Научная статья на тему 'Детальное изучение мотивации студентов-стрелков к занятиям пулевой стрельбой в вузе'

Детальное изучение мотивации студентов-стрелков к занятиям пулевой стрельбой в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВЫ / ПУЛЕВАЯ СТРЕЛЬБА / ИНТЕРЕС / СПОРТСМЕНЫ / СТРЕЛКИ / STUDENTS / MOTIVATION / MOTIVES / SHOOTING SPORT / INTEREST / ATHLETES / SHOOTERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воробьева Светлана Михайловна, Донских Виктор Владимирович

В представленной статье авторы проводят углубленное изучение мотивов студентов к занятиям пулевой стрельбой в вузе на основе ранее проведенных исследований. Выявляются углубленные мотивы студентов, изучаются вопросы и психологические причины достижения ими спортивных успехов. С помощью метода анкетного опроса выявляется мотивация студентов, состоящих в сборной команде вуза, проводится сравнение с мотивацией начинающих занятия студентов-стрелков, делаются выводы по итогам исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Detailed studying of motivation of students-shooters to shooting sport in University

In this article the authors study the motives of the students to shooting sport at the university with the data of the previously given researches. The authors find detailed motives of the students, and it studies the questions and psychological reasons for sports progress reaching by students. The authors use the questionnaire, finding the motives of the students from the team of the university; they compare this motivation of these students to motivation of the beginning students-shooters, drawing the conclusions.

Текст научной работы на тему «Детальное изучение мотивации студентов-стрелков к занятиям пулевой стрельбой в вузе»

ЛИТЕРАТУРА

1. Кокурина, И.Г. Социально-психологический анализ смыслообразующей функции мотивации жизнедеятельности социального индивида / И.Г Кокурина // Вестник Московского университета. Серия 14 : Психология. - 2007. - № 1. - С. 73-86.

2. Сопов, В.Ф. Морфологический тест жизненных ценностей. Руководство по применению / В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина. - Самара : [б.и.], 2001. - 46 с.

REFERENCES

1. Kokurina, IG. (2007), "Socio-psychological analysis of the meaning-forming function of the motivation of the life of a social individual", Moscow University Herald. Ser.14. Psychology, No. 1, pp. 73-86.

2. Sopov, V.F. and Karpushina, L.V. (2001), Morphological test oflife values. Application guide,

Samara.

Контактная информация: larisa.byankina@gmail.com

Статья поступила в редакцию 28.08.2019

УДК 799.311

ДЕТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-СТРЕЛКОВ К ЗАНЯТИЯМ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБОЙ В ВУЗЕ

Светлана Михайловна Воробьева, преподаватель, Мастер спорта, Виктор Владимирович Донских, преподаватель, Мастер спорта, Московский Авиационный Институт (национальный исследовательский университет)

Аннотация

В представленной статье авторы проводят углубленное изучение мотивов студентов к занятиям пулевой стрельбой в вузе на основе ранее проведенных исследований. Выявляются углубленные мотивы студентов, изучаются вопросы и психологические причины достижения ими спортивных успехов. С помощью метода анкетного опроса выявляется мотивация студентов, состоящих в сборной команде вуза, проводится сравнение с мотивацией начинающих занятия студентов-стрелков, делаются выводы по итогам исследования.

Ключевые слова: студенты, мотивация, мотивы, пулевая стрельба, интерес, спортсмены, стрелки.

DETAILED STUDYING OF MOTIVATION OF STUDENTS-SHOOTERS TO SHOOTING SPORT IN UNIVERSITY

Svetlana Mikhailovna Vorobyova, the teacher, Master of Sports, Victor Vladimirovich Donskikh, the teacher, Master of Sports, Moscow Aviation Institute (National Research University)

Annotation

In this article the authors study the motives of the students to shooting sport at the university with the data of the previously given researches. The authors find detailed motives of the students, and it studies the questions and psychological reasons for sports progress reaching by students. The authors use the questionnaire, finding the motives of the students from the team of the university; they compare this motivation of these students to motivation of the beginning students-shooters, drawing the conclusions.

