Научная статья на тему 'Образовательные технологии как методика преподавания юридических дисциплин'

Образовательные технологии как методика преподавания юридических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
METHODS / INTERACTIVE / EDUCATION / CREATIVITY / LEGAL / TRAINING / МЕТОДИКИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ЮРИДИЧЕСКИЙ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабаев Н.Ф.

В статье анализируется интерактивные продуктивные технологии, применяемые в условиях преподавания юридических дисциплин. Обосновывается необходимость стимулирования студентов к самостоятельному добыванию и применению знаний в процессе образовательной деятельности. Формулируется вывод о том, что методы обучения позволяют в большей мере приблизиться к модернизации высшего юридического образования. Образовательные технологии направлены на развитие у студентов профессиональных умений и навыков юриста. Данные методы направлены на обучение через действия, которым должен следовать преподаватель юридических дисциплин, что должно привести к повышению качества и эффективности обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AS TEACHING TECHNIQUES FOR LEGAL DISCIPLINES

The article analyzes productive and interactive technologies in the context of teaching legal disciplines. The necessity of stimulation of students to independent obtaining and applying the knowledge in the process of educational activity is substantiated. The conclusion is made that teaching methods allow to come closer to the modernization of higher legal education. Educational technologies are aimed at developing students’ professional skills and legal skills. These methods are aimed at training through actions that should be followed by a teacher of legal disciplines, which should lead to an increase in the quality and effectiveness of training.

Текст научной работы на тему «Образовательные технологии как методика преподавания юридических дисциплин»

«Мяч вводится в игру (1) вспомогательным игроком «В» из глубины площадки броском мяча двумя руками из-за головы. Прием мяча (2) выполняется наиболее удобным способом - передачей снизу или сверху двумя руками защитником зоны 5 или игроком зоны 4 в зону 3, где располагается пасующий игрок. Передача для атакующего удара (3) выполняется в зону 4 двумя руками сверху Передача должна быть средней или высокой и отведенной от сетки на 1,5-2 м, при этом технические ошибки не фиксируются (за исключением грубых). При неточном первом приеме разрешается выполнять передачу двумя руками снизу. Атакующий удар (4) выполняется с разбега в зону 5 и может быть заменен передачей мяча сверху двумя руками в прыжке, обманным ударом в зону 5 или 4, нападающим ударом способом «накат» или ударом по мячу кулаком в прыжке. Защитник направляет мяч (5) к сетке пасующему, который (6) передает мяч в зону 4 для атакующего удара в зону 5.

После двух розыгрышей мяча игроки меняются зонами по часовой стрелке. Таким образом, каждый игрок поочередно выполняет функции защитника, пасующего и нападающего игрока» [9].

Первое тестирование прошло после шести месяцев занятий, второе - после одиннадцатого месяца занятий. Выбор времени первого тестирования связан тем, что в первые месяцы некоторая часть занимающихся не имела развитых навыков игры в волейбол, другая группа длительное время от 3 до 5 лет не играла в волейбол. Поэтому некоторым занимающимся нужно было освоить базовую технику волейбола, а другим - восстановить навыки движения.

Первостепенной задачей игроков, имеющих невысокий уровень техники и тактики, является удержание мяча как можно дольше в игре, позволяющее поддерживать высокую двигательную активность. В процессе беседы игроки отмечают, что безостановочная игра дает эмоциональное удовлетворение.

Библиографический список

Отсюда при выполнении комбинированного упражнения отмечались продолжительность «активной» фазы (время розыгрыша подачи) и продолжительность «пассивной фазы» (время остановки игры между подачами) (табл. 1 и 2).

Анализ результатов проведённой работы показывает увеличение продолжительности «активной» фазы с выполнением нападающих ударов у мужчин на 3,61 с, что составляет 18,5% (Р<0,001), у женщин - на 2,69 с (16,5%; Р<0,01). С другой стороны, в обеих группах уменьшилась продолжительность «пассивной» фазы: у мужчин на 0,44 с (6,7%; Р<0,05), у женщин - на 0,41 с (6,6%; Р<0,05). Время «активной» фазы при игре без нападающих ударов у мужчин возросло на 15,1 с (18,3%; Р<0,01), у женщин - на 14,1 с (24,5%; Р<0,01).

Следовательно, такая подготовка техники и тактики повышает подготовку занимающихся, а проведение двусторонних игр с ведением счета повышает двигательную активность, тем самым обеспечивает нервно-эмоциональную разрядку.

