Научная статья на тему 'Программа учебного курса «Технология медиаобразования в школе и вузе»'

Программа учебного курса «Технология медиаобразования в школе и вузе» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
901
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА / ВУЗ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров А. В.

Анализ теории и практики российского и зарубежного медиаобразования показывает, что в большинстве случаев медиаобразовательные концепции подчинены центральной роли школьника, студента, что видится нам прогрессивной тенденцией, отвечающей принципам равенства, свободы, соразвития в психологических отношениях между педагогом и учащимися. В мировой медиапедагогике в целом преобладают воспитательные, обучающие и креативные подходы к использованию возможностей медиа. В обобщенном виде главные этапы реализации большинства медиаобразовательных подходов выглядят следующим образом: -получение знаний об истории, структуре, языке и теории медиа (образовательная составляющая); -развитие восприятия медиатекстов, «чтения» их языка, активизация воображения, зрительной памяти, развитие различных видов мышления (в том числе критического, логического, творческого, образного, интуитивного), умений для понимания идей (нравственных, философских проблем и пр.), образов и т.д.; -развитие креативных практических умений на материале медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа учебного курса «Технология медиаобразования в школе и вузе»»

Учебные программы

Программа учебного курса «Технология медиаобразования в школе и

вузе»

(автор программы - д.п.н., профессор А.В.Федоров)

Пояснительная записка

Анализ теории и практики российского и зарубежного медиаобразования показывает, что в большинстве случаев медиаобразовательные концепции подчинены центральной роли школьника, студента, что видится нам прогрессивной тенденцией, отвечающей принципам равенства, свободы, соразвития в психологических отношениях между педагогом и учащимися. В мировой медиапедагогике в целом преобладают воспитательные, обучающие и креативные подходы к использованию возможностей медиа. В обобщенном виде главные этапы реализации большинства медиаобразовательных подходов выглядят следующим образом:

-получение знаний об истории, структуре, языке и теории медиа (образовательная составляющая);

-развитие восприятия медиатекстов, «чтения» их языка, активизация воображения, зрительной памяти, развитие различных видов мышления (в том числе - критического, логического, творческого, образного, интуитивного), умений для понимания идей (нравственных, философских проблем и пр.), образов и т.д.;

-развитие креативных практических умений на материале медиа.

Бесспорно, каждый из данных этапов можно воплощать в жизнь автономно, однако в данном случае медиаобразование будет, скорее всего, однобоким. Так в одном случае на первый план выйдет информация, в другом случае - критическое мышление, а в третьем - практические умения.

При этом медиапедагоги разных стран активно используют различные способы учебной деятельности: «дескриптивный» (пересказ медиатекста, перечисление действующих лиц и событий); «личностный» (описание отношений, эмоций, воспоминаний, которые вызывает медиатекст); «аналитический» (анализ структуры медиатекста, языковых особенностей, точек зрения); «классификационный» (определение места произведения в историческом контексте); «объяснительный» (формирование суждений о медиатексте в целом или о его части); оценочный (заключение о достоинствах медиатекста на основе личностных, нравственных или формальных критериев).

В итоге учащиеся должны не только получить удовольствие от общения с медиакультурой, но и уметь интерпретировать медиатекст (анализировать цели автора/агентства, устно и письменно обсуждать

характеры персонажей/действующих лиц и развитие сюжета), связать его со своим опытом и опытом других (поставить себя на место персонажа, оценивать факт и мнение, выявить причину и следствие, мотивы, результаты поступков, реальность действия и т.д.), реагировать на произведение (написать рецензию, минисценарий и т.д.), понимать культурное наследие (видеть личную, историческую, национальную, всемирную перспективу и т.д.), приобретать знания (знакомиться с основными видами и жанрами медиакультуры, определить развитие какой-либо темы в различных жанрах, в различные исторические эпохи, изучать основные направления стилей, приемов, творчество выдающихся мастеров), владеть критериями и методами оценки медиатекста и т.д. Формирование данных умений, бесспорно, способствует пониманию аудиторией места медиакультуры в обществе, так как она связана с социальными, политическими, экономическими, религиозными и интеллектуальными аспектами жизни людей; развитию эстетического сознания (восприятия, вкуса и пр.), творческой индивидуальности учащегося (студента).

Итак, актуальность данного учебного курса определяется настоятельной необходимостью изучения студентами (будущими педагогами) технологии медиаобразования в школе и вузе как эффективного средства развития творческой, самостоятельно и критически мыслящей личности в условиях интенсивного увеличения информационного потока.

Объект учебного курса - процесс медиаобразования в школе и вузе.

Предмет учебного курса - основные технологии медиаобразования в школе и вузе.

Цель учебного курса: анализ технологий медиаобразования с точки зрения их использования в процессе обучения студенческой аудитории.

Задачи учебного курса: -анализ основных моделей медиаобразования;

-изучение классификации показателей профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности; -изучение технологии проведения «литературно-имитационных» медиаобразовательных занятий;

-изучение технологии проведения «театрализованно-ситуативных» медиаобразовательных занятий;

-изучение технологии проведения «изобразительно-имитационных» медиаобразовательных занятий;

-изучение технологии проведения интегрированных медиаобразовательных занятий;

-изучение технологии организации дискуссионных медиаклубов; -изучение технологии организации медиатек и медиацентров; -изучение основных технологических принципов медиаобразования в зарубежных странах

Методологическая основа: курс опирается на философскую концепцию М.Бахтина-В.Библера о диалоге культур, которая становится ключом к

выявлению содержания изучаемого процесса медиаобразовательных технологий.

Методы: анализ научной литературы по медиаобразованию, педагогике, искусствоведению, культурологии, сравнительный анализ медиаобразовательных технологий в разных странах, использование игровых и творческих форм проведения практических занятий. Оценка производится с помощью специальных показателей студенческих знаний.

Место учебного курса в учебном плане вуза: курс связан со многими учебными дисциплинами, включая такие предметы, как «Педагогика», «История образования», «Психология», «Культурология», «Философия», «Эстетика», «Информатика», и др.

Для полноценного изучения данного учебного курса студентам необходимо четко представлять себе:

-ключевые понятия курса («медиаобразование», «медиаграмотность», «медиапедагогика», «медиавосприятие», и др.); -основные модели медиаобразования;

-классификации показателей профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности; -характерные особенности конкретных технологий медиаобразования.

Практическая значимость: в результате занятий студенты должны не только обладать запасом знаний по теории медиа и медиаобразования, но и уметь использовать эти знания в педагогической практике.

Тематический план учебного курса «Технология медиаобразования

в школе и вузе»

№ Название темы: Лекц. (час.) Практ. (час.)

1 Примерные модели медиаобразования 6 -

2 Классификация показателей профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности 2 -

3 Основы медиаобразовательных технологий 2 -

4 Технологии проведения «литературно-имитационных» медиаобразовательных занятий 10 6

5 Технология проведения «театрализованно-ситуативных» медиаобразовательных занятий 10 6

6 Технология проведения «изобразительно-имитационных» медиаобразовательных занятий 10 6

7 Технология проведения интегрированных медиаобразовательных занятий 10 6

8 Технология проведения медиаобразовательных занятий, рассчитанных на развитие способностей аудитории к восприятию и анализу медиатекстов. Технология организации дискуссионных медиаклубов 10 6

9 Технология организации медиатек и медиацентров 6 -

10 Основные технологические принципы медиаобразования в зарубежных странах 10 10

ИТОГО: 122 час. 76 46

Итоговая форма отчетности - экзамен (в двух семестрах).

Описание программы учебного курса «Технологии медиаобразования в

школе и вузе»

ТЕМА № 1. Примерные модели медиаобразования

Примерные модели медиаобразования: образовательно-информационные (изучение теории и истории, языка медиакультуры и т.д.); воспитательно-этические (рассмотрение моральных, философских проблем на материале медиа; к примеру, проблем расизма, дискриминации, толерантности, политкорректности, глобализации и т.д.); практико-утилитарные (изучение различной медиатехники с целью последующих фото/видеосъемок, создания интернетных сайтов и т.д.); эстетические (ориентированные прежде всего на развитие художественного вкуса и анализ лучших произведений медиакультуры); развивающего обучения (культурологические, социокультурные, развития «критической автономии»: развитие творческой личности в плане коммуникативности, восприятия, воображения, зрительной памяти, интерпретации, анализа, самостоятельного, критического мышления, к примеру, по отношению к негативным явлениям в сфере медиа и т.д.); протекционистские («инъекционные», защищающие от вредных влияний медиакультуры); идеологические (изучение идеологических, политических проблем на материале медиа) и др.