Keywords: students, motivation, motives, shooting sport, interest, athletes, shooters.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из краеугольных вопросов обеспечения эффективности занятий студентов вузов физической культурой и спортом является исследование мотивации. Многочисленные работы в этом направлении [3, 4, 5, 6, 7, 8] свидетельствуют о том, что студенты далеко не всегда готовы заниматься либо физической культурой в общем, либо каким-либо видом

спорта, в частности, причем причиной этого нежелания является неправильно выстроенная или отсутствующая мотивация. В частности, авторы статьи нередко наблюдали остановку роста результатов или отказ от дальнейших тренировок у студентов, занимающихся в секции пулевой стрельбы, причем при выяснении причин этих явлений оказывалось, что у студентов отсутствует мотивация к занятиям.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе соответствующего опроса [1] было выявлено, что основными факторами мотивации студентов к занятиям пулевой стрельбой в вузе на начальных этапах становятся: атмосфера в тире и в коллективе тира, тренер; изучение нового; саморазвитие; подсчет результатов на мишени и их улучшение и рост; обучение концентрации, усидчивости; помощь в обретении спокойствия и расслабления; желание выиграть соревнования. Однако в процессе более детального наблюдения за поведением занимающихся студентов были выявлены различные особенности и нюансы, которые в очередной раз заставили задаться вопросом о мотивации. В качестве примера, приведем различные индивидуальные ситуации с теми или иными стрелками.

Ситуация 1. Спортсменка из группы начинающих посещала секцию в течение двух лет, порою делая перерывы в тренировочных занятиях, имела результаты на среднем уровне. Слишком сильную заинтересованность в занятиях не проявляла. Во время очередной контрольной стрельбы показала высокий результат и стала первой среди женщин группы начальной подготовки и второй в абсолютном первенстве. После этого спортсменка резко увеличила число посещаемых занятий, обозначила свое желание так же попробовать поучаствовать в контрольной стрельбе группы сборников, указывая на свой хороший результат. Стала проявлять желание поехать на соревнования и выполнить спортивный разряд.

Ситуация 2. Спортсмен посещал занятия довольно стабильно, однако результаты имел посредственные, иногда ездил на соревнования. На очередные соревнования проходил более строгий отбор, и спортсмен не попал в состав сборной, выезжающей на эти соревнования. После этого спортсмен резко снизил количество посещаемых занятий.

Ситуация 3. Спортсменка, занимающаяся в группе начальной подготовки, имела низкие результаты стрельбы. Кроме того, она имела и неудовлетворительные физические данные (например, неудовлетворительное состояние вестибулярного аппарата, неудовлетворительные результаты тестов на координацию). Тем не менее, спортсменка имела высокую мотивацию к занятиям пулевой стрельбой и прилежно посещала все занятия, при любой возможности тренировалась дополнительно. Тренер стал уделять ей больше внимания, более подробно объяснять ее ошибки. Постепенно результаты стали расти, хотя и очень медленно. По мере роста результатов спортсменка стала заниматься еще более усердно. Через 2 года от начала занятий она вошла в состав сборной института по пулевой стрельбе и начала показывать удовлетворительные результаты, хотя в первый год тренеры сомневались в том, сумеет ли она достичь приемлемого уровня спортивной подготовки. Основные качества, которые проявляла спортсменка на протяжении двух лет: постоянную готовность трудиться, желание выезжать на соревнования, упорность. Получается, что спортсменка пришла в секцию изначально с высокой мотивацией на достижение успеха, а затем постепенный рост результатов убедил ее в выборе правильного направления и стал наилучшим мотивом.

Ситуация 4. Спортсменка имеет довольно высокие результаты стрельбы, будучи в начальной группе подготовки. При этом она редко посещает занятия, практически не слушает разбор ошибок, на долгое время может перестать ходить в секцию. Однако в случае проведения контрольной стрельбы стабильно держится на уровне результатов выше среднего. Тем не менее, какой-либо заинтересованности в более углубленном занятии данным видом спорта не проявляет. Получается, что она имеет некий изначальный набор

физических и психологических параметров, которые позволяют ей достигать более высоких результатов за меньший промежуток времени. Однако отсутствие мотивации к занятиям пулевой стрельбой делает эти параметры бесполезными с точки зрения дальнейшего развития и становления ее как спортсмена высокого уровня. Тренеры делали попытки заинтересовать спортсменку соревнованиями, однако успеха в этом не добились. Спортсменка выполнила и получила второй спортивный разряд, однако на ее мотивацию это никак не повлияло.

