УДК 070
С. В. Лебедева
Гуманитарныйуниеерситет, Екатеринбург
ОСОБЕННОСТИ ПОДА ЧН ИНФОРМАЦИИ ПОДРОСТКАМИ: ШКОЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ УЯ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
В статье говорится о том, что школьные издания е последние годы стали важным фактором образовательного пространства более чем в половине школ России. Несмотря на то, что сегодня абсолютное большинство российских подростков зарегистрировано в социальных сетях, и, в отличие от предыдущих десятилетий, школьникам есть где поделиться имеющейся у них значимой информацией, количество школьных газет и журналов по-прежнему растет, хотя и не такими быстрыми темпами, как раньше. Школьные СМИ играют важную роль в распространении медиаграмотности. Занятия журналистикой помогают подростку научиться интересно подавать информацию в социальных сетях, стать востребованным блогером, по-настоящему социализироваться через медийную деятельность обоих типов.
Ключевые слова: школьные издания, социальные сети, подростки, медиаграмотность, меди-аобразование, медиатворчество, межпоколенческий диалог.
Школьные печатные издания остаются востребованными как их юными авторами, так и аудиторией, частью которой эти авторы являются. О необходимости предоставить обучающимся возможность выпуска своей газеты или журнала говорится в новом Федеральном государственном образовательном стандарте [4].
В Парижской декларации о медийной и информационной грамотности в эпоху цифровых технологий, принятой на первом Европейском форуме ЮНЕСКО в Париже в мае 2014-го года [3], говорится о том, что «навыки в области медийно-информационной грамотности и цифровых технологий дополняют друг друга, а, следовательно, не могут быть разделены. Технические навыки должны прививаться в контексте медийно-информационной грамотности». В данном документе подчеркнута важность формирования гражданской позиции каждого интернет-пользователя, влияющая на его выбор и отношение к информации, на его желание участвовать в жизни общества, совершенствоваться, поддерживать культурный обмен и быть этичным.
Определение медийно-информационной грамотности, представленное в данном документе, в частности, включает в себя:
— совокупность базовых навыков - критического мышления, умения анализировать информацию и использовать ее для самовыражения, способность к созданию авторской информации;
— набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и предоставления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения;
— умение работать с любыми источниками информации - устными, письменными, аналоговыми и электронными/цифровыми, а также со всеми видами и типами информационных ресурсов.
Сегодня исследователи все чаще обращаются к изучению медийной и информационной грамотности именно подрастающего поколения. Многие так или иначе связывают ее наличие у ребенка с его участием в работе юнкоровских объединений, редакций школьных изданий. Большую работу в пропаганде данного подхода проводит факультет журналистики МГУ и его декан Е. Л. Вартанова, ставшая одним из редакторов сборника «Медиаобразование в школе: сборник программ преподавания дисциплин» [2]. Руководитель Общероссийской общественной организации «Лига юных журналистов» С. Б. Цымбаленко в течение многих лет изучает школьные и молодежные медиа, их влияние на медиаобразовательные процессы в обществе. Данную тему активно разрабатывают И. В. Жилавская, И. А. Фатеева, А. В. Шариков и многие другие ученые.
В наши дни практически все подростки зарегистрированы в социальных сетях - в основном, «ВКонтакте», Инстаграме, Твиттере, многие там активно общаются теми или иными способами.
Но можно ли при этом назвать их обладателями медийно-информационной грамотности? Цель нашего исследования - попытаться найти ответ на данный вопрос, а также выяснить, как занятия в юнкоровских коллективах помогают школьникам повысить свою медиаграмотность. Стоит рассмотреть и некоторые другие аспекты сравнительной характеристики деятельности подростков в школьных редакциях и в социальных сетях.
Опираясь на определение информационно-медийной грамотности, обозначенное в упомянутой выше Парижской декларации, можно констатировать, что у подростков (учащихся средних и старших классов) набор необходимых компетенций и умение работать с любыми источниками информации так или иначе присутствует. Однако с наличием базовых навыков, и, прежде всего, критического мышления, умения анализировать информацию и использовать ее для самовыражения, все гораздо сложнее.
