Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE TEACHING METHODS / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / LEARNING / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / TEACHING METHODS / КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудаев Геназ Саид-Хусейнович

В статье приводится обоснование значимости формирования управленческой компетентности студентов вуза. Доказывается, что именно интерактивно методы обучения способствует повышению уровня сформированности управленческой компетентности бакалавра. Рассматриваются пассивные, активные и интерактивные формы проведения занятий в вузе. Обозначены основные задачи, решаемые в ходе проведения интерактивного занятия: формирование заинтересованности обучающихся к изучаемой проблеме; понимание получаемой и нахождение необходимой информации; развитие умения самостоятельно решать поставленные задачи, а также работать в команде; формирование личной точки зрения и умения грамотно ее защищать; развитие личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дудаев Геназ Саид-Хусейнович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TEACHING TECHNIQUES IN THE HIGH SCHOOL AS A WAY OF FORMING THE MANAGEMENT COMPETENCE OF BACHELORS

The article substantiates the importance of forming the administrative competence of university students. It is proved that it is interactive methods of teaching that help to increase the level of formation of managerial competence of the bachelor. Passive, active and interactive forms of conducting classes in the university are considered. The main tasks to be solved during the interactive session are identified: the formation of the students' interest in the problem being studied; understanding of the information obtained and finding the necessary information; the development of the ability to independently solve the tasks, as well as work in a team; the formation of a personal point of view and the ability to competently defend it; development of personal qualities.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ»

8. Zinchenko V.P. Razmyshleniya o dushe i ee vospitanii // Voprosy filosofii. 2002. № 2. S.128.

9. Il'icheva I.M. Psihologiya duhovnosti. Uchebnoe posobie. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MODEHK», 2003. 144 s.

10. Egorova YU.R. Duhovnost' kak social'no-filosofskaya problema: dis. ... kand. filos. nauk. Ufa, 2001.154 s.

11. Kagan M.S. O duhovnom: opyt kategorial'nogo analiza // Sistemnyj podhod i gumanitarnye znaniya. L.,1991. S. 208-239.

12. Koval' N.A. Teoreticheskie osnovy izucheniya duhovnosti lichnosti. Tambov: Izd-vo TGU, 1997. 64 s.

13. Leont'ev D.A. Duhovnost', samoregulyaciya i cennosti // Gumanitarnye problemy sovremennoj psihologii // Izvestiya Taganrogskogo gosudarstvennogo radiotekhnicheskogo universiteta. 2005. № 7. S.18.

14. Lefevr V.A. Ot psihofiziki k modelirovaniyu dush // Voprosy filosofii. 1990. № 7. S. 30.

15. Livshic R.L. Duhovnost' i bezduhovnost' lichnosti. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. gos. un-ta, 1997. 152 s.

16. Lykova V.S. Sushchnost' ponyatiya «duhovnost' cheloveka» // Teoriya i praktika sovremennogo obrazovaniya: aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya. Sbornik Materialov Vserossijskoj nauch.-prakt.konf. Roslavl', 2014. S. 126.

17. Mamardashvili M.K. Kak ya ponimayu filosofiyu. M.: Progress. Kul'tura, 1992. 414 s.

18. Men'chikov G.P. Duhovnaya real'nost' cheloveka (analiz filosofsko-ontologicheskih osnov). Kazan': «Grandin», 1999. 408 s.

19. Mihalec I.V. Psihologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya duhovno-nravstvennyh otnoshenij budushchih uchitelej: avtoref. dis. . kand. psihol. nauk. Tambov, 2004. 24 s.

20. Moskovchenko A.D. Russkij kosmizm. Global'nye problemy HKHI veka // Vestnik Rossijskogo filosofskogo obshchestva. 2009. №4(52). S. 133-139.

21. Ovodova S.N. Voploshchenie antropologicheskogo proekta russkogo kosmizma v SSSR // Sovetskij sociokul'turnyj proekt: istoricheskij shans ili global'naya antiutopiya: mater. Mezhdunar. nauch. konf. (X Kolosnicynskie chteniya), 24 aprelya 2015 goda. Ekaterinburg: Gumanitarnyj universitet, 2015. S.81.

22. Osipov A. I. Iskazheniya hristianstva // Azbuka very: [sajt]. - URL: (http://azbyka.ru/iskazheniya-xristianstva.shtml

23. Petrova A.A. Psihologo-pedagogicheskaya sushchnost' ponyatij «vospitanie», «nravstvennost'», «moral'», «duhovnost'», «lichnost'», «nravstvennoe vospitanie», «duhovno-nravstvennoe vospitanie»// Nauchnyj zhurnal.: Izd-vo: Olimp, 2015. №1(1).S.41-4

24. Sabekiya R. B. Kategoriya «duhovnost'» v sovremennom gumanitarnom znanii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 4. S.392.

