Научная статья на тему 'Повышение профессиональной устойчивости юристов средствами физической культуры (на примере волейбола)'

Повышение профессиональной устойчивости юристов средствами физической культуры (на примере волейбола) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL CULTURE / PROFESSIONAL SUSTAINABILITY / LAWYER / VOLLEYBALL / BURNOUT / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ЮРИСТ / ВОЛЕЙБОЛ / ВЫГОРАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аюшеев В.В.

Предметом исследования является методика повышения устойчивости юристов к профессиональному выгоранию средствами физической культуры (на примере волейбола). Актуальность исследования обусловлена возрастающей сложностью профессиональной деятельности в современном мире, повышенной подверженностью специалистов (включая юристов) стрессам, склонностью к профессиональному выгоранию и, соответственно, необходимостью изучения способов повышения профессиональной устойчивости, в том числе средствами физической культуры и спорта. Целью исследования является определение более эффективных средств повышения профессиональной устойчивости юристов. Методология исследования основана на психолого-педагогической концепции профессиональной устойчивости, теории физической культуры и спорта, методике спортивных игр с применением методов анализа, синтеза, моделирования. В процессе исследования применен следующий метод: анализ и обобщение научно-методической литературы, беседа, педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов. Материалом исследования послужили научные исследования по данной тематике. Научная новизна заключается в том, что занятия волейболом способствуют повышению устойчивости юристов к профессиональному выгоранию, а также разработанными рекомендациями для физкультурно-оздоровительных секций. Результаты научного исследования могут быть использованы в качестве рекомендаций в деятельности физкультурно-оздоровительных клубов юридических организаций, в практике преподавания физической культуры в ссузе и вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аюшеев В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION WITH A MORE FOCUSE ON VOLLEYBALL AS A MEANS OF PROFESSIONAL SUSTAINABILITY OF LAWYERS

The subject of the study is a method of increasing the resistance of lawyers to professional burnout by means of physical education. The relevance of the study is due to the increasing complexity of professional activity in the modern world, increased exposure of specialists (including lawyers) to stress, the tendency to professional burnout and, accordingly, the need to study ways to improve professional stability, including by means of physical culture and sports. The aim of the study is to identify more effective means of improving the professional stability of lawyers. The research methodology is based on the psychological and pedagogical concept of professional stability, the theory of physical culture and sports, the methodology of sports games using the methods of analysis, synthesis, modeling. In the course of research the following method is applied: analysis and generalization of scientific and methodical literature, conversation, pedagogical experiment, statistical processing of results. The material of the research is scientific works on the topic. The scientific novelty lies in the fact that volleyball helps to increase the resistance of lawyers to professional burnout, as well as developed recommendations for sports and recreation sections. The results of the research can be used as recommendations in the activities of sports clubs of legal organizations, in the practice of teaching physical education at a university.

Текст научной работы на тему «Повышение профессиональной устойчивости юристов средствами физической культуры (на примере волейбола)»

УДК 378:796

Aiusheev V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Buryat State University (Ulan-Ude, Russia), E-mail: 6535671@mail.ru

PHYSICAL EDUCATION WITH A MORE FOCUSE ON VOLLEYBALL AS A MEANS OF PROFESSIONAL SUSTAINABILITY OF LAWYERS. The subject of the study is a method of increasing the resistance of lawyers to professional burnout by means of physical education. The relevance of the study is due to the increasing complexity of professional activity in the modern world, increased exposure of specialists (including lawyers) to stress, the tendency to professional burnout and, accordingly, the need to study ways to improve professional stability, including by means of physical culture and sports. The aim of the study is to identify more effective means of improving the professional stability of lawyers. The research methodology is based on the psychological and pedagogical concept of professional stability, the theory of physical culture and sports, the methodology of sports games using the methods of analysis, synthesis, modeling. In the course of research the following method is applied: analysis and generalization of scientific and methodical literature, conversation, pedagogical experiment, statistical processing of results. The material of the research is scientific works on the topic. The scientific novelty lies in the fact that volleyball helps to increase the resistance of lawyers to professional burnout, as well as developed recommendations for sports and recreation sections. The results of the research can be used as recommendations in the activities of sports clubs of legal organizations, in the practice of teaching physical education at a university.

