованием измерительных приборов для количественной оценки результата (например, стабилометрической платформы).

Но в нашем исследовании мы остановились на более усложненном варианте, чем проба Ромберга.

Проба Яроцкого является одним из эффективных и достоверных методов оценки координационных способностей наравне с рекомендуемыми специалистами методами диагностики равновесия спортсменов, их ста-тодинамической устойчивости, контроля качества обучения упражнениям, оценки переносимости тренировочных нагрузок.

Обнаруженные различия между группами - экспериментальной и контрольной - оказались значимы более чем на уровне 0,05%. Иначе говоря, средняя скорость времени удержания равновесия в группе спортсменов-разрядников существенно выше, чем в группе студентов, активно не занимающихся спортом. Исходя из результатов исследования, можно утверждать, что студенты - стрелки-разрядники имеют высокий результат координационной подготовленности, чем студенты, не занимающиеся пулевой стрельбой.

Пробу Яроцкого можно использовать в начальной стадии спортивной подготовки и отбора в секцию пулевой стрельбы наравне с другими показателями физической и технической подготовленности.

Литература

1. Беляков, А.А., Дахин, А.Н. Основные методики контроля вестибулярной устойчивости // Физическая культура и спорт в структуре профессионального образования: ретроспектива, реальность и будущее: Сборник материалов межведомственного круглого стола. - Иркутск, 2017. - С. 266-270.

2. Бозержан, Ж. Справочник по спортивной стрельбе / Пер. с франц. Е. Исаковой. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 192 с.

3. Винокурова, Н.А., Васильева, М.И., Павлова, А.Д. Народные игры и состязания как средство развития координационных способностей у юных стрелков // Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 9. - С. 19-20.

4. Дунаев, К.С., Черепанова, И.О., Ярушин, С.А. Оценка координационной подготовленности и вестибулярной устойчивости фигуристов по результатам функциональных проб // Физическая культура, спорт, туризм, двигательная рекреация. - 2020. - № 1. - С. 79-82.

5. Загревская, А.И., Лубышева, Л.И. Онтокинезиоло-гический подход как методология спортизации физического воспитания в системе образования // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 6. - С. 6-8.

6. Корх, А.Я. Спортивная стрельба: учеб. для ин-тов физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 255 с.

7. Лубышева, Л.И., Загревская, А.И. Кинезиологиче-ский подход как методология современной спортивной науки и практики // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 12. - С. 3-5.

8. Находкин, В.В., Павлова А.Д. Исследование психофизиологических состояний спортсменов-стрелков в учебно-тренировочном процессе // Высшее образование сегодня. - 2018. - № 3. - С. 72-75.

9. Орлов, А.И. Информативные критерии оценивания состояния вестибулярного аппарата студентов вузов // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 2. -С. 40-42.

10. Погодин, В.А. Возможности развития координационных способностей стрелков в процессе технической подготовки // Теория и методика спортивной тренировки. - 2016. - № 3. - С. 18-23.

11. Стрелец, В.Г., Горелов, А.А. Теория и практика управления вестибулярными реакциями человека в спорте и профессиональной деятельности. - СПб: ВИФК, 2015. - С. 72-83.

12. Шилин, Ю.Н. Спортивная пулевая стрельба: учебное пособие. - М.: ТВТ Дивизион, 2012. - 316 с.

13. Шпак, М.П. Физическая и психологическая подготовка стрелка-спортсмена. - М.: ДОСААФ, 1979. -72 с.

References

1. Belyakov, A.A. and Dakhin, A.N. (2017), Basic methods of vestibular stability control, in: Physical culture and sports in the structure of professional education: retrospective, reality and the future. Collection of materials of the interdepartmental round table, Irkutsk, pp. 266-270.

2. Bozerzhan, J. (2006), Handbook of sports shooting, transl. from French E. Isakova, Rostov n/d: Phoenix, 192 p.

3. Vinokurova, N.A., Vasilyeva, M.I. and Pavlova, A.D. (2021), Folk games and competitions as a means of developing coordination abilities in young shooters, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 9, pp. 19-20.

4. Dunaev, K.S., Cherepanova, I.O. and Yarushin, S.A. (2020, Assessment of coordination readiness and vestibular stability of figure skaters according to the results of functional tests, Fizicheskaya kul'tura, sport, turizm, dvigatel'naya rekreatsiya, no. 1, pp. 79-82.

5. Zagrevskaya, A.I. and Lubysheva, L.I. (2017), Onto-kinesiological approach as a methodology of sportization of physical education in the education system, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 6, pp. 6-8.

6. Korkh, A.Ya. (1987), Shooting sport: Textbook for physical. culture institutes, Moscow: Physical culture and sport, 255 p.

7. Lubysheva, L.I. and Zagrevskaya, A.I. (2015), Kine-siological approach as a methodology of modern sports science and practice, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 12, pp. 3-5.

8. Nakhodkin, V.V. and Pavlova, A.D. (2018), Research of psychophysiological states of athletes-shooters in the educational-training process, Vyschee obrazovanie segodnya, no. 3, pp. 72-75.

9. Orlov, A.I. (2021), Informative criteria for assessing the state of the vestibular apparatus of university students, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 2, pp. 40-42.

10. Pogodin, V.A. (2016), Possibilities of development of coordination abilities of shooters in the process of technical training, Theoriya i metodica sportivnoy trenirovki, no. 3, pp. 18-23.

11. Strelets, V.G. and Gorelov, A.A. (2015), Theory and practice of managing vestibular reactions of a person in sports and professional activity, SPb: VIFK, pp. 72-83.

12. Shilin, Yu.N. (2012), Sports bullet shooting: Study guide, Moscow: TVT Division, 316 p.

13. Shpak, M.P. (1979), Physical and psychological preparation of the shooter-athlete, Moscow: DOSAAF, 72 p.

e*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.