Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ "ДУХОВНОСТЬ" В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ "ДУХОВНОСТЬ" В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
71
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХ / SPIRIT / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ / SPIRITUAL DEVELOPMENT / ПОЗНАНИЕ / COGNITION / АКТИВНОСТЬ / ACTIVITY / ЦЕННОСТНОЕ СОЗНАНИЕ / VALUE CONSCIOUSNESS / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / RELIGIOSITY / МИРООЩУЩЕНИЕ / ATTITUDE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абдуллина Лилия Бакировна, Головнева Елена Вениаминовна, Синдикова Гульнара Маратовна

В статье авторами раскрывается актуальность проблемы духовности и ее развития у человека. Предпринимается попытка анализа категории «духовность» с позиции различных концептуальных положений. Раскрываются сущностные характеристики духовности в контексте светского, религиозного и космологического обоснования. Выявляются общие и специфические для различных позиций содержательные аспекты понятия «духовность». Несмотря на различия в концептуальных подходах и обоснованиях, обнаружена общая для всех позиций - ценностная доминанта. Направленность аксиологического содержания рассматриваемого понятия характеризует уровень бытия, в рамках которого оно анализируется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Абдуллина Лилия Бакировна, Головнева Елена Вениаминовна, Синдикова Гульнара Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL-METHODOLOGICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT OF "SPIRITUALITY" IN MODERN SCIENCE

In the article the authors reveal the urgency of the problem of spirituality and its development in man. An attempt is made to analyze the category «spirituality» from the perspective of various conceptual provisions. The essential characteristics of spirituality are revealed in the context of secular, religious and cosmological justification. The general and specific for various positions content aspects of the concept of "spirituality" are revealed. Despite the differences in conceptual approaches and justifications, a common for all positions - a value dominant - has been discovered. The orientation of the axiological content of the concept in question characterizes the level of being within which it is analyzed.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ "ДУХОВНОСТЬ" В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ»

11. Holostova E.I. Social'naya rabota s sem'ej: Uchebnoe posobie. M.: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i Ko», 2006. 212 s.

12. SHul'ga T.I. Rabota s neblagopoluchnoj sem'ej: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. M.: Drofa, 2005. 253s.

АППОЛОНОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат педагогических наук, комитет по социальной политике (г.Калининград).

APOLLONOVA, ANNA A. - Ph.D. in Pedagogy, Committee for Social Policy, Kaliningrad (appolo@mail.ru)

УДК 37.1174

АБДУЛЛИНА Л.Б. , ГОЛОВНЕВА Е.В., СИНДИКОВА Г.М. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

Ключевые слова: дух, духовность, духовное развитие, познание, активность, ценностное сознание, нравственность, религиозность, мироощущение.

В статье авторами раскрывается актуальность проблемы духовности и ее развития у человека. Предпринимается попытка анализа категории «духовность» с позиции различных концептуальных положений. Раскрываются сущностные характеристики духовности в контексте светского, религиозного и космологического обоснования. Выявляются общие и специфические для различных позиций содержательные аспекты понятия «духовность». Несмотря на различия в концептуальных подходах и обоснованиях, обнаружена общая для всех позиций - ценностная доминанта. Направленность аксиологического содержания рассматриваемого понятия характеризует уровень бытия, в рамках которого оно анализируется.

ABDULLINA L.B., GOLOVNEVA E.V., SINDIKOVA G.M.

THEORETICAL-METHODOLOGICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT OF "SPIRITUALITY" IN

MODERN SCIENCE

Keywords: spirit, spirituality, spiritual development, cognition, activity, value consciousness, morality, religiosity, attitude.

In the article the authors reveal the urgency of the problem of spirituality and its development in man. An attempt is made to analyze the category «spirituality» from the perspective of various conceptual provisions. The essential characteristics of spirituality are revealed in the context of secular, religious and cosmological justification. The general and specific for various positions content aspects of the concept of "spirituality" are revealed. Despite the differences in conceptual approaches and justifications, a common for all positions - a value dominant - has been discovered. The orientation of the axiological content of the concept in question characterizes the level of being within which it is analyzed.

Проблема духовности и ее воспитания издавна волновала человечество, и по сей день сохраняет актуальный характер. Данное понятие является предметом изучения философии, педагогики, психологии, теософии, медицины и др. В большинстве научных изысканий отражается повышенный интерес к теме духовности как важнейшей характеристике бытия человека в мире. Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению категории духовности современными учеными, считаем необходимым прежде остановиться на трактовке ими терминов, производящих данное понятие, а именно: дух и душа.

