Научная статья на тему 'Эколого-педагогическая готовность студентов в аспекте модернизации образования'

Эколого-педагогическая готовность студентов в аспекте модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СРЕДА / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СТУДЕНТ / ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ / HEALTH / ENVIRONMENT / ECOLOGIZATION / READINESS / MODERNIZATION / STUDENT / NATURE CONFORMITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старикова Татьяна Михайловна

Представленные в аспекте результаты исследования показывают, что формирование оздоравливающей образовательной среды в образовательном учреждении по силам лишь всему педагогическому коллективу, а не отдельным субъектам образования. А для этого необходима профессионально-педагогическая подготовка педагогов к образовательной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старикова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological-and-Educational Readiness of Students in the Aspect of Education Modernization

Results of the study, which are represented in the aspect, show that imparting health formation of the educational environment in the educational institution is possible due to the whole pedagogical collective, not individual subjects of education. But this requires a professional and pedagogical teachers’ training for educational work.

Текст научной работы на тему «Эколого-педагогическая готовность студентов в аспекте модернизации образования»

УДК 378:613.4 (07)

ББК 74.480.05:51.204р

Старикова Татьяна Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра зоологии Сургутский государственный университет г. Сургут Starikova Tatiana Mikhailovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Zoology Surgut State University Surgut [email protected]

Эколого-педагогическая готовность студентов в аспекте модернизации

образования

EcoIogical-and-Educational Readiness of Students in the Aspect of Education Modernization

Представленные в аспекте результаты исследования показывают, что формирование оздоравливающей образовательной среды в образовательном учреждении по силам лишь всему педагогическому коллективу, а не отдельным субъектам образования. А для этого необходима профессиональнопедагогическая подготовка педагогов к образовательной работе.

Results of the study, which are represented in the aspect, show that imparting health formation of the educational environment in the educational institution is possible due to the whole pedagogical collective, not individual subjects of education. But this requires a professional and pedagogical teachers’ training for educational work.

Ключевые слова: здоровье, среда, экологизация, готовность, модернизация, студент, природосообразность.

Key words: health, environment, ecologization, readiness, modernization, student, nature conformity.

В современном российском образовании происходят изменения, связанные с модернизацией содержания и структуры общего и высшего образования и развитием новых педагогических компетенций. При этом экологическое образование является одним из наиболее динамично развивающихся компонентов образования и рассматривается в мировой практике как важнейшая мера преодоления экологической опасности. В государственных документах отмечается,

что будущее России определяется профессионализмом, компетентностью, мо-

бильностью молодых специалистов, умением эффективно работать на уровне мировых стандартов, современным мышлением, способностью нести ответственность за свое здоровье и здоровье окружающей среды.

Это позволяет обозначить проблему поиска путей и условий формирования экологической готовности студентов всех специальностей, которая обеспечит не только эффективное изучение экологических дисциплин и предметную экологизацию учебных курсов, но и целесообразную коллективную работу педагогов отдельного образовательного учреждения по формированию образовательной среды и эффективной реализации ее.

Однако данная проблема в педагогических вузах рассматривается лишь как общая или специальная экологическая или эколого-биологическая подготовка учителей биологии и экологии. Биоэкологическая составляющая нацелена, прежде всего, на классическую биологию, экологию и поэтому не предусматривает изучения и формирования искусственных сред и процессов, к которым относятся образовательная среда и образовательный процесс. Наличие большого количества образовательных программ, учебников, методических пособий по экологическому образованию не приносят ощутимых результатов по формированию экологической готовности студентов к созданию образовательной среды, которая позволила бы обеспечить сохранение и укрепление физического, духовного и социального здоровья подрастающего поколения и сделать само образование здоровьесберегающим.

Модернизируя экологическое образование в связи с эффективным формированием здоровьесберегающей образовательной среды и проиродосообраз-ного образовательного процесса, необходимо иметь в виду классическую экологию, обращенную к изучению природных систем. И современную экологию человека, человековедение, которые изучают искусственные, антропогенные системы типа образовательной среды (В.П. Казначеев, Б.Ф. Кваша, Н.Н. Моисеев, Ю. Одум, Н.Ф. Реймерс, А.И. Субетто, Л.Г. Татарникова, З.И. Тюмасева и

др).

Проблема педагогических вузов и общеобразовательных учреждений определяется противоречием, состоящим, с одной стороны, в возрастающей потребности государства и общества в модернизации системы вузовского экологического образования и создания здоровьесберегающей образовательной среды в общеобразовательных учреждениях, а с другой стороны - в недостаточной теоретической и практической разработанности проблемы формирования экологической готовности всех педагогов к созданию образовательной среды.

