УДК 378. 02
РО!: 10. 23951/2307-6127-2019-4-106-116
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ РОССИЙСКОГО ВУЗА
К. А. Смышляев
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск Сибирский государственный медицинский университет, Томск
Приведены в обобщенном виде материалы научно-педагогического исследования, связанного с выявлением образовательного потенциала физического воспитания для социокультурной адаптации иностранных обучающихся российского вуза. Показаны принципы и педагогические способы актуализации и реализации такого потенциала. Представлены описание и результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе Национального исследовательского Томского политехнического университета и Сибирского государственного медицинского университета (Томск), по апробации авторского видения педагогических подходов, обеспечивающих социокультурную адаптацию иностранных обучающихся образовательными средствами физического воспитания. Обозначен социализирующий потенциал вузовских практик физического воспитания в отношении иностранных обучающихся и доказаны педагогические условия его реализации. Представлены особенности нового вида педагогического действия преподавателя физической культуры в вузе - его тьюторской функции при работе с иностранными обучающимися. Сформулированы конкретные организационно-педагогические рекомендации вузовским преподавателям физической культуры, связанные с эффективным решением задач интернационализации российского высшего образования посредством социокультурной адаптации иностранных обучающихся с помощью ресурсов физического воспитания.
Ключевые слова: иностранные обучающиеся российского вуза, социокультурная адаптация, образовательный потенциал физического воспитания, тьюторская функция в деятельности преподавателя физической культуры.
Экспорт образовательных услуг - одно из актуальных направлений развития российской системы высшего образования. Статистика показывает, что с каждым годом в российских вузах растет число иностранных обучающихся, расширяется география их присутствия в российском образовательном пространстве. По прогнозам экспертов, к 2025 г. число иностранных студентов, которые учатся в российских вузах и учреждениях профессионального образования на очном отделении, должно вырасти до 710 тыс. человек. В Томске доля иностранных студентов всех форм обучения за 10 лет выросла с 5,1 до 18,2 %. Согласно данным информационного агентства «РИА Томск», в настоящее время в Томске обучаются более 10 тыс. человек из 68 стран мира. Так, по статистическим данным, на май 2018 г., в Томском государственном университете (ТГУ) обучалось 2 294 иностранца, что составляло 21,9 % от общего числа обучающихся в ТГУ. В Томском политехническом университете (ТПУ) училось 3 400 иностранных студентов, что составляло 28 % всех обучающихся вуза. За последние шесть лет доля иностранных студентов в ТПУ выросла почти в 2 раза. В Сибирском государственном медицинском университете (СибГМУ) ежегодно
обучаются более 900 иностранных студентов (преимущественно из стран СНГ, Индии, Африки). В соответствии с информацией официального сайта СибГМУ, в вузе получают образование представители Германии, Голландии, Эстонии, США, Вьетнама, Кипра, Гаити, Монголии, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Нигерии, Индии, Колумбии и др.
Согласно экспертным мнениям, иностранные обучающиеся вузов РФ выступают агентами влияния. Они играют немаловажную роль в формировании международного образовательного имиджа России, что существенным образом сказывается на деловой репутации нашей страны на международном рынке образовательных услуг [1, 2].
В силу этого все больше актуализируется задача повышения качества образовательных услуг, оказываемых российскими вузами иностранным обучающимся - образовательным мигрантам. Решение этой задачи, безусловно, многоаспектно. Для управления процессами, связанными с повышением качества российского образования в отношении иностранных обучающихся, немалое значение имеет выявление социально-экономических и образовательных потребностей образовательных мигрантов. Это в свою очередь связано с изучением тех трудностей, с которыми сталкивается данная категория обучающихся российских вузов. Согласно данным имеющихся научных исследований (социология, экономика, культурология, психология, педагогика) по проблемам образовательных мигрантов России, одной из главных групп их трудностей при освоении российских образовательных программ являются трудности социокультурной адаптации к российскому социальному контексту и к образовательному пространству тех вузов, где, собственно, осуществляется образовательный процесс.
