Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ И ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПАРАДИГМЫ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИНТЕГРАЦИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ И ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПАРАДИГМЫ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / медиаобразование / личностно ориентированная парадигма / формирование духовно-нравственных ориентиров / цифровизация образовательного процесса / education / media education / personality-oriented paradigm / formation of spiritual and moral guidelines / digitalization of educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Дунаев, С.А. Алиева, С.Н. Жданова

В статье поднимается проблема интеграции медиаобразования и личностно ориентированной парадигмы в процессе перехода на цифровое образование. Авторы статьи акцентируют внимание на необходимости интеграции медиаобразования с современными подходами, используемыми в педагогике, с целью повышения эффективности обучения и воспитания молодого поколения. В работе медиаобразование рассматривается как инструмент развития различных навыков и компетенций у обучающихся, в частности коммуникативных, социокультурных, а также как возможность создания благоприятных условий для формирования информационной грамотности. Анализируются основные программы обучения, их роль в современном цифровом образовании, сильные и слабые стороны, предлагается решение проблемных вопросов медиаобразования в параллели с современными подходами в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF MEDIA EDUCATION AND PERSONALITY-ORIENTED PARADIGM AS AN URGENT PROBLEM OF MODERN EDUCATION

The article raises a problem of integrating media education and a personality-oriented paradigm in the process of transition to digital education. The authors of the article focus on the need to integrate media education with modern approaches used in pedagogy in order to increase the effectiveness of education and upbringing of the younger generation. In the work, media education is considered as a tool for the development of various skills and competencies among students, in particular communicative, socio-cultural, as well as an opportunity to create favorable conditions for the formation of information literacy. The main training programs are analyzed, their role in modern digital education, strengths and weaknesses, and the solution of problematic issues of media education in parallel with modern approaches to learning are proposed.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ И ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПАРАДИГМЫ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Таблица 2

Критический анализ Фаза 3 - рефлексия

Название фильма Линза + Линза - Идея

1. «Приключения Электроника» 1. Доброта: «Ведь вы научили Электроника отличать плохое от хорошего, вместе радоваться и огорчаться...» 2. Человечность - Человеком? А что это такое? - На это как-то сразу и не ответишь... А я так думаю - чтобы от тебя польза была... Всем... Чтобы помочь другим мог... Тщеславие, жадность, честолюбие: - У каждого человека есть кнопка... Тщеславие, жадность, честолюбие Быть человеком - значит помогать другим и приносить пользу

Критическое мышление является важным не только для интеллектуального развития учащихся и успешного освоения ими школьной программы, но и для личностного, духовного воспитания подростков, привития им ценностно-художественного восприятия любого рода информации, что поспособствует возрождению нравственных основ культуры русского общества в целом.

Представленные способы развития критического мышления основываются на системно-функциональном подходе и лингвоконцептуальных тактиках и направлены на глубокое и осознанное погружение учащихся в текст или любое иное произведение искусства, что позволит добиться языкового, духовного и личностного развития и сформирует ценностный фундамент, необходимый для возрождения межличностных отношений, основанных на принципах нравственности и морали.

Резюмируя вышеизложенное, сделаем следующие выводы: - «текст» является сложным, многогранным и поликомпонентным понятием, углубление знаний о тексте, подход к нему с различных точек зрения приводит к появлению новых аспектов изучения, он вызывает особый интерес как единица обучения языку, как основа развития критического мышления, как

Библиографический список

основная коммуникативная единица, поэтому его необходимо рассматривать с разных ракурсов;

- текст является основной единицей обучения русскому языку и основой формирования критического мышления;

- критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как в стандартных, так и нестандартных ситуациях, вопросах и проблемах;

- способы развития критического мышления, основанные на лингвокон-цептуальной тактике и системно-функциональном подходе, направлены на глубокое погружение учащихся в тексты и выполнение всех видов тестовой деятельности, что формирует умение критически оценивать как произведения искусства, так и реальность, развивает социальную активность и ценностное понимание поступков других людей и собственного поведения.

Перспективы дальнейших научных поисков видим в разработке обновленных методик работы над текстовой деятельностью в процессе развития критического мышления учащихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.

1. Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни): материалы Международной научно-практической конференции. Ярославль: Ремдер, 2009.

2. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие. Москва: Флинта, 2009.

3. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Ленинград, 1990.

4. Гальперин И.Р Текст как объект лингвистического исследования. Москва: КомКнига, 2006.

5. Горобец Л.Н. Развитие критического мышления через чтение и письмо как метапредметная технология. Актуальные вопросы методики преподавания русского языка и русского как иностранного: Материалы международной научно-практической конференции. Москва: «Спутник +», 2016: 655-661.

6. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология: учебное пособие. Москва: Высшая школа, 1980.

7. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Москва, 1999.

8. Оксфордский толковый словарь по психологии. Москва: Вече: АСТ, 2002.

9. Педагогический словарь. Составители ГМ. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. Москва: Академия, 2005.

10. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Москва: Флинта, Наука, 1998.

11. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7 500 фразеологических выражений. Москва: Азъ, 1994.

12. Тураева З.Я. Лингвистика текста. Текст: структура и семантика: учебное пособие. Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

13. Штерн A.C. Перцептивный аспект речевой деятельности (Экспериментальное исследование). Санкт-Петербург: СПбГУ 1992.

References

1. Aksiologicheskie aspekty metodiki prepodavaniya russkogo yazyka (professional'nyj i obscheobrazovatel'nyj urovni): materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Yaroslavl': Remder, 2009.

2. Bolotnova N.S. Filologicheskij analiz teksta: uchebnoe posobie. Moskva: Flinta, 2009.

3. Buslaev F.I. Oprepodavaniiotechestvennogoyazyka. Leningrad, 1990.

4. Gal'perin I.R. Tekstkakob'ektlingvisticheskogo issledovaniya. Moskva: KomKniga, 2006.

5. Gorobec L.N. Razvitie kriticheskogo myshleniya cherez chtenie i pis'mo kak metapredmetnaya tehnologiya. Aktual'nye voprosy metodiki prepodavaniya russkogo yazyka i russkogo kak inostrannogo: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: «Sputnik +», 2016: 655-661.

6. Dridze T.M. Yazykisocial'naya psihologiya: uchebnoe posobie. Moskva: Vysshaya shkola, 1980.

7. D'yui D. Psihologiya ipedagogika myshleniya. Moskva, 1999.

8. Oksfordskij tolkovyj slovar' po psihologii. Moskva: Veche: AST, 2002.

9. Pedagogicheskijslovar'. Sostaviteli G.M. Kodzhaspirova, A.Yu. Kodzhaspirov. Moskva: Akademiya, 2005.

10. Pedagogicheskoe rechevedenie. Slovar'-spravochnik. Moskva: Flinta, Nauka, 1998.

11. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: 72 500 slov i 7 500 frazeologicheskih vyrazhenij. Moskva: Az', 1994.

12. Turaeva Z.Ya. Lingvistika teksta. Tekst: struktura i semantika: uchebnoe posobie. Moskva: Knizhnyj dom «LIBROKOM», 2009.

13. Shtern A.C. Perceptivnyj aspekt rechevoj deyatel'nosti ('Eksperimental'noe issledovanie). Sankt-Peterburg: SPbGU, 1992.

Статья поступила в редакцию 03.02.24

УДК 378

Dunaev А.А., postgraduate, Faculty of Pedagogy, Moscow University of Finance and Industry "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: alekseyardon@mail.ru

Aliyeva S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Director of the Institute of Pedagogy, Psychology and Defectology, Department of Methods of Primary

Education, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: sacita.alieva@mail.ru

Zhdanova S.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Psychology and Pedagogy of Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia),

E-mail: zhsn2007@mail.ru

INTEGRATION OF MEDIA EDUCATION AND PERSONALITY-ORIENTED PARADIGM AS AN URGENT PROBLEM OF MODERN EDUCATION. The article raises a problem of integrating media education and a personality-oriented paradigm in the process of transition to digital education. The authors of the article focus on the need to integrate media education with modern approaches used in pedagogy in order to increase the effectiveness of education and upbringing of the younger generation. In the work, media education is considered as a tool for the development of various skills and competencies among students, in particular communicative, socio-cultural, as well as an opportunity to create favorable conditions for the formation of information literacy. The main training programs are analyzed, their role in modern digital education, strengths and weaknesses, and the solution of problematic issues of media education in parallel with modern approaches to learning are proposed.

