Научная статья на тему 'К вопросу о понятии "духовность" в сфере высшего профессионального образования'

К вопросу о понятии "духовность" в сфере высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
56
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОCТЬ / SPIRITUALITY / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / MEDICAL STUDENTS / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / PERFECTION OF TEACHING AND BRINGING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белоконева Елена Владимировна, Бешенец Дмитрий Александрович

Рассматривается понятие «духовность». Показана необходимость формирования духовности у студентов медицинских вузов. Делается вывод о том, что высокий уровень духовности у студентов-медиков является целенаправленным процессом совершенствования как преподавания, так и воспитания.The article the concept of «spirituality» discusses. The necessity of formation of spirituality in students of medical universities. It is concluded that a high level of spirituality among medical students is a focused process of improvement of both teaching and upbringing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии "духовность" в сфере высшего профессионального образования»

УДК 378.1

Е.В. Белоконева,

Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко Д.А. Бешенец,

Центральный филиал Российского государственного университета правосудия (г. Воронеж)

К вопросу о понятии «духовность» в сфере высшего профессионального образования

Сталкиваясь с понятием «духовность» мы представляем себе что-то божественное, например наличие у человека религиозного убеждения, которое к высшему профессиональному образованию имеет лишь частичное отношение. В настоящей статье мы рассмотрим термин «духовность» в другом контексте и докажем необходимость формирования духовности у студенческой молодежи, особенно у той ее части, которая готовит себя к профессии врача.

Духовность трактуют по-разному. Это приводит к много-слойности этого понятия. Феномен духовности скомпрометирован также частым редуцированием его лишь к религиозным ценностям, что является неправильным.

Результаты теоретического анализа позволяют выделить различные подходы к пониманию духовности. Педагогический словарь рассматривает термин «духовность» в трех основных значениях.

1. Высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности.

2. Ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск нравственных абсолютов.

© Белоконева Е.В., Бешенец Д.А., 2015

Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

3. С христианской точки зрения - сопряженность человека в своих высших стремлениях [4, с. 40].

Мы дополним эти значения еще одним: духовность в психологическом аспекте.

Все эти значения подтверждают наш вывод о существовании как минимум четырех подходов к толкованию содержательного аспекта духовности, между которыми имеется определенная корреляция.

В рамках аксиологического подхода духовность - это результат приобщения к общечеловеческим ценностям, культуре. Поиск корней духовности связывается не столько с особенностями личности самого человека, сколько с

результатами его деятельности, усвоением культурных норм. Важным источником духовного обогащения человека являются нравственные нормы, в которых запечатлены образцы человеческой культуры.

Духовность в рамках антропологического подхода - это принцип саморазвития и самореализации личности, где духовность определяется как специфическая функция личности, обеспечивающая ее целостность на уровне ценностно-смысловой сферы, поддержание индивида на духовном уровне жизнедеятельности.

Духовность в теологическом контексте - это божественное откровение, где духовная жизнь -жизнь с Богом и в Боге. На наш

ЕЛЕНА

ВЛАДИМИРОВНА

БЕЛОКОНЕВА

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков Воронежского государственного медицинского университета им. H.H. Бурденко. Сфера научных интересов: теория и методика высшего профессионального образования. Автор более 20 публикаций

ДМИТРИИ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕШЕНЕЦ

доцент кафедры физической культуры Центрального филиала Российского государственного университета правосудия (г. Воронеж). Сфера научных интересов: теория и методика высшего профессионального образования. Автор 2 публикаций

Рассматривается понятие «духовность». Показана необходимость формирования духовности у студентов медицинских вузов. Делается вывод о том, что высокий уровень духовности у студентов-медиков является целенаправленным процессом совершенствования как преподавания, так и воспитания.

Ключевые слова: духовность, формирование, студенты-медики, совершенствование преподавания и воспитания.

The article the concept of «spirituality» discusses. The necessity of formation of spirituality in students of medical universities. It is concluded that a high level of spirituality among medical students is a focused process of improvement of both teaching and upbringing. Key words: spirituality, formation, medical students, perfection of teaching and bringing.

взгляд, на этом рассмотрение духовности не должно быть завершено, так как это ведет к недооценке фундаментальности этой категории. Человек - участник драмы, сценой для которой является мир. Описывая духовность как присущее личности качество человеческой психики, мы сосредотачиваем внимание на актере. Все освещение фокусируется на нем, а сцена оказывается во мраке. Поэтому, на наш взгляд, необходимо дополнить эти подходы еще одним - психологическим.

Р.Л. Лившиц считает, что «духовность есть такая смысложиз-ненная позиция личности в мире, которой человек открывает себя миру, а также другому человеку как единичному носителю родовой человеческой сущности. Духовность заключена в устремленности к социально-позитивным, гуманистическим ценностям, в ней происходит развитие родовой сущности человека» [3, с. 49].

