УДК 378
А В. Ладик
О НЕОБХОДИМОСТИ И ПЕРСПЕКТИВАХ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
В данной статье мы проанализировали и охарактеризовали: а) особенности проявления и формирования социокультурной толерантности студента-медика; б) имеющиеся наработки в области формирования толерантности; в) особенности формирования толерантности обучающихся в образовательном пространстве вуза и г) этапы формирования социокультурной толерантности будущего медицинского работника. Сформулированные положения подтверждают, что на основании существующих методик формирования толерантности при одновременном учете всех особенностей, характерных для будущей профессиональной деятельности и образовательной среды медицинского вуза, возможны разработка и внедрение прогностической модели системы формирования социокультурной толерантности студентов-медиков.
Ключевые слова: социокультурная толерантность, личностно важные качества врача, ПВК врача, профессиональная деятельность, диада «врач - пациент».
A. V Ladk
ABOUT THE NECESSITY AND PERSPECTIVES OF FORMING OF SOCIAL-CULTURAL TOLERANCE OF MEDICAL STUDENTS
In the article we have analyzed and characterized: a) specific features of manifestation and formation of sociocultural tolerance of a medical student; b) available researches in the area of tolerance formation; c) peculiar features of students’ tolerance formation at educational process at higher school; d) stages of sociocultural tolerance formation of a medical student. The analysis of the items reported makes proves that on the basis of the sociocultural tolerance formation methods and considering all the peculiarities of the professional activity-to-be and educational possibilities of higher medical educational establishments it is possible to work out and to inculcate prognostic model of sociocultural tolerance formation of medical students.
Key words: sociocultural tolerance, important personal qualities, professionally important qualities, «doctor-patient» relationships.
К профессиональной деятельности врача общество всегда предъявляло высокие требования, поскольку здоровье человека — одна из основополагающих ценностей жизни, залог его успешного социального, психологического и профессионального функционирования. Толерантность, в свою очередь, признается важной составляющей профессионализма любого современного специалиста, особенно работающего в сфере «человек-человек». Профессия врача по своей направленности является социономической, и, несмотря на то, что многие исследователи (Е.А. Климов, А.П. Василькова, И.С. Витенко, А.П. Сухарев, В.А. Аверин, Б.С. Кибрик и др.) подчеркивают синтетический характер профессиональной деятельности врача, «ведущими в данном виде деятельности остаются человеческие факторы, определяющие взаимодействие между партнерами по общению» [2, с. 14]. Вот почему в структуре личности врача особое значение приобретают профессионально значимые личностные качества (ПЗЛК): эмпатийность, толерантность и способность к индивидуальной и групповой рефлексии. Необходимость их формирования еще на начальных этапах получения профессии в процессе обучения студентов медицинского вуза вполне очевидна.
Реформирование системы высшего медицинского образования. В исследованиях М. Та-рарышкиной, А. Амирова, Н. Сальникова, С. Бурухина, Н. Тимченко и др. уделяется большое внимание вопросу реформирования высшей школы. При этом особое значение придается переосмыслению сущности профессионального образования, проблеме качества образования, переходу к «сервисной функции» профессионального образования как способности удовлетворять запросы индивида, общества, работодателя, гуманистическим ценностям профессии врача и его социокультурной миссии (Н. Тимченко, А. Амиров, Н. Сальников, С. Бурухин, М. Тарарышки-на, Б. Ясько, М. Яровинский и др.). В связи с этим представляется возможным в рамках компе-тентностной модели обучения способствовать активной адаптации студентов и формированию толерантности в системе их ценностей.
Перспектива использования именно компетентностной модели обусловлена:
• ориентацией на формирование личности специалиста и на результат образования, который оценивается по набору компетенций специалиста;
• междисциплинарным, интегративным характером модели обучения, предполагающим субъект-субъектную ориентацию в контексте профессиональной деятельности;
• вариативностью ГОС ВПО, позволяющей «конструировать» содержание образовательного процесса в соответствии с запросами заказчика;
• овладением профессией через движение от учебной деятельности академического типа к профессиональной деятельности;
• формирование социально-личностных компетенций в рамках структуры и содержания цикла гуманитарных и социальных дисциплин и за счет социального контекста операциональной стороны освоения образовательных программ [6].
Проведенный нами анализ основных характеристик компетентностной модели обучения показывает, что переход к ее реализации, прежде всего, способен решить следующие стратегические задачи высшего профессионального образования [1]:
- подготовку профессионально мобильного, конкурентоспособного и профессиональномотивированного специалиста;
- обеспечение выпускников необходимым объемом теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для первоначального вхождения в профессиональную деятельность и успешной самореализации в ней;
- формирование навыков работы с источниками информации и умений организовывать самостоятельную профессионально-познавательную деятельность.
