Научная статья на тему 'Изучение факторов, определяющих успешность в пулевой стрельбе'

Изучение факторов, определяющих успешность в пулевой стрельбе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
6426
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУЛЕВАЯ СТРЕЛЬБА / SHOOTING / ОТБОР / SELECTION / ТЕСТЫ / TESTS / СОРЕВНОВАНИЯ / COMPETITIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кривцов Александр Сергеевич, Кутергин Николай Борисович, Тарасенко Александр Алексеевич

В данной статье представлены некоторые тесты и показатели, на которые следует обратить внимание тренеру, при отборе перспективных спортсменов в секцию пулевой стрельбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кривцов Александр Сергеевич, Кутергин Николай Борисович, Тарасенко Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF THE FACTORS DETERMINING SUCCESS IN SHOOTING

This article presents some tests and indicators, which should be paid attention to the coach, when selecting prospective athletes in the section of bullet shooting.

Текст научной работы на тему «Изучение факторов, определяющих успешность в пулевой стрельбе»

В университете совместно с Федерацией гандбола Белгородской области создан центр развития гандбола в Белгородской области, где основную роль в организации данного центра сыграли хорошие традиции, кадровое обеспечение, отличная спортивная база. Сборная команда университета по гандболу - победитель (2017г.) и многократный призер Чемпионата России по гандболу среди мужских команд высшей лиги, победитель (2017г.) и пятикратный призёр чемпионата страны по пляжному гандболу, девятикратный призёр Кубка России по пляжному гандболу. 38 гандболистам присвоено спортивное звание «Мастер спорта России». Десять студентов университета в составе молодежной сборной команды страны - призеры чемпионата Европы по пляжному гандболу. Неоднократные победители молодежного Чемпионата России по пляжному гандболу.

Выводы. Подводя итоги выше приведенному можно констатировать, что спортивная материально-техническая база, имеющаяся в БГТУ им. В..Г. Шухова и выработанная модель функционирования кафедры физического воспитания и спорта наиболее полно соответствует модели современного опорного вуза. Так как кафедра физического воспитания и спорта круглогодично задействована в реализации многих проектов от городского, районного, областного до Всероссийского уровня.

Литература:

1. Ы{р://опорныйуниверситет.рф/

2. https://trand-store.ru/rating/opornyie-vuzyi-rossii-spisok.html

3. https://минобрнауки.рф/новости/8058/файл/7386/10.%20Соболев.pdf

4. http://опорныйуниверситет.рф/about

УДК:799.3

кандидат педагогических наук, доцент Кривцов Александр Сергеевич

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова» (г кандидат педагогических наук, доцент Кутергин Николай Борисович Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова» (г доцент Тарасенко Александр Алексеевич Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (г. Белгород)

ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УСПЕШНОСТЬ В ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЕ

Аннотация. В данной статье представлены некоторые тесты и показатели, на которые следует обратить внимание тренеру, при отборе перспективных спортсменов в секцию пулевой стрельбы.

Ключевые слова: пулевая стрельба, отбор, тесты, соревнования.

Annotation. This article presents some tests and indicators, which should be paid attention to the coach, when selecting prospective athletes in the section of bullet shooting.

Keywords: shooting, selection, tests, competitions.

Введение. Спортивный отбор представляет собой вид профессионального отбора наиболее одаренных и подготовленных спортсменов. Требования, предъявляемые современной действительностью к людям, в любой сфере деятельности вынуждают ориентировать каждого человека в область наиболее сообразную его наклонностям, качествам и способностям.

Спортивный отбор является, прежде всего, процессом, в результате которого применяется комплекс различных средств и методов и в результате их применения выявляются дети или действующие спортсмены, наиболее перспективные в данном виде спорта (спортивной специализации). Главное значение в спортивном отборе имеют индивидуальные особенности людей. При этом характер отбора зависит от специфики вида спорта.

«Спортивная ориентация» также имеет большое значение и тесно связано с отбором в спорте. Во время мероприятий по спортивной ориентации выбирают вид спорта из большого количества имеющихся, а во время отбора происходит обратный процесс, направленный на выявления перспективного человека для отдельного вида спорта [6]. Исследование сущности спортивного отбора к настоящему времени позволяет выделить несколько положений, которые становятся сегодня наиболее актуальными. Первое положение заключается в том, что следует выявлять не просто массу различных показателей, влияющих на дальнейшую результативность спортсмена, а перечень наиболее актуальных параметров и факторов.

