Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ В ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ В ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТЫ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вовк Екатерина Владимировна

Статья посвящена исследованию системы медиаобразования в контексте интенсивного развития цифровых технологий и внедрения практик медиаобразования в гуманитарных ВУЗах. Рассматриваются основные тенденции современного развития и перспективы развития российской медиапедагогики. В статье предпринята попытка систематизировать результаты медиаобразовательной деятельности с учетом таких категорий, как медиаобразование, медиатехнологии, медиаспособности, медиакультура. Автор раскрывает содержание основных компонентов цифрового образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC FEATURES OF APPLICATION OF MEDIA TECHNOLOGIES IN HUMANITARIAN EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS

The article is devoted to the study of the media education system in the context of the intensive development of digital technologies, and the introduction of media education practices in humanitarian universities. The main trends of modern development and prospects for the development of Russian media pedagogy are considered. The article attempts to systematize the results of media education activities, taking into account such categories as media education, media technologies, media abilities, and media culture. The author reveals the content of the main components of digital education.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ В ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

5. Кочуров Б.И. Лобковский В.А., Смирнов А.Я. Эффективность и культура природопользования. Институт географии Российской академии наук. - Москва, 2018.

6. Кочуров Б.И., Винокурова Н.Ф., Смирнова В.М., Глебова О.В., Лобковский В.А. Культура природопользования: научный и образовательный аспект // Проблемы региональной экологии. - 2014. - № 4. - С. 159-168.

7. Розанов Л.Л. Современное геоэкологоведение / Л.Л. Розанов // Научный диалог. - 2015. - № 2 (38). -С. 21-40.

8. Слепенкова Е.А., Аксенов С.И. Становление и развитие педагогического образования в России:ХУШ-ХХ вв. // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №1. - С. 7.

9. Преображенский В.С. Поиск в географии: / В.С. Преображенский. - М.: Просвещение, 1986.

10. Урсул А.Д. Модель опережающего образования // Глобальный кризис западной цивилизации в России. - М., 2009

11. Vinokurova N.F., Loshchilova A.A., Shevchenko I.A., Efimova O.E. Ecological responsibility development in pupils in extracurricular geography activity: methodology and educational practices // Modern Journal of Language Teaching Methods. - 2017. - Т. 7. - № 9. - С. 409.

12. Vinokurova N., Loshchilova A., Demidova N., Zulkharnaeva A. Formation of schoolchildren eco-oriented life when studying a cultural landscape. / В сборнике: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. - Krasnoyarsk, 2020. - С. 967-981

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Вовк Екатерина Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ В ГУМАНИТАРНОМ

ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена исследованию системы медиаобразования в контексте интенсивного развития цифровых технологий и внедрения практик медиаобразования в гуманитарных ВУЗах. Рассматриваются основные тенденции современного развития и перспективы развития российской медиапедагогики. В статье предпринята попытка систематизировать результаты медиаобразовательной деятельности с учетом таких категорий, как медиаобразование, медиатехнологии, медиаспособности, медиакультура. Автор раскрывает содержание основных компонентов цифрового образования.

Ключевые слова: медиаобразование, технология медиаобразования, информационно-коммуникационные технологии, студенты,высшие учебные заведения.

Annotation. The article is devoted to the study of the media education system in the context of the intensive development of digital technologies, and the introduction of media education practices in humanitarian universities. The main trends of modern development and prospects for the development of Russian media pedagogy are considered. The article attempts to systematize the results of media education activities, taking into account such categories as media education, media technologies, media abilities, and media culture. The author reveals the content of the main components of digital education.

Keywords: media education, media education technology, information and communication technologies, students, higher educational institutions.

Введение. В теории государственного образования Российской Федерации до 2025 года особое внимание уделяется внедрению в образовательную систему средств электронного образования современных информационно-телекоммуникационных технологий, что способствует созданию единого информационного пространства, интеграции России в мировое общество, а также повышению качества, доступности, эффективности и конкурентоспособности отечественного образования [15].

Когда идет процесс трансформации образования, медиасистем, прежде всего необходимо рассмотреть основные характеристики этого явления. Оксфордская энциклопедия, опубликованная в 2001 году, определяет медиаобразование как "изучение средств массовой информации, которое отличается от обучения через средства массовой информации" [15]. Медиаобразование связано как со знанием того, как создавать и распространять медиатексты, так и с развитием аналитических навыков интерпретации и оценки их содержания.

