Научная статья на тему 'ВНИМАНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ВУЗА'

ВНИМАНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНИМАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СПОРТСМЕН ЕДИНОБОРЕЦ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рицци Джанфранко, Харина Ирина Федоровна, Павлов Никита Игоревич, Мальцев Юрий Геннадьевич

В статье представлены результаты исследования внимания студентов вуза физической культуры. Внимание как когнитивная функция психики человека находится под мощных прессингом компьютерных технологий, что изменяет характеристики внимания и требует их исследования для разработки новых методик управления познавательной деятельностью студентов. Показано, что внимание важно для спортсменов, специализирующихся в сфере единоборств, внимание является одной из доминантных функций в сфере формирования лидерских качеств. Для спортсменов, стремящихся к единоличному лидерству, внимание представимо в качестве социальной адаптации в избранном виде спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рицци Джанфранко, Харина Ирина Федоровна, Павлов Никита Игоревич, Мальцев Юрий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTENTION AS A MEANSOF SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS OF A SPORTS UNIVERSITY

The article presents the results of the study of the attention of students of the university of physical culture. Attention, as a cognitive function of the human psyche, is under powerful pressure from computer technologies, which changes the characteristics of attention and requires their research to develop new methods for managing students’ cognitive activity. The relevance of the research lies in the further study of the attention of combat athletes, which affects the social adaptation of student-athletes with signs of hyperactivity and attention deficit disorder. The purpose of the research is to study voluntary and selective attention, to monitor them within the educational process of a higher educational institution of physical culture. Materials and research methods. The Toulouse-Pieron technique is used - a simple and quick way to indirectly diagnose minor cerebral dysfunctions, which include attention deficit hyperactivity disorder (ADHD). The main diagnostic indicator is the accuracy (K) of the test, which characterizes an arbitrary concentration. The results of the study show that athletes are less likely to have attention deficit disorder than non-athletes. Conclusion. It is shown that attention is important for athletes specializing in the field of martial arts, “attention” is one of the dominant functions in the field of leadership qualities formation. For athletes striving for sole leadership, attention is presented as “social adaptation” in the chosen sport.

Текст научной работы на тему «ВНИМАНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ВУЗА»

СПОРТИ

Ml

on

Л (Gl

АЯ

ПСИХОЛОГИ

Я

И ПСИХОФИЗИОЛОГИ

г|

Я

SPORTS PSYCHOLOGY AND PSYCHOPHYSIOLOGY

УДК 796.03 ББК 75.1

DOI 10.47475/2500-0365-2021-16318

ВНИМАНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОМ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ВУЗА

Д. Рицци1, И. Ф. Харина2, Н. И. Павлов3, Ю. Г. Мальцев3

1 Старший тренер сборной Италии по кикбоксингу, Вигольцоне, Италия 2 Уральский государственный университет физической культуры и спорта, Челябинск, Россия 3 Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

В статье представлены результаты исследования внимания студентов вуза физической культуры. Внимание как когнитивная функция психики человека находится под мощных прессингом компьютерных технологий, что изменяет характеристики внимания и требует их исследования для разработки новых методик управления познавательной деятельностью студентов. Показано, что внимание важно для спортсменов, специализирующихся в сфере единоборств, внимание является одной из доминантных функций в сфере формирования лидерских качеств. Для спортсменов, стремящихся к единоличному лидерству, внимание представимо в качестве социальной адаптации в избранном виде спорта.

Ключевые слова: внимание, социальная адаптация, спортсмен единоборец.

Введение. Технологические изменения, происходящие в настоящее время в мире, затрагивают не только экономическую и социальную сферы, но и когнитивную сферу личности человека — память, воображение, внимание как начальную точку познания мира человеком.