Перечень таких факторов и параметров обусловлен, в первую очередь, глубиной проводимых обследований, развитием вида спорта и появлением новых выдающихся результатов, новых правил соревнований, новых технических и тактических приемов, предъявляющих новые требования к возможностям спортсменов.

Следующее положение тесно связано с предыдущим и заключается в том, что к настоящему времени большинство специалистов склоняются к мнению о необходимости выявления наименее изменчивых факторов и параметров, влияющих на перспективность спортсмена или новичка. Среди таких факторов часто определяются те, которые имеют биологическую природу, например, антропометрические и морфологические параметры. Поэтому в качестве критериев отбора, не рекомендуется опираться на признаки временного характера, а выбирать наименее изменчивые, которые часто связаны с наследственностью, генетической предрасположенностью к виду или к группе видов спорта [1].

Третье положение - по содержанию отбор должен быть не односторонним, а комплексным. Такой подход позволяет всесторонне оценить способности испытуемого и повышает вероятность точного определения его перспективности в спорте.

Следующее положение касается того, что важную информацию приносит не только диагностика исходного уровня способностей спортсмена, но и темпы прироста его достижений. Часто случается, что крепкие невысокие студенты на первоначальном этапе спортивной подготовки прогрессируют быстрее, но в дальнейшем именно они отсеиваются как неперспективные.

Педагогика

. Белгород); . Белгород);

Следующее положение - со временем методика отбора в спорте становится все разнообразнее и сложнее. Учитывая, что конкуренция в спорте активно обостряется - значение отбора все возрастает. Поэтому специалисты приходят к тому, что уже поверхностным обследованием, анамнезом и комплексом из нескольких упражнений уже трудно обойтись. Отсюда следует необходимость глубокого научного подхода к проблеме спортивного отбора [4].

Для того чтобы выявить факторы, во многом определяющие успешность подготовки и высокие результаты спортсмена-стрелка в соревнованиях, проводилось лабораторное обследование спортсменов-стрелков. Предполагалось, что данное обследование позволит уточнить критерии и показатели начального отбора спортсменов для занятий пулевой стрельбой.

Изложение основного материала статьи. Содержание обследования опиралось на предварительные данные анализа литературы, а также опрос тренеров и спортсменов, результаты лабораторных экспериментов, тестирование физической подготовленности и некоторых других измерений [3]. На основании этих данных были подобраны средства и методы оценки, важных для успешной спортивной деятельности качеств при занятиях пулевой стрельбой. Непосредственно в программу обследования спортсменов включались:

- измерение частоты сердечных сокращений в покое стоя;

- оценка остроты зрения;

- для оценки свойств психики, в частности определения уровня концентрации внимания и быстроты реакции выбора использовалась программа «ОРБИТА», для оценки способности противостоять утомлению и сохранять концентрацию при выполнении действий на точность тест - броски мяча в мишень (круг диаметром 20 см) с 4-х метров по 5 попыток, затем бег 1000м и повторные броски в мишень - 5 попыток;

- для оценки наследственных признаков (генетического анализа) применялось дерматоглифическое исследование (подсчет количества дельт на пальцах обеих рук) [1];

- для оценки специфических двигательных способностей стрелка проводилось:

а) с помощью тренажера «СКАТТ» определение длины траектории прицеливания за 1 секунду перед выстрелом - «Ь» (в мм) и определение амплитуды этой траектории за 3 секунды до выстрела (в мм), характеризующее способность удерживать оружие в поле определенного диаметра [5];

б) определение времени удержания положения «изготовки для стрельбы стоя» (мин) для оценки способности проявлять специальную силовую выносливость с оружием;

- для оценки показателей общей физической подготовленности испытуемых применялись - проба Ромберга, ходьба 10 м по линии, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища с закрепленными ногами, удержание равновесия, стоя на доске, положенной на трубу, наклон вперед стоя на скамейке, бег 1000м [2].

Показатели всех методов обследования в дальнейшем соотносились с результатами соревнований. По каждому фактору производился расчет коэффициента корреляции для количественных признаков. Каждый фактор связывался с результатами 9 соревнований по пулевой стрельбе в различных стрелковых упражнениях (МВ-2, МВ-8, ВП-4), полученными в течение года [3, 6].

