Научная статья на тему 'Социально-философские аспекты глобализации'

Социально-философские аспекты глобализации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
187
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Колосова О.Ю.

Глобальные проблемы адаптации общества к изменяющимся условиям существования, возникают благодаря жизнедеятельности самого общества. Начальным этапом решения этих проблем является, становление в последние годы новой интегральной науки о современном мире, которая получила название глобалистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-философские аспекты глобализации»

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

© Колосова О.Ю.*

Ставропольский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Ставрополь

Глобальные проблемы адаптации общества к изменяющимся условиям существования, возникают благодаря жизнедеятельности самого общества. Начальным этапом решения этих проблем является, становление в последние годы новой интегральной науки о современном мире, которая получила название глобалистики.

Глобалистика (от франц. global - всеобщий, от лат. globus - шар; буквально наука о всеобщем) - наука, которая изучает наиболее общие закономерности развития человечества и модели управляемого, научно и духовно организованного мира в единстве и взаимодействии трех основных глобальных сфер человеческой деятельности - экологической, социальной и экономической - в реальных условиях Земли с ее конечными физическими размерами и ограниченными природными ресурсами в наступившую эпоху антропогенно перегруженной Земли.

Под «миром» («мировой системой») понимается человечество, его социально-экономические системы, технологии и окружающая среда. Глобалистика охватывает единый мир единым взглядом и описывает этот мир, его динамику развития, его внутренние взаимосвязи единой системой обобщенных параметров.

Если говорить о концепции глобализации, то можно выделить три измерения феномена глобализации: глобализация - это исторический процесс, развивающийся на протяжении многих столетий; глобализация означает гомогенизацию мира, жизнь по единым принципам, приверженность единым ценностям, стремление все универсализировать; глобализация - это признание растущей взаимозависимости, главным следствием которой является ослабление национального государственного суверенитета под напором действий новых факторов общепланетарной сцены - глобальных фирм, религиозных группировок, транснациональных управленческих структур [1].

В настоящее время правильнее говорить, по крайней мере, о трех формах глобализации в системе общественного развития: экономической; политической; культурной. Экономическую глобализацию можно рассматривать как новую, высшую стадию интернационализации хозяйственной жизни. Она означает не просто сближение или даже интеграцию экономик отдель-

* Профессор кафедры Социально-экономических и гуманитарных дисциплин, доктор философских наук, доцент.

ных стран. Изменяются качественные характеристики самих этих экономик -из более или менее замкнутых систем они превращаются в звенья единого мирового хозяйства. А главной движущей силой экономической глобализации становятся транснациональные корпорации, размещающие свои производства и сбывающие свои товары там, где им выгоднее, не считаясь с границами государств [2]. Политическая глобализация в самом общем смысле представляет собой более тесное и широкое взаимодействие государств и международных организаций во главе с ООН в оценке состояния и поисках решений обостряющихся время от времени политических проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных государств, но и всего человечества в стремлении обеспечивать его всеобъемлющую безопасность. Глобализация культуры касается вопросов о влиянии глобализации на современного человека, на его экономический, социальный и морально-психологический статус, на его самочувствие, личностное развитие, на его ценности и устремления. Существует многообразие взглядов по поводу роли средств массовой информации в процессе сближения народов и континентов, путей сближения культур и цивилизаций, использования таких терминов, как «мировая интеллигенция» или «гражданин мира». В 1994 году сначала ЮНЕСКО, а потом и ООН была принята специальная программа под названием «Культура мира». Суть ее заключается в выработке новой глобальной системы ценностных ориентаций [3].

Еще больше исследований затрагивает вопросы глобального образования, которое знаменует качественно новый этап сотрудничества в этой сфере, начало формирования единого мирового образовательного пространства. Поиск новых идей духовной жизни социума и личности, возрастание роли общественного интеллекта сопровождается разработкой новой концепции образования будущего человека и человечества [4-12].

Несмотря на то, что при оценке роли и значения глобализации главное внимание обычно обращают на ее положительные стороны (иногда достигая состояния эйфории), теперь анализу подвергают и ее негативные последствия. В самом деле, по мере развития глобализации вширь уже не региональный, а планетарный характер стали приобретать и многие отрицательные явления экономической жизни: например, образование мирового финансового рынка явно способствовало более широкому распространению по планете финансового кризиса. В еще большей мере вызовы глобализации испытывает на себе социальная сфера [13-14]: здесь и распространение преступности и наркомании, и международный терроризм, и бесконтрольная экспансия низкопробных образцов массовой культуры, которые наносит большой ущерб национальным и культурным традициям стран и народов. К этому перечню можно добавить поистине глобальное распространение разного рода техногенных катастроф, ухудшающих и без того кризисную экологическую обстановку, отрицательно влияя на природу [15]. Вот почему в

последнее время участились, особенно в Западной Европе и в Азии, массовые выступления так называемых антиглобалистов против дальнейшего развития процессов глобализации, бурные выступления общественных движений в отдельных странах, создание целых течений научного мышления, отвергающих эйфорию по поводу глобализации, во всяком случае, в ее нынешней форме. Именно в рамках этих течений происходит разнообразный поиск уяснения путей и факторов преобразования этого процесса в более приемлемые формы.

Все эти кризисные процессы, начиная с 60-70-х гг. XX века, стали объектом внимания ученых, философов, социологов, политиков, широкой общественности. Постепенно сложилось и само понятие о глобальных проблемах, которые: во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев; во-вторых, свидетельствует о значительных экономических и социальных потерях человечества, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации; в-третьих, могут быть решены лишь при сотрудничестве в общепланетарном масштабе, совместных действиях всех стран и народов [16].

