Научная статья на тему 'Социальные сети как фактор формирования медиаобразовательного пространства (теоретические аспекты)'

Социальные сети как фактор формирования медиаобразовательного пространства (теоретические аспекты) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
469
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ИМИДЖ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ефимов Евгений Геннадиевич, Ануфриева Евгения Владимировна, Овчар Надежда Андреевна -, Небыков Илья Александрович

В современной системе образования социальные сети выступают как инструментом формирования медиаобразовательного пространства, так и объектом изучения в рамках образовательного процесса. Теоретические основания исследования процесса их внедрения в образовательный процесс показывают наличие нескольких противоречивых трендов. Во-первых, это отсутствие единой системы формализованных правил их использования при активных неформальных коммуникациях различных акторов образовательного процесса. Во-вторых, отсутствие однозначно научно доказанной положительной корреляции между использованием социальных сетей и успеваемости. В-третьих, в отечественной образовательной системе на сегодняшний день размыта грань между «профессиональным» и «бытовым» использование социальных медиа. В-четвертых, создается новая модель формирования общественного мнения, в которой социальные сети часто выступают источником формирования негативного имиджа об образовании. В совокупности, это приводит к недостаточной эффективности использования социальных сетей как фактора формирования медиаобразовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ефимов Евгений Геннадиевич, Ануфриева Евгения Владимировна, Овчар Надежда Андреевна -, Небыков Илья Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные сети как фактор формирования медиаобразовательного пространства (теоретические аспекты)»

УДК 37; 316.472.4

Е. Г. Ефимов, Е. В. Ануфриева, Н. А. Овчар, И. А. Небыков

Волгоградский государственный технический университет, Волгоград

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ

МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)

В современной системе образования социальные сети выступают как инструментом формирования медиаобразовательного пространства, так и объектом изучения в рамках образовательного процесса. Теоретические основания исследования процесса их внедрения в образовательный процесс показывают наличие нескольких противоречивых трендов. Во-первых, это отсутствие единой системы формализованных правил их использования при активных неформальных коммуникациях различных акторов образовательного процесса. Во-вторых, отсутствие однозначно научно доказанной положительной корреляции между использованием социальных сетей и успеваемости. В-третьих, в отечественной образовательной системе на сегодняшний день размыта грань между «профессиональным» и «бытовым» использование социальных медиа. В-четвертых, создается новая модель формирования общественного мнения, в которой социальные сети часто выступают источником формирования негативного имиджа об образовании. В совокупности, это приводит к недостаточной эффективности использования социальных сетей как фактора формирования медиаобразовательного пространства.

Ключевые слова: социальные сети, медиаобразование, социальные медиа, профессиональная этика, имидж.

Социальные сети являются как фактором трансформации социальных отношений, так и самостоятельным феноменом современного информационного общества. Соответственно, возрастает их роль в профильном и массовом медиаобразовании. Государственная политика в сфере образования учитывает этот процесс, что, в частности, выражается во внедрении в ФГОС компетенций связанных с использованием социальных сетей и интернета. Между тем, вопрос о роли социальных сетей как фактора медиаобразовательного пространства, формах их использования является дискуссионным, как в научной среде, так и в целом в общественном мнении. Это приводит к отсутствию единой системы методических и методологических приемов в педагогической практике, а также негативно сказывается на темпах развития науки в целом.

Важным и необходимым шагом исследования данного вопроса является анализ существующих подходов и концепций, всего багажа накопленного теоретического и практического материала. На сегодняшний день, несмотря на многочисленные публикации в отечественной, а также еще более значительное количество исследований в зарубежной науке, обзорных работ, освещающих основные концептуальные подходы к данной проблеме, сравнительно немного. Можно выделить исследования Н. Н. Дацун [1], И. В. Челышевой [10], Г. В. Михалевой [7], а также работу Л. Цветановой-Лозановой, посвященную использованию социальных сетей в учебном процессе. Данная статья является продолжением исследований коллектива авторов ВолгГТУ в анализе отечественных (2008-2012 гг.) [4] и зарубежных [3] исследований данного вопроса, а также оценки роли и позиции научного сообщества [2] о проблемах интеграции социальных сетей в образовательное пространство.

