Научная статья на тему 'Методические условия реализации блочно-модульной системы подготовки волейболистов'

Методические условия реализации блочно-модульной системы подготовки волейболистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
461
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / TECHNICAL READINESS / LEARNING AND TRAINING WORK / MOTIVE AND FUNCTIONAL CAPABILITIES / MODULE EDUCATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Славнова Марина Юрьевна

В статье представлен принцип организации учебного процесса с использованием блочномодульной системы подготовки студентов специализации « волейбол» в высших учебных заведениях. Показана эффективность использования модульного обучения в освоении техники простых и сложнокоординационных приемов игры, развития тактического мышления и группового взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology for block-module system of training of volleyball players

In the article the principle of organization of educational process is presented with the use of the block-module system of training of students of specialization «volley-ball» in higher educational establishments. The efficiency of the use of the module educating is shown in mastering technique of simple and coordinative elements of the game, development of tactical thinking and group co-operation.

Текст научной работы на тему «Методические условия реализации блочно-модульной системы подготовки волейболистов»

значимости и суммой дисперсии 25 % составил первый фактор. При этом самый высокий факторный вес наблюдается у показателя, характеризующего скоростно-силовые качества, он составляет 0,76. Вклад в обобщенную дисперсию второго фактора составил почти 21 %. В него вошли показатели гибкости, и самая высокая факторная нагрузка равна 0,71. Третий фактор составляют показатели, характеризующие такое физическое качество, как выносливость. Вклад в обобщенную дисперсию третьего фактора составил 16 % с факторным весом 0,51. Четвертый фактор с вкладом в обобщенную дисперсию около 15 % составили показатели, характеризующие координацию, и самая высокая факторная нагрузка равна 0,67.

Выводы. Из проведенного исследования можно сделать вывод, что факторную структуру физической подготовленности студентов-хореографов составляют четыре фактора. Факторный вес показателей скоростно-силовых качеств составляет первый фактор (24 %), второй — показатели гибкости (21 %), третий — показатели выносливости (16 %), четвертый — показатели координации (15 %).

Результаты факторного анализа позволяют определить структуру и содержание специальной физической подготовки студентов — будущих преподавателей хореографических дисциплин. Подбор физических упражнений должен быть направлен в первую очередь на развитие физических способностей, требующих проявления скоростно-силовых качеств, а также гибкости, выносливости и координации, необходимых в хореографической подготовке.

Таким образом, содержание специальной физи-

ческой подготовки студентов-хореографов помимо «хореографического тренажа» должно содержать комплексы упражнений, направленных на совершенствование профессионально значимых физических качеств. Тем самым можно предположить, что комплексное использование средств хореографии и физического воспитания в виде целенаправленных физических упражнений позволит обосновать совершенствование структуры и содержания специальной физической подготовки студентов-хореографов.

В дальнейшем планируется разработать и экспериментально обосновать технологию соединения средств хореографии и физического воспитания в учебном процессе студентов-хореографов.

Библиографический список

1. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Сов. энциклопедия, 1984. — 1600 с.

2. Начинская, С. В. Спортивная метрология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. В. Начинская. — М. : Академия, 2005. — 240 с.

САБАНЦЕВА Татьяна Виталиевна, преподаватель кафедры хореографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, соискатель по кафедре теории и методики гимнастики Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

Адрес для переписки: e-mail: sabtv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.08.2011 г.

© Т. В. Сабанцева

УДК 378.662 : 796.325 М. Ю. СЛАВНОВА

Омский государственный технический университет

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ______________________________________

В статье представлен принцип организации учебного процесса с использованием блочномодульной системы подготовки студентов специализации «волейбол» в высших учебных заведениях. Показана эффективность использования модульного обучения в освоении техники простых и сложнокоординационных приемов игры, развития тактического мышления и группового взаимодействия.

Ключевые слова: техническая подготовленность, учебно-тренировочная работа, двигательные и функциональные способности, модульное обучение.

Развитие физической культуры и спорта — приоритетное направление социальной политики государства. Важное место занимают исследования, направленные на поиск новых, более эффективных, форм организации физкультурно-оздоровительной работы со студентами технических вузов.

Волейбол является одной из самых распространенных и любимых игр многих стран мира. Эта игра способствует всестороннему физическому развитию человека. Овладение техникой и тактикой игры, при-

обретение специальных знаний осуществляется в процессе технико-тактической подготовки, ей принадлежит одно из центральных мест в общей структуре учебно-тренировочного процесса [1].

