Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ'

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социокультурное развитие / образование / воспитание / обучение / знаниевая парадигма / личностно ориентированная парадигма / socio-cultural development / education / upbringing / training / knowledge paradigm / personality-oriented paradigm

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Т. Дунаева, З.Ш. Магомедова, Я.З. Газиева

Статья посвящена исследованию важности социокультурного развития обучающихся в контексте воспитательной деятельности в образовательных организациях. Рассматривается влияние социокультурных факторов на формирование личности и развитие социальных навыков у обучающихся. Также представлены позиции, аргументирующие актуальность и важность необходимости социокультурного развития молодого поколения. В статье представлены традиционный и современный подходы к воспитанию обучающихся и их социокультурному развитию. Особое внимание уделяется роли образовательной организации в формировании социокультурной среды, которая способствует развитию и формированию нравственно зрелой личности. В работе подчеркивается идея того, что социокультурное развитие обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса и способствует их успешной адаптации в современном быстро меняющемся социуме. Исследование, проведенное в ходе работы, предлагает интегрировать в ходе образовательного процесса две важные парадигмы образования – знаниевую и личностно ориентированную – с целью достижения наиболее успешных показателей в обучении и воспитании обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Т. Дунаева, З.Ш. Магомедова, Я.З. Газиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE PROCESS OF ORGANIZING EDUCATIONAL WORK

The article raises the importance of socio-cultural development of students in the context of educational activities in educational organizations. The influence of socio-cultural factors on the formation of personality and the development of social skills among students is considered. The work presents positions arguing the relevance and importance of the need for socio-cultural development of the younger generation. The article presents traditional and modern approaches to the education of students and their socio-cultural development. Special attention is paid to the role of an educational organization in the formation of a socio-cultural environment that promotes the development and formation of a morally mature personality. The paper emphasizes the idea that the socio-cultural development of students is an integral part of the educational process and contributes to their successful adaptation in today’s rapidly changing society. The research conducted in the course of the work suggests integrating two important paradigms of education in the educational process: knowledge-based and personality-oriented in order to achieve the most successful indicators in teaching and educating students.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Библиографический список

1. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2021 № 1701). Available at: https://docs.edu.gov.ru/ document/f9321ccd1102ec99c8b7020bd2e9761f/download/4444/?ysclid=lsky5bkgi0703179478

2. Morsy, Zaghlou Media education. Paris: UNESCO, 1984. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000062522

3. Педагогический энциклопедический словарь. Москва: Большая российская энциклопедия, 2002.

4. Федоров A.B. Терминология медиаобразования. Искусство и образование. 2000; № 2: 35.

5. Фотиева И.В. Проблемы языковой культуры и культуроформирующая дисфункция медиасферы. Мир науки, культуры, образования. 2023; № Э (100): 404-406.

6. Дунаев A.A. Некоторые аспекты проблемы управления профессиональным образованием на фоне глобальной нестабильности. Перспективы науки. 2023; № 7 (166): 202-206.

7. Запевалина О.В. Масс-медиа и современная система образования. Журналистика и медиаобразование-2008: сборник трудов III Международной научно-практической конференции: в 2 т. Белгород: БелГУ, 2008; Т. С.: 295-299.

8. Мурюкина Е.В. Медиаобразовательные занятия со студентами педагогического вуза в контексте личностно ориентированных подходов. Медиаобразование. 2007; № 2.

9. Плигин A.A. Сущность модели личностно-ориентированного образования / A.A. Плигин. Из опыта построения модели личностно ориентированного образования школы № 507. Москва: ЮОУ ДО г. Москвы, 2004: 6-10.

10. Урусова Л.Х., Кодзоков Б.В. Проблема реализации личностно-ориентированного подхода в современном образовательном пространстве. Образование и право. 2022; № 8.

11. Урусова Л.Х. Современная система образования: плюсы и минусы. Евразийский юридический журнал. 2020; № 2 (141): 412-414.

12. Ушакова М.В. Образование в трансформирующемся обществе. Вестник Московского университета. 2002; № 4: 106-117.

13. Федотова H.H. Глобализация и образование. Философские науки. 2012; № 4: 115-143.

