Научная статья на тему 'Технологии медиаобразования в современной школе'

Технологии медиаобразования в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5465
676
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / MEDIA EDUCATION / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / MEDIA LITERACY / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / INFORMATION LITERACY / УЧАЩИЕСЯ / STUDENTS / УЧИТЕЛЯ / TEACHERS / МЕДИАКУЛЬТУРА / MEDIA CULTURE / ТЕХНОЛОГИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ / MEDIA EDUCATION TECHNOLOGIES / МЕДіАОСВіТА / МЕДіАГРАМОТНіСТЬ / іНФОРМАЦіЙНА ГРАМОТНіСТЬ / УЧНі / ВЧИТЕЛі / МЕДіАКУЛЬТУРА / ТЕХНОЛОГії МЕДіАОСВіТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Е.А.

Статья посвящена проблеме активизации массового медиаобразования в современной школе. Освещен процесс формирования медиаи информационной грамотности ученика и учителя с использованием технологии медиаобразования. Указаны направления разработки и применения технологий медиаобразования в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Технології медіаосвіти в сучасній школі

The article is devoted to the problems of activation of media education in modern schools, formation of students’ and teachers’ media and information literacy through media education technologies.

Текст научной работы на тему «Технологии медиаобразования в современной школе»

Т. Ф. Алексеенко // - сайт Державного департаменту з усиновлення та захисту прав дитини. -C. 129-140. - Режим доступу: www.ditu.gov.ua.

4. Сощальна педагопка: словник-доввдник / Т. Ф. Алексеенко, Ю. М. Жданович, I. Д. Зверева, О. Л. Кононко та ш. ; за заг. ред. Т. Ф. Алексеенко. - Вшниця, ООО «Планер», 2009. - 548 с.

5. Сергеева Н. В. Сощально-педагопчш умови профшактики комп'ютерноï адикцп тдлпшв: автореф. дис.....канд. пед. наук / Н. В. Сергеева. - К., 2010. - 19 с.

6. Сватенков О. В. Педагопчт умови захисту права дитини на ом'ю засобами соцiальноï реклами: автореф. дис.....канд. пед. наук / О. В. Сватенков. - К., - 2010. - 20 с.

УДК 070:37 «312»

О. А. БОНДАРЕНКО ТЕХНОЛОГИ МЕД1АОСВ1ТИ В СУЧАСН1Й ШКОЛ1

Стаття присвячена проблемам aKmuei3a^ï Macoeoï Mediaoceimu в сучаснш школi. Розкрито процес формування Media- та iнфoрмaцiйнoï грамотностi учня i вчителя з використанням технологш Mediaoceimu. Вказано напрямки розробки та застосування технологш мeдiaосвiти в школi.

Ключовi слова: мeдiaocвima, мeдiaгрaмomнicmь, iнфoрмaцiйнa грамоттсть, учт, вчumeлi, мeдiaкульmурa, технологи мeдiaocвimu.

Е. А. БОНДАРЕНКО ТЕХНОЛОГИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена проблемам активизации массового медиаобразования в современной школе.Освещен процесс формирования медиа- и информационной грамотности ученика и учителя с использованием технологии медиаобразования. Указаны направления разработки и применения технологий медиаобразования в школе.

Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, информационная грамотность, учащиеся, учителя, медиакультура, технологии медиаобразования.

O. A. BONDARENKO MEDIA EDUCATION TECHNOLOGIES IN MODERN SCHOOL

The article is devoted to the problems of activation of media education in modern schools, formation of students ' and teachers ' media and information literacy through media education technologies.

Keywords: media education, media literacy, information literacy, students, teachers, media culture, media education technologies.

Термин «медиаобразование» до сих пор является областью дискуссий. Для профессионалов масс-медиа - это в первую очередь профессионализация, раннее обучение профессиональному мастерству будущих журналистов, режиссеров, операторов и др. С появлением компьютерных мультимедиа в среде непрофессионалов утвердилось мнение, что это использование информационных технологий в образовании. Учитывая, что термин родился в педагогической среде, приходится признать, что оба толкования неточны. Для педагогов медиаобразование - это в первую очередь использование СМИ как материала для анализа на уроках и освоение предметного содержания через создание собственных сообщений-медиатекстов. На первый план выходит развивающая и формирующая функции медиаобразования, оно одновременно является и средством для постижения предмета, и средством для формирования информационной культуры ученика - критического мышления, умений работать с информацией.