С конца прошлого века понятие педагогической технологии стало в последнее время предметом интереса научно-педагогических сообществ. В переводе с греческого языка "технология" - это совокупность методов обработки материалов, изготовления изделий и процессов, сопровождающих эти виды работ [11].

В последнее время понятие "педагогическая технология" все шире распространяется в науке и образовании. В начале 1960-х годов термин "педагогическая технология" появился в названиях многих педагогических журналов развитых капиталистических стран. В США это журнал "Педагогические технологии" (1961), в Великобритании - "Педагогические технологии и компьютерное обучение" (1964), в Японии (1965) и Италии (1971) - одноименное периодическое издание. В 1967 году в Соединенном Королевстве был создан национальный комитет по педагогическим технологиям, а в Соединенных Штатах -Институт педагогических технологий [6].

О. Пехота [14] указывает, что этот период (70-е годы) характеризуется тремя характеристиками. Прежде всего, расширение технической базы преподавания. Помимо аудиовизуального и программного обучения, информатика, теория телекоммуникаций, качество преподавания, системный анализ и педагогическая наука (психология обучения, теория управления познавательной деятельностью, организация учебного процесса, научная организация педагогической работы и др.). Во-вторых, меняется методологическая основа методики обучения и происходит переход от устного к аудиовизуальному обучению. В-третьих, стали активно

внедрять подготовку профессиональных педагогов-техников. Под влиянием идеи системного подхода к организации учебного процесса и определения условий оптимизации постепенно происходит переход к пониманию педагогической техники как средства целостного управления решением педагогических задач.

В 1980-е годы начался новый этап в эволюции понятия "педагогическая технология". Она характеризуется созданием компьютерных и демонстрационных классов, ростом количества и качества учебного программного обеспечения. Но уже в конце 1980-х годов появились исследования по сравнительной педагогике, позволившие объективно рассмотреть технические вопросы преподавания - с точки зрения науки и методологии [5].

Изложение основного материала статьи. В современном понимании методики обучения ученые выделяют несколько основных признаков данного понятия [14, 15]. Технический метод обучения гласит: педагог четко формулирует цели, ориентируется на достижении результатов, готовит учебные материалы и организует обучение в соответствии с заранее определенными целями; оценивает текущие результаты, корректирует обучение, направленное на достижение поставленных целей. Исследователи отмечают, что в основе технологического развития лежит проблема правильного определения и четкой артикуляции целей обучения. Вообще расплывчатые цели не помогают выбрать методический инструментарий, гарантирующий определенный результат. Поэтому первым условием построения методов обучения является конкретизация целей обучения: понимание, усвоение, усвоение, изготовление, запоминание, применение по образцу, применение в новых условиях и т.д.

М. Кларин [6] в своей работе "Инновации в мировой педагогике", анализируя зарубежный педагогический опыт на основе исследований, пришел к выводу, что путь от цели к результату - это организованное взаимодействие между преподавателем и студентами в соответствии с целью обработки материала. В зависимости от технического метода не может быть никаких методов проб и ошибок или поисковых действий. Все действия должны направлять обучающихся целенаправленно, с заранее определенной целью. Методы обучения, помимо целей обучения, включают также определение условий и процедур, с помощью которых этот результат может быть достигнут. Основной особенностью данной методики является достаточно подробное описание каждого этапа пути достижения результатов и режима работы принудительного воспроизводства.

Медиаобразование содержит в себе большой информационный, педагогический и мотивационный потенциал в образовательном процессе. Основная задача медиаобразования - подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию любой информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику.

Медиаобразование учит общество не стоять в стороне от огромного потока информации, а уверенно ею пользоваться, фильтруя и выбирая все, что способствует общему развитию личности. Технология медиаобразования включает в себя как традиционные средства массовой информации (периодические издания, радио, телевидение, кино и т. д.), так и новые информационные технологии, то есть программно-аппаратные средства и оборудование, работающие на основе компьютерных технологий [2].

Исследователь А.С. Дочкин отметил, что медиатехнологии традиционно делятся на пять видов: ранние (письменность), печатные (печать, литография, фотография), электрические (телеграф, телефон, магнитофон), средства массовой информации (кино, телевидение), цифровые (компьютер, Интернет) [2].