Целью данной статьи является освещение существующих подходов к использованию социальных сетей как фактора формирования медиаобразовательного пространства и выявление ключевых противоречий данного процесса.

Поскольку социальные сети являются динамично развивающимся социально-техническими объектом, задачей данного исследования являлся анализ роли социальных сетей в образовании, прежде всего опираясь на обзор отечественных и зарубежных исследований 2016-2017 г. Это позволяет как проанализировать последние тенденции исследования данного вопроса, так и выявить динамику его освещения за несколько лет.

Анализ существующих научных исследований показывает, что с самого начала появления социальных сетей можно констатировать наличие ряда противоречий процесса внедрения со-

циальных сетей в медиаобразовательное пространство. За последние годы (2016-2017 гг.) они не исчезли, хотя во многом не признаются российским научным сообществом, которое склонно позитивно оценивать практику внедрения сетей в образовательное пространство. Гораздо острее дискуссии об этой проблеме ведутся в западном научном сообществе, где признается наличие негативных эффектов интеграции социальных сетей в образовательное пространство. При этом массовое внедрение социальных сетей в повседневные практики как на уровне индивидов, так и социальных институтов делает необходимым их изучение в рамках профессионального медиао-бразования [9].

Можно выделить несколько основных противоречий внедрения социальных сетей в образовательное пространство. Во-первых, несмотря на их активное использование всеми образовательными группами, отсутствуют единые формализованные правила их использования как на уровне учебной, так и внеучебной деятельности. С одной стороны, в нормативных актах, регулирующих образовательную деятельность, делается акцент на использовании интернет-технологий. С другой стороны, основная масса коммуникаций в интернет-пространстве в образовательном пространстве проходит через социальные сети, являясь неформализированными, а постоянная интеграция социальных медиа в образовательное пространство делает его медиаобразователь-ным, даже если формально оно не является таковым. Как показали исследования, свойство социальных сетей создавать автономные пространства общения [15], размывающих границы профессионального и личного, создают для преподавателя множество этических проблем, порождая целый ряд этических рисков [16]. Добавим, что слабость правового регламентирования данной проблемы в российском законодательстве приводит к кадровым потерям педагогического состава и формированию негативного имиджа института образования. При этом, как показали исследования мнения студентов, правила поведения в сети являются необходимыми, и, если они не задаются преподавателем, то создают дискомфорт в коммуникациях в рамках процесса обучения [12].

Во-вторых, до сих пор однозначно не подтверждено наличие положительной корреляции между использованием сетей и ростом успеваемости учащихся. Причем речь идет, прежде всего о западных исследованиях с опорой на серьезную эмпирическую базу. Если же говорить о мнении научного сообщества (опираясь на анализ публикаций в базе данных РИНЦ), то подавляющие большинство авторов позитивно оценивают внедрение сетей. Причин может быть названо несколько. Во-первых, внедрение социальных сетей обусловлено их широким распространением в социуме и превращением в повседневную форму коммуникации как преподавателей, так и студентов. Во-вторых, социальные сети технически использовать для образовательных нужд (особенно на уровне студент-преподаватель или студент-студент) гораздо проще, чем специализированные сайты или другие образовательные ресурсы. Они имеют более понятный интерфейс, не требуют специальных обучающих методик, позволяют обмениваться материалами и общаться с учетом настроек пользователей. В-третьих, социальные сети расширяют возможности дистанционного образования и активно применяются не только в системе государственного образования, но и в других сферах образования. Слабостью выводов является их доказательная база, которая (в большинстве случаев) опирается либо на теоретические аргументы, либо на индивидуальный опыт, либо на данные локальных исследований. При этом очевидно, что в ряде конкретных ситуаций в рамках образовательного процесса социальные сети на сегодняшний момент являются незаменимыми, что, однако, не делает их универсальным педагогическим инструментом.

