УДК 159.9
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ
©2010 Н.Л.Клячкина
Самарский государственный технический университет
Статья поступила в редакцию 23.09.09.
В статье рассмотрены основные парадигмы современного медико-педагогического образования в системе подготовки студентов-медиков; определена важность системно-ценностного подхода к процессу подготовки в учебно-воспитательном процессе медицинского вуза; рассмотрены основы культуры толерантности как одного из необходимых условий профессиональной реализации модели специалиста медицинского профиля.
Ключевые слова: личностная культура, профессиональная квалификация, личностно-ориентированное и медико-гуманное образование.
Подготовка специалистов в медицинских университетах сегодня недостаточно совершенна с современных культурно-ценностных позиций и не дает должного научного обоснования практике вузовского обучения. Продуктивное решение проблем формирования культуры будущего специалиста медицинского профиля, всестороннее развитие его социальных качеств возможно на основе анализа учебно-воспитательной и организационной работы, обобщения выводов теоретических и конкретно-социологических исследований на стыке педагогики высшей медицинской школы, теории личности и культуры, педагогического наследия земских врачей.
Принципиальное отличие концепции современной парадигмы образования в высшей медицинской школе состоит в том, что высшее профессиональное образование рассматривается как деятельность, цель которой - развитие интеллектуально-нравственной личности с целью сохранения жизни человека и улучшения качества медицинской помощи пациентам. Системно-ценностный подход в подготовке студентов-медиков понимается нами как система, построенная с учетом культурных и гуманистических ценностей нового века: субъектности, диалогичности, развивающей направленности, интегрированности, фундаментальности и непрерывности.
Как показали исследования, современную парадигму образования можно назвать социально-личностным, личностно ориентированным, медико-гуманным образованием в системе высшей медицинской школы. Главной целью формирования профессионально-личностной культуры является развитие социально значимых качеств студентов-медиков как высшей ценности образования - квинтэссенции культуры. Основным способом реализации социаль-
Клячкина Наталия Львовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии. Е-таИК1уаЛИпа62@гатЬ1ег. ги
но-личностного аспекта профессионального образования является использование педагогических технологий проблемного, дифференцированного, рефлексивного, диалогового обучения и воспитания, технологии коллективной культуротворческой деятельности и др. Понятием профессионально-личностной культуры в системе высшей медицинской школы мы обозначаем единство медико-культурной деятельности и социоиндивидуального бытия в медицинских учреждениях, а также сотрудничество врача и пациента, которое основано на способности специалиста медицинского профиля объективировать культурные ценности, проявляющиеся как в порождении новых медико-культурных форм, смыслов, ценностей, так и во введении уже имеющихся культурных смыслов - через их выявление, осмысление и оценку.
Анализ научных источников определил, что образование является не только творением культуры, но и ее творцом. Объектом творчества, милосердия, сочувствия и доверия могут выступать образы и цели, символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения специалиста-медика. В процессе творческого поиска он делает для себя открытия в области человеколюбия с этическими и гуманистическими ценностями как показателями коммуникативной культуры. Описание феномена культуры врача подчеркивает два момента: с одной стороны, медики сами создают ее, с другой - они образовываются в той культуре, которая создана другими специалистами медицинского профиля. Системно-ценностный подход в процессе подготовки специалистов медицинского профиля - это высшее проявление человеческой образованности врача и его профессиональной компетентности. Именно на уровне профессионально-личностной культуры может в полной мере выразиться человеческая индивидуальность специалиста медицинского профиля.
Нами доказано, что на каждом этапе формирования профессионально-личностной культуры студен-
о
тов в системе медицинских учреждений необходимо глубокое личностное утверждение и создание здо-ровьесберегающей атмосферы врачом; внедрение эталонной модели, включающей компонентный состав, структуру и содержание врачебно-педагогического творчества. Развивая диагностический инструментарий процесса формирования профессионально-личностной культуры студентов-медиков, мы создали модифицированный вариант методики оценки работы специалиста медицинского профиля, с помощью которого нами выдвинуты следующие группы медико-культурных способностей: 1) Способность вести диалог врача с пациентом. 2) Способность контролировать уровень интеллектуальных, профессиональных и культурологических знаний. 3) Способность предъявлять требования врача к пациенту. 4) Способность организовывать практическую работу по лечебной педагогике. 5) Способность использовать различные медико-педагогические методы в практической врачебной деятельности.
