Научная статья на тему 'Духовность как системообразующий фактор современного образования'

Духовность как системообразующий фактор современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
719
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДУХОВНЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ / КРИЗИС ДУХОВНОСТИ / SPIRITUALITY / EDUCATION / SPIRITUAL AND MORAL TRADITIONS / SPIRITUALITY CRISIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова Валентина Евгеньевна

В статье рассмотрена роль духовности в совершенствовании современной образовательной системы. Определены задачи образования в условиях духовного кризиса. Подчеркнуто значение духовных и нравственных традиций как основы новой образовательной парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of spirituality in the improvement of the contemporary educational system is considered in the article. The objectives of education in the conditions of spirituality crisis are determined. The significance of spiritual and moral traditions as the basis of new educational paradigm is emphasized.

Текст научной работы на тему «Духовность как системообразующий фактор современного образования»

Фшшш нну к и

ДУХОВНОСТЬ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. Е. Черникова

SPIRITUALITY AS THE SYSTEM-CONSTITUENT FACTOR OF CONTEMPORARY EDUCATION

Chernikova V. E.

The role of spirituality in the improvement of the contemporary educational system is considered in the article. The objectives of education in the conditions of spirituality crisis are determined. The significance of spiritual and moral traditions as the basis of new educational paradigm is emphasized.

Key words: spirituality, education, spiritual and moral traditions, spirituality crisis.

В статье рассмотрена роль духовности в совершенствовании современной образовательной системы. Определены задачи образования в условиях духовного кризиса. Подчеркнуто значение духовных и нравственных традиций как основы новой образовательной парадигмы.

Ключевые слова: духовность, образование, духовные и нравственные традиции, кризис духовности.

УДК 374.3

В условиях крайне сложных процессов реформирования российской действительности, когда прежний образ жизни и прежние духовно-нравственные установки разрушены, а новые находятся в стадии формирования, социальные последствия складывающегося положения, усиливаемого процессом глобализации, многократно усиливают «эффект воздействия аномии на массовое сознание и поведение людей» (8, с. 215).

Современная философская наука, проанализировав нынешнюю историческую ситуацию, зафиксировала новые тенденции цивилизационного развития переходного периода к постиндустриальному обществу, что, безусловно, налагает свой отпечаток на общественные процессы, в том числе и на процессы формирования личности, которые выражаются с одной стороны, через противоречие между интеграцией и глобализацией общественной жизни, а с другой, - все более усиливающимися тенденциями ано-мизации и индивидуализации личности. Очевидным результатом такого цивилизаци-онного развития следует признать тот духовный кризис, который в настоящее время переживает российское общество и который констатируется современными исследователями. Проявления его видны в неуклонном возрастании дефицита духовных ценностей, в «стремительном росте маргинального сознания и девиантного поведения молодежи... в становлении молодежной субкультуры, отрывающей подрастающее поколение от многовекового гуманистического наследия и

духовных традиций прошлого», так как «формируемая в условиях «мозаичной культуры» личность отличается фрагментарностью духовного мира» и ослаблением «морально-нормативной регуляции поведения» (3, с. 103-104). Поэтому суть вышеназванного кризиса заключается не столько в том, что человек поставлен в ситуацию лишенную смысла, а в том, что он сам все более и более утрачивает способность находить смысл своей личной жизни и деятельности.

Понимая, что ценностное поведение всегда представляет деятельностное, а не созерцательное явление, следует признать, что человек свободен не только в выборе ценностных приоритетов, но и в организации своих действий, соответствующих его выбору. В соответствии с этим, актуальность приобретает философская традиция, изложенная в творческом наследии русских мыслителей Х1Х-ХХ веков и базирующаяся на христианском понимании свободной воли не только как возможности ценностного выбора, но и как принципа собственного ценностно-ориентированного поведения.

Раскрывая данное положение, современные исследователи пришли к пониманию того, что сознание личности, восприятие ею окружающего природного и социального мира, своего места в нем формируются под воздействием двух относительно различных потоков информации: один из них идет от социальных условий, реальных отношений человека, другой - от усвоенных в процессе обучения и воспитания знаний, норм, требований, принципов и идеалов, свойственных общественному сознанию. Именно через разрешение противоречий, человек достигает своих жизненных целей и планов, «поскольку стратегия, возникая сначала как замысел жизни, как ее смысл, идеальный план, затем требует реализации на практике. А на практике люди сталкиваются и с тем, что открывает дорогу для реализации их замысла, и с тем, что ему противоречит» (1, с. 8).

