Научная статья на тему 'Разработка вариативной методики первичного отбора в секцию пулевой стрельбы в условиях неопределенности'

Разработка вариативной методики первичного отбора в секцию пулевой стрельбы в условиях неопределенности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕЛЬБА / СТУДЕНТЫ / ПЕРВИЧНЫЙ ОТБОР / СТРЕЛКИ / МЕТОДИКА ОТБОРА / SHOOTING / STUDENTS / PRIMARY SELECTION / SHOOTERS / SELECTION TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Светлана Михайловна, Донских Виктор Владимирович

В статье авторы рассказывают о внедрении в секцию пулевой стрельбы университета новой методики первичного отбора, реализующей программу подготовки учащихся вуза по стрелковым видам спорта. Проверка применимости методики осуществляется путём определения контрольной и экспериментальной групп с последующей зачётной стрельбой на этапе завершения реализации программы обучения. На основании результатов стрельбы делаются выводы об эффективности представленной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева Светлана Михайловна, Донских Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing variable technique for primary selection to the shooting club in the conditions of indetermination

In this article the authors speak about realization of the new technique for primary selection into the shooting club of the university. This technique meets specific nuances of the university’s shooting club. The technique is checked by creation of the control and experimental groups and the shooting test after training program realization. The authors analyze efficiency of the presented technique.

Текст научной работы на тему «Разработка вариативной методики первичного отбора в секцию пулевой стрельбы в условиях неопределенности»

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабкин, А.В. Туризм. Специальные виды туризма : учебное пособие / А.В. Бабкин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 252 с.

2. Развитие выносливости у студентов в учебном процессе по физической культуре / О.В. Везеницын, Т.Н. Шутова, Ю.В. Круглова, С.Б. Маврина // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура и спорт. - 2018. - № 3. - С. 40-48.

3. Возисова, М.А. Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма : учебное пособие / М.А. Возисова, Т.Н. Шутова ; Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. -Москва : [б.и.], 2017. - 100 с.

4. География туризма : учебник / В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко, Н.В. Зигерн-Корн, Н.В. Шабалина. - М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. - 336 с.

5. Активные и интерактивные методы обучения в профессиональной подготовке бакалавров физической культуры в области туристской деятельности / М.А. Возисова, Т.Н. Шутова, Е.О. Рыбакова, А.В. Шаравьева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. -№ 2. - С. 59-62.

REFERENCES

1. Babkin, A.V. (2011), Tourism. Special types of tourism: textbook, Phenix, Rostov-on-Don.

2. Vezenitcyn, O.V. Shutova T.N., Kruglova Yu.V. and Mavrina S.B. (2018), "Development of endurance among the students in the educational process on physical culture", News of the Tula state University. Physical education and sport, No. 3, 40-48.

3. Vozisova, M.A. and Shutova T.N. (2017), Theory and methodology of sport tourism: textbook, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow.

4. Kruzhalin, V.I., Mironenko N.S., Zigern-Korn N.V. and Shabalina N.V. (2014), Tourism Geography: textbook, Federal Agency for tourism, Moscow.

5. Vozisova, M.A., Shutova T.N., Rybakova E.O. and Sharafieva A.V. (2018), "Active and interactive teaching methods in vocational training of bachelors of physical culture tourism activities", Physical culture: upbringing, education, training, No 2. pp. 59-62.

Контактная информация: tany-156@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 15.01.2019

УДК 799.311

РАЗРАБОТКА ВАРИАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ПЕРВИЧНОГО ОТБОРА В СЕКЦИЮ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЫ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Светлана Михайловна Воробьева, преподаватель, Мастер спорта, Виктор Владимирович Донских, преподаватель, Мастер спорта, Московский Авиационный Институт (национальный исследовательский университет)

МАИ

Аннотация

В статье авторы рассказывают о внедрении в секцию пулевой стрельбы университета новой методики первичного отбора, реализующей программу подготовки учащихся вуза по стрелковым видам спорта. Проверка применимости методики осуществляется путём определения контрольной и экспериментальной групп с последующей зачётной стрельбой на этапе завершения реализации программы обучения. На основании результатов стрельбы делаются выводы об эффективности представленной методики.

Ключевые слова: стрельба, студенты, первичный отбор, стрелки, методика отбора.

