Научная статья на тему 'Педагогические условия организации медиаобразования в военном вузе'

Педагогические условия организации медиаобразования в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ВОЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТЕХНОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / MEDIA EDUCATION / MILITARY EDUCATIONAL ORGANIZATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / TECHNOLOGY / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришкин Дмитрий Константинович

В настоящей статье дана характеристика педагогических условий организации медиаобразования в военном вузе. Описывается опыт реализации различных форм медиаобразовательной деятельности в учебной и внеучебной деятельности курсантов. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий на базе Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны; раскрыты основные направления, цели, содержание формы и методы использования медиаобразовательных технологий в различных видах социально-ориентированной деятельности курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ORGANIZATION OF MEDIA EDUCATION AT THE MILITARY COLLEGE

In this article the characteristic of pedagogical conditions of the organization of media education at the military College. Describes the experience of implementing different forms of media education activities in the academic and extracurricular activities of the cadets. Presents the results of experimental work on realization of pedagogical conditions on the basis of the Yaroslavl higher military school of air defence, basic directions, objectives, content, methods and forms of use of media education technologies in various types of socially-oriented activity of students, as well as the content of the training of teachers for implementation mediaobrazovaniya.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия организации медиаобразования в военном вузе»

УДК. 37.378.1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Д.К. Гришкин

Аннотация. В настоящей статье дана характеристика педагогических условий организации медиаобразования в военном вузе. Описывается опыт реализации различных форм медиаобразовательной деятельности в учебной и внеучебной деятельности курсантов. Представлены результаты опытно -экспериментальной работы по реализации педагогических условий на базе Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны; раскрыты основные направления, цели, содержание формы и методы использования медиаобразовательных технологий в различных видах социально-ориентированной деятельности курсантов.

Ключевые слова: медиаобразование, военная образовательная организация, образовательная среда, технология, педагогические условия.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ORGANIZATION

OF MEDIA EDUCATION AT THE MILITARY COLLEGE

D. Grishkin

Abstract. In this article the characteristic of pedagogical conditions of the organization of media education at the military College. Describes the experience of implementing different forms of media education activities in the academic and extracurricular activities of the cadets. Presents the results of experimental work on realization of pedagogical conditions on the basis of the Yaroslavl higher military school of air defence, basic directions, objectives, content, methods and forms of use of media education technologies in various types of socially-oriented activity of students, as well as the content of the training of teachers for implementation mediaobrazovaniya.

Keywords: media education, military educational organization, educational environment, technology, pedagogical conditions.

Современные тенденции обеспечения эффективного функционирования системы образования свидетельствуют о приоритетности исследуемого вопроса. В нормативных документах различного уровня зафиксировано требование формирования у обучающихся комплекса ключевых компетенций, среди которых указаны компетенции, связанные с овладением новыми информационно-коммуникативным технологиями, средствами, в том числе с помощью и на основе средств массовой информации; понимание их применения; способность критического отношения к медиа информации; формирование ценностного отношения к информационному пространству и др.

Активное использование возможностей медиаобразования позволяет личности: овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает знание того, как анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты, определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст; интерпретировать медиатексты и ценности,

распространяемые медиа; отбирать

соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных

медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; получить возможность свободного доступа к медиа как для восприятия, так и для продукции (Е.Л. Вартанова, Л.С. Зазнобина, Я.Н. Засурский, А.Г. Селевко, Т.А. Стефановская, Ю.Н. Усов, И.А. Фатеева, А.В. Федоров, А.В. Шариков и др.) [1;2;3;4;5;6].

Анализ работ по проблеме исследования дает основание сделать вывод о том, что медиаобразование в военном вузе, базирующееся на основе использования средств массовой коммуникации, представляет собой систему образовательных и социальных практик, ориентированных на формирование у курсантов медиакомпетентности как интегративного качества личности и ресурса для эффективного осуществления информационно-

образовательных, социальных технологий и профессиональной деятельности.

