Научная статья на тему 'Формирование умений и навыков при условии занятий физической культурой один раз в неделю'

Формирование умений и навыков при условии занятий физической культурой один раз в неделю Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / КОМАНДНЫЕ ИГРЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / TECHNICAL TRAINING / MOTOR SKILLS / TEAM GAMES / PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS / PHYSICAL UPBRINGING IN HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмин Артур Владимирович

В статье рассматриваются особенности технической подготовки студентов высшей школы в командных играх спорта на направлениях подготовки, не связанных с физической культурой и спортом. Автор указывает на необходимость целенаправленного дифференцированного подхода для формирования двигательных умений и навыков на протяжении всего процесса обучения студентов. Целенаправленность должна заключаться в выборе конкретной командной игры, методики развития и оценки умений и навыков, дифференциация в подключении к игре обучающихся разной подготовки с индивидуализированным подходом к отработке технических приемов в малых группах. При проведении занятий с периодичностью один раз в неделю процесс формирования умений и навыков происходит в течение всего обучения студента в вузе. Отличие от обычных занятий фитнесом состоит в том, что генеральной целью является не оздоровление, а формирование технико-тактической составляющей применительно к конкретной командной игре. Данный подход позволяет более плодотворно организовывать занятия по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of abilities and skills on condition of occupations by physical culture once a week

The article deals with the peculiarities of technical training of high school students in team sports games in the areas of training that are not related to physical culture and sports. The author points to the necessity of purposeful differentiated approach for the formation of motor skills throughout the process of teaching students. Focus should be to choose a specific team game, methods of development and evaluation of skills, differentiation to connect to the game students of different training with an individualised approach to the practice of techniques in small groups. During classes with a periodicity of once a week, the process of formation of skills will occur throughout the student's training at the University. Difference from the conventional gym is that the General goal is not rehabilitation, and the formation of technical-tactical component in relation to a particular team. This approach makes it possible to organise physical education classes more fruitfully.

Текст научной работы на тему «Формирование умений и навыков при условии занятий физической культурой один раз в неделю»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

УДК 378:796

Кузьмин Артур Владимирович

Институт Пищевых Технологий и Дизайна -филиал Нижегородского государственного инженерно-экономического университета, г. Нижний Новгород

karkass420@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ УСЛОВИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ОДИН РАЗ В НЕДЕЛЮ

В статье рассматриваются особенности технической подготовки студентов высшей школы в командных играх спорта на направлениях подготовки, не связанных с физической культурой и спортом. Автор указывает на необходимость целенаправленного дифференцированного подхода для формирования двигательных умений и навыков на протяжении всего процесса обучения студентов. Целенаправленность должна заключаться в выборе конкретной командной игры, методики развития и оценки умений и навыков, дифференциация - в подключении к игре обучающихся разной подготовки с индивидуализированным подходом к отработке технических приемов в малых группах. При проведении занятий с периодичностью один раз в неделю процесс формирования умений и навыков происходит в течение всего обучения студента в вузе. Отличие от обычных занятий фитнесом состоит в том, что генеральной целью является не оздоровление, а формирование технико-тактической составляющей применительно к конкретной командной игре. Данный подход позволяет более плодотворно организовывать занятия по физической культуре.

Ключевые слова: техническая подготовка, двигательные навыки, командные игры, физические качества студентов, физическое воспитание в высшей школе.

В современном мире имеется выраженный дефицит свободного времени. Вместе с тем, культурой поощряются занятия физической культурой на любительском уровне вне спортивных рамок с целью развития и поддержания хорошей физической формы, ведения здорового образа жизни. Актуальным является вопрос о результативности нечастных тренировок, поскольку многие люди стремятся приобщиться к физической культуре, однако не готовы уде -лять ей большое количество времени. Одним из аспектов данного вопроса являются особенности организации занятий по физической культуре в высших учебных заведениях, проводимых еженедельно. При этом необходимо подразделить все физические занятия на две условных группы: занятия, являющиеся обязательными в соответствии с образовательной программой и учебным планом, и занятия, направленные на подготовку спортивных любительских команд. В данной статье мы будем рассматривать только обязательные физкультурные занятия. Занятия этой категории имеют своим предназначением физическое воспитание студентов, тогда как конкретные соревновательные цели отсутствуют. Физические занятия строятся свободно и вариативно, в их рамках выполняются общеразвивающие физические упражнения (общая физическая подготовка), также регулярно проводятся командные игры (волейбол, баскетбол и др.). Сложность в организации командных игр состоит в том, что в них участвуют студенты разного уровня подготовленности. Здесь же следует отметить, что некоторые студенты прямо заинтересованы в участии в командных играх для тренировки физических качеств (ловкость, координация движений),