Незначительное внимание к рискам социальных сетей с социологической точки зрения можно объяснить наличием «спирали молчания» - закону формирования общественного мнения, который утверждает, что если точка зрения не разделяется большинством и является противоположной мнению большинства, то она имеет минимальные шансы на публичную известность. Государственный заказ на информатизацию образовательного пространства, наличие сильной позиции поддержки внедрения социальных сетей в образование в западной гуманитарной науке, положительные оценки частных случаев внедрения сетей в российское образовательное пространство - все эти факторы, с одной стороны, не позволяют говорить о репрезентативности освещения вопроса исследования социальных сетей в учебном процессе, но с другой стороны, делают перспективным исследования вопроса о рисках социальных сетей.

В-третьих, очевидность социальных сетей как доминирующего способа коммуникации делает необходимым их изучение и внедрение, однако недостаточное освоение данной темы научным

сообществом и преподавательским составом вкупе с уровнем материально-технической базы размывает грани между профессиональными и «бытовыми» медийными практиками, что негативно сказывается на процессе формировании медиаобразовательного пространства. Например, чем более статусным является университет, тем более активным является деятельность его студентов в социальных сетях. Но при этом, если в образовательном учреждении не создан периодически обновляемый медийный сетевой ресурс, то он быстро теряет популярность среди студенческой аудитории [11], создающий альтернативные площадки («Подслушано»).

Сообщества «Подслушано» представляют в этой связи особый интерес, поскольку существуют параллельно официальным группам учебных заведений в социальных сетях и создают альтернативные информационные площадки. В некоторых случаях количество подписчиков в таких группах выше, чем в официальных. При этом преподаватели и администрация учебного заведения исключены из процесса жизнедеятельности данного сообщества.

Результаты контент-анализа сообщества «Подслушано. ВолгГТУ» (7055 подписчиков на 04.10.2017 г.) позволили выявить несколько типов информационных блоков. Первый - это обсуждение вопросов, связанных с учебным процессом. Здесь мы видим выделение тем, связанных с поиском, как самих преподавателей, так и их характеристик. Отдельная тема - работы, входящие в список СРС по тем или иным предметам. Отметим, что поиск исполнителей работ заметно превышает количество сообщений о предоставлении подобных услуг. Это может свидетельствовать о высоком уровне требований, предъявляемых к работам конкретными преподавателями. Также и услуги предоставляются не абстрактно, а конкретными исполнителями под конкретные предметы и преподавателей.

Второй блок - это посты, посвященные образовательному процессу в целом, т.е. событиям в жизни вуза, помимо учебного процесса. Освещение и реклама университетских мероприятий в сообществе занимает первое место, но при этом она существует автономно. Нет ссылок на сайт университета, часто рекламируются и обсуждаются неофициальные студенческие мероприятия. Много вопросов связано с делопроизводственным процессом: поступление, перевод, академические отпуска и т. д.

Третий блок - взаимодействие студентов по другим вопросам (реклама, знакомство, поиск предметов и т. д.) Здесь заметно преобладание эмоциональных «вбросов», остальные темы распределены равномерно. Реклама в «Подслушано» часто является «авторской», т.е. предложенной конкретными студентами для своих сокурсников. Среди других рекламных форм - вакансии и объявления о мероприятиях в городе. Значительно место занимают сообщения о знакомстве с лицами противоположного пола с указанием отличительных черт.

Таким образом, фактически «Подслушано» не только дублирует все функции университетского сайта, но и содержит множество дополнительных опций, позволяющих организовать альтернативное образовательное пространство.

В-четвертым, необходимо обратить внимание и на имиджевые последствия внедрения социальных сетей (прежде всего «ВКонтакте») в образование. Существует две формы медийных скандалов, связанных с социальными сетями и образованием. В первом случае, сети выступают источником распространения информации, негативно влияющей на имидж, а во-втором, как технический объект, выступают неформальным средством коммуникации, генерируя информацию, наносящую имиджевый урон образовательному учреждению. На сегодняшний день, к сожалению, отсутствует методика анализа оценки имиджевых рисков при использовании социальных сетей. Они могут быть явными (попавшими в поле зрения СМИ и имеющими правовые последствия) или латентными (снижение мотивации, падение престижа ВУЗа в глазах абитуриентов и т. д.). Социальные сети быстро создают альтернативное информационное пространство, как в случае оценки студентами политических событий [14], мнения о качестве образовательных услуг, а созданные студентами группы могут полностью заменять собой сообщества, созданные в институциональной среде [13].