В результате исследования выявлено, что становление профессионально-личностной культуры будущего врача при системно-ценностном подходе в процессе подготовки исходит из новых форм отношений между преподавателями и студентами-медиками: совместная продуктивная деятельность, конструктивное общение в процессе профессионального образования, реализующееся в дальнейшем через эмоционально-волевое воздействие врача на пациента. Рассматриваемая нами в профессиональном образовательном процессе медицинской школы социокультурная толерантность - это важное моральное качество личности врача, характеризующееся терпимым отношением к пациентам, независимо от их социального статуса, этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимости к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Нами было установлено, что развитие у студентов-медиков социокультурной толерантности является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком эффективного роста образования специалистов медицинского профиля, характеризующегося комплексом профессиональных умений, милосердия, сочувствия, сострадания, доверия и т.д.
Главными компонентами в структуре системы формирования профессиональной и личностной культуры будущих специалистов медицинского профиля мы определили конструктивную, организаторскую, коммуникативную области. Конструктивная область деятельности студентов-медиков, как показали наши исследования, только тогда приносит плоды, когда сочетается с организаторской деятельностью, так как каждое целесообразное медико-педа-гогическое действие, в конечном счете, представляет собой комплексный организаторский акт. В свою очередь, и конструктивная, и организаторская деятельности могут быть усилены только в том случае, если преподаватель-медик сумеет установить
правильные взаимоотношения со студентами (коммуникативную деятельность).
Модели формирования профессионально-личностной культуры студентов-медиков можно разделить на блоки: личностно-деятельностный блок; гуманистический блок; антропологический блок; общекультурный блок. В основе модели формирования профессионально-лич-ностной культуры лежат следующие медико-педагогические принципы: принцип гуманизма и гуманизации, целесообразности и демократизации, природосообразности и профессиональной сообразности, а особенно - куль-туросообразности. Методология нашего исследования базируется на системе научных подходов, реализация которых обеспечивается выделением и изучением профессионально-образовательных условий и ведущих тенденций возникновения и развития творческо-значимых личностных новообразований будущего специалиста-медика в рамках системно-ценностной парадигмы образования: 1) акмеологи-ческий, позволяющий определить интеграцию природных и социокультурных факторов на переход от внешнего управления к внутреннему самоуправлению в процессе профессиональной подготовки; 2) культурологический, нацеливающий содержательный компонент учебно-воспитательной деятельности на развитие интеллектуально-нравственных способностей врача, на самоопределение в целях, содержании, средствах и результатах внешнего формирования и внутреннего развития культуро-образовательной деятельности; 3) личностный, отражающий отношение к будущему специалисту медицинского профиля как к самосознательному субъекту овладения профессией в культурном и профессиональном аспектах; 4) аксиологический, в соответствии с которым процесс зарождения культуро-образовательных знаний детерминируется системой ценностных отношений будущего врача к профессиональной деятельности; 5) деятельностный, предопределяющий собой необходимость вовлечения студентов-медиков в процесс выработки медико-педагогических умений профессионально мыслить и действовать.
В ходе исследования все подходы позволяют нам определить профессионально-личностную культуру как совокупность знаний, умений, а также интеграцию личностных качеств в целостной системе медико-педагогического такта, врачебно-педагогической этики, основанных на толерантных, творческих, гуманистических, менталеобразующих, нравственных принципах. Следовательно, основными компонентами медико-педагогической культуры врача являются: знания, умения и навыки, адекватные медицинскому образованию; личностные качества; опыт профессионально-творческой деятельности; медико-педагогический такт; врачебно-педагогическая этика. Мы выявили, что одной из важнейших составляющих профессионально-личностной культуры является медико-педа-гогический такт врача - это умение выбрать правильный подход и стиль обще-
ния с больным, определить для себя и реализовать на практике разумную степень сопереживания, а также предъявить комплекс медико-образовательных требований, способность предвидеть различные отрицательные ситуации и умение найти оптимальную меру ее решения.