«Дух» понимается по-разному. Он выступает синонимом чего-то возвышенного, его относят к сверхъестественному, религиозному, понимают как смесь возвышенного с иррационально-сверхъестественным, трансцендентальным, абсолютным, теософским. Все эти оттенки объединяет стремление к возвышенному, понимаемому каждым по-своему. Категория духовности рассматривается как с религиозных, так и со светских позиций. С одной стороны, под духовным понимается «бесплотное, нетелесное, из одного духа и души состоящее, все относящееся к Богу, церкви, вере». «Дух» охарактеризовано как «философское понятие, означающее нематериальное начало». С другой стороны, дается светское определение духовному, которое связано с реализацией сущностных сил человека: ума и воли. С 1920-х гг. в развитии отечественной философской мысли приоритетной стала материалистическая тенденция и под духом стали понимать «сознание», «мышление», «психическое» и т.п. [13]. Дух - это сознание, мышление, психические особенности, начало,

определяющее поведение, действия, а «духовное» понимается как определяющее его свойство. Также понятие «дух» рассматривается как внутренняя моральная сила, а духовность - свойство души, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Дух и душа трактуются как особые миры; дух обнаруживается внутри нас, но не относится к миру вещей, к материи, к тому, что можно увидеть, потрогать, измерить [29]. «Не давая определения души, - пишет В.П. Зинченко, -зафиксирую, что душа и дух есть реальность. Они не менее объективны, чем так называемое объективное, например, материя (в философском смысле). Подобное утверждение было бы смешно, если бы не было так грустно. Психология в свое время пожертвовала душой ради объективности, как тогда казалось, своей субъективной науки» [8, с.128].

Попытки определения сущности духа были предприняты известными отечественными философами. К примеру, М.С. Каган «дух» определяет как средоточие всех функций сознания, возникших в результате отражения действительности, но сконцентрированных в единой индивидуальности, как орудие сознательной ориентации в действительности для воздействия на нее и для ее переделывания. Это «понятие, обозначающее целостную активность человеческой психики в ее специфичности по сравнению с психикой животных, то есть в ее социокультурной детерминированности и содержательности» [11, с. 209]. Г.П. Меньчиков считает, что дух и духовность обязательно пересекаются, но при этом могут как совпадать, так и не совпадать. В первом случае душа развивается духовно и многие проблемы для души и для духовности снимаются. Во втором - душа духовно слабо развита и возникает «бездушность», означающая не отсутствие души, а ее духовную бедность [18].

Понятие «душа» в энциклопедической литературе чаще рассматривается как синоним слова «психика», а также поясняется, что это надуманный термин, «лишенный всякого смысла, синоним психики человека и животного». Согласно В.А. Лефевру, душа - это встроенный в психосоматику человека «рефлексивный компьютер», который отслеживает не внутреннее состояние человека, а состояние состояний, впечатление впечатлений, оценку оценок, переживание переживаний, при этом переживая это переживание[14, с.30].

Современные научные изыскания в философской, психолого-педагогической литературе раскрывают широкий спектр взглядов на проблему духовности человека. Она анализируется с позиции теологии, космологии, аксиологии, антропологии. Одним из наиболее широко представленных подходов в обосновании понятия «духовность» является аксиологический. В частности, Р.Л. Лившиц считает, что духовность отражает конкретную смысложизненную позицию человека, которую позиционирует окружающему миру и конкретному человеку как единичному носителю родовой человеческой сущности. Духовность заключена в устремленности к социально-позитивным, гуманистическим ценностям, в ней происходит развитие родовой сущности человека» [15, с.49].

«Духовность» характеризуется как ценностное сознание человека; как специфический вид деятельности; как психическое явление, представляющее собой процесс непрерывного самосовершенствования личности; как система личностной активности и отношений к различным сферам жизнедеятельности; как ориентация на решение проблем смысложизненного характера и др. [5]. По утверждению Т.И. Власовой, духовность - это имманентно присущее человеку качество, способ существования. Духовность представляет собой способ сохранения преемственности поколений, устойчивого развития человека, качество личности, основанное на самосознании и имманентно включающее ориентацию на высшие человеческие ценности - Истину, Добро, Красоту [6]. В этом же ключе мыслит Н.А.Коваль, определяя духовность «как собственно человеческий, глубоко личностный способ отражения и освоения действительности, детерминированный ориентацией познания и деятельности человека на высшие ценности жизни и культуры» [2 с.4].

Анализ духовности, как качества субъекта, достигшего определенного уровня развития, как принцип жизнедеятельности и специфическая активность, направленная на самопознание и саморазвитие, представлен в исследовании И.М. Ильичевой. Интересующее нас понятие рассматривается с позиции философской, где духовность представляет собой

отражение идеального в контексте личной жизни; специально-психологической, раскрывающей духовность в свете информационном, сущностно-потенциальном, функциональном, что проявляется в преломлении экзистенциальных ценностей человечества через призму своей жизни; конкретно-психологический уровень духовности, проявляющийся в осознанной потребности в самопознании. В связи с этим автор выделяет три группы функций духовности: экзистенциальную, креативную и рефлексивноуправляющую [9].