Внимание как когнитивная функция психики проявляется в конкретном распредмеченном внешнем мире, оказывающим воздействие на внутренний мир человека. Поэтому возникает возможность исследования проявления внимания во внешнем мире в контексте различных видов деятельности. Для исследования внимания необходимо учесть особенность современного образования. М. Пренски ввел термин «цифровые аборигены» характеризующий современных студентов. Современные студенты с детства находятся в тесном контакте с компьютерами, телефонами, планшетами и другими гаджетами. Использование гаджетов стало той сингулярностью, которая изменила облик студентов настолько, что старая система образования для них больше не подходит [1].

Современные исследования показывают, что тесное взаимодействие с цифровыми технологиями начиная с дошкольного возраста, имеют дихотомию результатов данного взаимодействия: положительным полюсом, является развитие мелкой моторики, умение работать с информацией, расширение словарного запаса и т. д.; отрицательным полюсом является формирование клипового сознания, скудность фантазии, дефицит живого общения, слабая логика в познании, изменения в характеристиках внимания (устойчивость, концентрация, распределение, объем) и др. [2—5].

Таким образом, существующие знания о психике человека и одной из ее когнитивных функций — внимании, не могут быть перенесены на современное образование и нуждаются в конкретизации и дополнении. Следовательно, возникает необходимость систематизации особенностей внимания как характеристики когнитивных процессов у современных студентов и формирования на этой основе новых методик управления познавательной деятельностью у студентов, в том числе с использованием современных технических возможностей.

Внимание как психофизиологический процесс является предметом исследования на протяжении более ста лет. Однако в рамках педагогики спорта — это редкое явление, но довольно актуальное на сегодняшний день, что связано с разработкой рекомендаций по поводу роста числа спортсменов, обучающихся в вузе физической культуры.

Под вниманием понимают селективность когнитивных психических процессов, обеспечивающих выделение существенных для спортивно-педагогической деятельности элементов. По А. Р. Лурия, внимание представляет собой процесс, поддерживающий контроль за четко организованным протеканием психической деятельности [6]. И с этим, безусловно, можно согласиться (особенно если известны структуры мозга, ответственные за данный психический процесс).

Нами в процессе исследования акцент делается на произвольное и избирательное внимание, их мониторинг, мозговую организацию и селекцию в рамках учебного процесса вуза физической культуры. Определенную значимость при этом имеет и выявление особенностей конкретных видов внимания в различных видах спорта (с учетом возможных патологий у студентов вуза физической культуры). Оценка способностей к длительному удержанию и распределению внимания в рамках выполнения когнитивных заданий при этом играет решающее значение в тренировочном процессе.

Исследование проводилось на базе лаборатории научно-исследовательского института Олимпийского спорта УралГУФК с целью оценки внимания у студентов данного вуза физической культуры. Его методологический аспект был связан с использованием экспресс-метода Тулуз-Пьерона в модификации Л. А. Ясюковой.

Тест Тулуз-Пьерона первично направлен на изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости), стимульным материалом являются восемь типов квадратов, различающихся положением окрашенных в черный цвет полукругов или четверти круга. Бланк экспресс-теста состоит из десяти строк, время выполнения корректурной пробы ограничено. На выполнение теста не влияют речевые и слуховые дефекты, что является его преимуществом. На взрослой выборке результаты тестирования стабильны во времени.

Методика Тулуз-Пьерона — простой и быстрый способ косвенной диагностики малых мозговых дисфункций, к которым относится синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Основным диагностическим показателем явля-

ется точность (К) выполнения теста, характеризующая произвольную концентрацию. Точность выполнения теста зависит от переключения, объема внимания, оперативной памяти и визуального мышления [10].

В работе приняли участие студенты, обучающиеся на дневном отделении УралГУФК. Средний возраст их составил 20 ± 0,5 лет. Все студенты были осведомлены о цели исследования и дали добровольное письменное согласие на участие в изучении свойств внимания в межсессионный период. Обследование проводили в течение 2016—2020 учебных годов с учетом особенностей организации исследований в области физической культуры и спорта. Статистическая обработка результатов исследования проводилась на персональном компьютере с использованием пакета стандартных статистических программ Excel 7.0 для среды Windows.

