Научная статья на тему 'Применение интерактивных технологий в контексте формирования экологоориентированной личности будущих специалистов'

Применение интерактивных технологий в контексте формирования экологоориентированной личности будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE TEACHING METHODS / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / СИСТЕМА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ / РЕГИОН / REGION / ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / VOLGOGRAD STATE UNIVERSITY / ENVIRONMENTALLY-ORIENTED PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева А.А., Иванцов Е.А.

В статье представлены результаты исследований применения интерактивных технологий в классическом высшем образовании при подготовке специалистов-экологов. Научный интерес к данной теме связан с ролью активных методов обучения в процессе формирования экологоориентированной личности. В работе рассматривается опыт реализации как аудиторных, так и внеаудиторных занятий со студентами кафедры экологии и природопользования Волгоградского государственного университета. Выявлена специфика применения интерактивных методов при освоении профильных дисциплин, доказана их эффективность по сравнению с традиционными формами реализации учебных курсов. В статье отражены результаты проведенных исследований по оценке результативности освоения используемых интерактивных технологий в учебном процессе. Использование подобных технологий не только занимает ведущую позицию внутри вузовской среды, но и имеет особое значение при реализации социально-значимых проектов экологической направленности во внешней среде. В статье отражены результаты многолетнего педагогического опыта по внедрению интерактивных технологий во внеаудиторной работе. Показан опыт конкретного студенческого экологического общества, в деятельность которого входит как проведение природоохранных мероприятий, разработанных для студентов, так и популяризация экологических знаний. Подобная деятельность направлена на вовлечение представителей разных целевых групп населения. Обосновывается необходимость комплексного подхода к практическому применению интерактивных технологий в процессе подготовки будущих специалистов-экологов. Отражены ключевые моменты формирования экологоориентированной личности при внедрении интерактивных методов обучения, как в образовательном процессе, так и во время участия обучающихся во внеаудиторной работе, организованной научно-педагогическими работниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеева А.А., Иванцов Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF ENVIRONMENTALLY ORIENTED IDENTITY FORMATION AMONG FUTURE SPECIALISTS

The article presents the results of interactive technologies application in classical higher education of specialist-environmentalists. The scientific interest in this topic relates to the role of active learning methods in the formation of environmentally aware person. This article examines the experience of both classroom and extracurricular activities at the Department of Ecology and Nature Management in Volgograd State University. The specificity of the application of interactive methods in mastering major disciplines was determined and their effectiveness compared to the traditional forms of training courses was proven. The article reflects the results of the study to assess the development of effectiveness of the used interactive technologies in the educational process. The use of such technologies holds a leading position not only within the university environment but is particularly important for the implementation of socially significant environmental projects in the real world. The article reflects the results of many years of educational experience in the implementation of interactive technologies in extracurricular work. The experience of a specific student ecological community is shown. Its principal activities include not only the organization of environmental events for students but popularization of ecological awareness as well. This activity is aimed at involving different target groups. The authors justify the need for an integrated approach to the practical application of interactive technologies in the training process of future environmental professionals. The article describes the key moments in the formation of environmentally-oriented identity which are important not only for introducing interactive teaching methods in the educational process but in the extracurricular work organized by the academic staff as well.

Текст научной работы на тему «Применение интерактивных технологий в контексте формирования экологоориентированной личности будущих специалистов»

Roitblat O. V., Makarena A. A., Surtaeva N.N. In: Chelovek i obrazovanie [Man and Education], No.4 (2011): 59-64. (In Russian).

Rossijskoe obrazovanie - 2020: model' obrazovaniya dlya ehkonomiki, osnovannoj na znaniyah: k IX Mezhdunar. nauch. konf. «Modernizaeiya ehkonomiki i globalizaeiya» [Russian education - 2020: an education model for a knowledge-based economy: em the 9th International scientific conference «Modernization of the economy and globalization»]. Ed. by Ya. Kuz'minov, I. Frumin. Moscow: Izd, Dom GU VSHE, 2008. (In Russian).

Ekonomika truda [Labour economics. 2nd ed.] Ed. by Gorelova N.A. Saint Petersburg: Norma, 2007. (In Russian).