Возможности и необходимость формирования социокультурной толерантности. На наш взгляд, выработка инвариантных образовательных идеалов и ценностей и акцентуация на вариативном компоненте способствуют формированию толерантности у субъектов воспитательно-образовательного процесса (ВОП) вуза. В процессе профессиональной подготовки специа-листов-медиков в вузе инвариантным, по нашему мнению, является формирование гуманистических ценностей студентов, вместо прагматических, уже сформировавшихся у большинства абитуриентов на момент поступления в вуз [3]. В свою очередь, акцент на вариативном компоненте позволяет актуализировать принципы маневренности, преемственности и гибкости, что способствует формированию толерантности будущего медицинского работника.
Известно, что в общении толерантность выполняет двоякую роль:
■ это внутренняя, духовная, эмоциональная основа общения, которая выражена в эмпатии как способности настроиться на эмоциональную волну другого;
■ внешнее проявление своего отношения к «другому», выражающееся в действии, противодействии, сотрудничестве, конфликте в свете рационального осмысления «другого» [5].
Такое понимание толерантности применимо к процессу профессионального общения врача с пациентом и свидетельствует о необходимости формирования эмоционального и поведенческого компонентов толерантности наряду со знаниевым (когнитивным). Еще раз подчеркнем, что толерантность в системе компетенций специалиста является показателем моральной компетентности и помогает ему:
■ активно осваивать новую среду и искать пути для творческой самореализации в ней;
■ успешно контактировать с людьми [5].
Структура и содержание формирования социокультурной толерантности будущего работника в ВОП медицинского вуза. Основные направления и результаты моделирования системы формирования социокультурной толерантности будущего медицинского работника схематично представлены нами на рисунке. На нем даны теоретико-методологическое обоснование и технологическое обеспечение реализации проектируемого процесса. Для нашего исследования представляли интерес следующие системообразующие компоненты педагогического процесса:
■ актуальность проблемы формирования социокультурной толерантности будущего медицинского работника, которая определяется потребностью общества в высококвалифицированных медицинских специалистах, обладающих социокультурной толерантностью в числе компонентов его системы ценностей и ПВК;
■ ориентиры (социокультурная компетентность, установка на позитивное взаимодействие с различными формами существования инаковости, овладение механизмами толерантного взаимодействия, интериоризация социокультурной толерантности, принятие ее как нравственной ценности);
■ основные принципы, на которых базируется система формирования социокультурной толерантности (гуманизация ВОП, профессиональной направленности, комплексности и последовательности этапов формирования, структурного единства содержания образования, субъект-субъектного взаимодействия и единства содержательной и процессуальной сторон обучения);
■ структура системы, ее компонентный состав: цели и задачи, содержание, организационные формы, направления теоретической и практической подготовки.
В качестве технологического обеспечения процесса формирования социокультурной толерантности будущего медицинского работника нами были определены критерии и уровни сфор-мированности социокультурной толерантности; этапы, содержание и компоненты, а также механизм и технология формирования социокультурной толерантности будущего медицинского работника. В ходе исследования мы выявили, что эффективность процесса формирования социокультурной толерантности определяется следующими условиями: субъект-субъектное взаимодействие, создание ценностно-смысловой направленности ВОП, учет поэтапности процесса, использование приемов социального взаимодействия, учет особенностей профессиональной деятельности.
Таким образом, с учетом целостности и единства всех обозначенных выше параметров системы формирования социокультурной толерантности процесс формирования социокультурной толерантности будущего медицинского работника можно определить как специально организованный педагогический процесс, направленный на формирование и развитие толерантных качеств личности, который характеризуется переходом знаний о толерантности из сферы объективного знания в личностную смысловую сферу обучающегося в процессе целенаправленной деятельности в рамках ВОП в медицинском вузе.
При рассмотрении процесса формирования социокультурной толерантности будущего медицинского работника мы исходили из необходимости реализовать следующие задачи:
■ выявление и характеристика теоретико-методологических основ формирования социокультурной толерантности обучающихся в отечественных и зарубежных педагогических концепциях;
■ определение и обоснование особенностей формирования социокультурной толерантности в образовательной среде медицинского вуза;
■ разработка и внедрение педагогической модели формирования социокультурной толерантности студентов-медиков;
■ экспериментальная проверка комплекса способов реализации потенциала дисциплины «Иностранный язык» при формировании социокультурной толерантности студентов-медиков в процессе профессиональной подготовки в медицинском вузе.