Социокультурная адаптация (СКА) иностранных обучающихся к образовательному пространству российских вузов выступает, как показывает анализ специальной литературы, одним из аспектов их социализации в условиях жизни и обучения в России. В социально-педагогическом смысле социализация представляет собой процесс приобщения человека к социальной жизни, «процесс его вхождения в общество, приобретение им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок» [3]. Социализация, являясь процессом становления личности, предполагает сочетание приспособления (адаптация) и обособления человека в условиях конкретного общества с его ценностно-нормативными особенностями [3, 4]. СКА - сложный многоплановый процесс взаимодействия личности и новой социокультурной среды, в ходе которого иностранные студенты, имея специфические этнические и психологические особенности, вынуждены преодолевать разного рода психологические, социальные, нравственные, религиозные барьеры, осваивать новые виды деятельности и формы поведения [3-5]. На основе изучения специальной литературы можно сказать, что СКА имеет несколько аспектов: психофизиологический, социально-психологический, социально-экономический [3-5]. СКА понимается как активный процесс взаимодействия представителя иной культуры и новой среды его социального обитания, процесс усвоения основных норм и поведенческих образцов, отражающих особенности социума новой окружающей действительности. Как показывает анализ специальной литературы, на психофизиологическом уровне СКА отражает физическое и эмоциональное самочувствие человека, на социально-психологическом - его доминирующее настроение, особенности активности, уровень тревожности, раздражительности, агрессивности.
Педагогический аспект СКА иностранных обучающихся российского вуза прежде всего представляет усвоение ими норм российского образовательного пространства, особенности приспособления к характеру, содержанию и условиям организации учебного процесса, формированию у студентов навыков самостоятельной учебной и научной работы.
Под образовательным пространством вуза мы понимаем сложноорганизованную систему взаимодействия составляющих, которые своей интегрированной целостностью обеспечивают образовательное влияние на субъектов образовательных отношений [6]. В число этих составляющих входят: инфраструктура вуза; материально-техническая база; эргономические параметры; специфика психологического климата, определяемая характером образовательного взаимодействия участников образовательных отношений, корпоративными коммуникативными ценностями и нормами; преобладающие в вузе педагогические традиции, подходы к организации образовательного процесса.
Для решения задач СКА иностранных обучающихся российского вуза должны быть актуализированы все его образовательные ресурсы. Однако анализ содержания научно-педагогических исследований последних лет убеждает, что образовательный потенциал вузовских практик физического воспитания иностранных обучающихся как средства для решения задач СКА иностранных студентов исследован, выявлен и педагогически осмыслен и, как следствие, актуализирован недостаточно (Т. Н. Язвинская, Тамеем Аль-Крад, Л. Тьерри и др.). Это актуализирует задачу расширения проблематики научно-педагогических исследований в обсуждаемом направлении.
Согласно нашей исследовательской гипотезе, физическое воспитание (ФВ) студенческой молодежи, выступая одним из элементов вузовского образовательного пространства, обладает существенным образовательным потенциалом для решения задач СКА иностранных обучающихся российского вуза. ФВ рассматривается в педагогике как вид воспитания, направленный на становление культуры двигательной активности человека, развитие его физических качеств, овладение приемами различных видов физкультурно-спортивной активности и формирование потребности в такой активности [7-9]. Цели ФВ состоят в совершенствовании физического состояния человека и воспитании его духовно-нравственных качеств, соотносящихся с требованиями общества по аспекту успешной социализации человека в период взросления. Задачи ФВ обучающихся вузов России осуществляет преподаватель физической культуры (ФК) - тренер-преподаватель. Этот специалист решает ряд специфических задач ФВ обучающихся: педагогические, организационные и управленческие [8, 9]. Преподаватель ФК в вузе осуществляет ФВ студенческой молодежи, включая и иностранных обучающихся, посредством осуществления достаточно широкого перечня видов профессионально-педагогической деятельности, среди которых:
- проведение академических занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» согласно требованиям ФГОС ВО;
- организация учебно-тренировочных занятий по различным видам спорта;
- организация и проведение спортивно-массовых мероприятий;
- педагогическое сопровождение самостоятельной работы обучающихся по ФК во вне-учебное время;
- индивидуальная работа по ФВ обучающихся, в том числе со студентами, испытывающими затруднения при освоении учебной дисциплины «Физическая культура»;
- прием контрольных нормативов и зачетов по учебной дисциплине «Физическая культура»;
- целенаправленная работа по повышению спортивного мастерства студентов-спортсменов, имеющих высокие спортивные достижения и намерения продолжать развиваться в профессиональном спорте;
- организация участия студентов в различных соревнованиях вне вуза [7-9].
