Научная статья на тему 'Спецкурс для вуза «Модели медиаобразования»'

Спецкурс для вуза «Модели медиаобразования» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
690
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММА / АНАЛИЗ / МЕДИАТЕКСТ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федоров А. В.

Задачи учебного спецкурса «Модели медиаобразования»: анализ основных терминов медиа и медиаобразования; характеристика основных этапов исторического развития теорий медиа и медиаобразования в мире; анализ современной социокультурной ситуации в контексте медиа и медиаобразования в разных странах мира; изучение и анализ конкретных теорий медиа и медиаобразования; анализ основных моделей медиаобразования; анализ путей внедрения данных моделей в учебный и внеучебный процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спецкурс для вуза «Модели медиаобразования»»

Media Education Training Courses

УЧЕБНЫЕ КУРСЫ ПО МЕДИАОБРАЗОВАНИЮ

СПЕЦКУРС ДЛЯ ВУЗА «МОДЕЛИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ»*

А.В.Федоров,

доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе Таганрогского государственного педагогического

института имени А.П.Чехова, президент Ассоциации медиапедагогики России,

mediashkola@rambler.ru

Аннотация. Задачи учебного спецкурса «Модели медиаобразования»: анализ основных терминов медиа и медиаобразования; характеристика основных этапов исторического развития теорий медиа и медиаобразования в мире; анализ современной социокультурной ситуации в контексте медиа и медиа-образования в разных странах мира; изучение и анализ конкретных теорий медиа и медиаобразования; анализ основных моделей медиаобразования; анализ путей внедрения данных моделей в учебный и внеучебный процессы.

Ключевые слова: медиаобразование, программа, анализ, модели, медиа-текст, учащиеся, медиакомпетентность.

University training course "Models of Media Education"

Prof. Dr. Alexander Fedorov, president of Russian Association for Media Education, vice-rector of Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute,

mediashkola@rambler.ru

Abstract. The training course "Models of Media Education": an analysis of the main terms of media and media education; description of the main stages of the historical development of media theory and media education in the world, an analysis of contemporary social and cultural situation in the context of media and media education around the world, the study and analysis of specific theories of media and media education; analysis of the major models of media education, analysis of ways of implementing these models in academic and extra-curricular processes.

Keywords: media education, program analysis, model, media text, students, media competence.

Программа учебного спецкурса для вузов «Модели медиаоб разо вания »

Пояснительная записка

Прежде, чем перейти к анализу моделей медиаобразования, необходимо рассмотреть основные теории в области масс-медиа, поскольку именно на них в той или иной степени опираются как российские, так и зарубежные медиа-педагоги. Значительное влияние на формирование многих из этих теорий оказали классические труды Г.Лассуэла и М.Маклюэна. Анализ научной литературы показывает, что можно выделить следующие основные теории медиа: «инъекционную», «идеологическую», семиотическую, культурологическую, эстетическую теории медиа, теорию «потребления и удовлетворения», теорию развития критического мышления и др.

Анализ существующих в медиа-образовании концепций показал, что к «протекционистскому» («предохранительному», «прививочному», «защитному» и т.д.) подходу можно отнести как «инъекционную», «идеологическую», так и «эстетическую» теории медиаобразо-вания. Ибо во всех случаях речь идет о том, что педагоги стремятся оградить учащихся от вредного влияния медиа, включая медиатексты

низкого художественного качества; и противопоставить этому влиянию «классические культурные ценности» или лучшие современные произведения - книги, фильмы, телепередачи и т.д. В значительной степени такие подходы можно, наверное, назвать «избирательными» или «дискриминационными» (discriminatory), так как во многих случаях медиапедагоги, придерживающиеся подобных взглядов, стремятся основывать свою работу на выбранных ими (а не учащимися) медиатекстах. Противники «протекционистских» подходов утверждают, что в центре медиаобразования должна быть личность учащегося, учет его интересов и вкусов, поэтому надо дать возможность аудитории не только развивать аналитическое мышление, то и умения отстоять свои медиапредпочтения.

К «аналитическому» подходу в медиаобразовании можно, вероятно, отнести как теорию формирования критического мышления, так и семиотическую, культурологическую теории. Впрочем, идеологические и эстетические подходы в медиаобразовании также предполагают критический анализ медиатек-стов (правда, с иными целями и задачами).

Бесспорно, «практическая» теория медиаобразования в чистом виде существенно отличается от «протекционистской» или «анали-

* Финансирование исследования выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы, соглашение 14.B37.21.2002 по теме «Тенденции развития светского и теологического медиаобразования в России и за рубежом» (2012-2013).

тической». Однако анализ вышеупомянутых теорий показывает, что практические подходы в качестве составной части в том или ином виде присутствуют почти во всех концепциях медиаобразования. Что лишний раз свидетельствует о необходимости сбалансированности медиаобразовательного процесса.

Конечно, плохо, когда педагог навязывает аудитории свои вкусы, пытаясь развивать личность через общение с высокими образцами медиакультуры. Но, думается, не лучше выглядит и позиция педагога, тщательно анализирующего на занятиях с учащимися этикетки от консервных банок и телерекламу прохладительных напитков, оправдывая свои действия словами, что в современной науке отсутствуют четкие критерии «хорошего» и «плохого» в художественных вкусах, как, впрочем, и в определении «высокого» и «низкого» качества медиатекстов.

В выдвинутой А.В.Шариковым социокультурной теории медиаобразования сделана попытка преодолеть перекосы как теории развития критического мышления (с ее акцентом на «разоблачение» негативных или лживых тенденций в медиакультуре), так и во многом основанных на семиотической теории медиаобразования концепций «визуальной грамотности», «меди-аграмотности», которым часто свойственен отрыв от социальных аспектов деятельности медиа.

Так или иначе, в большинстве случаев теории и модели медиаоб-разования подчинены центральной роли школьника, студента, что видится нам прогрессивной тенденцией, отвечающей принципам ра-

венства, свободы, соразвития в психологических отношениях между педагогом и учащимися.

Итак, актуальность данного учебного курса определяется настоятельной необходимостью изучения студентами (особенно - будущими педагогами) моделей ме-диаобразования в школе и вузе.

