Научная статья на тему 'Модель процесса организации медиаобразования в военном вузе'

Модель процесса организации медиаобразования в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / MEDIA EDUCATION / КУРСАНТЫ / STUDENTS / МЕДИАРЕСУРСЫ / MEDIA RESOURCES / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / MEDIA COMPETENCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришкин Д.К.

Необходимость повышения эффективности военного образования обусловлена задачами национальной безопасности страны в условиях изменений современной политической и социально-экономической обстановки в мире, актуальностью инновационного развития системы подготовки курсантов, их социально-профессионального становления как одного из основных направлений строительства и реформирования Вооруженных сил Российской Федерации. В настоящей статье представлена модель процесса организации медиаобразования в военном вузе, разработанная на основании анализа научных источников и результатов опытно-экспериментальной работы на базе Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. Модель подробно раскрывает основные принципы, цели, этапы реализации идей медиаобразования, а также формы и методы использования медиаресурсов в профессиональном становлении курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF ORGANIZATION MEDIA EDUCATION IN MILITARY HIGHER EDUCATION SCHOOL

The need to improve military education due to the objectives of the national security of the country in terms of changes in the current political and socio-economic situation in the world, the relevance of innovative development of the system of training of cadets, their socio-professional formation as one of the main areas of construction and reform of the Armed Forces of the Russian Federation. The article presents a model of organization of media education in a military higher education school, developed on the basis of an analysis of scientific literature and the results of experimental work on the basis of Yaroslavl Higher Military School of Air Defense. The model reveals the basic principles, goals, stages of implementation of media education ideas, as well as forms and methods of the use of media resources in the professional development of students.

Текст научной работы на тему «Модель процесса организации медиаобразования в военном вузе»

Библиографический список

1. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления. Москва, 1965.

2. Гашаров Н.Г., Касумова Б.С. Дивергентные задачи в начальном курсе математики. Махачкала, 2010.

3. Гашаров Н.Г., Махмудов Х.М. Дивергентные задачи - средство развития творческого мышления младших школьников. Начальная школа. 2014; 2: 29 - 33.

4. Гашаров Н.Г., Махмудов Х.М. Использование дивергентных задач в начальном курсе математики. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011; 1 (14): 82 - 86.

5. Белошистая А.В. Развитие математического мышления ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения. Москва, 2016.

References

1. Gilford Dzh. Tri storony intellekta. Psihologiya myshleniya. Moskva, 1965.

2. Gasharov N.G., Kasumova B.S. Divergentnye zadachi vnachal'nom kurse matematiki. Mahachkala, 2010.

3. Gasharov N.G., Mahmudov H.M. Divergentnye zadachi - sredstvo razvitiya tvorcheskogo myshleniya mladshih shkol'nikov. Nachal'naya shkola. 2014; 2: 29 - 33.

4. Gasharov N.G., Mahmudov H.M. Ispol'zovanie divergentnyh zadach v nachal'nom kurse matematiki. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2011; 1 (14): 82 - 86.

5. Beloshistaya A.V. Razvitie matematicheskogo myshleniya rebenka doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta v processe obucheniya. Moskva, 2016.

Статья поступила в редакцию 01.12.16

УДК 37.378.1

Grishkin D.K., Deputy Head of Department, Chief of Educational Office, Lieutenant, Yaroslavl Higher Military School

of Air Defense (Yaroslavl, Russia), E-mail: d.k.grishkin@mail.ru

MODEL OF ORGANIZATION MEDIA EDUCATION IN MILITARY HIGHER EDUCATION SCHOOL. The need to improve military education due to the objectives of the national security of the country in terms of changes in the current political and socio-economic situation in the world, the relevance of innovative development of the system of training of cadets, their socio-professional formation as one of the main areas of construction and reform of the Armed Forces of the Russian Federation. The article presents a model of organization of media education in a military higher education school, developed on the basis of an analysis of scientific literature and the results of experimental work on the basis of Yaroslavl Higher Military School of Air Defense. The model reveals the basic principles, goals, stages of implementation of media education ideas, as well as forms and methods of the use of media resources in the professional development of students.

Key words: media education, students, media resources, media competence, educational organization of higher education.