14. Ярычев H.Y, Емельянова И.Е., Дудаев Г.С.Х. Специфика педагогического общения преподавателя высшей школы в условиях реализации гибридного обучения. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 298-300.

15. Aвгyста E.H., Белозерова Ю.М., Богомазова A.A., и др. Социальная роль преподавателей вузов в Российской Федерации. Москва, 2022.

16. Сорокопуд Ю.В., Канюк A.C, Дудаев Г.С.Х. Организация эффективного коммуникативного взаимодействия в высшей школе в процессе реализации идей гуманистической образовательной парадигмы. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 332-334.

17. Горбунова H.B., Бойко И. Медийно-информационная грамотность как ключевая компетенция современного педагога высшего учебного заведения. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 78-2: 84-88.

References

1. Strategicheskie prioritety v sfere realizacii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovaniya" do 2030 goda. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovaniya" (v red. Postanovleniya Pravitel'stva RF ot 07.10.2021 № 1701). Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/f9321ccd1102ec99c8b7020bd2 e9761f/download/4444/?ysclid=lsky5bkgi0703179478

2. Morsy, Zaghlou Media education. Paris: UNESCO, 1984. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000062522

3. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya, 2002.

4. Fedorov A.V. Terminologiya mediaobrazovaniya. Iskusstvo i obrazovanie. 2000; № 2: 35.

5. Fotieva I.V. Problemy yazykovoj kul'tury i kul'turoformiruyuschaya disfunkciya mediasfery. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 404-406.

6. Dunaev A.A. Nekotorye aspekty problemy upravleniya professional'nym obrazovaniem na fone global'noj nestabil'nosti. Perspektivy nauki. 2023; № 7 (166): 202-206.

7. Zapevalina O.V. Mass-media i sovremennaya sistema obrazovaniya. Zhurnalistika i mediaobrazovanie-2008: sbornik trudov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 t. Belgorod: BelGU, 2008; T. S.: 295-299.

8. Muryukina E.V. Mediaobrazovatel'nye zanyatiya so studentami pedagogicheskogo vuza v kontekste lichnostno orientirovannyh podhodov. Mediaobrazovanie. 2007; № 2.

9. Pligin A.A. Suschnosf modeli lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya / A.A. Pligin. Iz opyta postroeniya modeli lichnostno orientirovannogo obrazovaniya shkoly № 507. Moskva: YuOU DO g. Moskvy, 2004: 6-10.

10. Urusova L.H., Kodzokov B.V. Problema realizacii lichnostno-orientirovannogo podhoda v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve. Obrazovanie i pravo. 2022; № 8.

11. Urusova L.H. Sovremennaya sistema obrazovaniya: plyusy i minusy. Evrazijskijyuridicheskijzhurnal. 2020; № 2 (141): 412-414.

12. Ushakova M.V. Obrazovanie v transformiruyuschemsya obschestve. Vestnik Moskovskogo universiteta. 2002; № 4: 106-117.

13. Fedotova N.N. Globalizaciya i obrazovanie. Filosofskie nauki. 2012; № 4: 115-143.

14. Yarychev N.U., Emel'yanova I.E., Dudaev G.S.H. Specifika pedagogicheskogo obscheniya prepodavatelya vysshej shkoly v usloviyah realizacii gibridnogo obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 298-300.

15. Avgusta E.N., Belozerova Yu.M., Bogomazova A.A., i dr. Social'naya rol' prepodavatelej vuzov v Rossijskoj Federacii. Moskva, 2022.

16. Sorokopud Yu.V., Kanyuk A.S., Dudaev G.S.H. Organizaciya 'effektivnogo kommunikativnogo vzaimodejstviya v vysshej shkole v processe realizacii idej gumanisticheskoj obrazovatel'noj paradigmy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 332-334.

17. Gorbunova N.V., Bojko I. Medijno-informacionnaya gramotnost' kak klyuchevaya kompetenciya sovremennogo pedagoga vysshego uchebnogo zavedeniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 78-2: 84-88.

