Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЕ НА ЭТАПЕ ОТБОРА В СПОРТИВНУЮ СЕКЦИЮ ВУЗА'

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЕ НА ЭТАПЕ ОТБОРА В СПОРТИВНУЮ СЕКЦИЮ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
103
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПУЛЕВАЯ СТРЕЛЬБА / СТУДЕНТЫ / СПОРТСМЕНЫ / МОТИВ / ИНТЕРЕС / АНКЕТИРОВАНИЕ / ЭТАП ОТБОРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воробьева Светлана Михайловна, Донских Виктор Владимирович

В статье исследуются мотивы студентов, желающих записаться в секцию пулевой стрельбы в вузе, посредством анкеты, содержащей 7 вопросов закрытого и полузакрытого типа. В исследова нии принимают участие 132 студента на этапе отбора в секцию. При анализе ответов выявляются популярные причины выбора стрелковой секции (наличие стрелкового опыта, интерес к оружию, желание научиться стрелять, желание развить определенные физические или психические качества). Отмечается, что они мало связаны со спецификой пулевой стрельбы. Выявляется, что студенты заинтересованы пулевой стрельбой как спортивной дисциплиной, но не все они говорят о желании посещения соревнований и достижения спортивных успехов. Половина опрошенных студентов решили выбрать этот вид спорта по факту наличия секции в вузе. Большая часть студентов ранее не занималась полноценно данным видом спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Воробьева Светлана Михайловна, Донских Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF STUDENTS TO SHOOTING SPORT AT THE STAGE OF PRIMARY SELECTION TO THE SPORTS CLUB OF THE UNIVERSITY

In the article, the authors study the motives of students who want to study shooting sport at a shooting club at a university through a questionnaire that has 7 closed and semi-closed type questions. 132 students are tested at the stage of primary selection to the shooting club. The authors analyze the answers and find popular reasons for choosing the shooting club (shooting experience, interest in weapons, desire to learn to shoot, desire to develop physical and/or mental qualities), but they have little to do with the specifics of shooting sport. The authors find out that students are interested in shooting sport as a sports discipline, but not all students want to attend competitions and achieve sports success. Half of the respondents chose shooting sport only after they learned about the presence of a club in the university. Most of the students had not previously fully studied this sport.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЕ НА ЭТАПЕ ОТБОРА В СПОРТИВНУЮ СЕКЦИЮ ВУЗА»

Практическая значимость: результаты исследования доказывают, что в зависимости от продолжительности спортивной карьеры в пауэрлифтинге меняется состав зависящих и не зависящих факторов. Данная информация полезна для начинающих спортсменов при формировании тренировочного процесса. Так как учет как положительного, так и негативного воздействия на тренировочную деятельность позволяет своевременно предпринять соответствующие действия, направленные на снижение отрицательных последствий. Что же касается спортсменов, которые занимаются данным видом спорта более 5 лет и считают себя профессионалами, результаты опроса показали, что продолжительность спортивной карьеры позволяет выработать защитные алгоритмы от таких сбивающихся факторов как шум (многие слушают в наушниках музыку, аудиокниги), болельщики, погодные условия.

Самым незначительным для всех опрашиваемых является фактор разминки. Все уделяют достаточное внимание разминке и отклонение от привычного алгоритма фактически отсутствует (что при тренировочном процессе, что на соревнованиях). На наш взгляд в этом в первую очередь заслуга тренера. Ведь отказ от разминки, ее выполнение не в полном объеме обычно приводит к травмам и серьезным последствиям для организма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колесникова Д.В. Модель формирования имиджа организации в индустрии спорта / Д.В. Колесникова, М.П. Бондаренко // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2021. -№ 1 (35). - С. 112-122.

2. Рынок спортивных услуг: специфика и особенности / Д.В.Бондаренко, М.П. Бондаренко, А.М. Безнебеева, А. А. Ильченко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 10 (200). - С. 37-41.

3. Трипартизм в развитии спортивной индустрии: мотивы, желания и результаты / Д.В. Колесникова, М.П. Бондаренко, А.М. Безнебеева, О.В. Люсова, А.С. Яковлев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4 (194). - С. 196-200.

REFERENCES

1. Kolesnikova, D.V. and Bondarenko, M.P. (2021 ), "Model of formation of the image of the organization in the sports industry", Physical education and sports training, No. 1 (35), pp. 112-123.