Заслуживает внимание и определение духовности, данное Л.Н. Смирновой, которая считает духовность полем самосозидания и самопознания личности, осно-

ванным на этике и выражающимся в ориентации на определенный тип ценностей [7, с. 14].

Э.Ш. Рахматуллина в структуре духовности выделяет три компонента:

- познавательный (как сфера поиска истины);

- нравственный (сфера поиска добра);

- эстетический (сфера поиска красоты) [5, с. 8].

Познавательный компонент включает знания, способы познавательной деятельности, умения воспринимать ситуацию сквозь призму духовных ценностей, доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, выделять главное.

Нравственный компонент - это нормы поведения, регулирующие личные и общественные интересы, взаимоотношения личности и окружающего мира таким образом, чтобы при этом было обеспечено и общее, и личное благо. Отношение личности к общему благу как высшей цели характеризуется такими понятиями, как дружба, солидарность, братство.

Отношение человека к личному благу как к конечной цели рас-

крывается через такие ценности, как человечность, гуманность, забота (социальный альтруизм), т.е. через отношения, не сводимые к вещевым отношениям. Эти ценности, которыми руководствуется человек в своем поведении, обеспечивают высшую общественную или личную целесообразность, так как она направлена на поддержание гармонии личности и общества и является выступающим условием их благополучия.

Эстетический компонент в структуре духовности - это восприятие жизни как ценности, наслаждение этими ценностями, способность воспринимать красоту в окружающем мире.

Э.Ш. Рахматуллина выделяет также следующие принципы формирования духовности молодежи:

- мировоззрение, проявляющееся в формировании у молодого человека смысложизненных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению норм гуманистической морали;

- патриотизм, включающий формирование национального сознания у молодежи для усвоения и приумножения национальной культуры во всех ее проявлениях;

- толерантность, терпимость к другим культурам, образу их жизни, поведению людей, мнениям других, учет их интересов;

- индивидуализация, которая заключается в том, что личность в условиях демократических реформ получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей, ориентацию на собственные интересы и способности [5].

Бездуховность - это антипод духовности. Она рассматривается как следствие отсутствия созидательной идеологии, способной объединить общество на духовно-нравственной основе, прими-тивизирующего влияния средств массовой информации, утраты

частью общества универсальных ценностей.

Бездуховная личность отгорожена от мира, закрыта для него. Имеется в виду не физическая изолированность, а нечто иное, например внутреннее неприятие, отторжение мира, иначе говоря, субъективное отпадение от мира. Бездуховность несовместима с гуманизмом. Личность, которой свойственна бездуховность, не развивает, не пестует в себе те начала, которые делают ее принадлежащей к роду человеческому.

Бездуховность как понятие употребляется для характеристики образа жизни и сознания людей, отличающихся низким уровнем развития нравственности. Она сопряжена и с нравственным кризисом, проявляющимся в низком уровне этического просвещения, отсутствии защиты культурного пространства, опасности антропологического кризиса.

Итак, бездуховный человек стремиться обладать. Ему присущи неразборчивость в средствах, отсутствие уважение к общепринятым нормам и ценностям.

Н.А. Коваль определяет духовность «как собственно человеческий, глубоко личностный способ отражения и освоения действительности, детерминированный ориентацией познания и деятельности человека на высшие ценности жизни и культуры» [2, с. 4].

Духовность - это та внутренняя направленность и соответствующая ей жизнь, которая придает человеческому существованию и всей культуре высшее измерение, значение и ценность.

Другими словами, речь идет о таком качестве сознания и деятельности личности, которое аккумулирует в себе способность человека выходить за пределы безусловно необходимого, диктуемого наличной ситуацией и ближайшими потребностями бытия и строить свою жизнь в соответ-

ствии с представлениями о назначении человека, его достоинстве и совершенстве.

Духовность тесно связана с культурой и творчеством.

Культура - это одна из форм проявления духовности, это «плодотворное существование» (Б. Пастернак), «среда, растящая личность» (М. Пришвин). Культура - это не просто украшение жизни, это в первую очередь способ бытия, в ней всегда сознательно и бессознательно определяется мера человеческого в человеке. Феноменом духовности выступает истина.

Духовностью может обладать только человек, который имеет разум и волю. Нам представляется, что человек разумный - это прежде всего человек, постигший свое отличие от животных, качественную специфику своей человеческой жизни. Воля помогает человеку возвыситься над животной жизнью и подчинить низменные влечения сознательно поставленным целям и качественно иным желаниям. Такое понимание духовности позволяет раскрыть источники духовности: духовность есть постоянная работа над собой во всех сферах жизнедеятельности.

Духовность - это добровольное исполнение норм нравственности.

