УДК 070
И. Е. Мищенко
Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Челябинске, Челябинск
МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
Статья посвящена применению медиаобразовательных технологий в системе подготовки военных кадров, как важному условию становления военного специалиста, обладающего критическим мышлением, способным овладевать новейшими достижениями и инновациями в сфере информационно-коммуникационных технологий в повседневной деятельности, владеющим навыками информационной культуры поведения и коммуникации, в том числе, во всемирной информационной сети. Особая роль уделяется потенциалу культурно-досуговой составляющей образовательной среды военного вуза, имеющей военно-патриотическую направленность и выступающей средством саморазвития и самореализации курсантов, в соответствии с индивидуальными потребностями и предпочтениями. Основой данного исследования стали результаты бесед и анкетировании на начальном и заключительном этапах, проведенных с участниками образовательного процесса, представляющие собой эмпирические методы и теоретический анализ и изучение литературы, обобщение педагогического опыта, представляющие собой теоретические методы. В выводах отражена важность реализации учебно-воспитательного процесса с применением медиаобразовательных технологий.
Ключевые слова: курсанты военных вузов, медиаобразование, информационно-образовательная среда, культурно-досуговая деятельность.
В связи с возрастающими требованиями к профессии военнослужащего, его поведению и другим характеристикам, ставшими следствием изменений в социально-культурной ситуации в стране и мире, все больше уделяется внимание медиао-бразовательным технологиям, применяемым при подготовке курсантов и медиаобразованию в целом. Военный специалист должен всесторонне использовать современные информационно-коммуникационные технологии в процессе своего личностного роста и становления, для чего необходимо обладать соответствующими знаниями, умениями и навыками, иметь практический опыт в подборе и обработке необходимой информации.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие основы совершенствования системы образования, отражают требования по формированию и развитию у курсантов ряда основных компетенций, направленных на познание и освоение современных информационно-коммуникационных технологий, технических средств, в том числе базирующихся на медийных комплексах. Отмечено, что применение данных средств должно сопровождаться критическим, ценностным отношением, как к массовой информации, так и ко всему информационному пространству в целом [2. С. 11].
Проекты новых федеральных государственных образовательных стандартов (специалитет 3++) устанавливают, что выпускник военного вуза должен обладать рядом универсальных компетенций, среди которых: системное и критическое мышление (офицер должен быть способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий); коммуникация (способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном языке, для академического и профессионального взаимодействия); самоорганизация и саморазвитие (способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни) и другие [16].
Теоретическая часть исследования отражает анализ различных источников. Внедрение новых, инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса, основанных на медиатех-нологиях, способствует повышению качества традиционных возможностей военного образования, непрерывной практической деятельности обучающихся с профессиональной направленностью
[3. С. 50; 4. С. 40]. Значительный вклад в развитие военного медаобразования внес Д. К. Гришкин, в исследовании которого указано, что внедрение медиаобразовательных технологий будет способствовать овладению коммуникационными технологиями в межличностном отношении; формировать знания по порядку анализа, обработки и созданию медиатекстов, трактовке их социально-политических, культурных и других интересов, основного смысла; развивать навыки отбора необходимых медиатекстов для формирования и создания личных; предоставлять открытый доступ к медийной информации для ее уяснения и выдачи [2. С. 11]. Основной акцент в вышеуказанном исследовании сделан на учебную деятельность. В данном исследовании особый интерес представляет культурно-досуговая деятельность военных вузов, ее информационное обеспечение.
Образование в широком смысле есть не что иное, как освоение социального опыта. Именно на социальном уровне образования происходит познание общих общественных закономерностей. В связи с этим успешность учебно-воспитательной деятельности курсантов (образование -единый процесс воспитания и обучения - «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012) напрямую зависит от полноты нового материала. Существует ряд исследований (О. П. Кутькина, К. Э. Разлогов и др.), где одним из приоритетных направлений в повышении качества образовательного процесса является рефлекторная деятельность обучающихся. На основе активного отношения к профессиональной подготовке и активизации познавательных действий происходит восприятие, осмысление, запоминание и применение знаний на практике. Средством активизации данного процесса служит внедрение медиаобразовательных технологий [10. С. 17; 13. С. 72].
Медиаобразование способствует формированию медиаграмотной и медиакультурной личности, готовой к работе в глобальном информационном пространстве. Из этого следует, что одной из основных задач современных военных вузов является медиатизация электронной информационно-образовательной среды учебного заведения.