На основании анализа научно-педагогических работ, представляющих различные аспекты понятия «образовательный потенциал», можно определить понятие «образовательный
потенциал физического воспитания» как совокупность специфических образовательных возможностей процесса ФВ, обусловливающих развитие тех или иных качеств субъектов образовательного взаимодействия в этом процессе.
Для выявления образовательного потенциала ФВ в контексте решения задач СКА иностранных обучающихся к вузовскому образовательному пространству России в ходе комплексного педагогического эксперимента были использованы следующие методы: теоретический анализ, опрос (респондентами выступали иностранные и российские обучающиеся, преподаватели физической культуры), метод анализа продуктов деятельности, психодиагностические методы.
В ходе опытно-экспериментальной работы (2015-2019 гг.) было построено модельное видение реализации образовательного потенциала ФВ для СКА иностранных обучающихся российского вуза. Такое видение основано на совокупности положений - принципов, вытекающих из уже установленных в психологии и педагогике закономерностей физического воспитания студенческой молодежи в возрастной период поздней юности, социокультурной адаптации образовательных мигрантов [8-14].
Таковыми выступают:
- интеграция процессов физического и интернационального воспитания студенческой молодежи: образовательное проектирование и реализация процесса ФВ студенческой молодежи посредством включения во все дидактические аспекты (ценности, цели, содержание, организационно-методические, технологические, коммуникационные характеристики, формы и методы контроля) компоненты интернационального воспитания;
- организация диалога национальных спортивных культур: введение тематических разделов в лекционный блок рабочей программы по учебной дисциплине «Физическая культура и спорт», раскрывающей национальные особенности российской физической культуры и спорта; ознакомление иностранных студентов с широко распространенными в России видами спорта, в частности зимними (лыжи, коньки, зимний футбол, хоккей) и национальными российскими видами спорта (лапта, городки); активизация процесса приобщения иностранных студентов к изучению русского языка в процессе физического воспитания (выполнение индивидуальных письменных работ физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной тематики, написание комментариев к видеоотчетам по итогам посещения спортивно-массовых мероприятий вузовского, межвузовского и городского уровня, написание рефлексивных текстов, связанных с динамикой собственного физического развития, на русском языке);
- индивидуализация процесса физического воспитания через использование специализированных тьюториалов: введение инвариантной компоненты в содержание рабочей программы курса «Физическая культура» в соответствии с опорой на субъектный опыт обучающегося и его принадлежность к той или иной национальности - тьюториал;
- интерактивность: включение в образовательный процесс по физической культуре технологий дистанционного обучения, в частности использование видеоотчетов по итогам посещения и участия в спортивных мероприятиях вузовского, муниципального и регионального уровня с предоставлением их комментариев;
- интеграция внеучебных (воспитательных и культурно-массовых) практик, практик академической и научно-исследовательской деятельности и практики физического воспитания вуза при работе с иностранными студентами, что обеспечит развитие интернационального взаимодействия субъектов образовательной деятельности в вузе с единых концептуальных и организационно-методических позиций через обеспечение целостности и взаимосвязи физического воспитания с другими образовательными практиками вуза для продуктивного решения задач его интернационализации;
- рефлексивность предполагает осуществление преподавателем физической культуры специально организованного сопровождения иностранных студентов для самоанализа динамики их СКА под влиянием ФВ.
Обеспечение тьюторской функции в деятельности преподавателя ФК в контексте решения задач СКА иностранных студентов, обучающихся в российском вузе, по данным наших исследований, может быть достигнуто следующими формами работы:
- индивидуальное сопровождение иностранных студентов при интеграции их в спортивно-массовые практики вуза, города, региона;
- оказание индивидуальной консультационной и организационно-методической помощи иностранным студентам при выборе ими спортивной специализации (спортивных секций);
- индивидуальная помощь иностранным студентам по подготовке ими выступлений на научных студенческих конференциях по ФК и спортивной тематике совместно с российскими студентами;
- психолого-педагогическая помощь в снятии коммуникативных затруднений иностранных студентов, возникающих в ходе спортивных и подвижных игр, эстафет, квестов, включающих взаимодействие с российскими студентами;
- организация наставничества российских студентов в отношении иностранных обучающихся при осуществлении спортивно-массовой работы [11].