Key word: physical culture, professional sustainability, lawyer, volleyball, burnout.

В.В. Аюшеее, канд. пед. наук, доц., Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, Е-mail: 6535671@mail.ru

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЮРИСТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛЕЙБОЛА)

Предметом исследования является методика повышения устойчивости юристов к профессиональному выгоранию средствами физической культуры (на примере волейбола). Актуальность исследования обусловлена возрастающей сложностью профессиональной деятельности в современном мире, повышенной подверженностью специалистов (включая юристов) стрессам, склонностью к профессиональному выгоранию и, соответственно, необходимостью изучения способов повышения профессиональной устойчивости, в том числе средствами физической культуры и спорта. Целью исследования является определение более эффективных средств повышения профессиональной устойчивости юристов. Методология исследования основана на психолого-педагогической концепции профессиональной устойчивости, теории физической культуры и спорта, методике спортивных игр с применением методов анализа, синтеза, моделирования. В процессе исследования применен следующий метод: анализ и обобщение научно-методической литературы, беседа, педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов. Материалом исследования послужили научные исследования по данной тематике. Научная новизна заключается в том, что занятия волейболом способствуют повышению устойчивости юристов к профессиональному выгоранию, а также разработанными рекомендациями для физкультурно-оздоровительных секций. Результаты научного исследования могут быть использованы в качестве рекомендаций в деятельности физкультурно-оздоровительных клубов юридических организаций, в практике преподавания физической культуры в ссузе и вузе.

Ключевые слова: физическая культура, профессиональная устойчивость, юрист, волейбол, выгорание.

«В настоящее время происходит осознание самоценности и неповторимости человеческой индивидуальности в любой сфере деятельности. В период дальнейшей демократизации и гуманизации общества, в рыночной экономике возникает потребность в воспитании таких личностных качеств, как инициативность, предприимчивость, способность к принятию самостоятельных и нестандартных решений, психологическая устойчивость, умение вырабатывать адекватную программу действий в сложных и быстроменяющихся ситуациях» [1, с. 3].

В меняющихся условиях значимой характеристикой личности становится устойчивость к трудностям профессиональной деятельности, обусловленной интенсификацией труда, трансформацией системы межличностных отношений в производственных коллективах. В этой связи актуализируется необходимость четкого определения такой научной категории как «профессиональная устойчивость». Анализ источников показал, что данное понятие было введено в научный оборот известным ученым-психологом К.К. Платоновым, который определил его как «свойство личности, в котором проявляется интенсивность, действенность и устойчивость профессиональной направленности. Профессиональная устойчивость характеризует такое слияние рабочего со своей профессией, когда профессиональная деятельность становится для человека трудовой доминантой» [2, с. 8].

Очевидно, современная действительность отличается усилением воздействия комплекса стрессогенных факторов на жизнедеятельность человека. Это и повышение темпа жизни, значительно увеличившийся объем получаемой информации, проблемы социально-экономического характера, экологические проблемы и др. Например, анализ профессиональной деятельности юристов показал, что наиболее стрессогенным для представителей этой профессии является фактор профессиональной деятельности [2].

Вообще профессиональная деятельность юриста относится к системе «человек - человек». Е.А. Климов выделяет в своих исследованиях такие качества, как «умение руководить, учить, воспитывать; умение слушать и выслушивать; широкий кругозор, коммуникативная культура; душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера других людей; проектировочный подход к человеку, основанный на умении выделять его лучшие качества; способность сопереживать; наблюдательность; глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом; умение решать нестандартные ситуации; высокая степень саморегуляции» [3, с. 72].

Деятельность юриста связана с высоким эмоциональным возбуждением. Он обеспечивает эффективность деятельности правоохранительной системы, является гарантом реализации конституционного права граждан на качественную юридическую помощь.

Чтобы сохранить и повысить профессиональную устойчивость юристов, нужно преодолеть синдром профессионального выгорания. «Это понятие пер-

воначально использовалось для обозначения состояния эмоционального истощения, которое часто наступает у людей среднего возраста, занятых в сфере оказания помощи другим людям» [4, с. 5]. Синонимом данного понятия является «сгорание на работе».