Противоречия, которые несет в себе конкретное историческое время, оказывают влияние на специфические особенности существующего этапа образования с прису-

щими для него проблемами и способами их разрешения. Свидетельством чему может являться факт большого цивилизационного скачка, совершенного обществом всего за сто предшествующих лет в технической сфере, хотя наряду с этим в гуманитарной области человечество мало в чем продвинулось вперед за целое тысячелетие. В научной литературе это объясняется тем, что «происходит нечто, аналогичное явлению акселерации в развитии индивидуума: духовное развитие человечества не поспевает за его техническим развитием» (9, с. 3). Следовательно, мы сталкиваемся с одной из основных социальных проблем, представленных в современном общественном развитии, когда прогресс в науке и технике опережает постижение смысла и цели человеческого существования, определяющих содержание и социальное предназначение образовательной деятельности, успешное осуществление которой зависит не только от степени ее соответствия современным потребностям ци-вилизационного развития общества, но и от того, насколько оно связано с историко-культурными традициями страны и народа, то есть духовной наполняемостью процесса образования. Подготовка человека к выполнению им определенных социальных ролей, соответствующих требованиям времени, должна идти по пути как освоения инструментальных знаний и действий (освоение основ наук и применение полученных знаний в соответствующих областях профессиональной деятельности), так и овладения духовными ценностями, составляющими мир его нравственной, религиозной, политической, правовой, эстетической культуры. Функционально человек должен быть готовым к исполнению не только своих профессиональных обязанностей, но быть человеком, личностью в совокупности всех ее составляющих признаков: духовности, гуманизма и социальной ответственности.

Очевидно, что система знаний является важнейшей составляющей духовности. Но это только часть, сторона последней. Целостность феномена духовности определяется личностными качествами человека: его способностью к существованию в социуме, от-

крытостью к общению с другими людьми, стремлением к постижению смысла и цели своего бытия. Поэтому всестороннее исследование данного вопроса в трудах выдающихся представителей отечественной философии, и в частности русской религиозной философии, позволяет говорить о том, что образование как социальный институт, решая социальные задачи, предлагает обществу методы, с помощью которых возможно устранение возникающих противоречий и, следовательно, разрешение социальных проблем.

Общество сегодня приходит к пониманию того, что дискомфортное состояние массового сознания имеет под собой не только экономические причины, но и тот глубокий духовный вакуум, который порожден так называемой «деидеологизацией», являющейся ничем иным, как очередным мифом, навязанным России извне. Идеология как система взглядов, теорий (религиозных, нравственных, политических, правовых и т. д.), - выражающих отношение человека к общественно значимым явлениям социальной реальности, является необходимой стороной духовной жизни общества и личности. В этом аспекте мы лишь подчеркнем, что в условиях, когда в образе жизни современного человека начинает преобладать со значительным перевесом случайное, стихийно складывающееся общение, нравственный релятивизм все более начинает вытеснять культурно-нравственные формы регламентации поведения. Такая «идеологическая неопределенность», по нашему глубокому убеждению, особенно пагубно сказывается на функционировании системы образования в Российской Федерации, которая все чаще получает характеристику «кризисной системы». По мнению Б. С. Гершунско-го, сфера образования имеет самое непосредственное отношение к происходящим в мире событиям, в том числе и к тем негативным тенденциям, которые все более явственно дают о себе знать, так как причиной их является сам человек, «утративший способность активно противостоять злу во всех его проявлениях, потерявший веру в нравственные, духовные ценности... и смысл чело-

веческой жизни, лишившийся жизненных ориентиров, и не находящий ответов на важнейшие мировоззренческие вопросы ни в науке, ни в религии, ни в образовании» (4, с. 14-15).

Резюмируя, можно отметить, что мы имеем дело с реальными противоречиями между «положением дел в российской школе, ее социальным статусом и глубинными общественными интересами и потребностями, порождаемыми реалиями научно-технической революции, перспективами информационной цивилизации, требованиями развития экономики, экологии и культуры России, что вызывает вполне обоснованную тревогу за судьбу подрастающего поколения и диктует нам необходимость поиска путей и средств выхода российской образовательной системы из сложившегося положения. Проблема управления процессом взросления человека должна иметь характер всеобщей осознанности, а системообразующим принципом культурно-образовательной ситуации становится смена ценностно-целевых ориентиров от полезности и практичности к достоинству и ответственности (2). Главной же целью современного образования является формирование внутреннего мира человека в соответствии с высшими духовными ценностями.