Существуют также различные категории методов обучения: проблемно-ориентированные методы обучения, проектные творческие методы обучения, компьютерные методы обучения, дистанционные методы обучения, модульные методы обучения, интегрированные методы обучения и т.д. [3].

Использование новейших медиатехнологий открывает новые возможности для преподавателей и студентов, значительно расширяя и диверсифицируя содержание обучения, методы и организационные формы образовательного процесса, обеспечивая преподавание на высоком научно-методическом уровне. Технология медиаобразования лучше всего соответствует принципу индивидуального подхода. Их использование повышает эффективность изложения новых материалов, развивает их психологические и творческие способности. Различные комбинации определенных типов медиа-технологий можно отнести к так называемым "смешанным медиа-технологиям". В одной аудитории можно использовать печатную и телевизионную технику, в другой - цифровую и электрическую (например, аудиозапись) и так далее. Такое альтернативное использование медиатехнологий оказывает эффективное влияние на учебный процесс, повышает мотивацию и интерес студентов к обучению, а также стимулирует творческую активность [4].

Использование технологий медиаобразования в обучении студентов не только целесообразно, но и необходимо. Они выполняют следующие основные функции:

1. Информатизация образовательного процесса (доступ к различным источникам).

2. Активизация учебно-познавательной деятельности молодежи.

3. Повышение мотивации студентов к обучению.

4. Интерактивное обучение.

5. Мониторинг образовательного процесса.

6. Повышение эффективности усвоения учебного материала.

7. Мотивация к творческой деятельности, подготовка презентаций.

Использование средств массовой информации в учебном процессе позволяет повысить информационную емкость содержания учебного курса:

1. Содействие осуществлению подготовки кадров в сфере образования, воспитания

2. Развитие навыков, компетенций через персонализированное обучение и развитие навыков самостоятельной работы [3].

Среди преимуществ обучения с помощью новых медиа, можно отметить возможность самоопределения образовательного процесса, его освобождение от границ времени и пространства, оптимизацию наглядности с помощью мультимедиа, с включением новых медиа в образовательные учреждения, а также пересмотр основных педагогических и психологических положений. Конечно, иллюстрации, картинки и графика положительно влияют на память текстовых сообщений. Однако следует помнить, что простое добавление разнообразия чувственного восприятия (зрительного, слухового, тактильного) не приводит автоматически к улучшению учебного процесса. Более важным условием понимания использования мультимедиа в учебном процессе является умение декодировать символьные и кодовые системы.

Использование медиаинструментов в обучении связано со следующими важными особенностями:

1. Моделирование исследовательских процессов.

2. Отображение рассматриваемых событий, явлений и процессов в динамике ретроспективных и прогнозных объяснений.

3. Компьютерная визуализация и отражение процессов и явлений, которые не могут быть непосредственно восприняты на большом экране.

4. Интерактивное управление рассматриваемым процессом имитируется на экране (виртуальное участие студентов в аналитическом процессе или явлении).

5. Персонализация и дифференциация процесса обучения (регулирование насыщенности курса информацией с учетом индивидуальных особенностей обучающегося).

6. Свободный доступ к глобальным и локальным информационным сетям.

7. Эмоционально-экспрессивный характер передаваемой учебной информации.

8. Повышение мотивации к обучению [2].

В соответствии с функцией современных медиатехнологий в гуманитарном образовании студентов ВУЗа выделяются следующие способы их использования в учебном процессе:

1. Источники учебной информации. Мультимедийные технологии, используемые в современном учебном процессе помогают без особых усилий и времени найти необходимую учебную информацию.

2. Выбор информации во многом зависит от уровня развития индивидуальной медиакультуры.

3. Средства изложения (презентации) учебных материалов. Новое поколение аудиовизуальных средств массовой информации характеризуется высоким качеством изображения и звука, сочетанием различных каналов представления информации, что способствует повышению воспринимаемой эффективности учебного материала и, следовательно, приводит к лучшему усвоению.

4. Средство контроля за выполнением учебных заданий. Сегодня существует множество электронных тестов, тренажеров и обучающих программ, которые помогают контролировать учебную деятельность и оценивать ее результаты.

Использование средств массовой информации в образовательном процессе способствует практической реализации личностно-ориентированной модели обучения, так как создает условия для большей персонализации и дифференциации деятельности, чем традиционный подход, подразумевающий личностную деятельность, открывающую пространство для самореализации, самосовершенствования, самообучения, самообразования и развития творческого мышления.