Объект учебного курса - процесс развития теорий медиа и ме-диаобразования, основанных на них медиаобразовательных моделей.

Предмет учебного курса - основные теории и модели медиаоб-разования.

Цель учебного курса: анализ моделей медиаобразования с точки зрения их использования в процессе обучения студенческой аудитории.

Задачи учебного курса:

- анализ основных терминов медиа и медиаобразования;

- характеристика основных этапов исторического развития теорий медиа и медиаобразования в мире;

- анализ современной социокультурной ситуации в контексте медиа и медиаобразования в разных странах мира;

- изучение и анализ конкретных теорий медиа и медиаобразования.

- анализ основных моделей меди-аобразования;

- пути внедрения данных моделей в учебный и внеучебный процессы.

Методологическая основа: курс опирается на философскую концепцию М.Бахтина - В.Библера о диалоге культур, которая становится ключом к выявлению содержания изучаемого процесса исторического развития теорий медиа, медиаобра-зования, моделей медиаобразова-

ния; на содержательный и исторический подход - рассмотрение конкретно-исторического генезиса и развития теорий медиа и медиаобразо-вания, моделей медиаобразования.

Методы: анализ научной литературы по теории медиа и медиа-образования, искусствоведению, культурологии, медиаобразованию, сравнительный анализ исторического развития теорий медиа, меди-аобразования и моделей медиаоб-разования в разных странах, в различные периоды, использование игровых и творческих форм проведения практических занятий. Оценка студенческих знаний производится с помощью специальных показателей.

Место учебного курса в учебном плане вуза: курс связан со многими учебными дисциплинами, включая такие предметы, как «Педагогика», «История образования», «Психология», «Социология», «Политология», «История», «Мировая художественная культура», «Культурология», «Философия», «Эстетика», «Информатика», и др.

Для полноценного изучения данного учебного курса студентам

необходимо четко представлять себе:

- ключевые понятия курса («медиа», «медиаобразование», «модели медиаобразования», «медиагра-мотность», «медиапедагогика», «медиавосприятие», «медиа-текст», и др.);

- ключевые этапы исторического развития теорий медиа, медиаобразования и моделей медиаобразования в России и за рубежом;

- характерные особенности конкретных теорий медиа, медиаобра-зования, моделей медиаобразова-ния в различные периоды и в разных социокультурных условиях;

- современную ситуацию в области развития медиа, медиаобразования, моделей медиаобразования;

Практическая значимость: в результате занятий студенты будут не только обладать запасом знаний по теории медиа, медиаобра-зования, по концепциям моделей медиаобразования, но и уметь использовать эти знания в педагогической практике.

Итоговая форма отчетности -зачет.

Тематический план учебного спецкурса для вузов «Модели медиаобразования»

№ Название темы: Лекции Семинары

(час.) (час.)

1 Терминология медиа и медиаобразования 1 -

2 Основные теории медиа 1 -

3 Основные теории медиаобразования 2 2

4 Основные модели медиаобразования 2 4

ИТОГО: 12 час. 6 6

Тематический план лекций учебного спецкурса для вузов «Модели медиаобразования» (аннотации)

ТЕМА № 1. Терминология медиа и медиаобразования (1 час)

Понятие коммуникации. Функции коммуникации. Модель коммуникации Г.Лассуэла: коммуникатор - сообщение - канал - адресат -эффект. Медиа (средства массовой коммуникации) - комплексное средство освоения человеком окружающего мира в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах. Г.Лассуэл и М.Маклюэн -основоположники теории медиа. Медиа как один из ведущих факторов социализации человека (мега-макро-мезо-микрофакторы социализации с помощью медиа).

Понятия «медиа», «медиаоб-разование», «медиаграмотность», «медиапедагогика», «медиакомпе-тентность», «кинообразование», «медиавосприятие», «критическое мышление», «критическая автономия» и др. Ключевые понятия медиаобразования: «агентства медиа» или «источники медиаинфор-мации» («media agencies»), «категории медиа» («media categories»), « технологии медиа» («media technologies»), « языки медиа» («media languages»), «аудитория медиа» («media audiences»), «репрезентации медиа» («media representations») и др.

Виды и жанры медиа. Функции масс-медиа (информационная, воспитательная, образовательная, социально-управленческая, рекре-

ативная, релаксационная, компенсаторная, эстетическая и др.). Классификационные параметры меди-атехнологий (по категории объектов, по уровню применения и усвоения опыта, по философской основе, по базовому фактору развития, по ориентации на сферы развития личности, по характеру содержания и структуры, по виду социально-педагогической деятельности, по типу управления социально-воспитательным процессом, по организационным формам, по методам и средствам, по направлению модернизации и т.д.).

Социально-педагогическая классификация медиа: по типу основного средства (печать, радио, кино, телевидение, видео, компьютерные сети и др.), по каналу восприятия (аудио, видео, аудиовизуальные, знаковые - текстовые, графические), по месту использования (индивидуальные, групповые, массовые, домашние, рабочие, транспортные и др.), по содержанию информации, направлению социализации (идеологические, политические, нравственно-воспитательные, познавательно-обучающие, эстетические, экологические, экономические), по функциям и целям использования (получение информации, образование, общение, решение проблем, развлечение, социальное управление), по результату воздействия на личность (развитие кругозора, самопознание, самовоспитание, самообучение, самоутверждение, самоопределение, регуляция состояния, социализация). Целевые ориентации (с позиций социальной политики, системы образования, медиаагентств и заказчиков

медиатекстов). Варианты негативного влияния медиатекстов на аудиторию. Понятие медиаэкологии.

Медиасубъекты (коммуникаторы) и их градация по профессиональному признаку (руководящее звено медийных агентств, творческие работники медиасферы, технический персонал) и по группам интересов (политические структуры, собственники и сотрудники медиа-агентств, рекламодатели, медиапе-дагоги, медиакритики). Масс-медиа как «параллельная школа».

Возможности социального контроля над медиа. Феномен ме-диакритики. Основные функции медиакритики (информационно-коммуникативная, познавательная, коррекционная, социально-организаторская, просветительская, коммерческая).