Key words: education, media education, personality-oriented paradigm, formation of spiritual and moral guidelines, digitalization of educational process

А.А. Дунаев, аспирант, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, E-mail: alekseyardon@mail.ru

С.А. Алиева, канд. пед. наук, доц., директор института педагогики, психологии и дефектологии, кафедра методик начального образования,

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: sacita.alieva@mail.ru

С.Н. Жданова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: zhsn2007@mail.ru

ИНТЕГРАЦИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ И ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПАРАДИГМЫ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье поднимается проблема интеграции медиаобразования и личностно ориентированной парадигмы в процессе перехода на цифровое образование. Авторы статьи акцентируют внимание на необходимости интеграции медиаобразования с современными подходами, используемыми в педагогике, с целью повышения эффективности обучения и воспитания молодого поколения. В работе медиаобразование рассматривается как инструмент развития различных навыков и компетенций у обучающихся, в частности коммуникативных, социокультурных, а также как возможность создания благоприятных условий для формирования информационной грамотности. Анализируются основные программы обучения, их роль в современном цифровом образовании, сильные и слабые стороны, предлагается решение проблемных вопросов медиаобразования в параллели с современными подходами в обучении.

Ключевые слова: образование, медиаобразование, личностно ориентированная парадигма, формирование духовно-нравственных ориентиров, цифровизация образовательного процесса

С приходом новой эпохи - эпохи информационного общества, где значительная часть населения в процессе своей трудовой деятельности занимается производством, хранением, переработкой и реализацией информации, значительно возросла роль информационных технологий в развитии общества и государства. Не обходит стороной процесс информатизации и сферу образования. Обучающиеся в связи с адаптацией образования под социальный (или «общественный») заказ с ранних лет оказываются погруженными в мир информационных технологий, в среду виртуального взаимодействия и коммуникации.

В число задач программы «Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года» входит «обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования», что задает конкретную тенденцию к освоению алгоритмов работы с инструментариями виртуального образовательного процесса для обучающихся [1]. Инструментом и средой для решения этих задач призвано стать, в том числе, медиаобразование.

Цель исследования заключается в определении возможности интеграции медиобразования с личностно ориентированным подходом с целью поиска эффективных решений актуальных вопросов в современном образовании, а также в исследовании возможных преимуществ и проблемных сторон данного метода для эффективного функционирования современной образовательной системы.

Задачи, которые необходимо решить в данной работе:

- рассмотреть теоретические основы медиаобразования и личностно ориентированного подхода в образовании;

- разобрать основные концепции медиаобразования и личностной парадигмы;

- рассмотреть примеры внедрения медиаобразования в образовательной практике;

- выявить положительные и отрицательные аспекты интеграции медиа-образования с личностным подходом;

- представить рекомендации, направленные на оптимизацию работы механизмов интегрированной системы медиаобразования и личностно ориентированной парадигмы.

Научная новизна статьи заключается в предложении и обосновании идеи интеграции медиаобразования и личностно ориентированной парадигмы в качестве перспективного направления развития современной системы образования.

Теоретическая значимость статьи заключается в развитии теории аспектов медиаобразования и личностно ориентированного обучения, а также в анализе их интеграции как эффективного метода решения некоторых проблем современного образования.

Практическая значимость статьи проявляется в возможности применения предложенных рекомендаций с целью оптимизации процесса интеграции меди-аобразования и личностно ориентированной парадигмы в практическую образовательную деятельность.

Понятие «медиаобразование» не имеет четкой формулировки и трактуется в разных странах и организациях по-разному, приведем основные:

Организация ЮНЕСКО, чья формулировка понятия «медиаобразование» встречается довольно часто, предлагает понимать его как «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической, автономной области знаний в педагогической теории и практике» [2]. По определению российского «Педагогического энциклопедического словаря» медиаобразование является направлением в педагогике, которое отвечает за изучение обучаемыми массовой коммуникации [3].