Наиболее полное, на наш взгляд, определение духовности дано И.В. Бурцевой: «Духовность - это сопричастность человека миру во всех его проявлениях. В духовном человеке совершенно отсутствует сознание противоположности между ним и миром, сознанием и Вселенной, наоборот, такой человек всюду и везде видит наличие параллелизма между микрокосмом - человеческим бытием и макрокосмом - всем остальным окружающим миром, внутренний мир осознается человеком как логическое продолжение окружающего мира». Это высшее состояние человеческого самосознания, которое ориентировано на высшие ценности бытия как на источник и творческую силу созидания ценностей совместной жизни людей и их самосозидания. Подобное высшее состояние самосознания человека отражает уровень его мировосприятия. Как отмечается Г.М. Синдиковой: «Степень развития духовности определяет уровень мировосприятия, и наоборот, целостное мировосприятие позволяет человеку осознать в себе духовное истоки, раскрывающие его естественную связь с природой и космосом, возрождающие духовно-чувственный образ жизни индивидуума и способствующие развитию его духовной сути» [27, с.724].

Ряд философов (В.Г. Федотова, З.Г. Антошкина и др.) раскрывают сущность духовности в контексте ее культурно-ценностного смысла. Так, З.Г. Антошкина под духовностью подразумевает синтетическое личностное образование, понимание отношения к миру, сопереживание, чувствование его, обращение к поискам вечного и бесконечного, красоте, добру, истине, так и социальные действия, направленные на гуманное изменение действительности. «Духовность, как отмечается в исследовании, - это результат приобщения к общечеловеческим ценностям, культуре. Поиск корней духовности связывается не столько с особенностями личности самого человека, сколько с результатами его деятельности, усвоением культурных норм. Важным источником духовного обогащения человека являются нравственные нормы, в которых запечатлены образцы человеческой культуры» [1].

Человек, как утверждают А.М. Багаутдинов и А.М. Ситкин, человек обретает духовность как свою «внутреннюю вселенную» в процессе внутреннего общения с самим собой и миром, а также в ходе взаимодействия с другими людьми, становясь «живой клеточкой великого организма культуры». Культурные ценности обусловливают в дальнейшем поведение человека, его моральный выбор, помогают воспринимать мир более возвышенно. Данные высшие потребности формируются и развиваются только в истории культуры, а человека приобщается к ним в ходе образования и социализации [2, с.10].

В особую группу выделяются исследования духовности М.К. Мамардашвили, С.Б. Крымского. В них первосущностью духовности человека понимается пребывание духа человека в его особом состоянии, а именно в одухотворенном, открытом миру. М.К. Мамардашвили пишет, что духовность - это открытый тип мироотношения, определенная смысложизненная позиция, в которой человек открыт всему миру. Бездуховность состоит в субъективной отгороженности от мира. Сущность духовности философ видит в возникновении чувства другого бытия - совершенства, возвышения человека над самим собой. «Душа - это то, чего я сам не знаю и с чем только я один имею дело и могу только сам, своим трудом в себе кристаллизовать, если мне, конечно, удастся. Это собственный интимный счет перед самим собой, перед тем, что человек сам не знает и что еще должен внести в существование. Дать фору, дать родиться. С другой стороны, это уникальная ответственность» [17].

С позиции обобщающего подхода духовностью можно назвать свойство человеческого духа, способного не просто отражать мир, а проявлять собственное

самостроительство и привести человека в состояние персональной свободы и ответственности жизни в этом мироздании. В этом случае особо выделяются целостность и гармоничность энергии и содержательности духовной реальности, оценочное содержание духа, система его ценностей, а не только идей; приподнятость духа над повседневностью и выход его на связь с мирозданием; гуманистическая, милосердная и ответственная направленность. Ряд исследователей анализируют понятие «духовность» с позиции сознания человека. «Духовность, - пишет Т.В. Холостова, - есть проявление качества личности, а точнее - ориентации его сознания, осуществляющего изнутри мотивированное включение в общественную жизнь» [33]. В научных работах Л.Н. Собчик духовность выступает высшим уровнем самосознания человека и эмоционально дифференцированным отношением к явлениям окружающей жизни. Подчеркивается, что духовность не отождествляется ни высоким интеллектом, ни эрудицией. В своих рассуждениях автор отмечает, что наполненная духовным богатством жизнь - это образ собственного «Я», наполненный глубокой информацией об окружающем мире, способность рассматривать свое «Я» в контексте мироздания [28]. При анализе различных философских концепций Ю.Р. Егорова называет конкретные формы, в которых пребывает духовность:

- идеально-носимое, которое может представлять собой законченные, закрытые культурные формы, могущие открываться в процессе приобщения человека к культурному опыту;

- идеальный носитель (мир идеального носителя-человека характеризуется постоянным взаимодействием с идеальным и воспроизводством его новых форм);

- отношения, которые складываются в процессе взаимодействия идеального носителя и идеально носимого.

При этом Ю.Р. Егорова предлагает четыре направления духовных знаний: познание мира, ценностное осмысление, реализация идеального в реальности, общение людей как сфера возможного разрешения практических задач [10]. Автор, говоря о природе духовности, характеризует ее с двух сторон: с одной стороны - это деятельность разума, с другой - то, что невозможно без ценностного, следовательно, чувственного, интуитивного». Таким образом, духовность представляется ценностной характеристикой сознания, которая проявляется в когнитивной и интуитивной способности адекватно оценивать и создавать факты бытия с позиции универсального смысла.

