СПЕЦКУРС ДЛЯ ВУЗА « КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ СВЕТСКОГО И ТЕОЛОГИЧЕСКОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ»*
А.В.Федоров,
доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе Таганрогского государственного педагогического
института имени А.П.Чехова, президент Ассоциации медиапедагогики России,
Аннотация. Предмет учебного курса - базовые модели светского и теологического медиаобразования. Цель учебного курса: компаративный анализ светского и теологического медиаобразования с точки зрения их использования в процессе обучения. Задачи учебного курса: анализ основных направлений светского и теологического медиаобразования; анализ базовых моделей светского и теологического медиаобразования.
Ключевые слова: медиаобразование, программа, базовые модели светского и теологического медиаобразования, анализ, медиатекст, учащиеся, медиакомпетентность.
Special course training program for universities "Comparative analysis of the secular and theological media education"
Prof. Dr. Alexander Fedorov, president of Russian Association for Media Education,
vice-rector of Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute,
Abstract. The subject of the course - the basic model of the secular and theological educators. The aim of the course: a comparative analysis of the secular and theological media education in terms of their use in the classroom. Objectives of the course: analysis of the major trends of the secular and theological education; analysis of the basic models of secular and theological educators.
Keywords: media education, program, basic model of the secular and theological media education, analysis, media text, students, media competence.
* Финансирование исследования выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы, соглашение 14.B37.21.2002 по теме «Тенденции развития светского и теологического медиаобразования в России и за рубежом» (2012-2013).
Программа учебного спецкурса для вузов «Компаративный анализ светского и теологического медиаоб разо вания »
Пояснительная записка
Разработанные в России и за рубежом модели медиаобразова-ния в можно обобщить следующем виде:
- образовательно-информационные модели (изучение теории и истории, языка медиакультуры и т.д.), опирающиеся в основном на культурологическую, эстетическую, семиотическую, социокультурную теории медиаобразования;
- воспитательно-этические модели (рассмотрение моральных, философских проблем на материале медиа), опирающиеся в основном на этическую, идеологическую, экологическую, протекционистскую и др. теории медиаобразования;
- теологические модели (рассмотрение религиозных, моральных, философских проблем на материале медиа), опирающиеся в основном на религиозную, этическую, протекционистскую и др. теории медиаобразования;
- практико-утилитарные модели (практическое изучение и применение медиатехники), опирающиеся в основном на теорию «потребления и удовлетворения» и практическую теорию медиаобразования; -эстетические модели (ориентированные, прежде всего, на развитие художественного вкуса и анализ лучших произведений медиакульту-ры), опирающиеся в основном на эстетическую/художественную и
культурологическую теории медиа-образования;
- социокультурные модели (социокультурное развитие творческой личности в плане восприятия, воображения, зрительной памяти, интерпретации, анализа, самостоятельного, критического мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров и т.д.), опирающиеся в основном на социокультурную , культурологическую, семиотическую, этическую теории медиаобразования и теорию развития критического мышления.
При этом данные модели и теории далеко не всегда существуют в чистом виде и часто переплетаются.
Основываясь на указанных выше моделях, можно выстроить в обобщенном виде два типа моделей медиаобразования - светскую и теологическую, при этом ориентируясь не только на общедидактические принципы обучения (воспитание и всестороннее развитие личности в процессе занятий, научность, доступность, систематичность, связь теории с практикой, наглядность, переход от обучения к самообразованию, связь обучения с жизнью, прочность результатов обучения, положительный эмоциональный фон, учет индивидуальных особенностей учащихся и т.д.), но и специфические, связанные с материалом медиа.
Российские представители теологической концепции медиаоб-разования [Легойда, 2012; Посадский, 2006; Чапнин, 2010], отмечая и систематизируя негативные медийные влияния, отвергая постмодернистские представления о самоценном, «чистом» характере ис-
кусства, изолированного от служения христианским религиозно-нравственным целям и, как следствие, попадающего в зависимость от этического релятивизма, языческого миросозерцания, все чаще ориентируются не только на «защиту от медиа», но призывают к тому, чтобы миссия Церкви развивалась и ширилась, в том числе и в информационном пространстве, дабы пропагандировать идею единства высшей эстетической ценности прекрасного с нравственными и познавательными ценностями христианской религии, неразделимости религиозной истины, Красоты и подлинной нравственности.