2. Bondarenko D.V., Bondarenko M.P., Beznebeeva A.M., Ilchenko A.A. (2021), "Sports services market: specifics and features", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (200), pp. 37-41.

3. Kolesnikova D.V. Bondarenko M.P., Beznebeeva A.M., Yakovlev A.S. (2021), "Tripartism in the development of the sports industry: motives, desires and results", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (194), pp. 196-200.

Контактная информация: mayya_k@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.01.2022

УДК 799.3

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЕ НА ЭТАПЕ ОТБОРА В СПОРТИВНУЮ СЕКЦИЮ ВУЗА

Светлана Михайловна Воробьева, старший преподаватель, Виктор Владимирович Донских, старший преподаватель, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация

В статье исследуются мотивы студентов, желающих записаться в секцию пулевой стрельбы в вузе, посредством анкеты, содержащей 7 вопросов закрытого и полузакрытого типа. В исследова-

нии принимают участие 132 студента на этапе отбора в секцию. При анализе ответов выявляются популярные причины выбора стрелковой секции (наличие стрелкового опыта, интерес к оружию, желание научиться стрелять, желание развить определенные физические или психические качества). Отмечается, что они мало связаны со спецификой пулевой стрельбы. Выявляется, что студенты заинтересованы пулевой стрельбой как спортивной дисциплиной, но не все они говорят о желании посещения соревнований и достижения спортивных успехов. Половина опрошенных студентов решили выбрать этот вид спорта по факту наличия секции в вузе. Большая часть студентов ранее не занималась полноценно данным видом спорта.

Ключевые слова: мотивация, пулевая стрельба, студенты, спортсмены, мотив, интерес, анкетирование, этап отбора.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p37-43

MOTIVATION OF STUDENTS TO SHOOTING SPORT AT THE STAGE OF

PRIMARY SELECTION TO THE SPORTS CLUB OF THE UNIVERSITY

Svetlana Mikhailovna Vorobyeva, the senior teacher, Victor Vladimirovich Donskikh, the senior teacher, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Abstract

In the article, the authors study the motives of students who want to study shooting sport at a shooting club at a university through a questionnaire that has 7 closed and semi-closed type questions. 132 students are tested at the stage of primary selection to the shooting club. The authors analyze the answers and find popular reasons for choosing the shooting club (shooting experience, interest in weapons, desire to learn to shoot, desire to develop physical and/or mental qualities), but they have little to do with the specifics of shooting sport. The authors find out that students are interested in shooting sport as a sports discipline, but not all students want to attend competitions and achieve sports success. Half of the respondents chose shooting sport only after they learned about the presence of a club in the university. Most of the students had not previously fully studied this sport.

Keywords: motivation, shooting sport, students, athletes, motive, interest, questionnaire, selection

stage.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования мотивации на всех этапах спортивного развития обусловлена ее влиянием на результативность деятельности [1, 2, 6]. Мотивация к занятиям пулевой стрельбой у студентов ранее изучалась одним из авторов, однако только у тех, кто уже занимается этим видом спорта в секции [4]. Подобные исследования мотивации в стрелковых дисциплинах проводились и другими авторами, однако они, в основном, так же касались изучения мотивации у занимающихся спортсменов [7, 9]. В меньшей степени исследуется мотивация к занятиям стрелковыми видами деятельности на самых ранних этапах подготовки, где среди мотивов занятий выявляются следующие: самосовершенствование, желание овладеть спортивным разрядом, патриотические, практическое применение и др. [8]. Особенностями мотивации на начальном этапе являются неопределенность и нестойкость мотивов, недостаточная их осознанность [3]. Актуальность исследования мотивации рождает необходимость дальнейшего расширения знаний по этой теме, рассмотрения вопросов мотивации с новых сторон. В настоящей работе авторы поставили целью изучить в обобщенном виде мотивацию студентов, желающих записаться в секцию пулевой стрельбы вуза в сентябре 2021-2022 учебного года, в момент их отбора в секцию и понять, чем студентов заинтересовал данный вид спорта.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 132 студента, желающие записаться в секцию (1, 2 и 3 курс университета; 91 мужчина и 41 женщина; от 17 до 22 лет). Авторами была составлена анкета, содержащая 4 вопроса полузакрытого типа и 3 вопроса закрытого типа.