Вне процесса образования духовность не существует и не может быть сформирована, но в то же время духовность не исчерпывается «по-предметным» обучением основам наук, чувственно волевым освоением мира. Введение понятия «духовность» оправдано в контексте смысложизнен-ных проблем, решения «вечных вопросов» человеческого бытия.

Для духовности самое главное - смысл и цель разнообразных знаний, а не просто их приобретение. Соответственно, и духовность - это проблема обретения смысла, нахождение его на

ценностной платформе «истины, добра и красоты».

Итак, мы принимаем позицию духовности как вертикали, вокруг которой должно концентрироваться образование. Для того чтобы духовность была не точкой, константой, с которой сверяется мера красоты, добра и любви, а духовной вертикалью, реальным вектором, задающим направление, необходим диалог -сотворчество личности и общества. Это значит думать не только о собственной реализации в качестве инженера, преподавателя или института образования, а о совершенствовании мира в целом, о его одухотворении. Именно на сотворчестве человека и мира и глубочайшей ответственности человека перед бытием сходились лучшие представители русской культуры, как верующие, так и неверующие, например В. Соловьев, Н. Бердяев, В. Вернадский, М. Бахтин и др. Точную формулировку духовности дает доктор философии и выдающийся мыслитель современности Соммэр Да-рио Салас, который полагает, что «духовность - это состояние сознания, основанное не на разуме, а на внутреннем содержании людей. Духовность - это практика наивысших человеческих добродетелей» [6, с. 63].

В понимании духовности врача существенны не специфические формы его профессиональной деятельности, а то, как он ее оценивает, какие интересы и потребности заставляют его заниматься ею, как в его понимании врачебная деятельность и деятельность вообще сопряжены с социальными и духовно значимыми ценностями общества.

Итак, мы выделили основное содержание понятия духовность: духовная личность может принимать мир со всеми его несовершенствами, но это не значит, что она согласна с этими несовершенствами. Понимание духов-

Духовность объемлет весь духовный мир человека

ной личностью того, что есть добро, а что зло, в чем состоит ее долг перед ближними и дальними, к каким идеалам следует стремиться, - это целиком прерогатива этой личности. Но обязательным для нее является следование долгу, активное неприятие зла, борьба с ним, содействие добру, стремление реально приблизить действительность к идеалу. Духовная личность не может не стремиться к тому, чтобы сделать все от нее зависящее ради торжества идеалов гуманизма.

Духовность не может быть направленностью человека исключительно на себя, она должна быть направлена на других людей, общество, мир, раскрывать свою полноту в творческой деятельности.

Духовная личность имеет определенные представления о том, в чем состоит благо человека и заключается человеческое счастье. По мере сил она стремится способствовать достижению общего блага и пытается содействовать счастью других людей. Но ей не свойственно навязывать соб-

ственные представления другим людям. Духовность неотделима от толерантности.

В аспекте философской мысли мы рассмотрели светскую духовность (где она понимается как обязательное природное качество человека), но существует еще и религиозная духовность (она ставится в зависимость от высшей силы).

Мы в своей работе придерживаемся светского толкования духовности, полагая, что духовность не сводится к душе, душа является субъектом духовности, но не ее самостью.

Что касается духовности с теологической или религиозной точки зрения, то традиционно она была областью, где полностью господствовала религия. Вот почему все вопросы духовного развития, воспитания, проявления считались компетенцией духовных лиц. Именно православие, как и все христианство в целом, внесло бесценный вклад в разработку проблем духовности. Многие положения христианской духовности, наряду со специальными, но-

сят гуманный, общечеловеческий характер.

Духовность рассматривают и как психологическое явление. Она представляет интерес как психологический феномен в виде приобщения человека в условиях повседневной жизни к общечеловеческой духовной культуре и ценностям, моделирующим и структурирующим пространство ценностного взаимодействия индивида с окружающим миром. Отсюда следует, что сущность духовности заключается в ее развернутости во времени.

Познание как компонент духовности в философии традиционно связывалось с поиском истины. Познание - это комплексный всепроникающий акт, направленный на окружающую действительность и на человека в этой действительности. В его основе лежат высшие психические функции: все свойства ума (широта, глубина, гибкость, самостоятельность, самокритичность и др.) и формы интеллекта.

Познавательная деятельность, в которую личность включена постоянно, проявлением духовности может быть не всегда. Это происходит лишь тогда, когда познавательная деятельность ориентирована на самореализацию личности в соответствии с нравственными, эстетическими нормами, составляющими основу духовности, что достигается гармонизацией названных сфер и самопознанием, а также неотделимостью познания внешнего мира от самопознания.

Сфера познания пронизывает сферы нравственного, эстетического, благодаря процессу познания эти ценности присваиваются личностью. Известны случаи, когда, находясь в высококультурной среде, индивид с недостаточно сформированной познавательной сферой оставался невосприимчив к культурной, нравственной, эстетической среде.