Системно-ценностный подход в процессе подготовки студентов-медиков выступает как комплекс целенаправленных медико-педа-гогических компонентов и индивидуально-про-фессиональной заинтересованности студентов высшей медицинской школы, который, реализуясь в рамках учебно-воспитательного процесса, способствует формированию личности будущего врача путем развития культурно-нравственного, эстетического, этического потенциала студентов. Целью внедрения системно-ценностного подхода в процессе подготовки студентов в учебно-воспитательный процесс медицинского вуза мы считаем развитие у них творческого и нравственно-этического отношения к своей будущей деятельности путем формирования необходимых культурно-нравст-венных качеств на основе реализации вышеперечисленных принципов.
Таким образом, модель развития культурообра-зовательного аспекта процесса подготовки студентов высшей медицинской школы включает в себя: саморазвитие, самосовершенствование, саморегулирование, врачебно-педагоги-ческий такт, толерантность, медико-педагоги-ческую этику, самоопределение и т.д. На основании этого можно выделить структурные компоненты модели формирования профессионально-личностной культуры в процессе подготовки студентов-медиков: 1) мотивационный, включающий в себя потребности, мотивы, интересы, т.е. то, что обеспечивает включение будущих специалистов медицинского профиля в образовательный процесс медицинского вуза; 20 ориентацион-ный, заключающийся в принятии студентом-медиком познавательной цели деятельности и своего нравственного самосовершенствования, ее планирования и прогнозирования; 3) оценочный, имеющий своим содержанием систематическое получение обратной информации о ходе совершения действий на основе сличения результатов деятельности с выполняемой задачей в рамках формирования профессионально-личностной культуры; 4) содержательно-операционный, состоящий из двух взаимосвязанных частей: системы ведущих знаний (теории, законы, факты, представления) и способов учения (инструменты получения информации и применения знаний); 5) волевой, включающий в себя внимание, волю, эмоциональную окрашенность действий по освоению культурно-нравственных ценностей.
Успешному функционированию данной модели будут способствовать следующие интегрированные процессы в высшей медицинской школе: взаимосвязь и взаимопроникновение специальных дисциплин медицинского профиля, способствующих развитию культурно-нравственной направленности студента-медика; творческо-теоретическое и практиче-
ское взаимодействие этих дисциплин; создание в системе медицинского университета целостного образовательного пространства, основанного на обмене созидательным опытом; формирование и развитие культурно-нравственной школы, базирующейся на прочной и осознанной русской медицинской традиции.
Формирование профессиональных и индивидуальных качеств личности медика - одно из важнейших условий профессионального становления как высшей ценности их образования, в котором воплощаются глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения врача. Следовательно, при формировании профессионально-личностной культуры студентов-медиков функцией преподавателя является эффективная организация образовательного процесса, базирующаяся на стимулировании будущих специалистов к самосовершенствованию и самовоспитанию в рамках медицинской этики и деонтологии врачебной деятельности. Таким образом, данная технология является способом реализации формирования профессионально-личностной культуры врача и выступает как система форм, методов и средств воспитания и обучения, обеспечивающая эффективное достижение поставленной цели - развитие творческого отношения к своей будущей профессии у студентов-медиков.
Личностно-ориентированное образование создает условия для проявления личностных функций студентов-медиков, таких как выбора, самоопределения, обоснования действий, рефлексии, творчества, чувства собственного достоинства. Процесс формирования профессиональной и личностной культуры студентов-медиков характеризуется: 1) сочетанием индивидуальных, групповых, фронтальных и массовых форм прямого взаимодействия; 2) распределенностью и соавторством взаимодействия со студентами-медиками, что позволяет координировать совместную деятельность и взаимное сотрудничество; 3) уникальностью и образовательной адресностью, представленной условиями сопряжения собственного профессионального потенциала с образовательными потребностями и запросами.