Д.К. Гоишкин, зам. нач. факультета, нач. учебной части, подполковник Ярославского высшего военного училища

противовоздушной обороны, г. Ярославль, Е-mail: d.k.grishkin@mail.ru

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Необходимость повышения эффективности военного образования обусловлена задачами национальной безопасности страны в условиях изменений современной политической и социально-экономической обстановки в мире, актуальностью инновационного развития системы подготовки курсантов, их социально-профессионального становления как одного из основных направлений строительства и реформирования Вооруженных сил Российской Федерации. В настоящей статье представлена модель процесса организации медиаобразования в военном вузе, разработанная на основании анализа научных источников и результатов опытно-экспериментальной работы на базе Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. Модель подробно раскрывает основные принципы, цели, этапы реализации идей медиаобразования, а также формы и методы использования медиаресурсов в профессиональном становлении курсантов.

Ключевые слова: медиаобразование, курсанты, медиаресурсы, медиакомпетентность, образовательная организация высшего образования.

Основополагающей идеей при моделировании процесса медиаобразования является повышение его эффективности в соответствии с реалиями и требованиями современного информационного общества, а также условиями организации образовательного процесса в военном вузе. На основании промежуточных результатов нашего исследования и анализа медиа-образовательных моделей, созданных отечественными медиапе-дагогами нами была разработана модель процесса организации медиаобразования в условиях военного вуза, которая представлена следующими компонентами: целевой, проектно-содержа-тельный, операционный, рефлексивно-оценочный.

Рассматриваемая модель базируется на нескольких принципах, определяющих содержание, формы и методы педагогической деятельности. К ним отнесены: индивидуально-ориентированный поход; практическая направленность; принцип учёта профессиональной специфики в организации образовательного процесса; междисциплинарность и преемственность; принцип практико-ориентированной деятельности.

Целевой компонент выдвигает цели и задачи процесса организации медиаобразования в военном вузе, базирующегося на использовании средств массовой коммуникации. Применительно к нашему диссертационному исследованию, данный компонент раскрывается через содержательную, организационную и мето-

дическую составляющие. Целью нашей деятельности является достижение медиакомпетентности курсанта, как интегративного качества личности. Анализ научной литературы и исследований, позволил нам сделать вывод, что определение медиакомпе-тентности требует несколько иного, конкретно направленного на средства (массовой) коммуникации подхода.

Медиакомпетентность личности курсанта представляет собой интегративное качество личности, характеризующее единство знаний, умений, навыков, составляющих личностный и профессиональных опыт, а также ресурс для осуществления информационно-образовательных, социальных технологий и профессиональной деятельности [1].

В организационном плане целевой компонент отражает следующую структуру: изучение совокупности систематизированных медиазнаний, медиаумений и эмоционально-ценностного отношения к медиа в целом, а также учет исходного уровня имеющихся знаний и социального опыта курсантов при построении медиаобразовательной деятельности; анализ образовательных требований, предъявляемых к профессионализму курсантов и соотнесение их с условиями организации и содержанием меди-аобразовательной деятельности в военном вузе [2]; анализ и отбор содержания системы образовательных и социальных практик, ориентированных на формирование медиакомпетентности;

выявление конкретных противоречий и проблем, возникающих в процессе организации медиаобразования; определение содержания, форм, методов и способов организации медиаобразования, базирующегося на основе использования средств массовой коммуникации. На наш взгляд, такая структура позволит обеспечить согласованность, целенаправленность, единство требований во взаимодействии всех субъектов образовательного пространства военного вуза при построении медиаобразования.

Обеспечение безопасности образовательной процесса возможно благодаря системному изучению потенциалов медиа, осознание необходимости методически грамотно подходить к выстраиванию работы курсантов с медиаисточниками и их содержанием. На наш взгляд целесообразно обеспечить подготовку субъектов образовательного процесса к применению актуальных медиаобразовательных технологий в работе с курсантами [1; 3]. Исходя из этого, целевой компонент предполагает определение содержания методической поддержки медиаобразования, предполагающей обеспечение необходимыми научными, педагогическими, учебно-методическими, информационно-справочными, нормативно-методическими, техническими и другими материалами, которые используются в медиаобразовательном процессе. Для этого следует подобрать соответствующий педагогических инструментарий, подобрать отвечающие современным информационным требованиям формы, методы и средства.

