Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ'

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-нравственные ценности / вуз / студенты / учебно-воспитательный процесс / врач / professional and moral values / university / students / educational process / doctor

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Э.Л. Исаева, Н.У. Ярычев

Право на здоровье можно назвать общепризнанным правом людей на достойную жизнь. Деятельность врача во все времена была направлена на обеспечение полноценной жизни и сохранение здоровья пациентов, на облегчение страданий больного. В связи с этим подготовка высококвалифицированных специалистов медицинского профиля, способных предоставлять качественные медицинские услуги, является первостепенной задачей, стоящей перед обществом в настоящее время. Эту задачу призваны решать образовательные организации медицинского профиля, в первую очередь медицинский вуз. Однако кроме профессиональных знаний, умений и навыков будущий врач должен обладать сформированным личностно-ценностным набором компетенций для осуществления полноценной профессиональной деятельности в сфере здравоохранения. Авторами проанализированы основы формирования профессионально-нравственных ценностей в медицинском вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Э.Л. Исаева, Н.У. Ярычев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL AND MORAL VALUES IN A MEDICAL UNIVERSITY

The right to health can be called a universally recognized right of people to a decent life. The activity of a doctor at all times was aimed at ensuring a full life and preserving the health of patients, at alleviating the suffering of the patient. In this regard, training highly qualified medical specialists capable of providing high-quality medical services is the primary task facing society at present. Medical educational organizations, and first of all medical universities, are called upon to solve this problem. However, in addition to professional knowledge, skills and abilities, the future doctor must have a developed personal and value set of competencies to carry out full-fledged professional activities in the field of healthcare. The authors analyze the foundations of the formation of professional and moral values in a medical university.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ»

Библиографический список

1. Карпова Е.П. Патриотическое воспитание молодежи. Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023; № S6-2.

2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

3. Филатьева Т.В. Культуросообразность воспитания. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2022; № 1.

4. Серых А.Б., Мычко Е.И. Стратегии педагогических преобразований в современном образовательном пространстве. Перспективы науки. 2019; № 2 (113): 228-230.

5. Айсултанова К.Х., Джабраилова Л.Х., Денильханова РХ. Влияние школы на воспитание и обучение личности. Журнал прикладных исследований. 2023; № 9.

6. Дунаев А.А., Дунаева А.А. Некоторые аспекты проблемы управления профессиональным образованием на фоне глобальной нестабильности. Перспективы науки. 2023; № 7 (166): 202-206.

7. Неволина В.В. Научно-педагогическое наследие В.А. Сухомлинского и современность. Вестник ОГУ. 2023; № 3 (239).

8. Любцова А.В., Серых А.Б. Личностные детерминанты просоциального и асоциального поведения молодежи. Научное мнение. 2019; № 9: 71-75.

9. Литвак РА., Зайкова О.Н. Методология социализации ребенка в гуманистической педагогике В.А. Сухомлинского. Вестник ОГУ. 2023; № 3 (239).

10. Мугаллимова Н.Н., Шувалова Н.В. Организация воспитательного процесса с учетом педагогических закономерностей и принципов. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 71-2.

11. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 2001.

12. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. Москва: Сентябрь, 2000.

13. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград, 1994.

14. Августа Е.Н., Белозерова Ю.М., Богомазова А.А. и др. Социальная роль преподавателей вузов в Российской Федерации. Москва, 2022.

15. Сорокопуд Ю.В., Канюк А.С., Дудаев Г.С.Х. Организация эффективного коммуникативного взаимодействия в высшей школе в процессе реализации идей гуманистической образовательной парадигмы. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 332-334.

16. Ярычев Н.У, Емельянова И.Е., Дудаев ГС.Х. Специфика педагогического общения преподавателя высшей школы в условиях реализации гибридного обучения. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 298-300.

References

1. Karpova E.P. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi. Aktual'nyeproblemy pedagogikiipsihologii. 2023; № S6-2.

2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

3. Filat'eva T.V. Kul'turosoobraznost' vospitaniya. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Filosofiya. Politologiya. Kul'turologiya. 2022; № 1.