Таким образом, сегодня можно смело утверждать, что теологическое медиаобразование в России, не имевшее возможности развиваться практически с начала 1920-х до середины 1980-х годов, сейчас набирает силу и ищет практические выходы к реальной аудитории.
Актуальность данного учебного курса определяется настоятельной необходимостью изучения студентами (особенно - будущими педагогами) особенностей светского и теологического медиаобразования в школе и вузе.
Объект учебного курса - процесс развития светского и теологического медиаобразования.
Предмет учебного курса - базовые модели светского и теологического медиаобразования.
Цель учебного курса: компаративный анализ светского и теологического медиаобразования с точки зрения их использования в процессе обучения.
Задачи учебного курса:
- анализ основных направлений светского и теологического медиа-образования;
- анализ базовых моделей светского и теологического медиаобразо-вания.
Методологическая основа: курс опирается на философскую концепцию М.Бахтина - В.Библера о диалоге культур, которая становится ключом к выявлению содержания изучаемого процесса светского и теологического медиаобразова-ния; на содержательный и исторический подход.
Методы: анализ научной литературы по медиаобразованию, искусствоведению, культурологии, сравнительный анализ моделей медиаобразования. Оценка студенческих знаний производится с помощью специальных показателей.
Место учебного курса в учебном плане вуза: курс связан со многими учебными дисциплинами, включая такие предметы, как «Педагогика», «История образования», «Психология», «Социология», «Политология», «История», «Мировая художественная культура», «Культурология», «Философия», «Эстетика», «Информатика», и др.
Для полноценного изучения данного учебного курса студентам необходимо четко представлять себе:
- ключевые понятия курса («медиа», «медиаобразование», «модели медиаобразования», «медиагра-мотность», «медиапедагогика», «медиавосприятие», «медиа-текст», и др.);
- ключевые этапы исторического развития светского и теологического медиаобразования в России и за рубежом;
- характерные особенности базовых моделей светского и теологического медиаобразования;
- современную ситуацию в области развития медиаобразования;
Практическая значимость: в результате занятий студенты будут не только обладать запасом знаний по компаративному анализу светского и теологического медиа-образования, но и уметь использовать эти знания в педагогической практике.
Итоговая форма отчетности -зачет.
Тематический план лекций учебного курса для вузов «Компаративный анализ светского и теологического медиаоб разо вания » (аннотации)
ТЕМА № 1. Краткий исторический очерк развития светского и
теологического медиаобразования (4 часа)
Зарождение и развития теологического медиаобразования в за-
рубежных странах. Ведущие польские медиапедагоги-католики [Ilowiecki, Zasepa, 2003; Wrobel, 2005 и др.], взгляды на медиаобра-зование которых основаны на синтезе теологической и защитной ме-диаобразовательных теорий. Канадская медиапедагогика, ориентированная на теологическую ме-диаобразовательную теорию [Pungente, 1999 и др., организация The Jesuit Communication Project]. Российские представители теологической концепции медиаобразова-ния [Легойда, 2012; Посадский, 2006; Чапнин, 2010 и др.], предлагающие использование медиаоб-разования как моста к добропорядочным и религиозным ценностям.
ТЕМА № 2. Базовая модель светского медиаобразования (2 часа)
Определения основных понятий:
Медиаобразование - процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа): то есть развития культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, уме-
Тематический план учебного курса для вузов «Компаративный анализ светского и теологического медиаобразования»
№ Название темы: Лекции (час.) Семинары (час.)
1 Краткий исторический очерк развития светского и теологического медиаобразования 4 -
2 Базовая модель светского медиаобразования 2 2
3 Базовая модель теологического медиаобразования 2 2
ИТОГО: 12 час. 8 4
ний полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки ме-диатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники и т.д. Обретенная в результате медиаобразования ме-диакомпетентность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, интернета, способствует лучшему пониманию языка медиакультуры.
Аналитическое творческое мышление по отношению к системе медиа и медиатекстам -сложный рефлексивный процесс мышления человека, включающий ассоциативное восприятие, анализ и оценку механизмов функционирования медиа в социуме и медиатек-стов (информации/сообщений), в сочетании с аудиовизуальным воображением, виртуальным экспериментированием, логическим и интуитивным прогнозированием в медийной сфере.
