ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО «СПОРТИВНЫМ ИГРАМ»
Т.А. Сластенина ЮУрГУ, г. Челябинск
Рассматриваются особенности использования педагогических технологий в обучении технико-тактическим приёмам волейбола на занятиях по «Спортивным играм» в вузе.
В муниципальных образовательных учреждениях учителя физической культуры недостаточно формируют и развивают навыки техники игры в волейбол у школьников. Выпускники школ приходят в вуз не готовыми к углубленному изучению методик преподавания спортивных игр, необходимых для формирования профессиональных знаний, умений и навыков будущих специалистов физической культуры. Кроме того, студенты имеют различный исходный уровень общей физической и двигательной подготовки, способности к освоению видов и форм учебно-профессиональной деятельности, что актуализирует необходимость использования возможностей педагогических технологий в подготовке будущего специалиста физической культуры.
Овладение технико-тактическими приёмами волейбола - процесс сложный и трудоёмкий, требующий от студентов вузов определенного уровня развития двигательных качеств.
Отсюда вытекает задача - сформировать навыки игры в волейбол и показать возможности использования педагогических технологий будущим специалистам физической культуры в практической деятельности.
Внедрение педагогических технологий необходимо для повышения эффективности учебного процесса, поскольку значительно снижает взаимозависимость между способностями студентов и достигнутыми ими результатами в освоении двигательных действий.
Техника игры в волейбол состоит из сложных по координации движений элементов. В отличие от других видов спорта, в волейбол нельзя начать играть, не освоив предварительно технику выполнения основных приёмов. О трудности их выполнения свидетельствует тот факт, что по количеству технических ошибок волейбол значительно превосходит все спортивные игры.
Основу успешных действий в волейболе составляют стремительные перемещения, частые и высокие прыжки, разнообразные удары по мячу. Мгновенная и правильная оценка игровой обстановки, наличие тактического мышления играющих, быстрота зрительно-двигательных реакций, умение контролировать несколько объектов одновременно (летящий мяч, перемещения партнёров и соперников), быстрое переключение от одних дей-
ствий к другим, интенсивное и устойчивое внимание в течение длительного периода времени делают волейбол достаточно сложным техническим видом спорта.
Игра в волейбол отличается от других спортивных игр, прежде всего тем, что игрок при взаимодействии с партнерами по команде не может долго удерживать мяч. Передача выполняется кратковременным кинестетическим прикосновением к мячу. Ограниченные размеры площадки, различная скорость полёта мяча и быстрая смена игровых ситуаций создают условия для развития антиципации.
Ни одна из педагогических технологий в условиях вуза не является универсальной, поскольку преподаватель имеет дело с группой студентов с различным уровнем подготовленности и потенциальными возможностями в обучении.
Педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса [7].
В.И. Загвязинский так характеризует различия между технологией и методикой: и технология и методика обладают системностью, но идеальная технология характеризуется жестко определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели, т.е. инструментальностью [2].
Методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, следовательно, не предполагает гарантированного достижения цели, т.е. даже идеальная методика не обладает высокой инструментальностью. Любая дидактическая система в зависимости от уровня ее инструментальности может быть ближе либо к технологии, либо к методике.
Г.К. Селевко отмечает, что в технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная компоненты, а в методиках - целевая, содержательная, качественная и вариативноориентировочная стороны [4].
Технология отличается от методики своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если». Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда,
Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 7, том 2
9
Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта
наоборот, те или иные технологии - в состав методик обучения.
Методики обучения более устойчивы, чем технологии, они изменяются вместе со сменой образовательной идеи. Технологии многовариант-ны, даже в рамках одной методики [3].
В учебном процессе вуза имеются фиксированные параметры усвоения учебного материала: одинаковое количество учебных часов, способы получения учебно-познавательной информации и т.д. Однако, при наличии контроля и оценки как структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности, результаты обучения студентов технике спортивных игр характеризуются заметным разбросом.
Учебным планом специальности 050720 на освоение раздела «Волейбол» в цикле «Спортивных игр» предусмотрено 36 часов практических занятий. Обучение каждому техническому приёму проводится по схеме:
1. Выполнение подводящих упражнений к изучаемому приёму.
2. Изучение исходного положения для выполнения приёма.
3.Имитация движения.
4. Выполнение приёма в облегчённых условиях.
5.Выполнения специальных упражнений.
6. Совершенствование приёма в игровых условиях.
Нападающий удар является сложным двигательным действием, поэтому при обучении мы используем расчленённый метод обучения, состоящий из двух этапов. На первом этапе разучиваем движения ног: разбег со стопорящим шагом, затем включаем в упражнение прыжок вверх. На втором этапе разучиваем движения рук: из исходного положения стоя выполняем имитацию ударного движения. После освоения этих упражнений объединяем их в одно целое. Далее приступаем к имитации нападающего удара через сетку с броском теннисного мяча в пол. Следующим этапом обучения является нападающий удар через сетку с собственного набрасывания мяча. В качестве подводящего упражнения используем удары по мячу в пол одной рукой. Поэтапное овладение каждым упражнением даёт возможность освоить технику нападающего удара почти всем обучающимся.
Коррекция процесса обучения осуществляется по данным оперативной обратной связи, которая даёт всем студентам (не только талантливым и одарённым) возможность достичь высоких показателей в изучаемой дисциплине.
На этапах освоения технических приёмов волейбола используются различные виды текущего контроля и оценки. Так, вначале фиксирует и корректирует ошибки преподаватель, а в дальнейшем студентам предлагаются ролевые задания («преподаватель» и «ученик»), включающие элементы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля.
На практических занятиях по волейболу целесообразно использовать следующие виды самоконтроля:
- анализ взаиморасположения частей тела;
- анализ движений;
- анализ звука, возникающего в момент контакта рук волейболиста с мячом;
- анализ траектории полёта мяча;
- анализ изменения цвета кожных покровов в местах контакта рук с мячом (при приёме мяча снизу).
Особенностью педагогических технологий в обучении технико-тактическим приёмам волейбола является направленность на достижение цели -сдачу контрольных нормативов, включающих в себя выполнение фиксированного количества повторений технических приёмов.
Для получения зачёта по дисциплине Спортивные игры студентам предлагается выполнить 50 передач мяча двумя руками (сверху / снизу) и 5 результативных ударов по мячу одной рукой (нападающий удар / подача), демонстрируя технику используемого приёма. Количество повторений каждого приёма подобрано таким образом, что занимающийся может справиться с заданием, только овладев навыками этих приёмов. Студентам, не выполнившим это задание, преподаватель указывает на имеющиеся ошибки и предлагает упражнения по их исправлению.
Таким образом, использование педагогических технологий в обучении способствует освоению технико-тактических приёмов волейбола на занятиях по «Спортивным играм» в вузе.
Литература
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
2. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
3. Педагогические технологии: Учебное пособие /Авт.-сост. Т.П. Сальникова. - М.: ТЦСфера, 2005. -128 с.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
5. Сластенина T.A. Физическая культура. Спортивные игры. Волейбол: Учебное пособие. -Челябинск:, 2006. - 69 с.
6. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учеб. пособие для пед. вузов по специальности 033100- Физическая культура / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, A.B. Лексаков; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Academia, 2001. - 517 с.
7.Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. педвузов. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
10
Вестник ЮУрГУ, № 3, 2006