DOI 10.25588/CSPU.2019.63.88.012
УДК 378.937:159 ББК 74.480.26:88.40
З. И. Тюмасева1, И. Л. Орехова2, Е. А. Челнокова3
^RCID № 0000-0001-5895-0605 Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0002-1671-7917 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
3ORCID № 0000-0001-8673-6032 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КАПИТАЛА
БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Аннотация
Введение. В статье рассматривается актуальная в аспекте современных вызовов проблема профессиональной идентификации студентов педагогического вуза. Представлены результаты диагностического исследования, проведенного в рамках разработанной авторами программы педагогического мониторинга, составными компонентами которой явля-
ются эмоционально-волевой, ценностно-мотивационный, коммуникативный и креативно-деятельностный. Цель статьи - выявить и охарактеризовать показатели профессиональной идентификации студентов педагогического вуза.
Материалы и методы. В процессе исследовательской деятельности осуществлен анализ научной литературы по проблеме профессиональной адаптации и идентификации в условиях социокультурной среды педагогического вуза. Использованы диагностические методики, включающие тестирование, анкетирование, самооценивание, взаимооценивание, а также педагогическое наблюдение и использование результатов профессиональной деятельности студентов во время педагогической практики. Математико-статистический анализ позволил обобщить результаты диагностической работы. Исследование проведено на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.
Резулътаты. Разработана программа педагогического мониторинга, целью которого является отслеживание процесса профессиональной адаптации и индентификации студентов педагогического вуза. Структурно программа представлена эмоционально-волевым, цен-ностно-мотивационным, коммуникативным и креативно-деятельност-ным компонентами. Выявлены и охарактеризованы показатели профессиональной идентификации будущих педагогов в условиях образовательной и социокультурной среды вуза. Описаны результаты проведенного диагностического исследования.
Обсуждение. Подчеркивается, что результативность профессиональной идентификации студентов педагогического вуза зависит от непрерывности ее отслеживания в процессе педагогического мониторинга.
Заключение. Делается вывод о том, что успешность профессиональной идентификации определяется особенностями образовательной
и социокультурном среды педагогического, в условиях которой происходит формирование и развитие профессионально и личностно значимых качеств, становление методического мастерства будущих педагогов.
Ключевые слова: социокультурный капитал, профессиональная идентификация, социализация, мотивационно-ценностный компонент, психологическая готовность, эмоционально-волевой компонент, коммуникативный компонент, коммуникативные умения и навыки, креативно-деятельностный компонент.
Основные положения:
- определено понятие профессиональной индентификации студентов педагогического вуза;
- разработана программа педагогического мониторинга профессиональной идентификации студентов в условиях образовательной и социокультурной среды педагогического вуза;
- представлены результаты оценки профессиональной идентификации будущих педагогов.
1 Введение (Introduction)
Современное время предъявляет большие требования не только к подготовке специалистов высокой квалификации, но и к профессиональному мастерству, мобильности, активности и ответственности будущих педагогов1. Данная проблема не будет решена, если не
обеспечить успешную профессиональную социализацию молодых специалистов, которая охватывает весь период профессиональной педагогической подготовки студентов как будущих учителей, включая адаптационный этап первокурсников и профессиональную
1 Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/ (дата обращения: 18.12.2018).
идентификацию студентов со второго по пятый курсы [1, с. 3; 2, с.78].
Идентификация (от лат. identification — отождествление) — это установление идентичности, то есть тождества, полного сходства чего-либо с чем-либо [3].
Понятие «идентификация» является мультифункциональным и имеет множество толкований. Оно используется во многих отраслях научного и прикладного значения.
В психологию понятие «идентификация» ввел З. Фрейд, под которым понимал неосознаваемое отождествление субъектом себя с другим субъектом. Он считал, что идентификация играет важнейшую роль в формировано личности [4, с. 442].
Позднее в психологической науке стали понимать идентификацию как процесс эмоционального или иного самоотождествления личности с другим человеком или группой [5, с. 81]. Кроме того, некоторые психологи воспринимают идентификацию как вид межличностного восприятия: понимание и интерпретация другого человека
путем отождествления себя с ним как схожего в интересах, мыслях и чувствах [6, с. 161.].
Идентификация рассматривается также как своеобразная проекция, обусловленная неосознаваемым отождествлением себя с каким-то другим человеком, присвоением таких чувств и качеств, которые желаемы, но пока еще недоступны.
Данное понятие адаптировано в педагогике при изучении профессиональной социализации студентов и профессионального самоопределения.