Менталитет социума, который складывается исторически и является неотъемлемой частью его культуры, в том числе образования, оказывает серьезное влияние на особенности образовательной системы, поскольку в нем фиксируются наиболее существенные, исторически сложившиеся особенности мировосприятия, мироощущения и мировоззрения того или иного человеческого сообщества, глубинные основания индивидуального и общественного сознания, поступков и поведения людей. Вызов же XXI века, напрямую обращенный к образованию, как раз и состоит в том, чтобы определить новые, связанные с проблемами ци-вилизационного развития современного общества, менталеобразующие функции образования как важнейшей сферы познания, формирования, коррекции, а в необходимых случаях и преобразования духовной жизни личности и социума в целом. Поэтому в ис-

следовании системообразующей роли духовности в современном общественном развитии, в целом, и в процессе становления новой образовательной парадигмы, в частности, необходимо учитывать следующие моменты, которые носят противоречивый характер.

Во-первых, углубляющийся разрыв между лавинообразным ростом объема знаний, что с одной стороны, является объективной необходимостью, ведущим признаком технократического общества, с другой, - результатом все уменьшающихся возможностей сохранения и воспроизводства духовности человека, способствующей гармонизации и целостности личности и общества. Во-вторых, заметное опережение инновационными педагогическими технологиями развития в массовом сознании понимания целесообразности этих процессов, формирования в общественном мнении населения духовных потребностей и ценностных ориента-ций, соответствующих этим нововведениям.

В настоящее время в современной российской философии образования складывается научное направление, сделавшее в целом успешную попытку найти и обосновать духовную основу образования и воспитания, базирующуюся на национальных приоритетах и традиционных ценностях. Ориентация лишь на так называемые общемировые ценности, бездумное принятие западных индивидуалистических установок неприемлемы для российской культуры, без национальной составляющей она утрачивает присущую ей неповторимость. Эта идея была всесторонне обоснована российскими философами уже с середины XIX века и базировалась не на поиске новых ориентиров, а на возрождении духовно-нравственных ценностей православия, которое и до сего дня является «духовным фундаментом нашей государственности, нашего образа жизни». Именно православно-христианские ценности могут играть основополагающую роль в процессе формирования самосознания народа, так как только на этой основе возможно формирование высокодуховной цельной личности, способной к бесконечному самосовершенствованию, а значит имеющей несомненную цен-

ность для актуализации всего педагогического процесса.

Известно, что через образование проходит все человечество. Вполне очевидным является тот факт, что образование может как повторять, репродуцировать прошлый, уже отживший опыт человечества, так и творить новый, воспитывая новое поколение, каждая личность которого направлена на единение, солидарность, сохранение окружающей среды при условии равных возможностей развития всех. При этом развитие понимается как реализация человеческих качеств, родовой человеческой сущности, возможностей, заложенных в человеке в данный исторический период. Осуществление такой задачи, по мнению В. Н. Иванова, является одним из главных путей спасения человечества и требует от нас совершенно иной концепции образования и его организации, чем та, что доминирует сегодня в странах Европы и Америки и небезуспешно навязывается образовательной системе России (5). По всей видимости, такая ситуация требует иной совокупности всех составляющих образования. Иначе говоря, требуется создание новой системы образования, базирующейся на иной основе, которая открылась человечеству в результате его предшествующего развития и предшествующих успехов культуры. Поистине «прошлое настоятельно требует осуществления будущего» (6, с. 50).

Творческий потенциал личности, определяющий эффективность ее деятельности в изменяющемся мире, характеризуется не только сложившимся у человека опытом, но и некоторой общей психологической базой, детерминирующей развитие личности. Поэтому не только насыщение человека знанием, не только подготовка к какой-либо специальной деятельности являются сущностью образования, но и воспитание целостной личности со всеми составляющими ее духовного и физического мира.

Ныне в социокультурном пространстве России мы имеем возможность выделения уже иных оснований (идеалов) для становления нового субъекта, главным качеством которого будет совокупность всего духовно-

го богатства, выработанного до него людьми. Подобная система человеческих ценностей (идеалов личности), которая будет являться духовным основанием современного образования, должна включать в себя, как отмечают О. Е. Шапошников и А. А. Терен-тьев, следующие компоненты:

- личностные ценности (жизнь человека, честь и достоинство личности, права человека, в том числе ребенка, физическое здоровье и т. д.);

- семейные ценности (родители, родные, отчий дом, семейный лад, семейные традиции и т. д.);

- государственные ценности (Родина, уважение к государственным символам, патриотизм);

- национальные ценности (родная земля, родной язык, история народа, национальная культура, вера, национальные святыни);

- общечеловеческие ценности (истина, добро, красота, благо и т. д.) (10).