4. Seryh A.B., Mychko E.I. Strategii pedagogicheskih preobrazovanij v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve. Perspektivy nauki. 2019; № 2 (113): 228-230.

5. Ajsultanova K.H., Dzhabrailova L.H., Denil'hanova R.H. Vliyanie shkoly na vospitanie i obuchenie lichnosti. Zhurnalprikladnyh issledovanij. 2023; № 9.

6. Dunaev A.A., Dunaeva A.A. Nekotorye aspekty problemy upravleniya professionalem obrazovaniem na fone global'noj nestabil'nosti. Perspektivy nauki. 2023; № 7 (166): 202-206.

7. Nevolina V.V. Nauchno-pedagogicheskoe nasledie V.A. Suhomlinskogo i sovremennost'. VestnikOGU. 2023; № 3 (239).

8. Lyubcova A.V., Seryh A.B. Lichnostnye determinanty prosocial'nogo i asocial'nogo povedeniya molodezhi. Nauchnoe mnenie. 2019; № 9: 71-75.

9. Litvak R.A., Zajkova O.N. Metodologiya socializacii rebenka v gumanisticheskoj pedagogike V.A. Suhomlinskogo. Vestnik OGU. 2023; № 3 (239).

10. Mugallimova N.N., Shuvalova N.V. Organizaciya vospitatel'nogo processa s uchetom pedagogicheskih zakonomernostej i principov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 71-2.

11. Kul'nevich S.V. Pedagogika lichnosti ot koncepcij do tehnologij. Rostov-na-Donu: Tvorcheskij centr «Uchitel'», 2001.

12. Yakimanskaya I.S. Tehnologiya lichnostno orientirovannogo obrazovaniya. Moskva: Sentyabr', 2000.

13. Serikov V.V. Lichnostnyjpodhod v obrazovanii: koncepcii i tehnologii. Volgograd, 1994.

14. Avgusta E.N., Belozerova Yu.M., Bogomazova A.A. i dr. Social'naya rol'prepodavatelej vuzov v Rossijskoj Federacii. Moskva, 2022.

15. Sorokopud Yu.V., Kanyuk A.S., Dudaev G.S.H. Organizaciya 'effektivnogo kommunikativnogo vzaimodejstviya v vysshej shkole v processe realizacii idej gumanisticheskoj obrazovatel'noj paradigmy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 332-334.

16. Yarychev N.U., Emel'yanova I.E., Dudaev G.S.H. Specifika pedagogicheskogo obscheniya prepodavatelya vysshej shkoly v usloviyah realizacii gibridnogo obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 298-300.

Статья поступила в редакцию 05.02.24

УДК 378

Isaeva E.L., Cand. of Sciences (Chemistry), Senior Lecturer, Head of Department of Chemical Disciplines and Pharmacology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: elina6868@mail.ru

Yarychev N.U., Doctor of Sciences (Pedagogy), Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Corresponding Member, Head of Department of Theory and Technology of Social Work, Vice-Rector for Academic Affairs, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: nasrudiny@mail.ru

FUNDAMENTALS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL AND MORAL VALUES IN A MEDICAL UNIVERSITY. The right to health can be called a universally recognized right of people to a decent life. The activity of a doctor at all times was aimed at ensuring a full life and preserving the health of patients, at alleviating the suffering of the patient. In this regard, training highly qualified medical specialists capable of providing high-quality medical services is the primary task facing society at present. Medical educational organizations, and first of all medical universities, are called upon to solve this problem. However, in addition to professional knowledge, skills and abilities, the future doctor must have a developed personal and value set of competencies to carry out full-fledged professional activities in the field of healthcare. The authors analyze the foundations of the formation of professional and moral values in a medical university. Key words: professional and moral values, university, students, educational process, doctor

Э.Л. Исаева, канд. хим. наук, доц., зав. каф. химических дисциплин и фармакологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: elina6868@mail.ru

Н.У. Ярьчев, д-р пед. наук, д-р философских наук, проф., зав. каф. теории и технологии социальной работы, проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: nasrudiny@mail.ru

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Право на здоровье можно назвать общепризнанным правом людей на достойную жизнь. Деятельность врача во все времена была направлена на обеспечение полноценной жизни и сохранение здоровья пациентов, на облегчение страданий больного. В связи с этим подготовка высококвалифицированных специалистов медицинского профиля, способных предоставлять качественные медицинские услуги, является первостепенной задачей, стоящей перед обществом в настоящее время. Эту задачу призваны решать образовательные организации медицинского профиля, в первую очередь медицинский вуз. Однако кроме профессиональных знаний, умений и навыков будущий врач должен обладать сформированным личностно-ценностным набором компетенций для осуществления полноценной профессиональной деятельности в сфере здравоохранения. Авторами проанализированы основы формирования профессионально-нравственных ценностей в медицинском вузе.