Из таких ситуаций напрашивается логичный вывод о том, что важным фактором достижения успеха и высоких результатов является не столько физические и психологические данные, предрасположенность к конкретному виду спорта, сколько непосредственно мотивация. Конечно, физическая и психологическая предрасположенность поможет быстрее добиться спортивных успехов, однако сильно мотивированный спортсмен сможет заниматься и тренироваться в большем объеме, что приведет его к тем же спортивным успехам, пусть и в более длительный промежуток времени. Но что важно, он в дальнейшем не бросит занятия и будет продолжать заниматься совершенствованием своих навыков, повышая результат. Встает закономерный вопрос, что именно формирует мотивацию к занятиям - изначальные мотивы приходящих новичков или же мотивы, которые формируются в процессе занятий под влиянием тренера, коллектива, непосредственного проведения тренировок и т.д.

Авторам довелось сравнить и проанализировать поведение двух больших групп студентов разного времени набора. Авторы разработали соответствующую методику отбора в секцию стрельбы, предполагающую субъективную оценку кандидатов по определенным критериям [2], однако данная методика не учитывала и никак не выявляла мотивацию студентов, либо выявляла ее косвенно (субъективно). Поначалу методика дала плюсы - по сравнению с обычным набором без какого-либо отбора кандидатов, данная методика позволила отобрать студентов, которые, в итоге, создали однородную по результативности группу, находящуюся на уровне приемлемых средних результатов для секции, без сильных «провалов» по результатам. Однако в дальнейшем отобранные стрелки, несмотря на хороший уровень результатов, стали проявлять меньшую заинтересованность в занятиях и в приоритетах ставить на первое место другие дела и занятия, а не стрельбу. Получается, что с точки зрения физических и психологических данных эти студенты вполне готовы показывать и более высокие результаты, однако по какой-то причине иной стала их мотивация (либо она отсутствовала изначально, что при отборе не было учтено).

В свою очередь, при обычном общем наборе без какого-либо отбора удалось в дальнейшем обнаружить студентов с высоким уровнем мотивации, которые по мере постепенного роста результатов стали всё больше и чаще посещать занятия и проявлять большую заинтересованность в данном виде спорта.

Получается, что при составлении методики отбора необходимо каким-то образом учитывать и выявлять мотивацию к занятиям стрельбой и использовать это, т. к. оказывается, что не всегда возможно создание мотивации в процессе тренировок и занятий для конкретного студента, пусть и показывающего высокие результаты.

В этой связи был проведен анкетный опрос среди 15 студентов, имеющих I разряд и выше и входящих в сборную института по пулевой стрельбе. Причины, которые привели студентов именно к занятиям стрельбой, оказались довольно разными, кроме того, они сильно пересекались с ответами, которые давали и начинающие занятия студенты: «раньше пробовал(а) стрелять, понравилось»; «попробовать что-то новое»; «ранее пробо-вал(а) немного заниматься»; «заинтересовало объявление о наборе в секцию» и т.д.

Авторы были уверены, что отличия в ответах сборников от ответов начинающих будут находиться в вопросах, касающихся причин, по которым студенты продолжают занятия, по которым студентам нравится этот вид спорта. Однако ответы так же оказались очень разнообразными и мало кто упоминал как таковые спортивные достижения, поездки на

соревнования. Примеры ответов: «стрельба доступна людям даже с плохой физической подготовкой»; «самопознание»; «отдых от другой деятельности, возможность расслабиться морально»; «коллектив и тренер»; «развитие полезных психологических качеств»; «самосовершенствование, работа над собой». Намного реже студенты упоминали «спортивный азарт». В этом смысле наиболее любопытными стали ответы на вопрос о том, появляется ли у студентов иногда желание перестать заниматься этим видом спорта, почему и как они это желание преодолевают? Здесь ответы оказались однозначными и похожими друг на друга. У большинства студентов-сборников такое желание появлялось, причинами называлось следующее: «отсутствие прогресса в тренировках»; «думал(а) бросить сначала, когда ничего не получалось»; «результат оказывается ниже ожидаемого»; «плохие результаты»; «не сбылись ожидания от результатов соревнований». Намного реже звучал ответ «не хватает на всё времени».