На основании проведенного теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы нами выявлены условия, при которых организация медиаобразования в военном вузе

будет эффективной: насыщение

медиасодержанием образовательного пространства военного вуза; синхронизация элементов содержания медиаобразования на основе обеспечения преемственности и

междисциплинарности; обеспечение подготовки субъектов образовательного пространства военного вуза к использованию актуальных медиаобразовательных технологий. Реализация условий, позволяющих осуществить

эффективную организацию медиаобразования в военном вузе, и проверка основных теоретических положений гипотезы были осуществлены в ходе опытно-экспериментальной работы. В качестве базы исследования, нами был выбран факультет автоматизированных систем управления Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны.

Насыщение медиасодержанием

образовательного пространства военного вуза предполагает активное внедрение в практику проведения учебных, практических и иных видов деятельности основных средств медиа, а также информационно-коммуникативных технологий организации образовательного процесса. Поэтапно процесс насыщения медиасодержанием образовательного пространства военного вуза можно представить следующим образом: первый этап (аналитико-диагностический) включает: анализ имеющихся потенциалов информационно-образовательной среды факультета; анализ учебных планов, программ дисциплин, практик, стажировок на предмет внедрения базовых медиаобразовательных технологий; работа с личным составом с целью изучения готовности к использованию медиаобразовательных

технологий, разработка системы контроля качества организуемой работы и другое; второй этап (подготовительный). В ходе работы на данном этапе создано концептуальное обоснование модели работы; разработан диагностический инструментарий; разработана программа мероприятий, план развития информационно-образовательного пространства факультета; произведен отбор средств методического и технического сопровождения внедрения медиаобразовательных технологий в конкретные формы учебной и профессиональной деятельности всех субъектов образовательного пространства вуза; третий этап (технологический) посвящен реализации диагностических процедур; внедрению в практику работы комплекса мероприятий; включению участников образовательного процесса в создание собственных медиа-продуктов, либо

использованию готовых при подготовке и трансляции учебных знаний, умений, навыков и

профессионального опыта; поддержанию продуктивного взаимодействия субъектов образовательной деятельности средствами информационных, социальных технологий и т.д.; четвертый этап (практический) позволяет решать следующие задачи: поддержание и совершенствование информационно-

образовательного пространства; совершенствование материально-технической базы факультета; разработка новых средств контроля качества деятельности субъектов образовательного процесса, а также мониторинг эффективности решения актуальных для конкретного момента времени педагогических задач; оценка используемых медиаобразовательных технологий на предмет соответствия конкретным видам и формам образовательной деятельности курсантов и педагогов.

Содержательно процесс насыщения медиасодержанием образовательного пространства военного вуза включает следующее. Прежде всего, на наш взгляд, содержание медиаобразования направлено не только на повышение общей информационной грамотности и компетентности курсантов, но и на развитие их личностных качеств. Важное значение при этом получает насыщение образовательного пространства вуза личностным знанием, когда информация обретает для курсанта индивидуальную ценность в смысле причастности к жизненному опыту обучаемого. Именно поэтому при изучении дисциплин необходимо задействовать потенциал

самостоятельной работы с медиаисточниками, их осмысление и подготовку курсанта к трансляции полученного опыта работы с медиа.

При восприятии учебной информации обучаемый должен подходить к ее выбору и осмыслению с позиций новизны и значимости в его будущей профессиональной деятельности. Медиасодержание должно обогащать представления курсанта о том или ином явлении, процессе, создавать предпосылки осознания необходимости саморазвития в

профессиональной сфере. Для этого мы использовали комплекс заданий, позволяющий курсантам производить сравнительный анализ изучаемых процессов, которые с одной стороны транслировались на лекциях (в классической форме проведения); а на практических занятиях курсантам предлагалось изучить данный процесс с точки зрения конкретных примеров, ситуаций, поиск которых осуществлялся на основе работы с средствами массовой коммуникации, сети Интернет, с художественными и документальными материалами. Так, например, при изучении темы «Специфика культуры

общения военнослужащих» (блок дисциплин «Общевоинские уставы»), курсантам на лекции были предложены основные теоретические положения; рассмотрен Устав, его историческое и социокультурное назначение; на практических занятиях курсантам необходимо было подобрать комплекс видеоматериалов, Интернет-публикаций и новостных сюжетов, которые раскрывали бы основное положение Устава; основные компоненты культуры

военнослужащего; специфику взаимодействия и общения в конкретной профессиональной среде.