На констатирующем этапе эксперимента мы определили уровень коммуникативной толерантности студентов (365 чел.) по методике В.В. Бойко и соотнесли полученные уровни толерантности с результатами самооценки студентами уровня своей толерантности. Кроме того, мы проанализировали то, как студенты определяют для себя понятие «толерантность», какое место отводят толерантности в системе ПВК и ПЗЛК врача. Ответы студентов на вопрос «Что такое толерантность?» представлены в виде рейтинговой таблицы в соответствии со следующими смысловыми группами:
Таблица
Ответы студентов на вопрос «Что такое толерантность?» (в %)
Определение Процент общего числа
Устойчивость, невосприимчивость к внешней среде, к раздражителям 50
Способность к самоконтролю 16,67
Терпимость к мнению, образу жизни других 10,42
Интегральная характеристика 6,25
Разное 6,25
Качество, облегчающее адаптацию в обществе, коммуникацию 5,21
Эмпатия 3,12
Социокультурная толерантность 2,08
Исходя из полученных результатов констатирующего исследования мы пришли к заключению, что:
■ большинство респондентов дают определение термина «толерантность» исходя из его медицинской, биологической и естественнонаучной компоненты, не обращая должного внимания на его гуманитарную и гуманистическую составляющую, которые очень важны в профессии врача при взаимодействии с пациентами и коллегами;
■ при определении уровня толерантности методом самооценки основное количество опрошенных посчитало себя толерантным, несмотря на то, что некоторые высказывания респондентом содержат пренебрежительное, высокомерное отношение к другому; лишь незначительное количество студентов не смогло определить свой уровень толерантности и отнесли свои ответы к категории «не знаю», что мы объясняем отсутствием опыта работы в профессиональной сфере и недостаточным опытом взаимодействия с людьми, который позволил бы сделать соответствующие выводы о своем уровне толерантности и отнести себя к какой-либо категории;
■ респонденты однозначно оценивают необходимость толерантности в системе личностных и ПВК врача.
Таким образом, проанализировав результаты, полученные во время пилотажного исследования и опираясь на логику задач исследования, мы выделили четыре этапа формирующего эксперимента: информационно-ознакомительный; интериоризирующий; деятельностно-
практический и аналитико-корректирующий.
На первом информационно-ознакомительном этапе формирующего эксперимента мы обеспечивали знаниевую составляющую процесса формирования социокультурной толерантности, т.е. на практических занятиях по иностранному языку мы ввели понятия «толерантность» и «социокультурная толерантность», на материале англоязычных Интернет сайтов (www.wma.nct/c/policy/handbook.htm; www.hospicccarc.com/Fthics/cthics.htm;
www.nofreelunch.org/; www.euthanasia.com/; www.wits.ac.za/biocthics/;www.who.int/rcproductivc-hcalth/infcrtility/rcport content.htm; www.wma.net;www.who.int/ethics/topics/cloning/en; www.hsph.harvard.edu/bioethics/; а также - www.tolcrancc.org/indcx.jsp;), специализированных профессиональных изданий, регулирующих и определяющих деонтологические нормы профессионального поведения врачей (Medical Ethics Manual. World Medical Association\ Ежегодник по биоэтике ВОЗ), выявляли и обсуждали ПЗЛК и ПВК врача.
Интериоризирующий этап предполагал переход от знаниевой к эмоционально-ценностной компоненте процесса. В данном случае мы разводим два понятия «интериоризация» и «субъек-тивация», считая вслед за В.В. Гутман, что процесс интериоризации предполагает прием первоначально отчужденного от обучающихся опыта человечества, который предлагается им для усвоения. Т.е. речь идет о знаниевой составляющей, направленной на формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, процесс субъективации представляет собой «процесс перевода (преобразования) всех видов социального опыта (знания о мире, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения) из сферы объективного знания в личностно-смысловую сферу человека» [3, с.49].
На наш взгляд, оба процесса являются важными в связи с тем, что и принятие толерантности на знаниевом уровне, и появление новых субъективных качеств личности, которые формируются в процессе целенаправленной деятельности по выработке этих качеств на основе лично-стно важной и эмоционально окрашенной информации, являются базой для «конструирования собственного образовательного содержания, связанного с будущей сферой профессиональной деятельности» [3, с.49], и формирования социокультурной толерантности. Этот этап являлся пропедевтическим к третьему этапу.