При прохождении отбора в секцию каждый студент заполнял эту анкету. На вопросы респонденты могли давать любое количество ответов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Ответы на вопросы анкеты представлены в таблицах 1-7. Таблица 1 - Ответы на вопрос 1 «Почему Вы выбрали именно секцию пулевой стрельбы?»

Варианты ответа %

Пробовал какие-либо виды стрельбы ранее, понравилось 64,39

Хочу научиться стрелять 55,3

Хочу развить определенные физические и/или психические качества 54,55

Люблю оружие/интересуюсь оружием 45,45

Занимались родители/родственники 16,67

Посоветовали друзья/одногруппники/знакомые, занимающиеся в этой секции 10,61

Другое 9,09

За компанию с друзьями/одногруппниками 5,3

Не нашел(-ла) лучших вариантов других секций 4,55

«Наобум» 0,76

Ответы на вопрос 1 указывают на то, что большинство студентов (64,39%) выбрали секцию пулевой стрельбы, т.к. имели какой-либо стрелковый опыт (участие в охоте; стрельба в развлекательном/коммерческом тире; школьная секция стрельбы; смежные виды стрелкового спорта - стендовая стрельба, стрельба из лука и т.д.). Получается, что в данном случае вид стрелкового спорта (именно пулевая стрельба) не играет роли и студенты выбирают секцию потому, что это стрельба как таковая. Так же студенты выбирают данную секцию в связи с тем, что желают научиться стрелять (55,3%) и хотят развить определенные физические и/или психические качества (54,55%). Меньший процент студентов указал в качестве причины любовь/интерес к оружию (45,45%). Практически полностью отсутствуют студенты, пришедшие в секцию без причины (0,76%), что может свидетельствовать о достаточном уровне представительности ответов на указанный вопрос в анкете. Среди ответов «другое» (9,09%) присутствовали следующие варианты ответов: «эмоции, получаемые от стрельбы», «секция находится рядом с местом учебы», «захотелось нового», «хочу улучшить имеющиеся навыки», «дорогое обучение в других тирах», «занимался ранее и хочу продолжить занятия», «хочу проявить себя в этом виде спорта», «хочу развиваться в стрельбе на профессиональном уровне».

Таблица 2 - Ответы на вопрос 2 «Что Вы ожидаете от секции?»

Варианты ответа %

Научиться обращению с оружием 71,97

Изучить технику безопасности при обращении с оружием 49,24

Оказаться в комфортном и приятном коллективе/познакомиться с новыми людьми 43,94

Получить спортивный разряд и/или выиграть медали на соревнованиях 40,15

Посетить соревнования 35,61

Попробовать новый вид спорта и понять, интересен ли он мне 35,61

Другое 4,55

Наиболее легким способом получить зачет по физкультуре 1,52

Из ответов на вопрос 2 видно, что наиболее популярным ожиданием студентов от секции становится «научиться обращению с оружием» (71,97%). Можно предположить, что желающие записаться в секцию студенты не рассматривают пулевую стрельбу в разрезе спортивной деятельности, на первый план у них выходит стрельба как таковая и, соответственно, культура обращения с оружием. На это дополнительно указывает то, что лишь 35,61% студентов сразу говорят о желании посетить соревнования и попробовать новый вид спорта, а о желании получить спортивный разряд говорят 40,15% студентов. Видимо, это связано с тем, что большинство студентов приходят в секцию пулевой стрельбы после опыта смежной стрелковой деятельности, имеющей мало общего со

спортивными стрелковыми направлениями (охота, «стрелял на даче из воздушки», стрельба в развлекательных тирах, «родственник дал пострелять из своей винтовки» и т.д.). В этом случае, в дальнейшем ожидания студентов могут не оправдаться, т.к. пулевая стрельба - это, в первую очередь, спортивная дисциплина со своей спецификой. В любом случае, грамотный тренер сумеет обучить желающих обращению с оружием, пусть и в разрезе спорта. С другой стороны, не имея четкого представления о пулевой стрельбе, а желая просто «уметь обращаться с оружием и точно из него стрелять», студент является открытым для познания нового, и в этом случае тренер может заинтересовать обучающегося, дать ему верную траекторию развития в восприятии оружия, грамотного обращения с ним и смещения интересов в область спортивной стрелковой деятельности. При этом, указывая на желание научиться обращению с оружием, лишь 49,24% студентов говорят о желании изучить технику безопасности при обращении с оружием, что, вероятно, указывает на недостаточное понимание важности вопроса техники безопасности и неотделимости техники безопасности от взаимодействия с оружием. Таким образом, технике безопасности тренеру в дальнейшем необходимо уделять особенное внимание, чтобы привить студентам понимание ее важности и понимание опасности оружия в случае неаккуратного с ним обращения. 43,94% студентов указали на желание оказаться в приятном коллективе и познакомиться с новыми людьми, что указывает на наличие у них мотивов общения при поиске спортивной секции. Среди ответов «другое» на вопрос 2 присутствовали следующие варианты: «усовершенствовать имеющиеся навыки, повысить имеющийся уровень», «получить новый опыт», «получить определенные эмоциональные ощущения», «развитие в группе профессионалов».