ТЕМА № 2. Классификация показателей профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной

деятельности

Показатели профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности: «понятийный» («ориентационный) уровень информированности, теоретико-педагогических знаний в области медиаобразования; «контактный» уровень

систематичности медиаобразовательной деятельности в процессе учебных занятий разных типов; «мотивационный» уровень мотивации медиаобразовательной деятельности; «операционный» уровень

методических умений в области медиаобразования (например, умения дать установку на медиавосприятие, объяснить причины, условия и характер возникновения явления, умения развивать восприятие учащихся, выбирать оптимальные методы, средства и формы проведения занятий, исследовательские умения и т.д.); уровень педагогического артистизма (общая педагогическая культура, внешний облик, самопрезентация, самоконтроль, наличие обратной связи с аудиторией и т.д.); «креативный» уровень творческого начала в медиаобразовательной деятельности (то есть проявление гибкости, мобильности, ассоциативности, оригинальности, антистереотипности мышления, развитости воображения, фантазии и т.д.).

ТЕМА № 3. Основы медиаобразовательных технологий

Виды и формы медиаобразования. Программы медиаобразования школьников и студентов. Лектории, утренники и вечера, посвященные медиакультуре. Фотовыставки и стенгазеты. Факультативы и кружки по медиакультуре. Дискуссионные медиаклубы. Любительские медиастудии. Репродуктивные, эвристические, игровые, проблемные

медиаобразовательные занятия. Развитие полноценного восприятия учащихся на материале медиакультуры (модель, методические приемы и т.д.), критерии развития аудитории в области медиакультуры. Модульность медиаобразовательных технологий.

Интегрированное медиаобразование в системе обязательных дисциплин: использование медиа в процессе преподавания литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, географии, биологии и других предметов.

Технология проведения школьного факультатива по основам медиакультуры. Общая модель (констатация уровней медиавосприятия; развитие умений критического анализа медиатекстов; формирование творческих умений на материале произведений медиакультуры), программа и методические принципы ведения факультатива по основам медиакультуры.

Формы медиаобразования (лекции, беседы, письменные работы -рецензия, сочинение; творческие работы - написание репортажа, статьи, интервью, минисценария, «экранизации», рассказа от имени героя фильма, телепередачи; раскадровка, составление коллажей, афиш, киновидеосъемка и т.д.; эвристические, игровые занятия - викторины, конкурсы и т. д.; диспуты, конференции по различным темам, связанным с медиакультурой; экскурсии, встречи с деятелями медиакультуры и т.д.).

Использование полученных медиаобразовательных знаний и умений в процессе педагогической практики студентов в школах, гимназиях, лицеях, учреждениях дополнительного образования (центрах эстетического воспитания, клубах по месту жительства), интернатах, детских домах, летних оздоровительных центрах: основные методические принципы и формы работы. Проведение текущих и зачетных занятий со школьниками (факультативы, кружки, тематические утренники и вечера, викторины, игры и т. д.).

ТЕМА № 4. Технологии проведения «литературно-имитационных» медиаобразовательных занятий

Технология организации и проведения «литературно-имитационных» творческих занятий [например, написание различного рода журналистских материалов (статья, рецензия, очерк, интервью, портрет и т.д.), разработка заявки на оригинальный сценарий (сценарный план) произведения медиакультуры любого вида и жанра; сценарная разработка - «экранизация» эпизода известного литературного произведения; сценарная разработка эпизода из собственной заявки на оригинальный сценарий; написание оригинального минисценария произведения медиакультуры (например, рассчитанного на 3-5 минут экранного действия, осуществимого в практике

учебной видеосъемки); написание «режиссерского сценария» по литературному минисценарию (или сценарной разработке эпизода) и др.]. ТЕМА № 5. Технология проведения «театрализованно-ситуативных»

медиаобразовательных занятий Технология организации и последующего создания учащимися различных аудиовизуальных медиатекстов (короткометражных фильмов, радио/телепередач, компьютерной анимации и т.д.) по заранее написанным планам и минисценариям. Технология ролевой (деловой) «театрализованно-ситуативной» игры: распределение между учащимися ролей «журналистов», «режиссеров», «операторов», «дизайнеров», «актеров» минисценариев и сценарных эпизодов, ведущих и участников «телепередач» и пр.; репетиционный период и практическое создание медиатекста. Сравнение и обсуждение полученных у «команд» результатов.

ТЕМА № 6. Технология проведения «изобразительно-имитационных»

медиаобразовательных занятий Технология выполнения «изобразительно-имитационных» творческих заданий (развивающих воображение, фантазию, ассоциативное мышление, невербальное восприятие) с использованием игровых, ролевых возможностей педагогического процесса. Обоснование логики выполнения такого рода заданий (соответствующей логике этапов создания и выпуска в свет реальных произведений медиакультуры: после работы над «заявками», «сценариями» и практического воплощения своих медиапроектов аудитория подходит к фазе, когда готовые медиатексты надо рекламировать, «продавать» на «рынке», «прокатывать» и т.д.). Типы творческих «изобразительно-имитационных» заданий: создание рекламных афиш собственного медиатекста (вариант: афиши к профессиональным медиатекстам) с помощью фотоколлажа с дорисовками, либо основанных на оригинальных собственных рисунках; создание рисунков и коллажей на тему российских и зарубежных произведений медиакультуры; создание рисованных «комиксов» по мотивам тех или иных медиатекстов, рассчитанных на определенную возрастную аудиторию.

ТЕМА № 7. Технология проведения интегрированных медиаобразовательных занятий Технология организации и проведения медиаобразовательных занятий, интегрированных в дисциплины обязательного цикла (таких как история, литература, география, биология, экология, музыка, мировая художественная культура и т.д.). Цели и задачи такого рода занятий. Возможности использования ролевых игр, эвристических и проблемных подходов.

ТЕМА № 8. Технология проведения медиаобразовательных занятий, рассчитанных на развитие способностей аудитории к восприятию и анализу медиатекстов. Технология организации дискуссионных

медиаклубов

Технологии организации и проведения творческих занятий по восстановлению в памяти учащихся динамики пространственно-временных, аудиовизуальных образов кульминационных эпизодов произведений

медиакультуры в процессе коллективного обсуждения. Практическое усвоение понятий, связанных с медиавосприятием («установка на медиавосприятие», «процесс медиавосприятия», «условие

медиавосприятия», «сопереживание», «сотворчество», «уровни медиавосприятия», «типология медиавосприятия», «система эмоциональных перепадов», «феномен массового успеха», «функции медиакультуры» и т.д.) с помощью серии творческих заданий:

-описание основных признаков лучшей (худшей) установки на восприятие конкретного произведения медиакультуры;

-описание лучших (худших) объективных (обстановка во время просмотра и т.д.) и субъективных (настроение, индивидуальные психофизиологические данные и т.д.) условий восприятия медиатекстов;

-составление рассказа от имени главного героя или второстепенного персонажа медиатекста: с сохранением особенностей его характера, лексики и т.п. («идентификация», «сопереживание», «сотворчество»); -перенесение персонажа медиатекста в измененную ситуацию (с переменой названия, жанра, времени, места действия медиатекста, его композиции: завязки, кульминации, развязки, эпилога и т.д.; возраста, пола, национальности персонажа и т.д.);

-составление рассказа от имени одного из неодушевленных предметов, фигурирующих в медиатексте, с изменением ракурса повествования в парадоксальную, фантастико-эксцентрическую сторону;

-подбор прозаических, поэтических, театральных, живописных, музыкальных произведений, ассоциирующихся с тем или иным произведением медиакультуры, обоснование своего выбора;

-составление монологов (воображаемых «писем» в редакции газет и журналов, на телевидение, в министерство культуры и т.п.) представителей аудитории с различными возрастными, социальными, профессиональными, образовательными и иными данными, находящихся на разных уровнях медиавосприятия («первичная идентификация», «вторичная идентификация», «комплексная идентификация», учет ориентации на развлекательную, рекреативную, компенсаторную и другие функции медиакультуры и т.д.); -показ сущности механизма «эмоционального маятника» [чередования эпизодов, вызывающих положительные (радостные, веселые) и отрицательные (шоковые, грустные) эмоции у аудитории, то есть опора на психофизиологическую сторону восприятия] на примере конкретного медиатекста массовой (популярной) культуры;

-обоснование причин успеха медиатекстов у массовой аудитории (опора на миф, фольклор, зрелищность жанра, систему «эмоциональных перепадов», наличие развлекательной, рекреационной, компенсаторной и других функций, счастливый конец, авторская интуиция и т.д.);

-составление прогноза успеха у аудитории тех или медиатекстов текущего кино/телерепертуара по рекламным аннотациям (роликам) и т.д.

Технология организации и проведения творческих занятий, направленный на развитие умения критического анализа медиатекстов

(выявление и рассмотрение содержания эпизодов медиатекстов, с максимальной яркостью воплощающих характерные закономерности произведения в целом; анализ логики мышления авторов медиатекста: в развитии конфликтов, характеров, идей, аудиовизуального,

пространственно-временного ряда, монтажа и т.д.; определение авторской концепции и обоснование личного отношения каждого учащегося к той или иной позиции создателей медиатекста). Игровые технологии, направленные на развитие аналитических умений аудитории по отношению к медиатекстам.