Таким образом, духовность может представлять собой качественную характеристику сознания, основанную на ценностях, и включающую определенный чувственно-эмоциональный пласт, культурные образцы.

Также необходимо отметить, что духовное может существовать и на уровне материализованного духовного, то есть в определенных культурных достижениях, включать в себя рациональные и эмоциональные элементы. Как пишет И.В. Бурцева, накопленный человеческий опыт, архетипы, заложенные в подсознание человека на уровне биогенетической ментальности народа (нации), перенесенные во внутренний план человеческого существования, представляет также духовность, сформированная на определенном уровне, а именно в подсознании. Под «духовностью» понимается высшее состояние человеческого самосознания, которое ориентировано на высшие ценности бытия как на источник и творческую силу созидания ценностей совместной жизни людей и их самосозидания.

Исходя из нашего понимания сущности духовности, мы считаем, что сознание, не являясь тождественным духовности, выступает необходимым фактором духовного развития человека и отражает степень развития его духовности.

В современной философии существуют точки зрения, согласно которым понятие духовность отождествляется с понятиями активность, образованность и нравственность (М.С. Каган, В.А. Бачинин, Б.И. Бессонов). Так, например, М.С. Каган под духовностью мыслит внешнюю (направленную во вне) и внутреннюю активность (направленную на свое собственное «я»). В.А. Бачинин и Б.И. Бессонов, понимая под духовность человеческую

активность, имееют ввиду, преимущественно, внешнюю деятельность. «Духовность -своеобразное состояние социальной активности человека»[3, с.14].

Исследователи сущности человека - В.Ф. Сержантов и В.В. Гречаный считают, что духовное развитие мыслится, прежде всего, как обобщенный процесс познания. Другими словами, духовным может считаться человек, много знающий, хорошо образованный, однако далеко не всегда интеллектуально развитый и образованный человек отличается духовностью, о чем весьма убедительно писал русский философ И.А. Ильин.

В некоторых словарях категория духовности приравнивается к нравственности и морали, что находит отражение и в исследованиях ряда философов. К примеру, А.К. Уледов под духовностью понимает совокупность определенных нравственных качеств и нравственных чувств [30]. Автор подчеркивает, что духовность - это качество, проявляющееся в интеллигентности, в благородстве мыслей и действий, в высокой культуре чувств и поведения. Нравственность формируется на основе проверенного практикой опыта повседневных взаимоотношений людей в социуме. На базе этого формируются правила поведения, типичные для разных случаев взаимоотношений.

А.А. Петрова нравственность характеризует как способ действия, норму поведения, поступки людей; духовность - как самое высокое, к чему стремится человек, направленность его души [23]. Мы абсолютно согласны с И.В. Михалец в том, что понятие «духовность» не только масштабнее, но и существенно выше, чем понятие «нравственность», и путь восхождения к духовной ступени лежит только через нравственную ступень [19]. Е.В. Головнева, Н.А., Головнева, Э.Р. Муртазина подчеркивают важность задачи воспитания духовности растущего человека как непреходящей ценности в разные периоды развития общества и рассматривают «понятие «духовности» как единство высших человеческих способностей: чувства, мышления, воли в мере их индивидуальной выраженности; как адекватное и интеллектуально-чувственно-волевое выражение закономерностей бытия, базирующихся на общечеловеческих ценностях» [7].

Нам близка позиция исследователей, в которой понятия «мораль», «нравственность» и «духовность» не рассматриваются как тождественные. Бесспорно, духовность и нравственность представляют собой основополагающие характеристики личности; нравственность тесно связана с духовностью и является ее неотъемлемой составляющей; она подчинена законам развития духовности и изменяется в процессе духовного развития общества. Однако сущность духовности, несомненно, - понятие более тонкое и глубокое, чем нравственность.

С позиции теологического подхода духовность представляет собой проявление в человека его божественного начала, с чем мы абсолютно согласны. Религиозное понимание духовности изначально базируется на признании Бога. Но основой признания Бога является не разум человека, не попытка объяснить наличие Высшего Разума (Мирового Разума, Идеи, Бога) научными методами, а вера. В.С. Лыкова отмечает, что духовность, с позиции религиозного человека, - это вера человека в Бога, в вечную загробную жизнь и понимание важности перехода к небесной жизни, стремление быть с Богом. Религиозный культ - это внешнее выражение духовности, но главное - не культ, а дух [16].

Об отрицательном и положительном, светлом и темном духе говорит и профессор Московской Духовной Академии А.И. Осипов в лекции «Искажения христианства». Противопоставляя «очевидности» нравственности сокрытость, «интимность» духовности, он указывает, что существом религиозной проблемы становится воспитание человеческого сердца, исправление человеческого духа, приобретение человеком «правильной» духовности, что делает его способным к принятию Бога. Таким образом, от самого человека, его духовного выбора зависит, будет ли Бог «действовать» в нем [22].