Особое место медиаобразовательные технологии занимают в сфере внеучебного времени курсантов, т.е. военной культуры и досуга. Данное обстоятельство нашло отражение в указе президента «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Согласно данному документу общественная культура выступает инструментом передачи моральных этических и эстетических ценностей, основывающихся на единстве науки и образования. Важно отметить, что Российская культурная политика распространяется не только на культурную деятельность, но и на образование, гуманитарные науки, воспитание и самовоспитание, а также формирование информационного пространства страны. Формирование личности, обладающей критическим мышлением, не возможно без ее культурного, гуманитарного, гармоничного развития, что является основной целью государственной культурной политики. Другими целями выступают: создание условий для воспитания, обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам и др. Среди задач государственной культурной политики, в контексте данной темы, особое место занимают такие, как: повышение качества подготовки научных и научно-педагогических кадров в сфере гуманитарных наук, восстановление и развитие системы воспитания и самовоспитания взрослых граждан, формирование информационной грамотности граждан, способствующей развитию критического мышления курсантов вузов, их коммуникативных качеств, способности к самоорганизации и саморазвитию [8. С. 112].
Исходя из вышесказанного, в данном исследовании акцент сделан на применение рассматриваемых технологий в свободное время курсантов, следствием чего является необходимость развития самой медийной информационной среды - части культурно-досуговой составляющей. Медиа-информационная среда позволит расширить и стимулировать активность курсантов к познанию окружающего мира, а педагогу выстраивать межпредметные связи, приводить примеры из новейших данных мира науки и техники к изучаемому материалу, применительно военной науки [12. С. 82; 14 С. 232].
Подготовка военных специалистов осуществляется не только в часы учебных занятий, но и самостоятельно. Вся внеучебная и внеслужебная деятельность (время для личных потребностей, выходные и праздничные дни и др.), где курсант может самостоятельно организовать свое время, относится к социально-культурной деятельности, что является еще одним важным фактором подчеркивающим значимость особой роли культурно-досуговой составляющей образовательной среды военного вуза.
Залогом успешной работы с учебным материалом во время интеллектуального досуга становится несфокусированное, «расслабленное» познание. Основа данного режима заключается в неосознанном и более обширном восприятии информации. При этом имеется возможность более позднего возвращения к ней и ее переоценке.
Эмпирическая часть исследования заключается в проведении среди участников образовательного процесса (респонденты: 30 научно-педагогических работников и 103 курсанта старших курсов военного вуза), опросов (бесед и анкетировании), на начальном и заключительном этапах исследования (исследование проводилось с января по июль 2018 года в филиале Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Челябинске). Использование нескольких методов получения данных позволяет минимизировать погрешности в исследовании. Анкетирования осуществлялись в письменном виде, анонимно, что позволяет респондентам индивидуально, максимально искренне отвечать на заданные вопросы. Не анонимные анкетирования, позволили сравнить достоверность полученных ранее данных. Беседы помогли выявить личностное отношение респондентов к исследуемому процессу. Репрезентативность выборки основывается на ее объеме, составляющим не менее 50 процентов от генеральной совокупности равной менее 500 единиц. Научно-педагогические работники, принимавшие участие в исследовании являются профессорско-преподавательским составом, тактическими руководителями, офицерами-воспитателями, осуществляющими и обеспечивающими образовательный процесс с курсантами старших курсов. Для более полного представления полученных данных и однородности выборки, методы исследования применялись ко всем респондентам (курсантам и научно-педагогическим работникам). Анализ результатов свидетельствует, о значительном потенциале культурно-досугово-го компонента образовательной среды, по формированию внутренней мотивации обучающихся, побуждению к овладению новыми всесторонними знаниями о военном деле, расширению кругозора, повышению своего профессионального уровня. Инструментом педагогического воздействия выступает совокупность средств медиаобразовательных технологий, применение которых способствует саморазвитию и самореализации курсантов, оказывает положительное влияние на образовательный процесс и его военно-патриотическую направленность. Примером, можно выделить проект Министерства обороны РФ «Интерактивное приложение о кораблях и авиации», содержащее не только детальные обзоры тактико-технических характеристик и вооружения самолетов и кораблей, но и военно-историческую часть. Дополнением к данному медиа-ресурсу становится раздел сайта Минобороны России, в котором представлены трёхмерные модели удаленной визуализации современной военной техники. Кроме того, современные технологии позволяют совершать виртуальные прогулки по военным музеям, а также по космодромам и военным кораблям. Использование медийных возможностей проекта в образовательном процессе военного вуза показало свой положительный эффект как на учебных занятиях по темам вооружения и военной техники, так и в досуговом пространстве военного вуза, где происходит ознакомление курсантов младших курсов с будущей профессией, информационно-пропагандистская работа по популяризации отечественных разработок выдающихся российских конструкторов, а также организация профессионально-ориентационных мероприятий с допризывной молодежью
[7].