В обследовании участвовало 12 спортсменов: 11 обследованных спортсменов были кандидатами в мастера спорта и 1 мастер спорта. Все участники вполне успешно выступают в соревнованиях и имеют реальные перспективы спортивного роста. Результаты обследования приведены в таблице 1.

Таблица 1

Данные взаимосвязи различных факторов с результатами участия испытуемых в соревнованиях

по пулевой стрельбе

№ п/п Название метода обследования и единицы измерения Название оцениваемого фактора Показатель коэффициента корреляции г Характер взаимосвязи Фактора

1. Дерматоглифика -вычисление количества дельт (кол-во) Количество дельт на руке как генетический фактор г = 0,89 Высокая положительная

2. Методика оценивания действий стрелка на тренажере «СКАТТ»: а) определение амплитуды траектории прицеливания с ВП за 3 сек (в мм) а)способность сохранять диаметр колебательных движений с оружием до выстрела г = - 0,86 Высокая Отрицательная

3. Проба Ромберга (сек) Способность сохранять статическое равновесие г = 0,79 Высокая положительная

4. Методика оценки стрелка-винтовочника с помощью специального упражнения с оружием (мин) Способность удерживать «изготовку для стрельбы» в положении стоя г = 0,50 Средняя положительная

5. Методика оценивания действий стрелка на тренажере «СКАТТ»: б) определение длины траектории выстрела (мм) б)способность удерживать оружие за секунду до выстрела г = - 0,46 Средняя отрицательная

6. Оценка психических процессов с помощью программы «ОРБИТА» (кол-во неправильных Концентрация внимания и реакция выбора г = - 0,42 Средняя отрицательная

ответных реакций)

7. Антропометрия (см) Длина верхних конечностей г = - 0,29 Слабая отрицательная

8. Антропометрия (см) Длина тела г = 0,25 Слабая Положительная

9. Тест - ходьба 10м по линии с закрытыми глазами (отклонение в см) Способность сохранять динамическое равновесие и ориентироваться в пространстве г = 0,25 Слабая Положительная

10. Оценка функции зрения (условные единицы) Острота зрения г = 0,21 Связь отсутствует

11. Тест- поднимание туловища в положении лежа с фиксированными ногами (кол-во раз) Силовая выносливость г = 0,21

12. Тест - наклон вперед стоя на скамейке (см) Способность проявлять гибкость г = 0,18

13. Измерение ЧСС с помощью пульсометрии (кол-во уд/мин) Частота сердечных сокращений в покое стоя г = 0,15

14. Тест - сгибание-разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) Силовая выносливость г = - 0,12

15. Двигательный тест: метание теннисного мяча в цель, бег 1км, метание теннисного мяча (разница в кол-ве попаданий) Способность противостоять утомлению при выполнении действий на точность г = - 0, 09

16. Тест - бег 1000м (сек) Способность проявлять общую выносливость г = 0,08

17. Тест- удержание равновесия в стойке на доске, лежащей на трубе (сек) Способность сохранять динамическое равновесие г = 0,04

18. Антропометрия (кг) Вес тела г = - 0,03 "

Результаты корреляционного анализа позволили выявить довольно интересные данные относительно факторов, существенно влияющих на успешность выполнения упражнений в пулевой стрельбе. Особого внимания при этом заслуживают те факторы, которые имеют хотя бы средний уровень взаимосвязи (при г = 0,30 и выше) с успешностью выполнения стрелковых упражнений. Таких факторов из 18 (с помощью тренажера «СКАТТ» оценивали сразу два показателя) оказалось только 6.

На первом месте, как представлено в таблице 1, находится показатель, полученный с помощью дерматоглифики при подсчете количества дельт на пальцах обеих рук испытуемых. Коэффициент корреляции (г = 0,89) демонстрирует сильную положительную связь с соревновательной успешностью. Этот показатель несколько ниже, чем в предварительном обследовании спортсменов-стрелков, что может объясняться имеющейся в первом случае большей выборкой и более высокой квалификацией спортсменов. В данном случае подтвердилось предположение о значимости наследственных факторов в успешности спортсменов-стрелков, что является важнейшим фактом и основанием для его учета в содержании первичного отбора.