DEVELOPING VARIABLE TECHNIQUE FOR PRIMARY SELECTION TO THE SHOOTING CLUB IN THE CONDITIONS OF INDETERMINATION

Svetlana Mikhailovna Vorobyova, the teacher, Master of Sports, Victor Vladimirovich Donskikh, the teacher, Master of Sports, Moscow Aviation Institute (National Research University)

Annotation

In this article the authors speak about realization of the new technique for primary selection into the shooting club of the university. This technique meets specific nuances of the university's shooting club. The technique is checked by creation of the control and experimental groups and the shooting test after training program realization. The authors analyze efficiency of the presented technique.

Keywords: shooting, students, primary selection, shooters, selection technique.

ВВЕДЕНИЕ

Методика подготовки спортсмена состоит из ряда важных этапов, и, пожалуй, один из основополагающих - «удачный» отбор перспективных кандидатов для занятий определенным видом спорта [3, 4]. Первичный отбор предполагает создание «фундамента», на котором строится вся дальнейшая спортивная работа [5]. Ведется отбор по различным признакам спортивной перспективности, характерным для того или иного вида спорта [1]. Секция пулевой стрельбы Московского Авиационного Института ежегодно сталкивается с необходимостью проведения качественного первичного отбора студентов, желающих заниматься олимпийским видом спорта. В рамках секции пулевой стрельбы МАИ существует ряд особенностей, связанных с первичным отбором: малое количество вакантных мест в учебных группах при большом количестве кандидатов (соотношение достигает 1 к 10); ограниченное время, выделяемое на первичный отбор одного кандидата (минуты), как следствие - высокие требования к точности оценки перспективности отбираемых студентов. При этом в существующей методике отбора используемые отборочные тесты для определения требуемых физиологических качеств при их проверке соответствующим экспериментом оказались не совсем показательными; кроме того, они не позволили выявить других важных для стрелков психологических качеств [2]. Увеличение количества желающих обучаться в секции студентов, уменьшение количества свободных мест в учебных группах в новом учебном году потребовали разработки новой, более эффективной методики отбора в секцию.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

На основе изложенных требований методика отбора претерпела существенные изменения. Дата и время отбора назначались заранее и сообщались студентам через информационные ресурсы университета (общие собрания студентов, объявления в сети Интернет). В назначенный день желающие заниматься в секции студенты собирались для общей лекции (студенты, как правило, не имеют опыта занятий пулевой стрельбой; спортсмены-стрелки с разрядами принимаются в секцию отдельно), на которой кандидатам рассказывалось о данном виде спорта, о проводимых тренировочных занятиях, об участии в соревнованиях и регламенте работы секции. После лекции кандидаты принимали участие непосредственно в отборе: каждый кандидат должен был рассказать о том, какие цели он преследует в рамках занятий пулевой стрельбой, при этом время на рассказ ограничивалось 1 минутой. Кандидата слушала комиссия из двух тренеров-инструкторов. В процессе рассказа кандидата каждый из тренеров независимо друг от друга составлял психологический портрет выступающего кандидата. После выступления всех желающих тренеры удалялись в отдельное помещение для обсуждения и принятия решения по выступившим кандидатам в закрытом режиме. Если оба тренера составили такой портрет кандидата, в котором отражалась его перспективность для занятий стрельбой, то такой кандидат считался прошедшим отбор в секцию. Далее обсуждались кандидаты, вызывающие вопросы или сомнения.