Статья поступила в редакцию 05.02.24

УДК 378

Dunaeva A.T., postgraduate, Faculty of Pedagogy, Moscow University of Finance and Industry "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: nirol2010@inbox.ru Magomedova Z.Sh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Faculty of Preschool Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: zamira-m69@mail.ru

Gazieva Ya.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Institute of Pedagogy, Psychology and Defectology, Department of Special Psychology and Preschool Defectology, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: marina-gazieva@yandex.ru

SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE PROCESS OF ORGANIZING EDUCATIONAL WORK. The article raises the importance of socio-cultural development of students in the context of educational activities in educational organizations. The influence of socio-cultural factors on the formation of personality and the development of social skills among students is considered. The work presents positions arguing the relevance and importance of the need for socio-cultural development of the younger generation. The article presents traditional and modern approaches to the education of students and their socio-cultural development. Special attention is paid to the role of an educational organization in the formation of a socio-cultural environment that promotes the development and formation of a morally mature personality. The paper emphasizes the idea that the socio-cultural development of students is an integral part of the educational process and contributes to their successful adaptation in today's rapidly changing society. The research conducted in the course of the work suggests integrating two important paradigms of education in the educational process: knowledge-based and personality-oriented in order to achieve the most successful indicators in teaching and educating students.

Key words: socio-cultural development, education, upbringing, training, knowledge paradigm, personality-oriented paradigm

А.Т. Дунаева, аспирант, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, E-mail: nirol2010@inbox.ru З.Ш. Магомедова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: zamira-m69@mail.ru

Я.З. Газиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: marina-gazieva@yandex.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Статья посвящена исследованию важности социокультурного развития обучающихся в контексте воспитательной деятельности в образовательных организациях. Рассматривается влияние социокультурных факторов на формирование личности и развитие социальных навыков у обучающихся. Также представлены позиции, аргументирующие актуальность и важность необходимости социокультурного развития молодого поколения.

В статье представлены традиционный и современный подходы к воспитанию обучающихся и их социокультурному развитию. Особое внимание уделяется роли образовательной организации в формировании социокультурной среды, которая способствует развитию и формированию нравственно зрелой личности. В работе подчеркивается идея того, что социокультурное развитие обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса и способствует их успешной адаптации в современном быстро меняющемся социуме.

Исследование, проведенное в ходе работы, предлагает интегрировать в ходе образовательного процесса две важные парадигмы образования - знани-евую и личностно ориентированную - с целью достижения наиболее успешных показателей в обучении и воспитании обучающихся.

Ключевые слова: социокультурное развитие, образование, воспитание, обучение, знаниевая парадигма, личностно ориентированная парадигма

Актуальность вопроса социокультурного развития подрастающего поколения обусловлена постоянной модернизацией различных сфер общества и необходимостью системы образования идти в параллели с важнейшими социокультурными изменениями для того, чтобы быть способной обучить и воспитать личность, соответствующую социальному заказу общества. Важнейшей задачей в системе образования Российской Федерации является воспитание высоконравственной личности, впитавшей в себя традиционные российские ценности, способной быть патриотом своей Родины, а также обладающей необходимыми знаниями, умениями и навыками для самореализации в современных условиях [1].

Качества, присущие высоконравственной личности, могут быть сформированы через процесс социокультурного развития. Определим понятие социокультурного развития. Социокультурное развитие определяется как включение личности в определенную культурную среду, приобщение ее к ценностям данной культурной среды, а также к мировым, общенациональным культурным ценностям и, как следствие, формирование адекватной культурной модели поведения.

Вопрос значимости социокультурного развития личности обучающегося трудно переоценить. Помимо ближайшего окружения индивида, при взаимодействии с которым он социализируется, привитие общественно значимых моделей поведения происходит, в том числе, и в образовательных организациях в процессе обучения и воспитания. Современную систему образования невозможно представить без воспитательного компонента. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства» [2].

Воспитание же определяется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [2].

Одна из главных задач воспитания сводится к формированию социокультурных ценностей у подрастающего поколения, смысл которых заключается в том, чтобы личность обучающегося была готова существовать в условиях много-культурности и смогла пронести и передать следующему поколению традиционные российские ценности [3].