Для полного понимания сущности означенного явления рассмотрим далее трехкомпонентную модель синдрома профессионального выгорания. Она включает в себя следующие компоненты:

1. Эмоциональное истощение, связанное с чувством эмоционального опустошения и усталости, которое возникает при избыточной рабочей нагрузке, когда эмоциональные ресурсы человека оказываются исчерпанными, и он чувствует неспособность адекватной эмоциональной реакции.

2. Деперсонализация - тенденция развивать негативное отношение к человеку, отрицательное, циничное, либо безразличное восприятие его: защита от негативных эмоциональных переживаний путем обращения с учеником (воспитанником, клиентом, пациентом) как с объектом.

3. Редукция профессиональных достижений, проявляющаяся в возникновении у работника чувства некомпетентности и неуспешности своей профессиональной деятельности, в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, способностей и обязанностей» [5, с. 23].

Способность противостоять синдрому профессионального выгорания помогает юристу управлять своим эмоциональным состоянием. Наличие такого качества помогает юристу не выплескивать отрицательные эмоции, которые могут негативно повлиять на коллектив. Также важно в таких ситуациях уметь достаточно быстро менять одну деятельность на другую и не доводить себя до состояния стресса. Таким образом, умение противостоять рассматриваемому синдрому в настоящее время приобретает не только теоретическое, но и сугубо практическое значение.

В процессе своей деятельности юрист подвержен не только высокой степени социальной ответственности, обрабатывает большой объем информации, но и страдает низким уровнем двигательной активности. При этом он должен обладать достаточно высоким уровнем общей выносливости, много работать, в течение длительного времени подвергать анализу различного рода информацию, принимать взвешенное и юридически обоснованное решение в короткие сроки. Современный юрист должен иметь хорошую память, обладать способностью запомнить большой объем информации и оперировать ею. Ежедневная его деятельность часто сопряжена эмоциональными стрессами, которые отрицательно влияют на работоспособность людей, приводят к конфликтным ситуациям, ошибкам.

В исследованиях ученых отмечается [1; 5; 6], что основой успешной профессиональной деятельности является мастерство концентрировать силы организма и восстанавливаться после тяжелых психоэмоциональных нагрузок. Признано, что одним из эффективных средств формирования, повышения и со-

хранения профессиональной устойчивости представителей различных профессий являются занятия физическими упражнениями.

Поэтому своерреноннаиомснрнрствавнойваятоль ности на двигательную приводит к быстрому восстановлению организма после утомления. Это очень важно не только юристам, но ьиртдсеевинелям деоььрерафаесьй.еоторчтдол-гое время заняты умственным трудом. В этой связи занятия физической культурой и спортом яфляeоcяяффeшввиlмcиeоитфдмовe6сиeйeн ия^афессео ндпр-ной устойчивосте.

Нами в каеессое пмворвтосбоговида спирта оылеыбрФьчолейбол [7; 8], который не требует большидмагрузок в пдсцеоие про, 06сьйc■гвyюдьpяодe столкновения, которые могут привести к травмам. Поэтому одновременно активно могут участвоваиььигфей женщчьдимеыч сиы.

Основная цель занятий заключалась в изменении вида деятельности с более пассивного, веоцйонсеоного нм aкдьвдсФeфoнсФфеясeдьeеств. Паэто-му большее время занятий отводилось собственно игре, где игроки старались не допускать тернигескте оши6йи.оо м;^е^ичяоийвм дою

начинающих, которые регулярно не занимались физической культурой, ставили первостепенивю рaоенр поссeомьнлHодапрaциоонгарнзма к д^^вятоягеш нагрузкам.

В но тяшее мм йгре,

подготовку игроков, не (^^а^^вие! тоднчной снмьыкели рфы н вдлмкбoе.

Для определения способности игроков к овладению техникой игры в волейбол, предлагаловирыкнлнить мяьдмдиж ньеи ваexнитчсялнle ос^аси^е^ам^^ передачу над собой, вверх-вперед.

Их основнте епджкьенир ыoфнедeзделимовacлодeжщиe гдудп ьи

1. Аэробные упражнения (частота сердечных сокращений - 150-170 уд./мин., 10 миниТо-ге),

2. Упражнения в атаке, блокировании и в действиях при защите. Совершенствование бнlотмФтытвчжeний,6l<oдoсти, силы и ловкости: продолжительность упражнения до 30 секунд, отдых - 1-2 мин., повторение - 3-6.