25. Sagatovskij V.N. Tak chto zhe takoe duhovnost' // SHkola duhovnosti. 1999. №.3. S. 45-47.

26. Serzhantov V.P. CHelovek kak predmet filosofskogo i estestvenno-nauchnogo analiza. L.: LGU, 1980. 243 s.

27. Sindikova G.M. Aktualizaciya aksiologicheskogo potenciala muzyki v professional'nom stanovlenii studentov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 6. S.723.

28. Sobchik L.N. Problema duhovnosti v psihologii // Global'nye problemy CHelovechestva. Mezhdisciplinarnyj nauchno-prakticheskij sbornik. M: Izd-vo MGU, 2006. 264 s.

29. Sovremennyj filosofskij slovar' / [Azarenko S.A. i dr.]; pod obshch. red. V.E. Kemerova, T.H. Kerimova. 4-e izd., ispr. i dop. M.: Akademicheskij proekt; Ekaterinburg : Delovaya kniga, 2015. 822 s.

30. Uledov A.N. Duhovnoe obnovlenie obshchestva. M.: Mysl', 1990. 336 s.

31. Filosofskaya ehnciklopediya. V 5-ti t. M.: Sov. EHnciklop., 1960-1970. T.2. S.185.

32. Habibullina Z.N. Russkij kosmizm v sovremennom mirovozzrencheskom prelomlenii // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2014. № 12-3 (50) S.170-181.

33. Holostova T.V. Problema duhovnosti cheloveka // Metodicheskie problemy izucheniya cheloveka v marksistskoj filosofii. L.: LGU, 1979. S.87.

АБДУЛЛИНА ЛИЛИЯ БАКИРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета (abdullina_lb321@mail.ru).

ГОЛОВНЕВА ЕЛЕНА ВЕНИАМИНОВНА - доктор педагогических наук, профессор Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета.

СИНДИКОВА ГУЛЬНАРА МАРАТОВНА - кандидат педагогических наук, доцент Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета (golovneva_ev@mail.ru).

ABDULLINA, LILIYA B. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Sterlitamak Branch of Bashkir State University). GOLOVNEVA, ELENA V. - Doctor of Pedagogy, Professor, Sterlitamak Branch of Bashkir State University SINDIKOVA, GULNARA M. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Gsindikova@yandex.ru).

УДК 378:371.335

ДУДАЕВ Г.С-Х.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, обучающиеся, компетентностный подход, образование, методы обучения, коммуникации.

В статье приводится обоснование значимости формирования управленческой компетентности студентов вуза. Доказывается, что именно интерактивно методы обучения способствует повышению уровня сформированности управленческой компетентности бакалавра. Рассматриваются пассивные, активные и интерактивные формы проведения занятий в вузе. Обозначены основные задачи, решаемые в ходе проведения интерактивного занятия: формирование заинтересованности обучающихся к изучаемой проблеме; понимание получаемой и

нахождение необходимой информации; развитие умения самостоятельно решать поставленные задачи, а также работать в команде; формирование личной точки зрения и умения грамотно ее защищать; развитие личностных качеств.

DUDAEV, G.S-KH.

INTERACTIVE TEACHING TECHNIQUES IN THE HIGH SCHOOL AS A WAY OF FORMING THE

MANAGEMENT COMPETENCE OF BACHELORS

Keywords: interactive teaching methods, learning, competence approach, education, teaching methods, communication.

The article substantiates the importance of forming the administrative competence of university students. It is proved that it is interactive methods of teaching that help to increase the level of formation of managerial competence of the bachelor. Passive, active and interactive forms of conducting classes in the university are considered. The main tasks to be solved during the interactive session are identified: the formation of the students' interest in the problem being studied; understanding of the information obtained and finding the necessary information; the development of the ability to independently solve the tasks, as well as work in a team; the formation of a personal point of view and the ability to competently defend it; development of personal qualities.

Современные социально-экономические условия развития общества выдвигают повышенные требования к будущим специалистам в области менеджмента. Формирования личности с высоким уровнем управленческой компетентности, способной адаптироваться к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям становится одной из приоритетных задач высшего образования. Для обеспечения эффективности процесса формирования управленческих компетенций необходимо соблюдение следующих организационно-педагогических условий. Применение коммуникативно-деятельностного подхода, базирующегося на интерактивных методах, предполагающих деловые и ролевые игры, решение ситуационных задач, дискуссии, дебаты и другие формы, которые позволят будущему специалисту проявить свою управленческую компетентность в процессе обучения

Применяя коммуникативно-деятельностный подход в обучении необходимо обращать внимание на те методы, которые способствуют вовлечению обучающихся в изучаемую ситуацию, побуждают к активным действиям, инициативе, предоставляют свободу в выборе методов решения учебных задач, провоцируют общение между всеми членами учебной группы и преподавателем. Всем этим требованиям в наибольшей мере удовлетворяют интерактивные методы обучения.