Медиакомпетентность личности - совокупность умений (мотивационных, контактных, информационных, перцептивных, интерпретационных/оценочных, прак-тико-операционных/деятельност-ных, креативных) выбирать, использовать, критически анализировать, оценивать, передавать и создавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме.
Концептуальная основа: синтез культурологической, социокультурной и практической теорий ме-диаобразования.
Цели: развитие медиакомпе-тентности личности, культуры ее общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, аналитического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки меди-атекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники, подготовка будущих педагогов к медиаобразова-нию учащихся в учреждениях различных типов.
Задачи: развитие у аудитории следующих умений:
- практико-креативных (самовыражение с помощью медиатехники, то есть создание и распространение медиатекстов различных видов и жанров);
- перцептивно-креативных (творческое восприятие медиатекстов разных видов и жанров с учетом их связей с различными искусствами и т.д.);
- аналитических (анализ медиатекстов различных видов и жанров);
- историко-теоретических (самостоятельное использование полученных знаний по теории и истории медиа/медиакультуры);
- методических/технологических (владение методами и формами медиаобразования, различными технологиями самовыражения при помощи медиа);
Методы развития медиаком-петентности личности на занятиях медиаобразовательного цикла:
1) по источникам полученных знаний - словесные (лекции, беседы, дискуссии, включающие создание проблемных ситуаций); наглядные (демонстрация медиатекстов, иллюстрации); практические (вы-
полнение различного рода творческих заданий практического характера на материале медиа);
2) по уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные (сообщение педагогом определенной информации о медиа и медиаобразовании, восприятие и усвоение этой информации аудиторией); проблемные (проблемный анализ определенных ситуаций в сфере медиа и/или ме-диатекстов с целью развития аналитического мышления); исследовательские (организация исследовательской деятельности студентов, связанной с медиа и медиаоб-разованием).
При этом на занятиях преобладает опора на практические, игровые, творческие задания, ролевые игры.
Основные разделы содержания медиаобразовательной программы (касающиеся изучения таких ключевых понятий медиаобразования как «медиаобразование», «медиакомпетентность», «меди-аграмотность», «агентства медиа», «категории медиа», «технологии медиа», «язык медиа», «репрезентации медиа» и «аудитория медиа» и др.):
- место и роль медиа и медиаобра-зования в современном мире, виды и жанры, язык медиа;
- основные термины, теории, ключевые концепции, направления, модели медиаобразования;
- основные исторические этапы развития медиаобразования;
- проблемы медиакомпетентности, анализа функционирования медиа в социуме и медиатекстов разных видов и жанров (контент-анализ, структурный анализ, сюжетный/повество-
вательный анализ, анализ стереотипов, анализ культурной мифологии, анализ персонажей, автобиографический (личностный) анализ, иконографический анализ, семиотический анализ, идентификационный анализ, идеологический и философский анализ, этический анализ, эстетический анализ, культивационный анализ, герменевтический анализ культурного контекста); - технологии медиаобразователь-ных занятий с учащимися (с опорой на творческие задания следующих типов: литературно-имитационные, театрализовано-игровые, изобразительно-имитационные, литературно-аналитические и пр.).
Области применения (в зависимости от степени адаптации к возрастным особенностям аудитории): вузы, колледжи, школы, учреждения дополнительного образования и др.
Модель светского медиаобразования:
1) диагностический (констатирующий) компонент: констатация уровней медиакомпетентности и развития критического мышления по отношению к медиа и медиатек-стам в данной аудитории на начальном этапе обучения;
2) содержательно-целевой компонент: теоретическая составляющая (блок изучения истории и теории медиакультуры, специальный блок для учителей и будущих педагогов - блок развития медиаобразовательной мотивации и технологии, то есть изучение аудиторией методов и форм медиаобразования аудитории) и практическая составляющая (блок креативной деятельности на
материале медиа, то есть развитие творческих умений аудитории самовыражаться с помощью меди-атехники: создавать и распространять медиатексты различных видов и жанров; творчески применять полученные медиаобразователь-ные знания и умения; блок перцептивно-аналитической деятельности: развитие умений аудитории критически воспринимать и анализировать медиатексты различных видов и жанров);
3) результативный компонент (блок итоговых анкетирования, тестирования и творческих работ учащихся и блок анализ констатации уровней развития аналитического мышления и медиакомпе-тентности аудитории на финальном этапе обучения).