На второй месте (г = - 0,86) находится специфическая способность человека удерживать оружие во время колебательных движений до выстрела в пределах минимального диаметра относительно средней точки попадания (СТП) мишени. Этот фактор обнаружен с помощью тренажера «СКАТТ». Он показывает, что чем меньше диаметр поля, в котором расположена траектория прицеливания, тем выше могут быть результаты в стрельбе. Фактор действительно чрезвычайно важный. Некоторые тренеры утверждают, что эту способность можно с годами улучшить в процессе тренировки, но значительная часть тренеров считает, что эта способность выявляется у кандидатов, которые затем быстрее других добиваются успехов в пулевой стрельбе.

На третьем месте (г = 0,79) оказалась способность сохранять статическое равновесие в позе Ромберга. Значит, состояние вестибулярного аппарата и координационных способностей человека является показательным для тех, кто избрал для себя занятия пулевой стрельбой. Этот факт вполне понятен: действительно, само действие аналогично, по сути, стрелковым упражнениям, хотя не совсем близко по структуре положения тела и его звеньев в пространстве. Очень важно, что данное упражнение простое, но несет много информации о пригодности будущего спортсмена-стрелка, что подтверждается высоким уровнем положительной корреляционной зависимости. Данный фактор является также хорошо выраженным.

На четвертом месте коэффициент корреляции между спортивными результатами стрелков и способностью удерживать положение «изготовки стоя» (г = 0,50), что еще раз подтверждает значение способности сохранять устойчивость в статическом положении, то есть здесь речь идет о специальной статической выносливости спортсмена-стрелка.

На пятой позиции специальные координационные способности -показатель длины траектории прицеливания способности удерживать оружие за секунду до выстрела (длина траектории «Ь»), который имеет коэффициент корреляции г = - 0,46 - это слабая отрицательная связь со спортивными результатами. Действительно, чем меньше показатель длины траектории выстрела, тем выше спортивное мастерство стрелка, что уже отмечалось в ряде исследований [3, 5]. Данный показатель также достаточно информативен.

Вместе с тем, следует учитывать, что стрелковым движениям можно научить спортсменов, а изначально невысокий результат в специальных упражнениях в дальнейшем может вполне улучшиться. В то же время, если при прочих равных условиях у испытуемого во время первичного отбора этот показатель будет выше, чем у других, то он будет иметь в последующем преимущество.

На шестой позиции находится способность, связанная с психическими процессами и свойствами человека - способность к концентрации внимания и быстроте реакции выбора, что оценивалось с помощью компьютерной программы «ОРБИТА» (количество неправильных ответных реакций испытуемого на появление условного сигнала на мониторе за ограниченное время). Коэффициент корреляции равен г = - 0,42, что означает, чем меньше неправильных ответных реакций на сигналы, тем выше степень концентрации внимания и реакция, а в свою очередь положительно отражается на результатах стрельбы спортсмена.

Все остальные показатели имеют корреляцию гораздо ниже, и, вероятно по этой причине их не стоит брать во внимание при проведении первичного отбора. Любопытно отметить, что не подтвердилась значимость показателей силовой выносливости в двух упражнениях, в метании мяча на точность после бега на 1000м. Наряду с этим показатели корреляционной зависимости антропометрических данных и успешности соревновательной деятельности практически не имеют взаимосвязи. В данном случае, вероятно справедливым является утверждение о целесообразности применения в спортивном отборе таких тестов, которые ближе всего учитывают специфику соревновательных упражнений, где особым образом сбалансированы наиболее актуальные для спортсмена физические качества и способности [3, 4]. Все остальные факторы имеют настолько низкие значения корреляции, что не имеет смысла останавливаться на анализе их значения для спортивного отбора в данном виде спорта.

Выводы. Таким образом, корреляционный анализ позволил выявить важнейшие факторы, оказывающие влияние на успешность деятельности спортсмена-стрелка. При этом оказалось, что предварительные данные об этих факторах, полученные на основе анализа литературы и проведенного опроса подтвердились лишь частично. В частности, было установлено в результате тестирования и опроса, что ведущее значение тренеры придают технической, психологической и физической подготовке. Среди ведущих факторов они, в первую очередь, выделяют способность концентрировать внимание, психическую уравновешенность, координацию движений и общую физическую подготовленность. Однако никто не отметил роль наследственности определяемой по генетическим маркерам.