Профессионалъная идентификация студентов педагогического вуза понимается как процесс, в котором будущий педагог, как бы включив другого человека в свое «Я», присваивает его чувства, качества, мысли и действия. То есть устанавливается тождественность реального «Профессионального Я» и образа идеального педагога, который добросовестно выполняет свою профессиональную деятельность. В результате студент преодолевает чувство собственной неполноценности, тревожности,
что позволяет ему изменить свое «Я» с целью лучшей адаптации к социокультурной среде педагогического вуза. Таков защитный механизм профессиональной идентификации1 [7; 8].
Основными знаниями, на которые опирается профессиональная идентификация, являются принадлежность человека к профессиональному сообществу, степень соответствия его профессиональной деятельности принятому профессиональному эталону, определение своего места в системе профессиональных «ролей», степень признания в профессиональной группе, определение путей профессионального самосовершенствования, установление своих сильных и слабых сторон в профессиональной деятельности, индивидуальных способов успешного действия, понимание себя и своей профессиональной работы в будущем.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Над проблемой профессиональной идентификации студентов к социо-культурной среде педагогического вуза наш коллектив работает с 2003 года на базе Челябинского государственного педагогического университета (ныне Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета). Участниками опытно-экспериментальной работы стали 460 студентов второго-пятого курсов восьми факультетов.
Для реализации исследовательских задач был проведен анализ психолого-педагогической, валео-логической и социологической литературы, директивных документов в области высшего образования, а также использован комплекс эмпирических методов исследования: тестирование, наблюдение, анкетирование, самооценивание, взаимооценивание и математико-статистический анализ при обработке полученных результатов исследования.
1 Полухина М. В. Профессиональная идентификация студенчества: дис. ... канд. со-циол. наук. Екатеринбург, 2006. - 179 с.
Для оценки профессиональной идентификации студентов использовались следующие показатели:
- уровень психоэмоционального состояния и физического самочувствия как показатели адаптированности студентов к социокультурной среде педагогического вуза;
- сформированность профессионально значимых качеств;
- выраженность личностно значимых качеств;
- сформированность рационального отношения к здоровью и деятельности по его сохранению и укреплению (оздоровительная
омпетентность).
3 Результаты (Results)
В процессе исследования было пределено, что процесс профес-иональной идентификации будущих педагогов состоит из двух этапов: этапа стартовой диагно-тики и этапа собственно профес-иональной идентификации,
аканчивающегося итоговой диагностикой, позволяющей оценить отовность к профессиональной
деятельности. В статье раскрываются содержание и результаты именно диагностической работы.
Этап стартовой диагностики нацелен на выявление факторов, оказывающих непосредственное влияние на процесс профессиональной адаптации студентов вто-рого-пятого курсов в условиях социокультурной среды педагогического вуза. Разработанная нами диагностическая программа позволила в полной мере реализовать поставленную задачу.
Эмоционалъно-волевой компонент программы стартовой диагностики предполагал исследование уровня психоэмоционального состояния и физического самочувствия как показателей адаптированности будущих педагогов к социокультурной среде педагогического вуза [9; 10; 11].
Мы сделали упор на изучение выраженности способности студентов к самоконтролю и готовность отвечать за свои поступки. На наш взгляд, субъективным контролем является склонность будущего педагога брать на себя
?стник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2019, № 1 uth Ural State Humanitarian Pedagogical University Bulletin, 2019, № 1_
ответственность за то, что происходит не только с ним, но и уметь возлагать эту ответственность на других людей. Помимо этого, существует и объективный контроль событий, когда они происходят по воле обстоятельств или случая, вне зависимости от желания самого человека.
Методика «Уровень субъективного контроля» позволила оценить степень готовности будущих педагогов брать на себя ответственность за то, что происходит с ними в социокультурной среде, с которой связано их профессиональное становление [2; 12; 13].
Обработка материалов показала, что 63,3 % студентов обладают выраженной способностью к самоконтролю, готовы брать на себя ответственность за происходящие события и с должным вниманием, доброжелательностью и тактичностью относятся к другим людям и оказывают им моральную поддержку.
Средний уровень выраженности субъективного контроля демонстрируют 34,7 % будущих педагогов. Данные студенты
склонны делить ответственность с окружающими, например, со своими сокурсниками. 1,9 % респондентов довольно часто склонны снимать с себя всякую ответственность, в том числе и за происходящее в окружающей их социокультурной среде.
Мотивационно-ценностный компонент разработанной диагностической программы позволил определить систему личностных и профессиональных ценностей будущих педагогов, а также охарактеризовать их представление о роли педагога в здоровьесохран-ной образовательной деятельности [14].