Ключевые слова: профессионально-нравственные ценности, вуз, студенты, учебно-воспитательный процесс, врач

Актуальность данного исследования определена первостепенностью права на наивысший уровень физического и психического здоровья. Это право требует пристального внимания со стороны всех государств, так как каждое из

них признало право на здоровье на международном уровне, и поэтому каждое государство ответственно за защиту данного права через поддержку международных деклараций, через внутреннее законодательство, политику [1-4].

Между тем молодые люди под влиянием общечеловеческих общекультурных ценностей, моральных норм, принятых в обществе, в котором они проживают, стремятся к выработке идеалов, определению основных целей, которые помогают найти свое место в жизни, выбрать профессию, личностно реализоваться, раскрыв внутренний потенциал. В то же время, как отмечают А.Р Сивцева [5] и др., на становление нравственных ценностей молодёжи влияют следующие основные факторы: внешние социальные ценности; внутренние, индивидуальные ценности. К сожалению, данные факторы могут вступать в конфликт Особенно часто это случается в период юности, когда молодёжь получает профессию, обучается в системе среднего и высшего образования. Если внутренний конфликт между ценностями происходит, то это приводит к дезориентации личности в мире ценностей людей. Как следствие этих процессов, возникает асоциальное поведение, склонность к правонарушениям, экстремизму. В этой связи система образования РФ направлена на предотвращение подобных негативных проявлений в молодежной среде. Тем самым образовательный процесс современного вуза должен строиться на основе общечеловеческих нравственных ценностей.

На основании вышеизложенного деятельность врачей сводится к обеспечению сохранения жизни и здоровья пациентов, предотвращению заболеваний и уменьшению страданий. Эта миссия медицинских работников относится ко всем людям, независимо от таких критериев, как социальный статус, политические взгляды, религия, пол, возраст, раса, национальность. Все это объясняет актуальность духовно-центрированной направленности врачебной деятельности, которая определяет высокий уровень нравственности врача и его личностные качества.

Цель данной статьи заключается в исследовании такой важной категории в профессиональном образовании, как профессионально-нравственные ценности будущих врачей, а также процесса формирования этих ценностей в процессе обучения в медицинском вузе.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, выглядят следующим образом:

- представить сущностную характеристику термина «профессионально-нравственные ценности»;

- определить основные принципы формирования профессионально-нравственных ценностей у студентов.

В ходе исследования автором применялись следующие методы:

- изучение профессиональной литературы, посвященной тематике исследования;

- анализ процесса ценностного развития личности во время обучения в медицинском вузе.

Научная новизна статьи заключается в том, что на ее страницах проанализирован процесс формирования высококвалифицированного специалиста медицинского профиля, обладающего не только профессиональными навыками, но и полноценным личностно-ценностным фундаментом.

Теоретическая значимость состоит в определении дидактических задач, каковые должны быть решены в ходе воплощения данных принципов на практике.

Практическая значимость состоит в анализе процессе формирования у будущих врачей профессионально-нравственных ценностей.

Формирование и постоянное профессиональное и личностно-ценностное развитие врачей, бесспорно, влияет на уровень качества оказываемых ими профессиональных услуг Очень важным является его адекватное нравственно-этическое восприятие и оценка себя и окружающих коллег. Профессионально-нравственные ценностные установки будущих врачей, обучающихся в медицинских вузах, находятся на одной из высших ступеней, так как врачебная деятельность складывается не только из основ профессии, но и из нравственных ценностей будущих работников сферы здравоохранения.