Следует, однако, признать, что личность человека формируется только через отношения с другими людьми.

Таким образом, духовность ориентирует личность на созидание, духовно-творческую деятельность, направленную на освоение социального опыта, постижение ценностного мира, созданного человечеством, на создание познавательных, нравственных, эстетических и других ценностей.

Познавательная, нравственная, эстетическая сферы являются стержневыми компонентами духовности. Они не только самостоятельные сферы в структуре духовности, но и тесно связаны с различными сферами деятельности человека, его отношениями с другими людьми, ценностными ориентирами.

Из сказанного очевидно, что духовность в своей определенности должна отличаться внутренней структурой, формирующейся в контексте самореализации. Будучи структурированной, духовность, воплощенная в способах самореализации, проецирует свои составляющие на окружающий мир, что придает ему в

пространственном и временном развертывании целостность, динамичность, некую размеренность.

Приобщение личности к человеческой духовной культуре и ценностям образует ее духовный образ жизни, который понимается нами как совокупность создаваемых личностью внешних и внутренних обстоятельств, способствующих самореализации.

Внешние и внутренние условия влияют на процесс духовного становления и развития личности. Внешние обстоятельства -это скорее факторы (семья, социальный контекст, учебный, профессиональный коллектив и др.), которые либо способствуют успешному его протеканию, либо тормозят, а иногда наносят невосполнимый урон духовности личности. Внутренние условия понимаются как существующие в потенциале и реальности человеческая индивидуальность, неповторимость, воздействующие на личностную смысловую структуру. Взаимодействие внешних и внутренних условий, сформированный духовный образ жизни позволяют личности не толь-

ко самой духовно обогащаться и преобразовываться, но и распространять приобретенное на мир.

Уже на этом этапе исследования можно сказать, что духовность существует как целостное образование, не сводимое механически к его элементам и не выводимое механически из них. Развитие духовного потенциала предполагает стремление человека к добру, истине и душевной красоте путем самосовершенствования.

Как уже отмечалось выше, духовность является очень объемным понятием, она включает в себя и нравственность. При этом духовность не есть нравственность, и, наоборот, нравственность не идентична духовности. В единый феномен соединяются они тогда, когда происходит пересечение познания красоты с бескорыстием и совестью, основанными на свободе воли.

В заключение сделаем вывод, что духовность является необходимым качеством, которым должен обладать каждый человек, особенно если он будущий врач, но духовностью именно с аксиологической точки зрения.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Ботвинова А.В. Духовность и гуманизм в открытом обществе (социально-философский анализ): дис. ... д-ра философ. наук. М., 2004. 320 с.

2. Коваль Н.А. Теоретические основы изучения духовности личности. Тамбов: Изд-во ТГУ 1997. 64 с.

3. ЛившицР.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1997. 152 с.

4. Педагогический словарь / под ред. гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Бол. рос. энцикл., 2002. 175 с.

5. Рахматуллина Э.Ш. Духовность российской молодежи (социально-философский анализ): автореф. дис. . канд. философ. наук. Уфа, 2010. 27 с.

6. СоммэрД.С. Мораль XXI века. М.: ООО Издательский дом «София», 2004. 528 с.

7. Смирнова Л.Н. Феномен духовности: социально-философский аспект анализа: дис. ... канд. философ. наук. М., 1997. 152 с.

8. Сивков О.Я. Сознание, нравственность, цивилизация: Россия и Запад. М.: ЦНИИРЭС, 2001. 40 с.

LITERATURA

1. BotvinovaA.V. Duhovnost' i gumanizm v otkrytom obshhestve (social'no-filosofskij analiz): dis. ... d-ra filosof. nauk. M., 2004. 320 s.

2. Koval' N.A. Teoreticheskie osnovy izuchenija duhovnosti lichnosti. Tambov: Izd-vo TGU, 1997. 64 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. LivshicR.L. Duhovnost' i bezduhovnost' lichnosti. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. gos. un-ta, 1997. 152 s.

4. Pedagogicheskii slovar' / pod red. gl. red. B. M. Bim-Bad. M.: Bol. ros. encikl., 2002. 175 s.

5. Rahmatullina Ye.Sh. Duhovnost' rossiiskoj molodezhi (social'no-filosofskii analiz): avtoref. dis. ... kand. filosof. nauk. Ufa, 2010. 27 s.

6. Sommyer D.S. Moral' XXI veka. M.: OOO Izdatel'skii dom «Sofija», 2004. 528 s.

7. Smirnova L.N. Fenomen duhovnosti: social'no-filosofskij aspekt analiza: dis. ... kand. filosof. nauk. M., 1997. 152 s.

8. Sivkov O.Ja. Soznanie, nravstvennost', civilizacija: Rossija i Zapad. M.: CNIIRYeS, 2001. 40 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.