СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
© Андрамонова В.В.*
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
Социокультурная специфика функционирования социальных сетей как новой парадигмы социальной общности оказывает влияние на трансформацию социальной структуры общества, способствует формированию новых социальных практик взаимодействия, нормативно-ценностных установок и возможностей социального контроля над ними. Эффективность сетевой коммуникации как универсального социокультурного механизма является результатом генезиса и функционирования культуры во взаимосвязи с социальными параметрами развития общества.
Ключевые слова: информация, социум, коммуникация, социальная ответственность, сетевое сообщество, социокультурное пространство.
Развитие информационно-компьютерных технологий существенным образом повлияло на практики межличностных коммуникаций, распространение научной и социально-значимой информации [1]. Принципы инновационного развития, реализуемые в рамках становления постиндустриального общества, оказались серьезным вызовом для социогуманитарного знания, поскольку именно в этих областях в значительной мере формируются модели будущего социума и осуществляется подготовка индивида к жизни в прогнозируемой социокультурной реальности [2].
Исследовательский интерес к проблематике виртуальных сетевых сообществ обусловлен тем, что по мере увеличения количества пользователей сети Интернет возросла не только социальная значимость сетей, но и проявились многочисленные проблемы, связанные с самоидентификацией личности в этих сообществах, социальными практиками, нормативно-ценностными установками и возможностями социального контроля над ними. С одной стороны, сетевые интернет-сообщества являются продолжением и новым измерением традиционно сформировавшихся структур социокультурной жизни [3], а с другой, они представляют собой особое социокультурое пространство, понимаемое как специфическая пространственно-временная целостность, являющаяся результатом генезиса и функционирования культуры во взаимосвязи с социальными параметрами, «в определенной, фиксирующей этот мир структуре - в языке и в сознании» [4].
Философский аспект этой проблемы со всей очевидностью ставит проблему изменения субъекта социального взаимодействия в новых социальных условиях [5]. Рассмотрение культуры как пространства, в котором че-
* Соискатель кафедры Философии Гуманитарного института.
ловек осмысливает мир, где люди общаются и деятельностно реализуют себя, определяет необходимость изучения взаимодействия людей, происходящего посредством новых культурных форм, способов достижения взаимопонимания и преодоления препятствий на пути этого взаимопонимания [6]. Это вызывает возрастание интереса к проблемам управления межкультурным взаимодействием с помощью новых информационных технологий и исходя из уточненных аспектов электронной коммуникации.
Особенность современной культурной ситуации состоит в том, что происходящая глобализация внесла коррективы в классические для культуры противоречия. В силу ряда трансформаций социального характера мир начал переживать смену факторов, определяющих культурное развитие общества. С одной стороны, расширяются коммуникативные возможности посредством развития средств связи. Мир вступил в эпоху быстрой глобализации экономики. Особенностью современной ситуации также является формирование общего информационного пространства, вызванного интенсификацией информационных процессов. Проникновение современных технологий в различные сферы жизни общества имеют далеко идущие социально-экономические и культурные последствия, а также воздействуют на личностное сознание [7]. Интернет - это не только технологический, но и экономический, политический и социокультурный феномен современности. С другой стороны, углубляется индивидуализация человеческих сообществ, наступает переоценка ценностей [8].
Сетевая интернет-коммуникация как форма социального взаимодействия формирует социокультурное пространство, оптимально приспособленное составом ценностно-нормативных регулятивов к решению конкретных задач. В этих условиях возникает проблема поликультурной грамотности, основанная на сознании, что разнообразие - объективная характеристика мировой культуры. Коммуникация представляет собой процесс, посредством которого передается некое сообщение, информация [9]. И если сообщение передается четко и однозначно, то коммуникация понимается как эффективное общение. В эффективной коммуникации отправленное сообщение достигает реципиента с малым искажением. Если информация не понята адекватно, если имеются проблемы, возникающие в процессе взаимодействия и снижающие его эффективность, то это означает, что имеются барьеры общения. Содержательный анализ информации чрезвычайно важен для эффективной коммуникации. Это возможно при условии, что информация не только принята, но и осмыслена, так как главная цель межкультурной коммуникации - это достижение взаимопонимания посредством обмена информацией и культурными ценностями [10].
Проблема исследования социокультурной специфики роли и места социальных сетей в коммуникативном пространстве современного общества обусловлена тем, что сети проявили себя как новый уровень бытия, превра-
тились в своеобразный глобальный координационный центр социальных связей, основывающийся на новых способах моделирования объективной реальности и регулирующий коммуникативные процессы в социальных системах для удовлетворения личностных и групповых коммуникативных потребностей. Актуальность исследования социокультурной специфики социальных сетей определяется и проблематикой межкультурных отношений. С одной стороны, социальные процессы информационной культуры создают новые возможности, виды и формы общения представителей разных культур, с другой стороны, демонстрируют свою деструктивность [11].