Кандидаты, в оценке которых оба тренера составляли неприменимую для занятий пулевой стрельбой картину, однозначно не отбирались. Среди качеств, на которые обращалось особенное внимание, были: устойчивость к стрессу при публичном выступлении; устойчивость к стрессу в условиях неопределенности - заранее кандидаты не знали, каким образом будет проходить отбор и что им предстоит сделать; отсутствие повышенной эмоциональности; минимальное волнение (в т.ч. по физиологическим признакам: дрожание конечностей, связность речи, суетливость движений); спокойствие и уверенность; адекватность; мотивация; умение контролировать себя в условиях стресса; склонность к самоанализу при рассказе о себе. Приветствовались собственные мысли и рассуждения, а не пересказ только что прочитанной лекции, честность, отсутствие «театральности» и желания работать на публику, отсутствие желания понравиться тренерам (т.е. отсутствие попытки казаться не самим собой, а другим человеком), отсутствие склонности к приукрашиванию (в т.ч. и самого себя). Косвенно рассматривались физическая форма и модель поведения, продемонстрированная кандидатом в период ожидания своей очереди для выступления. Оригинальность и форма изложения ответа на вопрос практически не учитывались, не считая частных случаев, когда несвязность речи однозначно указывала на отсутствие самоконтроля, а высказанная словесно мотивация к занятиям стрельбой ставила под сомнение адекватность и понимание сути занятий пулевой стрельбой. Оригинальность изложения ответа на вопрос могла указать как на то, что кандидатура не подходящая, так и на то, что студент четко понимает собственные желания, потребности, умеет расставлять приоритеты и способен к самоанализу. Итоговая численность учащихся, поступивших на процедуру отбора в отделение стрельбы из винтовки, составила 70 человек. Отказались от участия в отборе 21 человек. Мотивация отказа, выясненная у некоторых кандидатов, состояла в следующем: страх перед публичным выступлением; неуверенность в собственных силах; непонимание, каким образом данный тест применим к секции пулевой стрельбы; неоправданные ожидания (кандидаты ожидали специализированные тесты). Из оставшихся 49 человек было отобрано 19 (по количеству свободных мест в учебных группах). При этом гендерная пропорциональность не играла роли. Результат отбора: среди 49 человек, решивших участвовать в отборе, было 39 мужчин и 10 женщин, из них прошли отбор 12 мужчин и 7 женщин. Для дальнейшей проверки эффективности предложенной методики отбора было создано две группы. В экспериментальную группу вошли отобранные 19 человек. В контрольную группу были набраны случайным образом желающие заниматься студенты без каких-либо тестов или других вариантов отбора, т.е. фактически были приняты все желающие заниматься (не из числа участников отбора). Всего в контрольной группе оказалось 30 человек. Обе группы обучались по одинаковой программе первоначальной подготовки стрельбе из малокалиберной винтовки из положения лежа с ремня в течение 4 месяцев под руководством одного и того же тренера. По окончании обучения студенты двух групп сдавали семестровую контрольную - 3 пристрелочных и 10 зачетных выстрелов. Результаты контрольной стрельбы обеих групп представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты контрольного упражнения, 10 зачетных выстрелов

Контрольная группа Экспериментальная группа

Стрелок № Результат Стрелок № Результат

1 83 1 86

2 79 2 83

3 78 3 80

4 79 4 85

5 85 5 77

6 81 6 81

7 82 7 82

8 88 8 88

9 87 9 92

10 80 10 80

11 84 11 84

Контрольная группа Экспериментальная группа

Стрелок № Результат Стрелок № Результат

12 84 12 87

13 80 13 86

14 82 14 81

15 92 15 84

16 82 16 90

17 84 17 85

18 87 18 89

19 64 19 82

20 72

21 74

22 60

23 84

24 76

25 74

26 64

27 66

28 82

29 79

30 66

Среднее значение 78,6 Среднее значение 84,3

Стандартное отклонение 7,9 Стандартное отклонение 3,8

При вычислении эмпирического значения по формуле ^критерия Стьюдента для независимых выборок получаем значение 3,39. Число степеней свободы равно 47. По таблице критических значений Стьюдента 3,39>2,685, следовательно, уровень значимости меньше 0,01. Значит, имеются достоверные различия в группах.

ВЫВОДЫ

По результатам итоговой зачетной стрельбы видны различия в двух группах: в группе случайного набора средний результат составил 78,6±7,9 очков, а в группе, набранной по предложенной методике отбора, средний результат составил 84,3±3,8 очков. Очевидно, что средний результат выше в группе, предварительно прошедшей отбор. Более интересным для анализа представляется разброс результатов внутри групп. В контрольной группе самый высокий результат составил 92 очка, а самый низкий - 60 очков. В свою очередь, в экспериментальной группе самый высокий результат так же составляет 92 очка, а самый низкий - 77 очков. Экспериментальная группа имеет большую однородность в итоговых результатах: все они составляют больше 80 очков (только один результат - 77) и находятся в диапазоне от 80 до 90 очков (один результат превышает значение 90 и составляет 92 очка). В свою очередь, в контрольной группе наблюдается очень большой разброс результатов, от 60 до 92 очков, при этом 13 результатов из 30 (почти половина) составляют менее 80 очков. Из этого можно сделать вывод, что основной задачей, которую решает разработанная методика первичного отбора, является не столько поиск однозначно перспективных для стрельбы студентов или выделения среди них тех, кто способен быстро достигнуть высоких результатов, сколько создание однородной группы, позволяющей достичь необходимого уровня однородных результатов. С помощью разработанной методики удалось с достаточной степенью достоверности выявить людей, не имеющих однозначных способностей к занятиям пулевой стрельбой, и отобрать на свободные учебные места тех, кто является в этом смысле более перспективным, создав, тем самым, однородную по результативности группу. Это снижает временные и трудовые затраты тренеров и приводит к более оправданному расходу материальных ресурсов секции. Кроме того, в этом случае можно достигнуть большей эффективности в результатах работы при меньшем количестве спортсменов. При этом необходимо так же обратить внимание на спорные моменты, имеющиеся в разработанной методике. Во-первых, всегда присутствует возможность