ТЕМА № 3. Базовая модель светского медиаобразования (2 часа)
Определения основных понятий:
Медиаобразование - духовно-религиозное воспитание аудитории с доминантой теологических ценностей над художественными, а Божественного и Земного над медийным.
Медиакомпетентность личности - совокупность умений (мотивационных, контактных, информационных, перцептивных, интерпретационных/оценочных, прак-тико-операционных/деятельност-ных, креативных) выбирать, использовать, критически анализировать, оценивать, передавать и создавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме, во всех слу-
чаях - с опорой на религиозное мировоззрение.
Концептуальная основа: синтез теологической, защитной, этической и практической теорий ме-диаобразования.
Цели: приобщение аудитории к той или иной модели поведения, к ценностным ориентациям, отвечающим тем или иным религиозным догматам; развитие теологической медиакомпетентности и религиозной этики личности, культуры ее общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, аналитического мышления, умений восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники, во всех случаях с опорой на религиозное мировоззрение (дополнительная возможная цель - подготовка учителей будущих педагогов к теологическому медиаобразованию учащихся в учреждениях различных типов).
Задачи:
- обретение аудиторией (учащимися) теологических, историко-теоре-тических знаний;
- формирование избирательного (с точки зрения теологической теории медиаобразования) отношения к медийному репертуару;
- развитие религиозной перцепции (религиозное восприятие медиа-текстов разных видов и жанров);
- обучение критическому размышлению над прочитанным/услышанным/увиденным, соотнесению содержания медиатекстов разных видов и жанров с основами вероисповедания и окружающей жизнью;
- развитие практико-креативных способностей (создание и распро-
странение религиозных медиатек-стов различных видов и жанров);
- развитие методических/технологических способностей (владение методами и формами медиаобразо-вания, различными технологиями использования медиа, создания медиатекстов).
Методы развития религиозной медиакомпетентности личности:
1) по источникам полученных знаний - словесные (лекции, беседы, дискуссии); наглядные (демонстрация медиатекстов, иллюстрации); практические (выполнение различного рода творческих заданий практического характера на материале медиа);
2) по уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные (сообщение педагогом определенной информации о религии, медиа и медиаобразова-нии, восприятие и усвоение этой информации аудиторией); проблемные (проблемный анализ определенных ситуаций в сфере религии, медиа и/или медиатекстов с целью развития аналитического мышления); исследовательские (организация исследовательской деятельности студентов, связанной с религией, медиа и медиаобразованием).
Основные разделы содержания медиаобразовательной программы:
- место и роль религии, медиа и медиаобразования в современном мире, виды и жанры, язык медиа;
- основные термины, теории, ключевые концепции, направления, модели медиаобразования, с опорой на религиозную базу;
- основные исторические этапы развития медиаобразования;
- проблемы религиозной медиа-компетентности, анализа функционирования медиа в социуме и медиатекстов разных видов и жанров;
- технологии медиаобразователь-ных занятий с учащимися.
Области применения (в зависимости от степени адаптации к возрастным особенностям аудитории): вузы, семинарии, колледжи, школы, учреждения дополнительного образования и др.
Теологическая модель меди-аобразования:
1) диагностический (констатирующий) компонент: констатация уровней теологической медиа-компетентности и религиозной этики по отношению к медиа и медиа-текстам в данной аудитории на начальном этапе обучения;
2) содержательно-целевой компонент: теоретическая составляющая (блок изучения истории и теории медиакультуры, специальный блок для учителей и будущих педагогов - блок развития медиаобра-зовательной мотивации и технологии, то есть изучение аудиторией методов и форм медиаобразования аудитории) и практическая составляющая (блок креативной деятельности на материале медиа, то есть развитие творческих умений аудитории создавать и распространять ме-диатексты различных видов и жанров; творчески применять полученные медиаобразовательные знания и умения; блок перцептивно-аналитической деятельности: развитие умений аудитории воспринимать и анализировать медиатексты различных видов и жанров);
3) результативный компонент (блок итоговых анкетирова-
ния, тестирования и творческих работ учащихся и блок анализ констатации уровней развития теологической медиакомпетентности и религиозной этики аудитории на финальном этапе обучения).