С помощью внедрения медиаобразовательных компонентов, применение которых основано на современных информационно-коммуникационных технологиях, обучающиеся развивают коммуникативные качества личности. Данный процесс заключается во взаимодействии научно-педагогических работников и курсантов в электронной информационно образовательной среде военного вуза. Сопровождение учебно-воспитательного процесса в часы досуга курсантов способствует координации их поисково-исследовательской и творческой деятельности. Свободное время реализует удовлетворение потребности в получении мультивидовой информации, самообразовании личности военнослужащего [6. С. 70; 9. С. 49].
Одним из наиболее эффективных средств медиа в военных вузах являются электронные издания для досуга, имеющие особую роль во всестороннем интеллектуально-нравственном развитии курсантов военных вузов. В системе работы с личным составом они являются относительно новым направлением деятельности научно-педагогических работников и офицеров-воспитателей. Однако их внедрение в информационно-образовательную среду и применение в
организации регулируемого досуга курсантов уже имеют положительные результаты. В большинстве случаев их можно разделить на две укрупненных группы: развлекательные и практические. Первая группа, как правило имеет сведения о множестве форм творческой самодеятельности, нацеленная на увлечения и потребности обучающихся. К ней относятся издания представленные играми, сборниками песен и стихов, сценариев к мероприятиям всесторонней направленности. Примером таких изданий могут служить информационно-методические пособия Центрального Дома Российской Армии и др. Вторая группа содержит научный и практический характер информации. К ней можно отнести различные электронные издания, пособия и др. по совершенствованию своих знаний и умений как в профессиональной, так и не в профессиональной сфере. Как пример, следует отметить учебные и научно-практические издания военных вузов размещенные в «Электронном цифровом образовательном ресурсе» вузов Минобороны России. Оба направления изданий имеют военно-патриотическую направленность и выступают средством саморазвития и самореализации курсантов. Функциональные возможности такого вида изданий имеют широкий спектр, и включают в себя: образовательный, развлекательный, творческий эффекты, что стало возможным благодаря применению не электронных копий печатных изданий (дери-вативных электронных изданий), а современных пакетов программ, примером которых может служить разработка SunRav Software, позволяющих создавать самостоятельные интерактивные мультимедийные комплексы. Специфика данных изданий заключается в большом количестве аудиовизуального медиа контента, высокой функциональности и интерактивности. В настоящее время электронные издания для досуга имеют комплексную технологию распространения, что связано с высокими возможностями современных информационно-коммуникационных технологий обеспечивающих их доступность.
С помощью современных средств коммуникации у вузов появилась возможность распространения и получения информации о культурных мероприятиях и событиях образовательной и до-суговой направленности. Однако полнота, оперативность и своевременность в данном вопросе зависит не только от сайта образовательной организации. В связи с этим необходимые материалы важно размещать как на портале вуза, так и в социальных сетях, мобильных приложениях, а также на большом количестве сторонних сайтов. Министерством культуры Российской Федерации внедрена автоматизированная информационная система «Единое информационное пространство в сфере культуры», применение которой, в сфере военного образования значительно увеличивает возможности привлечения курсантов к мероприятиям (среди которых встречи, выставки, концерты, спектакли, праздники и иные просветительско-образовательные мероприятия) по формированию ценностей офицера, морально-нравственных качеств и др. Возможности АИС позволяют прививать патриотические чувства допризывной молодежи, проводить профориен-тационые мероприятия силами не только вуза, но и различных учреждений культуры и досуга. Важно, что партнерами данной автоматизированной системы являются популярные интернет-сервисы «Яндекс», «В Контакте» и другие, что значительно влияет на скорость распространения необходимых сведений [1. С. 12].