Проведенное на областных юнкоровских сборах «Хорошая погода-2016» анкетирование (открытого типа) участников из различных территорий Свердловской области показывает: более половины ребят (16 из 30) считают, что для ведения собственного аккаунта, блога, страницы в социальных сетях авторы специально собирают информацию. Однако очевидно, что эта половина анкетируемых, не очень хорошо понимала, что стоит за формулировкой данного действия. Остальные ответили отрицательно или затруднились ответить на данный вопрос. И это - медий-но-активные дети, которые причисляют себя к юнкорам, даже если они имеют небольшой опыт работы. В обычной подростковой аудитории такой вопрос, скорее всего, вызвал бы однозначно отрицательный ответ. Почему - можно понять, заглянув на странички к подросткам. Редко кто там сегодня публикует какие-то развернутые тексты (хотя случается, например, в плане полемики с друзьями), в основном можно увидеть фото или репост какой-то публикации, фото, видео и небольшой комментарий-рефлексию, состоящий из нескольких слов. Эти оценки вряд ли можно считать проявлением критического мышления, так как они обычно не содержат каких-то аргументов или выводов, и уж, тем более, анализа текста или фото, видеоматериала.
В то же время, часть юных корреспондентов, ответивших на вопрос анкеты положительно, имела основание для такого взгляда, так как медийно-активные подростки нередко состоят в различных группах («пабликах»), существующих в социальных сетях, которые объединяют людей по интересам. Именно там они создают информационные сообщения, тексты, фоторепортажи об интересных для всех подписчиков данной группы событиях. Для участия в информационном обмене внутри такой группы, действительно, чаще всего следует специально собирать информацию, посетив концерт, выставку, просто какое-то интересное место, став свидетелем чего-то значимого для всех членов определенной группы.
В течение 20-ти лет автор данного исследования занимается с детьми журналистикой в гимназии № 177 г. Екатеринбурга, выпускает журнал старшеклассников «Класс-Екатеринбург». Среди членов редакции школьного журнала был проведен опрос, в ходе которого подростков спрашивали: сказываются ли ваши занятия журналистикой на вашем общении в соцсетях? Ответы были не одинаковые - в силу особенностей и загруженности самих детей (некоторые занимаются еще и в других объединениях, мало свободного времени), но тенденция присутствовала: подписчиков на «странички» в соцсетях у таких ребят больше, причем порой в разы, чем у их одноклассников (одноклассниц). И если даже не брать во внимание активность начинающих журналистов в «пабликах», а только в общедоступной «ленте», где они публикуют в основном фото, то и тут количество посещений страницы и «лайков» намного выше - прежде всего, за счет качества фотографий и в целом информации в широком смысле слова.
Ученица 11-го класса Анастасия Кадочникова, которая три года занимается в редакции журнала «Класс!», пишет для него тексты, делает фоторепортажи, сказала об этом так: «Раньше я снимала и выкладывала в сеть все подряд фото, теперь я стала думать, что и зачем я снимаю, какой смысл в этом снимке, нужен ли он мне, чем он интересен другим». Аналогично изменилась ее позиция в отношении текстов и даже небольших замечаний по поводу - если Настя что-то пишет, то не ради того, чтобы просто отметиться, а чтобы высказать обоснованное, аргументированное мнение. Потому и подписчиков на ее странице больше, чем у других, там нет обычного «информационного мусора».
Более серьезный подход к любой информации вырабатывается у ребят, которые занимаются в редакции школьного издания или подросткового телевидения, по причинам, которые они сами
указали в ответах иа другой вопрос упомянутой выше анкеты: «Есть ли разница между подачей каких-то фактов на своей странице в соцсети и текстом о тех же фактах в школьной газете? В чем?». Всего два человека ответили на него отрицательно, остальные подростки указали разницу, которая состояла в том, что:
— в газете подача для определенного возраста, определенных читателей, в соцсетях - для всех;
— в газете - факты, в соцсетях - личные комментарии на именно тебе интересные темы;
— в газете - стилистические, языковые рамки, жанры, в соцсетях - полная свобода;
— в газете нужно думать об интересах других людей;
— в газете - ограничение по месту события (школа), в соцсетях - нет;
— в газете - описание события с разных точек зрения, из разных источников, в соцсетях -личное мнение, которое может быть никому не интересно.
Несколько человек отметили, что в школе есть цензура - скорее всего, подразумевая под этим не только цензуру как таковую, а определенные требования к тематике текстов. В любом случае, работа над текстом для школьной газеты - это практически всегда поиск дополнительной информации, комментариев, аргументов, присутствие при подготовке текста такой мотивации, как «интересно всем». Имея подобные компетенции и умения, подросток постепенно приобретает и навыки создания собственной качественной информации в своем блоге, «паблике» или на своей страничке в социальной сети. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что занятия подростков журналистикой в школьном издании повышают их медийно-информационную грамотность, помогают им развивать аналитические качества и способность критически осмысливать факты действительности.