Zh. B. Margolina

St. Petersburg, Russia N. A. Shumilova

Tallinn, Estonia

NONFORMAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION IN MODERN CONDITIONS

Abstract. This article presents the development trends in the international educational space and the changes taking place in the world, which indicate the problem of continuing professional education. The subject of the research is lifelong learning, the aim is to identify the place of non-formal learning in the structure of lifelong learning. The UNESCO Memorandum underlines that each Member State of the United Nations should recognize that education of adults is a necessary and specific component of their educational system and a permanent feature of their social, cultural and economic development. The article shows the history of the emergence of lifelong education in the educational space and reveals the principles of lifelong learning. The authors drew special attention to the place of non-formal education in the system of continuing professional education including Masters Degrees. Different points of view on the term «non-formal education» are given. Based on the normative strategic documents the article focuses on various forms of lifelong learning, i.e. formal, non-formal and informal learning.

Key words: formal learning; non-formal learning; continuing professional education; informal learning; non-formal learning in professional education.

About the authors: Zhanna Borisovna Margolina1, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor at the Department of the Theory and History of Pedagogy; Natalia Alexandrovna Shumilova2, senior teacher.

Place of employment: the Herzen State Pedagogical University of Russia1, Ehte Humanitaargümnaasium (humanitarian gymnasium)2.

Марголина Ж., Шумилова H.A. Неформальное образование в контексте организации непрерывного профессионального образования в современных условиях // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018. №2. С. 62-68.

Margolina Zh.B., Shumilova N.A. Nonformal education in the context of continuing professional education in modem conditions // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2018. No. 2. P. 62-68.

УДК 378.147:502.12 А. А. Матвеева, Е. А. Иванцов

Волгоград, Россия

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация. В статье представлены результаты исследований применения интерактивных технологий в классическом высшем образовании при подготовке специалистов-экологов. Научный интерес к данной теме связан с ролью активных методов обучения в процессе формирования экологоориентированной личности. В работе рассматривается опыт реализации как аудиторных, так и внеаудиторных занятий со студентами кафедры экологии и природопользования Волгоградского государственного университета. Выявлена специфика применения интерактивных методов при освоении профильных дисциплин, доказана их эффективность по сравнению с традиционными формами реализации учебных курсов. В статье отражены результаты проведенных исследований по оценке результативности освоения используемых интерактивных технологий в учебном процессе. Использование подобных технологий не только занимает ведущую позицию внутри вузовской среды, но и имеет особое значение при реализации социально-значимых проектов экологической направленности во внешней среде. В статье отражены результаты многолетнего педагогического опыта по внедрению интерактивных технологий во внеаудиторной работе. Показан опыт конкретного студенческого экологического общества, в деятельность которого входит как проведение природоохранных мероприятий, разработанных для студентов, так и популяризация экологических знаний. Подобная деятельность направ-

лена на вовлечение представителей разных целевых групп населения. Обосновывается необходимость комплексного подхода к практическому применению интерактивных технологий в процессе подготовки будущих специалистов-экологов. Отражены ключевые моменты формирования экологоориентированной личности при внедрении интерактивных методов обучения, как в образовательном процессе, так и во время участия обучающихся во внеаудиторной работе, организованной научно-педагогическими работниками.

Ключевые слова: активные методы обучения; интерактивные технологии; система высшей школы; экологическое образование; экологоориентированная личность; регион; Волгоградский государственный университет.

Сведения об авторах: Анна Александровна Матвеева1, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры экологии и природопользования; Елена Анатольевна Иванцова2, доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры экологии и природопользования.

Место работы: Волгоградский государственный университет1'".

Контактная информация: 1:2400062, г. Волгоград, пр. Университетский, д. 100, тел.: +79053399654; 'e-mail: aamatveeva@bk.ru, matveeva@volsu.ru, 2e-mail: ivantsova.volgu@mail.ru.

В процессе развития экологического образования в системе высшей школы уже традиционно используются современные педагогические технологии, базирующиеся на применении активных методов обучения. Наибольший интерес представляют интерактивные технологии, выраженные в различных методах: игровая форма, метод «case study», проектное обучение и др. (Асташина, Симусёва 2017; Гущин 2012).

Интерактивные методы обучения реализуют личностно-деятельностный подход в образовательной среде и отражают процесс обучения как:

- взаимодействие обучающегося с учебной средой, окружением;

- процесс взаимодействия между человеческими индивидуумами;

- процесс познания, где знания добываются через диалог, полилог (Ступина 2009).

Опыт педагогической практики показывает, что применение игровой формы при подготовке будущих специалистов позволяет формировать экологоориентированную личность, при этом может создаваться образовательная среда как внутривузовского, так и внеаудиторного взаимодействия (Иващенко и др. 2008).