В своей работе А. В. Федоров подчеркивает важность медиакомпетентности современного педагога, как организатора образовательного процесса, однако ряд исследований показал, применение медиаобразовательных технологий научно-педагогическими работниками, тактическими руководителями учебных групп, офицерами-воспитателями в своей профессиональной деятельности остается на недостаточном уровне. Д. К. Гришкин, исследуя вопросы медиаобразования в военном вузе, видит решение данной проблемы в базовой подготовке научно-педагогических работников; определении характера деятельности курсантов с применением средств информационно-коммуникационных и медиаобразовательных технологий в том числе во время досуга и др. Т. Н. Леван в своем исследовании делает вывод о важности введения элективной дисциплины в образовательный процесс вуза для качественной подготовки работников социально-культурной сферы [2. С. 17; 11. С. 326; 15. С. 62].
Значительный вклад в развитие культуры и в решение данной проблемы вносит медиаобра-зовательный потенциал «Единого информационного пространства в сфере культуры». Разработанный алгоритм позволяет сотрудникам вузов, реализующим образовательные и культурно-до-суговые мероприятия с курсантами и молодежью, проходить обучение инновационным методам коммуникации и распространения информации, обмениваться практическим опытом. Что нема-
ловажно, данный процесс происходит в системе свободного времени, т.е. досуга. Среди других возможностей, кроме выше упомянутых, можно выделить:
- получение ответов на интересующие вопросы по организации мероприятий;
- связь с организаторами мероприятий;
- оперативность предоставление информации средствам массовой информации;
- масштабность аудитории;
- создание интерактивных виджетов в информационной системе, формирование базы контактов аудитории на основе их интересов, обратная связь и др. [5].
Таким образом, военный вуз выступает обширной средой для применения медиаобразова-тельных технологий при осуществлении образовательной деятельности, что способствует повышению качества всестороннего педагогического воздействия на курсантов, их мотивации на собственное становление, как военного специалиста и обеспечивает принципы развития творческого профессионального мышления, учета единства неосознаваемых и осознаваемых компонентов учебно-воспитательного процесса, диалектического творческо-поискового стиля углубления знаний. Медиаобразовательными технологиями применяемыми в учебно-воспитательном процессе военного вуза становятся: электронные учебные и досуговые издания; образовательный аудиовизуальный контент, программные комплексы, компьютерные тренажеры и имитационные модели электронной информационной образовательной среды; сетевые ресурсы и приложения Министерства обороны Российской Федерации; видеоконференции и онлайн консультации обучающихся научно-педагогическими работниками и офицерами воспитателями; применение ресурсов Министерства культуры Российской Федерации. Исследование показало, что эффективность учебно-воспитательного воздействия культурно-досуговой составляющей образовательной среды военного вуза основана на систематическом применении всей совокупности средств медиаобразо-вательных технологий, что способствует саморазвитию и самореализации курсантов, оказывает положительное влияние на образовательный процесс и его военно-патриотическую направленность. Немаловажным фактором обеспечивающим успешность данного процесса является внутренняя мотивация самих курсантов, побуждающая их к овладению новыми всесторонними знаниями о военном деле, расширении кругозора, повышении своего профессионального уровня на основе индивидуальных потребностей и предпочтений. Итогом подготовки военных кадров с применением медиатехнологий становится сформированная, всесторонне развитая личность, обладающая готовностью к грамотному осмыслению окружающих информационных потоков данных, в соответствии с изменяющимися социальными, экономическими, военно-политическими условиями.
Список литературы
1. Галкин, К. Г. Единое информационное пространство в сфере культуры [Текст] / К. Г. Галкин и др. // Информационно-методическое пособие. - М. : ЦДРА, 2017. - 15 с.
2. Гришкин, Д. К. Педагогические условия организации медиаобразования в военном вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук по спец. 13.00.01 [Текст] / Д. К. Гришкин. - Кострома, 2016. - 24 с.
3. Гришкин, Д. К. Факторы, определяющие необходимость использования потенциала военного вуза в организации медиа образования курсантов [Текст] / Д. К. Гришкин // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. - № 10 (140). - С-Пб, 2016. - С. 48-50.
4. Гузева, М. В. Вопросы медиаобразования в условиях модернизации системы образования [Текст] / М. В. Гузева // Ученые записки Российского государственного социального университета. -№ 3 (125). - М., 2014. - С. 39-41.
5. Единое информационное пространство в сфере культуры [Электронный ресурс] / Проект Министерства культуры Российской Федерации // Автоматизированная информационная система. - URL: https://all.culture.ru (дата обращения: 10.06.2018).
