УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-1-89-99
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ
ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ
В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Н.И. Павлов
Представлены результаты методологического анализа социокультурного
жизнеобеспечения высококвалифицированных спортсменов в вузе физической куль-
туры. Предложен алгоритм исследования проблемы физического саморазвития в ко-
ординатах личной безопасности жизнедеятельности. Особое внимание уделено иссле-
дованию возможностей студентов, стремящихся к единоличному лидерству в избран-
ном виде ударных единоборств.
Ключевые слова: вуз физической культуры, высококвалифицированные спорт-
смены, лидерство, личная безопасность, физическое саморазвитие, социокультурное
жизнеобеспечение.
SOCIOCULTURAL LIFE SUPPORT
OF HIGHLY QUALIFIED ATHLETES
AT THE UNIVERSITY OF PHYSICAL
CULTURE
Pavlov N.I., honored master of sports of Rus-
sian Federation, teacher, nikitazlat@ mail.ru,
Russia, Chelyabinsk, Chelyabinsk State Uni-
versity
The article presents the results of the metho-
dological analysis of the socio-cultural life
support of highly qualified athletes at the uni-
versity of physical culture. An algorithm for
studying the problem of physical self-devel-
opment in the coordinates of personal life
safety is proposed. Particular attention is paid
to the study of the possibilities of students
striving for sole leadership in the chosen form
of percussion martial arts.
Key words: university of physical culture,
highly qualified athletes, leadership, personal
safety, physical self-development, socio-cul-
tural life support.
Павлов Никита Игоревич, заслуженный мас-
тер спорта РФ, преподаватель, nikitazlat@mail.ru, Россия,
Челябинск, Челябинский государственный университет
В настоящее время к актуальным
исследованиям педагогической направ-
ленности относится проблема физиче-
ского саморазвития в координатах лич-
ной безопасности жизнедеятельности
молодого поколения россиян. Как пока-
зывают результаты изысканий предста-
вителей научной элиты вузов физической
культуры, ее решение, с одной стороны,
аккумулирует ряд различных важнейших
положений современной спортивно-пе-
дагогической науки и практики, а с дру-
гой, позволяет внести новые идеи в реа-
лии обучения спортсменов или реабили-
тировать старые, незаслуженно забытые.
Основополагающими при этом могут
быть идеи формирования лидерских качеств у студентов вуза физической
культуры.
В данном исследовании рассмотрены методологические предпо-
сылки и определены теоретические подходы к вопросу подготовки квали-
фицированных спортсменов, обоснована целостная жизнеобеспечивающая
система физического саморазвития спортсменов – студентов вуза физиче-
ской культуры, разработана и апробирована соответствующая концепция
(с выделением принципов, закономерностей, форм, средств и методов ее
реализации).
Выдвинутая гипотеза в ходе эксперимента получила свое подтвер-
ждение. Об этом свидетельствуют данные наблюдений, бесед, результаты
тестирования лидерских качеств обучающихся спортсменов в вузе физиче-
ской культуры, специализирующихся в избранном ими виде ударных еди-
ноборств.
Цель исследования сформулирована исходя из наличия следующего
противоречия, определяющего движущие силы обеспечения социокуль-
турного жизнеобеспечения высококвалифицированного спортсмена в вузе
физической культуры. Под этим термином понимается специфический
способ жизнедеятельности спортсмена, стремящегося к единоличному
лидерству в избранном виде единоборств в условиях создания индивиду-
альных условий для своего физического саморазвития с минимально воз-
можным риском для здоровья.
Речь идет о противоречии между необходимостью и вероятностью
реализации жизнеобеспечивающей функции физического саморазвития,
требованиями, предъявляемыми к спортсменам, обучающимся в вузе
физической культуры, и их возможностям в плане стремления к лидерству
в избранном виде ударных единоборств, уровнем телесного и духовного
саморазвития (при высокой мотивации к личной безопасности жизнедея-
тельности).