ВЫВОДЫ

Получается, что, с одной стороны, студенты видят в стрельбе возможность совершенствоваться, развивать в себе определенные качества и т.д. и как будто их не интересует возможность поездок на соревнования и возможность завоевания медалей и получения разрядов. Вероятно, дело в постановке вопроса, на который отвечают студенты. Когда вопрос затрагивает более глубокие мотивы и относится к мотивации косвенным образом, ответы становятся совершенно другими - и тут речь идет как раз о результатах и соревнованиях. При этом студенты отмечали, что при появлении желания перестать заниматься стрельбой преодолеть это желание им помогали следующие вещи: «поддержка тренера, разговор с тренером»; «перебарываю себя, заставляю себя не опускать руки»; «убеждаю себя, что это временно, попадаю в следующий раз хороший результат и сразу появляется большое желание заниматься дальше». Конечно, нельзя считать, что вся мотивация студентов сводится только к соревнованиям и спортивным успехам. Понятно, что большое значение, как и говорилось выше, так же имеют тренер, коллектив, эмоции и чувства непосредственно от процесса стрельбы, те качества, которые стрельба помогает развивать и т.д. Однако при планировании тренировок и планировании работы со студентами необходимо учитывать тот факт, что, по всей видимости, именно спортивный азарт и высокие результаты являются очень мощным мотивационным фактором, который позволяет как поддержать спортсменов и дать им толчок на дальнейшее развитие, так и сказаться негативным образом (в случае продолжительных «плохих» результатов). В связи с этим представляется логичным вовлекать начинающих студентов сразу в соревновательный процесс. Конечно, речь не идет о выезде на соревнования, однако здесь может помочь более частое проведение контрольных стрельб, небольшие соревнования между собой и т.д. Получается, что процесс создания мотивации у студентов к занятиям пулевой стрельбой должен выглядеть следующим образом. На этапе отбора необходимо определять студентов с высоким уровнем мотивации именно к данному виду спорта. В остальных случаях студенты приходят в секцию с собственными неопределенными мотивами («попробовать новое», «увидел объявление о наборе - заинтересовало»; «пробовал стрелять - понравилось, решил попробовать развиваться в этом направлении» и т.д.). После этапа отбора начинается непосредственно процесс тренировочных занятий, в течение которого, с одной стороны, необходимы и приятный коллектив, и интересное проведение занятий, и грамотный тренер - всё это создаёт желание у студента заниматься именно в этой секции. Одновременно следует вводить в тренировочный процесс соревновательные элементы, о которых говорилось выше. В случае неудач и отсутствия результативности студента следует поддерживать и давать возможность проявить себя в более простых результативных элементах (сравнить нынешние результаты с предыдущими, отметить их рост, пусть и незначительный и т.д.). По мере роста результатов на внутренних соревнованиях, контрольных и т.д. студентов постепенно имеет смысл вовлекать в процесс внешних соревнований, возможности

выполнения спортивного разряда и т.д. (неплохим мотивационным фактором в этом случае становится даже выполнение и оформление массовых разрядов - третьего, второго). Неплохими мотивационными элементами становятся награждение по итогам семестра, награждение по итогам контрольной, создание стендов с отличившимися в течение семестра студентами и т.д. При этом остается открытым вопрос по поводу небольшого количества студентов, которые, например, выиграли внутренние клубные соревнования или выполнили норматив второго разряда, однако при этом не проявили большего желания на занятия стрельбой и продолжают так же часто отсутствовать на тренировках. Вероятно, здесь вопрос в большей степени касается расстановки приоритетов на другие жизненные увлечения и дела, о чем так же говорилось в ответах на анкетный опросник.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьева, С.М. Мотивация студентов к занятиям пулевой стрельбой / С.М. Воробьева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 50-53.

2. Воробьева, С.М. Разработка вариативной методики первичного отбора в секцию пулевой стрельбы в условиях неопределенности / С.М. Воробьева, В.В. Донских // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 68-72.

3. Гончарова, Е.В. Мотивация студентов к здоровому образу жизни, занятиям физкультурой и спортом / Е.В. Гончарова, Л.Е. Чикина // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия : Педагогика и психология. - 2015. - № 1. - С. 37-39.

4. Жероков, З.А. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом в вузе / З.А. Же-роков, Н.Е. Ачиева // Проблемы и перспективы образования в XXI веке : сборник статей IV Международной научно-практической конференции. - Ставрополь, 2014. - С. 80-83.

5. Кабанов, А. А. Мотивация студентов вузов в сфере физической культуры и спорта / А. А. Кабанов // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 10-12.

6. Мальченко, А. Д. Изучение мотивации студентов вуза к занятиям культурой и спортом / А.Д. Мальченко, Е.А. Куницына // Вестник университета (государственный университет управления). - 2014. - № 15. - С. 287-290.

7. Хаметова, Р.И. Мотивация студентов к занятиям физической культурой и спортом / Р.И. Хаметова // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях : сборник статей XIII международной научной конференции. - Белгород, 2017. - С. 182-186.