Степень исследованности. В этом плане обращают на себя внимание следующие положения известных авторов (табл. 1). Все они лежат в основе нашего исследования. Сюда же следует добавить и результаты исследований, проведенных в рамках НИИ Олимпийского спорта УралГУФК [7; 8].

Результаты исследования и их обсуждение.

Результаты исследования представлены в табл. 2. Внимание оценивалось по коэффициенту точности (концентрации) у разных категорий студентов, обучающихся в вузе физической культуры.

Коэффициент точности рассчитывается по формуле

и

V -a К = -—— > •

V и

где V— скорость; п — количество рабочих строчек; у — количество ошибок в строке; а — среднее количество ошибок в строке [10].

Результаты теста Тулуз-Пьерона позволили дифференцировать студентов на группы с разной точностью выполнения экспресс-методики. Приведем интерпретацию оценки концентрации внимания по показателю точности выполнения работы: высокая (0,98—1 усл.ед.), хорошая (0,96—0,97 усл.ед.), средняя (0,93—0,95 усл.ед.), слабая (0,91—0,92 усл.ед.). Концентрация внимания в пределах 0,9 усл.ед. и < трактуется как патология, а именно синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

В представленной выборке выявлены все группы с разными показателями концентрации внимания. Сказанное касается: 1) юношей и девушек;

Таблица 2

Таблица 1

Результаты исследований внимания специалистами в сфере нейрофизиологии и педагогики спорта

Автор Содержательный аспект

А. Р. Лурия [6] Физиологические изменения, лежащие в основе произвольного внимания, формируются лишь к 12—15-летнему возрасту. На современном этапе преимущественно исследуется вопрос о мозговой организации внимания

Р. И. Мачинская [9] Основная функция коры любного полюса состоит в координации и переключении ресурсов внимания от информации, связанной с текущими внешними событиями, к информации, связанной с внутренними событиями (мыслями, переживаниями или долгосрочными целями)

Л. А. Ясюкова [10] Точность выполнения теста зависит от переключения и объема внимания, а также от оперативной памяти и визуального мышления. Также на результат могут повлиять личностные особенности, такие, как исполнительность, ответственность, тревожность, беспечность и расслабленность

С. А. Сунцов [11] Без обостренного внимания трудно правильно воспринимать и перерабатывать информацию, продуктивно мыслить, своевременно реагировать на смену тактической обстановки и контролировать свою деятельность

А. Ф. Попова [4] Именно внимание лежит в основе оценки адаптационной рациональности не только спортсмена, но и менеджера оздоровительно-образовательной организации

Результаты выполнения теста Тулуз — Пьерона по показателю точности (К, усл. ед.), % (абс.) по Л. А. Ясюковой

Контингент п Патология (0,9 и <) Слабая (0,91—0,92) Средняя (0,93—0,95) Хорошая (0,96—0,97) Высокая (0,98—1)

Гендерные особенности

Девушки 166 3,01 (5) 1,81 (3) 11,45 (19) 27,71 (46) 56,02 (93)

Юноши 135 7,40 (10) 6,67 (9) 17,78 (24) 25,93 (35) 42,22 (57)

Все 301 4,98 (15) 3,99 (12) 14,28 (43) 26,91 (81) 49,84 (150)

Уровень спортивной квалификации

МС 10 — — — 50,0 (5) 50,0 (5)

КМС 40 7,5 (3) 7,5 (3) 15,0 (6) 25,0 (10) 45,0 (18)

I разряд 27 3,7 (1) 3,7 (1) 14,82 (4) 29,63 (8) 48,15 (13)

II разряд 15 — 6,67 (1) 20,0 (3) 33,3 (5) 40,0 (6)

III разряд 3 — — — 33,3 (1) 66,7 (2)

Все 95 4,21 (4) 5,26 (5) 13,68 (13) 30,52 (29) 46,33 (44)

Регулярно занимающиеся спортом и не спортсмены

Спортсмены 95 4,21 (4) 5,26 (5) 13,68 (13) 30,52 (29) 46,33 (44)

Не спортсмены 206 5,34 (11) 3,4 (7) 14,56 (30) 26,7 (55) 51,46 (106)

Все 301 4,98 (15) 3,99 (12) 14,28 (43) 26,91 (81) 49,84 (150)

2) спортсменов разных разрядов; 3) спортсменов и не спортсменов.