Надо отметить, что на этапе профессиональной подготовки в вузе появляется возможность определения проблем в личностно-нравственных устоях, а это снижает качество образовательной деятельности студентов. Поэтому изучение и корректировка процесса формирования и развития ценностных ориентаций будущих врачей в ходе обучения в вузе способствует в значительной степени снижению негативного потенциала деформации личностной ориентации студентов. Это служит основным фактором, приводящим к совершенствованию процесса формирования адекватного комплекса профессионально-нравственных ценностей у студентов - будущих врачей. Крайне важным является обеспечение необходимых условий и возможностей для формирования устойчивых ценностных приоритетов в процессе подготовки студентов-медиков в вузе. Поэтому весьма актуальным вопросом на текущий день является разработка целостной концепции формирования и развития системы профессионально-нравственных ценностей с целью диагностирования их текущего уровня и обеспечения возможности его повышения и развития. Авторами предлагается вид теоретической модели формирования системы профессионально-нравственных ценностей, основанной на понятии функциональной триады, которая представляет собой систему формирования профессионально-нравственных ценностей в медицинском вузе, а также динамику ее функционирования в образовательной среде. Формируется ценностная составляющая образования в рамках учебно-воспитательного процесса медицинского вуза. Составные части предложенной триады представлены структурной целостностью системы профессионально-нравственных ценностей,

их функциональной целостностью, а также учебно-воспитательным процессом медицинского вуза. Воспитательный процесс представляет собой специфическую динамическую систему, задающую основные параметры этической организации и функционирования врача как целостности в профессиональной среде. Система профессионально-нравственных ценностей является сложноструктурированным многоуровневым образованием и подсистемой личности будущего врача. Базовые качества, составляющие ее основу как целостности, - это инте-грированность, активность и устойчивость.

Если между элементами системы профессионально-нравственных ценностей возникают различия, основанием для которых являются четкая дифференциация в потреблении ресурсов и степень защиты от сбивающих факторов профессиональной среды, на помощь приходит структурная иерархия, способствующая определению приоритетов в профессиональных взаимоотношениях. Термин «иерархия» подразумевает сложные формы субординации, систематизирующие процесс взаимодействия элементов системы профессионально-нравственных ценностей с точки зрения единого целого, а также системы с зависимостью деятельности одной ступени от деятельности следующей ступени. Это объясняется существованием структурной асимметрии, свойственной взаимодействию подсистем системы профессионально-нравственных ценностей как между собой, так и с внешними объектами.

Установление иерархического порядка является естественной необходимостью для системного взаимодействия элементов, а также для самой системы профессионально-нравственных ценностей. Такой порядок как раз возможен в пределах учебно-воспитательного процесса медицинского вуза. Л. Берталанфи, говоря о концепции иерархического порядка как фундаментальном элементе теории систем, отметил следующее: «Общая теория иерархического порядка, по всей видимости, представляет собой ключевой элемент общей теории систем».

Проблематика иерархического порядка неразрывно связана с вопросами эволюции, ароморфоза и степени организации» [1, с. 50]. На основании данной концепции можно рассматривать каждую подсистему как составную часть вышестоящей. При этом нижестоящая подчиняется вышестоящей в своих проявлениях, однако она и воздействует на свойства вышестоящей системы на основе собственных характеристик.

Одновременно наблюдается строго избирательное включение в деятельность вышестоящей системы подчиненных подсистем на основе целей деятельности, вносящих свой вклад в движение к заранее запрограммированному результату. Эта точка зрения соответствует и рациональности структуры системы профессионально-нравственных ценностей, предполагая иерархическую упорядоченность взаимосвязанных и взаимодополняемых элементов. Это подтверждается и результатами анкетирования студентов, которое позволило сформулировать десять ключевых ценностей в деятельности врача (расположены в порядке убывания важности):

- необходимость обязательного соблюдения этических норм и конфиденциальности;

- строгое следование пациентоориентированности и сочувствию;

- обладание глубокими медицинскими знаниями и следование непрерывному обучению;

- соблюдение точности и профессионализма;

- руководство этическим поведением и честностью;

- следование стандартам безопасности и гигиены;

- соблюдение коллегиальности и сотрудничества;

- проявление уважения к разнообразию и культурным различиям;

- недопущение предубеждений и дискриминации;

- приверженность к самоотдаче и стремление к совершенству.