Принимавшие участие в апробации методики юристы отмечают, что занятия волейболом: 1) отвлекают от каждодневных проблем на работе; 2) активно повышают умственную работоспособность; 3) способствуют улучшению внешнего вида; 4) активно компенсируют двигательную недостаточность; 5) способствуют смене с пассивного вида двигательной деятельности на активный; 6) дают возможность неформального общения людей разного возраста, пола, чина.

Таким образом, по результатам проведенной работы с испытуемыми юристами, активные занятия волейболом дают возможность смены с умственно напряженного, монотонного вида деятельности на активный, что в целом способствует повышению и сохранению их устойчивости к профессиональному выгоранию.

1. Калмыков CE. Индивидуализация подготовки спортсменов-единоборцев в контексте культурных традиций Востока и Запада. Диссертация ... доктора педагогических наук в виде научного доклада. Москва, 1994.

2. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. Москва: Медицина, 1970.

3. Климов Е.А. Психология профессионала. Москва: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996.

4. Крайг Г Психология развития. Cанкт-Петербург: Питер, 2000.

5. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов. Вопросы психологии. 2005, 2: 20 - 25.

6. Карелина И.М. Профессиональная устойчивость и профессиональная адаптация. Вестник Балтийской педагогической академии. 2003; Выпуск 52: 59 - 62.

7. Антропов А.И. Основы игры в волейбол. Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 1998: 56.

8. Железняк Ю.Д. Волейбол: методическое пособие по обучению игре. Москва: Терра-спорт, 2005.

9. Даценко C.C. Особенности оздоровительной тренировки и оценки уровня игровой подготовленности женщин 30-40 лет на занятиях волейболом. Теория и практика физической культуры. 2007; 5: 74 - 75.

References

1. Kalmykov S.V. Individualizaciya podgotovki sportsmenov-edinoborcev v kontekste kulturnyh tradicij Vostoka i Zapada. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk v vide nauchnogo doklada. Moskva, 1994.

2. Platonov K.K. Voprosypsihologii truda. Moskva: Medicina, 1970.

3. Klimov E.A. Psihologiyaprofessional. Moskva: Institut prakticheskoj psihologii; Voronezh: MOD'EK, 1996.

4. Krajg G. Psihologiya razvitiya. Sankt-Peterburg: Piter, 2000.

5. Borisova M.V. Psihologicheskie determinanty fenomena 'emocional'nogo vygoraniya u pedagogov. Voprosy psihologii. 2005, 2: 20 - 25.

6. Karelina I.M. Professional'naya ustojchivost' i professional'naya adaptaciya. VestnikBaltijskojpedagogicheskojakademii. 2003; Vypusk 52: 59 - 62.

7. Antropov A.I. Osnovy igry v volejbol. Ulan-Ud'e: Izd-vo BGSHA, 1998: 56.

8. Zheleznyak Yu.D. Volejbol: metodicheskoe posobie po obucheniyu igre. Moskva: Terra-sport, 2005.

9. Dacenko S.S. Osobennosti ozdorovitel'noj trenirovki i ocenki urovnya igrovoj podgotovlennosti zhenschin 30-40 let na zanyatiyah volejbolom. Teoriya ipraktika fizicheskojkul'tury. 2007; 5: 74 - 75.

Статья поступила в редакцию 30.11.18

УДК 378

Babayev N.F., senior teacher, Derbent branch of Dagestan State University (Derbent, Russia), E-mail: babaev.2@yandex.ru

EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AS TEACHING TECHNIQUES FOR LEGAL DISCIPLINES. The article analyzes productive and interactive technologies in the context of teaching legal disciplines. The necessity of stimulation of students to independent obtaining and applying the knowledge in the process of educational activity is substantiated. The conclusion is made that teaching methods allow to come closer to the modernization of higher legal education. Educational technologies are aimed at developing students' professional skills and legal skills. These methods are aimed at training through actions that should be followed by a teacher of legal disciplines, which should lead to an increase in the quality and effectiveness of training.

Key words: methods, interactive, education, creativity, legal, training.

Н.Ф. Бабаев, ст. преп. филиала ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Дербент, E-mail: babaev.2@yandex.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

КАК МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

В статье анализируется интерактивные продуктивные технологии, применяемые в условиях преподавания юридических дисциплин. Обосновывается необходимость стимулирования студентов к самостоятельному добыванию и применению знаний в процессе образовательной деятельности. Формулируется вывод о том, что методы обучения позволяют в большей мере приблизиться к модернизации высшего юридического образования. Образовательные технологии направлены на развитие у студентов профессиональных умений и навыков юриста. Данные методы направлены на обучение через действия, которым должен следовать преподаватель юридических дисциплин, что должно привести к повышению качества и эффективности обучения.