Технология организации и проведения занятий медиаклуба. Дискуссионный медиаклуб, его задачи и функции. Роль ведущего медиаклуба. Возможности организации медиаклубов в школах и вузах, при кинотеатрах, домах культуры, в учреждениях дополнительного образования. ТЕМА № 9. Технология организации медиатек и медиацентров Технология организации учебных медиатек и медиацентров. Интеграция медиаобразования, интернет-образования и дистанционного обучения. Цели, задачи, возможности школьной и вузовской медиатеки. Использование CD-ROM, DVD, Video CD, интернетных сайтов и каталогов в медиатеке и медиацентре. Обучение целенаправленному поиску информации.

ТЕМА № 10. Основные технологические принципы медиаобразования в

зарубежных странах

Медиаобразовательные технологии во Франции (Ж.Гонне, Э.Бевор, И.Бреда, Ж.Жакино, Р. Ла Бордери и др.), Британии (К.Бэзэлгэт, Д.Букингэм, Дж.Баукер, Э.Харт, Л.Мастерман, Я.Уолл и др.), Германии (Б.Бахмайер, Х.Нейзито, С.Ауфенангер и др.), Канаде (К.Ворсноп, Б.Дункан, Дж.Пандженте, Ж.Пьетт, А.Карон и др.), Австралии (П.Гринэвей, Р.Куин, Б.Мак-Махон и др.), США (Дж.Гербнер, Д.Консидайн, Р.Кьюби, К.Тайнер, Р.Хоббс и др.). Основные технологические аспекты: 1)аспект доступа к медиа (включая терминологию); 2)аспект анализа медиатекстов; 3)аспект оценки медиатекстов (критическая оценка медиатекстов в историческом, социальном и культурном контексте, включая понимание отношений между аудиторией, медиатекстом и окружающей действительностью); 4)аспект медиапродукции (использование учащимися знаний о различных видах медиа для решения тех или иных проблем, общения и создания собственных медиатекстов) и др.

Краткое описание практических занятий учебного курса «Технологии медиаобразования в школе и вузе» (ключевые темы) I. Технология овладения студентами креативными умениями на материале медиакультуры с помощью эвристической, игровой методики и технических средств

Литературно-имитационные творческие задания: заявка на оригинальный сценарий медиатекста (фильма, телепередачи, клипа и т.д.); сценарная разработка - «экранизация» эпизода известного литературного произведения; сценарная разработка эпизода из собственной заявки на

сценарий медиатекста; оригинальный минисценарий, рассчитанный на 3-5 минут экранного действия и осуществимый в практике студенческой видеосъемки; «режиссерский сценарий» - по написанному минисценарию или сценарной разработке эпизода.

Театрализованно-ситуативные творческие задания: ролевая игра «на съемочной площадке»: 1)режиссура - общее руководство согласно режиссерскому сценарию, выбор «актеров», «телеведущих», определение актерских, операторских, оформительских, звуко-музыкальных, светоцветовых решений, учет жанрово-стилистических особенностей произведения и т.д.; 2)операторская реализация системы планов, ракурсов, мизансцен, движений видеокамеры, глубины кадра, и т.д.; 3)осветительские, звукооператорские, декоративно-художественные, актерские, монтажные и иные задачи, анимация. Ролевая игра «дубляжно-тонировочный период»:

а)сравнение различных вариантов переозвучивания эпизода - форсирование и микширование шумов, громкости речи, музыки, тембров, интонации и пр.;

б)осуществление разных трактовок «дубляжа» незнакомого аудитории видеофрагмента (лишенного звуковой фонограммы или на иностранном языке); в) освоение разнообразных звуковых, шумовых спецэффектов (имитация звуков, звуконаложение и пр.).

Изобразительно-имитационные творческие задания: создание рекламных афиш (к своим заявкам или к медиатекстам профессионалов) с помощью коллажей с дорисовками; рисунки и коллажи на темы произведений медиакультуры; рисованные комиксы по мотивам популярных медиатекстов.

Ролевые игры «Редакция газеты», «Издательский центр», «Интернетный портал», «Рекламное агентство», «Теленовости», «Репортаж» и др.

II. Технология развития восприятия медиатекстов в процессе медиаобразования

Творческие задания на восстановление в памяти динамики пространственно-временных, аудиовизуальных образов кульминационных эпизодов медиатекстов в процессе коллективного обсуждения.

Литературно-имитационные творческие задания: описание основных признаков лучшей (худшей) установки на восприятие конкретного медиатекста; описание лучших (худших) объективных (обстановка во время контакта и т.д.) и субъективных (настроение, индивидуальные психофизиологические данные и т.д.) условий восприятия медиатекста; составление рассказа от имени героя медиатекста, сохранение особенностей его характера, лексики и т. п. (идентификация, сопереживание, сотворчество); постановка персонажа медиатекста в измененную ситуацию (с переменой названия, жанра, времени, места действия медиатекста, его композиции: завязки, кульминации, развязки, эпилога и т.д.; возраста, пола, национальности персонажа и пр.); составление рассказа от имени одного из неодушевленных предметов, фигурирующих в медиатексте; подбор прозаических, поэтических, театральных, живописных, музыкальных

произведений, ассоциирующиеся с тем или иным медиатекстом, обоснование своего выбора; составление монологов (письма в редакции газет и журналов, на телевидение и киностудии и т.д.) от имени представителей аудитории с различными возрастными, социальными, профессиональными,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

образовательными и иными данными, находящихся на разных уровнях медиавосприятия («первичная идентификация», «вторичная идентификация», «комплексная идентификация», учет ориентации на развлекательную, рекреативную, компенсаторную и другие функции медиакультуры); раскрытие (на примере конкретного медиатекста массовой (популярной) культуры) сущности механизма «эмоционального маятника» [чередование эпизодов, вызывающих положительные (радостные) и отрицательные (шоковые) эмоции у публики]; обоснование причин успеха у аудитории самых популярных медиатекстов (книг, фильмов, компьютерных игр, телепередач и т.д.) последних лет (опора на миф, фольклор, зрелищность жанра, систему «эмоциональных перепадов», наличие развлекательной, рекреационной, компенсаторной и других функций медиакультуры, счастливый конец, авторская интуиция и т.д.); составление прогноза массового успеха медиатекстов по рекламным аннотациям (рекламные издания, телереклама и т. д.).

Театрализованно-ситуативные творческие задания: ролевая игра «установка на медиавосприятие» («учитель» и «ученики», «ведущий киноклуба» и «аудитория» и т.д.); театрализованный этюд на тему объективных и субъективных условий восприятия медиатекстов, разных уровней восприятия и т.д.

III. Технология развития умений критического анализа медиатекстов в процессе медиаобразования

-выявление и рассмотрение содержания эпизодов медиатекстов, с максимальной яркостью воплощающих закономерности произведения в целом;

-анализ логики авторского мышления: в развитии конфликтов, характеров, идей, пространственно-временного и аудиовизуального ряда, монтажа и т.д.; -определение авторской концепции и обоснование личного отношения к той или иной позиции создателей медиатекста. В том числе - эвристический подход: истинные и ложные трактовки логики авторского мышления на материале конкретного эпизода медиатекста; верные и неверные варианты авторской концепции и т.д.

Литературно-имитационные творческие задания: аннотации и сценарии рекламных роликов (или антиреклама); варианты улучшения художественного качества тех или иных медиатекстов.

Театрализованно-ситуативные творческие задания: ролевая игра на тему пресс-конференции с «авторами» медиатекста; ролевая игра на тему интервью с «зарубежными авторами медиатекста»; ролевая игра на тему «международной встречи медиакритиков»; «юридическая» ролевая игра, включающая «расследование» преступлений отрицательного героя медиатекста, «суд» над авторами медиатекста (гонение со стороны

бюрократов, цензуры и пр.); театрализованный этюд на тему рекламной компании в масс-медиа (в прессе, на радио и ТВ, в интернетном сайте и т.д.);

Проблемные коллективные обсуждения и рецензирование медиатекстов (книг, статей, радиопередач, фильмов, телепередач, клипов, компьютерных игр, интернетных сайтов и т.д.): сопоставление и обсуждение рецензий, статей, книг, написанных профессионалами-медиакритиками; подготовка рефератов, посвященных проблемам медиакультуры; устные коллективные обсуждения медиатекстов; письменное рецензирование медиатекстов.

IV. Технология планирования и проведения

медиаобразовательных уроков и других форм занятий с учащимися

Литературно-имитационные творческие задания: план-конспект урока, беседы со школьниками на материале медиакультуры; конспект вступительного слова перед коллективным просмотром медиатекста в школьной аудитории; сценарии викторин, конкурсов для школьников (на материале медиакультуры); обоснование планов курсовых и дипломных работ по проблемам медиаобразования.

Театрализованно-ситуативные творческие задания: ролевые игры «Урок», «Беседа со школьниками» на материале медиакультуры; театрализованные этюды на темы занятий медиаклубов для различных типов аудитории, утренников и вечеров на материале медиакультуры.

Краткий список литературы к учебному курсу «Технология медиаобразования в школе и вузе»

(полный список литературы см. в монографии: Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов, 2001 и на сайте Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России http://edu.of.ru/mediaeducation)

Бабкина Н.А. Проблемы медийной экологии и образования//Медиаобразование. - 2005. -№ 4. -89-90.