Таблица 3 - Ответы на вопрос 3 «Почему Вы хотите научиться стрелять?»

Варианты ответа %

Интересует стрельба как спортивная дисциплина 78,03

Это полезное для жизни умение 39,39

Хочу стать чемпионом стрелковых соревнований 17,42

Хочу применять полученные навыки в жизни 13,64

Это престижно 6,82

Другое 4,55

Получить уважение/одобрение со стороны друзей/родителей 3,03

Иду в секцию случайно, сам(а) не знаю, зачем мне уметь стрелять 2,27

При ответе на вопрос 3 «Почему Вы хотите научиться стрелять?» 78,03% студентов дали ответ «интересует стрельба как спортивная дисциплина». Скорее всего, это указывает на открытость студентов к познанию нового и желанию попробовать для себя незнакомый вид стрелковой деятельности. При этом о желании стать чемпионом соревнований говорит лишь 17,42% опрошенных, что косвенным образом может указывать на ориентацию студентов в сторону стрельбы как таковой, а не сопряженной с ней спортивной специфики. 39,39% студентов говорят о том, что стрельба - полезное для жизни умение, а 13,64% студентов указывают на желание применять полученные навыки в жизни («планирую приобрести гражданское оружие, навыки и знание техники безопасности будут полезны»; охота; формирование определенных качеств - терпеливости, усидчивости, уравновешенности; применение навыков в смежных стрелковых дисциплинах и т.д.). Очень малый процент респондентов указывают на желание научиться стрелять, потому что это престижно (6,82%) или для получения внешнего одобрения (3,03%). Ответ «другое» на данный вопрос дали 4,55% студентов, варианты были следующие: «чувствую в себе потенциал к этому виду спорта», «интересно развить новые навыки», «это должен быть интересный опыт», «ради эмоций».

Из ответов на вопрос 4 следует, что целенаправленно пулевую стрельбу изучали лишь 5,3% студентов, полноценно ей занимались 3,79% студентов. Большая часть желающих поступить в секцию знает об этом виде спорта по информации из интернета (36,36%) или по видеотрансляциям (28,03%), а 27,27% респондентов обозначили, что не

знакомы с рассматриваемым видом спорта.

Таблица 4 - Ответы на вопрос 4 «Знакомы ли Вы с данным видом спорта - пулевая стрельба?»__

Варианты ответа %

Знаком по информации из интернета 36,36

Знаком по видеотрансляциям соревнований (по телевизору или в интернете) 28,03

Не знаком или знаком очень плохо 27,27

Пробовал заниматься этим видом спорта в школе/другой секции 24,24

Знаком по рассказам друзей, занимающихся этим видом спорта 14,39

Хорошо знаком, т.к. целенаправленно изучал данный вид спорта 5,3

Занимался полноценно данным видом спорта 3,79

При этом 24,24% студентов пробовали заниматься пулевой стрельбой в школе или в другой секции в том или ином виде, однако эти занятия, в большинстве, сложно отнести к полноценным занятиям рассматриваемым видом спорта. Это указывает на то, что, как правило, подавляющее число студентов не знают, что их ожидает в пулевой стрельбе и что это за вид спорта.

Таблица 5 - Ответы на вопрос 5 «Откуда Вы узнали о секции?»

Варианты ответа %

Нашел на сайте университета 52,27

Нашел группу в социальных сетях 34,85

Рассказали друзья/одногруппники 23,48

Рассказали кураторы, старшекурсники 18,18

Рассказали на собрании студентов 9,09

Увидел объявление в одном из корпусов университета о наборе 6,06

Другое 2,27

Из ответов на вопрос 5 следует, что большая часть студентов узнала о секции пулевой стрельбы в вузе из интернета: 52,27% студентов нашли информацию на сайте университета, а 34,85% - в соответствующей группе в социальных сетях. Это закономерно в условиях глобальной цифровой трансформации. Среди ответов «другое» на вопрос 5 несколько студентов обозначили, что о секции им рассказали на военной кафедре вуза.