В рамках данной гипотезы, ориентированной на снижение
важности указанных противоречий, следуют задачи нашего исследования:
1) определить параметры культуры личностно-ориентированного
лидерства: умение обучаться социокультуре, уверенность в себе, уважение
мнения авторитетов;
2) определить направленность тестирования спортсменов: отноше-
ние спортсмена к социальной среде, компетенции действия в сфере удар-
ных единоборств, адаптация к общему эмоциональному самочувствию,
специфические ситуации отдельных видов ударных единоборств, система
мотивов спортсменов высокого класса, типы социокультурного поведения
высококвалифицированных спортсменов, стремящихся к единоличному
лидерству;
3) детерминировать элементы, определяющие структуру личности
профессионального спортсмена: мировоззрение, убеждения, идеалы,
потребности, принципы, интересы, устремления (установки), социальная
обусловленность целенаправленного развития личности, развитие лично-
сти в деятельности и организационном культуростроении;
4) провести функциональное представление оценки закономерно-
стей развития профессионального спортсмена, стремящегося к единолич-
ному лидерству в избранном виде ударных единоборств: прогностическая,
ориентировочная, информационная, интегративная, регулятивная, разви-
вающая, коммуникативная, контрольная;
5) провести оценку факторов личностных ожиданий профессио-
нального спортсмена, стремящегося к единоличному лидерству в избран-
ном виде единоборств.
Методика и организация исследования. Методология исследования
представлена в виде трех аспектов:
1) на философском уровне: речь идет о методологии безопасности
как стратегии развития системы образования [1], методологии педагогиче-
ских исследований в физическом воспитании [8], концепции формирова-
ния физической культуры [15], познавательных процессах в сфере физиче-
ского саморазвития [10], системах педагогических исследований, рассмат-
риваемых в основных положениях философии [12];
2) на общенаучном уровне: речь идет о теориях модульного обу-
чения [14], физической культуры [6], спортивно-педагогического обще-
ния [9], а также социокультурной трансформации в условиях физического
совершенствования и личной безопасности жизнедеятельности [13];
3) на частно-научном уровне: речь идет о безопасности как образе
безальтернативного воспитания [2] и способности к ее обеспечению [9],
индивидуализации и дифференциации обучения в вузе физической куль-
туры [5]. Особую значимость на этом уровне имеют исследования, посвя-
щенные формированию лидерских качеств у спортсменов, обучающихся в
вузе физической культуры.
Эти качества определены следующим алгоритмом (рис. 1).
1. Теоретико-методологические основания исследования
2. Концепция физического саморазвития в условиях личной
безопасности жизнедеятельности
3. Закономерности и принципы физического саморазвития
в координатах личной безопасности жизнедеятельности
4. Гипотеза исследования. Движущие силы физического
саморазвития и личной безопасности жизнедеятельности
5. Результаты эксперимента. Индивидуально-комплексный
мониторинг социокультурного жизнеобеспечения
высококвалифицированного спортсмена в вузе физической
культуры
Рис. 1. Алгоритм исследования проблемы формирования
лидерства в профессиональном спорте
Примером, иллюстрирующим данный рисунок, является кикбок-
синг, о сути которого дается некоторая информация в табл. 1. Информация
затрагивает вопросы ударов руками и ногами. Каждый из спортсменов,
занимающихся кикбоксингом, стремится стать профессионалом (исходя из
концепции лидерского подхода к развитию своей личности). В более
широком плане речь идет о «педагогике профессионального спорта (лич-
ностный аспект)».
Теоретико-методологические основания исследования (философ-
ские и общенаучные) рассматриваются нами с точки зрения социокуль-
туры личной безопасности жизнедеятельности спортсмена (студента вуза
физической культуры). Частно-научный уровень при этом определяется
рядом подходов, а именно: функциональным, деятельностным, личност-
ным и культурно-историческим.
Интегративно-прикладной аспект методологии определяется тео-
рией безопасности жизнедеятельности. В частности речь идет о следую-
щем:
– рассмотрении физического саморазвития с позиций внешнего и
внутреннего (личностного) единства;
– понимании данной личностью жизнеобеспечивающей функции в
условиях стремления к лидерству в избранном виде ударных единоборств;
– выделении в качестве важнейшей составляющей физического
саморазвития обеспечения безопасности данного процесса и результата
(целеполагания). Немаловажную роль при этом играет риск, определяемый
сочетанием интереса и страха, рассматриваемого в рамках спортивно-
педагогической деятельности [11].