Более чем у 30 % студентов-второкурсников выявлена выраженная мотивационная готовность к осуществлению профессионально направленной педагогической деятельности, в том числе и здоровье-сохранной. Студенты владеют навыками оздоровления и ответственно относятся к собственному здоровью. Стремление будущих педагогов к самостоятельному осуществлению профессиональной деятельности можно отобразить
следующим образом: карьера на первом месте (32 %); затем учеба (27 %); самореализация и самоуправление (28 %); гармоничные взаимоотношения (29 %), материальное благополучие (20 %). В ходе исследования выявлено: высокий и повышенный уровень ригидности проявляется у 67 % студентов-второкурсников; повышенный уровень фрустрационной напряженности отмечается у 39 %; высокая и повышенная тревожность — у 45 % студентов; высокий и повышенный уровень агрессивности демонстрируют 62 % респондентов; высокая стрессо-напряженность отмечается 88% будущих педагогов.
Характер физического самочувствия студентов, как необходимую составляющую субъективного здоровья, определяли по опроснику Гессенского.
Анализ полученных данных показал: повышенная истощаемость отмечается у 47 % студентов; проблемы, связанные с состоянием желудочно-кишечного тракта, отмечают 16 % второкурсников; 29 % студентов не удовлетворены своим
самочувствием по показателю «костно-мышечная система» и 18% — состоянием сердечно-сосудистой системы.
В ходе исследования необходимо было определить, насколько у студентов сформировалась компетентность в оздоровительной деятельности. Нами установлено, что состояние потребностного напряжения в отношении оздоровления сформировано лишь у 3 % второкурсников, не выражено — у 17 % и не сформировано у 80 % второкурсников. Поэтому эти студенты нуждались в помощи специалистов: 57 % заявили, что хотели бы получить навыки физического и психического оздоровления; 27 % студентов стремились к «душевному покою» и 64 % студентов ждали помощи от психолога, врача и педагога. Таким образом, мы пришли к выводу, что образовательная и социально-культурные среды вуза еще не способствовали успешной адаптации обучающихся, более того, образовательная среда, к сожалению, оказалась здоровьезатратной.
Поскольку студенты третьего курса изучили цикл медико-биологических дисциплин, прошли практику в летних оздоровительных лагерях, принимали участие в оздоровительно-воспитательных мероприятиях и в эколого-валеоло-гической научно-исследовательской работе, у них отмечается хороший уровень знаний и умений в области здоровьесохранной деятельности [15].
Умения и навыки в области коммуникации играют важную роль в профессиональном самоопределении, которая проявляется во взаимодействии индивида с другими субъектами профессиональной деятельности или профессиональной группой [16; 17; 18].
Коммуникативные умения и навыки продемонстрировали 68,5 % студентов, которые понимают, как можно выстраивать взаимоотношения между субъектами образования и социально-культурной средой. У них наиболее развиты такие коммуникативные умения, как принятие поддержки и сочувствия; оказание и принятие знаков внимания; реагирование на чужую
просьбу; бескорыстное оказание помощи другим людям; критическое отношение к неудачам и адекватное реагирование на успех других. Менее развиты следующие коммуникативные умения: реакция на справедливую и несправедливую критику; обращение к сокурснику с просьбой о помощи.
Креативно-деятелъностный компонент диагностической программы профессиональной идентификации будущих педагогов характеризует творческую самореализацию в социально-культурной среде вуза [19; 20].
Анализ результатов диагностического исследования показал, что высокий уровень творчества в решении педагогических и методических задач, в том числе и в области здоровьесохранной деятельности и формирования здорового и безопасного образа жизни, сформирован у каждого четвертого третьекурсника. Средний уровень наблюдается у 52 % студентов третьего курса и низкий уровень — 23 %.
Для изучения субъективной оценки сформированности профессиональных умений и навыков у студентов-третьекурсников использовалась модификационная методика К. М. Левитана. Анализировались следующие качества: интерес к деятельности учителя, стремление к знаниям в области здоровьесбережения, опыт по оздоровительной деятельности, овладение способами взаимоотношений с обучающимися, их родителями и другие личностно и профессионально значимые качества. Отмечено следующее: сфор-мированность гностических
мений отмечают у себя 64,5 % тудентов; проектировочных — 58 ; конструктивных — 48 %, коммуникативных умений — 42 %.
Основная цель второго (заклю-ительного) этапа реализации программы диагностики профессиональной идентификации студентов педагогического вуза заключалась в определении сформированности профессиональной готовности к педагогической деятельности, в том числе и доровьесохранной [21; 22].