Таблица 6 - Ответы на вопрос 6 «Вы изначально хотели заниматься пулевой стрельбой или интерес появился после того, как Вы узнали о наличии в вузе секции?»_

Варианты ответа %

Хотел изначально, надеялся, что такая секция есть 51,52

Захотел после того, как узнал о существовании секции 48,48

В вопросе 6 было два варианта ответа, которые разделились примерно поровну: 51,52% студентов ответили, что изначально надеялись на наличие в вузе стрелковой секции, а 48,48% студентов решили пойти в секцию только после того, как узнали о ее существовании в вузе. Получается, что велик процент студентов, которые заинтересовались секцией пулевой стрельбы постфактум, благодаря наличию секции в вузе как таковой. При этом другая половина студентов изначально имела цель и надежду найти стрелковую секцию в соответствии со своими увлечениями и желаниями.

Таблица 7 - Ответы на вопрос 7 «Хотите ли вы достигнуть спортивных успехов в пулевой стрельбе?»__

Варианты ответа %

Хочу попробовать, а там как пойдет 40,91

Да, это моя основная цель 38,64

Не задумывался(-лась) об этом 12,12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нет, интересует только сам вид спорта 8,33

Из ответов на вопрос 7 видно, что 40,91% студентов при поступлении в секцию пулевой стрельбы планирует попробовать данный вид спорта, не имея конкретных установок на спортивные достижения. Чуть меньший процент студентов (38,64%) рассчиты-

вает достичь спортивных успехов в этом виде спорта, что соотносится с ответами на вопрос 2. При этом 8,33% студентов не ставят целью достижение каких-либо спортивных вершин, интересуясь спортивным процессом как таковым. Скорее всего, это студенты, имеющие мотивацию (в данный момент), направленную на тренировки, а не соревнования [5].

ВЫВОДЫ

1. Наиболее популярными причинами выбора студентами секции пулевой стрельбы в качестве спортивного направления являются: имеющийся стрелковый опыт, не связанный непосредственно с пулевой стрельбой; желание научиться стрелять; интерес к оружию; желание развить определенные физические и/или психические качества.

2. От секции пулевой стрельбы большинство студентов ожидают обучения культуре обращения с оружием, при этом меньший процент студентов обозначает важность обучения технике безопасности и желание посетить соревнования и получить спортивный разряд или выиграть медаль. 35-44% студентов проявляют мотивы общения и желание попробовать для себя новый вид спорта.

3. Почти 80% студентов говорят о заинтересованности стрельбой как спортивной дисциплиной.

4. Большая часть желающих записаться в секцию студентов ранее не занималась на постоянной основе данным видом спорта, а их знания о пулевой стрельбе ограничиваются видеотрансляциями, информацией из интернета или от друзей/знакомых. Почти четверть студентов пробовала заниматься подобным направлением в школе или иной организации.

5. Почти половина студентов решили попробовать пулевую стрельбу только по факту наличия спортивной секции в вузе.

6. 40% идущих в секцию пулевой стрельбы студентов не имеют конкретных спортивных планов, а хотят попробовать этот вид спорта. В свою очередь, 38% студентов ставят целью достижение спортивных успехов в пулевой стрельбе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аринчина Н.Г. Особенности спортивной мотивации у студентов БГУФК, являющихся спортсменами-профессионалами / Н.Г. Аринчина, О.Е. Аниськова, Е.Э. Петрова // Прикладная спортивная наука. - 2019. - № 1 (9). - С. 4-10.

2. Бишко Е.П. Мотивация как фактор, способный оказывать влияние на результативность деятельности (на примере стрелкового спорта) / Е.П. Бишко // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2014. - № 16 (702). - С. 97-109.

3. Боброва Г.В. Мотивация выбора воспитанниками военных училищ вида физкультурно-спортивной деятельности в рамках дополнительного образования / Г.В. Боброва // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - № 4. - Т. 1. - С. 68-74.

4. Воробьева, С.М. Мотивация студентов к занятиям пулевой стрельбой / С.М. Воробьева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 50-53.

