Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД В КОНТЕКСТЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ'

КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД В КОНТЕКСТЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченко Любовь Васильевна

В данной статье рассматривается вопрос медиаобразования в контексте коммуникативного образования, а также коммуникативный подход как подход, который направлен на формирование у обучаемых смыслового восприятия и понимания иностранного языка, а также овладение языковым материалом для построения речевых высказываний. Понятие «медиаобразование» рассматриваем как часть образовательного процесса, направленная на формирование в обществе медиакультуры, подготовку личности к безопасному и эффективному взаимодействию с современной системой массмедиа, включая традиционные и новейшие медиа с учетом развития информационных технологий. Также проведено исследование ключевых понятий, которые сопряжены с термином «медиаобразование». Медиаграмотность производна и результатом медиаобразования, это способность адекватно воспринимать и интерпретировать медиатексты. Под «медиапедагогикой» подразумевается особый вид образовательной теория с упором на обучение медиа и обучение работе с медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE APPROACH IN THE CONTEXT OF MEDIA EDUCATION

This article discusses the issue of media education in the context of communicative education, as well as a communicative approach as an approach that is aimed at forming students' semantic perception and understanding of a foreign language, as well as mastering the language material for constructing speech statements. The concept of "media education" is considered as part of the educational process aimed at forming a media culture in society, preparing an individual for safe and effective interaction with the modern mass media system, including traditional and new media, taking into account the development of information technologies. A study of the key concepts that are associated with the term "media education" was also carried out. Media literacy is a derivative and result of media education, it is the ability to adequately perceive and interpret media texts. By "media pedagogy" is meant a special kind of educational theory with an emphasis on media education and media training.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД В КОНТЕКСТЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ»

8. Паутова, Л.Е. Акмеологические технологии развития и оценки продуктивности профессионально-образовательной деятельности / Л.Е. Паутова, Е.Н. Жаринова // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2021. - № 3 (39). - С. 197-208

9. Перекрестова, Т.С. Акмеологические аспекты профессионально-педагогической подготовки будущего учителя начальных классов / Т.С. Перекрестова // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. -2013. - № 3. - С. 295-291

10. Смолонская, А.Н. Акмеологические аспекты проблемы помощи и поддержки детей / А.Н. Смолонская // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2014. - №7 (60). - С. 134-138

11. Хагажеева, И.Р. Акмеологические основы преемственности начального и дошкольного образования / И.Р. Хагажеева, Б.Б. Нагоев, С.Ю. Апшева, Л.М. Кумахова // МНКО. - 2016. - №2 (57). - С. 176-179

Педагогика

УДК 37.02

доктор филологических наук, профессор Савченко Любовь Васильевна

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД В КОНТЕКСТЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос медиаобразования в контексте коммуникативного образования, а также коммуникативный подход как подход, который направлен на формирование у обучаемых смыслового восприятия и понимания иностранного языка, а также овладение языковым материалом для построения речевых высказываний. Понятие «медиаобразование» рассматриваем как часть образовательного процесса, направленная на формирование в обществе медиакультуры, подготовку личности к безопасному и эффективному взаимодействию с современной системой массмедиа, включая традиционные и новейшие медиа с учетом развития информационных технологий. Также проведено исследование ключевых понятий, которые сопряжены с термином «медиаобразование». Медиаграмотность производна и результатом медиаобразования, это способность адекватно воспринимать и интерпретировать медиатексты. Под «медиапедагогикой» подразумевается особый вид образовательной теория с упором на обучение медиа и обучение работе с медиа.

Ключевые слова: медиаобразование, высшее образование, коммуникативное образование, гуманитаризация, информационные технологии.

Annotation. This article discusses the issue of media education in the context of communicative education, as well as a communicative approach as an approach that is aimed at forming students' semantic perception and understanding of a foreign language, as well as mastering the language material for constructing speech statements. The concept of "media education" is considered as part of the educational process aimed at forming a media culture in society, preparing an individual for safe and effective interaction with the modern mass media system, including traditional and new media, taking into account the development of information technologies. A study of the key concepts that are associated with the term "media education" was also carried out. Media literacy is a derivative and result of media education, it is the ability to adequately perceive and interpret media texts. By "media pedagogy" is meant a special kind of educational theory with an emphasis on media education and media training.