В русле христианской традиции духовность анализирует Б.С. Братусь, центральной категорией у которого является отношение индивида к другому индивиду. Автор определяет несколько уровней, взаимоотношений между людьми: эгоцентрический, группоцентрический, социоцентрический (гуманистический), духовный. Вопросы

смысложизненного характера являются наиважнейшими, а сама духовная жизнь -преоритетной. «Это уровень, на котором и в рамках которого решаются субъективные отношения человека с Богом, устанавливается личная формула связи с Ним» [4, с.78].

Интересна точка зрения на проблему духовности Д.А. Леонтьева, который не отождествляет духовность ни с бескорыстием, ни с творчеством, ни с нравственностью, ни с религиозностью. Бескорыстный поступок может являться результатом зрелого или упрощенного психологического механизма; творчество, даже в высоком проявлении, может быть не лишено эгоистического характера; нравственность также иногда облекаются в фанатичные, жесткие, лишенные духовности формы; религиозность может как способствовать развитию личности, так и тормозить ее. К примеру, человек, не желающий быть ответственным за свою жизнь и следовать принципу конформизма и бездуховной пассивности, также может быть религиозным и верующим. «Измерение духовности, - пишет Д.А. Леонтьев, - открывается по мере личностного становления и созревания как возможность. Суть этого способа существования заключается в выходе за пределы иерархии узколичных потребностей в пространство, где ориентирами для самоопределения служит широкий спектр общечеловеческих и трансцендентных духовных ценностей» [13, с.18].

В исследованиях многих ученых философскую мысль отличает материалистическая концепция духовности. В ее содержании не раскрывается главное - иррациональный, трансцендентный характер духовности, то, что стоит над человеческим разумом. Наиболее близко к осмыслению духовности человека, по нашему мнению, стоит В.Н. Сагатовский. Присутствие Бога в нашей душе и есть духовность. Следование его воле - вот искомая черта, отличающая духовные поступки от преступной патологии). Философ принимает данную религиозную точку зрения на духовность, но лишь в той ее части, в которой утверждается наличие святого и самоценного духовного начала вне субъективности отдельной личности или общества в целом. Присутствие духа в душе он считает необходимым, но недостаточным признаком духовности [25, с.45].

«Подлинная духовность - есть диалог и сотворчество души и духа (экзистенции и трансценденции), которое является залогом развивающейся гармонии человека и мира» (там же.) Человек, по мнению академика, для которого религия оказывается своеобразной терапией, а искусство - самоутверждением, «творческим криком», подлинной духовность не обладает. По-настоящему духовный человек - это тот, кто на своих шести сотках не просто обеспечивает себе пропитание на зиму, а чувствует единство с бытием, его красоту, святость, гармонию и эту гармонию приумножает своими делами.

Для нас особый интерес представляют научные изыскания современного философа Р.Б. Сабекия. Автор справедливо считает, что ограничение духовности эмпирическими границами человека приводит к утрате бесценной трансцендентной сущности духовного, поскольку духовное не может быть меньше понятия человек. Характеризируя духовность исключительно с позиции человеческой субъективности, мы теряем ее важнейший онтологический статус. В качестве масштабного, родового понятия по отношению к духовности может являться только Абсолют, или Бог. Вне Бога, - как утверждает философ, -нет возможности логического определения духовности.

«Идея Бога, свернутая в глубинах человеческой души в виде образца истинно-сущего, подлинного, совершенного, свершенного бытия посредством активизации человеком своего нравственного сознания. Нравственное сознание предполагает отражение человеком объективной действительности через призму высших ценностей духовного порядка. Получается, нравственность - это механизм актуализации духовности. Духовность - это лишь ориентир, образец, некий архетип подлинного бытия, коренящийся в глубинах коллективного бессознательного, то есть потенция человеческого в человеке, в то время как нравственность - это активированная человечность» [24, с.392]. Автор подробно раскрывает содержание духовности в контексте различных уровней человеческого бытия: социальном, биолого-психологическом, аксиологическом, культурно-историческом, гносеологическом, онтологическом. Резюмируя, Р.Б.Сабекия отмечает, что духовность - трансцендентальное

вчувствование, прорыв за рамки эмпирического существования к абсолюту, в котором хранятся образцы человеческой породы, образ целостности и совершенства.

Существует еще одно философское учение, раскрывающее духовность человека с позиции космической эволюции (А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, В.С. Соловьев, К.Э. Циолковский, Е.И. Рерих и др.). Духовность при этом понимается как осознание индивидом своей принадлежности к целостному миру. В значении термина духовность вкладывается понятие не только образованность, нравственность, религиозность, но и гораздо более широкое: причастность человека к живой и неживой природе, где он «может ощущать каждой клеткой своего организма гармонию многоликого, многоцветного и в то же время единого мира». Путь к высшей духовности в этом учении идет через осознание космического мироощущения и миросозерцания.