У студентов старших курсов появилась твердая профессиональная уверенность в своих силах, способность выстраивать межлич-ностые отношения (67 %), а также потребность в здоровом и безопасном образе жизни (62 %).
На наш взгляд, эффективное использование поддерживающих и восстанавливающих мероприятий: консультирование, мастер-классы для обмена опытом; развитие системы тьюторства, наставничества — способствует повышению качества социокультурного капитала будущего педагога.
Однако следует заметить, что уровень физического самочувствия студентов четвертого курса более благополучен по сравнению с психоэмоциональным состоянием. У студентов старших курсов более хорошая работоспособность чем у первокурсников: высокий уровень работоспособности демонстрируют 57 % и 42 % студентов, соответственно.
Но психическое неблагополучие сохраняется у студентов в течение всего времени обучения в вузе. У них повышенный уровень
ригидности, что свидетельствует о росте сопротивляемости происходящим в образовательной и социокультурной среде вуза изменениям как защитной реакции студентов. По-видимому, благодаря росту ригидности происходит снижение уровня рефлексии к физическому самочувствию.
Анализ диагностического материала позволил выявить следующее: высокая стрессонапряженность наблюдается у 82 % студентов старших курсов; повышенная агрессивность — у 60 %. Они испытывают высокую утомляемость; с трудом находят общие интересы с людьми; консервативны, чувствуют себя беспомощными. 69 % студентов не хотят что-либо изменять в своей жизни.
У выпускников произошло изменение ценностных ориентиров с внешне ориентированных (карьера — 30 % студентов) на внутренне ориентированные (самореализация и самоутверждение — 37 % студентов). Образование является стабильной ценностью для 56 % будущих педагогов.
Анализ уровня методического мастерства будущих педагогов (методика И. А. Баевой, С. А. Гиль-манова, авторская модификация Н. А. Голикова; педагогическое наблюдение во время педагогической практики; результаты профессиональной педагогической деятельности студентов) свидетельствует о достаточно хорошем уровне профессиональной подготовки, о чем свидетельствуют данные рисунка 1.
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
32%
■
■
■
3%
Высокий Средний Низкий
уровень уровень уровень
Рисунок 1 — Уровень методического мастерства студентов пятого курса Figure 1 — The level of methodological skills of students of the fifth course
Более благоприятными были результаты по овладению выпускниками вуза компетенциями в области здоровьесохранной. Лишь 4,2 % выпускников продемонстрировали средний уровень сформи-рованности здоровьесберегающих наний и умений, но они понимают, что оздоровительная деятельность является необходимой составляющей профессиональной ндентификации специалиста. 4 Обсуждение (Discussion) В результате проведенного исследования разработана диагностическая программа, которая
соответствует основной цели педагогического мониторинга, а именно обеспечивает отслеживание процесса профессиональной идентификации студентов в условиях образовательной и социокультурной среды педагогического вуза. Структура программы представлена на рисунке 2, она включает направления профессиональной идентификации будущих педагогов, компоненты и показатели, которые используются для оценки ее эффективности (рисунок 2).
?стник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2019, № 1 uth Ural State Humanitarian Pedagogical University Bulletin, 2019, № 1_
Направления профессиональной идентификации:
Мотнвационная профессиональная идентификация. Операциональная профессиональная идентификация. Поведенческая профессиональная идентификация
Компоненты программы диагностики профессиональной идентификации
I
т
т
т
Эмоционально-волевой
Мотивационно-ценностиьш
Коммуникати вн ый
Креативно-деятельностный
Эмоциональная отзывчивость, способность к сопереживанию
Реакция
на успех и неудачу
Волевые устремления, самостоятельность и принципиальность
Способность к адекватной самооценке
Способность к саморегуляции поведения
Стремление к
профессиональному
успеху
Система личностных и проф ессиональных ценностей
Направленность, характер, способности, мотив ационная готовность к учеиио
Навыки
физического
самосовершенствования,
устойчивость
пз косом апнеск ого
состояния
Ценностные представления о здоровьесберегаюшей функции педагогической деятельности
Умения и навыки Способность
планирования к педагогической
коммуникативного деятельности
взаимодействия Здоровый стиль
с субъектами
образования поведения
с учетом их Творческая
возрастных самостоятельность
и индивидуальных в реш ении
особенностей педагогических
Организация задач
взаимодействия Творческий
в воспитательно- подход
образовательном к организации
процессе воспитательной
Способность работы
к развитию Способность
коммуникативных к созданию
умений зд ороЕьесберег аюш ей
среды
Творчество
в применении
здорсвь есохранных
технологий
