Научная статья на тему 'Поликультурная среда вуза как условие формирования педагогической толерантности'

Поликультурная среда вуза как условие формирования педагогической толерантности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамхалова Биче Аслановна

В статье раскрывается понятие «педагогическая толерантность» и его основные компоненты, обосновывается воспитательный потенциал поликультурной среды вуза в формировании педагогической толерантности будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поликультурная среда вуза как условие формирования педагогической толерантности»

УДК 378

ПОЛИКУЛЫУРНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

®2010 Шамхалова Б А

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье раскрывается понятие «педагогическая толерантность» и его основные компоненты, обосновывается воспитательный потенциал поликультурной среды вуза в формировании педагогической толерантности будущего учителя.

The author of the article reveals the "pedagogical tolerance " notion and its main components, proves the educational potential of the polycultural environment of the high school in the formation of future teachers 'pedagogical tolerance.

Ключевые слова: педагогическая толерантность, поликультурная среда вуза, воспитательная работа.

Keywords: pedagogical tolerance, polycultural environment of high school, educational work.

В условиях смены концепции школьного образования в России актуальное значение приобретают профессиональные знания учителя, которые будут эффективными в решении задачи повышения качества образования, если создаются необходимые психологически комфортные условия, являющиеся одним из важных факторов успешности обучения.

Психологически комфортная учебная среда формирует здоровых, уверенных в своих силах личностей, которые представляют особую ценность для современного общества. При этом благоприятный психологический климат рассматривается как атмосфера раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, включающий комфортные условия для работы, раскрытия возможностей личности.

Доброжелательная атмосфера, организованная учителем, умеющим увидеть, почувствовать проблему ребенка и знающим, как помочь ему, относящимся к ученику с пониманием и уважением, принимающим его индивидуальные и возрастные особенности, терпеливым в

ситуациях, когда ученик не соответствует требованиям и ожиданиям, способствует спокойному усвоению знаний и корректному, бесконфликтному взаимодействию. Следовательно, создание такой комфортной образовательной среды по плечу учителю с высоким уровнем педагогической толерантности, что является одной из базовых профессиональных компетентностей педагога.

Следует отметить, что педагогическая толерантность должна быть свойственна каждому учителю, так как сформирован-ность данного важнейшего профессионального качества личности учителя во многом определяет успех педагогической деятельности. Кроме того, педагогическую толерантность следует рассматривать как психологическую и профессиональную готовность к терпимому и уважительному отношению к личности ученика (ребенка), принятие его как равного, имеющего право на собственное мнение, эмпатическое понимание его, которое основано на знании индивидуальных и возрастных особенностей де-

тей и открытом, доверительном общении.

Таким образом, педагогическая толерантность включает следующие основные компоненты: уважительное отношение к личности ученика; владение технологией разрешения конфликтных ситуаций; принятие позиции образца толерантной личности, сформированность которых как профессионально значимых качеств учителя является показателем его способности конструировать позитивные отношения со всеми участниками образовательного процесса.

Стиль педагогического общения, характеризующийся взаимным уважением учителя и ученика, выступающих как «равноправные участники образовательного процесса», определяет качество и эффективность педагогического взаимодействия, что, несомненно, отражается на результатах образования. При этом уважительное отношение подразумевает, прежде всего, адекватное восприятие ученика, понимание его особенностей познания, а также всех факторов, влияющих на формирование личности. По мнению В. Ддова, «личность представляет собой целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения» [5. С. 187].

Итак, для того чтобы понять ученика, уважать его, необходимо знать особенности социально-экономической, национальной и уникальной для каждого семейной среды, культуры, в которой он воспитывается, понимать и принять особенности проявления детской, подростковой, молодежной культуры, своеобразие поведения, мышления детей и подростков.

Изучая психологические условия и факторы актуализации толерантности в межличностном общении, И. В. Абакумова и П. Н. Ермаков пришли к выводу, что толерантность актуализируется в ситуациях, которые связаны с наличием антагонизма в межличностных отношениях, как результат оценивания индивида, сопровождающегося рассогласовани-

ем между эталоном и реальностью и переживанием негативных эмоций по отношению к партнеру по общению. При этом главная функция толерантности понимается как «направление развития потенциально конфликтной ситуации к конструктивному разрешению» [1. С. 80].

Приходится признать, что на сегодняшний день сфера образования является одной из наиболее конфликтных. К сожалению, в школьной образовательной среде часто возникают конфликты между педагогом и учеником. Анализ практики возникновения конфликта показывает, что в подростковом возрасте происходит отстаивание позиции «Я -взрослый», что способствует возникновению конфликтных ситуаций с преподавателем. При этом реакция на нетактичные замечания становится гораздо острее и может приводить к конфликтам в любой форме [3. С. 81].

