Научная статья на тему 'Формирование толерантности студентов медицинских специальностей в условиях многонациональной образовательной среды'

Формирование толерантности студентов медицинских специальностей в условиях многонациональной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СИСТЕМНО-ЦЕННОСТНАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / TOLERANCE / MULTINATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / HUMANIZATION / TEACHING AND EDUCATIONAL HUMANIZATION / SYSTEM VALUE EDUCATIONAL PARADIGM / SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ядрина Светлана Расимовна

В статье на основе анализа условий формирования толерантности студентов медицинских специальностей в условиях многонациональной образовательной среды определены критерии и показатели процесса формирования толерантности студентов медицинских специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical Students' Tolerance Forming In The Multinational Educational Environment

The article defines the criteria and index of medical students' forming tolerance process on the basis of the analysis of environmental complex of medical students' tolerance forming in the multinational educational environment.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантности студентов медицинских специальностей в условиях многонациональной образовательной среды»

УДК 378.1.03 ББК 74.200.50

Ядрина Светлана Расимовна

аспирант

кафедра теории и методики профессионального образования Сургутский государственный университет г. Сургут Yadrina Svetlana Rasimovna Post-graduate

Chair of Theory and Methodology of Professional Education Surgut State University Surgut

Формирование толерантности студентов медицинских специальностей в условиях многонациональной образовательной среды Medical Students’ Tolerance Forming in the Multinational Educational

Environment

В статье на основе анализа условий формирования толерантности студентов медицинских специальностей в условиях многонациональной образовательной среды определены критерии и показатели процесса формирования толерантности студентов медицинских специальностей.

The article defines the criteria and index of the medical students’ tolerance forming process on the basis of the environmental complex analysis of the medical students’ tolerance forming in the multinational educational environment.

Ключевые слова: толерантность, многонациональная образовательная среда, гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса, системно-ценностная парадигма образования, социокультурная среда.

Key words: tolerance, multinational educational environment, humanization, teaching and educational humanization, system-and-value educational paradigm, socio-cultural environment.

Актуальность исследования феномена толерантности у будущих врачей обусловлена социальной обстановкой, которая сложилась в обществе в настоящее время, где происходит не только изменение общественного строя, но и связанный с ним кризис коллективной ценностной идентичности, обусловленной девальвацией прежних коммунистических ценностей, их борьбой с новыми возникающими ценностями. В этой связи возрастает роль сферы образования, призванной разработать круг педагогических условий и методов формирования толерантности.

Проблема толерантности личности является предметом исследований педагогической науки, и в настоящее время ее изучение, на наш взгляд, особенно актуально и значимо, поскольку проблема здоровья на

государственном уровне усиливает позицию сохранения национальной безопасности. Решение этой проблемы в значительной степени зависит от качества профессионального образования будущих врачей.

Значимость толерантности в профессиональном образовании закреплена законодательно: в Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005гг.)», утвержденной постановлением правительства РФ (2001), Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 года, основной стратегической целью определяет «... обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании».

Проблема формирования толерантности в учебно-воспитательном процессе медицинского вуза в многонациональной среде является актуальной и наименее разработанной. Важными основаниями формирования толерантности являются гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса.

В документах ЮНЕСКО представлены следующие принципы формирования толерантности:

- воспитание открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;

- обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;

- прививания идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на сознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах.

Модернизация высшего профессионального образования, проводимая в нашей стране, затронула вузовскую практику и в общей системе подготовки врачей. В медицинском образовании присутствуют два взгляда на человека: естественнонаучный и гуманитарный; естественнонаучный - объясняющий закономерности, сводящий многообразие к общему, гуманитарный -

понимающий, различающий уникальное и единичное. В медицинском образовании упор делается на подготовку специалиста для медицинской практики как гуманитарной области деятельности, формирующей понимание уникальности и неповторимости пациента и его жизненной истории. Высшее образование становится ключевым звеном в развитии всей системы образования, его основу образует направленность на толерантность, которая призвана воспитывать духовно богатую личность, способную понимать многообразие культур, жить в мире с другими народами, уметь находить мирное решение в любой конфликтной ситуации, выстраивать межличностные коммуникации в условиях диалога культур.