Рисунок 2 — Структура программы педагогического мониторинга
профессиональной идентификации будущих педагогов
Figure 2 — The structure of the program of pedagogical monitoring
of professional identification of future
Необходимо отметить, что:
- эмоционально-волевой компонент диагностической программы позволяет выявить личное отношение будущего педагога к профессиональной деятельности и ее совершенствованию, его личностные качества;
- мотивационно-ценностный характеризует систему личностных и профессиональных ценностей, стремление будущего педагога к самостоятельному осуществлению профессиональной педагогической деятельности, профессиональному самоопределению и идентификации в профессии, а также готовность к реализации здоровьесохранной функции педагогической профессии;
- коммуникативный критерий отражает особенности взаимодействия будущего педагога с субъектами образования в условиях образовательной и социокультурной среды;
- креативно-деятельностный критерий позволяет оценить,
teachers
насколько сформирован у будущего педагога творческий подход к педагогической деятельности, способность осознанного выбора комплекса образовательных методов и технологий, способствующих не только интеллектуальному развитию подрастающего человека, но обеспечивающих сохранение его здоровья;
Помимо представленных на рисунке составляющих программы педагогического мониторинга, следует назвать принципы, в соответствии с которыми она реализуется: принципы научности, системности, оптимальности, управления, индивидуальности и развития.
5 Заключение (Conclusion) Изучение профессиональной идентификации будущих педагогов позволило сделать следующие выводы:
- реализация разработанной диагностической программы способствует созданию и развитию (в соответствии с этапами профессиональной адаптации и социализации) образовательной и
социокультурной среды педагогического вуза, которая: обеспечивает формирование и развитие у будущих педагогов мотивации к осуществлению профессиональной деятельности, осознание социальной значимости педагогической профессии, своих индивидуальных образовательных потребностей и особенностей профессионального развития, на основе которых возможно создание индивидуального образа профессиональной педагогической деятельности; способствует становлению у студентов педагогической культуры, выполняющей функцию трансляции социального опыта; регулятивную, семиотическую, аксиологическую и креативную функции;
- профессиональная идентификация — процесс и результат само-отож-дествления будущего
педагога с носителем идеального «Профессионального Я», образом педагога конкретной профильной направленности;
- результаты профессиональной идентификации будущих педагогов должны соотноситься с профессиональными компетенциями направления профессиональной подготовки.
6 Благодарности (Acknowledgments)
Статья выполнена в рамках научного проекта «Теоретическое и научно-методическое сопровождение развития здоровьесберегаю-щего пространства «вуз - школа -дошкольная образовательная организация» как фактора профессиональной социализации и профессионального роста педагога» Комплексной программы и плана научно-исследовательской, проектной и научно-организационной деятельности Научного Центра Российской Академии Образования на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета на 2018-2020 годы. Авторы выражают признательность коллегам за помощь.
Библиографический список
1. Садырин В. В. Профессиональная социализация выпускников педагогических вузов на основе использования современных технологий сетевого взаимодействия [Текст] / В.В. Садырин, Н.О. Яковлева, Л.В. Трубайчук, З.И. Тюмасева З.И.[ и др.] / под общ. ред. В.В. Садырина. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. -294 с.
2. Тюмасева З. И. Адаптационный этап процесса профессиональной социализации студентов педагогического вуза [Текст] / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова, Н.О. Яковлева // Образование и наука. - 2018. - № 1. - С. 75-95. Б01: 10.17853/1994-56392018-1-75-95.
3. Миронова, С.П. Профессиональная идентификация личности и толерантность [Текст] / С.П. Миронова // Научно-теоретический журнал. Ученые записки. 2007. - № 10 (32). - С. 52-57.
4. Фрейд, З. Психология бессознательного : сб. произведений. М. : Просвещение, 1990. - 448 с.
5. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студентов вузов / В.С. Мухина. - М. : Академия, 2000. - 456 с.
6. Миронова, С.П. Профессиональная идентификация личности: Методы исследования: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «РГППУ», 2008. - 133 с.
7. Тюмасева, З. И. Принципы профессиональной социализации педагогов для общей социализации обучаемых в контексте культурно-исторического подхода [Текст] / З.И. Тюмасева // Теория и методика профессионального образования. 2014.
Вып. 4 (64). - С. 88-92.
8. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность : монография. М. : МОСУ, 001. - 256 с.