В качестве определенного обобщения отметим, что особенности физиологических механизмов адаптации студентов с признаками синдрома дефицита внимания обуславливают поведенческие стили, характеризуемые импульсивностью и неорганизованностью в своих действиях (выборе реакции на те или иные требования).

Для студентов-спортсменов в условиях сохранения внимания на высоком уровне важно выработать стратегию адаптационно-компенсаторного поведения. Гармоничное взаимодействие физио-

логических и психологических систем при этом будет способствовать благоприятной социальной адаптации и личной безопасности жизнедеятельности. Особую роль при этом играет реализация на практике синергетического подхода в рамках систем «педагог-студент» и «тренер-спортсмен». Сказанное, прежде всего, касается тех из них, кто стремится к единоличному лидерству в избранном виде спорта.

Полученные результаты дополняют существующую картину исследований внимания. Позволяют индивидуализировать методики их профессиональной подготовки. Социальная адаптация

нарушена у студентов с выявленной патологией внимания.

Заключение. Мы провели исследование произвольного и избирательного внимания студентов спортивного вуза по методике Тулуз-Пье-рона — простой и быстрый способ косвенной диагностики малых мозговых дисфункций, к которым относится синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Основным диагностическим показателем является точность (K) выполнения теста, характеризующая произвольную концентрацию. Показано, что внимание важно для спортсменов, специализирующихся в сфере единоборств, внимание является одной из доминантных функций в сфере формирования лидерских качеств. Результаты исследования показывают, что у спортсменов дефицит внимания встречается реже, чем у не спортсменов.

Список литературы

1. Пренски, М. Аборигены и иммигранты цифрового мира / М. Пренки // МБОУДПО (повышения квалификации) специалистов г. Владимира «Городской информационно-методический центр». — URL: https://gimc.ru/content/statya-marka-prenski-aborigeny-i-immigranty-cifrovogo-mira.

2. Азаренок, Н В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире / Н. В. Азаренок // Психология человека в современном мире : Материалы Всерос. юбил. науч. конф., посвящ. 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна. Т. 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. — М. : Ин-т психологии РАН, 2009. — С. 110—112.

3. Кудинова, Е. Б. Влияние гаджетов на современных школьников / Е. Б. Кудинова // Молодой ученый. — 2017. — № 16. — С. 464—465.

4. Лысиченкова, С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную

Поступила в редакцию 28 марта 2021 г.

мотивацию / С. А. Лысиченкова // Молодой ученый. — 2012. — № 4. — С. 428—431.

5. Hook, C. J. Neuroscience for Educators: What are They Seeking, and What are They Finding? / C. J. Hook // Neuroethics. — 2013. —Vol. 6, №. 2. — Pp. 331—341.

6. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. — М. : Академия, 2003. — 384 с.

7. Звягина, Е. В. Психофизиологические методы изучения свойств внимания как основа выявления синдрома дефицита внимания у студентов вуза физической культуры / Е. В. Звягина, И. Ф. Харина // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). — 2017. — Вып. 2 (16). — С. 31—36.

8. Харина, И. Ф. Особенности психофизиологических показателей студентов с признаками дефицита внимания в условиях сочетанных умственных и физических нагрузок / И. Ф. Харина, Е. В. Звягина, Е. В. Быков, О. А. Макунина // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2018. — Т. 8. — № 3. — С. 181—197.

9. Мачинская, Р. И. Управляющие системы мозга / Р. И. Мачинская // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. — 2015. — Т. 65. — № 1. — С. 33—60.

10. Ясюкова, Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: методическое руководство / Л. А. Ясюкова. — СПб. : ИМЕТОН, 1997. — 80 с.

11. Сунцов, С. А. Характеристика свойств внимания спортсменов единоборцев 12 лет / С. А. Сунцов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки. — 2013. — № 2. — С. 96—101.