Технологии медиаобразования, с одной стороны, являются прикладными, с другой -помогают объединить изучение предметов и отдельных учебных курсов в единый процесс образования, поскольку основная задача медиаобразования - формирование общих

информационных умений, культуры работы с информацией, этики и эстетики общения в мире массовых коммуникаций.

Специфика медиаобразования, с точки зрения педагогики, состоит в следующем:

• медиаобразование возникает как педагогическая необходимость там, где есть свобода восприятия и интерпретации информации (т. е. в мире свободных СМИ);

• медиаобразование подразумевает смену педагогической парадигмы - педагог и ученик равноправны перед получаемой информацией, педагог не учит, но помогает постигать мир, предлагая анализировать полученную информацию на различных уровнях осмысления;

• медиаобразование предполагает, что в учителя должна быть сформирована высокая культура использования современных средств обучения, в т. ч. и мультимедийных, потому что только высочайшая культура предъявления информации может стать основой формирования комплекса информационных умений;

• ученик может опережать учителя в знании технических аспектов современных масс-медиа, что педагог также обязан уметь использовать в интересах оптимизации и повышения эффективности обучения.

Одним из наиболее важных факторов, определяющих изменения в современном образовании, становится растущее влияние внешней медиасреды. Среди наиболее значимых слагаемых информационной среды образования сегодня находится медиакоммуникация (массовая печать, радио, кинематограф, телевидение, видео, компьютерные мультимедиатехнологии).

В жизни современного школьника медиакоммуникация является не только источником информации, имеющей образовательное значение, но и поводом для формирования системы взглядов на мир. Это происходит и при пассивном восприятии различных медиатекстов, и в первую очередь при попытке создать собственные тексты, используя язык массовой коммуникации.

Школьник сталкивается с медиатекстами ежедневно. Их восприятие, понимание, создание собственных текстов подразумевают наличие информационной культуры. Однако формирование информационной культуры возможно только в процессе целенаправленной работы учителя и ученика.

Современные процессы информатизации общества приводят к видимому изменению личностной коммуникации, а также к структурным сдвигам во всей системе культуры. Это заставляет некоторых исследователей говорить о кризисе культуры или даже о ее гибели. Однако отметим, что это кризис классической культуры, стержнем которой была позитивная оценка научно-технического прогресса. В центре этой культуры стоял Разум, и классической ее формулой была триада «Разум — Логика — Просвещение». Основную роль в преемственности такой культуры играло образование, где главное место занимало изучение наук, что и определяло малую роль других способов познания в учебном процессе. Но картина мира меняется стремительно. В современную школу не входят - вторгаются информационные технологии, проектная деятельность, дистанционные формы получения знаний, электронные искусства. Современный мир - мир массовой коммуникации. Получение знания о мире, формирование эстетических представлений, усвоение норм этики и морали часто происходят не на основании собственного опыта, а на материалах СМИ. Современный ученик колеблется в выборе основного источника информации между телевидением и Интернетом; учитель же, по мнению многих ученых, должен был бы перейти на позицию тьютора и консультанта. Однако не стоит забывать о том, что немалую часть представлений о мире (в том числе миросозерцание и мировоззрение) ребенок и подросток формируют на основе неявной информации, которую можно передать только при личном общении. Учитель должен остаться учителем - изменив личностную позицию, поскольку он теперь не единственный и главный источник информации, но человек, благодаря опыту которого ребенок адаптируется к ситуации информационного стресса и учится гармонизировать свое внутреннее бытие, получает основы социального бытия в современном социокультурном пространстве.

Именно поэтому одним из вариантов разрешения проблемы представляется целенаправленное формирование медиакультуры учащихся.

Цель статьи: формирование медиа- и информационной грамотности ученика и учителя через технологии медиаобразования.

Область медиакультуры вызывает большой интерес у всех, кто занимается проблемами новых технологий, информационного пространства, преобразования современной культуры. К настоящему времени существует множество определений медиакультуры. Так, по мнению Н. Б. Кирилловой, «медиакультуру можно определить как совокупность информационно -коммуникативных средств, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности» [7, с. 92]. Область данного определения традиционна для культуры вообще, однако не вполне конкретна именно для области массовой коммуникации.

Еще в 1995 г. автором этих строк было предложено определение медиакультуры как «культуры диалога в медиапространстве» [3, с. 14]. В настоящее время можно уточнить: это культура полилога (многостороннего диалога) в информационном пространстве массовых коммуникаций [4]. Понятие культуры включает и материальную сторону (получение знаний), и духовную (воспитание), и операциональную - освоение процесса (методик, технологий), итогом которого будут саморазвитие и самовоспитание, самореализация учащихся через творчество и рефлексию, на основе которой должно происходить постоянное самообновление, развитие личности. С этих позиций и следует рассматривать процесс формирования медиакультуры.