Философские теории, раскрывающие восстановление естественной связи человека с природой, возрождение духовно-чувственного образа жизни, расширение миропонимания до комического уровня, наиболее полно освещены в трудах русских философов, объединенных идеей космизма, вобравшей в себя все ведущие духовные основы мира и человека. Идея «лучистого» человечества К.Э. Циолковского, концепция ноосферы В.И. Вернадского, идея сферы духа П.А. Флоренского, психическая энергия Н.К. Рерих и Е.И. Рерих, метафизическое учение В.С. Соловьева и др. определяют духовную сущность человека как основную, поэтому огромные возможности человека делают его равным окружающему миру, а его путь к высшей духовности лежит через новое космическое мироощущение. Все это подчеркивает единство человека и мира.

Идея тесной взаимосвязи разума с развитием духовности, с сознательной духовной деятельностью, по В.И. Вернадскому, должна пронизывать все сферы человеческой деятельности. Экологическая проблематика разрешится только при условии воспитания человека будущего поколения с высокими духовными ценностями, способного и желающего с любовью и ответственностью относиться к окружающей среде [20, с. 133]. З.Н. Хабибуллина подчеркивает, что понятие «разума» у В.И. Вернадского не следует понимать буквально, это и духовная сущность человека, способная проникать далеко за пределы социокультурного освоения окружающего пространства [32, с. 170].

Как отмечает в своем исследовании С.Н. Оводова, всеединство у К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского антропоцентрично, оно возможно не путем единения людей для приближения к внеположенному высшему смыслу, а для усовершенствования природы человека, приспособления человеческого тела к «требованиям» космоса. Преобразование тела человека повлечет за собой преобразование духовности, что позволит, по мнению космистов, создать в будущем идеальную космическую культуру, согласованную с усовершенствованной, «доработанной» природой человека [21, с. 81].

Итак, обобщая вышеизложенное, можно отметить, что понятие «духовность», являясь широкой философской, педагогической, этической, психологической, религиозной, космологической категорией, имеет сложную структуру. Многообразие дефиниций понятия «духовность» детерминировано апперцепцией представителей научной мысли, уровнем их мировосприятия и мироотношения. В современной философской науке нет единого осмысления духовности; на сегодняшний день она заменяется такими синонимами как дух, душа, религиозность, сознание, культура, нравственность, познание и др. В научных изысканиях содержание духовности многоаспектно и включает в себя духовную деятельность, духовные потребности, духовные интересы, духовные ценности и отношения.

Литература и источники

1. Антошкина З.Г. Духовность как мера развития личности // Проблемы культуры и искусства: традиции о современность. Тезисы докл.науч.-теор. конф.: КГИИК. Казань, 1994. 132 с.

2. Багаутдинов А.М., Ситкин А.М. Духовное здоровье личности в информационном обществе // Вестник ВЭГУ. Уфа: Изд-во: Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия. 2014. №1 (69). С.9-14.

3. Бачинин В.А. Духовная культура личности: Философские очерки. М.: Политиздат, 1986. 108 с.

4. Братусь Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии. 1998. № 4. С. 78.

5. Бурцева И.В. Аксиологический подход к развитию духовности студентов вуза // M^ науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57). С. 44-46.

6. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: автореф. дис. ... д-ра пед.наук. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1999. 44 с.

7. Головнева Е.В., Головнева Н.А., Mуртазина Э.Р. Воспитание духовности у детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6.

S. Зинченко В.П. Размышления о душе и ее воспитании // Вопросы философии. 2002. № 2. С.128.

9. Ильичева ИМ. Психология духовности. Учебное пособие. M.: Издательство Mосковского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «MOДЭК», 2003. 144 с.

10. Егорова Ю.Р. Духовность как социально-философская проблема: дис. ... канд. филос. наук. Уфа, 2001.154 с.

11. Каган M.Q О духовном: опыт категориального анализа // Системный подход и гуманитарные знания. Л.,1991. С. 208-239.

12. Коваль Н.А. Теоретические основы изучения духовности личности. Тамбов: Изд-во ТГУ, 1997. 64 с.

13. Леонтьев Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности // Гуманитарные проблемы современной психологии // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2005. № 7. С.18.

14. Лефевр В.А. От психофизики к моделированию душ // Вопросы философии. 1990. № 7. С. 30.

15. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1997. 152 с.

16. Лыкова В.С. Сущность понятия «духовность человека» // Теория и практика современного образования: актуальные проблемы и перспективы развития. Сборник Mатериалов Всероссийской науч.-практ.конф. Рославль, 2014. С. 126.

17. Mамардашвили M.K Как я понимаю философию. M.: Прогресс. Культура, 1992. 414 с.

18. Mеньчиков Г.П. Духовная реальность человека (анализ философско-онтологических основ). Казань: «Грандин», 1999. 408 с.

19. Mихалец И.В. Психолого-педагогические условия развития духовно-нравственных отношений будущих учителей: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2004. 24 с.

