Научная статья на тему 'Развитие коммуникативных качеств обучающихся в образовательном процессе средствами интерактивных методов обучения'

Развитие коммуникативных качеств обучающихся в образовательном процессе средствами интерактивных методов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE TEACHING METHODS / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGH SCHOOL / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / TRAINING OF SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярычев Насруди Увайсович, Дудаев Геназ Саид-Хусейнович

Внедрение ФГОС ВО на основе компетентностного подхода актуализировало значимость применения образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения. В статье представлен обзор применения интерактивных методов обучения и образовательных технологий в высшей школе. Рассмотрены вопросы возможности и практическое значение использования данных методов в образовательном процессе системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярычев Насруди Увайсович, Дудаев Геназ Саид-Хусейнович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Students Communicative Qualities in Educational Process through Interactive Teaching Methods

The introduction of Federal state educational standards of Higher education on the basis of competence approach have highlighted the importance of the use of educational techno-logies and interactive methods in the learning process. The article presents a review of the use of interactive teaching methods and educational technologies in higher education. The questions of the possibility and practical value of using these methods in the educational process of the higher education system.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативных качеств обучающихся в образовательном процессе средствами интерактивных методов обучения»

20///.3

дать ему аксиологическую устойчивость, повысить его педагогическую эффективность.

Ключевые слова: воспитание студентов вуза, высшее образование, внеаудиторная работа, воспитание в национальном регионе, Чеченская Республика

SUMMARY

The article presents the results of study aimed at the development, justification and approbation of the scientific-methodical approach to setting objectives, selection of contents and forms of upbringing of students in extracurricular educational activities of the University in a national region. It is shown that reliance on the values and traditions of the people in the upbringing of high school students national region helps to ensure the integrity of the entire educational process, to give it an axiological sustainability, to enhance its pedagogical effectiveness.

Key words: the upbringing of high school students, higher education, extracurricular activities, education in the national region, the Chechen Republic

ЛИТЕРАТУРА

1. Блинов В. И. Методика преподавания в высшей школе уч.-практ. пособие / В. И. Блинов, В. Г. Виненко, И. С. Сергеев. - М.: Изд-во Юрайт, 2015. - 315 с.

2. Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики. Грозный, 2013. [Электронный ресурс]. - URL: http:// mk-chr.ru/images/2015/oficial.dokuments/duxov no-nravstvennoe-vospitanie/Ed.Kon.doc (дата обращения: 06.02.2016).

3. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций. -М.: ИЦ «Академия», 2000. - 240 с.

Н. У. Ярычев, Г. С.-Х. Дудаев

УДК: 378.14 РАЗВИТИЕ

КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Современный период социально-экономического развития России определяет необходимость значительного повышения качества подготовки специалистов. С одной стороны, это связано с научно-техническим прогрессом, последствия которого проявляются практически во всех сферах профессиональной и социальной деятельности людей, в том числе и в сфере образования, с другой стороны - с комплексными исследованиями, обеспечивающими создание, применение и распределение знаний в социально-экономическом пространстве, где инновации становятся системным явлением.

Большое значение имеет и то, что научно-технический прогресс предъявляет не только новые требования к самому человеку, но и к системе высшего образования. Возникшее противоречие между растущим объемом информации и кризисом дидактических методов подготовки специалистов требует перехода к принципиально новым технологиям профессионального обучения. Все более очевидной становится необходимость изменения приоритетов профессиональной подготовки специалистов в направлении развития эвристического и творческого мышления, становления индивида как субъекта саморазвития, овладения им инструментами управления собственной образовательной деятельностью.

Увеличение прикладного компонента подготовки, смещение акцента на самостоятельную работу, определенное ФГОС, позволяет формировать систему обобщенных знаний, умений и навыков, которые могут быть перенесены из одной сферы деятельности в другую и выступить в качестве интегральной основы профессионального развития, где на первый план выдвигаются способности и профессиональные навыки специалистов, умеющих адекватно реагировать на происходящие изменения, самостоятельно принимать решения и реализовывать их на практике в процессе овладения новыми технологиями и профессиями [1, с. 147].

