Научная статья на тему 'Подбор тренировочной программы для студентов вуза, занимающихся пулевой стрельбой'

Подбор тренировочной программы для студентов вуза, занимающихся пулевой стрельбой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУЛЕВАЯ СТРЕЛЬБА / СТУДЕНТЫ / СТРЕЛКИ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ ПРОГРАММА / СКАТТ / ТРЕНИРОВКА СТУДЕНТОВ / SHOOTING SPORT / STUDENTS / SHOOTERS / TRAINING PROGRAM / SCATT / STUDENTS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Светлана Михайловна

В представленной статье автор предлагает три вида тренировочной программы для обучения студентов пулевой стрельбе в вузе. Данные программы имеют между собой некоторые отличия. Цель подобрать тренировочную программу именно для студентов-стрелков в соответствии с особенностями обучения в вузе. Проводится их сравнительный анализ посредством эксперимента и выбирается наиболее оптимальная программа, приводящая к наилучшим результатам (в эксперименте участвуют три группы по 15 человек в каждой). Таковой является программа, в которой применяется стрелковый тренажер СКАТТ, а также в которую вносятся соревновательные элементы группа стрелков, тренирующаяся по данной программе, показывает наиболее высокие стрелковые результаты в соответствующем контрольном стрелковом упражнении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Choice of the training program for students-shooters in university

In this article the author presents three training programs for students-shooters in university. These training programs are various. The author chooses the training program for shooter-students. The author makes an experiment and compares these training programs (there are 3 groups of 15 people in the experiment). The author chooses the best training program for high sports results. The best training program is a program that uses a SCATT and elements of competition. Shooters training under this program show the highest shooting results in the control shooting.

Текст научной работы на тему «Подбор тренировочной программы для студентов вуза, занимающихся пулевой стрельбой»

3. Golubev, A.A. and Volkova, L.M. (2018), "Technology of development of vestibular stability of students for ensuring safety of flights in civil aviation", Business. Education. Right, No. 4 (45), pp. 413-417.

4. Zuykova, E.G., Bushma, T.V. and Volkova, L.M. (2019), "Psych emotional stability of students of different training profiles and their reaction to stress factors", Business. Education. Right, No. 3 (48), pp. 359-364.

5. Mitenkova L.V., Volkova L.M., Golubev A.A. and Zuykova E.G. (2018), "Development of vestibular stability of the future specialist of civil aviation", Culture physical and health, No. 3. (170), pp. 136138.

6. Rodionova, I.A., Shalupin, V.I. and Romanyuk, D.V. (2019), "Influence of fitness training on the health of students in the higher education system", Humanities, No. 1 (45), pp. 95-100.

Контактная информация: volkovalm@bk.ru

Статья поступила в редакцию 05.02.2020

УДК 799.311

ПОДБОР ТРЕНИРОВОЧНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБОЙ

Светлана Михайловна Воробьева, преподаватель, Мастер спорта, Московский Авиационный Институт (национальный исследовательский университет), Москва

Аннотация

В представленной статье автор предлагает три вида тренировочной программы для обучения студентов пулевой стрельбе в вузе. Данные программы имеют между собой некоторые отличия. Цель - подобрать тренировочную программу именно для студентов-стрелков в соответствии с особенностями обучения в вузе. Проводится их сравнительный анализ посредством эксперимента и выбирается наиболее оптимальная программа, приводящая к наилучшим результатам (в эксперименте участвуют три группы по 15 человек в каждой). Таковой является программа, в которой применяется стрелковый тренажер СКАТТ, а также в которую вносятся соревновательные элементы - группа стрелков, тренирующаяся по данной программе, показывает наиболее высокие стрелковые результаты в соответствующем контрольном стрелковом упражнении.

Ключевые слова: пулевая стрельба, студенты, стрелки, тренировочная программа, СКАТТ, тренировка студентов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p71-75

CHOICE OF THE TRAINING PROGRAM FOR STUDENTS-SHOOTERS IN

UNIVERSITY

Svetlana Mikhailovna Vorobyova, the teacher, Master of Sports, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Abstract

In this article the author presents three training programs for students-shooters in university. These training programs are various. The author chooses the training program for shooter-students. The author makes an experiment and compares these training programs (there are 3 groups of 15 people in the experiment). The author chooses the best training program for high sports results. The best training program is a program that uses a SCATT and elements of competition. Shooters training under this program show the highest shooting results in the control shooting.

Keywords: shooting sport, students, shooters, training program, SCATT, students training.