В процессе освоения профильных дисциплин студенты, обучающиеся в бакалавриате и магистратуре по направлению подготовки «Экология и природопользование», получают знания, овладевают навыками и умениями, закрепленными в виде соответствующих компетенций в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования. Интерактивные методы обучения используются научно-педагогическими работниками в объеме, предусмотренном учебным планом и в соответствии с рабочей программой преподаваемой дисциплины (Матвеева, Утегалиева 2016; Матвеева и др. 2017; Иванцова, Матвеева 2017).

На протяжении уже более 15 лет для обучающихся на четвертом курсе бакалавриата реализуется дисциплина «Экологический мониторинг», которая актуализировалась, в т. ч. в соотношении распределения часов лекционных и семинарских занятий. В осеннем семестре 2017-2018 учебного года аудиторная нагрузка по дисциплине складывалась в следующем объеме: один раз в 2 недели - лекции и каждую неделю - лабораторные работы в специализированной эколого-аналитической лаборатории кафедры (180 часов/5 зач. ед.). Итоговой формой отчетности являлся экзамен. Однако реализуемая лекционная форма отличается от общепринятой классической лекции и имеет вид лекции-диалога, когда содержание представленного материала подается через серию вопросов, на которые студенты должны отвечать непосредственно в ходе самой лекции. Как показывает практика, после каждой проведенной лекции в подобной форме студенты усваивают материал на 30% эффективнее, чем при традиционном академическом лекционном занятии.

Особое место в подготовке обучающихся занимает дисциплина «Экологическое образование», которая реализуется только в виде практикоориентированных занятий в объеме 2 аудиторных часов в неделю (108 часов/3 зач. ед). Все задания, которые разбираются в течение семестра при освоении дисциплины, полностью отражают специфику применяемых интерактивных методов (табл. 1).

Результаты апробации используемых интерактивных технологий представлены в таблице 2.

Оценивая результативность предложенных технологий при реализации дисциплины «Экологическое образование», можно прийти к выводам, что студенты, выполнившие задание на 100 и 75%, составляют от 70 до 90% от всего количества обучающихся.

Таблица 1

Интерактивные технологии, применяемые при реализации курса «Экологическое образование»

№ и/и

Наименование задания

Тип задания

Краткое описание

Форма отчетности

Мах кол-во баллов за задание (в рамках БРС по дисциплине1)

Анализ системы высшего образования за рубежом

Ролевая игра

В качестве базы для анализа используются литерные и фондовые источники, которые отражают современное состояние системы образования в высшей школе в экономически развитых странах. Обучающиеся представляют определенную страну, выбранную ими, и рассказывают про специфику организации образования в высшей школе. При этом докладчик воспринимается как представитель выбранного государства и должен доказать состоятельность системы своей страны, а остальные в группе являются прямыми оппонентами, которые представляют РФ

Презентация на практическом занятии, подготовленная в рамках самостоятельной работы обучающегося

«Робинзон»

Имитационная игра

Исследование экономического содержания категорий «ресурсы», «единовременные и текущие затраты времени», соизмерение затрат с конечным результатом. Каждая игровая группа ведет дневник регистрации затрат времени и выбирает свою стратегию обеспечения едой, жильем и одеждой, одновременно решая задачу - постройки лодки

Академическая группа разбивается на команды (по 5-7 человек) и итогом выполнения задания становится победа той команды, которая первой покидает необитаемый остров

«Чистый воздух»

Блиц-игра

Блиц-игра позволяет воссоздать в учебных условиях реальность происходящих событий, используя реальные ситуации. Это дает участникам процесса возможность принимать самостоятельные решения, приобретать конкретные знания, навыки и умения. Участники игры рассматривают экологические проблемы обеспечения качества воздушного бассейна в РФ

Для достижения и эффективного выполнения задач игры участникам команды необходимо ознакомиться со статистическими материалами, содержащимися в докладе о состоянии окружающей среды, и правилами игры. Академическая группа разделяется на 4 команды. Итоговой формой является выступление команд перед другими участниками

Формой итоговой отчетности при реализации курса является дифференцированный зачет, поэтому итоговое количество баллов, набранное обучающимся в течение семестра, составляет 100.