9. Критерии и показатели психолого-оздоровительной оценки безопасности и доровьесбережения образовательной среды в системе «вуз-школа» [Текст] / З.И. юмасева [и др.] // Фундаментальные исследования. 2015. - № 8. - Ч. 1. - С. 158-167.
10. Валеева Г.В. Тюмасева З.И. Психологическая готовность будущих учителей к оздоровительной деятельности [Текст]: монография. Челябинск : Изд-во ЗАО «Цицеро», 2014. - 140 с.
11. Артеменко, Б.А. Модель психологической готовности студентов педагогического вуза к здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях [Текст] / Б.А. Артеменко, Г.В. Валеева, З.И. Тюмасева // Вестник ТвГУ. Серия
Педагогика и психология». - 2016. - Вып. 1. - С. 80-90.
12. Фельдман, И.Л. Критерии, показатели и уровни развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции педагога [Текст] / И.Л. Фельдман // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2010. - № 1. - С. 281-289.
13. Мокроусова, Т.А. Профессиональное самоопределение студента в контек-те фор-мирования субъектной позиции [Текст] / Т.А. Мокроусова // Символ науки. 2015. - № 12-2. - С. 171-174.
?стник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2019, № 1 uth Ural State Humanitarian Pedagogical University Bulletin, 2019, № 1_
14. Омельченко, Е.А. Самовыражение в системе ценностных ориентаций будущих педагогов дошкольного образования [Электронный ресурс] / Е.А. Омельченко, Г.С. Чеснокова, Р.О. Агавелян // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - Т. 8. - № 1. - С. 7-22. - URL: http://vestnik.nspu.ru/article/2634. - [Дата обращения: 13.11.2018]. DOI: 10.15293/2226-3365.1801.01.
15. Тюмасева, З.И. Системы и средства оздоровления (в рамках профессиональной подготовки магистрантов-тьюторов по здоровьесбережению [Текст]: учеб. пособие / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова, Б.А. Артеменко - Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ - 2018. - 144 с.
16. Kostina S., Zaitseva E., Bannykh G. Development of a model of professional identity of civil servants as a project to solve problems of public administration / 4th International Multidisci-plinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts. Ancience science. Conference proceed-ings. V. III. 2017. P. 173-181.
17. Долгова, В.И. Моделирование процесса развития профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа [Текст] / В.И. Долгова, Ю.А. Рокицкая, К.А. Балакина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - № 2. - С. 213-221. DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.22.
18. Гейвин, Х. Когнитивная психология [Текст] / Х. Гейвин. - СПб.: Питер, 2003. - 272 с.
19. Колесникова, А.А. Личностная зрелость в контексте профессиональной идентификации студентов разный специальностей [Текст] / А.А. Колесникова // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 2 (51). - С. 293-296.
20. Костина, С.Н. Профессиональная идентичность и идентификация публичных служащих: теоретический анализ [Текст] / С.Н. Костина, Е.В. Зайцева, Г.А. Алексеева, А.И. Кузьмин // Социум и власть. - 2017. - № 6 (68). - С. 26-35.
21. Луков, В.А. О теории социализации Франклина Гиддингса [Электронный ресурс] / В.А. Луков, Е.Е. Лукова // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2014. - № 3 (май - июнь). - URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/3/Lukovs_Theory-Socialization-Giddings [архивировано в WebCite] (дата обращения: 21.11.2018).
22. Попова, В.Н. Система профессиональной ориентации для повышения готовности подростков к профессиональному самоопределению [Текст] / В.Н. Попова // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования. - № 3. - 2015. - С. 8486.
Z. I. Tyumaseva1, I. L. Orekhova2, E. A. Chelnokova3
1ORCID: № 0000-0001-5895-0605 Professor, Doctor of Sciences (Education), Manager of Department of Health and Safety and Medicobiological Disciplines,
South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected] 2ORCID: № 0000-0002-1671-7917 Associate Professor, Candidate of Sciences (Education), Associate Professor of Department of Health and Safety and Medi-cobiological Disciplines,
South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
3ORCID: № 0000-0001-8673-6032 Associate Professor, Candidate of Sciences (Education), Associate Professor of Department of Innovative Technologies of Management, Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia. E-mail: [email protected]
PROFESSIONAL IDENTIFICATION AS CONDITION IMPROVEMENT OF QUALITY OF THE SOCIOCULTURAL CAPITAL OF FUTURE TEACHER
Abstract
Introduction. At the article the relevant problem of profesional identification of students of pedagogical higher education nstitution in aspect of modern calls is considered. Results of the di-agnostic testing conducted within the program of pedagogical monitoring developed by authors which compound components are emotional and strong-willed, valuable and motivational, commu-icative and creative and activity are presented. Purpose of the rticle is to reveal and characterize indicators of professional identification of students of pedagogical higher education institution. Materials and methods. In the course of research activity the nalysis of scientific literature on a problem of professional adaptation and identification in the conditions of the sociocultural environment of pedagogical higher education institution is carried out. The diagnostic techniques in-cluding testing, questioning,
?стник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2019, № 1 uth Ural State Humanitarian Pedagogical University Bulletin, 2019, № 1_
self-estimation, mutually estimation and also pedagogical observation and use of results of professional activity of students during student teaching are used. The mathe-matico-statistical analysis allowed to generalize results of diagnostic work. The research is conduct-ed on the basis of the Southern Ural state humanitarian and pedagogical university.