ВВЕДЕНИЕ

Обучение пулевой стрельбе студентов вуза, ранее не занимавшихся этим видом спорта, имеет ряд особенностей. В частности, на тренировочную программу накладываются ограничения, касающиеся временных затрат студентов - большинство обучающихся

не могут уделять занятиям стрельбой достаточно времени в связи с другими жизненными приоритетами, такими как учебный процесс, поиск работы, другие дополнительные образовательные курсы, желание попробовать себя в разных видах спорта и т.д. Тем не менее, многие из студентов имеют мотивацию к тому, чтобы развиваться и в пулевой стрельбе, получать спортивные разряды, посещать соревнования, занимать призовые места и т.д. [1]. В условиях ограниченного времени и ограниченного материально-технического обеспечения (в условиях секции в вузе отсутствует полностью индивидуальный подход, тренеры вынуждены обучать сразу большое количество студентов; кроме того, часто имеется нехватка снаряжения и оружия) необходимо наладить такую программу подготовки, в которой будут учитываться все перечисленные выше нюансы, а система тренировок будет более эффективной, чтобы за небольшой промежуток времени возможно было добиться большей результативности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для поиска и подбора наиболее эффективной методики подготовки студентов в направлении пулевой стрельбы (а именно — стрельбы лежа из малокалиберной винтовки) было проведено соответствующее исследование. Было сформировано 3 группы обучающихся, к которым применялась разная методика подготовки. После реализации подготовительной программы проводилась контрольная стрельба, результаты которой сравнивались между собой. Каждая группа включала в себя 15 обучающихся начального уровня (обучение проводилось «с нуля») и была рассчитана на 4 месяца. Занятия для каждой группы проходили 2 раза в неделю. Рассмотрим подробнее каждую программу подготовки.

Первая программа.

Первый месяц. Первые три занятия включали в себя три вводные лекции. Первая лекция была посвящена рассказу о пулевой стрельбе как виде спорта, общим принципам подготовки, особенностям данного вида спорта. Вторая лекция - технике безопасности. Третья - теоретическим основам основных элементов стрельбы: изготовке, прицеливанию, удержанию, дыханию, нажатию на спуск и т.д. Всё остальное оставшееся время месяца включало в себя холостую работу лежа с упора.

Второй месяц. На первых занятиях месяца студенты первый раз пробовали стрелять лежа с патронами (5 шт. на «кучность»). После занятия с патронами следовало занятие снова с «холостой» стрельбой, затем - снова стрельба с патронами на «кучность» (так же 5 шт.). В случае удовлетворительных результатов по «кучности» студент обучался изготовке для стрельбы лежа с ремня. Студенты, имевшие неудовлетворительные результаты по «кучности» работы, продолжали работу с упора до тех пор, пока не показывали удовлетворительные результаты. Оставшиеся занятия месяца были посвящены холостой работе лежа с ремня (поиск и подбор изготовки, отработка элементов техники и т.д.).

Третий месяц. В этот месяц происходило чередование «холостых» тренировок и тренировок, где производилась работа с патронами (от 5 до 20 шт. патронов на каждого студента). По результатам стрельбы с патронами разбирались возможные ошибки, результаты обсуждались. На «холостых» тренировках студенты старались данные ошибки исправить. Четвертый месяц. Чередование «холостых» тренировок и тренировок с работой с патронами продолжалось. Время на тренировку каждого студента постепенно увеличивалось с 20-30 минут до 50-60 минут.

Вторая программа.

Первый месяц. Количество вводных теоретических лекций сократилось до двух: первая лекция — общие основы данного вида спорта, знакомство с пулевой стрельбой и техника безопасности, вторая лекция — основы техники стрельбы (изготовка, прицеливание, дыхание, нажатие на спуск и т.д.). Затем следовало от трех до пяти занятий, на которых студенты работали лежа с упора. В зависимости от собственных ощущений и внешнего вида изготовки, в период третьего-пятого занятий они стреляли 5 шт. патронов на

«кучность», студенты с удовлетворительными результатами стрельбы переводились на изготовку «лежа с ремня», с неудовлетворительными — чередовали холостую работу с упора и отстрел 5 шт. патронов на «кучность» до той поры, пока не добьются удовлетворительных результатов (но суммарно не более трех попыток стрельбы на «кучность», после трех попыток студент, в любом случае, переводился на изготовку «лежа с ремня»). Далее происходило освоение изготовки «лежа с ремня».

Второй месяц и третий месяц. Во второй и третий месяца работы происходило чередование холостой работы и работы с патронами из изготовки «лежа с ремня». Студенты, показывавшие удовлетворительные результаты стрельбы на «кучность», периодически работали на тренажере 8СЛТТ - доказанном эффективном средстве срочной информации, которое предоставляет хорошую обратную связь между тренером и спортсменом [2, 3, 4].