Толерантность в современном медицинском образовании включается в комплекс целей становления системы воспитания, выступает как личностное качество, подлежащее развитию не только в процессе обучения, воспитания, но и самообучения и самовоспитания, направленное на формирование у будущих врачей знания, умения и навыков толерантного сознания и отношения к окружающим. Толерантность в качестве аксиологического компонента образования входит в иерархию личной системы ценностей будущих врачей, побуждает к толерантному поведению в конкретной ситуации и, как результирующий итог, создает установку на толерантное межличностное общение в ходе разнообразной деятельности в медицинском вузе.

Методология нашего исследования базируется на системе научных подходов, реализация которых обеспечивается выделением и изучением профессионально-образовательных условий и ведущих тенденций возникновения и развития творческо-значимых личностных новообразований будущего специалиста-медика в рамках системно-ценностной парадигме образования:

1) акмеологический, позволяющий определить интеграцию природных и социокультурных факторов на переход от внешнего управления к внутреннему самоуправлению в процессе профессиональной подготовки;

2) культурологический, нацеливающий содержательный компонент учебно-воспитательной деятельности на развитие интеллектуально-

нравственных способностей врача, на само-определение в целях, содержании, средствах и результатах внешнего формирования и внутреннего развития культуро-образовательной деятельности;

3) личностный, отражающий отношение к будущему специалисту медицинского профиля как к самосознательному субъекту овладения профессией в культурном и профессиональном аспектах;

4) аксиологический, в соответствии с которым процесс зарождения культурообразовательных знаний детерминируется системой ценностных отношений будущего врача к профессиональной деятельности;

5) деятельностный, предопределяющий собой необходимость вовлечения студентов-медиков в процесс выработки медико-педагогических умений профессионально мыслить и действовать.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности».

При рассмотрении проблемы толерантности неизбежно встает вопрос о границах толерантности, который, в свою очередь, является критерием толерантности. Некоторые исследователи проблемы считают, что толерантность - одно из средств снятия конфликта и развития форм существования, взаимодействия в человеческом общежитии [1] .

Основой толерантности, на наш взгляд, является общая культура человека, его духовность, терпимость в межличностных отношениях, которая выражается в его способности сопереживать, чувствовать и понимать проблемы других людей, уважать и принимать культуру другого человека. В основе процесса формирования толерантности лежат такие ценности духовного порядка, как доброта, уважение, милосердие, сострадание, вера, надежда, любовь к своему ближнему, народу, стране, человечеству. В качестве главных целей толерантного образования будущих врачей должны быть удовлетворение образовательных запросов представителей всех этносов; подготовка студентов к жизни и врачебной деятельности в многонациональном социуме [3].

Психологическое восприятие индивидом социально-политических процессов обусловлено многими детерминантами, важнейшей из которых является национальный фактор (характер), выступающий основой психологического склада нации, определяющий особенности среды, психологии конкретного человека и группы, способствующий формированию у них определенного типа с доминирующими политическими предпочтениями, методами и способами достижения своих интересов. Заметно влияние национального характера на их образовательную культуру, политические позиции, способы ориентации и действий в пространстве вуза.

Практически все исследователи подчеркивают, что в российской цивилизации огромную роль играют традиционные начала. Соборность, коллективизм, служение своему народу (т.е. приоритет общественных интересов над личными заботами), антипрагматический настрой, - все это существенные черты отечественной культуры. А в качестве основных составляющих характера русского человека называются терпение, открытость, эмоциональность, общительность, свободолюбие [2] .

В последние два десятилетия Россия переживает один из сложных периодов своего развития. Из-за распада привычной системы идеалов и ценностных ориентиров в обществе новый курс российской образовательной политики, направленный на демократизацию и гуманизацию процесса обучения и воспитания, ускорил пробуждение самосознания народа. Вспыхнувшие во многих регионах межнациональные конфликты стали инициировать обострение национальных чувств, приводящих к возникновению и развитию этноцентрических тенденций в сознании и поведении подрастающего поколения. Это вызывает необходимость кардинальных преобразований в системе современного образования в многонациональных регионах. В то же время в крупных населённых пунктах, где сложилась и развивается полиэтническая социокультурная среда, в самосознании большей части растущего поколения стало формироваться индифферентное отношение к национальным ценностям, культуре самобытной этнической общности. В связи с этим, осуществляя перестройку системы образования, реализуя новые

концепции и установки, в числе других необходимо принимать и такие меры, которые способствовали бы как адекватному проявлению этнонационального самосознания в личности, так и гармоничному развитию межкультурных связей каждого студента.