Формирование у курсантов опыта медиаобразовательной деятельности

организовывалось нами через вариативность практических заданий, профессионально-информационную насыщенность теоретического материала и через стимулирование поиска обучаемыми собственных информационных ориентиров. Среди технологий, способствующих развитию медиакомпетентности, следует также отметить ситуационный анализ или кейс-метод. Кроме того, эффективным становится и использование «web-портфолио», так как разработка портфолио такого формата способствует формированию

медиакомпетентности. Во время своеобразного медиатворчества, а именно разработки и пополнения контента портфолио у курсантов формируются: основные алгоритмы поиска информации в зависимости от вида запроса и т.д.; умения отбора, переработки информации, критического анализа, оценивания и передачи медиатекста в различных видах и формах; умения самостоятельно разрабатывать медиапродукт, организовать медиаобразовательное пространство, организовать личное web-пространство; понимание и уважение силы влияния медиатекстов и их полезности в учебной деятельности; осознание необходимости медиаобразования и интеграции его с другими учебными дисциплинами в образовательном процессе. Один из методов работы с медийными источниками - веб-квест (от англ. Quest - поиск, приключение).

Апробация данной технологии проводилась нами при изучении курсантами группы № 5 блока дисциплин по общественно государственной подготовке. Технической оболочкой для реализации Веб-квеста выступила дистанционная система Moodle. Курсантам было предложено разделиться на микрогруппы по 5 - 7 человек. Первая неделя - регистрация (виртуальная визитная карточка) и переход к изучению первой темы. Задания для команды: провести исторический анализ ключевых этапов становления вооруженных сил на основе

использования сайтов библиотек, а также электронных образовательных журналов. Итогом такой работы становится подготовка курсантами перечня информационных порталов по заданной тематике; вторая неделя игры - виртуальная экскурсия по предложенным Интернет источникам). В процессе этой виртуальной экскурсии команды-участники знакомились с терминологией («военная политика», «система вооруженных сил» и пр.), с основными задачами и проблемами военной политики, с основными этапами развития вооруженных сил в России и т.д.; третья неделя игры предполагала выступление каждой из команд в различных ролях: историки, теоретики, практики, блогеры и др. Для этого необходимо было «обозначить ведущие идеи, тезисы, доказательства, примеры. Результаты этой творческой работы предлагалось представить в форме презентации в Power Point; четвертая неделя игры - творческий отчет в форме фронтальной беседы (что дала мне работа, какие знания получил, каким образом они подтверждались или опровергались, насколько соответствует полученное знание

действительности, личностным позициям и другое. Используя проектные задания, мы можем расширить представления курсантов о не только профессиональной деятельности, но и ресурсе медиа, раскрыть их обучающий потенциал как средство для дальнейшего непрерывного самообразования.

Эффективным средством формирования медиакомпетентности курсантов, на наш взгляд, является интеграция элементов медиаобразования в систему разнообразных форм социальной и образовательной практики. Этому будет способствовать: поддержка инициатив создания информационных продуктов курсантов при организации научно-исследовательской работы; разработка специализированных курсов, направленных на формирование культуры медиапотребления (в рамках деятельности различных объединений); использование ориентирующих, инструктивных и проблемных форм организации внеучебной деятельности и другие. В процессе такой работы курсанты получают не «готовые к употреблению» знания, упрощенные и клишированные понятия; они сами вовлечены в поисковую деятельность. Естественно, что любая образовательная технология, основанная на использовании медиа, не должна быть изолирована от учебного процесса в целом; она нуждается в непосредственной связи с предыдущей и последующей познавательной деятельностью курсантов.

Именно поэтому следует обеспечить синхронизацию элементов содержания медиаобразования на основе обеспечения преемственности и междисциплинарности. Выше нами указывалось, что эффективным средством формирования медиакомпетентности курсантов является интеграция элементов медиаобразования в образовательный процесс. Элементы медиаобразования: медийные презентации, учебные фильмы, работа с разными видами СМИ широко используются в повседневной жизни как педагога, так и обучающихся.