необходимых им в других видах спорта, (чаще всего подобной мотивацией отличаются студенты, занимающиеся единоборствами). Помимо этого, из числа студентов набираются участники любительских спортивных команд. Приемы, используемые в командных играх, подразделяются на тактические и технические (зачастую их определяют через общее понятие тактико-технических приемов, тем самым подчеркивая взаимосвязь интеллектуальной и физической составляющей игры). По общему правилу, чем выше спортивный уровень команды, тем большее значение уделяется тактической составляющей и совершенствованию технических приемов. На начальном же уровне подготовки необходимо изучить основные технические приемы. Как пишет Т.А. Сластенина, последовательность в обучении приемам волейбола следующая: обучение стартовым стойкам (средней и низкой), изучение исходного положения для выполнения приема, имитация приема и передачи мяча; прием и передача мяча, наброшенного партнером точно на руки; прием и передача мяча в парах, в стену, в колоннах; прием и передача мяча с перемещением вперед, назад и в сторону на один шаг; прием и передача мяча в движении; прием мяча от одного игрока, а передача другому (в тройках, в четверках); прием и передача мяча на разном расстоянии и с разной траекторией; прием и передача мяча через сетку; прием и передача мяча в падении (одной и двумя руками) [5, с. 7]. Следует различать не только тактические и технические приемы, но также и такие понятия как умение и навык. Навык, в отличие от умения, применяется легко за счет мышечной памяти и нейромышечной связи. Для выработки навыка требуется длительный период времени.

© Кузьмин А.В., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

205

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Навыки на еженедельных занятиях формируются в течение всего периода обучения студента (при условии наличии последовательного подхода со стороны педагога). По причине дефицита времени общая физическая подготовка должна быть ориентирована на развитие качеств, требующихся в практикуемой командной игре. ОФП более удобно проводить по методу круговой тренировки, которая будет обеспечивать качественную нагрузку за небольшой промежуток времени. Так, для развития скоростно-силовых качеств Н.И. Платонова считает необходимым применение круговых тренировок, чтобы последовательность входящих в них упражнений задействовала основные группы мышц: удары по мячу, прыжки из глубокого приседа, прыжки с использованием скакалки, прыжки вверх с легким отягощением, прыжки вверх на одной и на двух ногах [4, с. 4].

Одна из практических сложностей педагогической работы заключается в том, что студенты изначально имеют различный уровень подготовленности. Более того, в отличие от общеобразовательной школы, где с каждым годом в силу возрастного развития обучающихся повышаются их физические возможности, при обучении в вузах физические способности студентов естественным образом не возрастают, и даже наоборот, большие учебные нагрузки, совмещение учебы с работой могут приводить к регрессу. Вместе с тем, определенная часть студентов целенаправленно занимается собственным физическим развитием, среди студентов встречаются профессиональные спортсмены в различных видах спорта. В этой ситуации педагог должен проявлять дифференцированный подход, который проявляется, в частности, в наличии системы оценки развития технической подготовленности студентов. Здесь допускается следование различным методикам. К примеру, А.Б Тинюков, И.Н. Тимошина, Л.И. Костюнина предлагают оценивать техническую подготовленность по пятибалльной шкале в зависимости от легкости выполнения приемов. Наивысший балл ставится в том случае, если моторный акт выполняется без видимого мышечного напряжения при равномерном нарастании усилий в оптимальной амплитуде, темпе и ритме. Выставление наименьшего балла означает, что двигательное упражнение может быть выполнено лишь частично [6, с. 106]. Существуют и более специализированные методики оценки подготовленности студентов. Так, А.Л. Вавилов указывает на необходимость тестирования баскетболистов комплексно с учетом их физических качеств и технической подготовленности одновременно. Тестовые задания расположены по следующим блокам: прыгучесть, скорость, ведение, передачи, броски [3, с. 12].

Оценивать техническую подготовленность студентов нужно в начале каждого семестра, по итогам чего формировать постоянные малые группы

для начального обучения техническим приемам. При таком подходе достигается максимальная степень индивидуализации обучения.