Здоровьесберегающее образование формируется и реализуется на основе только природосообразной образовательной среды, определяющие принципы которой являются гомологичными базовыми принципам устойчивой природной среды. Названный вид природосообразности является необходимым условием здоровьесберегающего образования. Достаточным для этого признаком он быть не может. В самом деле, ребенок изначально нуждается не только в общих средствах оздоровления, но и в средствах оздоровления, к которым относится и здоровьесберегающая образовательная среда.

Решение комплексной задачи формирования оздоравливающей образовательной среды в отдельном общеобразовательном учреждении по силам не отдельному педагогу, но именно педагогическому коллективу каждого образовательного учреждения.

Для подготовки педагогических коллективов общеобразовательных учреждений к системной оздоровительной работе необходима соответствующая профессионально-педагогическая подготовка педагогов всех без исключения специальностей и педагогических коллективов образовательных учреждений. Такая подготовка может быть реализована на двух уровнях: в педагогических вузах - для студентов и студенческих групп всех без исключения специальностей и в системе послевузовской подготовки.

Системную пропедевтическую профессиональную экологическую подготовку студентов небиологических специальностей, будущих педагогов, можно обеспечить используя модернизированные учебные программы обучения в

биолого-экологической, медицинской, психологической и дополнительной областях знаний.

Экологическая подготовка, подготовленность и готовность студентов должна быть нацелена, во-первых, на экологизацию всех, и даже не биологических учебных курсов, а во-вторых, на экологическое обеспечение образовательной среды и образовательного процесса, которые обеспечивают природо-сообразность, здоровьесбережение образования в целом.

Исходя из принципов «Концепции университетского педагогического образования», разработанной В. А. Сластениным , можно определить четыре задачи общей профессионально-педагогической подготовки студентов, которые обусловливают логику педагого-экологической подготовки их.

Первая задача. «Предложить студенту системные знания о закономерных взаимосвязях человека с природой, культурой, обществом, о процессах становления личности, развивающихся в мире ценностей, в отношениях к другому и самому себе...».

Вторая задача. Определить «.фундамент профессиональной подготовки учителя, составляющий комплекс современных научных знаний о человеке, его становлении-развитии в реальном социокультурном творчестве. Отсюда важнейшая задача педагогического вуза - вооружить студента системой антропологического знания, излагаемого в учебных курсах по принципам проблемносодержательной взаимосвязи психолого-педагогических, социогуманитарных и культурологических дисциплин.»

Третья задача - «обеспечить становление личностной и профессиональной культуры педагога как способа его жизнедеятельности».

Четвертая задача заключается в том, чтобы «.дать студенту систему фундаментальных знаний в избранной системной области. При том, что необходимость антропологической (гуманитарной) ориентации конкретной науки остается чрезвычайно актуальной.»

Подход имеет чрезвычайную актуальность, т.к. позволяет вывести студента на уровень практического человековедения и педагогической антропологии. Ну, а механизмом такого выведения служит экология и, в частности, экология человека.

Причем дисциплины и курсы по выбору должны содержательно дополнять дисциплины федерального компонента.

Требования по дисциплинам общекультурной подготовки специалистов имеют выраженную антропологическую, человековедческую направленность. Приоритетными в них являются:

- представления о природе и структуре человеческих знаний;

- представления о научной картине мироздания и месте человека в нем; о биологическом многообразии и сохранении взаимодействия организма и среды, экосистемах, принципах охраны природы и природопользования, о ноосфере, месте человека в эволюции Земли;

- представления о механизмах саморегуляции и саморазвития, о проблемах взаимодействия общества и природы.

Развернутые биолого-экологические требования к знаниям и умениям выпускников педвузов предъявляются в связи с дисциплинами «медикобиологической подготовки», согласно которым специалист владеет:

- знаниями о биологической природе и целостности организма человека;

- знаниями о здоровом образе жизни и его основополагающих принципах;

- знаниями о факторах риска и основных методах профилактики в различные периоды жизни человека;

- знаниями об анатомо-физиологических особенностях детей и подростков, о функциональных особенностях и их коррекции в разные периоды детства;

- знаниями о защите от неблагоприятных влияниях социальной среды, о профилактике и коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью;

- знаниями об опасных и чрезвычайных ситуациях среды обитания природного, техногенного и социального происхождения.

В связи с названными выше требованиями биолого-экологической природы возникает научно-прикладная задача вузовского масштаба об увязывании в единую целостную педвузовскую систему различных форм и этапов формирования экологической готовности выпускников к созданию образовательной среды - на основе глубокого согласования и содержательного дополнения дисциплин федерального, национально-регионального и вузовского компонентов профессиональной педвузовской подготовки.

