ТЕОРИЯ МЕДИА ОБРАЗОВАНИЯ
Media Education Theory
Тенденции развития светского и теологического медиаобразования в России и за рубежом: актуальность исследования*
А.В. Федоров,
доктор педагогических наук, профессор, президент Ассоциации медиапедагогики России,
проректор по научной работе Таганрогского государственного педагогического института
имени А.П. Чехова, [email protected]
Аннотация. В последнее время медиаобразование стало активно внедряться в России и Украине не только в светских, но и религиозных учебных учреждениях (например, в Свято-Тихоновском университете). Авторы статьи убеждены, что нельзя успешно и эффективно развивать медиаобразование без систематизации и обобщения имеющихся его направлений и процессов в мировом контексте.
Ключевые слова: медиаобразование, религия, теология, задачи, модели, ме-диакомпетентность.
Trends in the development of secular and theological media educa-
tion in Russia and abroad: the relevance of research
Prof. Dr. Alexander Fedorov, president of Russian Association for Media Education, vice-rector of Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute,
* Финансирование исследования выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы, соглашение 14.B37.21.2002 по теме «Тенденции развития светского и теологического медиаобразования в России и за рубежом».
А.В. Онкович,
доктор педагогических наук, профессор, Национальная Академия педагогических
наук Украины, Киев
Prof. Dr. Ganna Onkovich, Pedagogical Academy of Ukraine, Kiev
Abstract. Recently, media education has been actively implemented in Russia and Ukraine: not only secular but also religious educational institutions (for example, at St. Tikhon University). The authors believe that it is impossible to successfully and efficiently develop media education without systematization and generalization of existing trends and its processes in a global context.
Keywords: media education, religion, theology, problems, models, media competence.
Актуальность исследования. В
XX веке в ведущих странах мира в педагогической науке сформировалось специфическое направление в педагогике - «медиаобразование» (media education), призванное помочь аудитории разного возраста лучше адаптироваться в мире ме-диакультуры, освоить язык средств массовой информации, уметь анализировать медиатексты и т.д. К примеру, медиаобразование интегрировано в уроки родного языка в современных школах Канады, Австралии, Великобритании и других стран. Интенсивному развитию ме-диаобразования во многих странах способствовала экспансия американских средств массовой коммуникации: многие медиапедагоги пытались и пытаются развивать так называемое «критическое мышление» учащихся, чтобы помочь им противостоять воздействию заокеанской массовой культуры.
«Российская педагогическая энциклопедия» определяет медиаоб-разование (англ. media education от лат. media - средства) как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразова-ния: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психи-
ку, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [Российская педагогическая энциклопедия, 1993, с. 555].
В резолюциях и рекомендациях ЮНЕСКО неоднократно подчеркивалась важность и поддержка массового медиаобразования (конференции ЮНЕСКО в Грюнвальде, 1982; Тулузе, 1990; Париже, 1997; Вене, 1999; Севилье, 2002, Москве, 2012 и др.). Особую значимость ме-диаобразование приобретает в контексте глобализации.
Медиаобразование можно разделить на следующие основные направления: 1) медиаобразование будущих профессионалов - журналистов (пресса, радио, телевидение, Интернет), кинематографистов, редакторов, продюсеров и др.; 2) ме-диаобразование будущих педагогов в университетах, педагогических институтах, в процессе повышения квалификации преподавателей вузов и школ на курсах по медиакуль-туре; 3) медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, вузах, которое, в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.); 4) медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной ра-
боты, эстетического и художественного воспитания, в клубах по месту жительства и т.д.); 5) дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью телевидения, радио, системы Интернет (здесь огромную роль играет медиак-ритика); 6) самостоятельное/непрерывное медиаобразование (которое теоретически может осуществляться в течение всей жизни человека) [Пензин, 1987; Усов, 1989; Федоров, 2004; 2006; Баранов, 2002; Корочен-ский, 2003 и др.].