Понятие о значениях и смыслах медиатекстов. Проблема дезинформации и манипуляции массовым сознанием. Понятие о правовых основах медиа. Потенциал медиаобразования в плане развития человеческой личности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого и критического мышления, мировоззрения, эстетического сознания (восприятия, умений художественного анализа и пр.), активизации знаний, полученных в процессе изучения традиционных дисциплин гуманитарного цикла. Медиаобразовательные акции и проекты ЮНЕСКО и Совета Европы. Национальные и международные ассоциации медиаобразова-ния. Международная и национальная сеть медиаобразователь-ных интернетных сайтов.

ТЕМА № 2. Основные теории медиа (1 час)

«Инъекционная» теория медиа (Inoculatory Approach, Protectionist Approach, Hypodermic Needle Approach) и ее базовые положения (сильное и прямое воздействие медиа, понимание любого медиатекста как эффективного стимула, вызывающего немедленную ответную реакцию аудитории, которая представляет собой пассивную массу отдельных индивидуумов, лишенных способности противостоять всевластному влиянию медиа; восприятие медиа в качестве опасного «агента упадка культуры» и т.д.).

Теория «потребления и удовлетворения» (Uses and Gratifications Approach) как теория ограниченного влияния медиа (базовые положения: медиа не формируют человеческое мировоззрение; медиа - только одна из частей человеческих потребностей, составляющая интеллектуального развития; аудитория активно отбирает для себя те медиатексты, которые удовлетворяют ее запросам и т.д.).

Идеологическая теория медиа (Ideological Approach) и ее базовые положения (очень сильное воздействие медиа на аудиторию; медийное распространение идей в соответствии с установками «правящего класса»; деление аудитории на социальные классы; приоритет политических, классовых и моральных ценностей а медиатек-стах; медиа как поле "идеологической борьбы" и т.д.). Сходство марксистской теории медиа с тоталитарными теориями медиа в целом.

Ведущие представители идеологической теории медиа - А.Грамши, В.Баскаков и др.

Семиотическая теория медиа (Semiotic Approach). Понятие о семиотике как науке о знаковых системах. Понятие знака. Семиотическая теория медиа («Медиа как система символов») и ее базовые положения (сильное влияние медиа на аудиторию; медиа как «матрица» новых социальных мифов, которые представляются публике в виде « очевидных фактов»; семиотический (знаковый) характер меди-атекстов; аудитория - пассивная масса потребителей медийной мифологии); стремление медиа завуалировать многозначный знаковый характер своих текстов как угроза свободе потребления медийной информации и т.д.). Ведущие представители семиотической теории медиа - РБарт, К.Метц, У.Эко, Ю.Лотман, М.Ямпольский и др.

Этическая теория медиа (EthicalApproach). Предполагается, что медиа способны формировать определенные духовные, этические/моральные, ценностные принципы аудитории (особенно это касается несовершеннолетних).

Теологическая/религиозная теория медиа (Theological Approach). Предполагается, что медиа способны формировать определенные религиозные, духовные, этические/моральные, ценностные принципы аудитории (особенно это касается несовершеннолетних).

Культурологическая теория медиа (Culture Studies Approach) и ее базовые положения (сильное влияние медиа на аудиторию; ме-диатекст - сложная структура зна-

чений и «кодов»; а медиа - поле борьбы различных социальных концепций; аудитория лишена пассивности, напротив, представляет собой сообщество «субкультурных формаций», групп с различными культурными ориентациями, с разным уровнем «декодирования» медиатекстов; медиа, скорее, предлагают, чем навязывают интерпретацию медиатекстов; аудитория всегда находится в процессе диалога с медиатекстами и их оценивания, она не просто «считывает» медийную информацию, а вкладывает различные смыслы в воспринимаемые медиатексты, самостоятельно их анализирует и т.д.). Близость данной теории к теории «диалога культур» М.М.Бахтина и В.С.Библера.

ТЕМА № 3. Основные теории медиаобразования (2 часа)

«Инъекционная» («защитная», «протекционистская», «прививочная») теория медиаобразования (Protectionist Media Education Approach, Inoculatory Approach, Hypodermic Needle Approach, Civil Defense Approach, etc.) и ее теоретическая база - «инъекционная» теория медиа (теория «магической пули»). Ключевые цели «инъекционной» теории медиаобразования (предохранение от вредных воздействий медиа, противопоставление «вечных культурных ценностей» негативному воздействию медиа, обучение пониманию различий между реальностью и медиатекстом; смягчение эффекта чрезмерного увлечения медиа - в основном по отношению к детской и молодежной ауди-

тории и т.д.). Педагогическая стратегия: вскрытие негативного влияния медиа (к примеру, телевидения) на конкретных примерах, доступных для понимания конкретной аудитории.

Теория медиаобразования как источника удовлетворения потребностей аудитории (Uses and Gratifications Media Education Approach) и ее теоретическая база (теория «потребления и удовлетворения» в области медиа). Ее направленность на помощь аудитории извлечь из медиа максимум пользы в соответствии со своими потребностями (с учетом стимулирования понимания учащимися роли медиа в их жизни, способностей к анализу и оценке отдельных элементов медиатекста), что рассматривается в качестве главной цели медиаобразования.

Идеологическая теория меди-аобразования (Ideological Media Education Approach) и ее теоретическая база: марксистская теория медиа. Главные цели медиаобразования: стимуляция желания аудитории изменить систему массовой коммуникации (если у власти в стране находятся силы, далекие от марксистских теорий), или, наоборот, внушение, что сложившаяся система медиа - самая лучшая (если власть в государстве принадлежит лидерам марксистского толка). Основное содержание медиаобразования: политические, социальные и экономические аспекты медиа. Педагогическая стратегия: анализ многочисленных противоречий, которые содержат политические, социальные и экономические аспекты медиа с точки зрения того или иного класса.

Семиотическая теория медиаобразования (Semiotic Media Education Approach). Семиотическая теория медиа (РБарт, Ж.Бер-же, К.Метц) как теоретическая база семиотической теории медиаобра-зования. Главная цель медиаобра-зования: обучение аудитории «правильно читать» медиатекст. Основное содержание медиаобразования: коды и «грамматика» медиа-текста, то есть язык медиа. Педагогическая стратегия: обучение правилам декодирования медиатекста, описания его содержания, ассоциаций, особенностей языка и т.д. (denotation/connotation).