Невзирая на сложность формулировок, сам процесс прост. Ребенок с той минуты как научился включать телевизор или компьютер (что теперь происходит раньше, чем он научился читать), попадает под влияние массовых коммуникаций, выходит в медиапространство. И научиться «жить в виртуальных мирах», не теряя связи с реальностью, - вот одна из задач, которую и ставит жизнь перед современной школой.

Необходимость разработки новых учебных технологий в настоящее время является одной из наиболее острых проблем современной педагогики. На наш взгляд, учебные технологии, применяемые в сфере формирования медиакультуры учащихся, должны внести свой вклад в развитие и формирование таких социальных и мировоззренческих качеств, которые необходимы на данном этапе развития общества.

Рассматривая формирование культуры подростков в области восприятия, понимания, интерпретации информации, поступающей по каналам массовой коммуникации, основ критического мышления, рефлексии и умения создавать собственные сообщения на языке медиа, мы получаем сферу формирования медиакультуры.

По мнению А. А. Калмыкова [3, с. 5], сегодня появляются необходимость и возможность говорить о медиавсеобуче, то есть о массовом медиаобразовании. Его предпосылкой является развитие новых технологий, прежде всего - компьютерных.

Отметим, что применение новых технологий в учебном процессе оказывает влияние на образовательную среду. Расширяются возможности приобщения к новым знаниям, но одновременно растут требования к восприятию, способности критически анализировать полученную информацию, обрабатывать и преобразовывать ее. А обращение к искусству через электронные технологии грозит утерей эстетического художественного восприятия и подменой его опосредованым восприятием «медиарепродукций», которые лишены эмоционального воздействия и настраивают восприятие учащихся на логический лад. Задайте в классе вопрос «кто видел картины Леонардо да Винчи?», и Вам придется долго «подводить» детей к мысли о том, что существует разница между картиной и картинкой в Интернете (или иллюстрацией в журнале). Произведение искусства стало более доступным, но при этом утратило свою уникальность и часто становится поводом для внехудожественной деятельности (изображение упомянутой выше картины в разное время использовали для рекламы вентиляторов и шоколада). Вне процесса образования, вне целенаправленной педагогической работы процесс эстетического восприятия учащихся так и останется неполноценным, с годами рискуя превратиться в потребление медийных стереотипов.

Выполняя творческие задания (работая над мультимедийными проектами и т. п.), аудитория осваивает важнейшие понятия медиаязыка, комплексно, неразрывно объединяя

теорию и практику. На базе практической деятельности постигаются азы построения медиатекстов, развиваются творческие способности, фантазия, воображение.

Эксперты по медиакультуре отмечают рост количества источников информации, резкое повышение плотности информационных потоков и рост агрессивности медиасреды, которая оказывает сильнейшее воздействие на неокрепшую психику подрастающего поколения, зачастую приводя к неконтролируемым и разрушительным последствиям для сознания молодежи. Реклама, средства массовой информации, Интернет, современная кинопродукция -все это активно формирует ценности, стереотипы поведения и установки молодых людей, воздействует на основы их мировоззрения и идентичности. Попытки правового регулирования медиаполя с целью оградить молодежь от влияния так называемой «параллельной школы» -телевизионной рекламы, СМИ, Интернета на сегодня не приносят желаемых результатов: невозможно ограничить доступ подростка к той информации, которая находится в свободном обращении. Современный подросток должен сам уметь ориентироваться в медиасреде, отслеживать ее влияния на себя и сопротивляться этим влияниям. Он также должен уметь оценивать качество и достоверность получаемых им информационных сообщений.

Именно с этой целью предполагается включение детей в процесс создания собственных медиасред с тем, чтобы они «изнутри» познакомились с их устройством и принципами функционирования. С другой стороны, учащиеся должны уметь грамотно читать и анализировать медиасообщения (медиатексты) - визуальные и аудиоряды, структуру образов, выявлять скрытые подтексты. Для реализации этого направления требуется другая необходимая составляющая - это овладение основами медиакультуры самими педагогами, которые должны стать авторитетными посредниками в диалоге между медиасредой и учащимися.

Отсюда необходимость разработки и применения широкого спектра технологий медиаобразования в современном учебном процессе.