Кроме того, причинами возникновения конфликтной ситуации могут быть непонимание со стороны учителя культурных, конфессиональных различий, социальное неравенство с учениками, «конфликт поколений», недооценка личностной индивидуальности ученика, учебная деятельность, нарушения учеником правил поведения в школе и т.д. Следует отметить, что конфликт в педагогической деятельности часто проявляется в результате стремления учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. По мнению В. А. Сухо-млинского, «конфликт между педагогом и ребенком, учителем и родителями, педагогом и коллективом представляет собой большую беду школы, чаще всего возникающую тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта -одна из составных частей педагогической мудрости учителя» [6. С. 192].

Нужно помнить, что всякая ошибка учителя при разрешении ситуаций и конфликтов тиражируется в восприятии учащихся, сохраняется в их памяти и

долго влияет на характер взаимоотношений. С этих позиций толерантная культура педагога, способствующая уважительному отношению к личности ученика, снятию эмоциональной напряженности и развитию эмоциональной устойчивости, имеет большую значимость в разрешении педагогических конфликтов.

Немаловажным профессиональным умением учителя является наличие стратегии поведения в конфликтной ситуации, владение технологией управления конфликтом, навыками конструктивного разрешения ситуации конфликта. Конструктивное разрешение ситуации возможно, если учитель придерживается стратегии сотрудничества, которое осуществляется в форме «критического диалога», представляющего собой единство принятия и осознания переживаний, эмоций, чувств как собственных, так и другого и осознанное восприятие информации, поступающей от собеседника.

Следовательно, педагогическая толерантность проявляется не только в уважительном отношении к ученикам, создании комфортных психологических условий в обучении, терпимом поведении в конфликтных ситуациях, но и в способности учителя воспитать в своих учениках культуру толерантности, быть для них примером, образцом толерантной личности. Учитель, воспитывающий своих учеников в духе толерантности, сам должен быть идеалом, каждый день, своим примером доказывая необходимость терпеливого, уважительного, добродушного отношению к другому человеку вне зависимости от его культурной, социальной, конфессиональной принадлежности. Отношение к учителю как к положительному нравственному идеалу является решающим условием формирования толерантности у школьников, и наоборот: если поступки учителя расходятся с требованиями, которые он предъявляет ученикам, его воспитанники уже будут относиться к нему и к ценностям, к которым он призывает, с недоверием.

У многих учителей достаточно низкий уровень педагогической толерантности, остро проявляющийся в работе с

детьми в многонациональном коллективе, где необходимо учитывать не только индивидуальные, возрастные, социальные, но и культурные, религиозные, этнические особенности, понимание и принятие которых и является основой толерантных, добродушных, уважительных взаимоотношений в образовательном пространстве.

Таким образом, формирование и развитие личностных качеств, необходимых педагогу для полноценной организации педагогического процесса в многонациональном школьном коллективе, предполагает наличие умений сотрудничать, решать конфликтные ситуации, педагогический такт, толерантность, коммуникативную культуру; главными, стержневыми качествами личности в поликультурном социуме выступают чувство национального самосознания и ценностное отношение к другой культуре, верованиям, образу жизни.

Сегодня необходимо стремиться формировать педагога, способного организовать «педагогический процесс на основе ценностей равноправного диалога, взаимного уважения и ненасилия между индивидуальными и коллективными субъектами» [2] в многонациональном обществе. В такой ситуации возрастает роль поликультурной образовательного пространства как особой социальной среды, создающей условия культурного развития человека и технологий его реформирования. При этом поликультурная среда вуза определяется нами как профессионально ориентированная образовательная среда, в которой удовлетворяются потребности в образовании и воспитании личности на основе диалога, взаимообогащения и взаимодействия культур. Поликультурная среда вуза создает условия, в которых происходят одновременное освоение и осмысление собственной и инонациональных культур, освоение всего полиэтнического мира, в котором живет студент. При соответствующей организации образовательно-воспитательного процесса в поликультурной среде вуза возможна подготовка будущих учителей, способных создать комфортную образовательную

среду в многонациональном ученическом коллективе.

В контексте нашего исследования особый интерес представляет воспитательный потенциал поликультурной среды вуза в формировании такого профессионального значимого качества личности учителя, как педагогическая толерантность.

С учетом того, что Дагестан является самым многонациональным регионом в СКФО, где, по официальным данным, проживают более 100 народностей, Дагестанский государственный педагогический университет находится в богатой своим разнообразием культурной среде, которая может обеспечить каждому студенту, независимо от происхождения и семейных традиций, пространство для развития. Исследования, проведенные нами на базе Даггоспедуниверситета, позволили выявить следующие воспитательные возможности поликультурной среды вуза: активизация общения представителей различных культур, что способствует позитивному отношению к своеобразию другой культуры; создание условий для адаптации личности в поликультурной социальной среде посредством образования; способствование приобретению опыта межкультурной коммуникации.