При нынешнем развитии спортивных достижений выдающиеся показатели возможны только в результате правильной всесторонней технической подготовленности игроков, для чего необходимо в равной степени владеть всеми известными приёмами и всеми способами их выполнения. Такая необходи-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

Отличия традиционной модели построения тренировок волейболистов и при использовании блочно-модульной системы подготовки

Характеристики построения подготовки Традиционная модель Блоковая композиция

Доминирующий принцип комплектования нагрузок Комплексное применение различных по своему воздействию нагрузок Концентрация специализированного воздействия на минимум «качеств-мишеней»

Временное согласование акцентов развития «качеств-мишеней» Преимущественно параллельное Преимущественно последовательное

Ведущий смысловой компонент планирования Период подготовки: подготовительный, соревновательный, переходный Этап подготовки — комбинация трех типов блоков-мезоциклов

Участие в соревнованиях Преимущественно в соревновательном периоде Преимущественно в конце каждого этапа подготовки

Таблица 2

Тестирование 1 (контрольной) группы, в %

Оценка в баллах Комбинированны й тест Перемещение 6x5 Нападающий удар Передачи в точку

5 (высокая) 0 0 0 0

4 (хорошая) 28 22 0 17

3 (средняя) 44 56 50 61

2 (низкая) 28 22 50 22

Таблица 3

Тестирование 2 (экспериментальной) группы, в %

Оценка в баллах Комбинированны й тест Перемещение 6x5 Нападающий удар Передачи в точку

5 (высокая) 28 22 17 33

4 (хорошая) 44 44 50 44

3 (средняя) 28 33 33 22

2 (низкая) 0 0 0 0

мость возникает в связи с тем, что игра волейболистов характеризуется активными действиями и умением действовать внезапно в любой момент. Она протекает в очень быстром темпе, при постоянном изменении ситуации. Для решения конкретных задач в каждый момент необходимо владеть всеми основными приёмами игры, владеть игровыми действиями, состоящими из нескольких приёмов, сочетающихся между собой в различной последовательности.

Техника спортсмена на каждом этапе развития — это наиболее эффективное, апробированное практикой средство, которое даёт возможность игроку в рамках правил успешно действовать в сложных ситуациях борьбы. Для того чтобы добиваться наилучших результатов в мгновенно складывающихся игровых положениях, волейболист должен владеть всем богатством разнообразия технических приёмов, быстро и точно их выполнять.

Технико-тактическая подготовка при работе с волейболистами занимает одно из важнейших мест, ибо она означает обучение умению играть. Основу игры составляет способность владеть мячом, то есть техника, а умение распорядиться им есть не что иное, как тактика. Для этого нужно правильно выбрать способ, место и время действия, быстро и правильно реагировать на действия противника, уметь взаимодействовать со своими партнерами. Именно это и является содержанием тактической подготовки.

Современный волейбол предъявляет высокие требования к двигательным способностям и функци-

ональным возможностям спортсменов, но это лишь малая часть подготовки волейболистов, основа всего — технико-тактическая подготовка. Стратегия успешного ведения игровой борьбы, быстрое переключение от одной игровой ситуации к другой, хорошая защита и результативное молниеносное нападение — суть игры в волейбол.

Весь процесс учебно-тренировочной работы должен обеспечивать высокий уровень овладения техникой игры в волейбол, развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), воспитание волевых черт характера, укрепление здоровья занимающихся и на этой основе достижение высокого спортивного мастерства. Процесс обучения техническим приемам необходимо сочетать с выработкой у волейболистов умения выполнять их в динамических ситуациях противоборства, а также выстраивать технические действия в соответствии со способами тактический подготовки и ситуациями противоборства.

Наиболее рациональным при разработке оптимальных технологий обучения в волейболе является блочно-модульный принцип организации учебного процесса. В настоящее время понятие модульности приобретает методологический смысл. Модульность выступает как принцип системного подхода к процессу обучения [2].

Принцип модульности (наряду с таким важным принципом системного подхода как принцип развития) определяет динамичность и мобильность функ-

ционирования системы. Причем сама система может быть представлена как совокупность модулей или рассматриваться как отдельный модуль в структуре более общей системы.