Таблица 2

Результативность работы студентов по заданиям, разработанным

для реализации дисциплины «Экологическое образование»

Доля студен- Доля студен- Доля студен- Доля студентов, выполнивших задание менее чем на 25% Доля студентов, не справившихся/не выполнявших задание

№ п/п Наименование тов, выполнивших задание на 100% тов, выполнивших задание на 75% тов, выполнивших задание на 50%

1 Ролевая игра 40% 30% 20% 7% 3%

2 Имитационная игра 30% 50% 15% 4% 1%

3 Блиц-игра 60% 30% 5% 5% -

Учебные дисциплины, реализуемые в рамках подготовки магистров по направлению «Экология и природопользование» (профиль «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность»), нацелены на реализацию профессиональных компетенций в соответствии с видами профессиональной деятельности - научно-исследовательской и контрольно-экспертной. Так, практический интерес представляет дисциплина «Управление в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности». Аудиторная нагрузка представлена в объеме 2 аудиторных часов в неделю (108/3 зач. ед.). В процессе освоения курса обучающиеся принимают участие в составлении типового договора по приему на работу, в разработке должностных инструкций для инженера-эколога и получении практического опыта по работе с документацией в отделе охраны труда университета. Это в очередной раз доказывает эффективность применения интерактивных технологий для формирования экологоориен-тированной личности будущих специалистов. Применяемые методы интерактивных технологий равномерно распределены в течение семестра по модулям, что позволяет обучающимся полноценно готовиться к заданиям.

Однако каждая из профильных дисциплин не является отдельным блоком полученных знаний, а служит своеобразным интеграционным базисом полученных данных в форме интерактивного образовательного модуля, что существенно повышает уровень экологического сознания и воспитания обучающихся.

Одной из форм внеаудиторной работы является разработка интерактивных заданий для ежегодного мероприятия, приуроченного к встрече с потенциальными абитуриентами (День открытых дверей). Совместно со студентами были подготовлены творческие задания, направленные на развитие как ключевых компетенций, так и предметных. Например, к таким заданиям можно отнести составление экологических филвордов - разновидности кросс-

ворда, или экоэрудита, представляющего собой последовательность смысловых картинок, которые отражают экологический процесс, явление, объект и т. д. Будущим абитуриентам предлагалось найти любое слово из списка и дать ему определение. Как показывает практика, в процесс были вовлечены все целевые группы: школьники, молодежь, старшее поколение (родители). Это говорит о том, что в настоящее время происходит все более полная интеграция экологического образования в становление и развитие личности.

Подготовка студентов к профессиональной деятельности оказывается малоэффективной, если не вовлекать обучающихся в эколо-гоориентированные мероприятия во внеаудиторное время: экологические акции, форумы, конференции как элемент закрепления полученных теоретический знаний. Особое место отводится реализации социально значимых проектов экологической направленности. Так, в 2010 г. на базе кафедры было создано студенческое экологическое общество «Экоинициати-ва», основными задачами которого являются:

- активизация социально значимой деятельности обучающихся в экологической сфере, усиление мотивации студенческой молодежи к повышению уровня социальной активности в области охраны окружающей среды;

- организация мероприятий, проектов и программ, направленных на защиту и охрану окружающей среды;

- развитие экологического движения в студенческой среде: набор и обучение волонтеров, проведение силами волонтеров просветительской работы в различных целевых группах, а также организация и участие в акциях местного, регионального, федерального и международного уровня, направленных на повышение качества окружающей среды;

- взаимодействие со студенческими объединениями города, региона, страны, общественными объединениями и благотворитель-

ными фондами для распространения в обществе идей охраны окружающей среды;

- повышение уровня экологической культуры обучающихся ВолГУ.

При реализации основных мероприятий общества используются только интерактивные технологии, которые позволяют получить навыки командной работы и коммуникационной

активности, а также привлечь широкие слои населения к проблемам охраны окружающей среды (табл. 3).

Подобные мероприятия направлены на развитие профессиональных компетенций и мотивацию к трудоустройству по специальности для студентов профильных направлений подготовки.

Таблица 3

Перечень основных мероприятий экологоориетированной направленности, реализуемых СЭР «Экоинициатива»

№ п/п Наименование мероприятия Вид мероприятия Целевая аудитория Ожидаемые качественные показатели Сроки реализации мероприятия

1 Экологические акции, направленные на благоустройство и озеленение территории города и области Информационно-просветительская Обучающиеся, широкие слои населения Развитие навыков командной работы и коммуникационной активности Апрель-май, сентябрь

Повышение экологического патриотизма

2 Тематические фотоконкурсы Культурно-просветительская Обучающиеся Внедрение идей гуманистического отношения к природе и к человеку В течение года