Общество понимается как сложная система коллективного бытия людей. Оно имеет свой способ существования, свои условия существования, оно имеет свое наличное, предметное бытие, также как и свои пространственные и временные координаты [12]. Речь идет о неповторимости социокультурных образований, которые отличаются порядками и установлениями. Наличие множественных форм общественного устройства предполагает системный анализ ряда автономных личностных уровней, которые отражают общие, всеобщие и единичные свойства объекта [13]. Общественная жизнь есть ничто иное, как процесс совместной деятельности людей, а все существующее в обществе представляет собой то, или иное проявление деятельности [14]. Новые информационные технологии оказывают заметное влияние на различные направления человеческой деятельности, они улучшили возможности двусторонней коммуникации и открыли пространство для многосторонней коммуникации. Это правомерно предполагает изучение коммуникации в социальных сетях в сочетании гуманитарного, технического, технологического опыта в целях практического получения условий, необходимых для формирования и реализации креативных личностных способностей и сценариев, нацеленных на инновационные решения проблем общественной модернизации и вызовов информационной культуры. Коммуникация в социальных сетях в многообразии своих сегментов (ценностно--нормативных, информационно-технологических и технических) требует определенного уровня развития когнитивной системы, оптимально приспособленной к условиям информационной среды, которая описывается в терминах социальной турбулентности (возрастающего социального напряжения) и сложности социальной организации ее институтов. Фактор неопределенности социокультурной информационной среды требует активной адаптации, и, следовательно, отработки ее принципов, а фактор сложности -социальной ответственности. Все это вместе является необходимым условием формирования оптимальных для любой системы (личности, малых и больших групп, в том числе и конкурентных систем) ценностно-нормативных связей, обеспечивающих креативно-конкурентный субстрат (информационную среду) социального взаимодействия.
Нравственная ответственность это еще одна проблема интернет-общения, как формы социального взаимодействия в условиях глобализации куль-
турной и социальной жизни [15]. Психологическое давление, нравственно негативная информация, зомбирование и агрессия в условиях опосредованного общения через сеть Интернет свидетельствует о частичной переоценке ценностей и требует пристального внимания и изучения причин ослабления морально-нравственной сферы и, шире, социально-философского анализа аксиологического статуса социальных сетей и критериев определения форм сетевой коммуникации.
Таким образом, сетевая коммуникация, как универсальный социокультурный механизм, являющийся результатом генезиса и функционирования культуры во взаимосвязи с социальными параметрами, обуславливает современный этап развития общества, который можно определить как информационно-коммуникативное общество, а интернет-среда является универсальным коммуникативным пространством. С одной стороны, сетевые интернет-сообщества являются продолжением и новым измерением традиционно сформировавшихся структур социокультурной жизни, а с другой, они представляют собой особое социокультурое пространство, в котором, трансформируя существующую социальную реальность, развивается новое качество повседневной жизни. То есть моделируется новое социокультурное пространство как объективная реальность, в которой транспарентно проявляются социальные, культурные и коммуникативные практики.
Список литературы:
1. Колосова О.Ю. Информационно-коммуникационное пространство общества: тенденции развития // Сборники конференций НИЦ Социосфера. -
2014. - № 25. - С. 49-54.
2. Колосова О.Ю., Несмеянов Е.Е. Социокультурные трансформации в условиях глобализационных процессов // Фундаментальные исследования. -
2015. - № 2-14. - С. 3201-3204.
3. Говердовская Е.В. Социокультурные и этнологические особенности региона - основа модернизации высшего образования на Северном Кавказе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 7. - С. 28-34.
4. Бакланов И.С., Бакланова О.А., Ерохин А.М. Эпистемологические и лингвистические исследования в аналитической философии науки: семантика конструктов // Вестник СевКавГТИ. - 2015. - Т. 1, № 2 (21). - С. 156-159.
5. Лобейко Ю. А. Социальная активность личности в обществе: социально-педагогические аспекты формирования // European Social Science Journal. - 2014. - № 7-2 (46). - С. 282-284.
6. Васильева Е.Ю., Ерохин А.М. Роль культуры и культурной идентичности в преодолении социальных рисков // Наука. Инновации. Технологии. -2012. - № 1. - С. 64-69.
7. Лобейко Ю.А. Педагогическая деятельность и педагогическое сознание: социальный аспект // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 13. - С. 102-107.
8. Бакланов И.С., Душина Т.В., Микеева О.А. Человек этнический: проблема этнической идентичности // Вопросы социальной теории. - 2010. -Т. 4. - С. 396-408.
9. Goncharov VN. The social studies on the information // European Journal of Natural History. - 2010. - № 6. - С. 65-66.
10. Гончаров В.Н. Информатизация образования современного общества: социально-антропологический аспект // Фундаментальные исследования. - 2009. - № 1. - С. 87-88.
11. Говердовская Е.В., Болховской А.Л. Информационная парадигма современного общества: социально-философский и педагогический обзор концепций // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2013. - № 7-1. - С. 14-17.
12. Гончаров В.Н. Современные концепции общества: философский анализ // Культура. Духовность. Общество. - 2015. - № 16. - С. 151-155.
13. Редько Л.Л., Леонова Н.А. Антропологическая парадигма профессиональной подготовки педагогов в системе вузовского образования: методологический аспект // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-15. -С. 3391-3394.
14. Колосова О.Ю. Философские и методологические аспекты экономики // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2013. - № 1 (5). -С. 67-71.
15. Шумакова А. В. Кризис системы образования в контексте глобальных проблем общества: обоснование образовательной парадигмы // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2013. - № 1. - С. 12-18.
СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
© Бунькова А.Д.*
Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург
В статье рассматриваются возможности современных компьютерных технологий на базовых профессиональных дисциплинах направления «44.03.01 - Педагогическое образование, профиль Художествен-
* Доцент кафедры Художественного образования Института музыкального и художественного образования.