Если посмотреть на деятельность юных корреспондентов в социальных сетях и в школьных изданиях с точки зрения применения к ее описанию специальных терминов, то можно отметить следующее. В последние годы исследователи, в частности, И. В. Жилавская, ввели в оборот такие понятия как «медиаповедение» и «медиатворчество» «Медиаповедение - это опосредованная система психических, физических и социальных действий индивида или сообщества, сложившаяся в результате их взаимодействия с медиасредой, направленная на самореализацию личности и удовлетворение ее информационных и коммуникативных потребностей. <...> Наиболее рефлексивной, созидательной, креативной формой медийного поведения является медиатворчество. Это особый вид творчества, в результате которого рождаются инновационные медийные материальные и духовные ценности. Основное отличие медиадеятельности от медиатворчества заключается в степени уникальности медийного результата». [1. С. 17] На основании вышеизложенного, пожалуй, можно сделать вывод: размещение фотографий и небольших комментариев к ним в социальных сетях следует отнести к медиаповедению. Деятельность же юных авторов по созданию текстов и фоторепортажей для школьного издания, а также фоторепортажей с событий и видеороликов для социальных сетей - с полным основанием мы должны отнести к медиатвор-честву.
И еще на одном важном моменте хотелось бы остановиться, сравнивая медийную деятельность подростков в школьных изданиях и в социальных сетях. Руководитель Лиги юных журналистов России, доктор педагогических наук С. Б. Цымбаленко проводит регулярные исследования, касающиеся так называемого межпоколенческого диалога. Он дает следующее определение данного термина, ссылаясь на исследователя П. Макеева: «межпоколенческий диалог - это процесс взаимодействия между представителями двух или более поколенческих групп (когорт), направленный на передачу, критическое осмысление, воспроизводство социального опыта и его развитие, модернизацию» [6. С. 9].
«Ключевым понятием, характеризующим современные межпоколенческие отношения, является коммуникационное взаимодействие поколений, - пишет С. Б. Цымбаленко. - <...> Пересечение информационного пространства как внешней среды и коммуникативной активности юной личности как внутреннего фактора находит выражение в межличностной коммуникации. Коммуникация со взрослыми и сверстниками, в свою очередь, детерминирует отбор значимой информации, социализацию и индивидуализацию, воспитание и самовоспитание, образование и самообразование в ходе поколенческого и межпоколенческого взаимодействия. Это не только оказывает влияние на ребенка, но и все значительнее определяет функционирование и развитие
информационной системы общества» [6. С. 10].
Вряд ли есть сомнения в том, что именно школьные издания могут играть и играют большую роль в межпоколенческом диалоге, так как в большинстве случаев их читателями являются и учащиеся, и педагоги, и родители, члены семей учеников. Как отмечают сами дети в процитированной выше анкете, когда они что-то пишут, снимают, формируют номер, они рассчитывают и на «других людей», на всех читателей, устанавливая, таким образом, некий диалог с данной обширной аудиторией. Что же касается сетей - да, мы констатируем, что сегодня родители и педагоги могут быть активными пользователями сети (хотя чаще всего это не касается бабушек и дедушек, с которыми тоже нужно выстраивать диалог), добавляться в друзья, может, что-то комментировать. Но не следует забывать, что у детей есть «защита» от любопытства взрослых - многие из подростков имеют в социальных сетях по два профиля. Это скрытый профиль, только для своих, где бывают фото или заметки, которые им не хотелось бы выставлять на общее обозрение, и профиль для всех, у которого подписчиков в несколько раз больше, среди них родители и учителя.
Подводя итог сравнительному анализу различных видов медийной деятельности подростков, отметим, что на данном этапе развития общества участие детей в работе редакций школьных изданий, несомненно, является для них опытом, важным с разных точек зрения, полезным для приобретения медийных навыков, уникальным по возможности обмена информацией между поколениями.
Список литературы
1. Жилавская, И. В. Медиаповедение личности: материалы к курсу, учеб. пособие [Текст] / И. В. Жилавская. - М. : РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2012. -91с.
2. Медиаобразование в школе: сб. программ преподавания дисциплин [Текст] / Под. ред. Е. Л. Вартановой, О. В. Смирновой - М. : МедиаМир, 2010. - 320 с.
3. Парижская декларация о медийной и информационной грамотности в эпоху цифровых технологий [Электронный ресурс]. - URL: http://abstract.science-review.ru/pdf/2016/5/738.pdf.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/70188902 (датаобращения 10.09.2016).
5. Фатеева, И. А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации [Текст] / И. А. Фатеева. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2007. - 270 с.
6. Цымбаленко, С. Б. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования [Текст] /С.Б. Цымбаленко. - М. : НИИ школьных технологий, 2010.-253 с.