12. Попова, А. Ф. Адаптационная рациональность менеджера оздоровительно-образовательной организации: формирование, оценка эффективности / А. Ф. Попова, М. Б. Жильцов. — Челябинск : УралГУФК, 2019. — 40 с.

Для цитирования: Рицци, Д. Внимание как средство социальной адаптации студентов спортивного вуза / Д. Рицци, И. Ф. Харина, Н. И. Павлов, Ю. Г Мальцев // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2021. — Т. 6, № 3. — С. 112—117.

Сведения об авторах

Рицци Джанфранко — старший тренер сборной Италии по кикбоксингу, Член международной Федерации по кикбоксингу WAKO, Организатор кубка мира по кикбоксингу bestfighter, Вигольцоне, Италия. ORCID: 00000003-0993-6588. E-mail: info@bestfighter.com

Харина Ирина Федоровна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры биологии с основами экологии, научный сотрудник, Уральский государственный университет физической культуры и спорта, Челябинск, Россия. ORCID: 0000-0003-0354-1841. SPIN-код: 9474-3505. E-mail: kharina.i.f@list.ru

Павлов Никита Игоревич — преподаватель кафедры физического воспитания, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. ORCID ID: 0000-0003-3933-377X. Author ID: 1020983. E-mail: nikitazlat@mail.ru

Мальцев Юрий Геннадьевич — преподаватель-исследователь, ассистент кафедры экономической теории и регионального развития, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. ORCID ID: 0000-00023553-9212. Author ID: 998414. E-mail: Brazil.yura@mail.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2021, vol. 6, no. 3, pp. 112—117.

Attention as a means of social adaptation of students of a Sports University

Ritzci D.1, Kharin I.F.2, Pavlov N.I.3, Maltsev Yu.G.4

1 Stars coach's Italy kickboxing coach, Vigolzone, Italy. info@bestfighter.com

2 Ural State University of Physical Culture and Sports, Chelyabinsk, Russia. kharina.i.f@list.ru

3 Chelybinsk State University, Chelyabinsk, Russia. nikitazlat@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Chelybinsk State University, Chelyabinsk, Russia. Brazil.yura@mail.ru

The article presents the results of the study of the attention of students of the university of physical culture. Attention, as a cognitive function of the human psyche, is under powerful pressure from computer technologies, which changes the characteristics of attention and requires their research to develop new methods for managing students' cognitive activity. The relevance of the research lies in the further study of the attention of combat athletes, which affects the social adaptation of student-athletes with signs of hyperactivity and attention deficit disorder.

The purpose of the research is to study voluntary and selective attention, to monitor them within the educational process of a higher educational institution of physical culture.

Materials and research methods. The Toulouse-Pieron technique is used — a simple and quick way to indirectly diagnose minor cerebral dysfunctions, which include attention deficit hyperactivity disorder (ADHD). The main diagnostic indicator is the accuracy (K) of the test, which characterizes an arbitrary concentration. The results of the study show that athletes are less likely to have attention deficit disorder than non-athletes. Conclusion. It is shown that attention is important for athletes specializing in the field of martial arts, "attention" is one of the dominant functions in the field of leadership qualities formation. For athletes striving for sole leadership, attention is presented as "social adaptation" in the chosen sport.

Keywords: attention, social adaptation, combatant athlete.

References

1. Prenski M. Aborigenyi i immigrantyi tsifrovogo mira [Aborigines and immigrants of the digital world]. MBOUDPO (povyisheniya kvalifikatsii) spetsialistov g. Vladimira «Gorodskoy informatsionno-metodicheskiy tsentr» [Advanced training of specialists of Vladimir "City information and Methodological Center"]. Available at: https://gimc.ru/content/statya-marka-prenski-aborigeny-i-immigranty-cifrovogo-mira (In Russ.).