А.В. Федоров, чья формулировка, на наш взгляд, наиболее актуально отражает суть рассматриваемого в данной работе процесса, под термином «медиаобразование» предлагает понимать процесс, при котором происходит образование и развитие личности, при помощи и на основе средств массовой коммуникации с целью формирования культуры взаимодействия с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления индивида, уме-

ния интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным моделям самовыражения с помощью инструментария медиатехники [4].

Государственную поддержку «медиаобразовательное движение» в России получило в период «перестройки» 1986-1991 гг

Анализируя процесс цифровизации и вектор его тенденций в современном образовании, можно констатировать, что медиаобразование способно оказывать значительное влияние на классическое образование посредством их интеграции в среде интернет-пространства. Это можно рассмотреть, в том числе, на примере форм дистанционного обучения с использованием инструментария различных медиаресурсов. Процесс цифровизации и практически полного перевода моделей образования на интернет-платформы делает ме-диаобразование, помимо прочего, средой или интерфейсом для реализации образовательного процесса.

Анализируя труды о процессе образования и развития личности в концепции А.В. Федорова, а также некоторые аспекты позиций личностно-ориентирован-ного образовательного процесса из работ И.В. Фотиевой, можем предположить, что тенденция нарастания проблемных аспектов интеграции оцифрованных материалов в интернет-пространство и размещения в нем комплексных образовательных платформ сформировалась не сразу.

И.В. Фотиева указывает на ряд проблем, которые возникают в образовании в последнее время. Ученый приводит достаточно объективные, на наш взгляд, доводы о неправомерности отрыва методики медиаобразования от классического образования с его целями и принципами, направленными на культурное и интеллектуальное становление индивида, привитие традиционных ценностей [5]. Однако стоит попытаться понять, почему же процесс отрыва новой образовательной парадигмы от классической базовой модели прослеживается в образовании все чаще? Возможно, популярность направления цифровизации образования и широкие возможности современных технологий заслонили собой фундамент, на котором должно строиться воспитание молодого поколения, что, в свою очередь, является ярким индикатором недоработки управления образованием [6].

Рассмотрим, что же привело к столь высокой популярности системы современного образования. Следует обратить внимание, что система медиаобра-зования обладает свойствами высокой мобильности. Обусловлено это тем, что при использовании виртуальной платформы, на которой базируется тот или иной компонент образования в оцифрованном формате, пользователю не нужно находиться в каком-то определенном месте (офисе, аудитории), достаточно лишь иметь подключение к Интернету, посредством которого он получает доступ к необходимой платформе, ее возможностям и услугам, что, безусловно, является ее положительным аспектом. Однако здесь необходимо выделить еще и такой негативный вектор, как попытка изоляции методик цифрового образования от классического традиционного обучения с его базовыми целями и характеристиками, а также принципами традиционной дидактики. Исключение из базовых составляющих образовательного процесса принципа систематичности, взаимосвязи воспитания и обучения, а также принципа взаимосвязи обучения с жизнью нарушает важнейшую задачу образования - воспитание личности, сохранение, формирование духовно-нравственных ценностей и норм социального поведения личности.

В качестве примеров приведем точки зрения некоторых авторов, касающиеся проблем современного образования. По мнению О.В. Запевалиной, исходя из анализа мировой практики, в классической модели образования наблюдается некое проседание эффективности ее функционирования в среде информационного общества. Виртуальные интернет-ресурсы позволяют человеку получать необходимые знания практически вне зависимости от его геолокации, посредством электронных устройств.

Естественно, трансформируется и сам образовательный ресурс, где во главе становится не объем накопленных знаний, необходимых субъекту образования, а умение оперативно находить информацию, анализировать ее, перерабатывая в знания, ориентироваться в инструментариях интернет-ресурсов [7], что, по сути, является задачами медиаобразования. Отсюда справедливо возникает

вопрос: что является ведущим в цифровом образовании - личностно ориентированная форма обучения или все-таки «медиаобразование»?