Четвертый месяц. Происходило чередование тренировок: холостые, с патронами и на тренажере 8СЛТТ.

Третья программа.

Первый месяц. Количество вводных теоретических лекций — как во второй программе. Затем следовало три занятия, на которых студенты работали лежа с упора, на четвертом занятии они стреляли 5 шт. патронов на «кучность». Студенты с удовлетворительными результатами стрельбы сразу обучались изготовке для стрельбы лежа с ремня. Студенты, показавшие неудовлетворительные результаты стрельбы на «кучность», проводили еще одну холостую тренировку лежа с упора, затем вновь стреляли 5 шт. патронов на «кучность», после чего обучались изготовке для стрельбы с ремня при любом результате. Оставшиеся занятия месяца были посвящены освоению изготовки для стрельбы лежа с ремня.

Второй месяц. На первом занятии месяца студентам давалось 5 шт. патронов для стрельбы на «кучность» с ремня. Затем большая часть тренировок была посвящена работе на тренажере 8СЛТТ, по которому отслеживались все возникающие ошибки работы и студентам давались рекомендации по их исправлению. Фактически вся работа производилась на тренажере 8СЛТТ с минимумом работы с патронами (для оттачивания техники работы). Ближе к концу месяца между студентами проводилось соревнование с розыгрышем медалей (стрельба на результат на тренажере 8СЛТТ, 30 зачетных выстрелов).

Третий месяц. В этот месяц происходило чередование просто холостых тренировок, тренировок с использованием тренажера 8СЛТТ и тренировок с патронами. Те студенты, кто показывал более-менее приемлемые результаты работы, принимали участие во внутренних соревнованиях, теперь уже не на тренажере 8СЛТТ, а с патронами и стрельбой на результат (упражнение «30 выстрелов лежа с ремня»). Студенты с лучшими результатами награждались. В случае выполнения спортивных разрядов готовились документы для оформления данных разрядов.

Четвертый месяц. В этот месяц так же происходило чередование тренировок, как и в третьем месяце. В конце четвертого месяца каждой тренировочной программы каждая группа студентов выполняла контрольную стрельбу - 3 пристрелочных выстрела, 10 зачетных. Результаты каждой группы представлены в соответствующей таблице.

Таблица 1 - Результаты контрольной стрельбы исследуемых групп

Группа № 1 (первая программа подготовки) Группа № 2 (вторая программа подготовки) Группа № 3 (третья программа подготовки)

Стрелок № Результат стрельбы Стрелок № Результат стрельбы Стрелок № Результат стрельбы

1 83 1 86 1 91

2 72 2 85 2 91

3 86 3 91 3 90

4 82 4 83 4 84

5 85 5 84 5 92

6 64 6 81 6 87

7 68 7 77 7 84

Группа № 1 (первая программа подготовки) Группа № 2 (вторая программа подготовки) Группа № 3 (третья программа подготовки)

Стрелок № Результат стрельбы Стрелок № Результат стрельбы Стрелок № Результат стрельбы

8 89 8 92 8 86

9 76 9 90 9 91

10 80 10 89 10 95

11 81 11 85 11 92

12 92 12 84 12 91

13 67 13 82 13 90

14 76 14 83 14 88

15 67 15 82 15 89

Среднее 77,9 Среднее 84,9 Среднее 89,4

Стандартное 8,7 Стандартное 4,1 Стандартное 3,1

отклонение отклонение отклонение

Определим наличие достоверных различий между группами. Для этого вычислим эмпирическое значение по формуле ^критерия Стьюдента для группы № 1 и № 2 - оно равно 2,822. Число степеней свободы - 28. По таблице критических значений Стьюдента 2,822>2,763, следовательно, уровень значимости меньше 0,01. Значит, имеются достоверные различия между группами № 1 и № 2. Проверим то же самое для групп № 2 и № 3. Эмпирическое значение равно 3,409, число степеней свободы 28, по таблице критических значений Стьюдента 3,409>2,763, значит, уровень значимости меньше 0,01. Отсюда следует, что имеются достоверные различия так же между группами № 2 и № 3.