Культурологическая теория медиаобразования (Cultural Studies Media Education Approach) и ее теоретическая база (культурологическая теория медиа). Главная цель медиаобразования: обучение аудитории пониманию того, как медиа могут обогатить восприятие, знания и т.д. человека. Основное содержание медиаобразования: «ключевые понятия» медиаобра-зования, роли, которые играют в обществе стереотипы, распространяемые с помощью медиа. Педагогическая стратегия: оценка и критический анализ медиатекстов. Ведущие представители культурологической теории медиаобразования (Д.Бэкингем, К.Бэзэлгэт, Э.Харт, Б.Дункан, К.Ворсноп и др.).

«Практическая» теория ме-диаобразования (Practical Media Education Approach) и ее теоретическая база: адаптированная теория «потребления и удовлетворения» в области медиа. Тип отношений медиа и аудитории (влияние медиа на аудиторию ограничено,

она может сама правильно выбрать и оценить медиатекст в соответствии со своими потребностями). Главная цель медиаобразова-ния: помочь аудитории извлечь из медиа максимум практической пользы в соответствии со своими потребностями. Основное содержание медиаобразования: обучение учащихся (или педагогов) использовать медийную аппаратуру. Педагогическая стратегия: изучение технического устройства медийной аппаратуры и формирование практических умений использования данной аппаратуры, в том числе и для создания собственных медиатекстов.

Теория медиаобразования как формирования «критического мышления» (Critical Thinking Media Education Approach, Critical Democratic Approach) и его теоретическая база (синтез «защитной», «семиотической» и «идеологической» теорий; последняя адаптируется в смягченном, лишенном откровенно «классового» и «марксистского» подхода виде). Тип отношений медиа и аудитории: медиа -«четвертая власть», которая распространяет модели поведения и социальные ценности среди разнородной массы индивидуумов. Главная цель медиаобразования: защитить учащихся от манипулятивного воздействия медиа, научить ориентироваться в информационном потоке современного демократического общества. Основное содержание медиаобразования: влияние медиа с помощью так называемых «кодов» (условностей-символов). Педагогическая стратегия: анализ влияния медиатекстов на индиви-

да и общество, развитие «критического мышления» аудитории по отношению к медийной информации. Л.Мастерман как ведущий сторонник теории медиаобразования как развития критического мышления.

Эстетическая (художественная) теория медиаобразования (Aesthetic Media Education Approach, Media as Popular Arts Approach) и ее теоретическая база (культурологическая теория медиа). Главная цель медиаобразо-вания: обучение аудитории основным законам и языку художественного спектра медиаинформации, развитие эстетического (художественного) восприятия и вкуса, способности к квалифицированному анализу художественных медиатекстов. Основное содержание медиаобразования: язык медиакульту-ры, авторский мир создателя художественного медиатекста, история медиакультуры (история киноискусства, художественного телевидения, фотографии и т.д.). Педагогическая стратегия: критический анализ художественных медиатекстов, их интерпретация и оценка. Ведущие представители эстетической теории медиаобразования (Ю.Н.Усов, С.Н.Пензин, О.А.Баранов, Ю.М.Рабинович и др.).

Этическая теория медиаоб-разования (Ethical Media Education Approach). Теоретическая база - этическая теория медиа. Предполагается, что медиа способны формировать определенные духовные, этические/моральные, ценностные принципы аудитории (особенно это касается несовершеннолетних). Из этого вытекает главная цель этического медиаобразования: приобщить

аудиторию к той или иной модели поведения, к ценностным ориента-циям, отвечающим тем или иным моральным установкам. Педагогическая стратегия базируется на изучении мировоззренческих, этических аспектов медиа и медиатекстов.

Теологическая/религиозная теория медиаобразования (Theological Media Education Approach). Теоретическая база -близкая к этической теологическая теория медиа. Предполагается, что медиа способны формировать определенные религиозные, духовные, этические/моральные, ценностные принципы аудитории (особенно это касается несовершеннолетних). Из этого вытекает главная цель теологического медиаобразования: приобщить аудиторию к той или иной модели поведения, к ценностным ориентациям, отвечающим тем или иным религиозным догматам. Педагогическая стратегия базируется на изучении теологических, мировоззренческих и этических аспектов медиа и медиатекстов.

Социокультурная теория ме-диаобразования (Social and Cultural Media Education Approach) и ее теоретические база: культурологическая (необходимость образования как результат развития медиакуль-туры) и социологическая (как результат осознания в педагогике значимости социальной роли медиа). Основные положения социокультурной теории медиаобразования (А.В.Шариков): 1) развитие медиа закономерно приводит к необходимости возникновения специального профессионального образования в каждой новой сфере, связанной с появлением новых СМК; 2)

учитывая массовость медийной аудитории, у профессионалов, в первую очередь, преподавателей специальных медийных дисциплин, возникает потребность обучать более широкие слои населения языку медиа; 3) эта тенденция усиливается в связи с тем, что общество осознает всё более сильное влияние медиа на свою жизнь, что порождает осмысление социальной роли медиа и, как следствие, убеждает медиапедагогов в дальнейшем развитии медиаобразователь-ного процесса.

Экологическая теория медиа-образования (Ecologic Media Education Approach) (Н.Ф.Хилько, 2001 и др.). Эта теория опирается на труды известных ученых экологов и философов (В.И.Вернадского, Л.Н.Гумилева и др.). Медиапедаго-ги-«экологи» убеждены, что необходимо развитие экологии медийного восприятия как составной части ме-диаграмотности человека, предполагающей терапевтическую умеренность в просмотрах, контроль и ограничения, критический анализ медиатекстов, «использование экологической стратегии противодействия насилию и изображению патологий с экрана, виртуальному взаимодействию через компьютер, и, самое главное, сохранению духовно-эстетической ориентации в рамках собственной зрительской концепции» (Хилько, 2001). Основное содержание «экологического медиаобразо-вания» представляет собой синтез положений, взятых из «протекционистской», «эстетической» и «этической» теорий медиаобразования и теории развития критического мышления. Педагогическая страте-

гия данного подхода основана на обучении «экологическим принципам» контактов с «виртуальной реальностью», когда экологические проблемы восприятия медийной информации рассматриваются с точки зрения ее нравственно-эстетического содержания, что расширяет « понимание сферы экологической деятельности как духовно-личностных ресурсов» (Хилько, 2004).