Ключевые слова: методики, интерактивные, образование, творчество, юридический, обучение.

В педагогической деятельности должны применяются продуктивные технологии, содержащие такие элементы, как логическое и интуитивное предвосхищение, выдвижение и проверка гипотез, перебор и оценка вариантов и другие, необходимые при обучении юриста. Стержнем таких технологий является стимулирование студентов к самостоятельному добыванию и применению знаний в процессе разрешения жизненных задач. Преподаватель при этом лишь оперативно управляет процессом решения дел. Обучение должно сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Студент видит результаты применения собственных знаний, сам выявляет свои пробелы в знаниях и восполняет их. Такого рода образование хорошо вписывается в концепцию модернизации высшего профессионального юридического образования, которая предполагает компетентностный подход к обучению и воспитанию [1], понимаемый как формирование у студентов профессионально значимых и социально необходимых личностных качеств (компетенций) специалиста, среди которых культура системного профессионального мышления, коммуникативная культура, умение работать в команде, толерантность, стремление к самообразованию и саморазвитию, ответственность, организаторские и лидерские качества, гибкость мышления, оптимальный стиль профессионального поведения, умение представлять свои личностные и профессиональные качества. Наиболее ценным в образовании является приобретение студентами основ профессиональных умений и навыков. При этом под умениями понимается владение практическими и теоретическими действиями на основе усвоенных знаний и приобретенных навыков. Навыки представляют собой действия, доведенные до автоматизма путем многократных упражнений [2].

Развитие у студентов профессиональных умений и навыков юриста требует от преподавателя применения целой палитры современных образовательных технологий, смещающих акценты на формирование у студентов компетенции, которую можно выразить через понятия «готовность» и «способность», приобщающие студентов к профессиональной деятельности. К преподавателю предъявляются следующие требования: 1) достаточный уровень теоретической юридической подготовки; 2) владение традиционным преподавательским мастерством; 3) опыт практической работы; 4) владение интерактивными методами преподавания.

Интерактивное обучение определяется как совместное проблемное обучение через действие [2]. При этом преподаватель не воздействует прямо на студентов, а создает условия для того, чтобы студент выступал субъектом собственной деятельности, сам становился соучастником выявления проблемы и поиска средств для ее решения. Интерактивных методик, характеризующихся творческой профессионально ориентированной самостоятельной работой студентов, педагогической практикой, выработано немало - мозговой штурм, малые группы, демонстрация, дебаты, мини-конференции, дискуссии, творческие задания, тренинги, ролевые и деловые игры, комментирование, демонстрация, составление правового заключения и иных документов, имитационное моделирование и т. п. Исчерпывающего перечня данных методик привести невозможно, поскольку каждый творчески работающий преподаватель может привносить в процесс обучения что-то свое, дополнять существующие методики, смешивать их, изменять.

Интерактивные методики, ориентированные на привлечение внимания студентов к актуальным проблемам теории и практики, к современным тенденциям, прогнозам развития правовых событий и явлений, практически всегда порождают обмен мнениями, позволяющий глубже вникнуть в проблему, выявить ее различные грани и тем самым полнее понять предмет, дисциплинировав мыслительный процесс. Такие методы стимулирует поиск различных источников информации, последующее осмысление и комментирование добытого материала, проявление плюрализма и недогматичности подходов к его оценке. Профессионально ориентированная самостоятельная работа студентов обычно проходит в атмосфере делового заинтересованного общения студентов и преподавателя.

Применяемые в образовании интерактивные методики способствуют тому, что у студентов концентрируется внимание, развивается наблюдательность, вырабатывается умение спонтанно говорить кратко, доступно, точно передавая свои мысли по заданной теме, а не просто повторяя текст конспекта или учебника. Развиваются коммуникативные навыки, умение не только публично высту-

Библиографический список

пать, но и слушать других и отыскивать в их позиции слабые стороны, ошибки и недостатки в логике рассуждения. В то же время студенты учатся быть толерантными и тактичными, открытыми для восприятия другого мнения, способными ценить свободу личности и уважать индивидуальность, способными делать критическую самооценку, а также разрешать конфликты в коллективе, где они являются партнерами.