6. Зотова, Е. А. Медиаобразование в системе реализации человеческих потребностей [Текст] / Е. А. Зотова // Вестник Череповецкого государственного университета. - № 2 (55). - Череповец, 2014. - С. 68-71.
7. Интерактивное приложение о кораблях и авиации [Электронный ресурс] / Культура и армия // Новости. - URL: http://milcult.ru/article/ interaktivnoe-prilozhenie-o-korablyah-i-aviacii (дата обращения: 10.06.2018).
8. Котенко, В. А. Государственная культурная политика РФ и особенности её реализации на современном этапе [Текст] / В. А. Котенко, Ю. Н. Трифонов // Ученые записки Тамбовского отделения РОСМУ. - № 8. - Тамбов, 2017. - С. 109-114.
9. Кудрина, О. С. Некоторые проблемы, связанные с медиаобразованием [Текст] / О. С. Кудрина // Современные наукоемкие технологии. - № 5-2. - Пенза, 2014. - С. 48-49.
10. Кутькина, О. П. Медиаобразование в системе образования [Текст] / О. П. Кулькина // Педагогический университетский вестник Алтая. - № 2. - Барнаул, 2003. - С. 16-17.
11. Леван, Т. Н. Профессиональная подготовка педагогов социально-культурной деятельности к реализации здоровьеформирующего потенциала медиаобразования [Текст] / Т. Н. Леван // Вестник Челябинского государственного университета. - № 21 (312). - Челябинск, 2013. -С.324-327.
12. Паранина, Н. А. Медиаобразование как средство развития медиакультуры студентов [Текст] / Н. А. Паранина // Педагогическое образование и наука. - № 1. - М., 2014. - С. 80-83.
13. Разлогов, К. Э. Что такое медиаобразование? [Текст] / К. Э. Разлогов // Медиаобразование. -№ 2. - Таганрог, 2005. - С. 68-75.
14. Родионова, Т. И. Аксиологическая сущность медиакритики в университетском медиао-бразовании [Текст] / Т. И. Родионова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. - № 18 (215). - Белгород, 2015. - С. 230-233.
15. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза : монография [Текст] / А. В. Федоров. - М. : МОО ВПП ЮНЕСКО, 2007. - 617 с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт 25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов [Электронный ресурс] / Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования // Проекты ФГОС ВО (3++). - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/143/141/17/72 (дата обращения: 10.06.2018).
MEDIA-EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE CULTURAL AND LEISURE ACTIVITY OF MILITARY UNIVERSITY
Mishchenko I. E., Branch of the Military Educational and Scientific Center of the Air Force "Air Force Academy named after N. Ye. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin", Chelyabinsk, [email protected]
The article is devoted to the use of media education technologies in the system of training military personnel as an important condition for the formation of a military specialist with critical thinking that is able to master the latest achievements and innovations in the field of information and communication technologies in daily activities that have the skills of an information culture of behavior and communication, in the world information network. A special role is given to the potential of the cultural and leisure component of the educational environment of a military university, which has a military-patriotic orientation and is a means of self-development and self-realization of military university students, in accordance with individual needs and preferences. The basis of this study was the results of interviews, interviewed in the initial and final stages, conducted with participants of the educational process, presents empirical methods and theoretical analysis and study of literature, generalization of pedagogical experience, which are theoretical methods. In the conclusion reflected the importance of the implementation of the educational process with the use of media education technologies.
Keywords: students of military universities, media education, information and educational environment, cultural and leisure activities.
References
1. Galkin, K. G., Zanin S. S., Leschinskaya, T. P. and Fedoseev A. N. (2017) Edinoe informacionnoe prostranstvo v sfere kul'tury [=Unified information space in the sphere of culture], Moscow, TSDRA Publ., 15 p. (In Russ.).
2. Grishkin, D. K. (2016) Pedagogicheskie usloviya organizacii mediaobrazovaniya v voennom vuze [=Pedagogical conditions for organizing media education in a military university], Kostroma, 24 p. (In Russ.).
3. Grishkin, D. K. (2016) Faktory, opredelyayushchie neobhodimost' ispol'zovaniya potenciala voennogo vuza v organizacii media obrazovaniya kursantov [=Factors determining the need to use the potential of a military high school in organizing media education for military university students], in: Uchenye zapiski Universiteta im. P.F. Lesgafta [=Scientific notes of the University. P.F. Lesgafta], SPb, No. 10 (140), pp. 48-50. (In Russ.).