Теория медиадеятельности / медиаактивности (Media Activity Approach) исходит из признания того факта, что медиаобразование строится «на последовательном разворачивании педагогами благоприятных условий для освоения аудиторией следующих форм деятельности:

- адекватное восприятие медиатек-стов, как продуктов человеческой деятельности, понимание механизмов их возникновения и тиражирования, их критическая оценка и квалифицированное суждение о них;

- включенное наблюдение за характером функционирования в обществе средств массовой информации и коммуникации (как системы, так и ее отдельных предприятий), ориентация в них в целях их осознанного выбора и потребления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- участие в диалоге с массмедиа на основе современных технических средств;

- освоение процесса создания ме-диатекстов на основе участия в ме-диаобразовательных проектах разной степени масштабности» [И.А.Фатеева, 2007, с.34].

ТЕМА № 4. Основные модели медиаобразования (2 часа)

Образовательно-информационные модели медиаобразования (изучение теории и истории, языка медиакультуры и т.д.), опирающиеся в основном на культурологическую, эстетическую, семиотическую, социокультурную теории медиаоб-разования.

Воспитательно-этические и теологические модели медиаобразования (рассмотрение моральных, религиозных, философских проблем на материале медиа), опирающиеся в основном на этическую, религиозную, идеологическую, экологическую, протекционистскую и др. теории медиаобразования.

Практико-утилитарные модели медиаобразования (практическое изучение и применение ме-диатехники), опирающиеся в основном на теорию «потребления и удовлетворения» и практическую теорию медиаобразования.

Эстетические модели медиа-образования (ориентированные, прежде всего, на развитие художественного вкуса и анализ лучших произведений медиакультуры), опирающиеся в основном на эстетическую/художественную и культурологическую теории медиаобра-зования.

Социокультурные модели медиаобразования (социокультурное развитие творческой личности в плане восприятия, воображения, зрительной памяти, интерпретации, анализа, самостоятельного, критического мышления по отношению к медиатекстам любых видов и

жанров и т.д.), опирающиеся в основном на социокультурную, культурологическую, семиотическую, этическую теории медиаобразова-ния и теорию развития критического мышления.

Медиаобразовательные модели, основанные на синтезе эстетических и социокультурных подходов.

Медиаобразовательные модели, основанные на синтезе эстетического, образовательно-информационного и воспитательно-этического подходов.

Медиаобразовательные модели, представляющие собой синтез социокультурной, образовательно-информационной и практико -ути -литарной моделей.

Технология практической реализации современных моделей медиаобразования, базирующаяся на циклах (блоках, модулях) творческих и игровых заданий, которые могут использоваться педагогами, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Ориентация моделей медиаоб-разования не только на общедидактические принципы обучения (воспитание и всестороннее развитие личности в процессе занятий, научность, доступность, систематичность, связь теории с практикой, наглядность, переход от обучения к самообразованию, связь обучения с жизнью, прочность результатов обучения, положительный эмоциональный фон, учет индивидуальных особенностей учащихся и

т.д.), но и специфические, связанные с материалом медиа:

- соотнесение с современной медийной ситуацией, которая наряду с минусами (засилье произведений низкопробной массовой культуры и т.п.) открывает для педагогов широкие перспективы, прежде всего связанные с использованием видеозаписи, компьютеров, интернета, приближающих современного зрителя к статусу читателя книги (индивидуальное, интерактивное общение с медиа);

- соблюдение единства эмоционального и интеллектуального в развитии личности, творческих способностей, индивидуального мышления в методике проведения занятий, направленных на максимальное использование потенциальных возможностей медиакультуры;

- использование в медиаобразова-тельных моделях гедонистических, компенсаторных, терапевтических, познавательно-эвристических, креативных и игровых потенций медиа-культуры, позволяющих вовлечь аудиторию в перцептивно-интерпретационную деятельность и анализ пространственно-временной, аудиовизуальной структуры медиатекста.

Широкий диапазон внедрения моделей медиаобразования: школы, вузы, учреждения дополнительного образования и досуговой деятельности (отдельные уроки, факультативы, спецкурсы, интеграция в различные учебные предметы, кружковая работа и т.д.).

Тематический план семинаров учебного спецкурса для вузов «Модели медиаобразования» (аннотации)

ТЕМА: Основные теории медиаобразования (2 часа)

Ключевые вопросы и задания к семинару:

Какая из нижеследующих теорий медиаобразования основана на изучении знаковых систем?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. эстетическая

b. протекционистская

c. семиотическая

d. идеологическая

Какое из приведенных ниже слов не имеет отношения к теориям медиаобразования?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. репрезентация

b. аудитория

c. категория

d. медиана

В какой из приведенных ниже 4-х фраз содержится ошибка?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. аудиовизуальное мышление - творческая деятельность, основанная на эмоционально-смысловом соотнесении и образных обобщениях частей экранного текста.

b. коллаж - использование разностильных объектов и фактур в одном медиатексте.

c. агентство медиа - совокупность технических средств, людей,

создающих и распространяющих медиатексты.

d. все средства массовой коммуникации всегда отражают точку зрения государственной власти на социокультурные процессы.

Какая из приведенных ниже функций НЕ имеет отношения к медиа и теориям медиаобразования?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. терапевтическая

b. информационная

c. развлекательная

d. вегетативная

Какие из приведенных ниже умений НЕ имеют отношения к теориям медиаобразования?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. перцептивные

b. селективные

c. кинологические

d. аналитические

В какой из приведенных ниже 4-х фраз содержится ошибка?

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. теория «потребления и удовлетворения» в области медиаобразования предполагает, что аудитория активно отбирает для себя медиатексты, которые удовлетворяют тем или иным ее запросам.

b. средства массовой коммуникации - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ею между агентством (источником информации) и массовой аудиторией.

с. экранные искусства - аудиовизуальные искусства, основанные на экранной форме воспроизведения действительности.

<± критическая автономия в области медиакультуры - абсолютная независимость критических суждений о медиатексте, ни в чем не совпадающая с суждениями других людей.