Тематический план семинаров
учебного курса для вузов «Компаративный анализ светского и теологического медиаоб разо вания » (аннотации)
ТЕМА « Базовая модель светского медиаобразования» (2 часа)
Показатели развития меди-акомпетентности аудитории, необходимые для полноценной практической реализации базовой модели светского медиаобразования:
1 ) мотивационный ( мотивы контакта с медиатекстами: жанровые, тематические, эмоциональные, гносеологические, гедонистические, психологические, моральные, интеллектуальные, эстетические, терапевтические и др.);
2) контактный (частота общения/контакта с произведениями медиакультуры - медиатекстами);
3) информационный (знания терминологии, теории и истории медиакультуры, процесса массовой коммуникации);
4) перцептивный (способности к восприятию медиатекстов);
5) интерпретационный/оценочный (умения интерпретировать, анализировать медиатексты на основе определенного уровня медиавос-приятия, критическая автономия);
6) практико-операционный
(умения создавать и распространять собственные медиатексты);
7) креативный (наличие творческого начала в различных аспектах деятельности - перцептивной, игровой, художественной, исследовательской и др., связанной с медиа).
Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для ме-диаобразовательной деятельности:
1) мотивационный (мотивы медиаобразовательной деятельности: эмоциональные, гносеологические, гедонистические, нравственные, эстетические и др.; стремление к совершенствованию своих знаний и умений в области медиаобразования);
2) информационный (уровень информированности, теоретико-педагогических знаний в области медиаобразования);
3) методический/технологический (методические/технологические умения в области медиаобразования, уровень педагогического артистизма);
4) деятельностный (качество медиаобразовательной деятельности в процессе учебных занятий разных типов);
5) креативный (уровень творческого начала в медиаобразова-тельной деятельности).
Ключевые вопросы к семинару:
- В какой степени базовая модель светского медиаобразования отражает известные Вам медиаобразо-вательные теории?
- В каких учебных учреждениях возможно практическое внедрение
базовой модели светского медиа-образования?
- Можете ли Вы дать определение каждому из показателей развития медиакомпетентности аудитории?
- Можете ли Вы дать определение каждому из показателей развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиа-образовательной деятельности?
ТЕМА « Базовая модель теологического медиаобразования»(2 часа)
Показатели развития теологической медиакомпетентно-сти аудитории:
1 ) мотивационный ( мотивы контакта с медиатекстами: религиозные, жанровые, тематические, эмоциональные, гносеологические, психологические, моральные, интеллектуальные, эстетические, терапевтические и др.);
2) контактный (частота общения/контакта с произведениями медиакультуры - медиатекстами);
3) информационный (знания теологической и медийной терминологии, теории и истории медиа-культуры, процесса массовой коммуникации);
4) перцептивный (способности к восприятию медиатекстов на основании религиозной этики);
5) интерпретационный/оценочный (умения интерпретировать, анализировать медиатексты на основе определенного уровня меди-авосприятия и на базе религиозной теории медиаобразования);
6) практико-операционный (умения создавать и распространять собственные медиатексты);
7) креативный (наличие творческого начала в различных аспектах деятельности - перцептивной, игровой, художественной, исследовательской и др., связанной с медиа).
Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для теологической медиаобразова-тельной деятельности:
1) мотивационный (мотивы теологической медиаобразова-тельной деятельности: религиозные, эмоциональные, гносеологические, этические, эстетические и др.; стремление к совершенствованию своих знаний и умений в области теологии и медиаобразования);
2) информационный (уровень информированности, теоретико-педагогических знаний в области религии и медиаобразования);
3) методический/технологический (методические/технологические умения в области медиаоб-разования, уровень педагогического артистизма);
4) деятельностный (качество медиаобразовательной деятельности в процессе учебных занятий разных типов);
5) креативный (уровень творческого начала в медиаобразова-тельной деятельности).
Ключевые вопросы к семинару:
- В какой степени базовая модель теологического медиаобразования отражает известные Вам медиаоб-разовательные теории?
- Какие отличия выявляет сравнительный анализ моделей светского и теологического медиаобразо-вания?