4. Guzeva, M. V. (2014) Voprosy mediaobrazovaniya v usloviyah modernizacii sistemy obrazovaniya [=Issues of media education in the context of modernization of the education system], in: Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta [=Scientific notes of the Russian State Social University], Moscow, No. 3 (125), pp. 39-41. (In Russ.).
5. Edinoe informacionnoe prostranstvo v sfere kul'tury [=Unified information space in the sphere of culture], in: ProektMinisterstva kul 'tury Rossijskoj Federacii [=Project of the Ministry of Culture of the Russian Federation], available at: https://all.culture.ru, accessed 10.06.2018. (In Russ.).
6. Zotova, E. A. (2014) Mediaobrazovanie v sisteme realizacii chelovecheskih potrebnostej [=Media education in the system of realization of human needs], in: Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of Cherepovets State University], Cherepovets, No. 2 (55), pp. 10-13. (In Russ.).
7. Interaktivnoe prilozhenie o korablyah i aviacii [=Interactive application about ships and aircraft], in: Kul'tura i armiya [=Culture and Army], available at: http://milcult.ru/article/interaktivnoe-prilozhe-nie-o-korablyah-i-aviacii, accessed 10.06.2018. (In Russ.).
8. Kotenko, V. M. and Trifonov, Yu. N. (2017) Gosudarstvennaya kul'turnaya politika RF i osoben-nosti eyo realizacii na sovremennom ehtape [=The State Cultural Policy of the Russian Federation and the features of its implementation at the present stage], in: Uchenye zapiski Tambovskogo otdeleniya ROSMU [=Scientific notes ofthe Tambov branch ofthe RUYS], Tambov, No. 8, pp. 109-114. (In Russ.).
9. Kudrina, O. S. (2014) Nekotorye problemy, svyazannye s mediaobrazovaniem [=Some problems related to media education], in: Sovremennye naukoemkie tekhnologii [=Modern high technologies], Penza, No. 5-2, pp. 48-49. (In Russ.).
10. Kut'kina, O. P. (2003) Mediaobrazovanie v sisteme obrazovaniya [=Media education in the education system], in: Pedagogicheskij universitetskij vestnik Altaya [=Pedagogical university herald of Altai], Barnaul, No. 2, pp. 16-17. (In Russ.).
11. Levan, T. N. Professional'naya podgotovka pedagogov social'no-kul'turnoj deyatel'nosti k re-alizacii zdorov'eformiruyushchego potenciala mediaobrazovaniya [=Professional training of teachers of socio-cultural activities to realize the health-forming potential of media education], in: Vestnik Che-lyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of Chelyabinsk State University], Chelyabinsk, No. 21 (312), pp. 324-327 (In Russ.).
12. Paranina, N. A. Mediaobrazovanie kak sredstvo razvitiya mediakul'tury studentov [=Media Education as a means for Developing students' Media Culture], in: Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [=Pedagogical Education and Science], Moscow, No. 1, pp. 80-83. (In Russ.).
13. Razlogov, K. E. Chto takoe mediaobrazovanie? [=What is media education?], in: Mediaobrazovanie [=Media education], Taganrog, No. 2, pp. 68-75. (In Russ.).
14. Rodionova, T. I. Aksiologicheskaya sushchnost' mediakritiki v universitetskom mediaobrazo-vanii [=The axiological essence of media criticism in university media education], in: Nauchnye vedo-mosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: gumanitarnye nauki [=Scientific bulletins of the Belgorod State University. Series: Humanities], Belgorod, No. 18 (215), pp. 230-233. (In Russ.).
15. Fedorov, A. V. (2007) Razvitie mediakompetentnosti i kriticheskogo myshleniya studentov peda-gogicheskogo vuza [=Development of media competence and critical thinking of students of a pedagogical university], Moscow, IPO in support of the UNESCO Program Publ, 617 p. (In Russ.).
16. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart 25.05.04 Letnaya ehkspluataciya i prime-nenie aviacionnyh kompleksov [=Federal State Educational Standard 25.05.04 Flight Operations and Application of Aircraft Complexes], in: Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh stand-artov vysshego obrazovaniya [=Portal of Federal State Educational Standards of Higher Education], available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/143/141/17/72, accessed 10.06.2018. (In Russ.).
Мищенко Игорь Евгеньевич - кандидат педагогических наук, старший помощник начальника отдела, филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Челябинске, Челябинск. [email protected]