Баженова Л.М. В мире экранных искусств. Книга для учителей начальных классов, воспитателей, родителей. - Изд-во ВИПК, ВИКИНГ, Ассоциация деятелей кинообразования, 1992. - 71 с.

Баженова Л.М. Герои книг на экране: Работа с фильмом-экранизацией: [В помощь преподавателям курса «Основы экранной культуры» в начальных классов]//Начальная школа - 1998.- № 2.- C. 17-22.

Баженова Л.М. Изучение экранных искусств в начальной школе//Начальная школа. - 2000.- № 1.- C. 21-24.

Баженова Л. М. Медиаобразование как средство художественного развития младших школьников//Начальная школа. -2002. - № 5. - C. 50-54.

Баженова Л.М. Медиаобразование младших школьников//Искусство и образование. - 2001. -№ 4. - С. 65-67.

Баженова Л.М. Медиаобразование школьника (1-4 классы). Пособие для учителя. - М.: Изд-во Ин-та художественного образования Российской Академии образования, 2004. - 55 с. Баженова Л.М. Наш друг экран. Пособие для учащихся общеобразовательных школ. (1-4 классов). Вып. 1, 2. - М.: Пассим, 1995. - 77 с. + 74 с.

Баженова Л.М. Обсуждение фильмов с детьми: [Методические рекомендации к программам факультативного курса «Основы экранной культуры»]//Начальная школа - 1995.- № 3.- С. 1722.

Баженова Л.М. Основы экранного искусства в школе//Искусство в школе. - 2002. - № 4. - С. 84-89. - № 5. - С.56-62.

Баженова Л.М. Принципы обучения школьников основам экранной грамотности//Специалист. - 1993. - № 5. С. 6-8.

Баженова Л.М. Психологические особенности восприятия фильмов и телевизионных передач младшими школьниками//Начальная школа. - 1995.- № 11.- С. 8-11.

Баженова Л.М. Работа с «проблемным» фильмом в детской аудитории//Искусство в школе. -2004. - № 1. - С.5-12.

Баженова Л.М. Творчество детей на занятиях по основам экранной культуры//Начальная школа. - 1995. - №№ 3, 11. - 1996. - № 1. - С. 13-16.

Баженова Л.М. Фильм порожден для мыслей.. .//Искусство в школе. - 2002. - № 6. - С.40-47. Баженова Л.М. Формирование основ экранной грамотности как средство художественного воспитания//Начальная школа. - 1991. - № 8.

Баженова Л.М. Чем фильм отличается от книги?//Искусство в школе. - 2004. - № 2. - С.81-87.

Баранов О. А. Кино во внеклассной работе в школе. - М.: Изд-во ВБПК, 1980. - 48 с.

Баранов О. А. Медиаобразование в школе и вузе. - Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2002. - 87 с.

Березин Б.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. - М., 2002.

Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. Учебное пособие для среднего школьного возраста по

предмету «Основы экранной культуры». - М.: БУЯ-Аргус, 1994. - 96 с.

Бондаренко Е.А. Творческая реабилитация средствами медиакультуры». - Омск: Изд-во Сибир. филиала Рос. ин-та культурологии, 2001.

Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры. - Омск: Изд-во Сибир. филиала Рос. ин-та культурологии, 2000. -91 с.

Бондаренко Е.А. Формирование мировоззрения учащихся средствами кино//Специалист. -1993. - № 5. - С. 8-10.

Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. Учебное пособие для среднего и старшего школьного возраста. - М.: БУЯ-Аргус, 1994. - 64 с.

Бондаренко Е.А., Журин, А.А. Состояние медиаобразования в мире//Педагогика. - 2002. - № 3. - С. 88-98.

Бориснев С.В. Социология коммуникации. - М., 2003.

Брейтман А.С. Основы киноискусства. - Хабаровск: Изд-во Дальневосточного гос. ун-та путей сообщения, 1999. - 119 с.

Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации.- М., 1995.

Бурлак И.Н., Кубеев Б.В. Учебное кино в высшей школе. - М.: Высшая школа, 1980. - 207 с. Бухова С.С. Педагогические идеи Ю.Н.Усова и их значение для аудиовизуального медиаобразования//Медиаобразование. - 2005. - №2. - С.62-67.

Вайсфельд И.В. Кинопедагогика в современном мире//Специалист. - 1993. - № 2. - С. 19. Вайсфельд И.В. Развитие кинообразования в условиях перестройки. - М.: Изд-во Общества друзей кино, 1988. - 21 с.

Вайсфельд И.В. Эволюция экрана, эволюция восприятия//Специалист. - 1993. - № 5. - С. 3-6. Вайсфельд И.В., Демин В.П., Михалкович В.И., Соболев Р.П. Встречи с Х музой: Беседы о киноискусстве. Книга для учащихся старших классов. В 2-х т. - М.: Просвещение, 1981. Т.1. -223 с. Т.2. - 175 с.

Вартанова Е.Л., Засурский Я.Н. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели//Информационное общество. - 2003. - № 3. - С.5-10.

Видеозапись в школе/Под ред. Л. П.Прессмана. - М.: Изд-во Российской Академии образования, 1993. - 248 с.

Викторов А.Е. От чтения книг - к чтению медиатекстов//Медиаобразование. - 2005. - №1. -С.113-116.

Викторов А.Е. Аудиовизуальная творчество и экранная культура: медиаобразовательные аспекты//Медиаобразование. - 2005. - №1. - С.117-120.

Викторов А.Е. Медиаобразование, химия и.. .//Медиаобразование. - 2005. - №2. - С.109-111. Викторов А.Е. Пилотный номер «Экрана»: мнения российских студентов//Медиаобразование. - 2005. - №2. - С.87-96.

Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей и молодежи. - М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1989. - 116 с.

Возчиков В. А. Введение в медиаобразование. Учебное пособие. - Бийск: Изд-во НИЦ Бийск. гос. пед. ин-та, 1999 - 64 с.

Возчиков В.А. Медиаобразование в педагогическом вузе. Методические рекомендации. -Бийск: Изд-во НИЦ Бийск. гос. пед. ин-та, 2000 - 25 с.

Возчиков В. А. Педагогика журналистики в аспекте развития коммуникативных умений. -Бийск: Изд-во НПЦ Бийск. гос. пед. ин-та, 2000 - 160 с.

Возчиков В.А., Колтаков К.Г. Образование в информационном обществе: некоторые проблемы содержания и организации. - Бийск: Изд-во НИЦ Бийск. гос. пед. ин-та, 2001 - 113 с.

Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования. - Кемерово, 1999. - Ч.1. - 143 с. Ч.2. - 147 с. Гилева Г.Г. Медиаобразование и биология: первые шаги//Биология в школе - 1998. - № 2. - С. 36-40.

Горюхина Э.Н. Киноклуб как форма научно-исследовательской работы студентов. -Новосибирск: Изд-во Новосибирск. гос. пед. ин-та, 1980. - 27 с.

Гращенкова И.Н. Кино как средство эстетического воспитания. - М.: Высшая школа, 1986. -224 с.

Гудилина С.И. Информация наш друг?//Учитель. - 1999. - № 2. - С.44.

Гура В.В. Медиакомпетентность как цель педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов//Медиаобразование. - 2005. - №1. - С.77-80.

Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика: Материалы российско-французского семинара/Под ред. А.В.Шарикова - М.: ЮНПРЕСС, 1994. - 77 с. Дидактические основы применения экранно-звуковых средств в школе/Под ред. Л.П.Прессмана. - М.: Педагогика, 1987. - 152 с.

Дистанционное обучение/Под ред. Е.С.Полат. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 192 с.

Дмитриев А.Я. Визуальный ряд учебного телевидения. М., 1991.

Дорф Г.Я. Внимание! Говорит школьное радио. - М.: Просвещение, 1988. - 159 с.

Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация: модели влияния. Как

устанавливается повестка дня? Екатеринбург: Изд-во Гуманитар. ун-та, Ин-та философии и

права Уральского отделения РАН, 2001. - 129 с.

Дьякова Е.Г. Массовая коммуникация и власть. Екатеринбург: Изд-во Уральского отделения РАН, 2002. - 299 с.

Егоров В.В. Телевидение и школа: проблемы учебного телевидения. - М.: Педагогика, 1986. -152 с.

Ефимов Э.М. Школьникам о телевидении. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.

Жаринов Е.В. Киноискусство в идейно-эстетическом воспитании учащихся 1У-У1 классов. -

Таллин, 1987.

Жаринов Е.В., Смелкова З.С. Киноискусство в идейно-нравственном воспитании учащихся 46 классов. Ч. 1, 2. - М.: НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук, 1986. - 144 с.

Журин А. А. Интеграция медиаобразования с курсом средней общеобразовательной школы//Медиаобразование. - 2005. - №2. - С.29-51.

Журин А.А. Медиаобразование школьников на уроках химии. - М.: Изд-во Российской Академии образования, 2004. - 184 с.

Журин А.А., Гончарук О.Ю. Художественные видеофильмы на уроках химии//Химия в школе. -2001. - № 3. - С. 55-60.