Тьюторская позиция и функция в деятельности преподавателя ФК является новым способом реализации его педагогической деятельности, обеспечивая психолого-педагогическую помощь, консультационное участие в процессе СКА иностранных студентов в контексте его индивидуализации. В качестве методов педагогической деятельности, включая ее диагностический аспект, в рамках тьюторской функции преподавателя ФК при решении задач СКА иностранных студентов целесообразно использовать опрос, включенное наблюдение, игровую диагностику (квесты), анализ материалов социальных сетей.
Опытно-экспериментальная работа (ОЭР) по выявлению образовательного потенциала ФВ для СКА иностранных обучающихся российского вуза осуществлялась со студентами первого курса СибГМУ, проходившими обучение по ООП, направление подготовки 31.05.01 «Лечебное дело» (уровень специалитета - билингвальное обучение). Всего в ОЭР участвовало 104 иностранных студента - 64 юноши, 40 девушек (представители стран Африки и Индии) и 104 российских студента - 72 юноши, 32 девушки.
Этапы (сроки) ОЭР: поисково-констатирующий этап: I цикл - октябрь 2017 г.; II цикл -октябрь 2018 г.; формирующий этап: I цикл - ноябрь 2017 г. - май 2018 г.; II цикл - ноябрь 2018 г. - май 2019 г.; итогово-обобщающий этап (апрель - май 2019 г.).
Экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы. ЭГ: иностранные студенты (всего 54 человека: 14 человек участвовали в I цикле, а 40 человек - во II цикле), включены в процесс специально организованного педагогического воздействия. КГ: иностранные студенты (всего 50 человек) были включены в процесс физического воспитания по традиционной схеме.
В процессе организации образовательного взаимодействия со студентами ЭГ занятия по физической культуре проводились по следующей схеме: треть количества учебных часов была вынесена из расписания для проведения их по индивидуализированной программе: 20 (8) человек - подгруппа студентов из Индии и 20 (6) человек - студенты из стран Африки.
Индивидуализация программы по ФК состояла в содержании учебных занятий по части включения национальной компоненты, связанной с использованием игровых видов спорта: студенты стран Индии преимущественно играли на занятиях в крикет (командный неконтактный вид спорта, входящий в семейство игр, где используются бита и мяч), а студенты стран Африки - в футбол.
Для студентов ЭГ были организованы дополнительные занятия по ФК по согласованному графику-расписанию, где они вместе с российскими студентами и студентами из ближнего зарубежья изучали и осваивали российские национальные летние игровые виды спорта -русскую лапту, городки и зимние виды спорта - катание на лыжах и на коньках. В процессе этих занятий преподавателями контролировалось выполнение требования общения российских и иностранных студентов на русском и английском языках, чередуя их последовательно в ходе учебных занятий. Кроме того, в ходе этой составляющей ФВ студентам был предложен ряд специальных квестов, направленных на развитие способности к ориентации иностранных студентов в образовательном пространстве вуза, обеспечивающем физкультурно-спортивную компоненту учебного процесса. Инструкции для прохождения квестов были подготовлены на русском языке. Российские студенты при организации квестов выполняли функции наставников, обеспечивающих помощь в решении образовательно-игровых задач.
Студентам и ЭГ, и КГ был предложен курс лекций по физической культуре (на английском языке), содержательно акцентирующий ключевые этапы развития российской физической культуры и спорта, национальные ценности и особенности российской практики физической культуры и спорта. После прохождения курса лекций формой контроля выступала подготовка рефлексивного эссе на русском языке «Что интересного я узнал о российских спортивных традициях?». Выполнение этого задания было обозначено обязательным элементом в структуре требований к промежуточной аттестации по ФК (зачет).
Следует отметить, что при анализе эссе студентов ЭГ и КГ выявились различия. Во-первых, большинство студентов ЭГ (87 %) более детально и развернуто представляют свои суждения на заданную тему в отличие от студентов КГ. Во-вторых, обучающиеся, входящие в КГ, в содержании эссе допускают фактические ошибки, в то время как для студентов ЭГ такие ошибки не свойственны. В-третьих, из содержания эссе студентов ЭГ (79 %) прочитывается почтительное и уважительное отношение к российским спортивным традициям, а эссе, представленные студенческой молодежью КГ, содержат формальные безоценочные суждения (93 %).