В педагогике воспитание есть взаимодействие субъектов образовательного процесса, а конкретно - продуктивная взаимосвязь преподавателя и обучающегося, конечным итогом которого является качественное формирование личности обучающегося через привитие и передачу ему аккумулированного опыта. Важной задачей педагогической науки является повышение эффективности учебного процесса в образовательных организациях, в том числе в вузах [4].

Немаловажным, на наш взгляд, является и то, что в процессе воспитания в образовательной организации педагог способствуя постепенной социализации обучающегося, должен формировать у него способность к становлению собственной личности. Данный навык будет необходим обучающемуся в дальнейшей жизнедеятельности. Образование - это одна из ключевых инстанций в процессе социализации личности. Через образование формируется личность обучающегося, в частности через взаимодействие с педагогами [5].

В некоторой степени система образования определяет, как сложится будущее нашей страны, какой будет личность, обученная и воспитанная в образовательной организации [6].

Система образования вслед за современным обществом идет по пути трансформации и информационных изменений. Информатизация общества дает нам новую картину в системе воспитания и формирования личности обучающегося. Тип обучающегося в условиях информатизации можно определить как самостоятельно формирующий свою образовательную стратегию, частично занимающийся самообразованием, саморазвитием и самоактуализацией. Поэтому здесь необходима грамотная педагогическая модель воспитания, которая будет предусматривать индивидуальный подход к образованию и воспитанию каждого учащегося [7].

В условиях новой информационно-коммуникативной среды происходит ряд трансформаций: изменяются привычные способы мыслительной деятельности;

происходит разрыв традиционных и современных культурных ориентиров; растет поток различной, в том числе негативной информации. Данные изменения могут приводить к психологическому напряжению, которое может выражаться в стрессах, апатии, дезорганизации и т. д., что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на процессы самореализации, самоопределения и самовоспитания личности.

Актуальным вопросом, стоящим перед педагогической практикой, является вопрос методического обеспечения образовательного процесса с целью повышения уровня просоциального поведения обучающихся [8].

Цель данного исследования заключается в определении значимости социокультурного развития для личности обучающегося, а также поиска наиболее оптимальных методов, подходов и принципов обучения и воспитания для эффективной реализации социокультурного развития обучающегося в условиях образовательной среды.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, выглядят следующим образом:

- определить ключевые понятия темы исследования;

- проанализировать ключевые принципы в педагогике, которые способствуют социокультурному развитию обучающихся;

- проанализировать современную и традиционную образовательные парадигмы;

- предложить наиболее подходящие методы, принципы и подходы педагогической науки с целью осуществления эффективной работы по обучению и воспитанию молодого поколения, способствующих их социокультурному развитию.

Научная новизна статьи заключается в том, что в ходе исследования были определены главные методы, принципы и подходы педагогической науки, которые могут способствовать реализации эффективной воспитательной деятельности с целью социокультурного развития личности обучающегося.

Теоретическая значимость - в определении воспитательных задач, которые стоят перед вузами в процессе организации социокультурного развития для личности студентов в процессе воспитательной работы.

Практическая значимость состоит в том, что представленный в статье материал может быть использован для дополнения содержания теории и методологии профессионального обучения в разделах, касающихся профессионально-личностного развития будущих специалистов, организации воспитательной работы.

На наш взгляд, для повышения эффективности воспитательного процесса с целью социокультурного развития личности обучающегося стоит учитывать известный в педагогике принцип культуросообразности. Данный принцип известен нам благодаря разработкам С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и др. Главная мысль принципа заключается в том, что личность обучающегося должна развиваться в русле общекультурных ценностей.

Под общекультурными ценностями Шацкий С.Т подразумевал семью как естественную среду существования человека, признание ценности человека, труд как неотъемлемую часть жизнедеятельности каждой личности, знание как то, через что осуществляется деятельность, культуру как годами наколенное богатство всего человечества.

Также немаловажным, согласно принципу культуросообразности, является принятие во внимание особенностей этнической культурной среды обучающегося, где происходит усвоение индивидом социокультурных норм. Необходимыми компонентами принципа культуросообразности выступают:

- воспитание ребенка в русле национальной культуры с самого детства;

- использование в воспитательном процессе ребенка устного народного творчества (сказки, песни, мифы) а также родного языка;

- использование в воспитательном процессе общекультурных ценностей, мирового искусства, традиций и обычаев народного характера.