В актуализации этнической культуры, росте уровня национального самосознания каждого народа ведущая роль отводится образованию. Образование является транслятором культуры. Именно в культурном пространстве человек погружается в этнонациональную культуру, а через неё приобщается к мировой общечеловеческой культуре.

Качество выпускника медицинского вуза зависит от многих факторов. Это профессионализм преподавателей, условия и обеспеченность учебного процесса, состав элементов в образовательном процессе, мотивация обучаемого, современные технологии обучения, системы контроля знаний, мотивация педагогического труда, организация учебно-исследовательской работы студентов как неотъемлемой части образовательного процесса, выполнение индивидуальных заданий и научных проектов с элементами исследований, участие в модернизации учебно-лабораторной базы медицинского университета, методического обеспечения учебного процесса [4]. В этом плане хотелось бы указать на то, что «педагог обязан наделять будущих медиков не только знаниями, но и воспитывать у них особое мировоззрение, отвечающее неординарным задачам будущей профессии; формировать клиническое мышление. Учить применять законы диалектики в практической деятельности, критически воспринимать реалии бытия, давать им собственную оценку, не скрывать своих убеждений, оставаясь при этом принципиальным» [5].

Такой подход обусловливает подготовку будущего врача, которая состоит в признании личности человека как высшей социальной ценности [6], уважение его прав и свобод, его своеобразия, ориентации на личность студента как на цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания, опоре на воспитание как на совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности на основе закономерностей этого процесса; открыта для восприятия нового опыта, способна на созидательный и

ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что формирование новой модели медицинского образования возможно при условии обеспечения формирования основных критериев личностно-профессионального развития студентов, в том числе и толерантности как профессиональной компетентности будущего врача, которая согласно нашей концепции занимает центральное место в целостной системе высшего медицинского образования, обеспечивающей развитие выпускника как субъекта образовательной и профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. - № 4. - С. 29-36.

2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 479с.

3. Золотухина-Аболина, Е. В. Современная этика: Учебное пособие для студентов вузов - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. - 416с.

4. Игнатова, В. В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условия их реализации / Автореф. Дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 2000. - 49с.

5. Красникова, Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. -М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2004. - 208с. - (серия «Профессиональное образование»).

6. Павлов, В. Н. Правовое воспитание и толерантность в условиях современного российского общества: Дис. канд. пед. наук. - Владимир, 2005.

Bibliography

1. Bondarevskaya, E.V. The Value Foundations in the Personal Focused Education / E.V. Bondarevskaya // Pedagogics. - 1995. - № 4. - P.29-36.

2. Ignatova, V.V. Pedagogical Factors of Mental and Creative Personal Formation in the Socialization Process and Conditions of Their Realization: Synopsis of Dis. ... Doctor of Ped. [Text] / V.V. Ignatova. - Chelyabinsk, 2000. - 49 p.

3. Krasnikova, E. A. Ethics and Psychology of Professional Activity / E.A. Krasnikova. -M.: Forum: INFRA - M, 2004. - 208 p. - (“Pedagogical Education” Series).

4. Pavlov, V.N. Lawful Education and Tolerance Under the conditions of Modern Russian Society: Dis. ... Cand. of Ped. [Text] / V.N. Pavlov. - Vladimir, 2005.

5. Vygotsky, L.S. Pedagogical Psychology [Text] / L.S Vygotsky. - M.: Pedagogics, 1991. - 479 p.

6. Zolotukhina - Abolina, E.V. Contemporary Ethics / E.V. Zolotukhina - Abolina. -Moscow: “Mart” HCS, 2003. - 416 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.