Сложно не согласиться с тем, что современные требования, предъявляемые к специалистам, имеют высокую планку компетентности в работе с информационной средой посредством инструментария цифровых устройств, где оперативность получения, обработки и передачи информации является порой решающим показателем эффективности выполнения поставленной задачи.

Разберем, почему же опасна локализация процесса обучения внутри отдельно взятой личностно ориентированной образовательной программы, оцифрованной под современные стандарты. Взяв аксиологический подход за основу в нашем исследовании и используя некоторые принципы парадигмального подхода, рассмотрим основные механизмы и инструменты знаниево-просвети-тельской, личностно ориентированной парадигм, а также «новой информационно-цифровой парадигмы» (тандем современного медиаобразования с личностно ориентированным образованием).

Встречаются ситуации, когда, опираясь на личностную ориентированность новой формы образования с целью развития критического мышления у обучающихся в ходе учебного процесса, в работе с обучающимися использовалась информация из различных масс-медиа «в независимости от их политических, социальных и других характеристик» [8].

В данном случае стоит оценить все риски, которые влечет за собой хаотичное изучение самых противоречивых материалов, не имея «специальной» на то подготовки. Метод такого подхода грозит субъекту образовательного процесса с большой вероятностью попасть под влияние деструктивных идей «свободного Интернета» и других аспектов вредного информационного воздействия. Отметим, что, исходя из оценки степени криминализации информационного пространства, следует взять под контроль свободу бесконтрольного курсирования интернет-пространства возрастной категорией лиц, не выработавших устойчивых нравственных и прочих ориентиров. Известно, насколько успешно на различных интернет-ресурсах осуществляют свою противозаконную деятельность как специалисты по манипулированию враждебно настроенных государств, так и вербовщики террористических группировок. И те, и другие используют новейшие достижения информационных технологий и инструменты для оказания вредного воздействия на психофизическое здоровье субъекта образовательного процесса, в основе которых лежит специально подготовленная информация в различных форматах.

Еще одна сторона вопроса, когда в русле личностно ориентированного подхода трансформируется взаимодействие педагога и обучающегося в рамках урока. При этом педагог от командного варианта руководства (традиционной модели обучения) переходит к варианту сотрудничества, опираясь на анализ процессуальной деятельности, взамен результата. Позиция взаимодействия обучающегося меняется с добросовестного исполнителя на активного творческого индивида - предполагается, что при этом мышление приобретает рефлексивный характер. Важнейшим условием в рамках этого процесса является необходимость создания педагогом оптимальных условий для развития личности обучающегося [9]. Думается, что такая позиция в чистом виде не может обеспечить формирование корректных знаний и духовно-нравственных эталонов в процессе формирования личности обучающегося. Также ввиду сугубо «мягкого подхода» к процессу воспитания и образованию в целом. Ведь как известно, «мягкий» творческий процесс воспитания, не имеющий в основе дисциплины, распорядка, элемента ответственности за себя и близких, а также метода коллективного воспитания, не создаст внешних условий, способствующих активации внутренних процессов самоопределения, саморазвития, становления субъективных качеств индивида, личной разумной инициативы и чувства ответственности.

Очередным проблемным вопросом современного медиаобразования является тенденция умаление значимости личностного аспекта ввиду общедоступности информационных ресурсов и дистанционного формата диалога, в ходе чего утрачивается достаточно важный психологический фактор некоторых аспектов воспитательной составляющей образования.

Исследователи Б.В. Кодзоков и Л.Х. Урусова отмечают, что такая тенденция ведет к наращиванию опасности технократизации обучения, а вместе с тем и профессиональной педагогической деятельности, что может грозить в дальнейшем «утратой субъектности участников образовательного процесса». Но при условии антропоцентричности вектора образовательного процесса в среде образования личностно ориентированная парадигма способна достаточно успешно реализовать процесс обучения и воспитания индивидуума посредством инструментов мультимедиа, интерактивной составляющей средств обучения, инструментов моделирования образовательных процессов и т. д. [10].