Учебный процесс, основанный на использовании интерактивных методов обучения, позволяет каждому обучающемуся вносить свой индивидуальный вклад в деятельность группы, способствует обмену опытом, знаниями, мнениями внутри учебной группы. Такие методы основаны на взаимодействии обучающихся, их активности, обязательной обратной связи, взаимной оценке и контроле. На первый план здесь выступают обучающиеся, преподаватель выполняет роль координатора, помощника. Поэтому интерактивные методы эффективны в обучении достаточно взрослых обучающихся. Чтобы лучше понять особенность интерактивных методов обучения, рассмотрим все три основные формы взаимодействия преподавателя и студентов, сложившиеся в образовании:

1. Пассивные методы;

2. Активные методы;

3. Интерактивные методы.

Пассивные методы - такая форма взаимодействия обучающихся и преподавателя, в которой обучающийся выступает объектом процесса обучения (рис. 1). Главным лицом при таком подходе выступает преподаватель, который руководит ходом урока, обучающимся достается роль пассивных слушателей. Пассивный метод не учитывает индивидуальности личности, слабо мотивирует участников процесса, но имеет и свои плюсы. Среди преимуществ этого метода следующие: облегчается процесс подготовки к занятиям для преподавателя; преподаватель имеет возможность за достаточно короткий промежуток времени передать обучающимся достаточно большой объем информации.

Самая распространенная форма организации пассивного урока - лекция.

к ^

Рисунок 1. Пассивный метод обучения

Процесс взаимодействия участников процесса обучения при пассивном методе наглядно изображен на рисунке 1.

Активные методы обучения предполагают такую форму взаимодействия преподавателя и обучающихся, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе урока, но обучающиеся приобретают роль субъекта процесса обучения, они активные участники урока (рис. 2). В отличие от пассивных методов занятия приобретают демократический стиль общения между преподавателем и обучающимися.

Часто между активными и интерактивными методами обучения ставят знак равенства, но это неоправданно. Интерактивные методы условно можно назвать более совершенной формой активных методов обучения.

Интерактивный означает взаимодействовать, вступать в диалог с кем-либо. Таким образом, интерактивные методы, в отличие от активных, ориентированы на более широкое взаимодействие участников процесса обучения (рис. 3).

Интерактивные методы предполагают общение не только преподавателя с обучающимися, но и взаимодействие обучающихся между собой, повышающее их

Рисунок 2. Активный метод обучения

Рисунок 3. Интерактивный метод обучения

активность. Усложняется процесс подготовки преподавателя к занятиям, он требует более тщательной проработки урока, его целей задач. Роль преподавателя меняется, перестает быть центральной и сводится к общей организации урока, направлению деятельности обучающихся на достижение целей урока, контролю времени и порядка выполнения заданий [1, с. 79].

Интерактивные методы предполагают особую форму познавательной активности, когда создаются такие условия, при которых обучающийся чувствует свою успешность, индивидуальность, интеллектуальную состоятельность. Процесс обучения при таком подходе становится более эффективным и продуктивным

Применение интерактивных методов решает ряд задач в обучении. Среди таких задач:

• Побуждение у обучающихся интереса к содержанию учебной деятельности;

• Повышение уровня эффективности усвоения учебного материала;

• Воспитание и развитие самостоятельности обучающихся в поиске способов решения поставленных учебных задач;

• Развитие творческого подхода к решению задач;

• Развитие способностей работы в команде, установления взаимодействия с членами рабочей группы, уважения их личностей, нахождения компромисса в конфликтных ситуациях;

• Формирование у обучающихся собственных мнений и взглядов;

• Формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций;

• Выход обучающихся на уровень осознанной компетентности.

Для решения учебных и воспитательных задач преподавателем могут быть избраны следующие интерактивные формы организации урока:

• Круглый стол (дискуссия, дебаты);

• Обсуждение и разрешение проблем (метод мозгового штурма, дерево решений, займи позицию);

• Игровые методики (деловые и ролевые игры);

• Case-study (ситуационный анализ);

• Мастер-класс;

• Фокус-группа;

• Метод проектов и др.

При организации интерактивного урока следует помнить, что все участники процесса обучения равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу. На таких занятиях нет места критике личности, критике подвергается только высказанная идея, отношения между участниками доверительные. Преподавателю в ходе такого урока следует создавать условия для включения внешней и внутренней мотивации обучающихся, а также соблюдать ряд принципов организации такого урока [2, с. 13].