17 ноября 2008 года Правительство России утвердило «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Согласно распоряжениям Правительства, федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано руководствоваться положениями «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности, а органам исполнительной власти руководствоваться данными основными направлениями при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности. Среди приоритетных направлений в Концепции называется «расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования».
В 2011 году Министерством образования и науки Украины, академией педагогических наук Украины принята масштабная программа массового медиаобразования в средних
школах, в эксперимент вовлечены в настоящее время десятки школ, во многих украинских городах активно проводятся медиаобразовательные семинары, курсы повышения квалификации для школьных учителей.
Медиаобразование тесно связано не только с педагогикой, но и с такими отраслями гуманитарного знания, как искусствоведение (включая киноведение, литературоведение, театроведение), культурология, история (история мировой художественной культуры и искусства), психология (психология искусства, художественного восприятия, творчества), социология, политология и т.д. Отвечая нуждам современной педагогики в развитии личности, медиа-образование расширяет спектр методов и форм проведения занятий с учащимися. А комплексное изучение прессы, кинематографа, телевидения, видео, интернета, виртуального мира компьютера (синтезирующего черты практически всех традиционных средств массовой коммуникации) помогает исправить, например, такие существенные недостатки традиционного художественного образования как одностороннее, изолированное друг от друга изучение литературы, музыки или живописи, обособленное рассмотрение формы (так называемых «выразительных средств») и содержания при анализе конкретного произведения [Усов, 1989; Федоров, 2004; 2006].
Медиаобразование предусматривает технологию проведения занятий, основанную на проблемных, эвристических, игровых и др. продуктивных формах обучения, развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельность его мышления, стимулирующих его творческие способности через непосредственное вовлечение в творческую дея-
тельность, восприятие, интерпретацию и анализ структуры медиатек-ста, усвоение знаний о медиакуль-туре [Пензин, 1987; Усов, 1989; Федоров, 2004; 2006; Баранов, 2002 и др.]. При этом медиаобразование, сочетая в себе лекционные и практические занятия, представляет собой своеобразное включение учащихся в процесс создания произведений медиакультуры, то есть погружает аудиторию во внутреннюю лабораторию основных медиапро-фессий, что возможно как в автономном варианте, так и в процессе интеграции в традиционные учебные предметы.
Медиаобразование основано на изучении медиакультуры. А «культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных -прошлых, настоящих и будущих культур. (...) культура - это форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления (...), культура - это изобретение «мира впервые». Культура
- в своих произведениях - позволяет нам - автору и читателю - как бы заново порождать мир» [Библер, 1991, с. 289-290]. При этом каждый индивид есть - потенциально - «целостная, способная бесконечно развивать себя, культура» [Библер, 1991, с. 296]. И если говорить о художественной культуре, о медиа-культуре, то здесь «автор воплощает себя в отщепленной от него сгусток материальной формы; читатель (слушатель, зритель) ничего не производит «во плоти», он домысливает и «доводит» произведение «до ума»
- только в своем воображении, памяти, разуме. И только в таком взаимодополнении произведение -и культура в целом - может существовать» [Библер, 1991, с. 296].
Созданная именно для поддержки «диалога культур» разных стран и наций влиятельная международная организация ЮНЕСКО, для осуществления главных целей массового медиаобразования стремится активно содействовать:
- сравнительному анализу существующих в развитых странах методологий и методик медиаобразова-ния (с последующим распространением наиболее перспективных из них);
- разработке механизмов оценки эффективности медиаобразова-тельных акций;
- проведению дальнейших исследований в области медиаобразова-ния;
- обучению медиаграмотности преподавателей, студентов, инструкторов, членов неправительственных организаций и ассоциаций и других заинтересованных лиц (в том числе - на летних курсах по медиапедаго-гике, в процессе дистанционного образования);
- официальной легализации ме-диаобразования в различных странах, разработке соответствующих учебных планов (формальных и неформальных);
- созданию сборника кратких руководящих принципов медиаобразо-вания, учебников и пособий для преподавателей и родителей, собрания материалов, публикаций, наборов инструментария, адаптированного к региональным модулям);
- сотрудничеству различных медийных агентств, благотворительных фондов с учебными заведениями, неправительственными организациями, другими частными или общественными учреждениями, имеющими отношение к образованию и воспитанию;
- разработке и внедрению интернетных медиаобразовательных сайтов для практиков, преподавателей и инструкторов (с условиями доступа к необходимым ресурсам);
- организации местных, национальных и международных медиа-образовательных форумов (с установленной периодичностью), связанных с учебными заведениями;
- созданию сети специализированных медиаобразовательных фильмов и фестивалей;
- консолидации существующих федераций, профессиональных ассоциаций и центров документации медиаобразовательного характера;
- публикации рекомендаций в поддержку общественных медиа (некоммерческих и коммерческих), рассчитанных на детскую и молодежную аудиторию;
- контролю над деятельностью медийных агентств разных видов, чтобы гарантировать качество и доступ к средствам массовой информации для молодежи и т.д. [UNESCO, 2002].