В постиндустриальном обществе информационная культура становится не столько набором прикладных знаний, позволяющих ориентироваться в библиотеках, медиатеках, компьютерных сетях, сколько определенным критерием развития личности, характеризующим диалогичность восприятия, вариативность, открытость системы знаний. Наличие информационной культуры предполагает также степень овладения личностью навыками поиска, передачи, обработки и анализа информации, особыми - наиболее общими - методами и технологиями [8, с. 117].

Медиаобразование является здесь педагогической системой, позволяющей использовать в процессе образования современные методики и технологии на основе формирования мировоззренческих позиций (развитие критического мышления, выработкой собственных концепций на базе сопоставления медиатекстов и информационных потоков, передаваемых по различным каналам связи).

Сам термин «медиакультура» отражает особенности используемого подхода - изучение средств массовой информации и каналы массовой коммуникации взяты с точки зрения приобщения человека к культуре, рассмотрения образовательного процесса как элемента «присвоения культуры» (термин В. С. Библера) [1; 2], что помогает найти истинное место и наиболее эффективные способы использования средств массовой информации в процессе образования.

Разработка и использование технологий медиаобразования в школе могут осуществляться по следующим направлениям:

• формирование критического мышления на основе наглядного использования медиатекстов в преподавании отдельных предметов с целью интеграции медиаобразования и данного предмета (интегрированное медиаобразование) [5];

• изучение практики современных медиа - работа над школьными печатными изданиями, изучение основ видеосъемки и монтажа в школьных кино- и телестудиях на основе выполнения мультимедиапроектов, что способствует как формированию собственной позиции по отношению к медиаинформации через реализацию художественно-творческого потенциала личности, так и формированию медиаграмотности, необходимой для гражданина будущего общества (специальное или социокультурное медиаобразование) [4].

Объединение этих направлений представляет собой комплексное медиаобразование, т. е. использование всего комплекса возможностей медиатехнологий для активизации процесса образования в целом [3, с. 14].

Рассмотрим подробнее формирование универсальных учебных умений и критического мышления обучающихся в процессе интегрированного медиаобразования.

При использовании материалов современных медиа в учебном процессе помимо умений собирать и проверять информацию необходимо развитие критического мышления - умения анализировать, выделять типическое в данных ошибках и делать выводы, вырабатывать индивидуальную степень доверия к информации, работать со скрытым смыслом (смыслами) информационного сообщения. Это определяет роль деятельностного подхода в процессе развития критического мышления учащихся.

Например, синтетический характер экранного образа предоставляет неограниченные возможности для интеграции различных типов информации непосредственно на уроках или учебных занятиях. Здесь мы имеем непосредственный выход на реализацию основной цели медиаобразования - информационной подготовки школьников к жизни в современном обществе, что и является смыслом медиаобразования по концепции Л. С. Зазнобиной (2000).

С точки зрения дидактики образовательного процесса, применение технологий медиаобразования - гибкий и универсальный процесс, дающий широкие возможности для развития критического мышления и реализации творческого потенциала личности. Однако следует учесть, что содержание педагогической деятельности при этом существенно отличается от традиционного образовательного процесса.

Во-первых, значительно усложняется деятельность преподавателя. Он должен не только иметь специальную подготовку в области освоения мультимедийных технологий, но и активно применять те приемы педагогики, которые связаны с культурой использования технических средств обучения, со стимулированием самостоятельного творчества учащихся.

Во-вторых, часть процесса обучения и воспитания переносится на самих учащихся, напрямую зависит от их активности, что способствует формированию индивидуальных образовательных траекторий. В этих условиях объяснение учебного материала требует гораздо более активных и интенсивных взаимодействий между учителем и учеником. Значительно усложняется и сама технология проведения занятий - преподаватель должен одновременно излагать материал, контролировать применение мультимедийных средств обучения и чутко реагировать на любое изменение состояния аудитории для организации эффективной обратной связи.

Развитие умений работать с информацией не должно носить эпизодический характер, хотя и может иметь разные формы по отношению к различным областям знания; следует добавить, что первичные навыки диалога с медиа наиболее важны в начальной и средней школе, когда закладывается система восприятия, обработки, соотношения информации. Для старшего школьного возраста более существенно именно развитие критического мышления -мир предстает перед старшими школьниками во всем многообразии своих информационных связей. Умения сопоставлять, анализировать, отбрасывать несущественное и концентрироваться на необходимом, убедительно аргументировать свою точку зрения и понимать, что могут существовать несколько правомерных позиций по одной и той же проблеме, помогают как социальной адаптации старшеклассников, так и их профессиональной ориентации.