Принцип первый. Вовлечение в работу всех участников учебной группы. Здесь следует выбирать такие формы организации интерактивного урока, которые отвечают этому требованию.

Принцип второй. Психологическая подготовка участников урока к вовлечению в новые формы работы. Здесь полезны разминки, поощрение обучающихся за проявление активности в работе.

Принцип третий. Оптимальное количество участников рабочей группы. Оптимальным будем считать количество, не превышающее 25 человек. Только в таком случае будет организована эффективная работа в малых группах.

Принцип четвертый. Создание физического комфорта обучающихся. Помещение для работы должно отвечать требованиям избранного метода и не создавать физического и психологического дискомфорта обучающихся.

Принцип пятый. Четкое соблюдение регламента. Необходимо заранее разработать и

согласовать с участниками свод правил работы на уроке (например, выслушивать каждую точку зрения до конца, не перебивать) и следить за их соблюдением.

Структура интерактивного урока включает в себя следующие этапы:

• Мотивация;

• Объявление прогнозируемых результатов;

• Интерактивное упражнение (в соответствии с выбранной педагогом формой);

• Подведение итогов (рефлексия).

На первых этапах занятия участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь. Преподавателю необходимо показать обучающимся почему данная проблема актуальна и как ее решение пригодится в их профессиональной или общественной деятельности. Преподаватель информирует участников о рамочных условиях, правилах работы группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии.

Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия. Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Следующий этап оценочный, необходимо выявить отношение обучающихся к поставленной проблеме, ее актуальности, к содержанию выбранного метода обучения. Заканчивается урок выводами преподавателя об активности обучающихся, эффективности достижения цели и решения задач урока.

Подводя итог, следует отметить, что благодаря широкому взаимодействию между всеми участниками процесса обучения, интерактивные методы, кроме развития лидерских качеств, создают благоприятные условия для формирования и совершенствования, выявленных нами выше, управленческих компетенций. Только при условии коллективной организации труда возможен процесс формирования таких компетенций, как мотивация, организация, контроль. В то же время, позиция активного субъекта деятельности, при таком подходе, способствует эффективному формированию всей совокупности управленческих компетенций, в частности, таких как целеполагание, планирование.

Литература и источники

1. Аксенова Т.Н., Рябичкина Г.В. Исследование опыта применения активных и интерактивных методов обучения в курсе «Макроэкономика» [Текст] // Вестник Колмыкского университета. 2013. № 1 (17). С. 78-83.

2. Кларин М. В. Интерактивное обучение - Инструмент освоения нового опыта [Текст] // Педагогика. 2010. № 7. С. 12-18.

3. Ярычев Н.У., Дудаев Г.С.-Х. Структура и содержание управленческой компетенции будущего специалиста государственного управления // Фундаментальные исследования. 2014. № 11. С. 424 -428.

4. Ярычев Н.У., Дудаев Г.С.Х. Формирование управленческих компетенций у будущего специалиста государственного управления // Инновационное развитие современной науки Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 9 частях. Отв. ред. А.А. Сукиасян. 2014. С. 157-160.

5. Ярычев Н.У. Поликультурная образовательная среда как элемент формирования толерантности студента // Педагогика высшей школы. 2016. № 1 (4). С. 30-33.

References and Sources

1. Aksenova T.N., Ryabichkina G.V. Issledovanie opyta primeneniya aktivnyh i interaktivnyh metodov obucheniya v kurse «Makroehkonomika» [Tekst] // Vestnik Kolmykskogo universiteta. 2013. № 1 (17). S. 78-83.

2. Klarin M. V. Interaktivnoe obuchenie - Instrument osvoeniya novogo opyta [Tekst] // Pedagogika. 2010. № 7. S. 12-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. YArychev N.U., Dudaev G.S.-H. Struktura i soderzhanie upravlencheskoj kompetencii budushchego specialista gosudarstvennogo upravleniya // Fundamental'nye issledovaniya. 2014. № 11. S. 424 -428.

4. YArychev N.U., Dudaev G.S.H. Formirovanie upravlencheskih kompetencij u budushchego specialista gosudarstvennogo upravleniya // Innovacionnoe razvitie sovremennoj nauki Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 9 chastyah. Otv. red. A.A. Sukiasyan. 2014. S. 157-160.

5. YArychev N.U. Polikul'turnaya obrazovatel'naya sreda kak ehlement formirovaniya tolerantnosti studenta // Pedagogika vysshej shkoly. 2016. № 1 (4). S. 30-33.

ДУДАЕВ ГЕНАЗ САИД-ХУСЕЙНОВИЧ - кандидат педагогических наук, доцент кафедры управление персоналом факультета государственного управления Чеченского государственного университета. DUDAEV, GENAZ S.-H. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of Personnel Management of the Faculty of Public Administration, Chechen State University (ataginec88@mail.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.