Key words: media education, higher education, communicative education, humanitarization, information technologies.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, программа «Приоритет-2030» № 075-15-2021-1323

Введение. Глобальные перемены, происходящие в мире в целом и в России в частности, предъявляют новые, серьёзные требования к подготовке специалиста с высшим образованием. Профессионализм в современном мире предполагает не только владение на высоком уровне профессиональными технологиями, но глубокое осознание ответственности за свою деятельность, способность к прогнозированию последствий, которые она может за собой повлечь, предполагает взгляд на человека как цель любой деятельности и меру всех вещей, причастность к ключевым проблемам человечества. Специалист с высшим образованием, представляя собой в лучшем смысле слова культурную элиту общества, должен отдавать себе полный отчёт в назначении своей деятельности, её социальной ценности и целях. В этом и состоит суть гуманитаризации высшего образования, которая предполагает воспитание у студента культуры научного и практического мышления, критического отношения к окружающим его многочисленным текстам культуры, в том числе и медиатекстам, преобразующего созидательного отношения к миру на основе глубокого усвоения им ценностей мировой и отечественной культуры [6].

Однако, стоит отметить, что выпускается большое число специалистов разных профессий, хорошо владеющих средствами решения многочисленных профессиональных проблем, однако не имеющих почти никакого представления о конечном смысле своей деятельности как определённого служения людям. Отсутствие этой ценностной осмысленности не только делает для человека невозможным полноценное выполнение своих профессиональных функций, но и наносит вред ему самому, препятствуя личностному развитию [2]. Развивается профессиональная деформация личности, влекущая за собой различные нарушения этики профессионального поведения.

Изложение основного материала статьи. Исследование данной проблематики основывается на структурировании ключевых понятий. Рассмотрим термин «медиаобразование» как обучение теории и практическим умениям для овладения современными масс-медиа. Медиаобразование - один из устоявшихся и апробированных способов формирования спроса на качественный контент [9]. «Медиаграмотность» рассматриваем как производную и результатом медиаобразования, это способность адекватно воспринимать и интерпретировать медиатексты [9]. Однако все выше указанные понятия реализовываются в рамках коммуникативного подхода, который направлен на формирование у обучаемых смыслового восприятия и понимания иностранного языка, а также овладение языковым материалом для построения речевых высказываний. По нашему мнению, общество нуждается в этих навыках именно сейчас, когда наблюдается новый виток сильного политического и корпоративного контроля над основными медиаресурсами.

Согласно определению, данному в документах ЮНЕСКО, СМИ: «Образование - имеет дело со всеми средствами коммуникации и включает в себя такие значения как «печатное слово» и «графика, звук»; позволяет людям получить представление о средствах коммуникации, используемых в их обществе и то, как они действуют, и приобретать навыки

использования этих средств массовой информации для общения с другими; гарантирует, что люди узнают, как анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты; определить источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы и их контексты; интерпретировать сообщения и ценности, предлагаемые средствами массовой информации; выбрать подходящие средства массовой информации для передачи собственных сообщений или историй и для достижения их целевой аудитории; получить или потребовать доступ к средствам массовой информации как для приема, так и для производства [8].

Следовательно, мы можем констатировать, что медиаобразование является частью основного права каждого гражданина в любой страны в мире, на свободу выражения мнений и право на информацию и играет важную роль в построении и поддержании демократии» [8]. Поэтому медиаобразование в современном мире можно охарактеризовать как процесс развития личности с помощью и на материале СМИ, направленный на формирование культуры взаимодействия со СМИ, развитие творческих, коммуникативных навыков, критического мышления, восприятия, интерпретация, анализ и оценка медиатекстов, обучение различным формам самовыражения с помощью медиатехнологий. Медиаграмотность как следствие, этот процесс, помогает человеку активно использовать возможности информационного поля предоставлено телевидением, радио, видео, кино, прессой и Интернетом [6; 9].

Цель медиаобразования состоит в том, чтобы научить обучающихся работать со средствами коммуникации. Педагог в процессе обучения использует средства массовой информации, стремясь заинтересовать учащихся средствами массовой информации, одновременно обучая их дистанцироваться от влияния СМИ. Следовательно, в процессе образования возникают элементы воспитания посредствам медиа. При анализе психолого-педагогической литературы выявили, что под понятием «медиапедагогика» подразумеваем особый вид образовательной теория с упором на обучение медиа и обучение работе с медиа. Таким образом, мы можем констатировать, что медиапедагогику можно сравнить с литературной педагогикой, лингвистической педагогикой и другими отраслями знаний, которые несут педагогическую основу при изучении. Также можно констатировать, что «медиапедагогика» означает особый вид педагогической теории, которая фокусируется на обучении и воспитании в средствах массовой информации [9].