Целостность системы определяется ее состоянием в процессе функционирования, о чем свидетельствует динамике системы. Можно сказать, что функции и свойства, определяющие поведение элементов системы профессионально-нравственных ценностей, характеризуют уникальность их структуры.

Анализируя эту структуру системы, становится возможным полноценное изучение ее поведенческих проявлений. Полноценное в том смысле, что благодаря объяснению поведения и функциональных законов, на основании характеристик структуры в качестве материального основания этого поведения становится возможным достичь высшего уровня разъяснения факторов поведения, движения и изменения объектов [2, с. 60].

Методология системного подхода характеризует функцию в качестве вида активной и притом целенаправленной деятельности биологических, социальных или технических систем и их частей [3, с.149], и в то же время как действие для достижения целей, способ проявления активности [4, с. 18].

Между тем профессиональная деятельность врача определяется реальными и весьма устойчивыми человеческими отношениями. В связи с этим систему профессионально-нравственных ценностей врача можно рассматривать как самостоятельную функцию. Однако нельзя путать функции системы профессионально-нравственных ценностей и сферы деятельности врача -задачи, решаемые с помощью определенных методов профессиональной деятельности.

Учебно-воспитательному процессу медицинского вуза, являющемуся системообразующим фактором в функционировании системы профессиональ-

но-нравственных ценностей, соответствует постановка целей, определяющих взаимодействие между подсистемами соответственно принципам системной динамики.

Это вызвано процессом включения в образовательный процесс целео-беспечивающих факторов, являющихся частями подсистемы, однако группа остальных факторов, способных влиять на достижение цели, символизируют среду.

Направленность системного взаимодействия между системой профессионально-нравственных ценностей и профессионально-педагогической средой медицинского вуза основана на их взаимоотношениях и интеграции на базе це-леобеспечивающих факторов и факторов профессиональной среды.

Образовательный процесс медицинского вуза уникален в том смысле, что позволяет сохранить определенные совокупности элементов системы профессионально-нравственных ценностей, способные при изменившихся параметрах становиться системой, а в дальнейшем способствуют приближению профессиональной формы к идеальной. Авторы А.Р Сивцева, Л.А. Гаврильева, М.Н. Лукина [5] отмечают, что формирование профессиональной этики студентов медицинского вуза происходит на основе их нравственных качеств. Специфика медицинского образования требует от студентов развития в процессе профессиональной подготовки, прежде всего, следующих качеств личности:

- сформированность профессиональной мотивации медицинского работника, основанной на нравственно-этических ценностях;

- высокая профессиональная грамотность,

- интеллектуальные и нравственные умения будущего врача,

- творческое отношение к поставленным профессиональным задачам, связанным со спасением жизни пациентов,

- толерантность;

- ответственность,

- добросовестность,

- развитая эмпатия и др. [5; 6; 7].

Хотелось бы отметить особую роль в формировании профессионально-нравственных ценностей студентов, обучающихся в медицинском вузе, такого качества, как толерантность. При этом «гуманитарная функция толерантности основывается на формировании ценностных ориентаций и интересов будущего специалиста с целью развития духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности. Данная функция позволяет говорить о профессиональной компетентности врача как специалиста социальной сферы» [7, с 17].

В ЮНЕСКО были сформулированы принципы воспитания толерантности, представленные в табл. 1.

В целом С.В. Чусовлянова и К.А. Левчук выделяют следующие принципы нравственного воспитания студентов-медиков (табл. 2).