Вместе с тем, возникает противоречие, сложившееся между необходимостью сравнительного анализа наиболее характерных тенденций массового светского и теологического медиаобразования в России и в ведущих странах мира и недостаточностью фундаментальных исследований на эту тему. Это позволяет нам утверждать, что данная тема исследования актуальна.
В 2008 и 2010 годах в МГУ прошли конференции и заседания круглых столов по проблемам медиаобразова-ния (http://www.edu.of.ru/mediaeducation/ news.asp?ob_no=32087), на которых были приняты резолюции, где отмечаются достижения научной школы «Медиаобразование и медиакомпе-тентность» при Таганрогском государственном педагогическом инсти-
туте имени А.П. Чехова, говорится о том, что накоплен богатейший опыт в области, что ведут активную работу по популяризации идей медиаоб-разования Ассоциация медиапедагогики России.
Однако далее справедливо отмечаются и негативные тенденции развития медиаобразовательного процесса в России: «накопленный опыт и результаты исследований остаются недостаточно известными и используются в неполную силу, вследствие того, что медиаобразование всё ещё не продвинулось от стадии эксперимента к стадии широкого практического применения. Следует также признать, что в развитии ме-диаобразования недостаточна роль факультетов журналистики, а также медиасообщества в целом. Слабо используются возможности дополнительного образования... Недостаточно осуществляется взаимодействие с уже существующими центрами и многочисленными экспериментальными площадками в области медиаобразования, не в полной мере используется потенциал преподавателей и исследователей ведущих факультетов».
Основные трудности более широкого внедрения медиаобразования в учебный процесс российских вузов и школ, прежде всего, связаны, на наш взгляд:
- с явным недостатком целенаправленно подготовленных медиа-педагогов;
- с определенной инертностью руководства ряда педагогических вузов (как известно, в рамках дисциплин регионального компонента и учебных курсов по выбору вузам предоставлены широкие возможности введения новых дисциплин разнообразной тематики, но ученые советы российских вузов пока крайне робко выделяют часы под медиаоб-
разовательные дисциплины, столь необходимые будущим учителям);
- с традиционной подходами структур Министерства образования и науки России, концентрирующих свое внимание на поддержке учебных курсов по информатике и информационным технологиям в области образования при значительно меньшем внимании к актуальным проблемам медиаобразования.
Исходя из множества перечисленных выше проблем и факторов, настоятельная необходимость интенсивного развития медиаобразования и изучения мирового медиа-педагогического опыта представляется очевидной. Творчески освоив его, медиапедагоги смогут более эффективно развивать свои теоретические идеи, методические/технологические подходы, экспериментальную работу в школах и вузах, в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах и т.д.
Отметим также, что в последнее время медиаобразование стало активно внедряться в России и Украине не только в светских, но и религиозных учебных учреждениях (например, в Свято-Тихоновском университете).