Сухомлинский В.А. отмечал, что гармонизировать воспитательное пространство возможно при учете некоторых принципов, таких как:

- гуманизация процесса обучения;

- единство обучения и воспитания;

- связь обучения и воспитания с жизнью;

- активность и самостоятельность;

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы [9].

Немецкий ученый Иоганн Фридрих Гербарт дал педагогике понятие воспитывающего обучения. Суть воспитывающего обучения в том, что при нем достигается органическая связь между приобретением обучающимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально-целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.

Целью воспитания должна быть добродетель, т. е. нравственность, понимаемая как единство осознания этических идей и воли индивида. Основные пути достижения цели воспитания личности, по Гербарту, - это управление ее развитием, воспитывающее обучение, нравственное воспитание. Отметим, что вышеуказанные позиции воспитывающего обучения также способствуют социокультурному развитию обучающихся.

Сознание обучающегося складывается поэтапно, в процессе жизнедеятельности. В связи с этим педагог для достижения воспитательных целей должен руководствоваться принципами не только ситуационного воздействия на обучающегося, но и косвенного, формирующего в долгосрочной перспективе поведение, соответствующее нормам социума, которое сможет варьироваться вместе с неизбежными процессами модернизации в различных сферах общества.

Важнейшей закономерностью воспитательного процесса является развитие у обучающихся активности и сознательности при взаимодействии с социумом. При определении основных задач обучения и воспитания необходимо ориентироваться на гармонизацию личностных особенностей, склонностей, ценностей обучающегося и социальной среды, в которой он находится [10].

Важно отметить, что воспитательные задачи, стоящие перед педагогическим процессом, могут быть реализованы только в том случае, если инициирована активность учащегося. Также еще одним условием реализации воспитательных задач является соответствие мотивов, установок, ценностных ориентаций учащегося с этими воспитательными задачами. Исходя из этого, педагог в самом начале должен проанализировать и определить мотивы, установки и ценностные ориентации обучающихся. Только с учетом этого педагог может грамотно организовать воспитательный процесс и достичь его цели.

Эти общие принципы и подходы справедливы для всех ступеней образования, начиная с общеобразовательной школы и заканчивая профессиональным обучением.

Одной из основных парадигм современной системы образования является личностно ориентированная. Под ней понимается исходная концептуальная схема, модель постановки и решения определенных проблем образования в современном информационном обществе, где признаются уникальная сущность каждого ученика и индивидуальная ориентированность.

Встает вопрос о том, почему к данной парадигме возникло значительное внимание в последнее время. С.В. Кульневич [11] определяет факторы, вызвавшие интерес к данной парадигме (табл. 1).

Таблица 1

Основные факторы, вызвавшие интерес к личностно ориентированной парадигме

№ Факторы

1 фактор в XXI в. изменилось представление об образовании, оно стало представляться как некий культурный процесс, главная задача которого кроется в качественно построенной траектории взаимодействия субъектов образовательного процесса, как творческого взаимодействия, так и гуманистического

2 фактор претерпело изменения понимание личности в современной образовательной системе, согласно которому личность обучающегося, кроме социальных качеств, обладает также субъективными качествами, которые очерчивают ее независимость, саморегуляцию и способность к выбору

3 фактор неприемлемым для современной системы образования становится позиция, при которой обучающийся выступал объектом в образовательном процессе; в настоящий момент обучающийся выступает субъектом образовательного процесса, которому присущи индивидуальность и уникальность. Обучающийся обладает правом на индивидуальную траекторию развития. Задача преподавателя -раскрывать индивидуальный потенциал обучающегося, помогать ему реализовываться

4 фактор активное развитие психологической науки, а в частности той области, которая касается психологических механизмов развития личности, также оказывает влияние на внесение коррективов в педагогической процесс. С этой точки зрения педагогический процесс должен строиться с учетом механизмов индивидуального саморазвития личности обучающегося и способности к самореализации

До настоящего времени различные модели образования были связаны с потребностью общества в определенном количестве минимально необходимых знаний для каждой ступени образования, образование, в свою очередь, в большинстве своем представляло собой утвержденные статичные материалы, не адаптированные под личностно ориентированную составляющую образова-

тельного процесса. Актуальной парадигмой образовательного процесса до настоящего времени была знаниевая, или, как ее еще называют, традиционалист-ско-консервативная.