В качестве заданий для самостоятельной работы в логике индивидуализации процесса ФВ иностранных студентов формой контроля обучающимся, включенным в состав ЭГ, было предложено посещение трех спортивно-массовых мероприятий (по индивидуальному выбору из перечня, предложенного преподавателем ФК, либо выбранных самостоятельно, по собственной инициативе): вузовского, межвузовского и городского уровня с обязательным представлением видеоотчетов и рефлексивно-аналитических комментариев, связанных с посещением этих мероприятий, по схеме, предложенной преподавателем физической культуры, - на русском языке. Студенты КГ в процессе самостоятельной работы по ФК могли либо готовить реферат по выбранной тематике (перечень тем рефератов и требования к его объему, содержанию предлагались преподавателем, что отражено в рабочей программе учебной дисциплины «Физическая культура») на русском языке, либо - выступление на научно-практической студенческой конференции по физкультурно-спортивной тематике также на русском языке. Процесс выбора темы и подготовки выступления курировался преподавателем. Подготовленность заданий самостоятельной работы также являлась обязательным элементом в структуре требований к промежуточной аттестации по ФК (зачет).
Для комплексной оценки эффективности ОЭР по выявлению образовательного потенциала ФВ для СКА иностранных обучающихся российского вуза были определены критерии и показатели СКА иностранных студентов. Критериями выступали социально-психологическая адаптация студентов-иностранцев и развитость интернационального взаимодействия российских и иностранных студентов. Результаты ОЭР на основе использования данных критериев приведены в табл. 1, 2.
Таблица 1
Социально-психологическая адаптация иностранных обучающихся на поисково-констатирующем и итогово-обобщающем этапе ОЭР
Показатель Поисково-констатирующий этап ОЭР Итогово-обобщающий этап ОЭР
Данные (значения) ЭГ и КГ Данные (значения) ЭГ и КГ
ЭГ, % КГ, % ЭГ, % КГ, %
Уровень субъективного ощущения одиночества (Д. Рассела и М. Фергюсона) Высокий - 78, средний - 12, низкий - 10 Высокий - 74, средний - 13, низкий - 9 Высокий - 48, средний - 42, низкий - 10 Высокий - 64, средний - 23, низкий - 13
Степень активности включенности иностранных обучающихся в спортивно-массовые мероприятия вуза (измеряется на основе посещаемости) Высокая - 3, средняя - 12, низкая - 85 Высокая - 3, средняя - 14, низкая - 83 Высокая - 24, средняя - 55, низкая - 21 Высокая - 11. средняя - 24, низкая - 65
Степень ориентации иностранных обучающихся в образовательном пространстве вуза, обеспечивающем физ-культурно-спортивную компоненту учебного процесса (измеряется по данным анализа выполнения специального квеста) Высокая - 7, средняя - 15, низкая - 78 Высокая - 9, средняя - 18, низкая - 73 Высокая - 37, средняя - 46, низкая - 17 Высокая - 11, средняя - 29, низкая - 60
Степень коммуникативных затруднений иностранных обучающихся, связанных с включенностью в неформальные социально одобряемые коммуникации по спортивно-массовой работе (заданные параметры педагогического наблюдения) Высокая - 84, средняя - 9, низкая - 7 Высокая - 80, средняя - 12, низкая - 8 Высокая - 34, средняя - 24, низкая - 22 Высокая - 62, средняя - 31, низкая - 17
Уровень посещаемости иностранными обучающимися занятий по ФК Высокий (90-100 % уч. занятий) - 35, средний (60-79 % уч. занятий) - 54, низкий (менее 59 % уч. занятий) - 11 Высокий (90-100 % уч. занятий) - 37, средний (60-79 % уч. занятий) - 53, низкий (менее 59 % уч. занятий) - 10 Высокий (90-100 % уч. занятий) - 67, средний (60-79 % уч. занятий) - 21, низкий (менее 59 % уч. занятий) - 12 Высокий (90-100 % уч. занятий) - 37, средний (60-79 % уч. занятий) - 53, низкий (менее 59 % уч. занятий) - 10
Таблица 2
Развитие интернационального взаимодействия российских и иностранных обучающихся на поисково-констатирующем и итогово-обобщающем этапе ОЭР
Показатель Поисково-констатирующий этап ОЭР Итогово-обобщающий этап ОЭР