20. Mосковченко А.Д. Русский космизм. Глобальные проблемы XXI века // Вестник Российского философского общества. 2009. №4(52). С. 133-139.

21. Оводова С.Н. Воплощение антропологического проекта русского космизма в СССР // Советский социокультурный проект: исторический шанс или глобальная антиутопия: матер. Mеждунар. науч. конф. (X Колосницынские чтения), 24 апреля 2015 года. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2015. С.81.

22. Осипов А. И. Искажения христианства // Азбука веры: [сайт]. - URL: (http://azbyka.ru/iskazheniya-xristianstva.shtml

23. Петрова А.А. Психолого-педагогическая сущность понятий «воспитание», «нравственность», «мораль», «духовность», «личность», «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание» // Научный журнал.: Изд-во: «Олимп», 2015. №1 (1). С. 41-44.

24. Сабекия Р. Б. Категория «духовность» в современном гуманитарном знании // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. С.392.

25. Сагатовский В.Н. Так что же такое духовность // Школа духовности. 1999. №.3. С. 45-47.

26. Сержантов В.П. Человек как предмет философского и естественно-научного анализа. Л.: ЛГУ, 1980. 243 с.

27. Синдикова T.M. Актуализация аксиологического потенциала музыки в профессиональном становлении студентов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С.723.

28. Собчик Л.Н. Проблема духовности в психологии // Глобальные проблемы Человечества. Mеждисциплинарный научно-практический сборник. M: Изд-во M^, 2006. 264 с.

29. Современный философский словарь / [Азаренко С.А. и др.]; под общ. ред. В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова. 4-е изд., испр. и доп. M.: Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2015. 822 с.

30. Уледов А.Н. Духовное обновление общества. M.: Mbi^^ 1990. 336 с.

31. Философская энциклопедия. В 5-ти т. M.: Сов. Энциклоп., 1960-1970. Т.2. С.185.

32. Хабибуллина З.Н. Русский космизм в современном мировоззренческом преломлении // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 12-3 (50) С.170-181.

33. Холостова Т.В. Проблема духовности человека // Mетодические проблемы изучения человека в марксистской философии. Л.: ЛГУ, 1979. С.87.

References and Sources

1. Antoshkina Z.G. Duhovnost' kak mera razvitiya lichnosti // Problemy kul'tury i iskusstva: tradicii o sovremennost'. Tezisy dokl.nauch.-teor. konf.: KGIIK. Kazan', 1994. 132 s.

2. Bagautdinov A.M., Sitkin A.M. Duhovnoe zdorov'e lichnosti v informacionnom obshchestve // Vestnik VEHGU. Ufa: Izd-vo: Vostochnaya ehkonomiko-yuridicheskaya gumanitarnaya akademiya. 2014. №1 (69). S.9-14.

3. Bachinin V.A. Duhovnaya kul'tura lichnosti: Filosofskie ocherki. M.: Politizdat, 1986. 108 s.

4. Bratus' B.S. Dvojnoe bytie dushi i vozmozhnost' hristianskoj psihologii // Voprosy psihologii. 1998. № 4. S. 78.

5. Burceva I.V. Aksiologicheskij podhod k razvitiyu duhovnosti studentov vuza // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016. № 2 (57).

6. Vlasova T.I. Teoretiko-metodologicheskie osnovy i praktika vospitaniya duhovnosti sovremennyh shkol'nikov: avtoref. dis. ... dra ped.nauk. Rostov-na-Donu: RGPU, 1999. 44 s.

7. Golovneva E.V., Golovneva N.A., Murtazina EH.R. Vospitanie duhovnosti u detej doshkol'nogo vozrasta // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016. №6.

8. Zinchenko V.P. Razmyshleniya o dushe i ee vospitanii // Voprosy filosofii. 2002. № 2. S.128.

9. Il'icheva I.M. Psihologiya duhovnosti. Uchebnoe posobie. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MODEHK», 2003. 144 s.

10. Egorova YU.R. Duhovnost' kak social'no-filosofskaya problema: dis. ... kand. filos. nauk. Ufa, 2001.154 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Kagan M.S. O duhovnom: opyt kategorial'nogo analiza // Sistemnyj podhod i gumanitarnye znaniya. L.,1991. S. 208-239.

12. Koval' N.A. Teoreticheskie osnovy izucheniya duhovnosti lichnosti. Tambov: Izd-vo TGU, 1997. 64 s.

13. Leont'ev D.A. Duhovnost', samoregulyaciya i cennosti // Gumanitarnye problemy sovremennoj psihologii // Izvestiya Taganrogskogo gosudarstvennogo radiotekhnicheskogo universiteta. 2005. № 7. S.18.

14. Lefevr V.A. Ot psihofiziki k modelirovaniyu dush // Voprosy filosofii. 1990. № 7. S. 30.

15. Livshic R.L. Duhovnost' i bezduhovnost' lichnosti. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. gos. un-ta, 1997. 152 s.