3 Организация открытых лекций представителей профильных комитетов и ведомств и ведущих преподавателей, научных деятелей и специалистов в сфере охраны окружающей среды Практико-ориентированная Обучающиеся Информационное обеспечение профориентацион-ной работы с выпускниками МОУ начального общего образования В течение года

Развитие профессиональных коммуникаций и мотивации к трудоустройству

4 Выездной обучающий семинар «Экоквест» Культурно-просветительская Обучающиеся Актуализация полученных знаний по профильным дисциплинам Май, сентябрь

Оценочно-результативная

Развитие навыков командной работы и коммуникационной активности

Рис. 1. Ключевые моменты при внедрении интерактивных технологий в экологическом образовании

Обобщая имеющийся опыт, можно резю- этапом является традиционная рефлексия, мировать, что методы интерактивных техноло- представляющая собой оценку, самооценку гий дают мультипликационный эффект и могут проделанной работы.

быть представлены в виде следующего рисунка Таким образом, важнейшим ориентиром

(рис. 1). Условно начальным этапом при реали- в экологическом обучении является направлен-зации методов интерактивных технологий ность на формирование и устойчивое поддер-можно считать определенную мотивацию к жание экологоориентированной личности при действию, которая выражается в получении освоении интерактивного образовательного потенциальных баллов по изучаемой дисцип- модуля профильных специальных дисциплин и лине, далее обучающийся занят поиском необ- реализации основных образовательных проходимой информации экологической тематики, грамм по направлению подготовки «Экология и и именно в этот момент формируется эколого- природопользование», ориентированная личность. Заключительным

ЛИТЕРАТУРА

Асташина Н. И.. Симусёва М. В. 2017. К вопросу об использовании интерактивных методов обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Т. 6. № 1 (18), 15-18.

Гущин Ю. В. 2012. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» 2, 1-18.

Иващенко А. В. и др. 2008. Экологоориентированное мировоззрение личности. Москва: Изд-во РУДН.

Иванцова Е. А., Матвеева А. А. 2017. Применение активных методов обучения в образовательном пространстве вуза (на примере гуманитарного курса «Экология») // Актуальные вопросы профессионального образования 1 (6), 7-12.

Матвеева А. А., Утегалиева М. А. 2016. Применение активных методов обучения в экологическом высшем образовании // Канигцев С.Н. (отв. ред.). Антропогенная трансформация геопространства: история и современность: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (г. Волгоград, 17-20 мая 2016 г.). Волгоград: Изд-во ВолГУ, 474-479.

Матвеева А. А., Холоденко А. В.. Иванцова Е. А. 2017. Специфика применения активных методов обучения при реализации профильных дисциплин у обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Экология и природопользование» // Канигцев С.Н. (отв. ред.). Антропогенная трансформация геопространства: история и современность: Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (г. Волгоград, 15-19 мая 2017 г.). Волгоград: Изд-во ВолГУ, 277-282.

Ступина С. Б. 2009. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебно-методическое пособие. Саратов: Издательский центр «Наука».

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Astashina N. I.. Simusjova M. V. In: Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologija [Azimuth of Scientific Researches: Pedagogy and Psychology], Vol. 6 №1 (18) (2017): 15-18. (In Russian).

Gushhin Ju. V. In: Psihologicheskij zhumal Mezhdunarodnogo universiteta prirody, obshhestva i cheloveka «Dubna» [Dubna Psychological Journal], No. 2 (2012): 1-18. (In Russian).

Ivashhenko A. V.. Panov V. I.. Gagarin A. V. Jekologoorientirovannoe mirovozzrenie lichnosti [Environmentally-oriented outlook of a person], Moscow: RUDN, 2008. (In Russian).

Ivancova E. A., Matveeva A. A. In: Aktual'nye voprosy professional'nogo obrazovanija [Topical issues of vocational education], No. 1 (6) (2017). 7-12. (In Russian).

Matveeva A. A., Utegalieva M. A. In: Antropogennaja transformacija geoprostranstva: istorija i sovremennost': materialy III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Human-induced transformation of geospace: history and modernity: Proceedings of the 3rcl International scientific and practical conference (Volgograd, 17-20 May 2016]. Volgograd: Izd-vo VolGSU, 2016. (In Russian).

Matveeva A. A., Holodenko A. V.. Ivancova E. A. In: Antropogennaja transformacija geoprostranstva: istorija i sovremennost': materialy III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Human-induced transformation of geospace: histoiy and modernity: Proceedings of the 4th International scientific and practical conference (Volgograd, 15-19 May 2017]. Volgograd: Izd-vo VolGSU, 2017. (In Russian).