Под физическим саморазвитием в нашем исследовании понимается
система закономерных (качественных, необратимых и целенаправленных)
изменений лидерских качеств личности спортсмена – студента вуза физи-
ческой культуры. Эти изменения имеют социокультурную природу, а
также внутреннюю и внешнюю, причинную и функциональную, биологи-
ческую и психологическую (связанную с риском) детерминацию.
Жизнеобеспечивающая система саморазвития спортсмена, обу-
чающегося и развивающегося с позиций социокультуры в вузе физической
культуры, состоит из процессуальной и результативной подсистем. Физи-
ческое развитие при этом является ведущим фактором самосовершенство-
вания с позиций целенаправленного развития лидерских качеств спорт-
смена, специализирующегося в избранном виде ударных единоборств [4].
Концепция физического саморазвития в условиях личной безопас-
ности жизнедеятельности представляет собой совокупность основных идей
исследования (его ведущий замысел). Имеется в виду следующее:
– интеллектуальный самоконтроль в ходе занятий спортивно-педа-
гогической направленности;
– учет особенностей избранного вида спорта с позиций социокуль-
турного развития личности;
– реализация физического саморазвития в рамках двух систем:
«тренер – спортсмен» и «преподаватель – студент вуза физической куль-
туры» (термин саморазвития предполагает наличие внешних и внутренних,
связанных с социокультурой, детерминант).
Говоря иначе, саморазвитие является фактором личностной
жизнедеятельности в целом. Поэтому можно говорить о
жизнеобеспечивающей функции лидерства в избранном виде ударных
единоборств [3].
Закономерности и принципы физического саморазвития в коорди-
натах личной безопасности жизнедеятельности, представленные в работе
П.И. Костенок и Г.П. Коняхиной [7], отображены на рис. 2, которые, в
свою очередь, во многом определяют соответствующие формы, средства и
методы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Все они достаточно
разнообразны с позиций физического саморазвития в рамках конкретной
социокультуры ударных единоборств.
Закономерности:
– деятельностного саморазвития;
– альтернативного саморазвития;
– безопасного саморазвития
Принципы:
– активно-адаптивной безопасности;
– результативности физического саморазвития;
– полифункционального детерминизма;
– проблемно-вариативной реализации личности
Рис. 2. Закономерности и принципы физического саморазвития
в координатах личной безопасности жизнедеятельности
Проведенная оценка факторов личностных ожиданий профессио-
нального спортсмена, стремящегося к единоличному лидерству в избран-
ном виде единоборств представлена в табл. 1.
Алгоритмическое представление моделирования лидерства в удар-
ных единоборствах представлено на рис. 3.
Оценка факторов личностных ожиданий
профессионального спортсмена
Таблица 1
Параметр
1. Понятие фактора
2. Риски, связанные
с фактором
3. Рекомендательный
аспект
Фактор ожиданий
Внутренние представления о
запланированных результатах
Риск возможных разочарова-
ний (скрытых противоречий)
Крайне важно диагностиро-
вать и сформировать ожида-
ния в сфере достижения ли-
дерства (и, прежде всего, не
завышенные)
Фактор страхов
Страхообразующая деловая
мотивация в личностных пер-
спективах
Риск поиска и инициирования
конкурентной деятельности
Рекомендуется уточнение це-
лей и задач задуманного, рас-
сеяние опасений средствами
аргументации и укрепления
установки на успех
1. Методологические аспекты моделирования лидерства:
– принцип формирования лидерских качеств;
– системный аспект моделирования;
– функциональное развитие организма человека;
– управление в ударных единоборствах
2. Моделирование профессиональной деятельности квалифицированных
спортсменов:
– общие положения моделирования двигательной активности;
– моделирование подготовленности в ударных единоборствах;
– моделирование внешней среды профессионального спортсмена;
– моделирование роста спортивного мастерства;
– моделирование решений проблемных ситуаций в процессе формирования
лидерских качеств
3. Оценка усилий, эффективности и действенности процессов
моделирования лидерства в ударных единоборствах
Рис. 3. Алгоритмическое представление моделирования лидерства
в ударных единоборствах
Результаты индивидуально-комплексного мониторинга социокуль-
турного жизнеобеспечения высококвалифицированного спортсмена в вузе
физической культуры представлены в табл. 2.