Деятельностно-практический этап нацелен на формирование новых стереотипов социально приемлемого поведения, обеспечивающих позитивное коммуникативное толерантное взаимодействие между членами групп, формирование, тренировку и закрепление новых поведенческих навыков и умений в межличностном общении. Особое значение для нас имело и такое неоспоримое преимущество дисциплины «Иностранный язык», заключающееся в том что данная дисциплина беспредметна, т.е. обучающий сам наполняет ее смыслом, привлекая материал необходимой для него смысловой, ценностной и эмоциональной окраски.
Аналитико-корректирующий этап являлся завершающим и позволил нам оценить эффективность предложенной прогностической модели формирования социокультурной толерантности.
Таким образом, в процессе формирования социокультурной толерантности будущего медицинского работника мы рассмотрели структуру, содержание и особенности исследуемого процесса. Для этого проанализировали и охарактеризовали особенности проявления и формирования социокультурной толерантности студента-медика, этапы формирования социокультурной толерантности будущего медицинского работника, выделили критерии, показатели и на их основе уровни сформированности социокультурной толерантности будущих медицинских работников. В ходе теоретико-экспериментального исследования мы пришли к следующим предварительным выводам:
■ современная ситуация в системе высшего профессионального образования характеризуется переходом от знаниевой к компетентностной модели обучения;
■ преобразования, происходящие в системе высшего профессионального образования, обусловили усложнение задач, которые необходимо решать участникам ВОП в вузе;
■ приоритетной задачей ВОП становится активная адаптация обучающихся как формирование способности к непрерывному самоизменению, к раскрытию фундаментального познавательного потенциала личности сообразно ее культурным, психологическим, физическим особенностям;
■ признание, что эти различия ведут к осознанной необходимости в терпимом отношений к пациентам, построении взаимодействия на основе толерантности в рамках образовательного процесса вуза;
■ формирование культуры системного клинического мышления, ценностных ориентаций студентов-медиков. Активный характер обучения и междисциплинарная организация содержания медицинского образования способствуют становлению толерантного типа мышления студентов медицинских вузов.
Опираясь на результаты констатирующего эксперимента, мы проанализировали интерпретацию студентами термина «толерантность», выявили уровни толерантности студентов и соотнесли его с уровнем толерантности, выявленным по методике «Определения уровня коммуникативной толерантности В.В. Бойко». Анализ полученных результатов позволил констатировать, что, хотя уровни толерантности респондентов достаточно высоки, наблюдается тенденция к различиям по факультетам (уровень толерантности студентов медико-профилактического факультета (МПФ) значительно ниже, чем у других респондентов) и отсутствие динамики на разных стадиях профессионализации. Это говорит о том, что если социокультурная толерантность не формируется и не развивается на вузовском этапе профессионализации, то это столь важное в профессиональной деятельности врача качество не появляется вдруг на послевузовском этапе. В результате мы разработали и внедрили прогностическую модель системы формирования социокультурной толерантности студентов-медиков, используя имеющиеся методики формирования толерантности и при одновременном учете всех особенностей, характерных для будущей профессиональной деятельности и образовательной среды медицинского вуза.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Ы
Д
д
М
О
д
и
о
м
о
ы
о
и
ы
5Ґ
д
-
о
ч
о
о
н
ы
о
Он
д
н
ы
Он
о
ы
н
\
\
АКТУАЛЬНОСТЬ
потребность общества в высококвалифицированных медицинских специалистах, обладающих социокультурной толерантностью в числе компонентов его системы ценностей и ПВК
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ОРГАНИЗОВАННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ВОП ПРОЦЕСС
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДИСЦИПЛИНЫ
ОРИЕНТИРЫ
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УСТАНОВКА НА ПОЗИТИВНОЕ С РАЗЛИЧНЫМИ СУЩЕСТВОВАНИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФОРМАМИ ИНАКОВОСТИ - ОВЛАДЕНИЕ
МЕХАНИЗМАМИ
ТОЛЕРАТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ - ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ, ПРИНЯТИЕ КАК НРАВСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
- ГУМАНИЗАЦИЯ ВОП
- 8-8 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
- СТРУКТУРНОЕ ЕДИНСТВО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
- КОМПЛЕКСНОСТИ и
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
- ЕДИНСТВА СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ СТОРОН ОБУЧЕНИЯ
\