Наиболее актуальной, по нашему мнению, считаем проблему кризиса культуры и нравственности [17-19], которая и является главным систематизирующим стержнем всех остальных проблем человечества и экологической, в первую очередь. Из всего современного научного знания эти проблемы на теоретическом уровне способна решить философия.

Для того чтобы более отчетливо представить себе значимость постановки и решения в социально-философском аспекте сложнейших проблем человечества, условно представим весь комплекс знаний, имеющихся в современном мире как взаимосвязанное, структурированное единство, последовательно отвечающее на следующие вопросы, наиболее отчетливо сформулированные В.Н. Сагатовским [20]: что является предметом воздействия человека, на что направлена его творческая преобразующая окружающий мир активность; как, каким образом человек намерен изменять окружающий его мир, какие способы воздействия на природу, общество, самого человека как часть природного мира или творение Бога он намерен использовать (каков инструмент его деятельности); ради чего, с какой целью человек намеревается изменить, преобразовать окружающий мир.

Философский мировоззренческий уровень, способствует решению важнейшего вопроса - ради чего, с какой целью человек намерен изменить окружающий мир [21]. Активно действующий субъект призван определить для себя ценностную шкалу, которая позволила бы ему не только выстроить иерархию ценностей, но избрать ценностно-оправданный и осмысленный тип социально-преобразующей деятельности, направленной не на разрушение, а на созидание системы общественного развития [22-23].

Список литературы:

1. Митель А. Дилемма глобализации. Социум и цивилизации: иллюзии и риски // Вопросы философии. - 2003. - № 9. - С.179.

2. Гончаров В. Н. Концепция информационного общества в контексте социально-экономического развития // Сборники конференций НИЦ Социо-сфера. - 2013. - № 1. - С. 029-031.

3. Несмеянов Е.Е., Руденко А.М. О культурфилософском потенциале трехтомника «Лекции и доклады членов российской академии наук в СПБГУП (1993-2003)» в контексте научной мысли современности // Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - № 1. - С. 223-233.

4. Белоцерковец Н.И. К вопросу об образовании подрастающего поколения в условиях поликультурного региона // Наука и современность. -2014. - № 28. - С. 81-85.

5. Говердовская Е.В. К проблеме модернизации высшего профессионального образования в Северо-Кавказском регионе // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. -№ 57. - С. 96-104.

6. Говердовская Е.В. Культурно-образовательное пространство Северного Кавказа: ориентиры, проблемы, решения // Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - № 6. - С. 218-227.

7. Говердовская Е.В. Направления обновления высшего профессионального образования в поликультурном пространстве Северного Кавказа // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1. - С. 29-34.

8. Говердовская Е.В. Профессиональное образование как средство социализации молодежи и нейтрализации негативных социальных явлений в регионе Северного Кавказа // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2007. - № 11. - С. 87-92.

9. Кириллова Л.С. Компетентностный подход в подготовке бакалавров социальной работы // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2009. - № 4. - С. 104-108.

10. Лобейко Ю.А. Роль акмеологического подхода и рефлексивной педагогики в профессиональном становлении будущего учителя // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2013. - № 1 (5). - С. 204-211.

11. Лобейко Ю.А. Проблема адаптации в условиях современной высшей школы // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2014. -№3. - С. 23-25.

12. Лобейко Ю.А. Роль акмеологического подхода и рефлексивной педагогики в профессиональном становлении будущего учителя // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2013. - № 1 (5). - С. 204-211.

13. Авдеев Е.А., Бакланов И.С. Социокультурная идентификация: формирование социокультурных ориентиров личности в условиях глобализации // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - 2013. - № 32. - С. 26-32.

14. Микеева О.А. Анализ методологии и направлений исследований современной социальной реальности // Социально-гуманитарные знания. -2009. - № 9. - С. 241.

15. Несмеянов Е.Е., Матяш Т.П. Науки о духе и природе в неклассической философии: критерии различия и проблема статуса // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - № 3. - С. 16-20.

16. Авдеев Е.А., Бакланов И.С. Информатизация и глобализация: изменения роли знаний в современном обществе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 1. - С. 110-112.

17. Гончаров В.Н. Религия в системе современной культуры // European Social Science Journal. - 2014. - Т. 1, № 1. - С. 14-17.

18. Камалова О.Н. Эстетическое освоение действительности в контексте философских идей Шеллинга // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - № 1. - С. 67-69.

19. Камалова О.Н. «Созерцание» в философско-культурологических построениях И. Ильина // Гуманитарные и социально-экономические науки. -2012. - № 6. - С. 29-31.

20. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии: Философские основы мировоззрения. В 3 ч. Ч. 1. Введение: Философия и жизнь. -СПб.: Изд-во СПбГУ 1997. - С. 11-14.

21. Бакланов И.С., Душина Т.В., Микеева О.А. Человек этнический: проблема этнической идентичности // Вопросы социальной теории. - 2010. -Т. 4. - С. 396-408.

22. Бакланова О.А., Душина Т.В. Методологические основания современных концепций общественного развития // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2011. - № 2. - С. 152-154.

23. Матяш Т.П., Матяш Д.В., Несмеянов Е.Е. Актуальны ли мысли Аристотеля о «хорошем» обществе»? // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2012. - № 3. - С. 11-18.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

© Кречетников К.Г.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Рассматриваются активные методы обучения, рекомендованные к применению в учебном процессе Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток).

* Профессор кафедры Управления персоналом и экономики труда, д.п.н., профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.