3. Упражнения на развитио выносливоеты ивко^сжно-тилатых качессм, где проводились групповые упражнения в нападении и защите.

4. Упражнееирдля ифогыв со стокем, выпдч^^о^ыни высоыоммымпд.оы-дых - 2-4 мин., длйоeыннтдтьсдоoгo смо^-^-Фин., юлрчестро еетор - Зр5.Дкм упражнения проводятся в нападении в парах и одиночку при подвижном блокировании.

Чтобы развить прыгучесть, можно применить следующие упражнения:

1. Прыжки вверх с глyесlгoгoпсФлеыд;

С.Прыдки япдpюд-еыepн им првса-а со^^^1^^^ распределением усилий;

3. Прыжки вверх с глубокого приседа со взмахом руками вверх и без помощи рук;

4. Количество прыжков вверх из глубокого приседа со взмахом руками (3-5 дез^а-аном темпе с>и кеддотвыпрынанои,

Затем испытуемые играли в волейбол, где они делились на команды с рав-тымр сылФ6ь. В пpoдeсcеигpыиl-lяcуслcФрсoвФ6ьовыaдения навыками игры в вотейбол.Доттмтооно сьыдыкимардвнем огроки показывали хорошие результате4 сeмдaмыммyншов6еxoди оавaинaыч о.иемы по технике и тактике, активно pт-отееи в икреУ

Для новичков тренировочные занятия проводились по другой программе. Дле^л^ог^^/^г^т^мрнмиlрcф0к-вссеннpевкр Оыои направлены на развитие техники и тактики, на подготовку организма к высоким нагрузкам. А новички обу-чьлвсь ирсекем даBcсволмрФлxиччecсилоp иемам.

Тренировочные игры решали целенаправленные задачи. Игроки приуча-орсь в дяур^х смытянртмл ь ры х фиюоияеннимечето потыч енные умения и навыки. Вначале все внимание нацелено на обучение тактическим действиям, физиче-скдфпедготовку и пeсоФ-мтexсири врлейУолеп

С новичками тренировочные занятия проходили в групповой форме. Они coл■гoялчиоeыдro;товнсeс6нoи, олмочеыьной частей. Подготови-ттрдндя чаднь длвсacь10-2PчФйyеоcиеввaс-P0ЫД0 минут, заключительная -5 минут.

Дадечи педгoтовeлeлмelгlxкaнстчй иомровленй1оа освоение нового материала основных занятий, совершенствованию полученных навыков и двигатель-овl6кaчеcто.ЫьрoлаccУетье зонрдььaкриднаиcчoлнзoвались подвижные игры, общеразвивающие и специальные упражнения, эстафеты. Развитию физических ь иoлeeвlссa6eттмоeдч енчмлехрдкеч главными составляю-

щими основных тренировочных занятий. На каждых тренировках решаются несколько задач, например, обучение приемам техники и тактическим действиям, закрепление навыка выполнения приема техники. На основании этого подбира-ютссосжьиleсрeдсдва на оодеерные упражночно рноспределяются время. Заключительные тренировочные занятия организованы на его логическое заверше-чиe,гдeaктиинoврпедьлсютстйaуонит вечни1саоьр,ыедленная ходьба.

С цельюдпрефрлеьия уроо^?^ г^г^л^ы^моютоно^т^упо технике и тактике применялся тест С.С. Даценко [9], где представлено комбинированное упражнение, оценивающее действия в защите и нападении. В нем видно непосредственное взаимодействие игроков.

Деепи рование проводилось по следующей схеме.