В качестве вывода отметим, что необходимость использования социальных сетей в медиао-бразовательном пространстве обусловлена возрастающей ролью данного вида социальных медиа в жизни современного общества. При этом, данный процесс происходит стихийно, что приводит к возникновению ряда противоречий использования сетей как инструмента образовательной деятельности. В отличие от западных педагогических практик, выработка единого подхода в россий-

ских реалиях затруднена некритичным мнение научного сообщества и отсутствием нормативно-правовой базы регламентирующей деятельность социальных сетей.

Список литературы

1. Дацун, Н. Н. Эмпирические исследования по медиаобразованию: систематический обзор литературы [Текст] / Н. Н. Дацун // Медиаобразование. - 2017. - № 1. - С. 98-118.

2. Ефимов, Е. Г. Научное сообщество об использовании социальных интернет-сетей в образовании (контент-анализ РИНЦ) [Текст] / Е. Г. Ефимов, Е. В. Ануфриева, И. А. Небыков, Н. В. Дулина // Актуальные вопросы профессионального образования. - 2017. - № 1 (6). - C. 35-38.

3. Ефимов, Е. Г. Использование социальных сетей в организации учебного процесса в рамках реализации ФГОС (обзор зарубежных исследований) [Текст] / Е. Г. Ефимов, Н. В. Дулина // Известия ВолгГТУ. Серия «Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе». - Вып. 10. - Волгоград, 2013. - № 13 (116). - C. 58-61.

4. Ефимов, Е. Г. Социальные сети в образовательном процессе (обзор отечественных исследований) [Текст] / О. В. Аронова, Е. В. Ануфриева, Е. Г. Ефимов, И. А. Небыков // Известия ВолгГТУ. Серия «Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе». - Вып. 11. -Волгоград, 2014. - № 14 (141). - C. 10-12.

5. Кудрина, О. С. Некоторые проблемы, связанные с медиаобразованием [Текст] / О. С. Кудрина // Современные наукоемкие технологии, 2014. - № 5-2. - С. 48-49.

6. Моисеенко, В. Ю. Исторический обзор медиаобразования и художественного образования высшей школе в России в 1920-е гг. [Текст] / В. Ю. Моисеенко // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 8. - С. 183-185.

7. Михалева, Г. В. Историко-педагогический обзор британского медиаобразования [Текст] / Г. В. Михалева // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2014. -№ 2.- С. 134-138.

8. Печинкина, О. В. Медиаобразование в Исландии [Текст] / О. В.Печкина // Наука в современном информационном обществе. Материалы IV международной научно-практической конференции. - Научно-издательский центр «Академический», 2014. - С. 66.

9. Страшнов, С. Л. Из словаря «Актуальные медиапонятия»: профильное медиаобразование, массовое медиаобразования, теория журналистики, медиакритика [Текст] / С. Л. Страшнов // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. - 2011. - № 1. - С. 88-104.

10. Челышева, И. В. Краткий историко-педагогический обзор развития российского и британского медиаобразования в XX веке [Текст] / И. В. Челышева // Медиаобразование. - 2015. -№ 3. - С. 41-54.

11. Brech, F. M. Engaging fans and the community in social media: interaction with institutions of higher education on Facebook [Electronical resource] / Felicitas M. Brech, Uwe Messer, Brian A. Vander Schee, Philipp A. Rauschnabel, Bjoern S. Ivens // Journal of Marketing for Higher Education. - 2016. - URL: http://dx.doi.org/10.1080/08841241.2016.1219803 (дата обращения: 08.10.2017).

12. Chromey, K. J. Double-edged sword: social media use in the classroom [Electronical resource] / Kelli J. Chromey, Amy Duchsherer, Jennifer Pruett, Kyle Vareberg // Educational Media International. -2016. - URL: http://dx.doi.org/10.1080/09523987.2016.1189259 (дата обращения: 08.10.2017).

13. Dalsgaard, Ch. Students' educational use of Facebook groups [Electronical resource] / Christian Dalsgaard // Educational Media International. -2016. - URL: http://dx.doi.org/10.1080/09523987.2016 .1254879 (дата обращения: 08.10.2017).