Именно поэтому нами были определены следующие компоненты модели, позволяющие наиболее полно представить характеристику изучаемого явления.

Проектно-содержательный компонент предполагает создание концепции медиаобразования, направленной на достижение заявленной цели деятельности, посредствам включения курсантов в систему социальных и образовательных практик. Проек-тно-содержательный компонент медиаобразования реализуется через специально организуемую образовательную [4] (в том числе и научно-исследовательскую), профессионально-служебную, внеаудиторную (культурно-досуговую, информационно-пропагандистскую и др.) деятельность, самостоятельную работу.

Образовательная деятельность - одна из ведущих дея-тельностей образовательной организации. Образовательная деятельность строится на основе стандартов и учебных программ, целью которых является постоянное обогащение опытом познавательной деятельности, формирование у обучающихся профессионального интереса и социального опыта, устойчивых и глубоких убеждений и принципов, знаний и практических навыков, профессионально значимых качеств, подготовка к практической деятельности. Научно-исследовательская деятельность курсантов является средством формирования способности, обучающихся анализировать научную информацию, обобщать отечественный и зарубежный опыт профессиональной деятельности, применять методы прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов. Научно-исследовательская деятельность обучающихся подразделяется на научно-исследовательскую работу, включенную в учебный процесс, и выполняемую во внеучебное время.

С целью реализации проектно-содержательного компонента модели, в содержание рабочих программ, самостоятельную учебную и научно-исследовательскую работу курсантов, мы вводили медиаобразовательный компонент, предусматривая регулярное и педагогически обоснованное применение широкого спектра медиа в процессе медиаобразования и обучения профессиональным дисциплинам [5, с. 241 - 246]. Интеграция медиасо-держания в образовательный процесс организовывалось нами посредствам: выполнения традиционных заданий на учебных занятиях и практиках в специальной форме (например, подготовка электронных сообщений, докладов, мультимедиа-презентаций и т. д. на основе анализа (рефлексивного, сравнительного, перспективного) актуальных информационных материалов профессиональной деятельности; обеспечения самостоятельной работы с электронными словарями, энциклопедиями, Интернет-порталами по определенным дисциплинам (благодаря разнообразным возможностям медиа в представлении учебного материала расширяются пути их использования как средства наглядного представления того или иного объекта, явления, события); включение курсантов в систему дистанционного получения и освоения профессиональных знаний, умений, навыков, опыта по средствам сетевых и электронных форм обучения (создание электронной системы учебно-методического инструментария, организация веб-квестов, электронных портфолио и кейсов по отдельным дисциплинам, практикам, стажировкам и т. д.).

Теоретическая подготовка курсантов, офицерского состава и профессорско-преподавательского состава, к работе с медиа источниками и медиа информацией, на наш взгляд, должна разворачиваться в следующей логике: знакомство с историей и теорией медиаобразования (лекции-конференции, проблемные лекции, круглый стол, методологический семинар и др.), изучение потенциалов медиаобразования для профессионального становления курсантов и формирования профессиональных компетенций субъектов образовательного процесса (проектные семинары, мастер-классы, дискуссии, организационно-дея-тельностные игры и др.), ознакомление с технологиями медиа-образовательной деятельности, формами и методами медиа-образования аудитории (лекции - презентации, мастер-классы, лабораторные, самостоятельная работа и другое).

Практическая составляющая отражает непосредственную работу с медиа материалами, создание собственных медиа продуктов и др., в целом предполагает формирование следующих знаний [5]: о проблеме / ситуации, как определять, дифференцировать и классифицировать понятия, структурировать материал, работать с авторскими и собственными текстами, делать выводы из увиденного, осмысливать и интерпретировать (реализуется через систему профессиональных практик, семинарских и лабораторных занятий, самостоятельную работу, научно-исследовательскую деятельность и др.).

Внеаудиторная деятельность (культурно-досуговая, информационно-пропагандистская и др.) организуется на основе комплексной программы воспитательной работы, и направлена в большей степени на углубление познавательных интересов курсантов, развития социальных и познавательных мотивов учебной деятельности, стимулируется развитие личности, особенно её творческого потенциала, значительно расширяется кругозор, эрудиция и эмоционально-ценностное отношение, т. е. способствует более эффективному усвоению содержания образования.