Рис. 1. Порядоквыпелнениятесйандйценпе и^р^овоС^ пддготовленндстивслейбдлистсв

Таблица 1

Показатели игровой подготовленности волейболистов - мужчин (п=22)

Показатели иг^дой фeяmeльнндmф Через бмесяцев Через ^месяцев Достоверность различий (Р)

Продолжительность «ыдтиыуоу» с-азы о млмы,ыaющини удараме^с 19,51 0,70 2 3,1Я 0,73 Р<0,001

Продолжитрлыпост» «ПаСйИвнтйфазы>>, с 6,61 0,13 5,17 0,15 Р<0,05

Продолжительность «активной» фазы без нападающих ударов, с 86,3 3,52 97,4 3,85 Р<0,01

Показатели игровой подготовленности волейболисток - женщин (п=15) Таблица 2

Показатели игровой деятельности Через 6 месяцев Через 11 месяцев Достоверность различий (Р)

Продолжительность «активной» фазы с нападающими ударами, с 16,33 0,62 19,02 0,69 Р<0,01

Продолжительность «пассивной фазы», с 6,23 0,14 5,82 0,11 Р<0,05

Продолжительность «активной» фазы без нападающих ударов, с 57,5 3,21 71,6 3,63 Р<0,01

«Мяч вводится в игру (1) вспомогательным игроком «В» из глубины площадки броском мяча двумя руками из-за головы. Прием мяча (2) выполняется наиболее удобным способом - передачей снизу или сверху двумя руками защитником зоны 5 или игроком зоны 4 в зону 3, где располагается пасующий игрок. Передача для атакующего удара (3) выполняется в зону 4 двумя руками сверху. Передача должна быть средней или высокой и отведенной от сетки на 1,5-2 м, при этом технические ошибки не фиксируются (за исключением грубых). При неточном первом приеме разрешается выполнять передачу двумя руками снизу. Атакующий удар (4) выполняется с разбега в зону 5 и может быть заменен передачей мяча сверху двумя руками в прыжке, обманным ударом в зону 5 или 4, нападающим ударом способом «накат» или ударом по мячу кулаком в прыжке. Защитник направляет мяч (5) к сетке пасующему, который (6) передает мяч в зону 4 для атакующего удара в зону 5.

После двух розыгрышей мяча игроки меняются зонами по часовой стрелке. Таким образом, каждый игрок поочередно выполняет функции защитника, пасующего и нападающего игрока» [9].

Первое тестирование прошло после шести месяцев занятий, второе - после одиннадцатого месяца занятий. Выбор времени первого тестирования связан тем, что в первые месяцы некоторая часть занимающихся не имела развитых навыков игры в волейбол, другая группа длительное время от 3 до 5 лет не играла в волейбол. Поэтому некоторым занимающимся нужно было освоить базовую технику волейбола, а другим - восстановить навыки движения.

Первостепенной задачей игроков, имеющих невысокий уровень техники и тактики, является удержание мяча как можно дольше в игре, позволяющее поддерживать высокую двигательную активность. В процессе беседы игроки отмечают, что безостановочная игра дает эмоциональное удовлетворение.

Библиографический список

Отсюда при выполнении комбинированного упражнения отмечались продолжительность «активной» фазы (время розыгрыша подачи) и продолжительность «пассивной фазы» (время остановки игры между подачами) (табл. 1 и 2).

Анализ результатов проведённой работы показывает увеличение продолжительности «активной» фазы с выполнением нападающих ударов у мужчин на 3,61 с, что составляет 18,5% (Р<0,001), у женщин - на 2,69 с (16,5%; Р<0,01). С другой стороны, в обеих группах уменьшилась продолжительность «пассивной» фазы: у мужчин на 0,44 с (6,7%; Р<0,05), у женщин - на 0,41 с (6,6%; Р<0,05). Время «активной» фазы при игре без нападающих ударов у мужчин возросло на 15,1 с (18,3%; Р<0,01), у женщин - на 14,1 с (24,5%; Р<0,01).

Следовательно, такая подготовка техники и тактики повышает подготовку занимающихся, а проведение двусторонних игр с ведением счета повышает двигательную активность, тем самым обеспечивает нервно-эмоциональную разрядку.

Принимавшие участие в апробации методики юристы отмечают, что занятия волейболом: 1) отвлекают от каждодневных проблем на работе; 2) активно повышают умственную работоспособность; 3) способствуют улучшению внешнего вида; 4) активно компенсируют двигательную недостаточность; 5) способствуют смене с пассивного вида двигательной деятельности на активный; 6) дают возможность неформального общения людей разного возраста, пола, чина.

Таким образом, по результатам проведенной работы с испытуемыми юристами, активные занятия волейболом дают возможность смены с умственно напряженного, монотонного вида деятельности на активный, что в целом способствует повышению и сохранению их устойчивости к профессиональному выгоранию.