Данные (значения) ЭГ и КГ Данные (значения) ЭГ и КГ
ЭГ КГ ЭГ КГ
Уровень агрессивности иностранных обучающихся (опросник Басса - Дарки), % Высокий - 41, средний - 49, низкий -10 Высокий - 38, средний - 51, низкий - 11 Высокий - 21, средний - 30, низкий - 49 Высокий - 28, средний - 51, низкий - 21
Окончание табл. 2
Показатель Поисково-констатирующий этап ОЭР Итогово-обобщающий этап ОЭР
Данные (значения) ЭГ и КГ Данные (значения) ЭГ и КГ
ЭГ КГ ЭГ КГ
Степень включенности иностранных обучающихся в спортивные секции, ориентированные на взаимодействие с российскими студентами, % Высокая - 3, средняя - 11, низкая - 86 Высокая - 3, средняя - 14, низкая - 83 Высокая - 13, средняя - 18, низкая - 69 Высокая - 9, средняя - 17, низкая - 74
Уровень конфликтности интернациональной коммуникации в процессе спортивно-массовых мероприятий (балльное шкалирование по результатам включенного наблюдения) Высокий Высокий Низкий Средний
Количество инициатив иностранных обучающихся-ся, связанных с проведением интернациональных спортивно-массовых мероприятий (за период учебного года) 0 0 2 0
Степень включенности иностранных обучающихся в процесс взаимодействия с российскими студентами в социальных сетях - по вопросам спортивно-массовой работы, % Высокая - 12, средняя - 8, низкая - 80 Высокая - 12, средняя - 9, низкая - 79 Высокая - 32, средняя - 28, низкая - 40 Высокая - 19, средняя - 14, низкая - 67
Таким образом, как видно из табл. 1, 2, представляющих результаты ОЭР на ее поиско-во-констатирующем и итогово-обобщающем этапах в сравнительном ракурсе, предложенная совокупность принципов ФВ иностранных обучающихся российского вуза опытно-экспериментальным путем подтвердила свою эффективность, доказывая также наличие образовательного потенциала ФВ для СКА данной категории студентов.
Обобщая, можно сделать ряд выводов.
Процесс физического воспитания в целостности своих составляющих - учебной (аудиторная, самостоятельная и индивидуальная работа) и внеучебной - выступает образовательным ресурсом СКА иностранных обучающихся. Это соотносится с актуальными задачами практики физического воспитания студенческой молодежи в условиях интернациональной образовательной среды российского университета.
Для актуализации образовательного потенциала физического воспитания в контексте СКА иностранных обучающихся российского вуза преподавателю ФК необходимо осваивать новые профессионально-педагогические действия, связанные с тьюторской позицией и функциями в профессиональной деятельности. Данный способ отличает оказание им психолого-педагогической помощи, его непосредственное консультационное участие в процессе социокультурной адаптации иностранных студентов в контексте индивидуализации процесса их физического воспитания.
Преподавателю физической культуры в современном российском вузе необходимо стать субъектом интернационализации. Это качественно новая характеристика его субъект-ности как представителя педагогической деятельности.
Список литературы
I. Арефьев А. Л . Российские вузы на международном рынке образовательных услуг // Образовательные технологии . 2008. № 4 . С .13 .
2 . Кудряшов Н . А. Адаптация студента-иностранца в вузе: проблемы и пути их решения . Краснодар: Юг, 2016 . 78 с .
3 . Социальная педагогика: курс лекций: учеб . пособие для студ . высш . учеб . заведений / под общ . ред . М . А . Галагузовой .
М . : ВЛАДОС, 2003.416 с .
4 . Ременцев А. Н . , Казанцева А . А . Социокультурные аспекты адаптации иностранных студентов // Alma mater (Вестник
высшей школы) . 2011. № 7 . С . 10-14 .
5 . Кривцова И . О . Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на
примере Воронежской государственной медицинской академии имени Н . Н . Бурденко) // Фундаментальные исследования . 2011. № 8 . С .17-25 .
6 Мудрик А В Социальная педагогика: учебник для студ учреждений высш проф образования 8-е изд , испр и доп М . : Академия, 2013. 240 с .