Методологическая основа использования медиатехнологий позволяет студентам стать не только наблюдателями готовых учебных материалов, но и участниками их создания, преобразования и оперативного использования. Существующие мультимедийные курсы и образовательные программные продукты позволяют сегодня строить курсы по-новому. Современный курс - это интересный курс. Мультимедийные технологии дают прекрасную возможность повысить интерес студентов. Медиатехнологии неизмеримо расширяют возможности организации и управления образовательной деятельностью и позволяют реально реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в традиционных учебных рамках, которые до сих пор невостребованы или по каким-то объективным причинам не способны дать желаемых результатов. Кроме того, когда курс ведется на компьютере, а ответ студента предназначен для компьютерной обработки, преподаватель имеет возможность быстро отследить "средний процент понимания" и внести необходимые коррективы в курс.

Выводы. Подводя итог вышесказанному, мы приходим к выводу, что медиаобразование является современной методикой обучения, которая реализуется в высшей школе, так как предоставляет преподавателям возможность разнообразить задачи и формы представления информации в учебном процессе, используя компьютерные программы, включающие обширные упражнения: обучение (для представления материалов), тренинг (для отработки умений и навыков), текст (для проверки знаний). Они позволяют моделировать ситуацию, максимально приближенную к условиям профессиональной деятельности; активизировать учебную деятельность студентов, укрепить их способность к самостоятельной работе.

В результате проведенного исследования мы сделали следующие выводы:

1. Медиатехнология, как педагогическая технология, воздействующая на эмоциональную и когнитивную сферы обучающихся, используется в учебных программах гуманитарного образования студентов, повышая их способность переводить устную информацию в неустные носители в образовательном процессе.

2. Использование педагогических медиатехнологий в образовательном процессе, ориентированном на конкретную ситуацию дополнительного образования, позволяет повысить уровень знаний студентов - от простого базового образования к сложным дополнениям, от более традиционного базового образования (аудиовизуального) к более современному (мультимедийному, гипертекстовому, голографическому).

3. Поскольку гуманитарное образование направлено на обеспечение студентов смыслообразующей деятельностью, образовательные гуманитарные курсы с использованием медиатехнологий в контексте высшего образования формируют медиакомпетентности, которые инициируют личностное развитие студентов в виде навыков кодирования информации и в поиске новых смыслов и овладении новыми знаковыми уровнями различной смысловой насыщенности.

4. Мультимедиа в учебном процессе повышает качество обучения и позволяет удерживать внимание. Мультимедийные технологии дают возможность повысить интерес студентов. Медиатехнологии неизмеримо расширяют возможности организации и управления образовательной деятельностью и позволяют реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок.

Литература:

1. Дичкивская И.М. Инновационные педагогические технологии: Учеб. пособие / И.М. Дичкивская. (Альма-матер ) - М.: Академиздат, 2017. - 352 с.

2. Дочкин» С.А. Мультимедия в самостоятельней р»аботе вуза / С.А. Дочкин»// Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Информационные Недра Кузбасса». - Кемерово, 2 018. - 256 с.

3. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Цифровизация в системе приоритетов развития российских университетов: экспертный взгляд // Университетское управление: практика и анализ / University Management: Practice and Analysis. - 2018, No22(4). - С. 52-67.

4. Иванова О.А., Сакович С.М., Казюлина Н.Н. Противоречия между традициями и инновациями в системе высшего образования: социально-управленческий аспект. - Социология. - 2017. - № 4. - С. 121-124.

5. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта / Кларин М.В.

- М.: Наука, 2016. - 223 с.

6. Кларин» М.В. Педагогическая технология / Кларин» М.В. - М.: Знание, 1989. - 214 с.

7. Козлова Н.Ш. Цифровые технологии в образовании // Вестник майкопского государственного технологического университета. - 2019, 1/40 - С. 85-93.

8. Кузнецов Н.В. Онлайн-образование: ключевые тренды и препятствия // E-Management. - 2019. - N1.

- С. 19-25.

9. Максимова Г. Технологии медиаобразования / Г. Максимова // Высшее образование в России. -2005. - № 6. - С. 131-134.

10. Маригодов В.К. Образовательная система как технологический комплекс / В.К. Маригодов, А.А. Слободянюк Г.А. Козлакова // Проблемы образования. - 2016. - Вып. 22. - С. 51-56.