В связи с тем, что процесс цифровизации образования, учитывая изложенные ранее аргументы, создает достаточно высокие риски дегуманизации обучающихся и подмены традиционных ценностей [11; 12; 13], на наш взгляд, необходимо, в том числе, обратить внимание на развитие личности в современном образовательном процессе в русле оценки и решения проблемных вопросов с дидактической точки зрения. Считаем, что, разобрав дидактику значимых вопросов реализации личностно ориентированного образовательного процесса, аспекты его интегрирования в медиаобразование в русле развития личности человека, появится возможность раскрыть различные возможности и минимизировать риски использования информатизации в воспитательном аспекте образования.

Личностно ориентированное образование априори рассматривается как гуманистическое, где на первый план ставится индивид с его субъективностью восприятия, уникальностью личного опыта, который был наработан в процессе свободного выбора. В этом случае учитывается, помимо запроса общества и государства, еще и потребность в образовании самого человека. Воспитательный процесс происходит в интеграции с учебным, заранее не имея установок, традиций, эталонов и норм. Соответственно возникает множество проблемных вопросов, особенно на фоне социально-политических и других явлений в мировом пространстве, что прямо отражается на восприятии посредством формирования определенных шаблонов восприятия.

По сути, личностно ориентированное обучение, которое интегрировалось с медиаобразованием, имеет изначально задачу выйти за рамки ограничений знаниево-просветительской парадигмы, приобретая при этом новые свойства и механизмы функционирования. В традиционном же обучении фокус направлен на формирование условно определенного набора качеств личности и его типа относительно запроса социума, а не на самого человека, с набором самостоятельно приобретенных им «информационных пакетов знаний», умений, навыков, а также взглядов, сформированных норм социального поведения и т. д. Также процесс воспитания личности в традиционном образовании является его важной и неотъемлемой частью, направлен на формирование социальных норм и духовно-нравственных ориентиров.

В личностной парадигме, как показали проанализированные данные, в зависимости от психотипа, показателей сформировавшихся различных компе-тентностей, определенной мотивации и т. д. строится индивидуальная образовательная траектория обучающегося. Те или иные пакеты знаний, которые индивид приобретает во время обучения, ложатся в основу материальных и духовных составляющих личности и в обобщенном виде являются содержанием образования.

В личностно ориентированной системе медиаобразования в актуальном ее формате остро встает необходимость решения следующих проблем:

- посредством каких критериев и регламентов должен производиться отбор контента;

- в каком ключе личный опыт должен входить в содержание учебного процесса;

- в каких формах и способах подачи информации, а также на каких носителях информации должен реализовываться процесс образования.

В классической системе образования содержание образовательного процесса осуществляет система знаний, умений и навыков, регулятором и контролером в которой являются определенные инструменты предметной области, дидактика и психологические науки, которые отвечают критериям соответствия актуальному стандарту той или иной научной области, общественным нормам, возрастным показателям обучающегося и прочим необходимым аспектам.

Следующей проблемной стороной медиаобразования является трансформация принципа организации мышления, оно становится клиповым, связанным с сетью, нежели иерархичным и систематизированным. Равный характер начинают приобретать общие и видовые признаки, что, в свою очередь, создает большие риски релятивизма, в том числе морального релятивизма.

Помимо прочего, научно доказано, что чтение линейного текста с дисплея электронных гаджетов негативно воздействует на процесс восприятия информации и на понимание прочитанного. Обобщая вышесказанное, отметим, что ме-диаобразование в объединенном формате с оцифрованным образовательным процессом, его цифровым инструментарием и виртуальными учебными платформами оказывают влияние на фундаментальные основы образовательных парадигм.

Но успешная интеграция медиаобразования и личностно ориентированной парадигмы возможна лишь при грамотной её реализации со стороны профессорско-преподавательского состава в вузах и со стороны учителей в общеобразовательных школах. В этой связи преподавателям необходимо организовывать общение, взаимодействие с обучаемыми в соответствии с новыми образовательными реалиями [14-16].

Как отмечают исследователи Н.В. Горбунова и И. Бойко [17], современный преподаватель должен обладать сформированной медийно-информационной грамотностью, которая формируется в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов/преподавателей, повышения квалификации.