7 . Федеральный закон № 329-ФЗ, ст . 28 от 04.12 . 2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» . URL:
http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения:13. 06 .2017) .
8 . Секерин В . Д . Физическая культура (для бакалавров) . М . : КноРус, 2013. 424 c .
9 . Физическая культура и физическая подготовка: учебник / под ред. В . Я . Кикотя, И . С . Барчукова . М . : ЮНИТИ, 2016 . 431 c .
10 . Смышляев К. А. , Минин М . Г . , Рябова Т . С . Физическое воспитание студенческой молодежи в условиях интернациона-
лизации образовательной среды российского вуза // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2017 . Вып . 9 (186) . С . 83-89. DOI: 10 .23951/1609-624X-2017-9-83-89 .
II. Ковалева Т . М . Оформление новой профессии тьютора в российском образовании // Вопросы образования . 2011. № 2 . С.163-180.
12 . Шевелева С . И . Учет национальных особенностей студентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона при обучении
русскому языку как иностранному // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2010 . Вып . 12 (102) . С . 115-118 .
13 . Колбасова И . В . Адаптация иностранных студентов к иной социокультурной среде средствами физической культуры //
Спорт и физическая культура: интеграция научных исследований и практики: материалы VII Всерос . науч . -практ . конф . с международным участием . Курган: Изд-во Курганского гос . ун-та, 2018 . С . 9 . 14. Ellingboe B . J . , Mestenhauser J . A. Divisional strategies to internationalize a campus portrait: Results, resistance, and recommendations from a case study at U . S . university // Reforming the higher education curriculum: Internationalizing the campus . Phoenix, AZ: The American Council on Education and The Oryx Press, 1998. P 198-228.
Смышляев Кирилл Алексеевич, старший преподаватель, Национальный исследовательский Томский политехнический университет (пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050); Сибирский государственный медицинский университет (Московский тракт, 2, Томск, Россия, 634050). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 22.05.2019
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-4-106-116
THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF PHYSICAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF FOREIGN STUDENTS' SOCIO-CULTURAL ADAPTATION AT THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTION
K. A. Smyshlyayev
National Research Tomsk Polytechnic University, Siberian State Medical University, Тоmsk, Russian Federation
The materials of scientific and pedagogical research related to the identification of the educational potential of physical education for the socio-cultural adaptation of foreign students at a Russian university are presented in a generalized form. The principles and pedagogical ways of actualization and realization of such potential are shown. The description and results of experimental work carried out on the basis of the National Research Tomsk Polytechnic Univer-
sity and the Siberian State Medical University on the approbation of the author's vision of pedagogical approaches that provide socio-cultural adaptation of foreign students by educational means of physical education are presented. The socializing potential of higher school practices of physical education in relation to foreign students is indicated and the pedagogical conditions of its implementation are proved. The features of a new type of pedagogical activity of a physical education teacher in a higher educational institution - his tutor function when working with foreign students are presented. The specific organizational and pedagogical recommendations to higher school teachers of physical culture connected with the effective solution of problems related to the internationalization of the Russian higher education by means of social and cultural adaptation of foreign students by means of physical education resources are formulated.
Keywords: foreign students of Russian higher school, socio-cultural adaptation, educational potential ofphysical education, tutor function in the activity of a physical education teacher.
References
I. Aref'ev A . L . Rossiyskiye vuzy na mezhdunarodnom rynke obrazovatel'nykh uslug [Russian universities in the international market of educational services] . Obrazovatel'nyye tekhnologii - Educational Technology, 2008, no . 4, p .13 (in Russian) .
2 . Kudryashov N . A. Adaptatsiya studenta-inostrantsa v vuze: problemy i puti ikh resheniya [Adaptation of a foreign student at
higher school: problems and solutions] . Krasnodar, Yug Publ . , 2016 . 78 p . (in Russian) .
3 . Sotsial'naya pedagogika: kurs lektsiy: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. Pod obshch . red . M . A. Galaguzovoy
[Social pedagogy: course of lectures: textbook for higher school students . Ed . M . A. Galaguzova] . Moscow, VLADOS Publ . , 2003.416 p . (in Russian) .