Мы глубоко убеждены, что нельзя успешно и эффективно развивать медиаобразование без систематизации и обобщения имеющихся его направлений и процессов в мировом контексте. Вот почему тема нашего проекта «Тенденции развития светского и теологического медиаобразования в России и за рубежом» представляется актуальной и значимой, в том числе и для России, где в 2002 году важным ме-диаобразовательным событием стала инициированная научно-исследовательским коллективом «Медиаоб-разование и медиакомпетентность» при Таганрогском государственном педагогическом институте (при под-
держке гранта Российского гуманитарного научного фонда - РГНФ, грант № 01-06-00027а) регистрация учебно-методическим объединением (УМО при Министерстве образования Российской Федерации по специальностям педагогического образования) вузовской специализации «Медиаобразование» - 03.13.30. Это решение на практике обозначило, что медиаобразование педагогов в России впервые за всю свою историю обрело официальный статус.
Исходя из этого, мы считаем, что наш проект чрезвычайно актуален в современных российских условиях.
Цель проекта: провести сравнительный анализ массового светского и теологического медиаобразования (в России и за рубежом). На этой базе синтезировать доминирующие модели медиаобразования, наиболее актуальные для внедрения в российских вузах и школах.
Описание решаемых научных проблем и поставленной задачи. Отметим, что в отличие от зарубежных подходов к развитию медиаобра-зования (информационной защиты, теологического, развития «критического мышления», семиотического, культурологического и др.), российская педагогика в течение многих десятилетий - вплоть до 1990-х годов опиралась на эстетический подход. В последние годы свои подходы к ме-диаобразовательным моделям разработали И.А. Фатеева (2007) и И.В. Жилавская (2009). В них наметилось дальнейшее развитие идей, выдвинутых Л. Мастерманом и А.В. Шариковым в сторону большей универсальности. Однако нам не удалось обнаружить (ни за рубежом, ни в России) четко обоснованного компаративного анализа моделей массового светского и теологического медиа-образования. Ни в России, ни на Украине, ни за рубежом до сих пор не было фундаментальных исследова-
ний, напрямую касавшихся заявленной нами цели проекта. На создавшееся положение обращали внимание многие исследователи (Дж. Пан-женте, Ж. Вробель и др.).
Научное противоречие в медиа-образовательных задачах (сравнение подходов Российской педагогической энциклопедии, Совета Европы и медиапедагогов-теологов) приводит нас к формулировке проблемного вопроса нашего проекта: возможно ли на основании обобщения накопленного зарубежного и отечественного опыта массового светского и теологического медиа-образования и анализа их тенденций синтезировать доминирующие модели медиаобразования, наиболее актуальные для внедрения в российских вузах и школах?
Членам нашего коллектива во время их предыдущих зарубежных научных командировок удалось побывать во многих из западных Центров медиаобразования - в Париже, Лондоне, Брюсселе, Берлине, Кас-селе, Вашингтоне. Однако привезенные из США, Великобритании, Германии, Франции, Бельгии материалы нуждаются в теоретическом анализе и обобщении. Мы полагаем, что синтез ключевых медиаоб-разовательных моделей может стать базой для теоретического обоснования и разработки концептуальных моделей в нашем проекте, наиболее актуальных для внедрения в российских вузах и школах.
Объект исследования: процесс массового светского и религиозного медиаобразования аудитории в России и за рубежом.
Предмет исследования: компаративный анализ тенденций развития массового светского и теологического медиаобразования в России и за рубежом, разработка эффективных путей синтеза актуальных
моделей медиаобразования (определение существенных признаков, качеств и свойств, структура, цель, задачи, содержание данных моделей), педагогических условий их реализации.
Гипотеза проекта: мы полагаем, что на основании обобщения накопленного зарубежного и отечественного опыта массового светского и теологического медиаобразования и анализа их основных тенденций мы сможем синтезировать доминирующие модели медиаобразования, наиболее актуальные для внедрения в российских вузах и школах. По нашему предположению, структурные блоки базовых медиаобра-зовательных моделей будет включать в себя:
- определение понятия «медиаоб-разование»;
- концептуальную теоретическую основу медиаобразования (светского или теологического);
- цели, задачи, организационные формы, методы медиаобразования (светского или теологического); основные разделы содержания медиа-образовательной программы; области применения;
- возможные результаты внедрения модели.