К существенным, на наш взгляд, минусам знаниевой парадигмы можно отнести то, что она не предусматривала в должной степени развития критичности мышления, избирательности в выборе материала из предлагаемого в ходе работы. Но важно учитывать и положительные, сильные стороны традиционалист-ско-консервативной парадигмы. К существенным ее плюсам мы отнесли то, что содержание образования составляют действительно важные и необходимые, а не второстепенные знания, а также то, что парадигма значительное место уделяет этическим ценностям, которые являются одной из составляющих социокультурного развития личности.

Далее нами была рассмотрена предметно-дидактическая модель личност-но ориентированной парадигмы в педагогике. На данный момент она является довольно востребованной в педагогической науке. Суть ее заключается в том, что педагогический процесс строится с учетом предметного содержания. Это в своем роде предметная дифференциация, позволяющая применять индивидуальный подход в педагогике. Индивидуализация здесь строится через сами знания, которые выступают в данной модели ее средством. Обучение реализуется здесь по мере объективной трудности, актуальности, при этом берется во внимание процесс усвоения предлагаемых знаний через определенную подачу материала и т. д. Сущность дидактики здесь заключается в предметной дифференциации, то есть в том, что обучающийся сам выбирает, что ему больше нравится изучать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Да, предметная дифференциация учитывает предпочтения студентов и систему усвоения знаний, но она не в полной мере раскрывает сущностные источники жизнедеятельности обучающегося, его индивидуальную готовность, выбор конкретных форм знаний и, соответственно, содержание предметной области.

По мнению Якиманской И.С. [12], предметная дифференциация не влияет на культурную дифференциацию, на те различия, которые лежат в основе их субъективного опыта, то есть их национальные, конфессиональные, идеологические и мировоззренческие различия. Отсутствие учета духовной дифференциации затрудняет реорганизацию образования, нередко порождает формализм в усвоении знаний (стремление скрыть личностные смыслы, заменив их социальными клише).

В основе личностно ориентированной модели образования лежит пози-ционно-дидактическая концепция, которую предлагает Сериков В.В. [13]. Он утверждает, что образовательный процесс должен благоприятствовать креативности, самосовершенствованию, способности обучающегося к самоопределению и обязательно к личностному росту. «...Личностно ориентированное образование не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций образовательного процесса» [13, с. 122].

Исходя из цели нашего исследования, учитывая вышеуказанные аспекты и механизмы функционирования и проблемы обоих моделей обучения, подведем итог. Современная личностно ориентированная модель образования будет способна к социокультурному развитию личности обучающегося, привитию ему традиционных норм социального поведения и классических духовно-личностных моделей восприятия действительности лишь в том случае, если будет иметь плотную и разумную интеграцию с классической традиционной моделью обучения ввиду того, что понятия, категории, принципы и идеи личностно ориентированной парадигмы в чистом виде не несут в себе обязательного условия определенной учебно-воспитательной базы, наличие которой необходимо для воспитания культурного поколения, знающего историю своего государства и народа, имеющего достаточную образовательную базу для успешной жизнедеятельности в современном обществе.

Также и традиционная, классическая модель образования без адаптации ее в современном информационном обществе, в чистом виде, не предполагает, как ранее было отмечено, эффективной работы в цифровой информационной среде также ввиду отсутствия развития критического мышления, избирательности, умения анализировать и противодействовать множеству различных угроз. Она требует адаптации посредством объединения с новой, личностно ориентированной парадигмой.

В этой связи современные преподаватели вынуждены перестраивать характер взаимодействия с обучаемыми, в том числе при организации воспитательной работы, в новых условиях цифровой образовательный среды, новых форм обучения (гибридных, дистанционных) и воспитания (социальных проектов, квестов, привлечения молодёжи к волонтерской деятельности и др.), а также учитывать специфику современной молодёжи, родившейся уже в демократическом обществе [14; 15; 16].