7. Цымбаленко, С. Б. Цивилизационный подход к формированию информационно-образовательного пространства и медиакультуры учащихся [Текст] / С. Б. Цымбаленко II Научно-методические основы модели саморазвивающегося информационно-образовательного пространства. -Москва, 2014. - С. 3-11.
8. Шариков, А. В. В поисках общего методологического базиса теорий медиаобразования и информационной грамотности [Текст] /A.B. Шариков II Медиа- и информационная грамотность в обществах знания / Сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова. - М. : МЦБС, 2013. - С. 122-129.
9. Ястребцева, Е. Н. Медиаобразование учащихся как «граждан цифрового мира» [Текст] / Е. Н. Ястребцева II Научно-методические основы модели саморазвивающегося информационно-образовательного пространства. - Москва, 2014. - С. 38-52.
FEATURES OF SUBMISSION OF INFORMATION BY TEENS: SCHOOL NEWSPAPERS VS SOCIAL NETWORKS
Lebedeva S. V, Humanities University, Yekaterinburg, lebedev_a62@mail.ru
The article says that the school publications in recent years have become a factor of educational space of more than half of Russian schools. Despite the fact that today, unlike the previous decades, students have a place to share their important information - the absolute majority of Russian teenagers are registered in social networks, the number of school newspapers and magazines is still growing, although not as rapidly as before. They play an important role in the propagation of media literacy. Journalism practice helps teens to learn how to submit an information in an interesting way in social networks, to become apopular blogger, to actually socialize through media activities of both types.
Keywords: school newspaper, social networks, teens, media literacy, media education, media arts, inter-generational dialogue.
References
1. Zhilavskaya, I. V. (2012) Mediapovedenie lichnosti: material к coursu, ucheb. posobie [=Mediapovedenie personality: materials for the course, Proc. Benefit], Moscow, RIC MGGU name M. A. Sholokhov, 91 p. (In Russ.).
2. Mediaobrazovanie v shkole: sb. program prepodavaniya distsiplin (2010) [=Media Education at school: Sat. teaching programs of disciplines], ed. by E. L. Vartanova and О. V. Smirnova, Moscow, Mediamir, 320 p. (In Russ.).
3. Parizhckaya declaratsiya о medinoy i informatsionnoy gramotnosti v apohu tsifrovih tehnologiy [=The Paris Declaration on media and information literacy in the digital age], available at: http://abstract. science-review.ru/pdf/2016/5/738.pdf, accessed 10.09.2016. (InRuss.).
4. Prikas Ministerstva obrazovaniya i nauki RF (2012) [=The Ministry of Education and Science of the Russian Federation ofMay 17,2012 № 413 «On approval of the federal state educational standards of secondary (full) general education»], available at: http://base.garant.ru/70188902, accessed 10.09.2016. (In Russ.).
5. Fateeva, I. A. (2007)Mediaobrazovanie: teoreticheskie osnovyi opytrealizatsii [=Mediaeducation: theoretical basis and experience in implementing], Chelyabinsk, 270 p. (In Russ.).
6. Tsymbalenko, S. B. (2010)Podrostokdinformatsionnom mire:praktikasotsialnogoproektirovaniya [=Teenager in the information world: the practice of social planning], Moscow, 253 p. (In Russ.).
7. Tsymbalenko, S. B. (2014) Tsivilizatsionnyi podhod к formirovaniyu informatsionno-obrazovatelnogo prostranstva i mediakultury uchaschihsya [=Civilization approach to the development of information and educational space and media culture of students], in: Nauchno-metodicheskie osnovy modeli samorazvivayuschegosya informatsionno-obrazovatelnogoprostranstva [=Scientific and methodical bases of model self-developing information and educational space], Moscow, pp. 3-11. (In Russ.).
8. Sharikov, A. V. (2013) V poiskah obschego metodologicheskogo baszisa teorij mediaobrazovanija i informatsionnoj gramotnocti [=In search of a common methodological basis of media and information literacy theories], in: Media I informatsionnaya gramotnoct'v obschestvah znaniya [=Media information literacy in the knowledge societies], ed. by E. I. Kuzmin, A. V. Parshakova, Moscow, pp. 122-129. (In Russ.).
9. Yastrebtseva, E. N. (2014) Mediaobrazovanie uchaschihsya как "grazhdan tsifrovogo mira [=Media education students as «citizens of the digital world»], in: Nauchno-metodicheskie osnovy modeli samorazvivayuschegosya informatsionno-obrazovatelnogo prostranstva [=Scientific and methodical bases of model self-developing information and educational space], Moscow, pp. 38-52. (In Russ.).
Лебедева Светлана Викторовна - кандидат филологических наук, преподаватель факультета телерадиожурналистики, Гуманитарный университет, Екатеринбург.
Iebedev_a62@mail.ru