Зазнобина Л. С. Медиаобразование - идеи и перспективы//Педагогическая информатика. -1994. - № 3.

Зазнобина Л.С. Живая жизнь и «виртуальная реальность»: Проблемы содержания медиаобразования в контексте школьного образования//Народное образование. - 1996. - № 9. -С. 17-21.

Зазнобина Л.С. Медиаобразование в российской школе// Магистр. - 1995.- № 1.- С. 64-70. Зазнобина Л. С. Медиаобразование на фоне натурных зарисовок//Лицейское и гимназическое образование. - 1999. - № 5. - С. 58-64.

Зазнобина Л.С. Медиаобразование при обучении химии//Химия в школе. - 1995.- № 2.- С.3-7. Зазнобина Л.С. Медиаобразование. Что это такое? (Возможности медиаобразования при обучении биологии)//Биология в школе. - 1995.- № 5.- С. 21-23.

Зазнобина Л. С. Проект стандарта медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального и среднего общего образования. - М., 1999. - 40 с.

Зазнобина Л. С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами//Стандарты и мониторинг в образовании. - 1998.- № 3.- С. 26-34. Зазнобина Л.С. Школа и СМИ : Проблемы взаимодействия// Педагогика. -1999. - № 5. - С. 7275.

Затучный М.С. Самодеятельное кино и видео в структуре эстетического воспитания. - М., 1997.

Захарова Е.А. Киноискусство в идейно-эстетическом воспитании учащихся 1-3 классов: Методические рекомендации. Ч. 1, 2. - М.: Изд-во НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук СССР, 1984-1985.

Захарова Е.А. Развивающий экран//Информатика и образование. -1995. - № 6. - С. 67-68. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникавистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 301 с. Землянова Л. М. Современная американская коммуникавистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. - М.: Изд-во МГУ, 1995.

Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: Введение в курс. - Краснодар: Краснодар. гос. академия культуры, 1996.- 136 с.

Иванова Л. А. Формирование медиакомпьютерной образованности подростков средствами видео (на материале уроков французского языка). - Иркутск, 1999.

Ильичев С.И., Нащекин Б.Н. Кинолюбительство: истоки и перспективы. - М.: Искусство, 1986. - 110 с.

Интернет в гуманитарном образовании/ Под. ред. Е.С.Полат. - М.: Владос, 2001. - 272 с. Использование средств массовой информации и наглядной пропаганды в преподавании общественных дисциплин в средней школе: Методические рекомендации/Под ред. Д.И. Полторака. - М.: НИИ средств обучения и учебной книги Академии педагогических наук СССР, 1989. - 113 с.

Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических нововведений/Под ред. Е.Н.Ястребцевой. - М., 1995. Как создать в школе медиатеку. - М.: ИНФО, 1994.

Каптерев А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен. - М.: Профиздат, 2002. Каруна (Донец) И.А. Педагогические технологии в сфере медиаобразования//Школьные технологии. - 2002. - № 1. - С. 47-50.

Каруна И.А. Британский опыт в области медиаобразования: опыт, проблемы, инновации//Искусство и образование. - 2003. - № 2. - С. 66-79.

Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. тех. ун-та, 2000. - 175 с.

Кириллова Л.М. Педагогические аспекты эффективности учебных фильмов. Л., 1984. Кириллова Н.Б. Использование кино в учебном процессе вуза. Методические рекомендации.

- Магнитогорск, 1981. - 16 с.

Кириллова Н.Б. Киноискусство в системе нравственно-эстетического воспитания студенческой молодежи. Методическое пособие для студентов МГМИ. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. горно-металлург. ин-та, 1982. - 27 с.

Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. - М.: Академический Проект, 2005. - 448 с.

Кириллова Н.Б. Роль кино в процессе обучения и воспитания учащихся системы профессионально-технического образования. Методические рекомендации - М.: Высшая школа, 1989.

Кириллова Н.Б. Экранное искусство в системе гуманитарной подготовки специалистов. Учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во СИПИ, 1992. - 92 с. Компьютерные телекоммуникации - школе/Под ред. Е.С.Полат. - М., 1995. - 168 с. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: Изд-во Международного ун-та бизнеса и управления, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. СПб., 1995.

Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику: профессиональное и массовое медиаобразование. - СПб.: Изд-во Михайлова, 2004. - 240 с.

Короченский А. П. «Пятая власть»? Медиакритика в теории и практике журналистики. -Ростов: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 2003. - 280 с.

Короченский А.П. «Пятая власть»? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. Ростов: Международный ин-т журналистики и филологии, 2002. - 272 с. Короченский А.П. Важный вклад в медиапедагогику//Медиаобразование. - 2005. - №1. -С.121-124.

Короченский А. П. Медиакритика и медиаобразование//Высшее образование в России. - 2004.

- № 8. - С.40-46.

Короченский А.П. Медиаобразование в России: не только «внешние» трудности и препятствия//Медиаобразование. - 2005. - № 3.

Короченский А.П. Медиаобразование: миф или реальность?//Медиаобразование. - 2005. - №2.

- С.82-86.

Кругликова Л.С. Медиаобразование, интегрированное с базовым: Реальный опыт//Завуч. -2000.- № 6.- С. 24-30.

Кузнецов В.М. Учебное телевидение. - М.: Высшая школа, 1990.

Левшина И.С. Подросток и экран. - М.: Педагогика, 1989. - 176 с.

Левшина И.С. Подросток идет в кино. - М.: Союзинформкино, 1987. - 47 с.

Леготина Н. А. Медиаобразование школьников: Методические рекомендации к изучению

спецкурса. - Курган, Курганский гос. университет, 2003. - 18 с.

Леготина Н.А. Педагогические условия подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях//Медиаобразование. - № 1. -С.56-66.

Лепская Н.А. Компьютер в художественном образовании. - М., 1993.

Марченков А.А., Цветаева В.Б. Перспективы интеграции киноклуба в систему гуманитарного образования//Медиаобразование. - 2005. - № 3.

Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент/Под ред. А.В.Федорова. - М.: Изд-во Гос. ун-та управления, 2002. - 80 с.

Медиаобразование, интегрированное с базовым/Под ред. Л.С.Зазнобиной.- М.: Изд-во Южного округа управления московского образования, 1999. - 173 с. Медиаобразование/Под ред. Л.С. Зазнобиной.- М.: МИПКРО, 1996.- 80 с.

Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. - СПб, 1996. Методические рекомендации по использованию технических средств обучения в учебно-воспитательной работе общеобразовательных школ/Под ред. С.Г.Шаповаленко и Л.П.Прессмана. - М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1982. - 62 с. Методические рекомендации современной городской школьной медиатеки. - М., 1992. - 76 с. Митина А.М., Олянич А.В., Покровская Я.А. и др. Художественный кинофильм в обучении английскому языку. - Волгоград: Изд-во Волгоград. гос. тех. ун-та, 1999. - 60 с. Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе. - Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 1999. - 147 с.

Монастырский В.А. Киноклуб «Контакт»: Неокончательные итоги. - Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 1995. -66 с.

Мультимедиа в школе/Ред.-сост. Л.П.Прессман. - Москва-Калуга, 1994. - 198 с. Мурюкина Е.В. Диалогическая концепция культуры как методологическая основа медиаобразования//Медиаобразование. - 2005. - № 3.

Мурюкина Е. В. Медиаобразовательные занятия с учащимися старших классов на материале кинопрессы//Медиаобразование. - 2005. - № 4.

Мурюкина Е. В. Модель медиаобразования учащихся старших классов на материале кинопрессы//Медиаобразование. - 2005. - №2. - С.52-61.

Муштаев В.П. Уроки искусства: Очерки об учебном телевидении. - М.: Педагогика, 1985. -104 с.

Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методика анализа и практика исследований. - М., 2002.

Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество. - М.: Аванти плюс, 2004. - 428 с. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. - СПб.: Питер, 2005. - 288 с. Научно-методические вопросы применения учебного телевидения в вузе. - М., 1985. Нечай О.Ф. Основы киноискусства. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. -М.: Просвещение, 1989. - 288 с.

Нечай О.Ф. Ракурсы. О телевизионной коммуникации и эстетике. - М.: Искусство, 1990. - 119 с.

Нечай О.Ф., Ратников Г.В. Основы киноискусства. Учебное пособие для некинематографических вузов. Минск: Выш. школа,1985. - 368 с.

Новикова А. А. Интеграция обучения медиаграмотности в систему образования// Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Ч.2. - М.: Изд-во МГУ, 2005. -С.338-339.

Новикова А. А. Медиа на уроке английского языка: техническое средство обучения или медиаобразование?//Медиаобразование. - 2005. - №1. - С.107-112.

Новикова А. А. Медиаобразование в англоязычных странах//Педагогика. - 2001. - № 5. - С. 87-91.

Новикова А. А. Медиаобразование в России и Европе в контексте глобализации. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - 168 с.

Новикова А. А. Медиаобразование в США. Ч.1.//Искусство и образование. - 1999. - № 4. - С. 68-81.

Новикова А. А. Медиаобразование в США. Ч.2.//Искусство и образование. - 2000. - № 4. - С. 35-49.

Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции//Дистанционное и виртуальное обучение. - 2000. - № 9. - С. 40-43.

Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции//Педагогика. - 2000. - № 3. - С. 68-75.

Новоженин И. В. Дидактические материалы по медиаобразованию, интегрированному в курс экономической и социальной географии Российской Федерации//География в школе - 1997.-№ 7.- C. 51-56.

Новые педагогические технологии и компьютерные телекоммуникации в системе образования/Под ред. Е.С.Полат. - М., 1998.

Оснащение школы техническими средствами в современных условиях/Под ред. Л.С.Зазнобиной. - М.: Перспектива, 2000. - 80 с.

Основы телевизионной журналистики: Учебное пособие/Под ред. А.Я.Юровского. - М., 1987. Панфилов Н.Д. Школа кинолюбителя. - М.: Искусство, 1985. - 238 с. Пензин С.Н. .плюс краеведение и культурология//Медиаобразование. - 2005. - № 3. Пензин С. Н. Американское кинопутешествие. - Воронеж: Изд-во Киновидеоцентр им В.М.Шукшина, 2001. - 84 с.

Пензин С.Н. Кино в системе искусств: проблема автора и героя. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1984. - 188 с.

Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1987. - 176 с.

Пензин С.Н. Мой друг видео//Специалист. - 1993. - № 4. - С. 19-22.

Пензин С.Н. Николай Алексеевич Лебедев (1897-1978): патриарх отечественного кинообразования//Медиаобразование. - 2005. - №1. - С.81-89.

Пензин С.Н. Основы киноискусства. Методические указания для студентов естественных и гуманитарных факультетов. В 2-х частях. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001. Пензин С.Н. Уроки кино. - М.: Изд-во ВБПК, 1986. - 66 с. Петрова Н.П. Виртуальная реальность. - М.: Аквариум, 1997. - 256 с.

Поличко Г. А. Изучение изображения как компонента экранного образа//Медиаобразование.

- 2005. - № 3.

Поличко Г. А. Автобиографические заметки медиапедагога//Медиаобразование. - 2005. - № 1.

- С.25-55.

Поличко Г.А. Дети, киноязык и русская школа ХХ1 столетия (Главы из книги «Киноязык, объясненный студенту»)//Специалист». - 1997. - №№ 6, 11. - 1998. - № 4. Поличко Г.А. Изучение монтажа на медиаобразовательных занятиях//Медиаобразование. -2005. - № 4.

Поличко Г. А. Кинопедагогика: предложения о проблеме...//Специалист. - 1993. - № 1. - С. 1617.

Поличко Г. А. Медиаобразование или кинообразование: как выучить

продюсера?//Специалист. - 1993. - № 5.

Полушкина В.В. Об интегрированном подходе к работе по кинообразованию и

киновоспитанию//Специалист. - 1993. - № 5. - С. 14-16.

Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. - М., 1998.

Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук. К.: Ваклер, 2001. - 656 с.

Прессман Л.П. Видеозапись на вашем уроке//Народное образование. -1995. - № 6. - С. 96-99.

Прессман Л.П. Методика применения технических средств обучения: Экранно-звуковые

средства. - М.: Просвещение, 1988. - 191 с.

Проблемы кинообразования в вузе и в школе/Отв. ред. С.М.Одинцова. - Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 1997. - 64 с.

Проблемы медиапсихологии/Сост. Е.Е.Пронина. - М., 2002.

Проблемы современной кинопедагогики/Ред. П.А.Черняев, И.С.Левшина. - М.: Ассоциация деятелей кинообразования, ВИКИНГ (Видеокинограмотность), 1993. - 120 с. Рабинович Ю. М. Кино как средство воспитания школьников (опыт создания системы). - М.: Союзинформкино, 1986. - 32 с.

Рабинович Ю.М. Кино, литература и вся моя жизнь. - Курган: Периодика, 1991. - 120 с. Разлогов К.Э. Что такое медиаобразование?//Медиаобразование. - 2005. - №2. - С.68-75. Разумный Д.В. Эволюция взглядов на роль экранных средств обучения в современной педагогике//Наука и школа. - 2001. - № 4. - С. 44-47.

Рыбак Л. А. Наедине с фильмом. Об искусстве быть кинозрителем: Кино и школа - М.: Изд-во БПСК, 1980. - 57 с.

Рыжих Н. П. Изучение аудиовизуальной медиаграмотности школьников на материале

экранных искусств//Медиаобразование. - 2005. - №1. - С.93-102.

Самарцев О.Р. Телевидение в системе образования. - М.: Изд-во ВИПК, 1995.

Самарцев О. Р. Телевидение, личность, образование: Очерки теории образовательного

телевидения - Ульяновск : Ульян. Дом печати, 1998.- 224 с.

Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социальное воспитание средствами массовой информации и коммуникации//Школьные технологии. - 2002. - № 3. - С.109-120.

Ситникова Н. А. Дидактические проблемы использования аудиовизуальных технологий

обучения. М.: Изд-во Москов. психолого-социального ин-та, 2001. - 64 с.

Собкин В.С. Телевидение и образование: Опыт социологических исследований 1980-90-

х//Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по

социологии образования. Т. У. Вып. У11/Под ред. В.С.Собкина. - М., 2000.

Содержание и формы самостоятельной работы учащихся в условиях школьной

медиатеки/Под общ. ред. Е.Н.Ястребцевой. - М., 1994.

Соколова Н. Ю. Медиаобразование и школьный курс физики//Физика в школе. - 1999. - № 2. - С.27-30.

Спичкин А.В. Медиаобразование и театральная культура учащихся//Специалист. - 1993. - № 5. - С. 19-20.

Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. - Курган: Изд-во Ин-та пов. квалификации и переподготовки работников образования, 1999. - 114 с.

Столбникова Е.А. Модель медиаобразования студентов педагогического вуза на материале рекламных медиатекстов//Медиаобразование. - 2005. - № 1. - С.66-77.

Столбникова Е. А. Особенности социально-психологического воздействия рекламы на студенческую аудиторию//Медиаобразование. - 2005. - № 3. - С.69-95.

Телевидение и школа: опыт социокультурного и психолого-педагогического анализа /Отв. ред. В.С.Собкин. - М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1989. - 176 с. Теории, школы, концепции. Художественная коммуникация и семиотика/Ред. Ю.Б.Борев. -М., 1986.

Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М.: Изд-во МГИМО, 2000. Тихомирова К.М. Медиаобразование, интегрированное с базовым, в начальных классах//Начальная школа. - 2001. - № 7. - С.106-111.

Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. Книга для старшеклассников. - М.: БУЯ-Аргус, 1995. -224 с.

Усов Ю.Н. Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным видам искусства//Искусство в школе. - 2000. - № 6. - С.3-6. - 2001. - № 1. - С.27-34. Усов Ю.Н. и др. Основы эстетического воспитания. Пособие для учителя/ Ред. Н. А.Кушаев. -М., 1986. - С. 54-55, 69-73, 92-98, 102-106, 170-177.

Усов Ю.Н. Киноискусство в идейно-эстетическом воспитании учеников УШ-Х классов. -Таллин, 1987. - 188 с.

Усов Ю.Н. Мастерская «Киноведение и кинопедагогика»//Специалист. - 1993. - № 5. - С.10-11.

Усов Ю.Н. Методика использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 8-10 классов. - Таллин, 1980. - 125 с.

Усов Ю.Н. Основы экранной культуры (1-Х1 классы). - М.: Просвещение,1994. Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. - М.: Новая школа, 1993. - 90 с.

Усов Ю. Н. Рекомендации по использованию киноискусства в учебно-воспитательном процессе. - М., 1983.

Усов Ю. Н. Экранные искусства - новый вид мышления// Искусство и образование. - 2000. -№ 3. - С. 48-69.

Усов Ю. Н., Рудалев В. М. Методика использования искусства кино в учебно-воспитательном процессе. - М., 1983.

Федоров А.В. «За» и «против»: Кино и школа. - М.: ВБПК, 1987. - 66 с.

Федоров А.В. «Курганская школа»: от кинообразования - к медиаобразованию//Искусство и образование. - 2004. - № 4. - С.52 - 70.

Федоров А.В. Видеоспор: Кино - видео - молодежь. - Ростов: Ростов. книжн. изд-во, 1990. - 80 с.

Федоров А.В. Киноискусство и художественное образование//Педагогика. - 2002. - № 2. - С. 21-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федоров А.В. Медиакритика и медиаобразование в современном российском обществе//Журналистика 2003. Обретения и потери, стратегии развития. Ч.3. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - С.38-39.

Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. - 314 с.

Федоров А.В. Медиаобразование в Австралии//Медиаобразование. - 2005. - №1. - С.103-106. Федоров А.В. Медиаобразование в Бельгии//Дистанционное и виртуальное обучение. - 2002.

- № 6. - С.53-56.

Федоров А.В. Медиаобразование в Бельгии//Педагогика. - 2002. - № 1. - С. 97-99.

Федоров А.В. Медиаобразование в Восточной Европе//Медиаобразование. - 2005. - № 4. -

С.49-55.