Задачи научного исследования:
- сформулировать и обосновать совокупность теоретических положений, составляющих основу проекта;
- разработать концепцию, методов/подходов/механизмов решения проблем исследования;
- обобщить и проанализировать накопленный зарубежный и отечественный опыт массового медиаобра-зования (светского и теологического), проанализировать зарубежные и российские монографии, учебные пособия, статьи по теме проекта;
- проанализировать основные тенденции развития массового светско-
го медиаобразования в сравнении с теологическим медиаобразованием;
- на базе обобщения и анализа синтезировать базовые светские и теологические медиаобразователь-ные модели, наиболее актуальные для внедрения в российских вузах и школах.
Методы решения задач научного исследования: Методологию исследования составляют ключевые положения о связи, взаимообусловленности и целостности явлений действительности (в том числе - органической связи образовательных процессов с социокультурным контекстом), единства исторического и социального в педагогическом познании, теория диалога культур М.М. Бахтина-В.С. Библера, культурологические, семиотические теоретические концепции Ю.М. Лотмана, У. Эко, Д. Бэкингэма, концепции развития аналитического мышления Л. Мастермана, Д. Халперн и др.; теоретические концепции теологической медиапедагогики, обоснованные в трудах Дж. Пандженте и Т. Зазепы. Проект опирается на исследовательский содержательный подход (выявление содержания изучаемого процесса с учетом совокупности его элементов, взаимодействия между ними, их характера, обращения к фактам, анализа и синтеза теоретических заключений и т.д.). Методы: а) теоретический анализ научной литературы, имеющий отношение к теме проекта, включая сравнительный анализ моделей и процессов развития массового светского и теологического медиаобра-зования; б) сравнительный анализ и обобщение описаний практического опыта ведущих деятелей медиаоб-разования с последующим обоснованием и синтезом базовых моделей массового и теологического медиа-образования; в) теоретическое моделирование.
На данном этапе проекта достигнуты следующие результаты:
- обоснован выбор оптимального варианта направлений исследования, его методики;
- проведен аналитический обзор собранных информационных источников (монографии, учебные пособия, статьи, руководящие документы) по теме проекта;
- разработаны, синтезированы, обоснованы и графически представлены медиаобразовательные модели массового светского и теологического медиаобразования (в России и за рубежом), наиболее актуальные для внедрения в российских вузах и школах;
Достижение данных результатов служит теоретической базой для дальнейших этапов исследования, когда будет осуществлена разработка и внедрение программ учебных курсов для вузов.
Мы полагаем, что полученные нами результаты могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по теме медиаобразова-ния, педагогики в различных странах мира, включая, разумеется, Россию и Украину. Это будет существенным вкладом в теоретическое осмысление медиаобразовательных концепций. Полученные результаты проекта повлияют на развитие научных, технологических направлений в области медиаобразования, на формирование тематики последующих НИР по данной тематике, на интенсивность развития медиаобразова-ния, на разработку рекомендаций и предложений по использованию результатов в уже проводящихся инновационных медиаобразователь-ных проектах.
Полученные нами результаты, трансформированные в учебные курсы и программы по теме исследования, могут быть, по нашему мнению,
широко использованы в образовательном в вузах гуманитарного профиля (на факультетах и кафедрах педагогики и психологии, массовых коммуникаций, социологии, культурологии, журналистики, искусств, медиа и др.): подготовка бакалавров, магистров, специалистов, аспирантов. Предполагаемая сфера использования проекта - образовательные учреждения (вузы, колледжи, школы). Круг пользователей - преподаватели, аспиранты, студенты, школьные учителя, аудитория, интересующаяся проблемами медиаоб-разования и медиакомпетентности. Результаты проекта внедряются нами в образовательный процесс педагогического вуза: в рамках специализации «Медиаобразование» № 03.13.30 и др. Намечено также применение результатов проекта в курсовом и дипломном проектировании, в диссертационных исследованиях аспирантов.