Смысл синхронизации элементов медиаобразования заключается в том, что следует находить как можно больше точек соприкосновения учебной информации и «внешних» информационных потоков, с которыми сталкивается курсант, т.е. включать в образовательный процесс внепредметную информацию. Примером может послужить наличие задач, носящих прикладной характер с базовыми и специальными дисциплинами. Источниками информации могут быть средства массовой информации на печатной основе (книги, газеты, журналы) или электронные средства передачи информации (видео, компьютерные сети, Интернет и т.д.). В основе почти всех медиаобразовательных умений лежит умение выделять главное в информационном сообщении. Ряд изучаемых курсантами дисциплин на факультете автоматизированных систем управления направлен на формирование этого умения, что ставит перед преподавателем сложные методические задачи. Необходимо, чтобы курсант был способен находить, отбирать нужную ему информацию; умел выделять главные задачи в тексте, кратко и четко записывать условие и решение, используя специальные обозначения.

Такого рода междисциплинарный подход к обсуждению тем учебного курса, например, «Сплочение воинского коллектива. Пути и способы предупреждения и разрешения конфликтов в воинском коллективе» (блок дисциплин «Общественно-государственная

подготовка») предполагал возможность подготовки докладов по различным аспектам: философия и история вопроса, психология, социология, культурология, политология и другое. Такое деление не ограничивало авторов докладов рамками какого-либо одного направления, но изначально настраивало их на широту взгляда на использование вычислительных систем в повседневной практике профессиональной деятельности, что, безусловно, имеет междисциплинарную «природу». В конечном счете именно такой подход и был

реализован большинством курсантов, подготовивших свои доклады на стыке сразу нескольких научных дисциплин или социокультурных практик.

Преемственность на этапах становления личностно-профессионального опыта курсантов организуется как посредствам учебной деятельности, так и с включением их в комплекс мероприятий внеучебной (социально-ориентированной) деятельности с

использованием потенциалов медиаобразования. Следует подчеркнуть, что если в учебной деятельности информационные потоки регулируются и адсорбируются, деятельность курсантов, в основном, организуется на специально отобранном материале,

регламентированном учебной программой, содержанием учебников и учебных пособий, специально подобранными наглядными средствами обучения, то во внеучебной деятельности количество и интенсивность информационных потоков регулировать значительно сложнее. В то время как именно во внеучебной деятельности в соответствии с определённой мотивацией, курсантам приходится применять в реальных жизненных ситуациях ранее приобретённые общеучебные умения по работе с информацией, например, выбирая для просмотра определённые медиа материалы.

Разнообразные формы внеучебной (социально-ориентированной) деятельности с использованием средств медиаобразования могут быть организованы по окончании учебных занятий. Особенностью использования форм и методов медиаобразования во внеучебной (социально-ориентированной) деятельности можно считать тот факт, что мероприятия организованы как на базе самого училища, так и различных социокультурных учреждениях.

В контексте медиаобразования во внеучебной деятельности начальникам курсов, курсовым офицерам важно учитывать, что помимо классических методов работы с аудиовизуальной, печатной информацией при осуществлении медиаобразования во внеучебной деятельности (подготовка презентаций, издание газеты, подготовка информационных листовок, бюллетеней и др.) можно использовать и такие как: создание и информационное сопровождение web-страницы учреждения (учебной группы, факультета); разработка и поддержка функционирования информационного портала на сайте училища; создание видео- и аудиороликов и др. Следует выделить в качестве актуальной технологии - внедрение электронного портфолио (е-портфолио), которое реализуется с помощью средств информационных технологий и

позволяет курсанту отбирать и структурировать информацию, представленную в различных форматах (аудио, видео, анимация, текст, диаграммы и графики и т.д.).

На наш взгляд, формирование медиакомпетентности курсантов целесообразно организовывать не только на учебных занятиях, но и во внеучебное время. Курсанты самостоятельно выполняют творческие задания с обязательным привлечением медиаисточников, принимают непосредственное участие в производстве учебных фильмов - как для специализированных дисциплин, так и для дисциплин социально-гуманитарного профиля. В ходе реализации этого условия организовывалась самостоятельная работа участников в логике усложнения заданий, перехода от индивидуальных к групповым, среди которых следующие: в течение недели велся дневник информационных новостей из разных каналов массовой коммуникации; составлялся собственный рейтинг новостей; проводился сравнительный анализ собственных

предпочтений и предпочтений взрослых членов семьи; формулировались темы, которые могли бы быть обсуждены в процессе групповой дискуссии с сокурсниками; велась подготовка к встрече с экспертом (в группах); проводился анализ источников массовой коммуникации в процессе подготовки к учебным занятия и др.