Федоров А.В. Медиаобразование в Германии, Австрии и Швейцарии// Медиаобразование. -2005. - №2. - С.97-106.

Федоров А.В. Медиаобразование в зарубежных странах. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. -238 с.

Федоров А.В. Медиаобразование в Канаде//Высшее образование в России. - 2002. - № 1. - С. 116-118.

Федоров А.В. Медиаобразование в контексте теории диалога культур//Школьные технологии.

- 2003. - № 3. - С.212-216.

Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. -124 с.

Федоров А.В. Медиаобразование в России//Л1ша Mater. Вестник высшей школы. - 2002. - № 7. - С. 29-32.

Федоров А.В. Медиаобразование в Скандинавии//Медиаобразование. - 2005. - № 3. Федоров А.В. Медиаобразование во Франции//Педагогика. - 2003. - № 5. - C. 90-96. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Учебное пособие для вузов. -Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - с.340 с.

Федоров А.В. Медиаобразование по С.Н.Пензину//Искусство и образование. - 2004. - № 3. -С.64-75.

Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. - Ростов: ЦВВР. - 708 с. Федоров А.В. Медиапедагогика Ю.Н.Усова//Искусство и образование. - 2003. - №3. -С.65-74.

- № 4. - C.78-95.

Федоров А.В. Молодежь и медиа: Проблемы и перспективы//Встреча: Культурно-просветительная работа. -1997. - № 11. - С.44.

Федоров А.В. О.А.Баранов: от киноклуба - к университету//Искусство и образование. - 2004.

- № 2. - С.58-66.

Федоров А.В. Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию учащейся молодежи//Специалист. - 1994. - № 1. - С. 15-19.

Федоров А.В. Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео). Учеб. пособие для вузов. -Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 1994. - 384 с.

Федоров А.В. Проблемы аудиовизуального восприятия//Искусство и образование. - 2001. - № 2.- С. 57-64.

Федоров А.В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов//Педагогика. -2004. - № 4. - С.43-51.

Федоров А.В. Терминология медиаобразования//Искусство и образование. - 2000. - № 2. - С. 33-38.

Федоров А.В. Трудно быть молодым: Кино и школа. - М.: Киноцентр, 1989. - 66 с. Федоров А.В., Новикова А.А. Медиа и медиаобразование//Л1ша Mater. Вестник высшей школы. - 2001. - № 11. - С. 15-23.

Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. - 270 с.

Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в США и Канаде//США - Канада: Экономика. Политика. Культура. - 2004. - № 9. - С.96-104.

Федоров А.В., Новикова А.А. Основные теоретические концепции медиаобразования//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2002. - № 1. - С. 149-158.

Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: Краткая история развития. -Таганрог: Познание, 2002. - 266 с.

Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в современной России: основные модели//Высшее образование в России. - 2004. - № 8. - С.34-39.

Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. - М., 1996.

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 238 с.. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. - СПб.: Питер, 2004. - 397 с.. Фоминова М.Н. Экранная культура в системе работы учителя мировой художественной культуры//Искусство в школе. -2003. - № 5. - C. 44-48.

Франко Г.Ю. Документальный экран в художественном образовании старших школьников//Искусство в школе. - 2004. - № 4. - С.82-89.

Франко Г.Ю. Использование видеозаписи телепередач в школе в 9 классе. - М., 1991. Франко Г.Ю. Испытание экраном//Народное образование. - 1996. - № 7. - C. 68-70. Халатов Н.В. Мы снимаем мультфильмы. - М.: Молодая гвардия, 1986. - 159 с. Хилько Н.Ф. Аудиовизуальная культура: Словарь. - Омск: Изд-во Сиб.филиала Рос. ин-та культурологии, Омск. гос. ун-т, 2000. - 149 с.

Хилько Н. Ф. Медиакультурное взаимодействие и экология экранного творчества//Искусство и образование. - 2004. - № 4. - С.71-79.

Хилько Н.Ф. Педагогика экранной культуры: парадигмы творчества//Искусство и образование. - 2003. - № 3. -С.75-81.

Хилько Н.Ф. Развитие аудиовизуальных творческих способностей: психологические и социокультурные аспекты. - Омск: изд-во Сиб. филиала Российского ин-та культурологии, 2004. - 158 с.

Хилько Н. Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. -Омск: Изд-во Сиб.филиала Рос. ин-та культурологии, 2001. - 446 с.

Хилько Н.Ф. Социокультурные аспекты экранного медиатворчества. - М.: Изд-во Российского ин-та культурологии, 2004. - 96 с.

Хилько Н.Ф. Экранная культура: медиасистемы и технологии. - Омск: Изд-во Сиб. филиала Российского ин-та культурологии, 2003. - 104 с.

Цимбаленко С.Б., Шариков, А.В., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире. - М.: Изд-во ЮНПРЕСС, 1998. - 45 с.

Челышева И.В. Медиаобразование в России: от тоталитарной эпохи к «оттепели» (1935-1968)//Медиаобразование. - 2005. - №2. - С.4-28.

Челышева И.В. Медиаобразовательное движение в России эпохи «перестройки» (1986-1991)//Медиаобразование. - 2005. - № 4. - С.4-22.

Челышева И.В. В пространстве медиакультуры//Медиаобразование. - 2005. - № 3. - С.101-103.

Челышева И.В. Зарождение и начало развития медиаобразования в России (1900-1934)//Медиаобразование. - 2005. - № 1. - С.7-25.

Челышева И.В. Из истории кружковой работы на материале киноискусства//Дополнительное образование. - 2004. - № 3. - С.62-63.

Челышева И.В. Кинообразование: взгляд из Воронежа//Медиаобразование. - 2005. - №2. -С.108-109.

Челышева И.В. Медиаобразование в начальной школе//Медиаобразование. - 2005. - №2. -С.107-108.

Челышева И.В. Медиаобразование для журналистов//Медиаобразование. - 2005. - № 4. -С.88-89.

Челышева И.В. Проблема анализа медиатекста в формировании информационной культуры личности//Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Ч.2. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - С.270-271.

Челышева И. В. Телевидение и мультимедиа в системе медиаобразования в России//Искусство и образование. - 2004. - № 5. - С.44-49.

Челышева И.В. Эпоха эстетически ориентированного медиаобразования в России (1969-1985)//Медиаобразование. - 2005. - № 3. - С.4-22.

Черепинский С.И. Учебное кино: История становления, современное состояние и тенденции.

- Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1989. - 168 с.

Черепинский С.И., Хозяинов Г.И. Дидактические аспекты создания и применения аудиовизуальных пособий в вузах. - Воронеж, 1982.

Черкашин Е. А. Роль самодеятельного молодежного кинотеатра в воспитании учащихся средних профтехучилищ. - М.: Высшая школа, 1987. - 64 с.

Чудинова В.П., Голубева Е.И., Михайлова А.И. и др. Дети и библиотеки в меняющемся мире.

- М.: Школьная библиотека, 2004. - 336 с.

Шабалин Ю. Е. Использование видеозаписи в подготовке будущего учителя//Педагогика. -1996. - № 5. - С. 69-71.

Шак Т.Ф. Медиаобразование для музыкантов//Высшее образование в России. - 2004. - № 8. -С.46-48.

Шариков А.В. Концепция медиаобразования во второй ступени средней образовательной

школы. М.: Академия педагогических наук СССР, 1991. - 23 с.

Шариков А.В. Куда выходит «окно в мир»//Магистр. - 1992. - №7. - С. 27-31.

Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. - М.: Изд-во Академии

педагогических наук СССР, 1990. - 66 с.

Шариков А.В. Почему дети смотрят телевизор?//Магистр. - 1992. - №4 . - С. 20-25. - №5 - С. 41-45.

Шариков А.В. Ребенок и его информационное окружение//Магистр. - 1992. - №1. - С. 17-20. Шариков А.В. Так что же такое медиаобразование? // Медиаобразование. - 2005. - №2. - С.75-81.

Шариков А. В. Телесмотрение школьников: желаемое и действительное//Магистр. - 1992. -№6. - С. 39-43.

Шариков А. В. Что вызывает недовольство общества в деятельности телевидения?//Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Ч.2. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - С.64-67.

Шариков А.В. Что смотрят школьники?//Магистр. - 1992. - №3. - С.24-30.

Шариков А.В. Что читают школьники?//Магистр. - 1992. - №2. - С. 24-30.

Шариков А.В., Строганова Т.В. Содержание, формы и методы медиаобразования в СССР

(Аннотированный библиографический указатель). - М.: Академия педагогических наук

СССР, 1991. - 92 с.

Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М.: Социальные отношения. Перспектива, 2003.

- 248 с.

Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. - М.: Социальные отношения, 2003.

Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. - М.: Мысль, 1973. - 213 с.

Шиян Л. К. Акмеологические основы эстетического воспитания молодежи средствами теле- и видеопрограмм: методология, методика и педагогические технологии. - М.: Изд-во Рос. Академии гос. службы, 1995. - 256 с.

Шиян Л. К. Использование произведений теле- и видеоискусства в подготовке будущего учителя//Педагогика. - 2001. - № 4. - С. 66-70.