Stupina S. B. Tehnologii interaktivnogo obuchenija v vysshej shkole: uchebno-metodicheskoe posobie [The interactive learning technology in higher education: a study guide], Saratov: Izdatel'skij tsentr «Nauka», 2009. (In Russian).

A. A. Matveeva, E. A. Ivantsova

Volgograd, Russia

USE OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF ENVIRONMENTALLY ORIENTED IDENTITY FORMATION AMONG FUTURE SPECIALISTS

Abstract. The article presents the results of interactive technologies application in classical higher education of specialist-environmentalists. The scientific interest in this topic relates to the role of active learning methods in the formation of environmentally aware person. This article examines the experience of both classroom and extracurricular activities at the Department of Ecology and Nature Management in Volgograd State University. The specificity of the application of interactive methods in mastering major disciplines was determined and their effectiveness compared to the traditional forms of training courses was proven. The article reflects the results of the study to as-

sess the development of effectiveness of the used interactive technologies in the educational process. The use of such technologies holds a leading position not only within the university environment but is particularly important for the implementation of socially significant environmental projects in the real world. The article reflects the results of many years of educational experience in the implementation of interactive technologies in extracurricular work. The experience of a specific student ecological community is shown. Its principal activities include not only the organization of environmental events for students but popularization of ecological awareness as well. This activity is aimed at involving different target groups. The authors justify the need for an integrated approach to the practical application of interactive technologies in the training process of future environmental professionals. The article describes the key moments in the formation of environmentally-oriented identity which are important not only for introducing interactive teaching methods in the educational process but in the extracurricular work organized by the academic staff as well.

Key words: active teaching methods; interactive technologies; system of higher education; environmental education; environmentally-oriented person; region; Volgograd State University.

About the authors: Anna Aleksandrovna Matveeva1, Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor at the Department of Ecology and Environmental Management; Elena Anatolyevna Ivantsova2, Doctor of Agricultural Sciences, Professor at the Department of Ecology and Environmental Management.

Place of employment: Volgograd State University12

Выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Администрации Волгоградской области, проект № 16-16-34008 «Актуальные методы и технологии эколого-ориентированного образования в региональных вузах».

Матвеева А.А., Иванцова Е.А. Применение интерактивных технологий в контексте формирования эколого-ориентированной личности будущих специалистов // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018. № 2. С. 68-74.

Matveeva А.А., Ivantsova Е.А. Use of interactive technologies in the context of environmentally oriented identity formation among future specialists // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2018. No. 2. P. 68-74.

УДК 378 М. П. Трофименко

Нижневартовск, Россия

ВОЗМОЖНОСТИ КУРСА «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ» В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. Высокие темпы изменений, происходящих в стране, нарастающая глобализация, неизбежная включенность российского общества в общемировые процессы и расширение коммуникативного пространства влекут за собой растущую потребность в компетентных специалистах во всех сферах человеческой деятельности, а значит, весьма актуальными являются проблемы эффективности профессиональной деятельности. Необходимым качеством современного специалиста на мировом рынке труда является эффективное коммуникативное общение. Значит, формирование и дальнейшее развитие профессиональной коммуникативной компетентности - задача, которая решается в вузе. В связи с этим меняются требования к уровню преподавания дисциплины «Иностранный язык» и уровню владения иностранным языком выпускников нелингвистических направлений подготовки высших учебных заведений. Цель данной статьи - показать, что одним из условий успешного вхождения обучающихся нашего вуза в мировое образовательное пространство, а затем и выпускников в профессиональное, является достаточный уровень владения иностранным (английским) языком. Автор придерживается мнения о том, что одним из препятствий интеграции молодых российских выпускников в мировое академическое и профессиональное сообщество является недостаточный уровень владения английским языком и считает курс «Английский язык для академической мобильности» одной из важных составляющих развития профессиональной компетентности будущих выпускников. Описывая опыт Нижневартовского государственного университета, автор предлагает содержание курса «Английский язык для академической мобильности». В статье обосновывается необходимость участия обучающихся в работе курса. Подтверждением эффективности работы курса, по мнению автора, является участие обучающихся в программах академической мобильности, в ходе которых обучающиеся успешно используют полученные знания, умения и навыки.

Ключевые слова: мировое образовательное пространство; профессиональная компетентность; коммуникативная компетентность; курс ««Английский язык для академической мобильности».

Сведения об авторе: Марина Павловна Трофименко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.