Методически правильное использование в образовательном процессе интерактивных методов обучения позволяет каждому обучающемуся вносить индивидуальный вклад в развитие деятельности группы, насыщать ее новыми мнениями, знаниями и опытом. Интерактивные методы основаны на взаимодействии студентов, характеризуются обязательным присутствием обратной связи. Эффективность интерактивных методов определяется и тем, что преподаватель здесь занимает второстепенную позицию, играет роль помощника студентов. На передний план выдвигается непосредственно обучающийся и его учебная деятельность.

Для подтверждения эффективности и для лучшего понимания особенности интерактивного метода обучения рассмотрим основные формы взаимодействия преподавателя и студентов, которые сложились в образовании. Чаще всего интерактивные методы обучения выделяют наряду с пассивными и активными методами.

Пассивные методы - это такая форма взаимодействия преподавателя и студента, где преподаватель выступает главным лицом и руководит ходом занятия, а студенты являются пассивными слушателями, которые строго выполняют установки преподавателя. Связь, которую преподаватель осуществляет со студентами на пассивных занятиях, - это опросы, самостоятельные, контрольные работы, тесты и т. д. (рис. 1).

Преподаватель

У Ч

Студент

Студент

Рис. 1. Обучение на основе пассивных методов

Активные методы обучения предполагают форму взаимодействия преподавателя и студентов, при которой студенты являются активными слушателями, а не пассивными участникам, как в первой форме занятия. Этот вариант обучения несет с собой более демократичную форму проведения занятий (если считать первую авторитарной формой взаимодействия с преподавателем) (рис. 2).

Преподаватель -►

<—-

Рис. 2. Обучение на основе активных методов

Часто уравнивают содержание активных и интерактивных методов обучения, что, на наш взгляд, не всегда оправданно. Последние методы условно можно назвать совершенной формой активных методов. Интерактивный подразумевает, прежде всего, взаимодействие, диалог. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие и взаимовлияние участников процесса обучения (рис. 3). Они ориентированы на общение не только преподавателя со студентами, но и взаимодействие студентов между собой. Вместе с тем данные методы подразумевают усложнение предварительной подго-

20///.3

товки преподавателя к занятиям, он также требует более кропотливой проработки хода занятия, его целей и задач.

Рис. 3. Обучение на основе интерактивных методов

Такая форма обучения позволяет обучающемуся ощутить свою индивидуальность, успешность и пережить состояние интеллектуальной активности. Именно поэтому для повышения эффективности и продуктивности процесса обучения используется интерактивный метод.

Отметим назначение интерактивного метода обучения: побуждение интереса к процессу обучения у студентов; повышение усвоения содержания учебного материала; самостоятельность студентов: воспитание и развитие в поиске методов средств решения поставленных задач; творческое решение поставленных задач; развитие у студентов умения работать в команде и коммуникабельности со всеми членами рабочей группы; формирование собственных взглядов и установок, общекультурных и профессиональных компетенций; выход студентов на уровень осознанной компетентности.

Для решения учебных и воспитательных задач преподавателем в ходе учебного занятия существуют следующие интерактивные формы: круглый стол (дискуссия, споры, дебаты); обсуждение и разрешение проблем с помощью методов мозгового штурма, дерево решений, займи позицию; игровые методики (деловые и ролевые игры); case-study (ситуационный анализ); мастер-класс и др.

На основе данных принципов приоритет отдается методам активного и интерактив-

ного обучения. Интерактивное обучение основывается на человеческом взаимодействии и взаимоотношениях. В процессе обсуждения каких-то вопросов обучающиеся спорят, приходят к единому мнению или остаются при своем. Все это стимулирует развитие не только коммуникативной сферы личности, но и интеллектуальной, так как в спорах активизируются мыслительные процессы для поиска нужного аргумента. В рамках реализации методики можно применять такие методы интерактивного обучения, как проекты, деловые и ролевые игры, тесты, круглые столы и пр.