Какая из нижеследующих теорий медиаобразования основана на предположении о сильном и прямом воздействии любого меди-атекста на аудиторию, вызывающем немедленную ответную реакцию.

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. культурологическая

b. инъекционная

c. социокультурная

<± эстетическая

Продолжите фразу: Манипу-лятивное воздействие произведений медиакультуры - это ...

(нужно выбрать только один вариант ответа)

a. система способов и приемов аудиовизуального монтажа.

b. система манипуляций при создании медиатехники.

c. система способов и приемов воздействия на сознание аудитории с целью навязывания каких-либо идей и/или введения в заблуждение.

<± система медитационных движений при контакте с произведениями медиакультуры.

ТЕМА: Основные модели медиаобразования (4 часа)

Ключевые вопросы и задания к семинару:

1. По каким характеристикам модели медиаобразования могут быть объединены в группы?

2. На какие принципы обучения могут быть ориентированы модели медиаобразования?

3. Какие виды деятельности могут предусматривать медиаобразовательные модели?

4. В каких учреждениях возможно внедрение моделей медиаобразования? Каким образом? С приоритетом каких технологий?

Список литературы к учебному спецкурсу для вуза «Модели медиаоб разо вания »

Баженова Л.М. В мире экранных искусств. Изд-во ВИПК, ВИКИНГ, Ассоциация деятелей кинообразования, 1992. 71 с.

Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М.: Аспект-пресс, 2005. 176 с.

Бакулев Г.П. Основные концепции массовой коммуникации. М., 2002.

Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе. Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2002. 87 с.

Баранов О.А. Экран становится другом. - М.: Просвещение, 1979. - 96 с.

Бахтин М.М. Эстетическое наследие и современность. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. 167 с.

Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: Изд-во РИП-Холдинг, 2004. 174 с.

Библер В.С. Основы программы // Школа диалога культур: основы программы / Под ред. В.С.Библера. Кемерово: АЛЕФ, 1992. С.5-38.

Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 413 с.

Бондаренко Е.А. Система аудиовизуального образования в 5-9 классах общеобразовательной школы: Дис. ... канд. пед. наук. М.,1997.

Бондаренко Е.А. Творческая реабилитация средствами медиакультуры. Омск, 2001.

Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры. Омск: Изд-во Сиб. фил. Рос. инта культурологии, 2000. 91 с.

Брайант Дж., Томпсон, С. Основы воздействия СМИ. М.: Вильямс, 2004. 432 с.

Брейтман А.С. Основы киноискусства в курсе мировой художественной культуры: Дис. ... канд. пед. наук. СПб, 1997.

Бэзэлгэт К. Ключевые аспекты медиаобразования//Доклад на российско-британском семинаре по медиаоб-разованию. М., 1995. 51 с.

Вартанова Е.Л., Засурский Я.Н. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели//Информаци-онное общество. 2003. № 3. С.5-10.

Вершинская О.Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество. - М.: Наука, 2007. - 203с.

Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: ПЕРСЭ, 2003. 304 с.

Гудилина С.И. Перспективы развития медиаобразовательных технологий // Образовательные технологии XXI века / Ред. С.И.Гудилина, К.М.Тихомирова, Д.Т.Рудакова. М.: Изд-во ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2004. С.71-78.

Гура В. В. Культурологический под -ход как теоретико-методологическая основа гуманизации информационных технологий обучения: Дис. ... канд. пед. наук. Ростов, 1994.

Гура В.В. Проблема разработки педагогических целей при проектировании медиаобразовательной среды // Известия Южного отделения Российской академии образования. Вып. III. Ростов, 2001. С. 139-142.

Духанин В.Н. Православие и мир кино. М.: Drakkar, 2005. 190 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Журин А.А. Медиаобразование школьников на уроках химии. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2004. 184 с.

Зазнобина Л.С. Стандарт медиаоб-разования, интегрированного в гуманитарные и естественно-научные дисциплины начального общего и среднего общего образования // Медиаобразова-ние / Под ред. Л.С.Зазнобиной. М.: Изд-во Москов. ин-та пов. квалификации работников образования, 1996. С.72-78.

Зазнобина Л.С. Стандарт медиаоб-разования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. N 3. C.26-34.

Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический проект, 2005. 448 с.

Кириллова Н.Б. Медиалогия как синтез наук. М.: Академический проект, 2012. 368 с.

Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое медиаобразование. СПб.: Изд-во Михайлова, 2004. 240 с.

Короченский А.П. «Пятая власть»? Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 2003. 284 с.

Короченский А.П. «Пятая власть»? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. Ростов: Международный ин-т журналистики и филологии, 2002. 272 с.

Левшина И.С. Воспитание школьников средствами художественного кино: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1974. 25 с.

Лотман Ю.М. Семиотика и проблемы киноэстетики. Таллин: Эсти Раамат, 1973. 137 с.

Луман Н. Медиа коммуникации. М.: Логос, 2005. 280 с.

Макаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М., 2000.

Маклюэн М. Понимание медиа. М.; Жуковский, 2003.

Медиаобразование // Российская педагогическая энциклопедия. Т.1 / Гл. ред. В.В.Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. С. 555.

Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент / Под ред. А.В.Федорова. М.: Изд-во Гос. ун-та управления, 2002. 80 с.

Медиаобразование, интегрированное с базовым / Под ред. Л.С.Зазнобиной. М.: Изд-во Южного округа управления московского образования, 1999. 173 с.

Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб, 1996.

Моль А. Социодинамика культуры. М.: КомКнига, 2005.

Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе. Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 1999. 147 с.

Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: Методология анализа и практика исследований. М., 2003.

Нечай О .Ф. Основы киноискусства. М.: Просвещение, 1989. 288 с.

Пензин С.Н. Кино и современность. Программа учебного курса // Программы курсов по специальности 02.06.00 «Культурология». Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. С. 151-163.

Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. унта, 1987. 176 с.

Пензин С.Н. Кинообразование в университете//Вестник Воронежского государственного университета. 2001. № 1. С. 70-73.

Поличко Г.А. Киноязык, объясненный студенту. М.: Русское слово, 2006. 201 с.