Основными направлениями совершенствования учебного процесса в рамках системно-ценностного подхода являются его индивидуализация и активизация, с учетом личностных способностей и интересов студентов, а также интенсификация на основе переноса центра тяжести на самостоятельную работу и активные методы обучения. Уровень развития современного общества предъявляет высокие требования к образованию в высшей медицинской школе, опираясь на модернизацию профессионального образования, его содержательное и структурное обновление в культуротворческом аспекте, осуществление которого протекает в соответствии с новыми требованиями экономического развития. Эффективная медико-профессиональная подготовка будущего специалиста - врача XXI века требует детального анализа современной системы высшего медицинско-
го образования, выявления и определения ее проблем, а также противоречий в контексте системно-ценностного подхода. Специфика врачебной деятельности предполагает знание своеобразного свода этических правил, запретов и ограничений, которые должны приниматься во внимание теми, кто неизбежно по роду своей деятельности вмешивается в жизнь другого человека.
Профессионально-личностная культура врача должна пронизывать все аспекты его профессиональной деятельности. В этой связи актуален системно-ценностный подход в формировании содержания образования студентов медицинских вузов. Культура как образовательная ценность в развитии и воспитании студентов-медиков должна проявляться в культуре бытия, мышления, досуга, в отношениях, общении, в мировоззренческой культуре, в эстетической деятельности. Рассматриваемая нами в исследовании профессионально-личностная культура -это интегральное качество личности студента-медика, проектирующее его общую культуру в профессиональную сферу; это синтез высокого профессионализма и внутренних личностных свойств специалиста-врача. Это мера творческого освоения и преобразования накопленного человеческого опыта в общекультурный потенциал.
Разработка теоретических основ формирования профессионально-личностной культуры студентов-медиков характеризуется специфичностью постановки задач, состоящих в необходимости развития интеллектуально-нрав-ственного и культурологического потенциала будущих врачей как основы их дальнейшей медико-профессиональной деятельно-
сти. Формирование профессионально-личностной культуры студентов-медиков в учебно-воспитательном процессе вуза будет осуществляться эффективно, если содержание высшего профессионального образования построено на усвоении культуры как ценности, способствующей созданию условий для профессионально-личностного роста будущего специалиста, его самоопределения и самореализации в выбранной области медицины. Должна быть разработана и внедрена модель формирования профессионально-лич-ностной культуры будущего врача в образовательном процессе медицинского вуза, основанная на парадигмах гармонического взаимодействия образования и культуры. Реализация системно-ценностного подхода в процессе подготовки студентов высшей медицинской школы будет способствовать профессиональному росту личности врача путем развития интеллектуально-научного, нравственного, эстетического и творческого потенциала студента. Вузовская профессиональная программа должна быть направлена на использование потенциала культуры как образовательной ценности в развитии и воспитании личности будущего врача и как основное условие при подготовке специалистов высшей медицинской школы. Принципы реализации эффективной модели формирования профессиональной и личностной культуры будущего врача в процессе подготовки должны найти применение в системе образования студентов-медиков с целью формирования основ этико-деонтологических качеств в ходе взаимоотношений врача и пациента и улучшения медицинской помощи пациентам.
EFFECTIVE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS TO IMPROVE ROFESSIONAL AND PERSONAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN MEDICAL HIGH SCHOOLS
©2010 N.L.Klyachkina°
Samara State Technical University
The article focuses on the main paradigms of medical and pedagogical education in professional training of medical students. The key point of the system, the value approach, is denoted in the article. The author highlights the basics of tolerance culture as one of the necessary conditions to realize professional specialist model in the medical sphere.
Key words: personal culture, professional qualification, person-orientated education, medical-oriented and human-oriented integral education.
o
Klyachkina Natalia Lvovna, Candidate of Pedagogy, assistant professor of Chair of Pedagogy and Psychology. E-mail:Klyachkina62@rambler. ru