Таблица 2
Сформированность социокультурного жизнеобеспечения
у студентов вуза физической культуры, стремящихся
к единоличному лидерству (X±m)
Группа
Контрольная (n=12)
Экспериментальная (n=12)
В начале
эксперимента
4,2 ± 0,14
4,3 ± 0,16
В конце
эксперимента
4,9 ± 0,15
4,6 ± 0,17
t
3,21
1,14
P
˂0,01
>0,05
С позиций проведенных исследований мониторинг представим в
виде определенной логической формулы, элементами которой являются:
прогноз (цель), деятельность (общение), изучение (эксперимент), резуль-
таты проведенного эксперимента. Под предметом мониторинга (носящего
индивидуально-комплексный характер) понимаются поддающиеся диагно-
стике действия двух групп спортсменов – контрольной и эксперименталь-
ной.
Особую значимость при этом имеют представленные нами знания в
отношении движущих сил социокультурного жизнеобеспечения профес-
сиональных спортсменов в вузе физической культуры, стремящихся к еди-
ноличному лидерству в избранном виде ударных единоборств. Эти знания
представляют интерес с позиций: 1) репродукции усвоенных знаний;
2) проявление сформированных на их основе умений и навыков;
3) творческого применения знаний в рамках экспериментальной группы.
Особую роль здесь играют соответствующие тестовые задания по основам
«социокультурного жизнеобеспечения».
Результаты исследования и их обсуждение. В процессе исследова-
ния уделялось внимание внешним воздействиям с позиций их содействия
или противодействия спортивно-педагогическим целям. То же относится к
действиям самих спортсменов – студентов вуза физической культуры – с
позиций развития лидерских качеств в избранном виде ударных едино-
борств. Критериально это определяется знанием и пониманием теоретиче-
ских основ двигательной активности и обеспечения ее безопасности:
соблюдением норм здорового образа жизни, качеством выполнения кон-
кретных двигательных действий, интеллектуальной активностью в сфере
понимания социокультуры лидерства, степенью проявления интереса к
жизнеобеспечению как оптимизационному процессу в «мире едино-
борств».
За основу при выявлении данных критериев относительно уровней
социокультурного жизнеобеспечения (низкий, средний, высокий, в цифрах
– 3, 4, 5) были взяты данные, полученные при изучении педагогических
условий формирования умений физического самосовершествования и ми-
нимизации рисков в сфере личной безопасности жизнедеятельности.
Итоги проведенного формирующего эксперимента свидетельствуют
о росте сформированности исследуемых умений в экспериментальной
группе по сравнению с контрольной. Это, в свою очередь, подтверждает
эффективность предложенной концепции физического саморазвития в ус-
ловиях личной безопасности жизнедеятельности.
В качестве обобщения необходимо указать на следующие функцио-
нально-компенсационные модули социокультурного жизнеобеспечения
высококвалифицированных спортсменов в вузе физической культуры,
стремящихся к единоличному лидерству в избранном виде ударных едино-
борств, а именно: активно-адаптивной безопасности физического самораз-
вития, интегративно-вариативного подхода к физкультурному образова-
нию, личностно-двигательной реабилитации физического самосовершен-
ствования, социокультурных закономерностей общения и личностного
взаимодействия спортсменов и тренеров, физкультурного образования как
социокультурного института формирования лидерских качеств. Данные
модули лежат в основе спецкурса «Социокультурная психология лидер-
ства в спорте».
Выводы. В результате исследования определен алгоритм, вклю-
чающий пять элементов, последовательно вытекающих один из другого.
Прежде всего, это теоретико-методологические основания исследования,
концепция физического саморазвития в условиях личной безопасности
жизнедеятельности, закономерности и принципы физического саморазви-
тия в координатах личной безопасности жизнедеятельности.
Проведена работа над категориальным аппаратом исследования.
Обосновано такое новое в спортивной педагогике понятие, как «социо-
культурное жизнеобеспечение высококвалифицированного спортсмена в
вузе физической культуры». Отмеченное касается и понятия «жизнедея-
тельности» – жизни в ее естественно-социокультурном смысле и деятель-
ности как специфическом способе бытия в «мире ударных единоборств».