Таким образом, учитывая необходимость самоопределения системы профессионально-нравственных ценностей личности студента, целесообразно сформулировать ключевым пунктом понимание отправных точек для самореализации и самоактуализации, которые способны адаптироваться к существующей

Библиографический список

Таблица 1

Принципы воспитания толерантности ЮНЕСКО [6]

№ Принципы

1. - Воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. - Обучение пониманию отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов

3. - Привитие идеи альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, которые базируются на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурах и социальных контекстах

Таблица 2 Принципы нравственного воспитания студентов-медиков [7]

№ Принципы

1. - Единство профессионального, гражданского и интеллектуально-нравственного развития личности будущего врача

2. - Непрерывность профессиональной подготовки

3. - Преемственность всех уровней и этапов профессиональной подготовки

4. - Последовательность в нравственном воспитании

5. - Координация деятельности медико-педагогических и студенческих коллективов в процессе формирования нравственных качеств будущих врачей

профессиональной среде, опираясь на степень развития и динамику учебно-воспитательного процесса медицинского вуза, выступающего ресурсной базой и задающего параметры ее организации и функционирования основы.

Многие исследователи (П.Г Воронцов [8; 9], Л.П. Гадзаова [10]) отмечают, что формирование нравственных качеств специалистов может осуществляться успешно только в том случае, когда это будет реализовываться комплексно, средствами различных учебных дисциплин. Процесс профессионально-педагогического опосредования способствует «замещению» средового воздействия на элементы и связи системы профессионально-нравственных ценностей, стабилизирующего ее как структурно-функциональную целостность. В результате наблюдается формирование гомеостаза, выступающего динамическим постоянством структуры с рациональной взаимосвязью ее элементов и устойчивостью функций. Эти функции способствуют обеспечению целенаправленности действий (функциональная целостность) и сохранению качественного состояния состава и свойств структуры (структурная целостность) в качестве фундамента существования оптимальной системы профессионально-нравственных ценностей личности студента - будущего врача.

1. Берталанфи Л. Общая теория систем — обзор проблем и результатов. Системные исследования. Москва, 1969: 50.

2. Смирнов С.Н. Элементы философского содержания понятия система как ступени развития познания и общественной практики. Системный анализ и научное знание. Москва, 1978: 60-82.

3. Кремянский В.И. Синтез знания и проблема управления. Москва, 1978.

4. Афанасьев В.Г Общество: системность, познание и управление. Москва, 1981.

5. Сивцева А.Р, Гаврильева Л.А., Лукина М.Н. Нравственные качества студентов как основа формирования профессиональной медицинской этики. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017; № 7: 82-87.

6. Декларация принципов толерантности (утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Available at: http://naumova.06spb. edusite.ru/p94aa1.html

7. Чусовлянова С.В., Левчук К.А. Проблема формирования ценностей у студентов медицинского вуза в процессе профессионализации. Волгоградский научно-медицинский журнал. 2010; № 1 (25): 15-19.

8. Воронцов П.Г Теоретико-методологические аспекты личностного роста профессионала в процессе этико-медицинской и физкультурно-спортивной подготовки будущего врача. Профессиональное образование в современном мире. 2020; № 10 (3): 4146-4160.

9. Воронцов П.Г Соотношение профессионально-нравственной и физической культуры студентов медицинского вуза. Теория и практика физической культуры. 2023; № 3.

10. Гадзаова Л.П. Развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Владикавказ, 2010.

References

1. Bertalanfi L. Obschaya teoriya sistem - obzor problem i rezul'tatov. Sistemnye issledovaniya. Moskva, 1969: 50.

2. Smirnov S.N. 'Elementy filosofskogo soderzhaniya ponyatiya sistema kak stupeni razvitiya poznaniya i obschestvennoj praktiki. Sistemnyjanaliz inauchnoeznanie. Moskva, 1978: 60-82.

3. Kremyanskij V.I. Sintez znaniya i problema upravleniya. Moskva, 1978.

4. Afanas'ev V.G. Obschestvo: sistemnost', poznanie i upravlenie. Moskva, 1981.

5. Sivceva A.R., Gavril'eva L.A., Lukina M.N. Nravstvennye kachestva studentov kak osnova formirovaniya professional'noj medicinskoj 'etiki. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017; № 7: 82-87.

6. Deklaraciya principov tolerantnosti (utverzhdena rezolyuciej 5.61 general'noj konferencii YuNESKO ot 16 noyabrya 1995 goda. Available at: http://naumova.06spb.edusite.ru/p94aa1.html

7. Chusovlyanova S.V., Levchuk K.A. Problema formirovaniya cennostej u studentov medicinskogo vuza v processe professionalizacii. Volgogradskijnauchno-medicinskijzhurnal. 2010; № 1 (25): 15-19.