- В каких учебных учреждениях возможно практическое внедрение базовой модели теологического медиаобразования?
- Можете ли Вы дать определение каждому из показателей развития теологической медиакомпетентно-сти аудитории?
- Можете ли Вы дать определение каждому из показателей развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для теологической медиаобразова-тельной деятельности?
Список литературы к учебному спецкурсу для вуза «Компаративный анализ светского и теологического медиаоб разо вания »
Баженова Л.М. В мире экранных искусств. Изд-во ВИПК, ВИКИНГ, Ассоциация деятелей кинообразования, 1992. 71 с.
Бакулев Г.П. Основные концепции массовой коммуникации. М., 2002.
Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе. Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2002. 87 с.
Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: Изд-во РИП-Холдинг, 2004. 174 с.
Бондаренко Е.А. Творческая реабилитация средствами медиакульту-ры. Омск, 2001.
Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры. Омск: Изд-во Сиб. фил. Рос. инта культурологии, 2000. 91 с.
Брайант Дж., Томпсон, С. Основы воздействия СМИ. М.: Вильямс, 2004. 432 с.
Брейтман А.С. Основы киноискусства в курсе мировой художественной культуры: Дис. ... канд. пед. наук. СПб, 1997.
Бэзэлгэт К. Ключевые аспекты медиаобразования//Доклад на россий-
ско-британском семинаре по медиаоб-разованию. М., 1995. 51 с.
Вишневский А. Пагубные пристрастия. 11.11.2001. http://www.zavet.ru/ deti/vishnevsky.htm
Духанин В.Н. Православие и мир кино. М.: Drakkar, 2005. 190 c.
Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. N 3. C.26-34.
Ильяшенко А. Концепция проекта «Нравственное кино». 10.06.2006. http:/ /www.pravmir.ru/koncepciya-proekta-nravstvennoe-kino/pri nt/
Кириллова Н.Б. Медиалогия как синтез наук. М.: Академический проект, 2012. 368 с.
Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое медиаобразование. СПб.: Изд-во Михайлова, 2004. 240 с.
Короченский А.П. «Пятая власть»? Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 2003. 284 с.
Легойда В. 100 лучших фильмов необходимо изучать в школе, но, возможно, факультативно // Синодальный информационный отдел Московского Патриархата. 3.10.2012.http://
www.pravmir.ru/1 00-luchshix-filmov-neobxodimo-izuchat-v-shkole-no-vozmozhno-fakultativno-v-legojda/
Медиаобразование // Российская педагогическая энциклопедия. Т.1 / Гл. ред. В.В.Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. С. 555.
Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб, 1996.
Моль А. Социодинамика культуры. М.: КомКнига, 2005.
Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе. Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 1999. 147 с.
Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: Методология анализа и практика исследований. М., 2003.
Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические пробле-
мы. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. унта, 1987. 176 с.
Поличко Г.А. Киноязык, объясненный студенту. М.: Русское слово, 2006. 201 с.
Посадский С.В. Христианское и секулярное киноискусство: опыт сравнительного анализа основополагающих принципов. 2006. http://pokrov-forum.ru/ ИЬгагу/стета/81аиа/ра8а<^зку_ зеки1агпое_к1по.рЬ|р?рп^=У
Прокофьев С.Е. Какое кино нужно православным? 2006. http://pokrov-^гит.ги/МЬгагу/стета^а^а/ prokofjev_kino_prav.php?print=Y
Спичкин А.В. Что такое медиаоб-разование. Курган: Изд-во Ин-та пов. квалификации и переподготовки кадров работников образования, 1999. 116 с.
Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М.: Изд-во МГИМО, 2000.
Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. М.: БУР-Аргус, 1995. 224 с.
Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. М.: МП Новая школа, 1993. 90 с.
Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации. Челябинск: Изд-во Челябинск. гос. ун-та, 2007. 270 с.
Федоров А.В. Развитие медиаком-петентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.
Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР, 2001. 708 с.
Федоров А.В., Левицкая А.А., Че-лышева И.В., Мурюкина Е.В., В.Л.Колес-ниченко, Михалева Г.В., Сердюков Р.В. Научно-образовательный центр «Меди-аобразование и медиакомпетент-ность». М.: МОО «Информация для всех», 2012. 614 с.