субъективной ошибки в тренерских оценках, когда в секцию не отбирается кандидат, который мог бы, в итоге, показывать высокие результаты. Во-вторых, отдельного исследования и наблюдения обе группы требуют и в дальнейшей перспективе: всегда присутствует вероятность того, что кандидат, попавший на итоговой контрольной 60 или 70 очков, в дальнейшем так же сможет выйти на более высокие результаты (открытым остается вопрос по временным и трудовым затратам как тренера, так и спортсмена, которые потребуются для достижения этих высоких результатов в сравнении со спортсменами, изначально показывающими результаты свыше 80 очков). В-третьих, в разработанной методике присутствует риск субъективной оценки по типу «нравится/не нравится», когда тренеры отбирают симпатичного им кандидата, не считаясь с наиболее возможной объективной оценкой его психологических и спортивных качеств (этот пункт сглаживается тем фактом, что на отборе присутствует два тренера; число тренеров можно увеличить до трех для повышения объективности оценки).

ЛИТЕРАТУРА

1. Вайнштейн, Л.М. Путь на Олимп / Л.М. Вайнштейн. - М., 2005. - Режим доступа : www.shooting-ua.com/dop_arhiv/dop_2/books/Put_na_Olymp.pdf (дата обращения: 15.01.2019).

2. Воробьева, С.М. Изучение влияния некоторых качеств, использующихся при первичном отборе, на спортивные результаты в пулевой стрельбе / С.М. Воробьева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 52-56.

3. Губа, В.П. Спортивный отбор как учебная дисциплина / В.П. Губа // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 2. - С. 62-64.

4. Иткис, М.А. Специальная подготовка стрелка-спортсмена / М.А. Иткис. - М. : Изд-во ДОСААФ, 1982. - 245 с.

5. Корх, А.Я. Спортивная стрельба : учебник для институтов физической культуры / А.Я. Корх. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 255 с.

REFERENCES

1. Vaynshteyn, L.M. (2005), "Way to Olympus", available at: www.shooting-ua.com/dop_arhiv/dop_2/books/Put_na_Olymp.pdf (accessed 15 January 2019).

2. Vorobyova, S.M. (2018), "Studying of influence of some qualities used in primary selection on sports results in shooting", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 52-56.

3. Guba, V.P. (2008), "Sport selection as an educational discipline", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 62-64.

4. Itkis, M.A. (1982), Special training of the shooter, publishing house DOSAAF, Moscow.

5. Korkh, A.Ya. (1987), Sports shooting: the textbook for institutes of physical culture, publishing house "Physical culture and sport", Moscow.

Контактная информация: svechitos@gmail.com, vic@mai.ru

Статья поступила в редакцию 16.01.2019

УДК 796.964

АНАЛИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ХК «СКА-НЕФТЯНИК» НА КУБКЕ МИРА С 2016 ПО

2018 ГОДЫ

Сергей Викторович Галицын, доктор педагогических наук, профессор, Олег Зуфарович Зиганшин, доцент, председатель федерации хоккея с мячом Хабаровска, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК), г. Хабаровск; Константин Николаевич Дубровин, инженер, Вычислительный центр Дальневосточного отделения Российской академии наук, Хабаровск; Павел Анатольевич Ткаченко, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической

культуры (ДВГАФК), Хабаровск

Аннотация

Работа посвящена анализу выступления команды СКА-Нефтяник (Хабаровск) на кубке мира по хоккею с мячом с 2016-2018 годы. В статье рассмотрена статистика забитых и пропущенных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.