Эффективным средством формирования медиакомпетент-ности курсантов, на наш взгляд, является интеграция элементов медиаобразования в систему разнообразных форм социальной и образовательной практики по выделенным направлениям деятельности: приобщение курсантов к реализации медиа-образовательных и социальных проектов; приобретение опыта медиаобразовательной деятельности; усвоение специальных медиатехнологий, позволяющих успешно накапливать профессиональный опыт в современной медиасреде; организация творческой интерактивной среды для работы; освоение информационно-коммуникативных, социальных технологий; популяризация и пропаганда медиа знаний, икт-компетентности, демонстрация новых технических и программных разработок, обучение их использованию.

Названные задачи решаются преподавателями, офицерским составом и курсантами путем реализации комплекса мероприятий, содержание которых основывается на использовании адекватных методов (визуализации, проектные, проблемные, исследовательские и др.) и форм (разработка медиапакетов, выполнение курсантами самостоятельной работы с привлечением медиаисточников, участие в деятельности инициативных групп, встречи с представителями медиапрофессий и др.) [2]. Развитие медиаобразовательной деятельности курсантов организуется в условиях применения и интеграции педагогических, информационно-коммуникативных и социальных технологий.

Профессионально-служебная деятельность курсантов (система практик и стажировок) - направлена на формирования комплекса профессиональных компетенций при непосредственном исполнении курсантами и слушателями служебных обязанностей. Основное содержание работы в рамках обеспечения профессионально-служебной деятельности курсантов с использованием медиаобразовательных технологий заключается в: использование актуальных социально-ориентирующих аудио - и видеоматериалов средств массовой информации при проведении занятий, направленных на профессиональную подготовку курсантов, обеспечивающую успешность осуществления служебной и профессиональной деятельности; проведение видео экскурсий по учреждениям и ведомствам, являющихся потенциальными базами дальнейшего трудоустройства; анализ видеоматериалов, печатных изданий (периодика, Интернет статьи и др.) [1; 5] при проведении учений и тренировок, моделирующих ситуации профессиональной деятельности; включение в программы прохождения ознакомительной и преддипломной практики элементов самостоятельной работы с медиаматериалами и др.

Операционный компонент модели, выполняет формирующую функцию, предполагает овладение и дальнейшая реализация курсантами медиакомпетенций, отвечающих специфике целей и содержания профессиональной деятельности будущего офицера в региональных условиях. В ходе опытно-экспериментальной работы нами был апробирован следующий алгоритм формирования медиакомпетености курсантов: аналитико - диагностирующий (выявление исходного уровня сформированно-сти способности, диагностика выявления состояния проблемы необходимости применения средств медиа в образовательном процессе вуза.), ориентационный (освоение курсантами основ медиаобразования, использования основных потенциалов медиа в учебной и самостоятельной работе; знакомство с основными источниками получения медиатекстов; организации вводных медиаобразовательных занятий, разработка классических форм работы медиатекстами и их презентацией), этап практической работы (применение курсантами полученных знаний, умений, навыков на практике, с целью формирования опыта медиаобра-зовательной деятельности.) [3], рефлексивный (оценка и анализ приобретенного личностного, социального и профессионального опыта), этап последствия (трансляция и апробация приобретённых знаний, умений и навыков, опыта в практике реальных отношений).

Формирование медиакомпетентности личности, овладение курсантами медиаобразовательных технологий осуществлялось посредствам интеграции медиаресурсов и медиаинформации: в изучение дисциплин тактико-специальной, общественно государственной подготовки и общевоинские уставы (литературно-имитационные творческие задания для анализа персонажей медиатекстов; театрализовано-ролевые творческие задания, способствующих иконографическому анализу медиатекста на учебных занятиях; идентификационный анализ медиатекстов на учебных занятиях; литературно-аналитические творческие задания для герменевтического анализа медиатекстов) [1], применения информационно-коммуникативных технологий при построении учебной работы (веб-потрфолио, веб-квесты, кейсы и др.); в деятельность инициативных объединений (по курсам, учебным группам), через организацию творческих и проектных заданий, предусматривающих активное взаимодействие с медиаресурсами.