Интеграция здоровья - до уровня любой динамической системы, а следовательно, и образовательной системы: человека, естественной (экологической, окружающей) системы, а также искусственной (образовательной) системы. Возвышение педагога до такого уровня интеграции, с одной стороны, способствует сопряжению представлений о здоровье динамических систем (например, человека и внешней среды, в которой он находится), а с другой стороны, создает для подготовленного человека предпосылки к целенаправленному оздоровлению любой антропогенной системы.

Хотя условия обучения в педагогическом вузе не благоприятствуют работе каждого студента в творческом педагогическом коллективе, активно формирующем здоровьесберегающую образовательную среду, отвечающую принципам средовости и обеспечивающую природосообразность образовательного процесса, ситуационная модель работы такого коллектива может быть создана. Конечно, эта модельность коллективной оздоровительно-педагогической работы с обучаемыми, образовательной средой и образовательным процессом не всегда может заменить реальную оздоровительную работу педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. И все-таки названный вид оздоровительной работы вполне выполняет роль упреждающего педагогического тренинга. Для этого широко используются такие возможности внеаудиторных одноразовых деловых игр «Оздоровление природой», «Твое здоровье и здоро-

вье природы» и другие, в подготовке и проведении которых коллективно участвуют студенты .

В этих случаях студенты проявляют те комплексные знания о явлениях природы, оздоровительных возможностях ее и здоровье самого человека, приложить которые к конкретным субъектам и объектам образования можно только на основе коллективной экологической педагогической деятельности.

Коллективная эколого-педагогическая готовность может быть достигнута, конечно же, только непосредственно в педагогическом коллективе. Хотя пропедевтические базовые знания и особенно умения в этой области могут и должны быть получены педагогом еще в период его студенчества - в педагогическом вузе. Увязать все предметные области, все виды образования в единую образовательную среду, созданную на основе принципов средовости, возможно только усилиями всего педагогического коллектива учебного учреждения, мобилизованного волей руководителя этого коллектива - на основе идей экологического обеспечения образовательного процесса.

Библиографический список

1. Моисеев, Н.Н. Экология и образование / Н.Н. Моисеев. - М.: ЮНИСАМ, 1996. - 192 с.

2. Одум, Ю. Экология: в 2 т. / Ю. Одум. - М.: Мир, 1986. - Т. 1. - 328 с.; Т. 2. - 376 с.

3. Реймерс, Н.Ф. Экологизация: введение в экологическую проблематику / Н.Ф. Реймерс. - М.: Изд-во РОУ, 1994. 102 с.

4. Реймерс, Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) / Н.Ф. Реймерс. - М.: журнал «Россия Молодая», 1994. - 367 с.

5. Сикорская, Г.П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогическо-го образования / Г.П. Сикорская. - Екатеринбург: Ур. гос. пед. ун-т., 1998. - 197 с.

6. Старикова, Т.М. Особенности общей биологической подготовки студентов небиологических специальностей / Т.М. Старикова // Проблемы методики обучения биологии и экологии в условиях модернизации образования: Матер. II Всероссийской научно-практической конференции. - Вып. 2. - Ч. 2. -Спб.: «ТЕССА», 2004. С. 165-167.

7. Старикова, Т.М. Природо-природосообразная сущность образования / Т.М. Старикова // Экология: образование, наука, промышленность и здоровье: II Международная научно-практическая конференция. - Ч. 1. - Вестник БГТУ.

- Белгород, 2004. №8. С. 191-192.

8. Старикова, Т.М. Экология как фактор профессиональной подготовки учителя / Т.М. Старикова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Серия 10. Экология. Педагогическая психология. - Челябинск, 2003. - С. 266-277.

9. Субетто, А.И. Систематические основы образовательных систем. Часть

1. II / А.И. Субетто. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. - 284 с.

10. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология: генезис, тенденции развития: дисс. ... доктора пед. наук / Л.Г. Татарникова. - Спб., 1996. - 196 с.

11. Тюмасева, З.И. Методологические основы биологической подготовки учителя / З.И. Тюмасева. - Челябинск: Росс. центр пед. изобрет., 1991. Ч. 1. Ч.

2. - 157 с. и 170 с.

12. Тюмасева, З.И. Экологизация образования как фактор его системности и природосообразности / З.И. Тюмасева // VI Всероссийская научнопрактическая конференция «Образование в России: Медико-психологичес-кий аспект»: тез. докл. - Калуга, 2001. - С. 130-131.