Results. The program of pedagogical monitoring which purpose is tracking of process of pro-fessional adaptation and an identification of students of pedagogical higher education institution is developed. Structurally the program is presented emotional and strong-willed, valuable and motiva-tional, communicative and creative and activity by components. Indicators of professional identification of future teachers in the conditions of the educational and sociocultural environment of high-er education institution are revealed and characterized. Results of the conducted diagnostic testing are described.
Discussion. It is emphasized that the effectiveness of professional identification of students of pedagogical higher education institution depends on the continuity of its tracking in the course of pedagogical monitoring.
Conclusion. The conclusion that the success of professional identification is defined by fea-tures of the educational and soci-ocultural environment pedagogical in the conditions of which there is a formation and development professionally and personally significant qualities, formation of me-thodical skill of future teachers is drawn.
Keywords: sociocultural capital, professional identification, socialization, motivational and valuable component, psychological readiness, emotional and strong-willed component, communicative component, communicative skills, creative and activity component.
Highlights:
The concept of a professional identification of students of pedagogical higher education institution is defined;
The program of pedagogical monitoring of professional identification of students in the conditions of the educational and so-ciocultural environment of pedagogical higher education institution is developed;
Results of assessment of professional identification of future teachers are presented.
References
1. Sadyrin V.V., Yakovleva N.O., Trubaychuk L.V., Tyumaseva Z.I. et al. (2013) Profes-sional'naja socializacija vypusknikov pedagogicheskih vuzov na osnove ispol'zovanija sovremennyh tehnologij setevogo vzaimodejstvija [Professional socialization of graduates of pedagogical high schools on the basis of modern networking technologies application]. ChGPU Publ., 294 (In Rus-sian).
2. Tyumaseva Z.I., Orekhova I.L., Yakovleva N.O. (2018) Adaptacionnyj ehtap processa professional'noj socializacii studentov pedagogicheskogo vuza [Adaptation stage cf process of pro-fessional socialization of students of pedagogical higher education institution]. Nauchnyj zhurnal. Obrazovanie i nauka, 20, 1, 75-95. DOI: 10.17853/1994.-5639-2018.-1-75-95. (In Russian).
3. Mironova S.P. (2007) Professional'naya identifikaciya lichnosti i tolerantnost' [ 3rofession-al identification of the personality and tolerance]. Nauchno-teoreticheskij zhurnal. Uchenye zapiski, 10 (32), 52-57. (In Russian).
4. Frejd Z. (1990) Psihologiya bessoznatel'nogo [Psikhologiya unconscious], Pros-veshchenie Publ., 448 (In Russian).
5. Muhina V.S. (2000) Vozrastnaya psihologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otro-chestvo [Age psychology: development phenomenology, childhood, adolescence]. Akademiya Publ., 456. (In Russian).
6. Mironova S.P. (2008) Professional'naya identifikaciya lichnosti: Metody issledo-vaniya [Professional identification of the personality: Research methods], RGPPU Publ., 133 (In Russian).
7. Tyumaseva Z.I. (2014) Principy professional'noj socializacii pedagogov dlya ob-shchej so-cializacii obuchaemyh v kontekste kul'turno-istoricheskogo podhoda [The principles of professional socialization of teachers for the general socialization of trainees in
the context of cultural and histor-ical approach]. Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya, 4 (64), 88-92.
8. Schneider L.B. (2001) Professional'naya identichnost' [Professional identity]. MOSU Publ., 256 (In Russian).
9. Tyumaseva Z.I., Valeeva G.V., Orekhova I.L., Romanova E.A. (2015) Kriterii i pokazateli psihologo-ozdorovitel'noj ocenki bezopasnosti i zdorov'esberezheniya obra-zovatel'noj sredy v sis-teme «vuz-shkola» [Criteria and indicators of psikhologo-improving assessment of safety and health saving of the educational environment in a system "higher education institution school"]. Funda-mental'nye issledovaniya, 8, 1, 158-167. (In Russian).