Техническая подготовка должна сочетаться учетом специфики мотивационной сферы студентов. Результаты исследований мотивации студентов к занятиям физической культурой и спорту свидетельствуют о поверхностности психологических причин, обусловливающих негативное отношение к данной деятельности (несовершенство материально-технической базы, большое число занимающихся, неудобное расписание занятий и др.) [2, с. 276]. Данные мотивационные особенности нельзя игнорировать. На наш взгляд, систематичность и осмысленность занятий позволят улучшить отношение студентов к вузовской физической культуре. Как отмечает Е.М. Батенко, результативность является одним из стимулов к физическому совершенствованию [1, с. 82]. Педагог при поддержке вуз должен создать такую систему подготовки, которая обеспечивала бы ощутимое развитие умений и навыков студентов в течение получения ими образования.

Таким образом, для формирования умений и навыков в командных играх при занятиях один раз в неделю необходимо: разработать дифференцированный план-программу по формированию технических умений у игроков; сочетать командные игры с общей физической подготовкой; поддерживать деятельность в образовательной организации любительской спортивной команды для появления дополнительного мотивационного аспекта у студентов. В том случае, если на занятиях физической культурой командный играм не уделяется большого значения, то необходимо уделять внимание общим двигательным навыкам в контексте развития определенных физических качеств. При этом нельзя сводить занятия к обычному фитнесу, поскольку в этом случае они перестанут носить целенаправленный и воспитательный характер. В конечном счете формирование умений и навыков будет зависеть от уровня развития в образовательной организации спортивной жизни, наличия (или отсутствия) полноценной системы физического воспитания, опыта и профессиональной позиции педагога.

В заключение отметим, что эффективность физического воспитания студентов во многом зависит от баланса между общими началами физическом подготовки и дифференцированным подходом к организации занятий. Установление данного баланса в целом способствует достижению целей образовательного процесса.

Библиографический список

1. Батенко Е.М. Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студентов // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. - 2017. -№ 3. - С. 80-82.

206

Вестник КГУ 2018

Формирование умений и навыков при условии занятий физической культурой один раз в неделю

2. Болдов А. С., Гусев А.В., Илькевич К.Б., Шара-гин В.И. Исследование внешних и внутренних психологических причин отсутствия мотивации студентов к занятиям по физической культуре в вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгаф-та. - 2017. - № 4 (146). - С. 275-281.

3. Вавилов А.Л. Об индивидуальной подготовленности игроков студенческой баскетбольной команды // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (33). - С. 11-14.

4. Платонова Н.И. Волейбол как средство развития физических качеств студентов вузов // Концепт. - 2016. - № 7. - С. 1-6.

5. Сластенина Т.А. Начальный этап в обучении технике игры в волейбол // Человек. Спорт. Медицина. - 2006. - № 3. - С. 6-8.

6. Тинюков А.Б., Тимошина И.Н., Костюни-на Л.И. Требования к выполнению индивидуальных технических приемов в волейболе // Педаго-гико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. -Т. 12. - № 1. - С. 103-110.

References

1. Batenko E.M. Vliyanie zanyatij fizicheskoj kul'turoj na uroven' fizicheskoj podgotovlennosti

studentov // Omskij nauchnyj vestnik. Seriya: Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost'. - 2017. -№ 3. - S. 80-82.

2. Boldov A.S., Gusev A.V., Il'kevich K.B., SHaragin V.I. Issledovanie vneshnih i vnutrennih psihologicheskih prichin otsutstviya motivacii studentov k zanyatiyam po fizicheskoj kul'ture v vuze // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. -2017. - № 4 (146). - S. 275-281.

3. Vavilov A.L. Ob individual'noj podgotovlennosti igrokov studencheskoj basketbol'noj komandy // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. -2017. - № 11 (33). - S. 11-14.

4. Platonova N.I. Volejbol kak sredstvo razvitiya fizicheskih kachestv studentov vuzov // Koncept. -2016. - № 7. - S. 1-6.

5. Slastenina T.A. Nachal'nyj ehtap v obuchenii tekhnike igry v volejbol // CHelovek. Sport. Medicina. - 2006. - № 3. - S. 6-8.

6. Tinyukov A.B., Timoshina I.N., Kostyunina L.I. Trebovaniya k vypolneniyu individual'nyh tekhnicheskih priemov v volejbole // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. - 2017. - T. 12. - № 1. -S. 103-110.

Педагогика. Психология. Социокинетика J №2

207

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.