14. Ramadan, R. Unravelling Facebook: a pedagogical tool during the Syrian crisis [Electronical resource] / Reem Ramadan // Open Learning: The Journal of Open, Distance and e-Learning. - 2017. -URL: http://dx.doi.org/10.1080/02680513.2017.1345303 (дата обращения: 08.10.2017).

15. Student Facebook groups as a third space: between social life and schoolwork [Electronical resource] / Janus Aaen, Christian Dalsgaard // Learning, Media and Technology. - 2017. - URL: http:// dx.doi.org/10.1080/17439884.2015.1111241(дата обращения: 08.10.2017).

16. Thunmann, E. Ethical dilemmas on social media: Swedish secondary teachers' boundary management on Facebook [Electronical resource] / Elin Thunman, Marcus Persson // Teacher Development. - 2017. -URL: http://dx.doi.org/10.1080/13664530.2017.1371634 (дата обращения: 08.10.2017).

SOCIAL NETWORKS AS FACTOR OF FORMATION OF MEDIA EDUCATIONAL

SPACE (THEORETICAL ASPECTS)

Anufriyeva E. V., Volgograd State Technical University, Volgograd, ev_anufrieva@mail.ru Efimov E. G., Volgograd State Technical University, Volgograd, Ez07@mail.ru Ovchar N. A., Volgograd State Technical University, Volgograd, onadine@mail.ru Nebykov I. A., Volgograd State Technical University, Volgograd, decanmmf@vstu.ru

In a modern education system social networks act both as the instrument of formation of media educational space, and object of studying within educational process. The theoretical bases of a research ofprocess of their introduction in educational process show existence of several contradictory trends. First, this lack of uniform system of the formalized rules of their use at active informal communications of various actors of educational process. Secondly, lack of unambiguously scientifically proved positive correlation between use of social networks and progress. Thirdly, in domestic educational system the side between "professional" and "household" use of social media is indistinct today. Fourthly, the new model of formation of public opinion in which social networks often act as a source of formation ofnegative image about education is created. In total, it results in insufficient efficiency of use of social networks as factor of formation of media educational space.

Keywords: social networks, media education, social media, professional ethics, image.

References

1. Dacun, N. N. (2017), "Jempiricheskie issledovanija po mediaobrazovaniju: sistematicheskij obzor literatury" [=Empirical studies on media education: a systematic review of literature], in: Media Education [=Mediaobrazovanie], no. 1, pp. 98-118. (In Russ.).

2. Efimov, E. G. (2017), "Nauchnoe soobshhestvo ob ispol'zovanii social'nyh internet-setej v obrazovanii (kontent-analiz RINC)" [=Scientific community on the use of social Internet networks in education (content analysis of the RICC)], in: Aktual'nye voprosy professional'nogo obrazovanija [=Actual issues of vocational education], no. 1 (6). pp. 35-38. (In Russ.).

3. Efimov, E. G. (2013), "Ispol'zovanie social'nyh setej v organizacii uchebnogo processa v ramkah realizacii FGOS (obzor zarubezhnyh issledovanij)" [=The use of social networks in the organization of the educational process within the framework of the GEF implementation (review of foreign studies)], in: Izvestija VolgGTU. Serija «Novye obrazovatel'nye sistemy i tehnologii obuchenija v vuze» [=Izvestia VolgGTU. A series of «New educational systems and technology training in high school], Issue 10, Volgograd, no. 13 (116), pp. 58-61. (In Russ.).

4. Efimov, E. G. (2014), "Social'nye seti v obrazovatel'nom processe (obzor otechestvennyh issledovanij) [=Social Networks in the Educational Process (a review of domestic research)], in: Izvestija VolgGTU. Serija «Novye obrazovatel'nye sistemy i tehnologii obuchenija v vuze [=Izvestiya VolgGTU. A series of «New educational systems and technology training in high school], Issue 11, no. 14 (141), pp. 10-12. (In Russ.).

5. Kudrina, O. S. (2014), "Nekotorye problemy, svjazannye s mediaobrazovaniem Sovremennye naukoemkie tehnologii" [=Some problems associated with media education], in: Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii [=Modern high technology], no. 5-2, pp. 48-49. (In Russ.).