Важное значение при проведении занятия с использованием интерактивных методик имеет завершение обмена мнениями позитивом, поскольку студенты, в силу юношеского максимализма, готовы все подвергать негативной оценке; преподавателю необходимо преобразовать их отрицательную энергию в позитивную созидательную.

Безусловно, использование творческих интерактивных методик весьма трудоемкая технология, но достаточно эффективная, поскольку помогает студентам увидеть проблему в стандартной ситуации, увидеть новые элементы и связи обычного правового явления; перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию; найти оригинальные решения. От преподавателя требуется овладение методическими приемами, во-первых, создания проблемных ситуаций (подвести студентов к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения); во-вторых, сталкивания противоречий практической деятельности; в-третьих, рассмотрения со студентами ситуации с разных позиций (гражданин, суд, юрист); в-четвертых, побуждения студентов делать сравнения, обобщения, соблюдение логики рассуждения и т.п.

Проведение занятия с использованием интерактивных методик требует от преподавателя существенной мобилизации организаторских способностей и высокого уровня педагогической квалификации, стимулирующей активную познавательную деятельность студентов и продуктивный ход занятия. Немаловажное значение имеет тактика стиля преподавания, способствующего созданию атмосферы творчества; это стиль взаимоотношений равноправных партнеров, когда преподаватель доброжелателен по отношению к студентам, не мешает им высказывать свое мнение, не перебивает, спокойно и терпеливо выслушивает. Занятие проходит в атмосфере научного сотрудничества с ориентацией студентов на коллективную мыслительную деятельность. Данный стиль преподавания отличается не воздействием субъекта на субъект, а образовательным взаимодействием субъектов образовательного процесса, в результате которого изменяются как обучающиеся, так и обучаемый. Это диалогическое взаимодействие, согласующее разные способы мировосприятия и миропонимания и ведущее к личностным преобразованиям и новообразованиям. И кроме того позволяющее на занятии реализовать все функции преподавательской деятельности - обучающую, воспитательную, организаторскую, исследовательскую.

Таким образом, умелое применение интерактивных методов обучения всегда приносит педагогический эффект, позволяет преподавателю увидеть личность в каждом студенте, позиционирующем себя как юриста и демонстрирующем свой индивидуальный прогресс. Справедливости ради необходимо отметить недостаточную разработанность педагогических средств и условий, повышающих эффективность такого творческого процесса обучения, а также «научно-методического обеспечения для организации творческой деятельности обучающихся и педагогического инструментария для оценивания результатов этой деятельности» [3].

Конечно, в основу учебных материалов положена теория, однако логика стройной системы знаний науки и учебной дисциплины не совпадает с логикой прикладных умений и навыков. В силу этого преподавателю нужно выстраивать логику реальных действий в конкретных правовых ситуациях, направленную на формирование социально активной и адаптирующейся к реалиям жизни личности, овладение профессиональными навыками, опытом практической деятельности. Учеными доказано, что современной тенденцией развития высшего образования в мире является повышение качества и эффективности через личность преподавателя, «способного воплощать свои установки, знания, умения и навыки в творческий потенциал учащихся». Другими словами, именно от преподавателя, его педагогической индивидуальности, способностей к творческому поиску, постоянной рефлексии своей профессиональной деятельности и профессиональному самосовершенствованию зависит степень овладения студентами теоретическими знаниями и профессиональными навыками.

1. Борисова Н.В., Кузов В.Б. Компетентностный подход и современные образовательные технологии в реализации систем обеспечения качества высшего образования. Экспериментальная учебная авторская программа. Под науч. ред. Н.А. Селезневой. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.

2. Левитан К.М. Юридическая педагогика: учебник. Москва: Норма, 2008. 432 с.

3. Терехова Г.В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2002. Available at: http://www.trizminsk.org/ e/prs/236003.htm

References

1. Borisova N.V., Kuzov V.B. Kompetentnostnyj podhod i sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v realizacii sistem obespecheniya kachestva vysshego obrazovaniya. 'Eksperimental'naya uchebnaya avtorskaya programma. Pod nauch. red. N.A. Seleznevoj. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2006.

2. Levitan K.M. Yuridicheskaya pedagogika: uchebnik. Moskva: Norma, 2008. 432 s.

3. Terehova G.V. Tvorcheskiezadaniya kaksredstvorazvitiya kreativnyh sposobnostejshkol'nikovv uchebnomprocesse. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2002. Available at: http://www.trizminsk.org/ e/prs/236003.htm

Статья поступила в редакцию 30.11.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.