На современном этапе модернизации образования затрудняется процесс определения места духовно-нравственным ценностям в среде взаимодействия с цифровыми образовательными программами, при том что в классической лич-ностно ориентированной парадигме задача формирования качеств человека возлагалась на педагога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На наш взгляд, задача личностно ориентированной парадигмы в настоящее время раскрывается в сохранении традиционного ядра классического образования, механизмов научной дидактики, регулирующих критерии отбора информации по содержанию, также предполагающих обязательный доступ к культурологическим информационным источникам, формирующим личный опыт всех субъектов образовательного процесса.

Требует особого внимания и коррекции нарастающая тенденция индивидуализации медиаобразования вместо личностно ориентированной направленности образовательного процесса, следовательно, и образования в целом.

Библиографический список

1. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (в ред. Постановления Правительства РФ от 0У.10.2021 № 1У01). Available at: https://docs.edu.gov.ru/ document/f9321ccd1102ec99c8b7020bd2e9761f/download/4444/?ysclid=lsky5bkgi0703179478

2. Morsy, Zaghlou Media education. Paris: UNESCO, 19Б4. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000062522

3. Педагогический энциклопедический словарь. Москва: Большая российская энциклопедия, 2002.

4. Федоров A.B. Терминология медиаобразования. Искусство и образование. 2000; № 2: 35.

5. Фотиева И.В. Проблемы языковой культуры и культуроформирующая дисфункция медиасферы. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 404-406.

6. Дунаев A.A. Некоторые аспекты проблемы управления профессиональным образованием на фоне глобальной нестабильности. Перспективы науки. 2023; № У (166): 202-206.

I. Запевалина О.В. Масс-медиа и современная система образования. Журналистика и медиаобразование-2008: сборник трудов III Международной научно-практической конференции: в 2 т. Белгород: БелГУ, 200Б; Т. С.: 295-299.

Б. Мурюкина Е.В. Медиаобразовательные занятия со студентами педагогического вуза в контексте личностно ориентированных подходов. Медиаобразование. 200У; № 2.

9. Плигин A.A. Сущность модели личностно-ориентированного образования / A.A. Плигин. Из опыта построения модели личностно ориентированного образования школы № 50Z. Москва: ЮОУ ДО г Москвы, 2004: 6-10.

10. Урусова Л.Х., ^дзоков Б.В. Проблема реализации личностно-ориентированного подхода в современном образовательном пространстве. Образование и право. 2022; № Б.

II. Урусова Л.Х. Современная система образования: плюсы и минусы. Евразийский юридический журнал. 2020; № 2 (141): 412-414.

12. Ушакова М.В. Образование в трансформирующемся обществе. Вестник Московского университета. 2002; № 4: 106-1И.

13. Федотова H.H. Глобализация и образование. Философские науки. 2012; № 4: 115-143.

14. Ярычев H.Y, Емельянова И.Е., Дудаев Г.С.Х. Специфика педагогического общения преподавателя высшей школы в условиях реализации гибридного обучения. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 29Б-З00.

15. Aвгуста E.H., Белозерова Ю.М., Богомазова A.A., и др. Социальная роль преподавателей вузов в Российской Федерации. Москва, 2022.

16. Сорокопуд Ю.В., ^нюк A.C, Дудаев Г.С.Х. Организация эффективного коммуникативного взаимодействия в высшей школе в процессе реализации идей гуманистической образовательной парадигмы. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 332-334.

11. Горбунова H.B., Бойко И. Медийно-информационная грамотность как ключевая компетенция современного педагога высшего учебного заведения. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № УБ-2: Б4-ББ.

References

1. Strategicheskie prioritety v sfere reaiizacii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovaniya" do 2030 goda. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovaniya" (v red. Postanovleniya Pravitel'stva RF ot 0У.10.2021 № H01). Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/f9321ccd1102ec99c8b7020bd2 e9761f/download/4444/?ysclid=lsky5bkgi0703179478

2. Morsy, Zaghlou Media education. Paris: UNESCO, 19Б4. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000062522

3. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya, 2002.

4. Fedorov A.V. Terminologiya mediaobrazovaniya. iskusstvo i obrazovanie. 2000; № 2: 35.

5. Fotieva I.V. Problemy yazykovoj kul'tury i kul'turoformiruyuschaya disfunkciya mediasfery. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 404-406.