Федоров А.В., Челышева И.В. Ме-диаобразование в России: Краткая история развития. Таганрог: Познание, 2002. 266 с.
Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М., 2003.
Хилько Н.Ф. Социокультурные аспекты экранного медиатворчества. М.: Изд-во Российского ин-та культурологии, 2004. 96 с.
Чапнин С. Благая весть и «плохие новости»: христианские ценности в масс-медиа. 2010. http://
www.pravmir.ru/blagaya-vest-i-ploxie-novosti-xristianskie-cennosti-v-mass-media/ 31.08.2010.
Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М.: Социальные отношения. Перспектива, 2004. 248 с.
Шукин Т. Заэкранное миссионерство. 2006. http://pokrov-forum.ru/library/ cinema/statia/schukin_misia.php?print=Y
Ястребцева Е.Н. Медиатека: Как создать в школе медиатеку. М.: Информатика и образование,1994.
Ястребцева Е.Н. Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. М: Проект Гармония, 2001. 216 с.
Andersen, N., Duncan B. & Pungente, J.J. (1999). Media Education in Canada -the Second Spring. In: Feilitzen, C. von, and Carlsson, U. (Eds.). Children and Media: Image. Education. Participation. Gete-borg: The UNESCO International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen at Nordicom, pp.139-162.
Bazalgette, C., Bevort, E. & Savino, J. (1992). L'Education aux medias dans le monde: Nouvelles orientations. Paris - London: BFI, CLEMI, UNESCO, 120 p.
Bazalgette, C., Bevort, E., Savino, J. (Eds.) (1992) Media Education Worldwide. Paris: UNESCO, 256 p.
BFI - British Film Institute (2003). Look Again! London: British Film Institute, 60 p.
Blumeke, S. (2000). Mediaenpada-gogiche Kompetenz. Munchen: KoPad-Verlag, 400 p.
Bowker, J. (Ed.) (1991). Secondary Media Education. London: British Film Institute.
Buckingham, D. (2003). Media Education: Literacy, Learning and Contemporary Culture. Cambridge, UK: Polity Press, 219 p.
Duncan, B. (Ed.) (1989). Media Literacy Resource Guide. Toronto: Ministry of
Education of Ontario, Publications Branch, the Queen's Printer, 232 p.
Fedorov, A. (2003). Media Education and Media Literacy: Experts' Opinions. In: MENTOR. A Media Education Curriculum for Teachers in the Mediterranean. Paris: UNESCO.
Fedorov, A. (2008). On Media Education. Moscow: ^OS UNESCO 'Information for All', 156 p.
Fedorov, A. (2010). Media Education and Media Literacy: Russian Point of View. Saarbrucken (Germany), 2010, 364 p.
Fedorov, A. (2011). Modern Media Education in Russia: Theory and Practice. Saarbrucken (Germany), 2011, 120 p.
Fedorov, A. (2011). Russian Media Education Researches (1950-2010): Past and present. Saarbrucken (Germany), 2011, 132 p.
Gonnet, J. (2001). Education aux medias: Les controverses fecondes. Paris: CNDP, Hachette, 144 p.
Gripsrud, J. (1999). Understanding Media Culture. London - New York: Arnold & Oxford University Press Inc., 330 p.
Hart, A. (1991). Understanding Media: A Practical Guide. London: Routledge, 268 p.
Hart, A. (1997). Textual Pleasures and Moral Dilemmas: Teaching Media Literacy in England. In: Kubey, R. (Ed.). Media Literacy in the Information Age. New Brunswick and London: Transaction Publishers, p.202.
Hart, A. (1998). Introduction: Media Education in the Global Village. In: Hart, A. (Ed.). Teaching the Media. International Perspectives. Mahwah, New Jersey -London: Lawrence Erlbaum Assoc. Publishers, pp.1 -21.
Ilowiecki, M., Zasepa, T. (2003). Moc a nemoc medii. Bratislava, 184 p.
Kubey, R. (1997). Media Education: Portraits of an Evolving Field. In: Kubey, R. (Ed.) Media Literacy in the Information Age. New Brunswick & London: Transaction Publishers, p.2.
Masterman, L. (1985). Teaching the Media. London: Comedia Publishing Group, 341 p.