Проведенное исследование позволяет нам сделать вывод, что социокультурное развитие обучающихся в процессе воспитательной деятельности в образовательной организации играет важную роль в формировании личности, социальных навыков и ценностных ориентаций обучаемых, так как общество стремительно развивается, и каждый член социума должен идти в параллели с тенденциями этого общества. Образовательная организация и ее педагоги должны активно поддерживать и стимулировать социокультурное развитие обучающихся, чтобы они могли успешно адаптироваться и функционировать в современном обществе.

Библиографический список

1. Карпова Е.П. Патриотическое воспитание молодежи. Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023; № S6-2.

2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

3. Филатьева Т.В. Культуросообразность воспитания. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2022; № 1.

4. Серых А.Б., Мычко Е.И. Стратегии педагогических преобразований в современном образовательном пространстве. Перспективы науки. 2019; № 2 (113): 228-230.

5. Айсултанова К.Х., Джабраилова Л.Х., Денильханова РХ. Влияние школы на воспитание и обучение личности. Журнал прикладных исследований. 2023; № 9.

6. Дунаев А.А., Дунаева А.А. Некоторые аспекты проблемы управления профессиональным образованием на фоне глобальной нестабильности. Перспективы науки. 2023; № 7 (166): 202-206.

7. Неволина В.В. Научно-педагогическое наследие В.А. Сухомлинского и современность. Вестник ОГУ. 2023; № 3 (239).

8. Любцова А.В., Серых А.Б. Личностные детерминанты просоциального и асоциального поведения молодежи. Научное мнение. 2019; № 9: 71-75.

9. Литвак РА., Зайкова О.Н. Методология социализации ребенка в гуманистической педагогике В.А. Сухомлинского. Вестник ОГУ. 2023; № 3 (239).

10. Мугаллимова Н.Н., Шувалова Н.В. Организация воспитательного процесса с учетом педагогических закономерностей и принципов. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 71-2.

11. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 2001.

12. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. Москва: Сентябрь, 2000.

13. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград, 1994.

14. Августа Е.Н., Белозерова Ю.М., Богомазова А.А. и др. Социальная роль преподавателей вузов в Российской Федерации. Москва, 2022.

15. Сорокопуд Ю.В., Канюк А.С., Дудаев Г.С.Х. Организация эффективного коммуникативного взаимодействия в высшей школе в процессе реализации идей гуманистической образовательной парадигмы. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 332-334.

16. Ярычев Н.У, Емельянова И.Е., Дудаев ГС.Х. Специфика педагогического общения преподавателя высшей школы в условиях реализации гибридного обучения. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 298-300.

References

1. Karpova E.P. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi. Aktual'nyeproblemy pedagogikiipsihologii. 2023; № S6-2.

2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

3. Filat'eva T.V. Kul'turosoobraznost' vospitaniya. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Filosofiya. Polltologlya. Kul'turologiya. 2022; № 1.

4. Seryh A.B., Mychko E.I. Strategii pedagogicheskih preobrazovanij v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve. Perspektivy nauki. 2019; № 2 (113): 228-230.

5. Ajsultanova K.H., Dzhabrailova L.H., Denil'hanova R.H. Vliyanie shkoly na vospitanie i obuchenie lichnosti. Zhurnalprikladnyh issledovanij. 2023; № 9.

6. Dunaev A.A., Dunaeva A.A. Nekotorye aspekty problemy upravleniya professionalem obrazovaniem na fone global'noj nestabil'nosti. Perspektivy nauki. 2023; № 7 (166): 202-206.

7. Nevolina V.V. Nauchno-pedagogicheskoe nasledie V.A. Suhomlinskogo i sovremennost'. VestnikOGU. 2023; № 3 (239).

8. Lyubcova A.V., Seryh A.B. Lichnostnye determinanty prosocial'nogo i asocial'nogo povedeniya molodezhi. Nauchnoe mnenie. 2019; № 9: 71-75.

9. Litvak R.A., Zajkova O.N. Metodologiya socializacii rebenka v gumanisticheskoj pedagogike V.A. Suhomlinskogo. Vestnik OGU. 2023; № 3 (239).