6. Moiseenko, V. Ju. (2013), "Istoricheskij obzor mediaobrazovanija i hudozhestvennogo obrazovanija vysshej shkole v Rossii v 1920-e gg" [=Historical overview of media education and art education in higher education in Russia in the 1920s], in: Teorija ipraktika obshhestvennogo razvitija [=Theory and practice of social development], no. 8, pp. 183-185. (In Russ.).

7. Mihaleva, G. V. (2014), "Istoriko-pedagogicheskij obzor britanskogo mediaobrazovanija" [=Historical and pedagogical review of British media education], in: Vestnik Taganrogskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo instituta [=Bulletin of the Taganrog State Pedagogical Institute], no. 2, pp. 134-138. (In Russ.).

8. Pechinkina, O. V. (2014), "Mediaobrazovanie v Islandii" [=Media Education in Iceland], in: Nauka v sovremennom informacionnom obshhestveMaterialy IVmezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nauchno-izdatel 'skij centr «Akademicheskij» [=Science in the Modern Information Society. Materials of the IV International Scientific and Practical Conference. Scientific and Publishing Center «Academic»], 66 p. (In Russ.).

9. Strashnov, S. L. (2011), "Iz slovarja «Aktual'nye mediaponjatija»: profil'noe mediaobrazovanie, massovoe mediaobrazovanija, teorija zhurnalistiki, mediakritika" [=From the dictionary «Actual media concepts»: profile media education, mass media education, theory of journalism, media criticism], in: Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Estestvennye, obshhestvennye nauki [=Bulletin of the Ivanovo State University. Series: Natural, social sciences], no. 1, pp. 88-104. (In Russ.).

10. Chelysheva, I. V. (2015), "Kratkij istoriko-pedagogicheskij obzor razvitija rossijskogo i britanskogo mediaobrazovanija v XX veke" [=Brief historical and pedagogical review of the development of Russian and British media education in the XX century], in: Mediaobrazovanie [=Media Education], no. 3. pp. 41-54. (In Russ.).

11. Brech, F. M., Messer, U., Vander Schee, B. A., Rauschnabel, P. A. and Ivens, B. S. (2016), "Engaging fans and the community in social media: interaction with institutions of higher education on Facebook", in: Journal of Marketing for Higher Education, available at: http://dx.doi.org/10.1080/088 41241.2016.1219803, accessed 08.10.2017.

12. Chromey, K. J., Duchsherer, A., Pryett, J. and Vareberg, K. (2016), "Double-edged sword: social media use in the classroom", in: Educational Media International, available at: http://dx.doi.org/10.108 0/09523987.2016.1189259, accessed 08.10.2017.

13. Dalsgaard, Ch. (2016), "Students' educational use of Facebook groups", in: Educational Media International, available at: http://dx.doi.org/10.1080/09523987.2016.1254879, accessed 08.10.2017.

14. Ramadan, R. (2017), "Unravelling Facebook: a pedagogical tool during the Syrian crisis", in: Open Learning: The Journal of Open, Distance and e-Learning, available at: http://dx.doi.org/10.1080/ 02680513.2017.1345303, accessed

15. "Student Facebook groups as a third space: between social life and schoolwork" (2017), in: Learning, Media and Technology, available at: http://dx.doi.org/10.1080/17439884.2015.1111241, accessed 08.10.2017.

16. Thunmann, E. and Persson, M. (2017), "Ethical dilemmas on social media: Swedish secondary teachers' boundary management on Facebook", in: Teacher Development, available at: http://dx.doi.org /10.1080/13664530.2017.1371634, accessed 08.10.2017.

Ефимов Евгений Геннадиевич - доктор социологических наук, доцент кафедры истории, культуры и социологии, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград.

Ez07@mail.ru

Небыков Илья Александрович - кандидат исторических наук, декан Красноармейского механико-металлургического факультета, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград.

decanmmf@vstu.ru

Ануфриева Евгения Владимировна - кандидат философских наук, доцент кафедры истории, культуры и социологии, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград.

ev_anufrieva@mail.ru

Овчар Надежда Андреевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры истории, культуры и социологии, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград.

onadine@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.