Формирование критического мышления непосредственно связано с проблемой анализа медиатекста. В настоящее время есть попытки рассматривать множество локальных методик анализа медиатекста - герменевтический, семиотический, этический и т.п. [9, с. 47], однако на практике анализ всегда является комплексным - многоаспектность информации предполагает необходимость многостороннего подхода к рассмотрению текста, изложенного языком массовой коммуникации и погруженного в контекст современного восприятия масс-медиа. Анализ итогов восприятия приводит учеников к пониманию медиатекста, выработке собственной концепции.

Отметим, что для полноценного формирования информационной культуры необходимы специальные занятия или виды деятельности, которые помогали бы формированию системы восприятия и анализа информации и на уроке, и вне урока, такие как изучение языка и выразительных средств СМИ (спецкурсы по основам экранной культуры, детской

журналистике, в том числе и телевизионной), как проектная деятельность - выполнение творческого проекта ставит подростков перед необходимостью освоения различных видов информационных умений: от отбора, накопления, переработки информации и изложения ее в другой форме до умений чисто технологических (видеомонтаж или компьютерная верстка). И здесь без навыков критического мышления - анализа и отбора информации, умения оценить степень ее важности, выразить свое мнение - не обойтись.

Это приводит нас к необходимости обратить особое внимание и на сферу детской журналистики. Здесь подросток получает шанс не только копировать ту систему средств массовой информации, которую он видит, но создать нечто свое, сформировать свой взгляд на мир. Детская журналистика в области телевидения становится одной из важнейших точек интеграции комплекса ценностных ориентаций, информационных умений, знаний об окружающем мире и выбора будущей профессии.

Возможности экранного образа и перспективы его развития чрезвычайно расширяются, если рассмотреть развитие мультимедийных технологий. Однако пока это самая малоисследованная область творчества учащихся, возможно, потому, что в этом творчестве велика доля репродуктивной деятельности (можно взять чужие картинки, чужой текст и смонтировать «свой» медиатекст, где очень трудно без специальных знаний обозначить грань между заимствованным, подражательным и самостоятельным, творческим).

Рассматривая аспекты стимулирования аудиовизуального творчества учащихся в области медиакультуры, отметим, что здесь чрезвычайно важна точность постановки образовательных и воспитательных целей. Для наших условий можно выделить следующие основные цели воспитательной деятельности:

• борьба с дидактическими стрессами, формирование условий для внедрения здоровьесберегающих педагогических воспитательных технологий;

• ориентация на индивидуальный подход, реализация творческого потенциала учащихся;

• активизация практической художественно-творческой деятельности учащихся;

• освоение педагогических технологий, позволяющих повысить степень социальной адаптации учащихся, ускорить их социализацию;

• формирование активной нравственной позиции, патриотического духа, гражданского самосознания учащихся.

Таким образом, технологии медиаобразования становятся логичным фрагментом современной образовательной среды. И формирование критического мышления, и реализация художественно-творческого потенциала личности находятся в русле базовых преобразований современной школы. Однако педагогические концепции медиаобразования шире узкопрофессиональных - это направление педагогики не ограничивается поисками эффективного использования всех возможностей мультимедиа или телекоммуникаций. Это, по меткому выражению А. А. Журина, «идеология педагогической деятельности» [5, с. 96], наиболее общая стратегия формирования базовых информационных умений на материалах СМИ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Библер В. С. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в XXI век / В. С. Библер. - М., 1991. - 413 с.

2. Библер В. С. Мышление как творчество / В. С. Библер. - М. : Мысль, 2005.

3. Бондаренко Е. А. Медиакультура (учебная программа) / Е. А. Бондаренко // Экранная культура. Медиакультура. - М. : МИОО, 1995. - 70 с.

4. Бондаренко Е. А. Формирование медиакультуры подростков / Е. А. Бондаренко. - Режим доступа : Шр:/Лрк^тт.181и.ги/8ри1тк/т11ех/[Электроннь1й ресурс] str/elekron_bibliot.files/Jornal/Vio_130/cd_site/Articles/art_1_5.htm, обращение 15.02.2013

5. Журин А. А. Интегрированное медиаобразование в средней школе / А. А. Журин. // М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012. - 405 с.

6. Калмыков А. А. E learning как инструмент медиаобразования / А. А. Калмыков. — Высшее образование в России. - 2009. - № 10. - С. 29-34.

7. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова. - М., 2005. - 260 с.

8. Маклюэн М. Понимание медиа: внешнее расширение человека / М. Маклюэн. - М., 2003. - 340 с.

9. Федоров А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня / А. В. Федоров. - М. Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. - 234 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.