10. Valeeva G.V., Tyumaseva Z.I. (2014) Psihologicheskaya gotovnost' budushchih uchitelej k ozdorovitel'noj deyatel'nosti [Psychological readiness of future teachers for improving activity]. Chelyabinsk, Tsitsero Publ., 140 (In Russian).
11. Artemenko B.A., Valeeva G.V., Tyumaseva Z.I. (2016) Model' psiholog-icheskoj gotov-nosti studentov pedagogicheskogo vuza k zdorov'esberegayushchej deyatel'nosti v obrazovatel'nyh organizaciyah [Model of psychological readiness of students of pedagogical higher education insti-tution for health saving activity in the educational organizations]. Vestnik TvGU. Seriya «Pedagogi-ka i psihologiya», 1, 80-90. (In Russian).
12. Feldman I.L. (2010) Kriterii, pokazateli i urovni razvitiya professional'nogo samopoz-naniya v strukture YA-koncepcii pedagoga [Criteria, indicators and the levels of development of professional self-knowledge in structure of the Ya-concept of the teacher]. Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki, 1, 281-289. (In Russian).
13. Mokrousova T.A. (2015) Professional'noe samoopredelenie studenta v kontek-ste formi-rovaniya sub"ektnoj pozicii [Professional self-determination of the student in the context of for-mation of a subject position]. Simvol nauki, 12-2, 171-174. (In Russian).
14. Omelchenko E.A., Chesnokova G.S., Agavelyan R.O. (2018) Samovyrazhenie v sisteme tsennostnykh orientatsy budutschikh pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya [Self-expression in the students' system of values at pre-school teachers' training universities]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 8(1), 722. Available from: http://vestnik.nspu.ru/article/2634 [Accessed 13 March 2018]. DOI: 10.15293/2226-3365.1801.01 (In Russian).
15. Tyumaseva Z.I., Orekhova I.L., Artemenko B.A. (2018) Sistemy i sredstva ozdorovleniya (v ramkah professional'noj podgotovki magistrantov-t'yutorov po zdorov'es-berezheniyu [Systems and means of improvement (within vocational training of undergraduates tutors on health-saving]. YuUrGGPU Publ., 144 (In Russian).
16. Kostina S., Zaitseva E., Bannykh G. (2017) Development of a model of professional identity of civil servants as a project to solve problems of public administration / 4th International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts. An-cience science. Conference proceedings. III., 173-181. (In Russian).
17. Dolgova V.I., Rokitskaya Yu.A., Balakina K.A. (2018) Modelirovanie processa razvitiya professional'nogo samoopredeleniya studentov pedagogicheskogo kolledzha [Modeling of devel-opment of professional self-determination of students of teacher training college]. Vestnik ChGPU, 2, 213-221. DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.22. (In Russian).
18. Gejvin H. (2003) Kognitivnaya psihologiya [Cognitive psychology]. Piter Publ., 272 (In Russian).
19. Kolesnikova A.A. (2015) Lichnostnaya zrelost' v kontekste professional'noj identifikacii studentov raznyj special'nostej [A personal maturity in the context of professional identification of students different specialties]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2 (51), 293-296. (In Russian).
20. Kostina S.N., Zaytseva E.V., Alekseeva G.A., Kuzmin A.I. (2017) Profession-al'naya identichnost' i identifikaciya publichnyh sluzhashchih: teoreticheskij analiz [Professional identity and identification of public employees: theoretical analysis]. Socium i vlast', 6 (68), 26-35. (In Rus-sian).
21. Lukov V.A., Lukova E.E. (2014) About the theory of socialization of Franklin Giddings. Informacionnyj gumanitarnyj portal "Znanie. Ponimanie. Umenie" = Information humanitarian portal "Knowledge. Understanding. Ability" [Internet]. 2014 [cited 2017 July 21]; 3 (May-June). Available from: http://www.zpu-journal.ru/ezpu/2014/3/Lu-lovs_Theory-Socialization-Giddings (In Russian).
22. Popova V.N. (2015) Systema professional'noy orientatsii dlya povysheniya gotovnosti podrostkov k professional'nomy samoopredeleniyu [The system of vocational guidance for increas-ing the adolescents' readiness for professional identity] Tereticheskie i prikladnye voprosy nauki i obrazovaniya. 3, 84-86. (In Russian).