ВЫВОДЫ

По результатам итоговой контрольной видно, что средний результат в группе, занимающейся по первой программе подготовки, наиболее низкий. Группа второй программы имеет более высокий средний результат, а наиболее эффективной оказалась третья группа. В первую очередь, это указывает на эффективность работы на тренажере 8СЛТТ — на нем проще видеть и понимать допускаемые ошибки и сразу их исправлять. Это наглядно как для тренера, так и для студентов, кроме того, он вызывает у студентов больше интереса, нежели чем простая холостая работа с устными подсказками тренера. Основное отличие третьей программы от второй заключается в большем количестве тренировок с тренажером 8СЛТТ, а также быстрым включением в тренировки начинающих студентов соревновательных элементов, что повышает их заинтересованность и желание развиваться. В условиях ограниченного количества патронов так же актуален тот момент, что 8СЛТТ повышает эффективность тренировок и позволяет использовать патроны в меньших количествах (что, конечно, не отменяет необходимости периодически работать и с патронами, однако количество «боевых» тренировок можно снизить). Включение в программу продолжительных упражнений (30 выстрелов лежа) ведет к повышению специальной выносливости, что в дальнейшем так же положительным образом отражается на результатах более «короткого» упражнения (10 выстрелов лежа) - в этой связи, например, для повышения результатов упражнения «30 выстрелов лежа» можно включать в дальнейшем в программу тренировок упражнение «60 выстрелов лежа». Так же хорошо видно, что простое чередование холостых тренировок и тренировок с патронами без вспомогательных средств (первая программа подготовки), конечно, выводит студентов на определенный результат, однако имеет меньшую эффективность. Кроме того, нет большого смысла в длительном обучении студентов одному и тому же элементу (например, длительной работе с упора), т.к. освоение базовых навыков происходит намного быстрее (что видно по второй и третьей программам подготовки).

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьева, С.М. Детальное изучение мотивации студентов-стрелков к занятиям пулевой стрельбой в вузе / С.М. Воробьева, В.В. Донских // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.

- 2019. - № 8 (174). - С. 40-45.

2. Макляк, А.Н. Применение электронного тренажера «СКАТТ» в технической подготовке юных стрелков / А.Н. Макляк // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010.

- № 5. - С. 68-71.

3. Мейтин, А.Е. Начальное обучение пулевой стрельбе студентов физкультурного вуза с использованием технических средств / А.Е. Мейтин // Вестник спортивной науки. - 2012. - № 6. - С. 10-13.

4. Плоцкая, Е.А. Исследование техники прицеливания при производстве выстрелов у биатлонистов различной квалификации / Е.А. Плоцкая, А.В. Шишкина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 138-144.

REFERENCES

1. Vorobyova, S.M. and Donskikh, V.V. (2019), "Detailed studying of motivation of students-shooters to shooting sport in University", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 174, No. 8, pp. 40-45.

2. Maklyak, A.N. (2010), "The use of electronic trainer SKATT in technical training of shooters", Physical education: education, training, No. 5, pp. 68-71.

3. Meitin, A.E. (2012), "Initial shooting learning in physical culture institute students using technical means", Sports science bulletin, No. 6, pp. 10-13.

4. Plotskaya, E.A. and Shishkina, A.V. (2013), "Research of aiming technique by production of shots at biathlonists of various qualifications", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 138-144.

Контактная информация: svechitos@gmail.com

Статья поступила в редакцию 24.02.2020

УДК 796.011

КРИТЕРИИ, ШКАЛЫ ОЦЕНИВАНИЯ ГОТОВНОСТИ МУЖЧИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ ПОДВОДНОЙ ОХОТОЙ

Мария Владимировна Глубокая, преподаватель, Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел России, Красноярск

Аннотация

В настоящее время нет научно обоснованных методик подготовки зрелых контингентов населения к экстремальным видам физкультурно-спортивной деятельности. Подводная охота на задержке дыхания предъявляет определенные требования к функциональной и физической подготовленности человека. Без необходимой подготовки занятия подводной охотой могут привести к негативным последствиям. Цель статьи - представить критерии и шкалы, по которым необходимо оценивать должную готовность мужчин зрелого возраста к занятиям любительской подводной охотой.

Ключевые слова: критерии готовности, шкалы оценивания, функциональная подготовленность, физическая подготовленность, любительская подводная охота.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p75-78

CRITERIA, SCALES OF EVALUATION OF READINESS OF MEN OF MATURE AGE TO ACTIVITIES OF AMATEUR UNDERWATER HUNTING

Maria Vladimirovna Glubokaya, the teacher, Siberian Law Institute of the of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnoyarsk

Abstract

Currently, there are no scientifically based methods for preparing mature population contingents for extreme types of physical culture and sports activities. Spearfishing with breath holding makes certain demands on the functional and physical fitness of a person. Without the necessary preparation, spearfishing

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.