Библиографический список

В качестве педагогических условий, способствующих эффективной организации медиаобразования в военном вузе, нами выделены следующие: насыщение медиасодержанием образовательное пространство военного вуза; синхронизация элементов содержания медиаобразования на основе обеспечения преемственности и междисциплинарности; обеспечение подготовки субъектов образовательного пространства военного вуза к использованию актуальных медиаобразовательных технологий.

Рефлексивно-оценочный компонент модели отражает демонстрируемый курсантом уровень сформированности меди-акомпетентности, а также включает в себя перечень основных способов замера формируемой компетентности.

Для оценки эффективности опытно-экспериментальной работы нами были выделены следующие критерии: мотиваци-онный (ориентация личности на активное использование ме-диатехнологий в профессиональной деятельности; проявление интереса к профессионально значимой медиаинформации и потребность ее поиска средствами медиа; потребность в информационном обогащении средствами медиа и др.); когнитивный (знает учебные и воспитательные возможности средств медиа; владеет знаниями о методах и способах использования медиа в профессиональных интересах; способен производить эффективные и ответственные медиатексты/медиапродукты и др.); практико-операциональный (владеет различными способами реализации медиатехнологий; может обеспечивать вариативность содержания собственной деятельности на основе средств медиа; умеет работать с техническими средствами и др.); коммуникативный (умеет оказывать целенаправленное воздействие на аудиторию посредством медиасреды; способен к общению в ме-диасреде (личной и профессиональной коммуникации); оценочный (способен работать с медиа информацией, анализировать, систематизировать, обобщать ее, устанавливать ассоциации и взаимосвязи с ранее изученным и др.) [4; 5].

Таким образом, основанием моделирования процесса организации медиаобразования в военном вузе является понимание необходимости формирования медиакомпетентности курсанта как интегративного качества личности и ресурса для эффективного осуществления информационно-образовательных, социальных технологий и профессиональной деятельности.

1. Дудулин В.В. Проблемы профессионального роста современного военного специалиста. Мир образования - образование в мире. 2009; 3 (35).

2. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. Москва, 2007.

3. Стратегический план совершенствования профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих РФ на период до 2020 года. Москва, 2008.

4. Мантуленко В.В. Использование мультимедийных средств в учебной и профессиональной деятельности. Самара: Издательство «Самарский университет», 2006.

5. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории. Томск: ТИИТ, 2009.

References

1. Dudulin V.V. Problemy professional'nogo rosta sovremennogo voennogo specialista. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2009; 3 (35).

2. Fedorov A.V. Razvitie mediakompetentnosti i kriticheskogo myshleniya studentovpedagogicheskogo vuza. Moskva, 2007.

3. Strategicheskij plan sovershenstvovaniya professional'nogo obrazovaniya ipodgotovki voennosluzhaschih i gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhaschih RF na period do 2020 goda. Moskva, 2008.

4. Mantulenko V.V. Ispol'zovanie mul'timedijnyh sredstv v uchebnoj i professional'noj deyatel'nosti. Samara: Izdatel'stvo «Samarskij universi-tet», 2006.

5. Zhilavskaya I.V. Mediaobrazovanie molodezhnoj auditorii. Tomsk: TIIT, 2009.

Статья поступила в редакцию 25.11.16

УДК 378.14

Dammer M.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk,

Russia), E-mail: dammermd@cspu.ru

Leonova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University

(Chelyabinsk, Russia), E-mail: leonova@cspu.ru.;

Karasova I.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk,

Russia), E-mail: dammermd@cspu.ru

FUNCTION-ORIENTED METHODOLOGY IN DESIGNING OF THE INFORMATION AND EDUCATION WEB PORTAL "TEACHING PRACTICE". The work considers introduction of function-oriented methodology IDEF0 into modeling the process of students' teaching practice, descriptions of its structure and organization. This model is central in the concept of organization and realization of students' pedagogical practice (bachelors of Pedagogical Education). The concept involves both the development and assessment of students' professional competences levels in different types of professional activity (pedagogical, methodical, project, research). On the basis of the concept the authors design the information and education portal "Teaching Practice". The researchers have presented the main approaches to the organization of teaching practice, principles and objectives of the development of the information and educational portal "Teaching Practices", description of the functional model "Organization of pedagogical practice".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.