СТРУКТУРА СИСТЕМЫ КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ
• ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
• СОДЕРЖАНИЕ
КРИТЕРИИ X--------
О КОГНИТИВНЫЙ О МОТИВАЦИОННЫЙ О ДЕЯТЕЛЬНОСТНОПРАКТИЧЕСКИЙ о РЕФЛЕКСИВНЫЙ УРОВНИ
■ НИЗКИЙ
■ СРЕДНИЙ
■ ВЫСОКИЙ
УСЛОВ (( В<
В
ЭТАПЫ
И СОДЕРЖАНИЕ
О ИНФОРМАЦИОННООЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ; о ИНТЕРИОРИЗИРУЮЩИ Й;
О ДЕЯТЕЛЬНОСТНОПРАКТИЧЕСКИЙ;
О АНАЛИТИКОКОРРЕКЦИОННЫЙ
КОМПОНЕНТЫ
- ЦЕЛЕВОЙ
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
- ОРГАНИЗАЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
- РЕФЛЕКСИВНЫЙ
МЕХАНИЗМ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОСНОВЕ
ФАСИЛИТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕХНОЛОГИЯ
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ
• ОРИЕНТАЦИЯ ГАРАНТИРОВАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
• ОПЕРАТИВНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
• ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГО ЦИКЛА
НА
НА
УСЛОВИЯ: 8-8 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, СОЗДАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВОП, УЧЕТ ПОЭТАПНОСТИ ПРОЦЕССА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ы
д
д
ы
5Ґ
Ы
Д
и
Ы
М
О
ы
о
и
ы
5Ґ
д
-
о
ч
о
д
X
ы
н
Рис. Структурированная схема формирования социокультурной толерантности будущего медицинского работника
Литература
1. Амиров А.Современные ориентиры медицинского образования в России // Высшее образование в России. -2008. - №3. - С.22-28.
2. Василькова А. П. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов-медиков: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1998.
3. Гутман В.В. Феномен субъективации содержания образования // Высшее образование сегодня. 2009 №3. С.48-50.
4. Даукилас С.Ю., Думчене А.Л., Думчюс А.А., Якушовайте И. Ценностные ориентации студентов-медиков и их сравнительный анализ в контексте других профессий // Социологические исследования. - 2005. - №9. - С. 131-135.
5. Касьянова Е. И. Нравственные основы толерантности в современной социокультурной ситуации: автореф. дис. . д-ра филос. наук. - СПб., 2009.
6. Сальников Н., Бурухин С. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели // Высшее образование в России. - 2008. - №2. - С.3-11.
Ладик Анна Валерьевна, преподаватель кафедры иностранных языков Кемеровской государственной медицинской академии.
LadikAnna Valerievna, teacher of department of foreign languages of Kemerov State Medical Academy.
УДК 378.1
ББК 74.584
И. А. Маланов
ОПЫТ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье анализируется опыт реализации регионального подхода к конструированию содержания образования в вузах с учетом этнокультурной специфики региона.
Ключевые слова: высшее образование, профессиональная подготовка, регионализация образования, национально-региональный компонент содержания образования, этнокультура.
I.A. Ma/anov
THE EXPERIENCE OF REGIONALIZATION OF HIGH SCHOOL EDUCATION CONTENT
In this article author describes the experience of realisation of the regional approach to construct the educational content in high schools considering the ethnocultural specificity of region.
Key words: higher education, vocational training, regionalization of education, national-regional component of the education content, ethnoculture.
Изменения, которые сегодня происходят в экономической системе России, создают принципиально новую ситуацию для высшего образования. Она требует соответствующих изменений в его организации, в содержании образования и научных исследований, во взаимоотношениях вузов с регионами, друг с другом, т.е. перед российской высшей школой выдвигается задача выработки качественно новой региональной политики. Система высших учебных заведений, функционирующая на конкретной территории, являясь одним из важнейших ее социальнокультурных и научно-технических элементов, ориентируется на ее реальные условия и специфические требования на основе сочетания общегосударственных, национальных, местных и индивидуальных интересов. Сочетание и реализация этих интересов проходят по всем сферам и направлениям воздействия вузов на жизнь региона: социальной, экономической, демографической.
В области социального развития деятельность высших учебных заведений принимает характер прямого воздействия на повышение уровня и качества жизни населения путем предоставления ему все более широкого и разнообразного круга профессионально-образовательных и культурно-просветительных услуг, направленных на постоянное, повышение уровня культуры и образования жителей региона; профессиональную подготовку и переподготовку работников в соответствии со спросом населения и экономики на тот или иной вид образования, обеспечение тем самым социальной защиты населения от возможной безработицы, придание ему высокой профессиональной мобильности.