Это понятие рассмотрено на примере студентов вуза физической культуры
и одновременно высококвалифицированных спортсменов, стремящихся к
единоличному лидерству в избранном виде ударных единоборств.
Список литературы
1. Алексеев С.В. Методология безопасности как стратегия развития
системы образования // Экология. Безопасность жизнедеятельности.
Валеология. 1999. С. 19–21.
2. Антюхин Э. Безопасность как образ безальтернативного воспита-
ния // Основы безопасности жизни. 1999. № 3. С. 7–8.
3. Бабик Т.М., Попова А.Ф., Харина И.Ф. Морфофункциональная
адаптация организма высококвалифицированного спортсмена: методоло-
гический аспект исследования // Известия Тульского государственного
университета. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4. С. 81–89.
4. Барышева Н.В. Организационно-педагогическая система разви-
тия физической культуры личности: дис. … д-ра пед. наук. Самара, 1997.
400 с.
5. Беляева Л.В., Подгорная Т.М., Черская Л.В. Дифференциация и
индивидуализация обучения через применение различных инновационных
технологий // News of Science and Education. 2017. Т. 2. № 4. С. 28–30.
6. Быченков С.В., Курбатов А.В., Сафонов А.А. Теория и организа-
ция физической культуры в вузах: учеб.-метод. пособие. Саратов: Вузов-
ское образование, 2018. 242 с.
7. Костенок П.И., Коняхина Г.П. Философия безопасности как
методологическое основание педагогического решения проблем обеспече-
ния безопасности жизнедеятельности // Проблемы современного образова-
ния. 2020. № 5. С. 19–30.
8. Костюнина Л.И. Теоретико-методологические подходы к обеспе-
чению согласованности двигательной и интеллектуальной деятельности в
процессе спортивной подготовки: монография. Ульяновск: Изд-во ЧГУ,
2020. 228 с.
9. Неверкович С.Д., Попова А.А. Спортивно-педагогическое обще-
ние: монография. М.: Изд-во РАО, 2021. 200 с.
10. Попов А.Н., Харина И.Ф. Спортивно-педагогический анализ
эффективности «учебной дорожной карты развития внимания»: концепту-
альный подход // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
2021. № 5 (195). С. 502–506.
11. Попова А.Ф., Лобашова А.А., Мосеева Л.И. Социокультурная
специфика личностного развития в вузе физической культуры: ценностно-
ориентированный подход // Проблемы современного педагогического
образования. 2021. № 70–3. С. 121–124.
12. Сериков В.В. Методология педагогики: состояние и направле-
ния развития // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020.
№ 4 (70). С. 62–66.
13. Филиппов Ю.А. Физическое развитие личности в условиях
трансформации российского общества: социально-философский аспект:
дис. … канд. филос. наук. Ставрополь, 2005. 187 с.
14. Щербакова М.В., Чайка Е.Ю. Модульное обучение в высшем
профессиональном образовании: от теории к практике реализации // Вест-
ник Воронежского государственного университета. Проблемы высшего
образования. 2015. № 2. С. 72–76.
15. Management culture of striking martial art teaching / B. Beck [et al.]
// Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2021. Т. 6. № 1. С. 21–
27.
References
1. Alekseev S.V. Metodologiya bezopasnosti kak strategiya razvitiya sistemy
obra-
zovaniya [Security methodology as a strategy for the development of the
education system] //
Ekologiya. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti. Valeologiya [Ecology. Life safety.
Valeology].
1999. P. 19–21.
2. Antyuhin E. Bezopasnost' kak obraz bezal'ternativnogo vospitaniya [Security
as an
image of non-alternative education] // Osnovy bezopasnosti zhizni [Fundamentals
of the secu-
rity of life]. 1999. No. 3. P. 7–8.
3. Babik T.M., Popova A.F., Harina I.F. Morfofunkcional'naya adaptaciya
organizma
vysokokvalificirovannogo sportsmena: metodologicheskij aspekt issledovaniya
[Morpho-
functional adaptation of the organism of a highly qualified athlete: the
methodological aspect
of the study] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta.