Отметим, что словосочетание «медиапедагогика» означает, что специализированная часть педагогики, которая занимается вопросами использования и роли медиа в образование. Когда учитель преподает, он или она использует средства массовой информации. Язык для коммуникации, классные доски для письма, язык тела для создания прямых коммуникативный контакт - и компьютеры, цифровые сети, обучение Системы управления и др. Таким образом, «медиапедагогику» можно интерпретировать как:

1. Первое возможное значение - теория медиаобразования. Как научить обучающихся пользоваться средствами массовой информации, и как научить их СМИ как феномену общества? Этот процесс и называем теорией медиаобразования.

2. Второй возможный смысл - это теория образования при тех особых условиях, в которых средства массовой информации представляют собой особый аспект социализация по отношению к обучающимся. Ученики познают мир через СМИ, и они являются опытными и компетентными пользователями СМИ. Этот способ можно назвать теорией воспитания медийасоциализированных детей, или теория медиасоциализации.

3. Третье возможное значение - теория воспитания средствами средства массовой информации: как средства массовой информации используются в обучении и для обучения, начиная со школьного радио и школьного телевидения к электронному обучению, электронному портфолио и управлению обучением. Это можно назвать теорией образовательных медиа.

Таким образом, мы можем утверждать, что в рамках коммуникативного подхода необходимо рассматривать медиаграмотность. Как главный компонент информационной грамотности, стоит сослаться на опрос, проведенный среди международных экспертов в этом поле [6]. Многие из них согласны с тем, что медиаграмотность является результатом медиаобразования [7]. Тем не менее, существуют определенные расхождения и путаница между такими терминами, как «медиаобразование», «медиаграмотность» и «медиаисследования». С. Ожегов определяет культуру как (1) совокупность экономических, социальных и духовных достижений человека; (2) состояние или качество бытия культуры, т.е. находящимся на высоком уровне культурного развития или соответствующим этому; (3) выращивание растений или животных; (4) высокий уровень чего-либо, развитие или совершенствование способностей [3, С. 314]. Следовательно, медиакультура (например, аудиовизуальная культура) это сумма материальных и интеллектуальных ценностей в сфере медиа и исторически сложившееся система их воспроизводства и функционирования в обществе. Что касается аудитории, это может быть система уровней развития личности человека способны к восприятию, анализу и оценке медиатекста, медиатворчеству и интеграция знаний о новых медиа. Рассматриваем медиакультуру личности как диалог взаимодействия с информационным обществом, включая оценку, технологий и творческих компонентов, что приводит к развитию взаимодействие субъектов [7].

Анализ фактического материала дает возможность определить, что теория образовательных медиа должна иметь гораздо более широкое определение. На основе исследований сформирована гипотеза, которая состоит в том, что любое обучение - это обучение с использованием СМИ, то есть всякое обучение опосредовано. Таким образом, предлагаем рассмотреть область педагогики, которую можно назвать теорией роли СМИ в воспитании и обучении. Определяем такие основные тезисы:

1) любое обучение является опосредованным. Это основное заявление медиапедагогики;

2) функциональность медиа в обучении как специализированная форма коммуникации: для чего используются СМИ?

3) рефлексивность образовательной коммуникации;

4) взаимодействие между учеником и субъектом, учителем и учеником, учителем и предметом. Каждое отношение требует конкретный тип носителя;

5) измерение учебной коммуникации (правила и самоорганизацию, виртуальность и реальность);

6) теория образовательных медиа.

Анализ коммуникации/коммуникативного подхода в процессе медиаобразования предполагает реализацию данного алгоритма, по которым можно определить вероятность успешного общения.

Выводы. Необходимо отметить, что медиаобразование рассматриваем как часть образовательного процесса, направленная на формирование в обществе медиакультуры, подготовку личности к безопасному и эффективному взаимодействию с современной системой массмедиа, включая как традиционные (печатные издания, радио, кино, телевидение), так и новейшие (компьютерно опосредованное общение, интернет, мобильная телефония) медиа с учетом развития информационно-коммуникационных технологий.

Анализ ключевых понятий таких как «медиаобразование», «медиаграмотность», «медиасоциализация» дал возможность констатировать, что данные термины являются одними из базовых категорий в направлении исследований медиапедагогики. Рассматриваем медиапедагогику как науку о медиаобразовании и медиаграмотности, которая раскрывает

закономерности развития личности в процессе медиаобразования. Разработке разнообразных направлений и проблем медиаобразования (в основном - в частных, отдельных аспектах, связанных с кино, прессой или телевидением) посвящены многие труды отечественных и зарубежных авторов.