8. Voroncov P.G. Teoretiko-metodologicheskie aspekty lichnostnogo rosta professionala v processe 'etiko-medicinskoj i fizkul'turno-sportivnoj podgotovki buduschego vracha. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2020; № 10 (3): 4146-4160.

9. Voroncov P.G. Sootnoshenie professional'no-nravstvennoj i fizicheskoj kul'tury studentov medicinskogo vuza. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2023; № 3.

10. Gadzaova L.P. Razvitie nravstvenno-cennostnyh orientacij studentov vuza sredstvami prepodavaniya inostrannogo yazyka v usloviyah 'etnoregional'noj sistemy obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2010.

Статья поступила в редакцию 05.02.24

УДК 378.4

Ismailova N.P., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), North Caucasus Institute, Branch of All-Russian State University of Justice (Makhachkala, Russia),

E-mail: ism_nup@mail.ru

QUANTUM TECHNOLOGIES IN EDUCATION: NEW PERSPECTIVES AND CHALLENGES. Modern professional education is faced with the need to adapt to rapidly changing technological trends. Digital quantum transformation of education is becoming an increasingly pressing issue in the modern educational context. The article examines the prospects and challenges of using quantum technologies in modern education. The author notes that quantum technologies are at an early stage of development, and their implementation in education may require quite a lot of time and resources. Likewise, teachers and students may encounter difficulties associated with mastering new concepts, educational programs and tools of quantum technologies. Therefore, it is necessary to develop adapted programs and educational materials for more effective use of quantum technologies in the field of professional and higher education. To this end, it is necessary to involve representatives of companies and employers in the development of the program and consult with them about the requirements and results of the training. For professionally oriented training, students must be included in the training program for educational, industrial internships, internships and projects with real customers.

Key words: quantum technologies, quantum communications, quantum programming, quantum cryptography, quantum modeling, quantum software products, secure information educational environment

Н.П. Исмаилова, канд. физ.-мат. наук, Северо-Кавказский Институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции,

г. Махачкала, Е-mail: ism_nup@mail.ru

КВАНТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И ВЫЗОВЫ

Современное профессиональное образование сталкивается с необходимостью адаптироваться к быстро изменяющимся технологическим трендам. Цифровая квантовая трансформация образования становится все более актуальной проблемой в современном образовательном контексте. В статье рассматриваются перспективы и вызовы применения квантовых технологий в современном профессиональном образовании. Автор отмечает, что квантовые технологии находятся на ранней стадии развития, и их внедрение в образование может потребовать достаточно много времени и ресурсов. Также преподаватели и студенты могут столкнуться с трудностями, связанными с освоением новых концепций, образовательных программ и инструментов квантовых технологий. Поэтому необходимо разработать адаптированные программы и учебные материалы для более эффективного использования квантовых технологий в сфере профессионального и высшего образования. С этой целью необходимо привлекать представителей компаний и работодателей в процесс разработки программы и консультироваться с ними по поводу требований и результатов подготовки. Для профессионально ориентированной подготовки студентов необходимо включать в программу подготовки образовательных, производственных практик, стажировок и проектов с реальными заказчиками.

Ключевые слова: квантовые технологии, квантовые коммуникации, квантовое программирование, квантовая криптография, квантовое моделирование, квантовые программные продукты, безопасная информационная образовательная среда

Квантовые технологии стремительно входят в нашу жизнь и необратимо изменяют ее в сторону технологического прогресса. Они делают наше общество более устойчивым и безопасным. Масштабы изменений трудно прогнозировать на сегодняшнем достаточно раннем уровне развития. Но даже на этом уровне развития мы можем говорить о неизбежном квантовом превосходстве в науке, технологии, образовании. В основе квантовых технологий лежат квантовые компьютеры, которые обеспечили новый виток в эволюции компьютерных технологий.