Masterman, L. (1997). A Rational for Media Education. In: Kubey, R. (Ed.) Media Literacy in the Information Age. New Brunswick (U.S.A.) and London (UK): Transaction Publishers, pp.15-68.
Potter, W.J. (2001). Media Literacy. Thousand Oaks - London: Sage Publication, 423 p.
Pungente, J.J. and O'Malley, M. (1999). More Than Meets the Eye: Watching Television Watching Us. Toronto: McClelland & Stewart Inc., 255 p.
Semali, L.M. (2000). Literacy in Multimedia America. New York - London: Falm-er Press, 243 p.
Silverblatt, A and Enright Eliceiri, E.M. (1997). Dictionary of Media Literacy. Westport, Connecticut - London: Greenwood Press, 234 p.
Silverblatt, A. (2001). Media Literacy. Westport, Connecticut - London: Praeger, 449 p.
The Jesuit Communication Project at 20! (2004)/ http://interact.uoregon.edu/ MediaLit/J CP/articles/JC P_20.doc
Tyner, K. (1998). Literacy in the Digital World: Teaching and Learning in the Age of Information. Mahwan, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 291 p.
Web of The Jesuit Communication Project http://interact.uoregon.edu/Medi-aLit/JCP/index.html
Worsnop, C. (1994). Screening Images: Ideas for Media Education. Missis-sauga: Wright Communication, 180 p.
Worsnop, C. M. (1999). Screening Images: Ideas for Media Education. Second Edition. Mississauga: Wright Communication.
Worsnop, C.M. (2004). Media Literacy Through Critical Thinking. Washington State Office of Superintendent of Public Instruction and NW Center for Excellence in Media Literacy, 60 p.
Wrobel, J. (2005). Postawa religijna, jako skutek odbioru filmu fabularnego. Bi-uletyn Edukacji Medialnej. 2005. N 1, pp.53-57
Zasepa, T. (2005). Religia I tresci re-ligijne w mass mediach. Biuletyn Edukacji Medialnej. 2005. N 1, pp.70-77.
ют исследования на примере игры TOMB RAIDER).
Фильмы для медиаобразова-тельных занятий выбирают как современные и известные, так и любительские (видео). Все произведения рассматриваются в нескольких ключах: работа режиссера - символы в фильме, сопутствующие элементы в кадре; игра актеров - жесты, мимика; сам текст - наличие метафор, неоднозначности, молчание. Анализ фильмов помогает родителям увидеть картину детскими глазами, ведь дети не всегда могут рассказать о своем горе или боли, что их окружает, а родители не всегда могут расшифровать рисунок своего ребенка или его молчание. Важный момент - уместность или запрет просмотра того или иного фильма: что ребенок «впитает» из этого фильма; кого захочет подражать; разница в том - что ребенок слышит, и услышит.
Просмотр «расшифровка» фильмов происходит одновременно с ознакомлением с психологической тематической литературой, исследованиями детской литературы, публикациями учебного характера и педагогического (например, таких авторов, как А. Zanzotto, А. Faeti, A. Byatt).
На итальянском телевидении создают определенные медиаоб-разовательные проекты, шоу, доступно объясняют влияние телевидения на детей, подростков, их вос-
приятие информации, избирательность вещания определенных проектов. Приглашают на такие шоу в качестве экспертов в области медиа, медиапедагогов, исследователей отрасли, писателей, режиссеров, продюсеров. Есть и передачи в сфере интеграции медиаобразо-вания и театра.
В медиаобразовательных конференциях и семинарах в Италии могут принимать участие все желающие. Такие мероприятия очень нужны для налаживания тесного сотрудничества медиапедагогов разных стран.
Хотя MediaEducation.bo - некоммерческая ассоциация, она сотрудничает с другими медиаобразова-тельными педагогическими организациями, государственными телеканалами, политическими структурами в сфере законодательства.
Применение зарубежного опыта всегда предоставляет больше возможностей для решения тех или иных проблем отечественного ме-диаобразования. Разнообразие опыта западных стран дает нам возможность выбирать среди различных вариантов тот, который наиболее соответствует нашим собственным ориентациям.
Литература References
Media Association. http :// www.mediaeducationpuntobo.it/ http:// ecml.pc.unicatt.it/download/ Media_Education_in_Italy.pdf