Следовательно, воспитательный потенциал поликультурной среды вуза может быть в полной мере использован в образовательно-воспитательном процессе для формирования педагогической толерантности будущего учителя. В институте иностранных языков ДГПУ практикуется такая учебно-

воспитательная работа, которая способствует формированию педагогической толерантности с учетом условий поликультурной среды вуза. Основная воспитательная работа при решении данной задачи проводится в процессе преподавания учебных дисциплин (воспитывает содержание предмета, используемая методика и личность педагога), а также в ходе педагогической практики, научно-исследовательской работы студентов, через использование методов сотрудничества, деловой игры, дискуссии в ходе

практических занятий, поддержку групповых исследовательских проектов студентов, способствующих не только профессиональному росту будущих педагогов, но и формирующих у них умений и навыков взаимодействия с одногруппни-ками - представителями различных культур, наций, конфессий.

Поддержка преподавателями так называемых «вертикальных» взаимосвязей (студенты старших курсов становятся организаторами занятий, внеучебных дел для студентов младших курсов) также положительно влияет на формирование педагогической толерантности, так как дает возможность вырабатывать профессиональные умения, адекватную самооценку, а главное - учит терпеливому отношению к несовершенству знаний, культуре поведения младшего по курсу студента.

Для эффективного формирования педагогической толерантности необходима атмосфера доверительных отношений, эмоционального контакта при общении, взаимопонимания, согласованности действий, которая создается через тренинги «Все мы разные, но все мы вместе», «Подарок», «Магия отношений», «Общественный транспорт» и др., которые проводятся с целью формирования политической, этнической и религиозной толерантности.

Внеаудиторная деятельность также предоставляет возможности для подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях поликультурной среды, формы которой разнообразны: научно-практические студенческие конференции («Религия в современном мире»); кружки («Педагогическая толерантность»); учебные конкурсы (сочинение на тему «Идеальный учитель»); конкурсы педагогического мастерства: организация круглого стола (в день толерантности, 16 ноября, «Дорога к пониманию»); творческие конкурсы на темы: «Мои корни», «Национальная школа будущего», «Свой или чужой?» и др.

Студенты Дагестанского государственного педагогического университета ежегодно принимают активное участие в

международном форуме «Неделя дружбы студенческой молодежи». Она предоставляет студентам возможность дружеского общения с делегатами из регионов России, ближнего и дальнего зарубежья и способствует формированию позитивного отношения к другим народам, межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях. Кроме того, студенты университета участвуют в межвузовском фестивале национальной культуры и традиций народов Дагестана «Мир -Кавказу», где решается задача воспитания у молодежи ценностного отношения к своей и других народов Северного Кавказа культурам.

В институте иностранных языков прошла «Неделя дагестанской культуры», в ходе которой студенты были вовлечены в разные виды работы: встреча с религиозными деятелями, круглый стол «Потенциал этнопедагогики народов Дагестана», КВН на тему «Мы вместе», творческий вечер с выступлением представителей национальной интелли-

Примечания

генции, встреча студентов ДГПУ, ДГТУ, ДГМА, конкурс творческих работ на тему «Национальная культура» и многое другое.

Решающее значение в формировании педагогической толерантности будущего учителя приобретают гуманные взаимоотношения и атмосфера сотрудничества, последовательно выстраиваемые в образовательном процессе преподавателями педагогического вуза, которые ответственны за создание толерантной среды, где превалируют демократический стиль общения, нормы и требования взаимоуважения.

Следовательно, поликультурная среда вуза обладает несомненным потенциалом в формировании педагогической толерантности, а умело организованные учебно-воспитательные мероприятия, направленные на развитие знаний об особенностях различных этнических и религиозных культур, молодежной и детской субкультур позволят сформировать у студентов необходимую культуру общения в полиэтнической среде.

1. Абакумова И. В., Ермаков П. Н. О становлении толерантной личности в поли культурном образовании // Вести психологии. 2008. № 3. С. 78-83. 2. Бермус А. Г. Концептуальные и методологические основы педагогической поддержки в поли культурном социально-воспитательном пространстве. URL: http://rspu.edu.ru 3. Буртовая Е. В. Конфликтология: Учебное пособие. М. : ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2004. С. 20-22. 4. Петрова Г. И. Образование в системе культуры // Образование и наука: современные стратегии развития. Томск, 1995. С. 50-57. 5. Социология в России. Второе издание, переработанное и дополненное / отв. ред. В. А. Ядов. М. : ИС РосАН, 1998. С. 187-190. 6. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. М. : Просвещение, 1981. С. 192-200.

Статья поступила в редакцию 27.07.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.