В качестве важнейшего условия, выдвинутого нами, является обеспечение подготовки субъектов образовательного пространства военного вуза к использованию актуальных медиаобразовательных технологий. В рамках нашей опытно-экспериментальной работы мы выделили несколько стратегически важных направлений работы: во-первых, начальная подготовка педагогов (знакомство с логикой и закономерностями процесса медиаобразования, формами, средствами его организации; получение специальных знаний о способах организации и взаимодействия с коллективом курсантов); во-вторых, содействие в подборе эффективных педагогических методов, учебных материалов и инструментария; в-третьих, определение совместно с педагогами содержания деятельности курсантов на учебных занятиях и во внеучебное время, способов ее организации с использованием медиаобразовательных технологий. В работе с педагогами нами решались следующие задачи: овладение знаниями по теории медиаобразования, его функциями; овладение специальными знаниями, умениями и навыками для решения конкретных учебно-воспитательных задач, для

того, чтобы эффективно применять на практике средства массовой коммуникации; овладение знаниями о содержании, формах, методах использования средств массовой коммуникации в организации социальной деятельности курсантов; выработка навыков программирования различных форм обучения и другие.

Мы выделяем следующие формы подготовки педагогов к осуществлению данного процесса; лекции «Современная структура

медиаобразования», «Особенности

использования методов и форм

медиаобразования» и др.), научно-практические семинары («Использование потенциалов медиаобразования в учебной деятельности курсантов», «Информационно-коммуникативные технологии в учебно-воспитательном процессе»), проигрывание ситуаций взаимодействия, просмотр видеоматериалов и др. К частным формам относятся организация проблемно-ориентированных семинаров, научно-методических сборов (инструктивно-методический сбор для курсантов 1 года обучения); разработка ключевых дел учебно-воспитательной, научно-исследовательской, культурно-досуговой работы; подготовка индивидуальных программ работы с курсантами.

На наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм подготовки педагогов является создание медиапакетов, которые представляют собой современный учебно-методический комплекс, разрабатываемый преподавателем с последующим привлечением курсантов к этому виду деятельности. Медиапакет включает в себя следующие разделы: дидактического обеспечения; проектировочного обеспечения (организующее и управляющее сопровождение образовательной деятельности преподавателя в соответствии с дидактическим и процессуальным блоками при создании медиапакетов и разработке приемов и способов их практического применения); методические разработки занятий, мероприятий, а также рекомендации по их организации; комплекс видеоматериалов, перечень информационных изданий, к которым будет обращено внимание курсантов; комплект опорных схем и таблиц, а также тематика заданий для размышления (эссе, сочинение, дневник).

Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила установить педагогические условия, которые необходимы и достаточны для эффективной реализации процесса

медиаобразования в военном вузе.

1. Вартанова Е.Л. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели / Е.Л. Вартанова, Я.Н. Засурский // Информационное общество. - 2003. - № 3. - С. 5-10.

2. Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего общего образования / Л.С. Зазнобина // Медиаобразование; под ред. Л.С. Зазнобиной. - М, 1996.

3. Крутова Г.М. Развитие познавательной активности и самостоятельности у курсантов военных вузов средствами икт в обучении иностранному языку / Г.М. Крутова // Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск

МВД России: Сборник научных статей VII Международной научно-практической конференции: в 2 частях; под общ. ред. С.А. Куценко. - 2016. - С. 230235.

4. Селевко А.Г. Социально-педагогические условия оптимизации влияния средств массовой коммуникации на социализацию сельских школьников: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Селевко Андрей Германович. - М., 2002.

5. Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации: монография / И.А. Фатеева. - Челябинск, 2007.

6. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика / А.В. Федоров. - Ростов, 2002.

Сведения об авторе:

Гришкин Дмитрий Константинович (г. Ярославль, Россия), заместитель начальника факультета-начальник учебной части, подполковник Ярославского высшего военного училища ПВО, e-mail: d.k.grishkin@mail.ru

Data about the author:

D. Grishkin (Yaroslavl, Russia), Deputy head of Department-head of the educational Department, Lieutenant Colonel Yaroslavl higher military school of air defense, e-mail: d.k.grishkin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.