2. Azarenok N.V. Klipovoe soznanie i ego vliyanie na psihologiyu cheloveka v sovremennom mire [Clip consciousness and its influence on human psychology in the modern world]. Materialyi Vserossiyskoy yubileynoy nauchnoy konferentsii, posvyaschennoy 120-letiyu so dnya rozhdeniya S. L. Rubinshteyna «Psihologiya cheloveka v sovremennom mire». T. 5. Lichnost i gruppa v usloviyah sotsialnyih izm-eneniy [Materials of the All-Russian jubilee scientific

conference dedicated to the 120th anniversary of the birth of S. L. Rubinstein "Human psychology in the modern world". Vol. 5. Personality and group in the conditions of social changes]. Moscow, 2009. Pp. 110—112. (In Russ.).

3. Kudinova E.B. Vliyanie gadzhetov na sovre-mennyih shkolnikov [The influence of gadgets on modern schoolchildren]. Molodoy uchenyiy [Young scientist], 2017, no. 16, pp. 464—465. (In Russ.).

4. Lyisichenkova S. A. Vliyanie osobennostey sovremennyih shkolnikov na ih poznavatelnuyu motivatsiyu [The influence of the characteristics of modern schoolchildren on their cognitive motivation]. Molodoy uchenyiy [Young Scientist], 2012, no. 4, pp. 428—431. (In Russ.).

5. Hook C.J. Neuroscience for Educators: What are They Seeking, and What are They Finding? Neuro-ethics. 2013. Vol. 6, no. 2. Pp. 331—341.

6. Luriya A.R. Osnovyi neyropsihologii [Foundations of neuropsychology]. Moscow, 2003. 384 p. (In Russ.).

7. Zvyagina E.V., Harina I.F. Psihofiziologicheskie metodyi izucheniya svoystv vnimaniya kak osnova vyiyavleniya sindroma defitsita vnimaniya u studen-tov vuza fizicheskoy kulturyi [Psychophysiological methods of studying the properties of attention as a basis for identifying attention deficit syndrome in students of the University of physical culture]. Nauch-no-pedagogicheskoe obozrenie (Pedagogical Review) [Scientific and pedagogical Review (Pedagogical Review)], 2017, iss. 2 (16), pp. 31—36. (In Russ.).

8. Harina I.F., Zvyagina E.V., Byikov E.V., Makunina O.A. Osobennosti psihofiziologicheskih pokazateley studentov s priznakami defitsita vnimaniya v usloviyah sochetannyih umstvennyih i fizicheskih nagruzok [Features of psychophysiological indicators of students with signs of attention deficit in conditions of combined mental and physical exertion]. VestnikNovosibirskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University], 2018, vol. 8, no. 3, pp. 181—197. (In Russ.).

9. Machinskaya R.I. Upravlyayuschie sistemyi mozga [Control systems of the brain]. Zhurnal vyis-

shey nervnoy deyatelnosti im. I.P. Pavlova [Journal of Higher Nervous Activity named after I. P. Pavlov], 2015, vol. 65, no. 1, pp. 33—60. (In Russ.).

10. Yasyukova L.A. Optimizatsiya obucheniya i razvitiya detey s MMD. Diagnostika i kompen-satsiya minimalnyih mozgovyih disfunktsiy: metod-icheskoe rukovodstvo [Optimization of education and development of children with MMD. Diagnosis and compensation of minimal brain dysfunctions: a methodological guide]. St. Petersburg, 1997. 80 p. (In Russ.).

11. Suntsov S.A. Harakteristika svoystv vnimaniya sportsmenov edinobortsev 12 let [Characteristics of the properties of attention of athletes of martial artists of 12 years]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federalnogo universiteta. Seriya: Estestvennyie nauki [Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Natural Sciences], 2013,no. 2, pp. 96—101. (In Russ.).

12. Popova A.F., Zhiltsov M.B. Adaptatsionnaya ratsionalnost menedzhera ozdorovitelno-obrazovatel-noy organizatsii: formirovanie, otsenka effektivnosti [Adaptive rationality of the manager of a health-improving and educational organization: formation, evaluation of effectiveness]. Chelyabinsk, 2019. 40 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.