В процессе нашего исследования неоднократно утверждалось ведущее значение общей функциональной работоспособности и состояния здоровья спортсменов, которое, например, тренеры сами не определяют, но считают первоначальной основой для любых спортивных занятий и потому специально данный фактор не называют, так как считают его не просто фактором, а, прежде всего условием отбора, не требующим доказательства.

Однако, наиболее важные факторы для первичного отбора по итогам исследования корреляционного анализа можно сгруппировать следующим образом:

- первая группа представлена наследственно обусловленным фактором - количеством дельт на пальцах обеих рук испытуемых;

- вторая группа отличается различными параметрами, характеризующими способность сохранять специфическую устойчивость спортсмена стрелка как без оружия, так и с оружием;

- третья группа представляет собой способность концентрировать внимание и обеспечивать высокий показатель реакции выбора.

Полученные данные в целом подтверждают рабочую гипотезу об основных факторах спортивной пригодности для занятий пулевой стрельбой. Отметим также, что важнейшим обстоятельством является тот факт, что в отличие от предшествующих методов, в данной методике учитываются факторы, имеющие сильную и среднюю корреляционную зависимость [3].

Таким образом, на основе проведенных исследований можно утверждать, что главными критериями первичного отбора детей для занятий пулевой стрельбой следует считать: 1) состояние здоровья спортсменов - обязательный критерий для допуска к занятиям спортом; 2) наследственные особенности, выраженные в суммарном количестве дельт на пальцах обеих рук; 3) способности сохранять устойчивое статическое равновесие; 4) способность к концентрации внимания и быстрому реагированию на сигнал.

Соответственно данным критериям имеются экспериментальные основания, позволяющие назвать показатели, которые отражают важные качества для успешной спортивной деятельности стрелков и которые следует выявлять при проведении первичного отбора для занятий пулевой стрельбой:

1 - при оценке состояния здоровья - такое состояние, которое соответствует, как минимум, относительному состоянию здоровья для детей подготовительной и основной медицинских групп;

2 - при оценке наследственности - дельтовый счет на пальцах рук на уровне 11,37 ± 1,98 условных единиц;

3 - при оценке способности сохранять устойчивое равновесие - наиболее высокие результаты в показателях статической устойчивости с оружием и без него;

4 - при оценке способности к концентрации внимания и быстрому реагированию на сигнал - наиболее высокие показатели проявления данных способностей.

Изложенные данные в дальнейшем можно использовать в методики первичного спортивного отбора для занятий пулевой стрельбой.

Литература:

1. Абрамова Т.Ф. Возможности использования пальцевой дерматоглифики в спортивном отборе / Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина, Н.Н. Озолин // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 3. - С. 10-15.

2. Крамской С.И. Особенности отбора тестов по физической подготовленности для студентов специального учебного отделения / С.И. Крамской, Е.А. Бондарь, В.В. Косухин // Здоровый образ жизни и физическое воспитание студентов и слушателей вузов: Материалы XIII международной очно-заочной научно-практической конференции, 2 апреля 2015 года, г. Москва. - в 2-х частях: часть 1 / Под ред. А.В. Карасева, Е.А. Разумовского, А .А. Сафонова, В .А. Собины. - М.: ИНЭП, 2015. - С. 27 - 32.

3. Кривцов А.С. Первичный отбор в группы начальной подготовки СДЮСШОР по пулевой стрельбе / А.С. Кривцов: Дис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2009. - 138 с.

4. Кривцов А.С. Комплексная форма отбора в пулевой стрельбе / А.С. Кривцов, Е.С. Палехова // -Физическая культура: воспитание, образование, тренировка №4. - 2008. - С. 64-67.

5. Палехова Е.С. Тренажер СКАТТ в подготовке стрелков / Е.С. Палехова // На рубеже XXI века. Год 2004- ой: научный альманах МГАФК. - Малаховка, 2004. - Т. 6. - С. 171-178.

6. Пятков В.Т. Отбор в группах пулевой стрельбы детско-юношеских спортивных школ и стрелково-спортивных клубов / В.Т. Пятков: Дис. ... канд. пед. наук. - Семипалатинск, 1981. - 162 с.