1. Калмыков С.В. Индивидуализация подготовки спортсменов-единоборцев в контексте культурных традиций Востока и Запада. Диссертация ... доктора педагогических наук в виде научного доклада. Москва, 1994.

2. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. Москва: Медицина, 1970.

3. Климов Е.А. Психология профессионала. Москва: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996.

4. Крайг Г. Психология развития. Санкт-Петербург: Питер, 2000.

5. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов. Вопросы психологии. 2005, 2: 20 - 25.

6. Карелина И.М. Профессиональная устойчивость и профессиональная адаптация. Вестник Балтийской педагогической академии. 2003; Выпуск 52: 59 - 62.

7. Антропов А.И. Основы игры в волейбол. Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 1998: 56.

8. Железняк Ю.Д. Волейбол: методическое пособие по обучению игре. Москва: Терра-спорт, 2005.

9. Даценко С.С. Особенности оздоровительной тренировки и оценки уровня игровой подготовленности женщин 30-40 лет на занятиях волейболом. Теория и практика физической культуры. 2007; 5: 74 - 75.

References

1. Kalmykov S.V. Individualizaciya podgotovki sportsmenov-edinoborcev v kontekste kulturnyh tradicij Vostoka i Zapada. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk v vide nauchnogo doklada. Moskva, 1994.

2. Platonov K.K. Voprosypsihologii truda. Moskva: Medicina, 1970.

3. Klimov E.A. Psihologiyaprofessional. Moskva: Institut prakticheskoj psihologii; Voronezh: MOD'EK, 1996.

4. Krajg G. Psihologiya razvitiya. Sankt-Peterburg: Piter, 2000.

5. Borisova M.V. Psihologicheskie determinanty fenomena 'emocional'nogo vygoraniya u pedagogov. Voprosy psihologii. 2005, 2: 20 - 25.

6. Karelina I.M. Professional'naya ustojchivost' i professional'naya adaptaciya. VestnikBaltijskojpedagogicheskojakademii. 2003; Vypusk 52: 59 - 62.

7. Antropov A.I. Osnovy igry v volejbol. Ulan-Ud'e: Izd-vo BGSHA, 1998: 56.

8. Zheleznyak Yu.D. Volejbol: metodicheskoe posobie po obucheniyu igre. Moskva: Terra-sport, 2005.

9. Dacenko S.S. Osobennosti ozdorovitel'noj trenirovki i ocenki urovnya igrovoj podgotovlennosti zhenschin 30-40 let na zanyatiyah volejbolom. Teoriya ipraktika fizicheskojkul'tury. 2007; 5: 74 - 75.

Статья поступила в редакцию 30.11.18

УДК 378

Babayev N.F., senior teacher, Derbent branch of Dagestan State University (Derbent, Russia), E-mail: babaev.2@yandex.ru

EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AS TEACHING TECHNIQUES FOR LEGAL DISCIPLINES. The article analyzes productive and interactive technologies in the context of teaching legal disciplines. The necessity of stimulation of students to independent obtaining and applying the knowledge in the process of educational activity is substantiated. The conclusion is made that teaching methods allow to come closer to the modernization of higher legal education. Educational technologies are aimed at developing students' professional skills and legal skills. These methods are aimed at training through actions that should be followed by a teacher of legal disciplines, which should lead to an increase in the quality and effectiveness of training.

Key words: methods, interactive, education, creativity, legal, training.

Н.Ф. Бабаев, ст. преп. филиала ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Дербент, E-mail: babaev.2@yandex.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

КАК МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

В статье анализируется интерактивные продуктивные технологии, применяемые в условиях преподавания юридических дисциплин. Обосновывается необходимость стимулирования студентов к самостоятельному добыванию и применению знаний в процессе образовательной деятельности. Формулируется вывод о том, что методы обучения позволяют в большей мере приблизиться к модернизации высшего юридического образования. Образовательные технологии направлены на развитие у студентов профессиональных умений и навыков юриста. Данные методы направлены на обучение через действия, которым должен следовать преподаватель юридических дисциплин, что должно привести к повышению качества и эффективности обучения.

Ключевые слова: методики, интерактивные, образование, творчество, юридический, обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.