4 . Rementsev A. N . , Kazantseva A. A. Sotsiokul'turnyye aspekty adaptatsii inostrannykh studentov [Sociocultural aspects of
adaptation of foreign students] . Alma mater (Vestnik vysshey shkoly) - Alma mater (High School Herald), 2011, no . 7, pp . 1014 (in Russian) .
5 . Krivtsova I . O . Sotsiokul'turnaya adaptatsiya inostrannykh studentov k obrazovatel'noy srede rossiyskogo vuza (na primere
Voronezhskoy gosudarstvennoy meditsinskoy akademii imeni N . N . Burdenko) [Social and cultural adaptation of foreign students to educational medium of the Russian higher school (on the example of the Voronezh State Medical Academy of N . N . Burdenko)] . Fundamental'nyye issledovaniya - Fundamental research, 2011, no .8 (2), pp . 284-288 (in Russian) .
6 . Mudrik A. V. Sotsial'naya pedagogika: uchebnik dlya stud. uchrezhdeniy vyssh. prof. obrazovaniya [Social pedagogy: textbook
for students of higher professional education institutions] . Moscow, Akademiya Publ . , 2013. 240 p . (in Russian) .
7 . Federal'nyy zakon no. 329-FZ, st. 28 ot 4 dekabrya 2007 "O fizicheskoy kul'ture i sporte v Rossiyskoy Federatsii" [Federal law
of the Russian Federation of December 4, 2007 no . 329-FZ "About physical culture and sport in the Russian Federation"] (in Russian) . URL: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (accessed 13 June 2019) .
8 . Sekerin V. D . Fizicheskaya kul'tura (dlya bakalavrov) [Physical education (for bachelors)] . Moscow, KnoRus Publ . , 2013. 424 p .
(in Russian)
9 . Fizicheskaya kul'tura i fizicheskaya podgotovka: uchebnik. Pod red . V. Ya . Kikotya, I. S . Barchukova [Physical education and
physical training: textbook . Ed . V.YA. Kikotya, I . S . Barchukov] . Moscow, YUNITI Publ . , 2016 . 431 p . (in Russian) .
10 . Smyshlyayev K . A. , Minin M . G . , Ryabova T S . Fizicheskoye vospitaniye studencheskoy molodezhi v usloviyakh
internatsionalizatsii obrazovatel'noy sredy rossiyskogo vuza [Student youth physical education in conditions of internationalization of educational environment of Russian higher school] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin, 2017, vol . 9 (186), pp . 83-89 (in Russian) . DOI: 10 . 23951/1609-624X-2017-9-83-89 .
II. Kovaleva T M . Oformleniye novoy professii t'yutora v rossiyskomo brazovanii [Making a new profession tutor in Russian education] . Voprosy obrazovaniya - Education Issues, 2011, no . 2, pp . 163-180 (in Russian) .
12 . Sheveleva S . I . Formirovaniye mezhkul'turnoy kompetentsii obuchayushchikhsya iz stran Aziatsko-tikhookeanskogo regiona na etape predvuzovskoy podgotovki. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Forming of the cross-cultural competence of the students from Asian-pacific region at the stage of pre-university training . Abstract of thesis cand . of ped . sci . ] . Tomsk, 2015. 23 p . (in Russian)
13 . Kolbasova I. V. Adaptatsiya inostrannykh studentov k inoy sotsiokul'turnoy srede sredstvami fizicheskoy kul'tury [Adaptation of foreign students to other socio-cultural environment by means of physical culture] . Sport i fizicheskaya kul'tura: integratsiya nauchnykh issledovaniy i praktiki: materialy VII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem [Sport and physical culture: integration of research and practice: proceedings of the VII Russian national scientific and practical conference with international participation] . Kurgan, 2018 . P 9 (in Russian) .
14. Ellingboe B . J . , Mestenhauser J . A. Divisional strategies to internationalize a campus portrait: Results, resistance, and recommendations from a case study at U . S . university. Reforming the higher education curriculum: Internationalizing the campus. Phoenix, AZ: The American Council on Education and The Oryx Press, 1998. Pp . 198-228.
Smyshlyayev K. A., National Research Tomsk Polytechnic University (pr. Lenina, 30, Tomsk, Russian Federation, 634050); Siberian State Medical University (Moskovskiy trakt, 2, Tomsk, Russian Federation, 634050). E-mail: [email protected]