Шиян Л.К. Эстетическое воспитание молодежи в клубных учреждениях средствами теле- и видеопрограмм. - М.: Изд-во МГИК, 1992. - 16 с.

Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. - М., 1995. Экология культуры и творчества в экранном медиаобразовании/Ред. Н.Ф.Хилько. - Омск: Изд-во Сибир. филиала Российского ин-та культурологии, 2004. - 110 с.

Якушина Е.В. Дискуссия по проблемам Интернет-образования и медиаобразования//Вопросы Интернет-образования. - 2001. - №1.

Ястребцева Е.Н. Как создать в школе медиатеку: Методическое пособие. - М.: ИНФО, 1994. Ястребцева Е. Н. Концепция развития учебно-материальной базы школьной медиатеки. -М.:НИИСОиУК, 1990.

Ястребцева Е.Н. Медиатека - новое структурное подразделение школы: Метод. Рекомендации. -М.: Министерство образования РФ, 1993.

Ястребцева Е.Н. Медиатека в контексте развития информационной образовательной инфраструктуры России//Мультимедиа в образовании. - 1998. - №1.

Ястребцева Е.Н. Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. - М: Проект Гармония, 1998. - М., 1999. - М., 2001. - 216 с.

Ястребцева Е.Н. Современная городская школьная медиатека: Модель технического

оснащения и возможные формы организации работы. - М.: Изд-во НИИ СО и УК, 1992.

Ястребцева Е.Н., Быховский Я.С. Моя провинция - центр Вселенной: Развитие

телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах. - М: Проект Гармония,

1999. - М., 2000. - 224 с. - М.: Федерация Интернет-образования, 2001. - 240 с.

Ястребцева Е.Н., Шариков А.В. Медиакультура: состояние вопроса//Вестник

медиаобразования. - 1995. - № 1.

http://edu.of.ru/mediaeducation

www.mediaeducation.ru

www.medialiteracy.boom.ru

www.mediaeducation.boom.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

www.unpress.ru

www.fio.ru

www.clemi.org

www.mediastudies.com

www.medialiteracy.com

www.bfi.org.uk

www.jff.de

www.media-awareness.ca

Библиография

Содержание журнала «Медиаобразование» за 2005 год Актуальные новости

Решение Межрегионального «круглого стола» «Медиаобразование: проблемы и перспективы». № 1. - С.4-6.

Страницы истории

Пензин С.Н. .. .плюс краеведение и культурология. № 3. - С.28-36. Поличко Г. А. Автобиографические заметки медиапедагога. № 1. - С.25-55. Челышева И.В. Зарождение и начало развития медиаобразования в России (1900-1934). №1. - С.7-25.

Челышева И.В. Медиаобразование в России: от тоталитарной эпохи к «оттепели» (19351968). № 2. - С.4-28.

Челышева И.В. Медиаобразовательное движение в России эпохи «перестройки» (19861991). № 4. - С.4-22.

Челышева И.В. Эпоха эстетически ориентированного медиаобразования в России (1969-1985). № 3. - С.4-28.

Челышева И.В. Медиаобразовательное движение в России на современном этапе (19922005). № 5. - С.4-32.

Теория медиаобразования

Бабкина Н.А. Типология субъективного отношения к природе в медиаобразовательном контексте. № 5. - С.33-37.

Гура В.В. Медиакомпетентность как цель педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов. № 1. - С.77-80.

Журин А.А. Интеграция медиаобразования с курсом средней общеобразовательной школы. № 2. - С.29-51.

Короченский А.П. Медиаобразование в России: не только «внешние» трудности и препятствия. № 3. - С.37-42.

Леготина Н.А. Педагогические условия подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях. № 1. - С.56-66. Мурюкина Е.В. Диалогическая концепция культуры как методологическая основа медиаобразования. № 3. - С.42-55.

Мурюкина Е.В. Модель медиаобразования учащихся старших классов на материале кинопрессы. № 2. - С.52-61.

Столбникова Е. А. Модель медиаобразования студентов педагогического вуза на материале рекламных медиатекстов. № 1. - С.66-77.

Хилько Н.Ф. Психолого-педагогические особенности аудиовизуального творчества в медиаобразовании. № 6. - С.14-38.

Челышева И.В. Теория «диалога культур» как философско-методологическая основа медиаобразования. № 6. - С.4-14.

Практика медиапедагогики

Марченков А.А., Цветаева В.Б. Перспективы интеграции киноклуба в систему гуманитарного образования. № 3. - С.65-68.

Мурюкина Е.В. Медиаобразовательные занятия с учащимися старших классов на материале кинопрессы. № 4. - С.23-39.

Поличко Г.А. Изучение изображения как компонента экранного образа. № 3. - С.56-65.

Поличко Г. А. Изучение монтажа на медиаобразовательных занятиях. № 4. - С.40-48. Шак Т.Ф. Учебный курс «Музыка в структуре медиатекста». № 5. - С.38=42.

Полемический взгляд

Ерощенко И.В. Медиаобразование для музыкантов - это реальность. № 5. - С.56-61. Кириллова Н.Б. От медиаобразования — к медиакультуре. № 5. - С.52-55. Короченский А.П. Медиаобразование: миф или реальность? № 2. - С.82-86. Пензин С.Н. Медиаобразование: дорога длиною в жизнь. № 5. - С.43-51. Разлогов К.Э. Что такое медиаобразование? № 2. - С.68-75. Шариков А.В. Так что же такое медиаобразование? № 2. - С.75-81.

Медиаобразование в лицах

Бухова С.С. Педагогические идеи Ю.Н.Усова и их значение для аудиовизуального Медиаобразования. № 2. - С.62-67.

Пензин С.Н. Николай Алексеевич Лебедев (1897-1978): патриарх отечественного кинообразования. № 1. - С.81-89.

Российские медиапедагоги XX века: краткие творческие биографии. № 5. - С.62-74. Дети, молодежь и медиа: социологический аспект

Викторов А.Е. Пилотный номер «Экрана»: мнения российских студентов. № 2. - С.87-96. Мурюкина Е.В. Характеристика уровней развития медиакультуры старшеклассников. № 6. - С.48-77.

Рыжих Н. П. Изучение аудиовизуальной медиаграмотности школьников на материале экранных искусств. № 1. - С.93-102.

Столбникова Е.А. Особенности социально-психологического воздействия рекламы на студенческую аудиторию. № 3. - С.69-95.

Шариков А.В. 12 «зол» телевидения и задачи медиаобразования. № 6. - С.39-48. Шариков А.В. Детских телепрограмм становится все меньше. № 1. - С.90-92.

Медиапедагогика за рубежом

Новикова А. А. Медиа на уроке английского языка: техническое средство обучения или медиаобразование? № 1. - С.107-112.

Федоров А.В. Медиаобразование в Австралии. № 1. - С.103-106.

Федоров А.В. Медиаобразование в Восточной Европе. № 4. - С.49-55.

Федоров А.В. Медиаобразование в Германии, Австрии и Швейцарии. № 2. - С.97-106.

Федоров А.В. Медиаобразование в Скандинавии. № 3. - С.96-101.

Книжная полка

Бабкина Н.А. Медиа и журналистика. № 5. - С.89-90.

Бабкина Н.А. Проблемы медийной экологии и образования. № 4. - С.89-90.

Викторов А.Е. От чтения книг - к чтению медиатекстов. № 1. - С.113-116.

Викторов А. Е. Аудиовизуальная творчество и экранная культура: медиаобразовательные

аспекты. № 1. - С.117-120.

Викторов А.Е. Медиаобразование, химия и... № 2. - С.109-111. Короченский А.П. Важный вклад в медиапедагогику. № 1. - С.121-124. Челышева И.В. В пространстве медиакультуры. № 3. - С.102-103. Челышева И.В. Кинообразование: взгляд из Воронежа. № 2. - С.108-109. Челышева И.В. Медиаобразование в начальной школе. № 2. - С.107-108. Челышева И.В. Медиаобразование для журналистов. № 4. - С.88-80.

Учебные программы

Программа учебного курса «История медиаобразования». № 4. - С.71-78.

Программа учебного курса «Основы медиаобразования». № 5. - С.75-88. Программа учебного курса «Теории медиа и медиаобразования». № 4. - С.78-87. Программа учебного курса «Технология медиаобразования в школе и вузе». № 6. - С.78.

Рекреация

Марченков А. А. Община братьев Люмьер. № 4. - С.56-70. Библиография

Краткий список книг, брошюр и статей по проблемам медиаобразования, опубликованных западными авторами. № 4. - С.91-93.

Список книг, статей по проблемам медиаобразования, опубликованных российскими авторами на иностранных языках. № 5. - С.91-03.

Список российских диссертаций по проблемам медиаобразования. № 2. - С.112-116. Список российских журнальных статей по проблемам медиаобразования. № 1. - С.125-128.

Список российских книг и брошюр по проблемам медиа и медиаобразования. № 2. - С.117-122. Список учебных программ по медиаобразованию, разработанных российскими авторами. № 3. - С.104-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.