Здесь также важна организация самостоятельной деятельности студентов как один из методов обучения, представленный в рисунках. При этом, понимая, что основной целью самостоятельной работы является углубление знаний, умений, которые студенты получают на занятиях, преподаватель должен выступать в роли специалиста, формирующего у них мотивацию к такой деятельности.

Еще раз обозначим, что особенность интерактивного обучения заключается не только в выстраивании конструктивного взаимодействия между преподавателем и студентами, но и между самими студентами. Это крайне важно не только для развития лидерских качеств будущего специалиста государственного управления, но и для совершенствования его коммуникативных умений. Это кардинально необходимо для эффективного функционирования в ситуации информационной открытости с целью выстраивания субъект-субъектного взаимодействия.

Односторонняя форма коммуникации присутствует не только на лекционных занятиях, но и на практических. Отличие только в том, что не преподаватель, а обучающийся транслирует некоторую информацию. Это могут быть ответы на поставленные преподавателем до начала практикума вопросы, рефераты, воспроизведение лекционного материала. Такая форма коммуникации не отвечает принципам компетентностного подхода.

Преподавание, открытое в коммуникативном плане, характеризуют следующие утверждения:

- обучающиеся лучше овладевают определенными умениями, если им позволяют приблизиться к предмету через их собственный опыт;

- обучающиеся лучше учатся, если преподаватель активно поддерживает их способ усвоения знаний;

- обучающиеся лучше воспринимают материал, если преподаватель, с одной стороны, структурирует предмет для более легкого усвоения, с другой стороны, принимает и включает в обсуждение мнения обучающихся, которые не совпадают с его собственной точкой зрения.

Принципиально другой является форма многосторонней коммуникации в образовательном процессе. Сущность данной модели коммуникации предполагает не просто допуск высказываний обучающихся, что само по себе является важным, а привнесение в образовательный процесс их знаний.

В завершении отметим, что интерактивные методы, благодаря активизации комплексного взаимодействия всех субъектов обучения, создают благоприятную среду для формирования и совершенствования профессиональной компетентности будущего специалиста. При этом формирование многих компетенций, таких как мотивация, организация или контроль, возможно только в результате коллективного организационного труда [3, с. 2036]. Эффективное же формирование таких профессиональных компетенций, как целеполагание и планирование зависит от активной позиции субъекта деятельности. Интерактивная форма обучения позволяет осуществлять подготовку специалиста, отвечающего современным требованиям государства и общества.

АННОТАЦИЯ

Внедрение ФГОС ВО на основе компе-тентностного подхода актуализировало значимость применения образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения. В статье представлен обзор применения интерактивных методов обучения и образовательных технологий в высшей школе. Рассмотрены вопросы возможности и

практическое значение использования данных методов в образовательном процессе системы высшего образования.

Ключевые слова: компетентностный подход, высшее образование, интерактивные методы обучения, высшая школа, образовательный процесс, подготовка специалистов.

SUMMARY

The introduction of Federal state educational standards of Higher education on the basis of competence approach have highlighted the importance of the use of educational technologies and interactive methods in the learning process. The article presents a review of the use of interactive teaching methods and educational technologies in higher education. The questions of the possibility and practical value of using these methods in the educational process of the higher education system.

Key words: competence approach, higher education, interactive teaching methods, high school, educational process, training of specialists.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алипханова Ф. Н. Оптимизация педагогической деятельности как фактор эффективной профессиональной подготовки будущего учителя // Вестник Университета РАО. -2010. - №1. - С. 145-149.

2. Джабраилов А. Л. Методы обучения студентов при компетентностно ориентированном подходе // Практическая педагогика и психология: методы и технологии: сб. статей международной научно-практической конференции. - Уфа: ООО «Аэтерна»(Уфа), 2016. - С. 68- 78.

3. Ярычев Н. У., Алгаев А. Н. Педагогические условия развития коммуникативной мобильности будущих педагогов-психологов // Фундаментальные исследования. - 2013. -№ 10- 9. - С. 2035- 2039.

4. Ярычев Н. У., Дудаев Г. С. Х. Формирование управленческой компетентности будущих специалистов государственного управления. - Кисловодск, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.