11. Медиаобразование. Российская педагогическая эн»циклопедия. Т. 1/ Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - С. 555.

12. Молоканова Ю.П. Готовность и мотивированность студентов ВУЗа к применению электронных образовательных ресурсов в процессе обучения // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». - 2017. - № 2. -С. 22-28.

13. Онкович А.В. Медиа-педагогика и медиа-образование: распространение в мире / А.В. Онкович // Чудо слово. - 2017. - № 6. - С. 2-4.

14. Пехота Е.Н., Будак В.Д., Старева A.M., Hop К.Ф., Шуляр В.И. Подготовка будущего учителя к внедрению педагогических технологий: Учеб. пособие / И.А. Зязюн (ред.), Е. Пехота (ред.). - М.: Издательство А.С.К., 2018. - 239 с.

15. Федоров А.В. Медиаобразование, медиаграмотность , медиакритика и медиакультура / А.В. Федоров // Высшее образование в России. - 2017. - № 6. - С. 134-135.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-научных дисциплин Галкина Елена Николаевна

«Институт пищевых технологий и дизайна» - филиал ГБОУ ВО «Нижегородский инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Аннотация. В статье рассмотрен метод проектов, который направлен на формирование мотивации к приобретению устойчивых знаний и умений, генерацию идей, поиск путей решения проблемы, развитие критического мышления, приобретение коммуникативных навыков, донесение информации до аудитории. Проанализированы труды ученых, которые стояли у истоков введения в педагогическую систему понятия «проектная деятельность». Представлена классификация видов проектов, основанная на следующих признаках: вид доминирующей деятельности; количество участников; уровень, на котором выполняется проект; назначение проекта; время работы над проектом. Приведено сравнение этапов учебного занятия и этапов работы над проектом. В статье приведен пример использования метода проектов в процессе изучения дисциплины «Неорганическая химия». Также представлены результаты педагогического эксперимента.

Ключевые слова: высшее образование, проектная деятельность, метод проектов, обучение естественным дисциплинам.

Anmtation. The article considers the project method, which is aimed at creating motivation to acquire sustainable knowledge and skills, generating ideas, finding ways to solve problems, developing critical thinking, acquiring communication skills, and communicating information to the audience. The works of scientists who were at the origin of the introduction of the concept of "project activity" into the pedagogical system are analyzed. The classification of project types is presented, based on the following characteristics: the type of dominant activity; the number of participants; the level at which the project is performed; the purpose of the project; the time of work on the project. A comparison of the stages of the training session and the stages of work on the project is given. The article provides an example of using the project method in the course of studying the discipline "Inorganic Chemistry". The results of the pedagogical experiment are also presented.

Keywords: higher education, project activity, project method, natural sciences training.

Введение. В настоящее время в образовании происходит переосмысление существующих и поиск новых методов, технологий, используемых при подготовке специалистов, которые обеспечат сокращение разрыва между полученными в теории знаниями и применении их на практике. Проектно-исследовательская деятельность относится к таким образовательным технологиям, которые способствуют развитию и формированию самостоятельности, ответственности, творческих умений, умений работать в команде, планировать и структурировать материал и т.д. Проектный подход в профессиональной деятельности стал стилем жизни, одним из видов деятельности в федеральных государственных образовательных стандартах.

Цель исследования: внедрение в процесс изучения материала по дисциплине «Неорганическая химия» проектной работы, оценка уровня заинтересованности в изучение дисциплины.

Изложение основного материала статьи. Теория и практика проектного обучения начала развиваться в России и за рубежом в конце XIX века. Данный вид обучения связывают с появлением интереса к личности обучающегося. Появился он в США и основывают на принципах прагматической педагогики. Методом такого обучения был метод проблем. Возникновение проектного обучения связывают с идеями американского философа, педагога Дж. Дьюи и его ученика Ульяма Херд Килпатрика, которые предлагали «обучение через деятельность». Они считали, что очень важно показать обучающемуся, что получаемые знания ему нужны будут в жизни. Понятие проект У. Килпатрик понимал в очень широком значении: по его мнению, это активность, необходимая для выявления поставленной цели [2].

Поиск новых педагогических технологий, методов, которые могли бы выполнять поставленные перед системой образования задачи, привел к восстановлению проектно-исследовательской деятельности сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.