Модульное обучение — это технология обучения, сущность которой состоит в том, чтобы обучающийся мог самостоятельно работать с предложенной ему программой; ставит своей целью обеспечение гибкости, приспособления к индивидуальным способностям игроков и уровню их базовой подготовки. При модульном обучении педагог выполняет помимо формирующих и контролирующих функций еще и функции консультанта и координатора. Использование принципа модульного обучения на практике позволяет строить тренировочный процесс так, чтобы разделы были взаимосвязаны друг с другом, что дает возможность дополнять и создавать учебный материал, не нарушая его единого содержания.

Анализ работы показывает, что при системнодеятельностном подходе и использовании модульного принципа обучения можно успешно осуществлять в системе подготовки студентов специализации «волейбол» в высших учебных заведениях.

Для решения поставленных задач на занятиях по волейболу были введены «блоки» упражнений, включающие в себя набор упражнений по технической, тактической и физической подготовке волейболистов.

Основным требованием к выполнению упражнений является повышение ответственности за выполняемый элемент, умение бороться за сохранение мяча в игре в любом выполняемом упражнении.

Блоковое построение подготовки позволяет упорядочить и облегчить текущий и этапный контроль; при текущем контроле в первую очередь отслеживаются показатели, характеризующие реакцию на доминирующий тип нагрузки; тесты этапного контроля органично вписываются в заключительную фазу этапа. Кроме того, появляется возможность существенно сократить объемы суммарной тренировочной работы, направленные на освоение базовых элементов техники игры, поскольку ее построение оказывается более целенаправленным и сбалансированным (табл. 1).

Контрольные испытания по определению уровня технико-тактической подготовленности волейболистов включали в себя четыре теста: «комбинированное упражнение», «нападающий удар», «передачи в точку», «перемещение 6x5». Оценка динамики изменения уровня технико-тактической подготовленности студентов показала, что большинство

волейболистов экспериментальных групп улучшили свои показатели по сравнению со студентами контрольной группы (табл. 2, 3).

Сравнительные исследования уровня технико-тактической подготовленности показали, что в группах, занимающихся с использованием блочно-модульной системы подготовки, применяются более разнообразные технико-тактические приемы по сравнению с контрольными группами.

Таким образом, применяя блочно-модульную систему подготовки волейболистов, можно осуществлять обучение в условиях создания противодействия в игровых упражнениях с целью эффективного использования технико-тактических приемов в условиях игры. Студентам 1—2 курсов блочно-модульная система поможет быстро освоить технику простых и сложно-координационных приемов. Студентам старших курсов — совершенствовать ранее изученные технические приемы для развития тактического мышления и группового взаимодействия.

Практика показала, что введение в учебный процесс заданий блочно-модульной системы имеет последовательный и целенаправленный характер и связано с возрастом и уровнем квалификации сту-дентов-волейболистов.

Блочно-модульная система организации обучения обеспечивает системный подход к построению предмета и определению его содержания, более полное удовлетворение творческой личности в образовательной деятельности при усиленной мотивации к учению, широкое использование активных методов обучения.

Библиографический список

1. Марков, К. К. Руководство тренера по волейболу : монография / К. К. Марков. — Иркутск : ИрИИТ, 1999. — 276 с.

2. Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : методическое пособие / М. А. Чошанов. — М. : Народное образование, 1996. — 157 с.

СЛАВНОВА Марина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт».

Адрес для переписки: e-mail: slavnova_m@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.06.2011 г.

© М. Ю. Славнова

Книжная полка

Кулагина, Е. Физическая культура для детей от 2 до 9 лет / Е. Кулагина. - М. : АСТ, 2010. -110 с. - ISBN 978-5-17-064161-1.

Эта книга написана для того, чтобы увлечь ваших детей спортом и научить их правильно выполнять различные упражнения, необходимые для развития. Благодаря этой книге они научатся правильно бегать, прыгать, кувыркаться, плавать и т.п. А также станут уверенными в себе. И это не менее важно! Более того, эта книга может быть весьма полезной и для взрослых. Ведь, для того чтобы поддерживать хорошую физическую форму, быть бодрым каждый день, нам также необходимо заниматься спортом и также необходимо уметь правильно бегать, прыгать, плавать и даже кувыркаться. Вы скажете, что способности к спорту заложены в генах, и если их нет, затея с тренировками бесполезна и лучше ее оставить. Это далеко не так! Любой человек, будь то ребенок или взрослый, может развить в себе эти способности, если будет многократно повторять упражнения, описанные в этой книге, соблюдая все указания и правила. Помните об этом, и у вас все получится! Примите во внимание вышеуказанные советы и дерзайте!

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.