8. Шаламов, Г.М. Формирование мотиваций и ценностного отношения к физической культуре и спорту в образовательных учреждениях / Г.М. Шаламов, С.М. Струганов // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : материалы международной научно-практической конференции. - Иркутск, 2014. - С. 430-432.

REFERENCES

1. Vorobyova, S.M. (2018), "Motivation of students to shooting sport", Uchenye zapiski universi-teta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 165, No. 11, pp. 50-53.

2. Vorobyova, S.M. and Donskikh, V.V. (2019), "Developing variable technique for primary selection to the shooting club in the conditions of indetermination", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 167, No. 1, pp. 68-72.

3. Goncharova, E.V. and Chikina, L.E. (2015), "The motivation of the students to lead a healthy lifestyle, physical training and sports", Bulletin of the Moscow Region State humanitarian Institute. Series: Pedagogics and Psychology, No. 1, pp. 37-39.

4. Zherokov, Z.A. and Achieva, N.E. (2014), "Motivation to physical culture and sports in university", Problems and prospects of education in the XXI century: materials of the IV international scientific-practical conference, Stavropol, pp. 80-83.

5. Kabanov, A.A. (2014), "Motivation of university students in the sphere of physical culture and sport", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 10-12.

6. Malchenko, A.D. and Kunitcina, E.A. (2014), "Study of the motivation of university students in physical culture and sports", Vestnik Universiteta (State University of Management), No. 15, pp. 287-290.

7. Khametova, R.I. (2017), "Motivation of students to physical culture and sports", Physical training and sport in university: materials of the XIII international scientific conference, Belgorod, pp. 182-186.

8. Shalamov, G.M. and Struganov, S.M. (2014), "Formation of motivation and valuable relation to physical culture and sport in university", Improvement of professional and physical training of cadets, students of university and employees of security agencies: materials of the international scientific-practical conference, Irkutsk, pp. 430-432.

Контактная информация: svechitos@gmail.com, vic@mai.ru

Статья поступила в редакцию 14.08.2019

УДК 796.062

МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТИВНОГО СПОРТА (ОБЗОР СОВРЕМЕННОЙ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

Елена Анатольевна Гаврилова, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой, Олег Анатольевич Чурганов, доктор педагогических наук, профессор, Северо-западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова (СЗГГМУ им. И.И. Мечникова), Санкт-Петербург; Юрий Владимирович Яковлев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Военная академия связи, Санкт-Петербург; Павел Анатольевич Котов, старший преподаватель, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

Аннотация

В обзорной статье рассматривается актуальная нормативная база медицинского обеспечения адаптивного спорта. Медицинское, медико-биологическое и медико-санитарное обеспечение адаптивного спорта играет важную роль в спортивной подготовке людей с ограниченными возможностями. Быстрое обновление нормативно-правовой базы по вопросу медицинского обеспечения паралимпийского спорта обуславливает актуальность и цель данного обзора.

Ключевые слова: спорт инвалидов, адаптивная физическая культура, паралимпийский спорт, медицинское обеспечение, медицинский допуск, нормативные документы.

MEDICAL SUPPORT OF ADAPTIVE SPORTS (REVIEW OF THE CURRENT REGULATORY FRAMEWORK OF RUSSIAN FEDERATION)

Elena Anatolyevna Gavrilova, the doctor of medical sciences, professor, department chairman, Oleg Anatolyevich Churganov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Mechnikov North-Western State Medical University, St. Petersburg; Yury Vladimirovich Yakovlev, the candidate ofpedagogical sciences, senior teacher, Military Academy of Communication, St. Petersburg; Pavel Anatolyevich Kotov, the senior teacher, Military Institute of Physical Culture,

St. Petersburg

Annotation

The review article discusses the current regulatory framework for the medical support of the adaptive sports. Medical, biomedical and health care provision of the adaptive sports plays an important role in sports training of the people with disabilities. The rapid update of the regulatory framework on the medical support of Paralympic sports determines the relevance and purpose of this review.

Keywords: sports of disabled people, adaptive physical culture, Paralympic sport, medical support, medical admission, normative documents.

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что зависимость риска заболеваемости от физической активности носит U - образный характер. Это означает, что интенсивные нагрузки способствуют заболеваемости и снижению уровня здоровья даже больше, чем «сидячий» образ жизни. Это касается, в том числе, и паралимпийского спорта. Задача медицинского обеспечения адаптивного спорта состоит во многом в профилактике нарушений и заболеваний, которые могут возникнуть у инвалидов при нерациональном использовании средств и методов адаптивной физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.