Прессман Л.П. Методика применения технических средств обучения: Экранно-звуковые средства. М.: Просвещение, 1988. 191 с.

Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. 512 с.

Рабинович Ю.М. Кино как средство воспитания школьников (опыт создания системы) // Кино: прокат, реклама, методика, практика. М.: Союзинформ-кино, 1986. - 32 с.

Рабинович Ю.М. Кино, литература и вся моя жизнь. Курган: Периодика, 1991. 120 с.

Романовский И.И. Масс-медиа. Словарь терминов и понятий. М.: Изд-во Союза журналистов России, 2004. 480 с.

Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. Курган: Изд-во Ин-та пов. квалификации и переподготовки кадров работников образования, 1999. 116 с.

Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М.: Изд-во МГИМО, 2000.

Усов Ю.Н. Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным видам искусства//Искусство в школе. 2000 (а). № 6. С. 3-6.

Усов Ю.Н. Экранные искусства -новый вид мышления // Искусство и образование. 2000 (Ь). № 3. С. 48-69.

Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. М.: БУР-Аргус, 1995. 224 с.

Усов Ю.Н. и др. Основы экранной культуры // Цикл программ/Рук. Ю.Н.Усов. М.: Изд-во Российской Академии образования, 1998. 60 с.

Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: Дис. ... д-ра. пед. наук. М., 1989.

Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: Автореф. дис. . д-ра. пед. наук. М., 1989 (а). 32 с.

Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и

художественного развития школьников: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 1989 (b). 362 с.

Усов Ю.Н. Медиаобразование в России (на материале экранных искусств). Рукопись. 1995. 18 с.

Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. М.: МП Новая школа, 1993. 90 с.

Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации. Челябинск: Изд-во Челябинск. гос. ун-та, 2007. 270 с.

Федоров А.В. Развитие медиаком -петентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.

Федоров А.В. Киноискусство и художественное образование // Педагогика. 2002. № 2. С.21-26.

Федоров А.В. Медиаобразование в Бельгии // Педагогика. 2002. № 1. С. 97-99.

Федоров А.В. Медиаобразование в Канаде // Высшее образование в России. 2002. № 1. С. 116-118.

Федоров А.В. Медиаобразование в России // Alma Mater. Вестник высшей школы. 2002. № 7. С. 29-32.

Федоров А.В. Медиаобразование во Франции // Alma Mater. Вестник высшей школы. 2001. № 3. С. 46-47.

Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР, 2001. 708 с.

Федоров А. В. Терминология меди-аобразования // Искусство и образование. 2000. № 2. С.33-38.

Федоров А.В., Левицкая А.А., Че-лышева И.В., Мурюкина Е.В., В.Л.Колес-ниченко, Михалева Г.В., Сердюков Р.В. Научно-образовательный центр «Меди-аобразование и медиакомпетент-ность». М.: МОО «Информация для всех», 2012. 614 с.

Федоров А.В., Челышева И.В. Ме-диаобразование в России: Краткая история развития. Таганрог: Познание, 2002. 266 с.

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М., 2003.

Фоминова М.Н. Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. 18 с.

Хилько Н.Ф. Аудиовизуальная культура: Словарь. Омск: Изд-во Сиб. фил. Рос. ин-та культурологии, Омск. гос. ун-т, 2000. 149 с.

Хилько Н.Ф. Развитие аудиовизуальных творческих способностей: психологические и социокультурные аспекты. Омск: Сиб. филиал Российского инта культурологии, 2004. 158 с.

Хилько Н.Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. Омск: Изд-во Сиб. фил. Рос. ин-та культурологии, 2001. 446 с.

Хилько Н.Ф. Социокультурные аспекты экранного медиатворчества. М.: Изд-во Российского ин-та культурологии, 2004. 96 с.

Хилько Н.Ф. Экология аудиовизуального творчества. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2005. 110 с.

Хилько Н.Ф. Экранная культура: медиасистемы и технологии. Омск: Сиб. филиал Российского ин-та культурологии, 2003. 104 с.

Цыганов В.В. Медиа-терроризм: терроризм и средства массовой информации. Киев: Ника-Центр, 2004. 124 с.

Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 206 с.

Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1990. 66 с.

Шариков А.В., Черкашин Е.А. Экспериментальные программы медиаобразо-вания. М.: Академия педагогических наук, НИИ средств обучения, 1991. 43 с.

Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М.: Социальные отношения. Перспектива, 2004. 248 с.

Якушина Е.В. Методика обучения школьников работе с информационными ресурсами на основе действующей модели Интернета: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2002.

Ястребцева Е.Н. Медиатека: Как создать в школе медиатеку. М.: Информатика и образование,1994.

Ястребцева Е.Н. Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. М: Проект Гармония, 2001. 216 с.

Andersen, N., Duncan B. & Pungente, J.J. (1999). Media Education in Canada -the Second Spring. In: Feilitzen, C. von, and Carlsson, U. (Eds.). Children and Media: Image. Education. Participation. Gete-borg: The UNESCO International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen at Nordicom, pp.139-162.

Baake, D. and all (Eds.) (1999). Hanbuch Mediaen: Medienkompetenz. Modelle und Projecte. Bonn: Budeszentrale fur Politishe Bilding, 308 p.

Bachmair, B. (1993). TV Kids. Ravensburg: Buchverlag.

Baran, S. J. (2002). Introduction to Mass Communication. Boston-New York: McGraw Hill, 535 p.

Barthes, R. (1964). Elements de semiologie. Communications, N 4, pp.91-135.

Barthes, R. (1965). Mythologies. Paris: Editions de Seuil.

Bazalgette, C., Bevort, E. & Savino, J. (1992). L'Education aux medias dans le monde: Nouvelles orientations. Paris - London: BFI, CLEMI, UNESCO, 120 p.

Bazalgette, C., Bevort, E., Savino, J. (Eds.) (1992) Media Education Worldwide. Paris: UNESCO, 256 p.

BFI - British Film Institute (2003). Look Again! London: British Film Institute, 60 p.

Blumeke, S. (2000). Mediaenpada-gogiche Kompetenz. Munchen: KoPad-Verlag, 400 p.

Bowker, J. (Ed.) (1991). Secondary Media Education. London: British Film Institute.