Новизна научного исследования: в результате выполнения проекта получен принципиально новый результат (впервые синтезированные базовые модели массового светского и теологического медиа-образования), что позволит решать принципиально новые задачи, откроет новые направления развития исследований в медиапедагогике, наметить перспективы адаптации тех или иных базовых моделей массового медиаобразования в российских условиях.
Перспективность реализации предполагаемых подходов для достижения цели:
- расширение теоретических знаний, новые научные данные о процессах, явлениях, закономерностях, существующих в области массового светского и теологического медиа-образования;
- данные результатов сравнительного анализа проблем и тенденций развития массового светского и теологического медиаобразования (в России и за рубежом) за последние 50 лет;
- теоретическое/методологическое обоснование принципов и путей создания/синтеза базовых моделей массового светского и теологического медиаобразования;
- графически представленные модели массового светского и теологического медиаобразования;
- публикация серии статей и монографии по теме проекта.
Мы надеемся, что полученные результаты проекта повлияют на развитие научных, технологических направлений в области медиаобразо-вания, на формирование тематики последующих НИР по данной тематике, на интенсивность развития ме-диаобразования, на разработку рекомендаций и предложений по использованию результатов в уже проводящихся инновационных ме-диаобразовательных проектах.
Литература
Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2002. 87 с.
Библер В.С. Основы программы // Школа диалога культур: основы программы / под ред. В.С. Библера. Кемерово: АЛЕФ, 1992. С. 5-38.
Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории. Томск: Изд-во ТИИТ, 2009. 322 с.
Короченский А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики: дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 2003.
Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж. унта, 1987. 176 с.
Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школь-
ников: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. М., 1989. 32 с.
Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации. Челябинск, 2007. 270 с.
Федоров А.В. Медиаобразование: творческие задания для студентов и школьников // Инновации в образовании. 2006. № 4. С. 175-228.
Федоров А.В. Специфика медиаоб-разования студентов педагогических вузов // Педагогика. 2004. № 4. С. 43-51.
Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
Шариков А.В. Медиаобразование: Мировой и отечественный опыт. М.: АПН СССР, 1990. 66 с.
References
Baranov, O.A. (2002). Media education in schools and universities. Tver: Tver University Press, 2002. 87 p.
Bibler, V.S. (1992). Basis for the program. In: School of dialogue of cultures: the basics of the program. Kemerovo: Aleph. P. 5-38.
Fateeva, I.A. (2007). Media education: theory and practice implementation. Chelyabinsk, 2007. 270 p.
Fedorov, A.V. (2006). Media Education: creative activities for students and pupils. Innovations in Education. 2006. № 4. P. 175-228.
Fedorov, A.V. (2004). The specifics of media education for future teachers. Pedagogy. 2004. № 4. P. 43-51.
Halpern, D. Psychology of critical thinking. St.Petersburg: Peter, 2000. 512 p.
Korochensky, A.P. (2003). Media criticism in the theory and practice of journalism: Ph.D. Dis. St. Petersburg, 2003.
Penzin, S.N. (1987). Film and aesthetic education: methodological problems. Voronezh: Voronezh University Press, 1987. 176 p.
Sharikov, A.V. (1991). Media Education: World and domestic experience. Moscow: Academy of Pedagogical Sciences, 1990. 66 p.
Usov, Y.N. (1989). Film education as a means of aesthetic education and artistic development of students. Ph.D. dis. Moscow, 1989. 32 p.
Zhilavskaya, I.V. (2009). Media education of young people. Tomsk: TIIT, 2009. 322 p.
Светская и теологическая медиаобразовательные модели*
А.В. Федоров,
доктор педагогических наук, профессор, президент Ассоциации медиапедагогики России,
проректор по научной работе Таганрогского государственного педагогического института
имени А.П. Чехова, [email protected]
Аннотация. В статье на основе анализа и синтеза трудов медиапедагогов разных стран мира обосновываются два типа моделей - светского и массового ме-диаобразования.
Ключевые слова: медиаобразование, модели, религия, медиакомпетент-ность,школьники, студенты.
* Финансирование исследования выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы, соглашение 14.B37.21.2002 по теме «Тенденции развития светского и теологического медиаобразования в России и за рубежом».