10. Mugallimova N.N., Shuvalova N.V. Organizaciya vospitatel'nogo processa s uchetom pedagogicheskih zakonomernostej i principov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 71-2.

11. Kul'nevich S.V. Pedagogika lichnosti ot koncepcij do tehnologij. Rostov-na-Donu: Tvorcheskij centr «Uchitel'», 2001.

12. Yakimanskaya I.S. Tehnologiya lichnostno orientirovannogo obrazovaniya. Moskva: Sentyabr', 2000.

13. Serikov V.V. Lichnostnyjpodhod v obrazovanii: koncepcii i tehnologii. Volgograd, 1994.

14. Avgusta E.N., Belozerova Yu.M., Bogomazova A.A. i dr. Social'naya rol'prepodavatelej vuzov v Rossijskoj Federacii. Moskva, 2022.

15. Sorokopud Yu.V., Kanyuk A.S., Dudaev G.S.H. Organizaciya 'effektivnogo kommunikativnogo vzaimodejstviya v vysshej shkole v processe realizacii idej gumanisticheskoj obrazovatel'noj paradigmy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 332-334.

16. Yarychev N.U., Emel'yanova I.E., Dudaev G.S.H. Specifika pedagogicheskogo obscheniya prepodavatelya vysshej shkoly v usloviyah realizacii gibridnogo obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 298-300.

Статья поступила в редакцию 05.02.24

УДК 378

Isaeva E.L., Cand. of Sciences (Chemistry), Senior Lecturer, Head of Department of Chemical Disciplines and Pharmacology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: elina6868@mail.ru

Yarychev N.U., Doctor of Sciences (Pedagogy), Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Corresponding Member, Head of Department of Theory and Technology of Social Work, Vice-Rector for Academic Affairs, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: nasrudiny@mail.ru

FUNDAMENTALS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL AND MORAL VALUES IN A MEDICAL UNIVERSITY. The right to health can be called a universally recognized right of people to a decent life. The activity of a doctor at all times was aimed at ensuring a full life and preserving the health of patients, at alleviating the suffering of the patient. In this regard, training highly qualified medical specialists capable of providing high-quality medical services is the primary task facing society at present. Medical educational organizations, and first of all medical universities, are called upon to solve this problem. However, in addition to professional knowledge, skills and abilities, the future doctor must have a developed personal and value set of competencies to carry out full-fledged professional activities in the field of healthcare. The authors analyze the foundations of the formation of professional and moral values in a medical university. Key words: professional and moral values, university, students, educational process, doctor

Э.Л. Исаева, канд. хим. наук, доц., зав. каф. химических дисциплин и фармакологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: elina6868@mail.ru

Н.У. Ярьчев, д-р пед. наук, д-р философских наук, проф., зав. каф. теории и технологии социальной работы, проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: nasrudiny@mail.ru

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Право на здоровье можно назвать общепризнанным правом людей на достойную жизнь. Деятельность врача во все времена была направлена на обеспечение полноценной жизни и сохранение здоровья пациентов, на облегчение страданий больного. В связи с этим подготовка высококвалифицированных специалистов медицинского профиля, способных предоставлять качественные медицинские услуги, является первостепенной задачей, стоящей перед обществом в настоящее время. Эту задачу призваны решать образовательные организации медицинского профиля, в первую очередь медицинский вуз. Однако кроме профессиональных знаний, умений и навыков будущий врач должен обладать сформированным личностно-ценностным набором компетенций для осуществления полноценной профессиональной деятельности в сфере здравоохранения. Авторами проанализированы основы формирования профессионально-нравственных ценностей в медицинском вузе.

Ключевые слова: профессионально-нравственные ценности, вуз, студенты, учебно-воспитательный процесс, врач

Актуальность данного исследования определена первостепенностью права на наивысший уровень физического и психического здоровья. Это право требует пристального внимания со стороны всех государств, так как каждое из

них признало право на здоровье на международном уровне, и поэтому каждое государство ответственно за защиту данного права через поддержку международных деклараций, через внутреннее законодательство, политику [1-4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.