Buckingham, D. (2003). Media Education: Literacy, Learning and Contemporary Culture. Cambridge, UK: Polity Press, 219 p.

Conseil de l'Education aux Medias (1996). L'Education 'a l'Audiovisuel et aux Medias. Bruxelles: CEM - Conseil de l'Education aux Medias, Fondation Roi Baudouin, 152 p.

Considine, D.M. and Haley, G.E. (1999). Visual Messages. Englewood, Colorado: Teachers Ideas Press, 371 p.

Duncan, B. (Ed.) (1989). Media Literacy Resource Guide. Toronto: Ministry of Education of Ontario, Publications Branch, the Queen's Printer, 232 p.

Eco, U. (1976). A Theory of Semiotics. Bloomington: Indiana University Press.

Fedorov, A. (2003). Media Education and Media Literacy: Experts' Opinions. In: MENTOR. A Media Education Curriculum for Teachers in the Mediterranean. Paris: UNESCO.

Fedorov, A. (2008). On Media Education. Moscow: ^OS UNESCO 'Information for All', 156 p.

Fedorov, A. (2010). Media Education and Media Literacy: Russian Point of View. Saarbrucken (Germany), 2010, 364 p.

Fedorov, A. (2011). Modern Media Education in Russia: Theory and Practice. Saarbrucken (Germany), 2011, 120 p.

Fedorov, A. (2011). Russian Media Education Researches (1950-2010): Past and present. Saarbrucken (Germany), 2011, 132 p.

Gerbner, G. (1995). Educators, Activists Organize to Promote Media Literacy in U.S. In: The New Citizen. 1995, Vol. 2, N 2.

Gonnet, J. (2001). Education aux medias: Les controverses fecondes. Paris: CNDP, Hachette, 144 p.

Greenaway, P. (1997). Media and Arts Education: A Global View from Australia. In: Kubey, R. (Ed.) Media Literacy in the Information Age. New Brunswick and London: Transaction Publishers, pp.187-198.

Gripsrud, J. (1999). Understanding Media Culture. London - New York: Arnold & Oxford University Press Inc., 330 p.

Hart, A. (1991). Understanding Media: A Practical Guide. London: Routledge, 268 p.

Hart, A. (1997). Textual Pleasures and Moral Dilemmas: Teaching Media Literacy in England. In: Kubey, R. (Ed.). Media Literacy in the Information Age. New Brunswick and London: Transaction Publishers, p.202.

Hart, A. (1998). Introduction: Media Education in the Global Village. In: Hart, A.

(Ed.). Teaching the Media. International Perspectives. Mahwah, New Jersey -London: Lawrence Erlbaum Assoc. Publishers, pp.1 -21.

Hodgkinson, A.W. (1964). A Specimen Screen Education Syllabus. In: Hodgkinson, A.W. (Ed.) Screen Education. Paris: UNESCO, pp.26-27.

Kubey, R. (1997). Media Education: Portraits of an Evolving Field. In: Kubey, R. (Ed.) Media Literacy in the Information Age. New Brunswick & London: Transaction Publishers, p.2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kubey, R. (1998). Obstacles to the Development of Media Education in the United States. Journal of Communication (Winter), pp.58-69.

Masterman, L. (1985). Teaching the Media. London: Comedia Publishing Group, 341 p.

Masterman, L. (1997). A Rational for Media Education. In: Kubey, R. (Ed.) Media Literacy in the Information Age. New Brunswick (U.S.A.) and London (UK): Transaction Publishers, pp.15-68.

Masterman, L. (1998). 18 Principles of Media Education. In: http:// www.screen.com/mnet/eng/med/class/ support/mediacy/edec/masterman.htm

Masterman, L., Mariet, F. (1994). Media Education in 1990s' Europe. Strasbourg: Council of Europe, pp.6-59.

McMahon, B. and Quin, R. (1999). Australian Children and the Media Education, Participation and Enjoyment. In: Children and Media.

Image.Education.Participation. Gete-borg: The UNESCO International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen, Nordicom, pp.189-203.

Minkkinen S. (1978). A General Cur-ricular Model for Mass Media Education. Paris: UNESCO.

Moore, G.J. (1969). The Case for Screen Education. In: Stewart, F.K. and Nuttall, J. (Eds.). Screen Education in Canadian Schools. Toronto: Canadian Education Association, pp.6-26.

Panhoff, T. (2002). The Amandus Experience: A Norwegian Concept of Practi-

cal Film Work//Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент/ Отв. ред. А.В.Федоров. М.: Изд-во Гос. ун-та управления, 2002. С.36-37.

Potter, W.J. (2001). Media Literacy. Thousand Oaks - London: Sage Publication, 423 p.

Pungente, J.J. and O'Malley, M. (1999). More Than Meets the Eye: Watching Television Watching Us. Toronto: McClelland & Stewart Inc., 255 p.

Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. In: Outlooks on Children and Media. Goteborg: UNESCO & NORDICOM, 2001, p. 152.

Rother, L. Media Literacy and At-Risk Students: A Canadian Perspective. Tele-medium, The Journal of Media Literacy. 2002. Vol.48. N 2.

Semali, L.M. (2000). Literacy in Multimedia America. New York -London: Falm-er Press, 243 p.

Silverblatt, A and Enright Eliceiri, E.M. (1997). Dictionary of Media Literacy. Westport, Connecticut - London: Greenwood Press, 234 p.

Silverblatt, A. (2001). Media Literacy. Westport, Connecticut - London: Praeger, 449 p.

Stewart, F.K. and Nuttall, J. (1969). What's the Idea? In: Stewart, F.K. and Nuttall, J. (Eds.). Screen Education in Canadian Schools. Toronto: Canadian Education Association, p.5.

Tyner, K. (1998). Literacy in the Digital World: Teaching and Learning in the Age of Information. Mahwan, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 291 p.

Worsnop, C. (1994). Screening Images: Ideas for Media Education. Missis-sauga: Wright Communication, 180 p.

Worsnop, C. M. (1999). Screening Images: Ideas for Media Education. Second Edition. Mississauga: Wright Communication.

Worsnop, C.M. (2004). Media Literacy Through Critical Thinking. Washington State Office of Superintendent of Public Instruction and NW Center for Excellence in Media Literacy, 60 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.