13. Тюмасева, З.И. Образовательные системы и системное образование /

3.И. Тюмасева, Е.Н. Богданов. - Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2003. -312 с.

14. Тюмасева, З.И. Образование как природо-природосообразная система / З.И. Тюмасева, Т.М. Старикова // Оздоровление средствами образования: Региональные аспекты: Матер. региональной науч.-практ. конф. по оздоровлению подрастающего поколения. - Челябинск: ЧГПУ, 2003. - С. 91-93.

15. Тюмасева, З.И. Устойчивое развитие образования в системе «человек

- общество - биосфера» / З.И. Тюмасева, А.А. Цыганков // Сб. докладов областной научно-практической конференции, посвященной 30-летию Всемирного дня окружающей среды. - Челябинск, 2002. - С. 133-141.

16. Ecological and Environmental Education Initiatives in Britain / Ed. Monica Haale. London, 1987.

Bibliography

1. Ecological and Environmental Education Initiatives in Britain / Ed. by Monica Haale. - London, 1987.

2. Moiseev, N.N. Ecology and Education / N.N. Moiseev. - M.: YUNISAM, 1996. - 195 p.

3. Odum, Yu. Ecology: In 2 Vol. / Yu. Odum. - M.: Mir, 1986. - V. 1. - 328 p.; V. 2. - 376 p.

4. Reimers, N.F. Ecologization: Introduction Into Environmental Issues / N.F. Reimers. - M.: Publishing House of RSU, 1994. - 102 p.

5. Reimers, N.F. Ecology (Theory, Laws, Rules, Principles and Hypotheses) / N.F. Reimers. - M.: "Rossiya Molodaya" Magazine, 1994. - 367 p.

6. Sikorskaya, G.P. Noohumanistic Model of Ecological and Pedagogical Education / G.P. Sikorskaya. - Yekaterinburg: Ur. State. Ped. Univ., 1998. - 197 p.

7. Starikova, T.M. Features of the Common Biological Training of Students of Non-Biological Specialties / T.M. Starikova // Problems of Teaching Methods of Biology and Ecology in the Modernization of Education: Mat. of the II Rus. Scient.-Pract. Conf. - Is. 2. - P. 2. - St. Pet.: "TESSA", 2004. - P. 165-167.

8. Starikova, T.M. Natural and Nature Conformity Essence of Education / T.M. Starikova // Ecology: Education, Science, Industry and Health: II International Scientific and Practical Conference. - P. 1. -Herald of BSTU. - Belgorod, 2004. - № 8. -P. 191-192.

9. Starikova, T.M. Ecology As a Factor in Teachers’ Training / T.M. Starikova // Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. Series 10. Ecology. Pedagogical Psychology. - Chelyabinsk, 2003. - P. 266-277.

10. Subetto, A.I. Systematic Basis of Educational Systems. Part I, II / A.I. Subetto. - M.: Research Center of Training Quality Problems, 1994. - 284 p.

11. Tatarnikova, L.G. Pedagogical Valeology: Genesis, Development Trends: Diss.... Dr. of Ped. / L.G. Tatarnikova. - St. Pet., 1996. - 196 p.

12. Tyumaseva, Z.I. Methodological Bases of Teachers’ Biological Training / Z.I. Tyumaseva. - Chelyabinsk: Ross. Centr of Ped. Invent., 1991. - P. 1. P. 2. - 157 p. /170 p.

13. Tyumaseva, Z.I. Ecologization of Education As a Factor in Its Consistency and Nature Conformity / Z.I. Tyumaseva // VI Russian Scientific and Practical Conference "Education in Russia: Medical and Psychological Aspect":Theses. - Kaluga, 2001. - P. 130-131.

14. Tyumaseva, Z.I. Educational Systems and System Education / Z.I. Tyumaseva, E.N. Bogdanov. - Kaluga: KSPU n.a. K.E. Tsiolkovsky, 2003. - 312 p.

15. Tyumaseva, Z.I. Education As a Natural Conformity System / Z.I. Tyumaseva, T.M. Starikova / / Improvement Through Education: Regional Aspects: Proceedings of Regional Scientific-Practical. Conf. To Improve the Health of the Younger Generation. - Chelyabinsk: Chelyabinsk State Pedagogical University, 2003.

- P. 91-93.

16. Tyumaseva, Z.I. Sustainable Development of Education in the "Man - Society - Biosphere" / Z.I. Tyumaseva, A.A. Tsigankov // Reports of Regional Scientific-Practical Conference Dedicated to 30th Anniversary of the World Environment Day. - Chelyabinsk, 2002. - P. 133-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.