Литература:

1. Везетиу, Е.В. Интеграция медиаобразования в условиях современной школы / Е.В. Везетиу, Е.В. Вовк // МедиаVектор. - Научный урнал. - Новосибирск-Симферополь: Изд.АНС «СибАК», 2022. - Вып. 4. - С. 17-21

2. Мурюкина, Е.В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность»: работа со студентами и аспирантами / Е.В. Мурюкина. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2011. - 152 с.

3. Ожегов С. Словарь русского языка / С. Ожегов. - М. Русский язык. 1989. - 750 с.

4. Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций / ред. К.Э. Разлогов и А.В. Федоров. - М.: Российский институт культурологии, 2012. - 256 с.

5. Фатеева, И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации / И.А. Фатеева. - Челябинск: Чел. гос. ун-т, 2007. - 270 с.

6. Федоров, А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза / А.В. Федоров. - М.: Директ-медиа, 2014. - 618 с.

7. Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория / А.В. Федоров. - М.: МОО "Информация для всех», 2015. - 450 с.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "Об образовании в Российской Федерации"

9. Челышева, И.В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность»: подготовка будущих педагогов / И.В. Челышева, Е.В. Мурюкина, Н.П. Рыжих. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. - 232 с.

Педагогика

УДК 371

доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий Саенко Людмила Александровна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь);

соискатель Михайлюк Николай Александрович

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар);

доктор педагогических наук, профессор Магомеддибирова Зульпат Абдулгалимовна

ФБГОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный);

доктор социологических наук, доцент Курбанова Лида Увайсовна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ КАК ФАКТОРА

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Целью проведенного исследования было теоретическое определение комплекса педагогических мер, реализация которых обеспечит эффективное формирование здорового стиля жизни молодежи, как фактора обеспечения их конкурентоспособности. Задачи исследования включали: определение физкультурно-оздоровительных характеристик здорового стиля жизни; уточнение социально-психологического самочувствия как значимого, в контексте конкурентоспособности, эффекта здорового стиля жизни; характеристика ключевых условий формирования здорового стиля жизни молодежи как фактора ее конкурентоспособности. Новизну работы составляет рассмотрение проблематики развития конурентоспособности в ракурсе здоровьесбережения и двигательной активности и представление соответствующих педагогических условий.

Ключевые слова: конкурентоспособность, здоровый стиль жизни, учащаяся молодежь, трудящаяся молодежь, социально-психологическое самочувствие, физкультурно-оздоровительная активность, физическое воспитание, мотивация двигательной активности, условия здоровьесбережения, оптимизация.

Annotation. The purpose of the study was the theoretical definition of a set of pedagogical measures, the implementation of which will ensure the effective formation of a healthy lifestyle for young people, as a factor in ensuring their competitiveness. The objectives of the study included: determination of health and fitness characteristics of a healthy lifestyle; clarification of socio-psychological well-being as a significant, in the context of competitiveness, effect of a healthy lifestyle; characteristics of the key conditions for the formation of a healthy lifestyle of young people as a factor in their competitiveness. The novelty of the work is the consideration of the problematics of the development of competitiveness from the perspective of health saving and motor activity and the presentation of the corresponding pedagogical conditions.

Ke ywords: competitiveness, healthy lifestyle, student youth, working youth, socio-psychological well-being, health-improving activity, physical education, motor activity motivation, health-saving conditions, optimization.

Введение. Важнейшим фактором становления конкурентоспособности молодежи является своевременное формирование у них профессиональной компетентности (как детерминанта эффективности профессиональной деятельности), устойчивой работоспособности и благоприятного физического и социально-психологического самочувствия (как детерминанта устойчивости качества труда). В свою очередь, самочувствие, в его физических, социальных, психологических составляющих, в значительной степени определяется здоровым стилем жизни субъектов, ключевым показателем которого является оптимальная двигательная активность [3, 6, 11]. Это определяет потенциальную эффективность физкультурно-оздоровительных занятий, как фактора, содержащего инструменты положительного влияния на самочувствие личности и, следовательно, создающего предпосылки для формирования и поддержания конкурентоспособности личности. Цель проведенного исследования - теоретическое определение педагогических оснований, опора на которые обеспечит эффективное формирование здорового стиля жизни молодежи, как фактора обеспечения их конкурентоспособности.

Изложение основного материала статьи. Как отмечает С.А. Хазова и многие другие исследователи, современная молодежь осуществляет профессиональную деятельность и, в целом, жизнедеятельность в условиях конкурентного взаимодействия, содержащего значительные риски физическому, социальному, психологическому самочувствию субъектов [12]. Эти риски требуют системы мер, призванных поддерживать и укреплять здоровье молодежи, прежде всего, через оптимизацию их образа и стиля жизни. комплексным, наиболее эффективным средством позитивного влияния на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.