Fizicheskaya kul'tura.
Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical culture. Sport]. 2021.
Issue 4. P. 81–89.
4. Barysheva N.V. Organizacionno-pedagogicheskaya sistema razvitiya fizicheskoj
kul'tury lichnosti [Organizational and pedagogical system of personal physical
culture devel-
opment]: dis dr. ped. sciences. Samara, 1997. 400 p.
5. Belyaeva L.V., Podgornaya T.M., Cherskaya L.V. Differenciaciya i
individualiza-
ciya obucheniya cherez primenenie razlichnyh innovacionnyh tekhnologij
[Differentiation
and individualization of learning through the use of various innovative
technologies] // News
of Science and Education. 2017. Vol. 2. No. 4. P. 28–30.
6. Bychenkov S.V., Kurbatov A.V., Safonov A.A. Teoriya i organizaciya
fizicheskoj
kul'tury v vuzah [Theory and organization of physical culture in universities]:
textbook-me-
thod. allowance. Saratov: University education, 2018. 242 p.
7. Kostenok P.I., Konyahina G.P. Filosofiya bezopasnosti kak metodologicheskoe
osnovanie pedagogicheskogo resheniya problem obespecheniya bezopasnosti
zhiznedeya-
tel'nosti [Philosophy of safety as a methodological basis for pedagogical
solutions to the
problems of ensuring the safety of life] // Problemy sovremennogo obrazovaniya
[Problems of
modern education]. 2020. No. 5. P. 19–30.
8. Kostyunina L.I. Teoretiko-metodologicheskie podhody k obespecheniyu soglaso-
vannosti dvigatel'noj i intellektual'noj deyatel'nosti v processe sportivnoj
podgotovki [Theo-
retical and methodological approaches to ensuring the consistency of motor and
intellectual
activity in the process of sports training]: monograph. Ulyanovsk: Publishing
house of ChGU,
2020. 228 p.
9. Neverkovich S.D., Popova A.A. Sportivno-pedagogicheskoe obshchenie [Sports
and pedagogical communication]: monograph. M.: RAO Publishing House, 2021. 200
p.
10. Popov A.N., Harina I.F. Sportivno-pedagogicheskij analiz effektivnosti
«ucheb-
noj dorozhnoj karty razvitiya vnimaniya»: konceptual'nyj podhod [Sports and
pedagogical
analysis of the effectiveness of the "educational roadmap for the development
of attention": a
conceptual approach] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta
[Scientific notes of
the University named after P.F. Lesgaft]. 2021. No. 5 (195). P. 502–506.
11. Popova A.F., Lobashova A.A., Moseeva L.I. Sociokul'turnaya specifika
lichnost-
nogo razvitiya v vuze fizicheskoj kul'tury: cennostno-orientirovannyj podhod
[Socio-cultural
specificity of personal development in the university of physical culture:
value-oriented ap-
proach] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of
modern
pedagogical education]. 2021. No. 70–3. P. 121–124.
12. Serikov V.V. Metodologiya pedagogiki: sostoyanie i napravleniya razvitiya
[Methodology of pedagogy: state and directions of development] // Innovacionnye
proekty i
programmy v obrazovanii [Innovative projects and programs in education]. 2020.
No. 4 (70).
P. 62–66.
13. Filippov Yu.A. Fizicheskoe razvitie lichnosti v usloviyah transformacii
rossijs-
kogo obshchestva: social'no-filosofskij aspect [Physical development of the
individual in the
context of the transformation of Russian society: socio-philosophical aspect]:
dis cand.
philos. sciences. Stavropol, 2005. 187 p.
14. Shcherbakova M.V., Chajka E.Yu. Modul'noe obuchenie v vysshem profession-
al'nom obrazovanii: ot teorii k praktike realizacii [Modular training in higher
professional
education: from theory to practice of implementation] // Vestnik Voronezhskogo
gosu-
darstvennogo universiteta. Problemy vysshego obrazovaniya [Bulletin of the
Voronezh State
University. Higher education problems]. 2015. No. 2. P. 72–76.
15. Management culture of striking martial art teaching / B. Beck [et al.] //
Physical
Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2021. Т. 6. № 1. С. 21–27.