6. Dunaev A.A. Nekotorye aspekty problemy upravleniya professional'nym obrazovaniem na fone global'noj nestabil'nosti. Perspektivy nauki. 2023; № У (166): 202-206.

I. Zapevalina O.V. Mass-media i sovremennaya sistema obrazovaniya. Zhurnaiistika i mediaobrazovanie-2008: sbornik trudov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 t. Belgorod: BelGU, 200Б; T. S.: 295-299.

Б. Muryukina E.V. Mediaobrazovatel'nye zanyatiya so studentami pedagogicheskogo vuza v kontekste lichnostno orientirovannyh podhodov. Mediaobrazovanie. 200У; № 2.

9. Pligin A.A. Suschnosf modeli lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya / A.A. Pligin. Iz opyta postroeniya modeii iichnostno orientirovannogo obrazovaniya shkoiy № 50Z. Moskva: YuOU DO g. Moskvy, 2004: 6-10.

10. Urusova L.H., Kodzokov B.V. Problema realizacii lichnostno-orientirovannogo podhoda v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve. Obrazovanie i pravo. 2022; № Б.

II. Urusova L.H. Sovremennaya sistema obrazovaniya: plyusy i minusy. Evrazijskijyuridicheskijzhurnal. 2020; № 2 (141): 412-414.

12. Ushakova M.V. Obrazovanie v transformiruyuschemsya obschestve. Vestnik Moskovskogo universiteta. 2002; № 4: 106-1H.

13. Fedotova N.N. Globalizaciya i obrazovanie. Filosofskie nauki. 2012; № 4: 115-143.

14. Yarychev N.U., Emel'yanova I.E., Dudaev G.S.H. Specifika pedagogicheskogo obscheniya prepodavatelya vysshej shkoly v usloviyah realizacii gibridnogo obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 29Б-З00.

15. Avgusta E.N., Belozerova Yu.M., Bogomazova A.A., i dr. Social'naya rol' prepodavatelej vuzov v Rossijskoj Federacii. Moskva, 2022.

16. Sorokopud Yu.V., Kanyuk A.S., Dudaev G.S.H. Organizaciya 'effektivnogo kommunikativnogo vzaimodejstviya v vysshej shkole v processe realizacii idej gumanisticheskoj obrazovatel'noj paradigmy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 332-334.

11. Gorbunova N.V., Bojko I. Medijno-informacionnaya gramotnost' kak klyuchevaya kompetenciya sovremennogo pedagoga vysshego uchebnogo zavedeniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № УБ-2: Б4-ББ.

Статья поступила в редакцию 05.02.24

УДК 378

Dunaeva A.T., postgraduate, Faculty of Pedagogy, Moscow University of Finance and Industry "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: niiol2C1C@inbox.ru Magomedova Z.Sh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Faculty of Preschool Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: zamira-m69@mail.ru

Gazieva Ya.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Institute of Pedagogy, Psychology and Defectology, Department of Special Psychology and Preschool Defectology, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: marina-gazieva@yandex.ru

SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE PROCESS OF ORGANIZING EDUCATIONAL WORK. The article raises the importance of socio-cultural development of students in the context of educational activities in educational organizations. The influence of socio-cultural factors on the formation of personality and the development of social skills among students is considered. The work presents positions arguing the relevance and importance of the need for socio-cultural development of the younger generation. The article presents traditional and modern approaches to the education of students and their socio-cultural development. Special attention is paid to the role of an educational organization in the formation of a socio-cultural environment that promotes the development and formation of a morally mature personality. The paper emphasizes the idea that the socio-cultural development of students is an integral part of the educational process and contributes to their successful adaptation in today's rapidly changing society. The research conducted in the course of the work suggests integrating two important paradigms of education in the educational process: knowledge-based and personality-oriented in order to achieve the most successful indicators in teaching and educating students.

Key words: socio-cultural development, education, upbringing, training, knowledge paradigm, personality-oriented paradigm

А.Т. Дунаева, аспирант, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, E-mail: nirol2C1C@inbox.ru З.Ш. Магомедова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: zamira-m69@mail.ru

Я.З. Газиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: marina-gazieva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.