Педагогика

УДК 378.2+167.5

доктор педагогических наук, доцент Кружилина Тамара Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); доктор педагогических наук, профессор Орехова Татьяна Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

К ВОПРОСУ О ФОРМУЛИРОВАНИИ ПРОТИВОРЕЧИЙ И ГИПОТЕЗЫ В НАУЧНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Аннотация. Авторы статьи рассуждают относительно наполнения смыслом понятий «противоречие» и «педагогические условия» - существенных составляющих научно-педагогических исследований. В статье отмечается, что многие молодые соискатели, да и их научные руководители, достаточно формально подходят к формулированию противоречий. Авторы этих исследований выявляют три уровня противоречий, которые при близком рассмотрении не являются таковыми. Известно, что противоречие это несоответствие между желаемым и действительным. Противоречие возникает там, где потребность в чём-либо входит в антагонизм с тем, что есть. Не может быть противоречия между тем, что требуется и тем, чего нет. Выявить и сформулировать противоречие не так уж и просто, как кажется на первый взгляд. Ведь выявление и формулирование противоречия требует от соискателя чёткого видения того, что на сегодняшний день должно быть и того, что сегодня есть, но мешает развитию образовательного процесса, обществу в целом и т. д.

Кроме того, авторы статьи выявляют связи между исходными параметрами в педагогических исследованиях. В частности говорят о тесной связи содержания ключевого понятия исследования, педагогических условий, направленных на решение поставленной в исследовании проблемы и критериев оценки и выявления уровней сформированности того или иного качества личности, тех или иных объектов исследования. В статье ещё раз поднимается проблема наполнения педагогических условий содержанием, направленным на решение поставленной проблемы, причём педагогические условия являются одним из оснований разработки критериального аппарата исследования.

Ключевые слова: противоречие, гипотеза, педагогическое исследование, педагогические условия.

Annotation. The authors of the article talk over the meaning of the concepts «contradiction» and «pedagogical conditions» - they are essential components of scientific and pedagogical research. The article notes that many young applicants and their scientific supervisors formulate the scientific contradictionsrather formally. The authors of these studies identify three levels of contradictions, but on closer inspection they turn out to be different. It is well known that a contradiction is a discrepancy between the desired state and the real state. The contradiction arises where the need for something antagonizes the reality. There is no contradiction between what is required and what does not exist. Identifying and formulating a contradiction is not aseasy as it seems at first glance. The identification and formulation of a contradiction requires from the applicant to have a clear vision of what must be today and what we have today, but it prevents the processof educationaldevelopment as well as society in general and so on.

In addition, the authors of the article reveal the connections between the initial parameters in pedagogical studies. In particular, they speak of the close connection between the content of the key concept of the research and the pedagogical conditions aimed at solving the problem stated in the study as well as the assessment criteriaand developing the levels of particular quality formationof an individual or some objects of the research. The article raises the problem of pedagogical conditions meaningdue to the content aimed at solving the stated problem. The pedagogical conditions are one of the basic points for the developmentof the criterial apparatusin the research.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: controversy, a hypothesis, pedagogical research, pedagogical conditions.

Введение. Проблема выявления и формулирования противоречий в педагогических исследованиях не нова и не раз обсуждалась на страницах журнала «Педагогика». И, тем не менее, анализ диссертационных исследований последних десяти лет показывает, что соискатели и аспиранты имеют об этом не вполне чёткое представление. Во всяком случае, в диссертационных исследованиях противоречия, в большинстве случаев, формулируются скорее как обнаружение причин существующих противоречий, а не сами противоречия. Часто в педагогических исследованиях противоречиями называют недостатки, несоответствия в педагогической действительности или в педагогических явлениях. Приведём примеры подобным образом сформулированных противоречий:

1) противоречие между педагогическим потенциалом, заложенным в декоративно-прикладном искусстве, и отсутствием рекомендаций по его использованию в русле повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов, неразработанностью в педагогической науке данного вопроса;

2) между резким ростом потребности в специалистах, не только владеющих иностранным языком, но и в специалистах, для которых иноязычная культура является личностной ценностью, и недостаточной теоретической и практической разработанностью содержания и структуры иноязычной культуры, а также путей, обеспечивающих её формирование у студентов колледжа.

3) между осознанием преподавателями вузов необходимости нравственного развития студентов и недостаточной разработанностью механизмов реализации данного процесса;

4) противоречие между потребностью общества в повышении качества высшего образования и уровня подготовки специалистов высокой квалификации и недостаточной разработанностью педагогических основ организации процесса адаптации студентов в техническом вузе на современном этапе;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.