16. Lykova V.S. Sushchnost' ponyatiya «duhovnost' cheloveka» // Teoriya i praktika sovremennogo obrazovaniya: aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya. Sbornik Materialov Vserossijskoj nauch.-prakt.konf. Roslavl', 2014. S. 126.

17. Mamardashvili M.K. Kak ya ponimayu filosofiyu. M.: Progress. Kul'tura, 1992. 414 s.

18. Men'chikov G.P. Duhovnaya real'nost' cheloveka (analiz filosofsko-ontologicheskih osnov). Kazan': «Grandin», 1999. 408 s.

19. Mihalec I.V. Psihologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya duhovno-nravstvennyh otnoshenij budushchih uchitelej: avtoref. dis. . kand. psihol. nauk. Tambov, 2004. 24 s.

20. Moskovchenko A.D. Russkij kosmizm. Global'nye problemy HKHI veka // Vestnik Rossijskogo filosofskogo obshchestva. 2009. №4(52). S. 133-139.

21. Ovodova S.N. Voploshchenie antropologicheskogo proekta russkogo kosmizma v SSSR // Sovetskij sociokul'turnyj proekt: istoricheskij shans ili global'naya antiutopiya: mater. Mezhdunar. nauch. konf. (X Kolosnicynskie chteniya), 24 aprelya 2015 goda. Ekaterinburg: Gumanitarnyj universitet, 2015. S.81.

22. Osipov A. I. Iskazheniya hristianstva // Azbuka very: [sajt]. - URL: (http://azbyka.ru/iskazheniya-xristianstva.shtml

23. Petrova A.A. Psihologo-pedagogicheskaya sushchnost' ponyatij «vospitanie», «nravstvennost'», «moral'», «duhovnost'», «lichnost'», «nravstvennoe vospitanie», «duhovno-nravstvennoe vospitanie»// Nauchnyj zhurnal.: Izd-vo: Olimp, 2015. №1(1).S.41-4

24. Sabekiya R. B. Kategoriya «duhovnost'» v sovremennom gumanitarnom znanii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 4. S.392.

25. Sagatovskij V.N. Tak chto zhe takoe duhovnost' // SHkola duhovnosti. 1999. №.3. S. 45-47.

26. Serzhantov V.P. CHelovek kak predmet filosofskogo i estestvenno-nauchnogo analiza. L.: LGU, 1980. 243 s.

27. Sindikova G.M. Aktualizaciya aksiologicheskogo potenciala muzyki v professional'nom stanovlenii studentov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 6. S.723.

28. Sobchik L.N. Problema duhovnosti v psihologii // Global'nye problemy CHelovechestva. Mezhdisciplinarnyj nauchno-prakticheskij sbornik. M: Izd-vo MGU, 2006. 264 s.

29. Sovremennyj filosofskij slovar' / [Azarenko S.A. i dr.]; pod obshch. red. V.E. Kemerova, T.H. Kerimova. 4-e izd., ispr. i dop. M.: Akademicheskij proekt; Ekaterinburg : Delovaya kniga, 2015. 822 s.

30. Uledov A.N. Duhovnoe obnovlenie obshchestva. M.: Mysl', 1990. 336 s.

31. Filosofskaya ehnciklopediya. V 5-ti t. M.: Sov. EHnciklop., 1960-1970. T.2. S.185.

32. Habibullina Z.N. Russkij kosmizm v sovremennom mirovozzrencheskom prelomlenii // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2014. № 12-3 (50) S.170-181.

33. Holostova T.V. Problema duhovnosti cheloveka // Metodicheskie problemy izucheniya cheloveka v marksistskoj filosofii. L.: LGU, 1979. S.87.

АБДУЛЛИНА ЛИЛИЯ БАКИРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета (abdullina_lb321@mail.ru).

ГОЛОВНЕВА ЕЛЕНА ВЕНИАМИНОВНА - доктор педагогических наук, профессор Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета.

СИНДИКОВА ГУЛЬНАРА МАРАТОВНА - кандидат педагогических наук, доцент Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета (golovneva_ev@mail.ru).

ABDULLINA, LILIYA B. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Sterlitamak Branch of Bashkir State University). GOLOVNEVA, ELENA V. - Doctor of Pedagogy, Professor, Sterlitamak Branch of Bashkir State University SINDIKOVA, GULNARA M. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Gsindikova@yandex.ru).

УДК 378:371.335

ДУДАЕВ Г.С-Х.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, обучающиеся, компетентностный подход, образование, методы обучения, коммуникации.

В статье приводится обоснование значимости формирования управленческой компетентности студентов вуза. Доказывается, что именно интерактивно методы обучения способствует повышению уровня сформированности управленческой компетентности бакалавра. Рассматриваются пассивные, активные и интерактивные формы проведения занятий в вузе. Обозначены основные задачи, решаемые в ходе проведения интерактивного занятия: формирование заинтересованности обучающихся к изучаемой проблеме; понимание получаемой и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.