Если наша образовательная система будет медлить с их применением, мы можем остаться за бортом прогрессивного развития общества. Квантовые технологии требуют не только трансформации в образовательной системе, но и создания новых моделей обучения и поддержки новаторских идей и разработок. Квантовые технологии предлагают новые возможности для создания безопасной образовательной среды, улучшения образовательного процесса, визуализации сложных концепций, обеспечивая более эффективное и глубокое усвоение знаний, развитие критического мышления и аналитических навыков у студентов [1]. Внедрение квантовых технологий в образование позволит готовить студентов к новым возможностям в области науки, технологий, квантовой инженерии и квантового программирования.

Цель исследования: изучение влияния квантовых технологий на образовательный процесс.

Задачи исследования:

- анализ улучшения качества образования на основе применения квантовых технологий,

- развитие когнитивных навыков и творческого мышления студентов,

- оценка эффективности квантовых технологий в образовании,

- выявление проблем, связанных с использованием и внедрением квантовых технологий в образовательных учреждениях.

Научная новизна заключается в разработке адаптивных программ и методик использования квантовых технологий в образовательных учреждениях; в исследовании уровня готовности образовательной системы к внедрению кантовых технологий. Предложено ввести в учебный процесс специализированный курс по выбору и предоставить студентам возможность выбрать эти курсы в качестве дополнительных или специализированных предметов по квантовой информатике, квантовой криптографии.

Теоретическая значимость исследования: проведенное исследование может создать основы для дальнейшего изучения и разработок по данной теме.

Практическая значимость данного исследования: для успешного применения квантовых технологий в образовании в рамках программы цифровой трансформации образования в СКИ ВГУЮ (РПА Минюста России) разработаны и проведены лекции и семинары для студентов и преподавателей с приглашением ведущих специалистов, инженеров, преподавателей инженерной физики Дагго-

суниверситета по основам квантовой физики, базовых принципов квантовых технологий. Предложено ввести специализированный курс по выбору и предоставить студентам возможность выбрать эти курсы в качестве дополнительных или специализированных предметов по квантовой информатике, квантовой криптографии. Эти лекции базировались на серии лекций MIT Quantum Computing for the Determined (ttpsV/quantum.country/qcvc). Они проводились с целью вовлечения студентов в исследовательскую деятельность по квантовым технологиям, участия в проектах, стартапах и исследовательских программах, проводимых научными группами, лабораториями, работающими в СКИ ВГУЮ (РПА Минюста России).

Квантовые технологии открывают огромные перспективы применения в образовании. Выделим основные, на наш взгляд, направления:

1. Квантовые коммуникации. Обеспечение безопасной передачи информации и обмена знаниями в информационной образовательной среде [2].

2. Доступ к квантовым лабораториям для проведения экспериментов при использовании удаленного управления и обмена квантовыми данными.

3. Развитие квантового программирования. Использование квантовых алгоритмов в образовательных целях и внедрение квантового программирования в учебный процесс позволит обучать студентов программированию и решению сложных задач на квантовых компьютерах.

4. Улучшение расчетных, аналитических и прогностических возможностей. Квантовые компьютеры могут обрабатывать данные с большой скоростью. Это позволит студентам, преподавателям, ученым проводить более сложные математические, физические расчеты, задачи прогнозирования квантовых процессов и явлений. Квантовые технологии могут быть использованы для решения сложных задач и создания новых инновационных решений в различных областях человеческой деятельности.

5. Развитие квантовой криптографии. Квантовое шифрование и аутентификация могут быть использованы для обеспечения конфиденциальности и целостности данных [3]. Квантовая криптография может быть использована при безопасной передаче результатов сдачи ОГЭ, ЕГЭ. Обучение студентов квантовой криптографии позволит им изучать основные принципы и развивать навыки работы с современными системами шифрования и кодирования информации.

6. Квантовое моделирование. Это процесс создания и использования моделей, основанных на принципах квантовой физики, для описания и анализа процессов и явлений. Квантовое модерирование описывает процессы на основе квантовых состояний, волновых функций, суперпозиции состояний и взаимодействия. Квантовое моделирование может быть применено в различных областях науки и техники, в частности для моделирования квантовых систем и процессов. Студентам необходимо изучить основы квантового моделирования, программные инструменты для его реализации [4]. Некоторые из них включают в себя квантовые компьютерные пакеты, такие как MatLab, Python, Qiskit и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.