5. Воробьева С.М. Соревнования как фактор мотивации студентов-спортсменов к учебно-тренировочным занятиям в вузе (на примере пулевой стрельбы) / С.М. Воробьева // Человеческий капитал. - 2021. - № 7 (151). - С. 71-79.

6. Григорьева И.В. Роль мотивации в спортивной деятельности студентов / И.В. Григорьева, Е.Г. Волкова, У.Г. Фомина // Вестник Воронежского института высоких технологий. - 2021. - № 1 (36). - С. 131-134.

7. Молчанова, Е.В. Жизнестойкость, базисные убеждения и мотивация спортсменов контактных и неконтактных видов спорта / Е. В. Молчанова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2017. - Т. 8, № 2-1. - С. 69-85. - М1р://]оита1-8.о^/т<1ех.рЬр/818р/аг1Ме/у1е№/9854/р11£ (дата обращения).

8. Ореховская Е.В. Этические аспекты применения навыков стрельбы / Е.В. Ореховская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 4-3. - С. 99-102.

9. Острецов Н.И. Координация направленности в обучении / Н.И. Острецов, Н.Я. Плату-нова // Научный альманах. - 2016. - № 9-1 (23). - С. 309-312.

REFERENCES

1. Arinchina, N.G., Aniskova, O.E., Petrova, E.E. (2019), "Peculiarities of the Belarusian state university of physical culture's students-professional sportsmen' sports motivation", Prikladnaya sportiv-naya nauka, Vol. 9, No. 1, pp. 4-10.

2. Bishko, E.P. (2014), "Motivation as a factor, capable to have an impact on successful of activity (on the example of shooting sports)", Bulletin of the Moscow State Linguistic University, Vol. 702, No. 16, pp. 97-109.

3. Bobrova, G.V. (2016), "Motivation Choice of the Type of Sports Activity in the Part of Additional Education of Pupils of Military Schools", Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation, Vol. 1, No. 4, pp. 68-74.

4. Vorobyova, S.M. (2018), "Motivation of students to shooting sport", Uchenye zapiski univer-siteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 165, No. 11, pp. 50-53.

5. Vorobyova, S.M. (2021), "Competitions as a motivation factor for student-athletes to trainings in university (on the example of shooting sport)", Human capital, Vol. 151, No. 7, pp. 71-79.

6. Grigoreva I.V., Volkova E.G., Fomina U.G. (2021), "Role of motivation in sports activities of students", Vestnik of Voronezh Institute of High Technologies, Vol. 36, No. 1, pp. 131-134.

7. Molchanova, E.V. (2017), "Hardiness, world assumptions, motivation of athletes of contact and not contact kinds of sport", Modern Studies of Social Problems (electronic scientific journal), Vol. 8, No. 2-1, pp. 69-85, available at: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/9854/pdf.

8. Orehovskaya, E.V. (2016), "Ethical aspects of the use of shooting skills", Actual problems of humanitarian and natural sciences, No. 4-3, pp. 99-102.

9. Ostretsov, N.I., Platunova, N.Ya. (2016), "Coordination of an orientation in training", Science Almanac, Vol. 23, No. 9-1, pp. 309-312.

Контактная информация: svechitos@gmail.com, vic@mai.ru

Статья поступила в редакцию 17.01.2022

УДК 378.147+796.011

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ QR КОДА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ

Михаил Владимирович Габов, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Светлана Васильевна Крайнева, кандидат биологических наук, Ольга Робертовна Шефер доктор педагогических наук, доцент, Татьяна Николаевна Лебедева, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Николаевна Эрентраут, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия

Абдулловна Ахкамова, кандидат физико-математических наук, доцент, ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация

В условиях образовавшейся пандемической ситуации вынужденного перехода на дистанционные образовательные технологии необходимо для повышения эффективности обучения использовать смену видов деятельности, направленной на снижение усталости, утомления, а также повышения интереса обучающихся к учебному процессу. Отталкиваясь от целесообразности, значимости и необходимости проведения физкультминуток для студентов в процессе дистанционного обучения, в статье рассмотрены идеи использования физкультминуток в качестве отдельных заданий. Посредством проведения опроса нами исследовано влияние кратковременных перерывов в учебе на когнитивное состояние студентов Уральского государственного университета физической культуры и Южно-Уральского педагогического государственного университета г. Челябинск.

Ключевые слова: QR-код, здоровьесберегающие технологии, дистанционное образование, студенты, высшее образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.