Для формирования указанных качеств личности мы располагаем достаточно мощным потенциалом, какой дает нам отечественная философская и педагогическая мысль с их устойчивой тенденцией к гармоничному (целостному) рассмотрению личности. Подчеркнем, что наука характеризует идеал целостного человека, прежде всего, развитостью всех элементов его внутреннего мира (мышление, чувства, эмоции, интересы, потребности, воля) до уровня предельно возможного для данного момента исторического развития. Наше время настоятельно диктует нам необходимость создания такого целостного человека, который способен развить в себе ум и сердце, мышление и чувство, воображение и интуицию, который вооружен сущностными, фундаментальными знаниями о мире, который самостоятельно организовывает на этой основе свою деятельность, но так, чтобы она соответствовала главному знанию - знанию нравственных законов человеческой сущности. Ибо, как показывает практика, односторонний человек представляет серьезную опасность, так как он действует «не ведая, что творит». Обладая могучими научно-техническими воз-

можностями, но при отсутствии развития души и сердца, соотнесенного с общечеловеческими ценностями воображения и бытийной интуиции, он способен к самоуничтожению. В этой связи перед нами и возникает необходимость обращения к традиционным взглядам отечественных философов в той сфере, которая рождает философию образовательной деятельности, служащую основой для построения педагогической теории, методики воспитания и обучения. Исследуя же связь традиций с новациями в обучении, мы полагаем, что сможем разобраться в том, какие традиции нужно сохранять и как осуществлять их перенос в современную систему образования. Процесс развития традиции представляется нам как переход к такому новому состоянию системы, когда (благодаря этому переходу) удовлетворяется не только познавательный интерес к прошлому, но и актуальные жизненные и культурные потребности ныне живущих поколений.

Со всей очевидностью нам представляется, что для воспитания подрастающего поколения нужна такая основа, которая, опираясь на достигнутое в науке и человеческой практике, позволяла бы гибко реагировать на новые образовательные тенденции. По нашему мнению, наиболее адекватным представляется подход, обозначенный русской философской мыслью как духовно целостный, позволяющий достичь гармонии духовного и душевного миров человека, в основе которого лежит «взаимное общение и человеколюбие». Исходными посылками данного подхода, по нашему мнению, являются следующие положения:

- индивидуум имеет природные задатки для целостного развития;

- индивидуум есть производное времени и человеческой цивилизации, этногенеза, государственного устройства, семейно-бытовой культуры, личностного проявления.

Такой подход позволяет нам утверждать, что задачи образования, диктуемые временем, заключаются, прежде всего, в выработке представлений об истинных нравственных ценностях, воспитании чуткой со-

вести, потребности в осмысленном бытии, которые составляют основу духовности. Духовность есть высшее качество, ценность, высшее достижение в человеке, которые проявляются в его творческой активности и в свободе. Духовность - неотъемлемое качество человека как субъекта исторического развития.

Учитывая вышеизложенное, выведем ряд положений.

Во-первых, духовность как качество человека проявляется в его стремлении к правде, добру и красоте, к общению с другими людьми, в заботливом отношении к природе; человек, характеризующийся высокой духовностью, способен преодолеть свои эгоистические, корыстные устремления, вследствие чего, духовность есть борьба с эгоизмом в отношении к другим людям, борьба за утверждение идеалов, высокой нравственности.

Во-вторых, духовность включает высокую идейность, составляющую ее сердцевину, и непреходящие общечеловеческие ценности (истина, надежда, доброта, человеколюбие, милосердие, справедливость), следование которым возвышает человека.

В-третьих, духовность человека проявляется в его приобщении к народному интеллектуальному и эмоциональному богатству, которые в совокупности принято называть духом народа, ибо духовная связь между личностью и обществом процесс двусторонний: чувствуя поддержку народного духа, человек, в свою очередь, возвышает свой дух и дух людей вокруг себя, тем самым укрепляет и народный дух.

Таким образом, можно отметить, что противоречия современной действительности могут быть сняты именно духовным развитием человека. Данный вывод можно связать с действующим в обществе законом, сформулированным Н. П. Пищулиным и Ю. А. Огородниковым как врожденное стремление человека «к деятельностному единству с миром, бытием», в то время как «разрыв этого деятельного единства, или бездуховность, приводит человека к агрессивности, антисоциальным действиям, саморазрушению» (7, с. 111).

Духовное в любой из его универсальных форм (знаний, эмоций, веры), решая глобальные для человечества проблемы бытия, пытаясь выявить его смысл, не только предопределяет поведение человека, его волю к деятельности, но и постулирует те изначальные нормы бытия, с которыми должен сообразовывать свою свободную волю человек. Это направление открывает путь к усвоению всего спектра норм поведения, общих для наступившей цивилизации, поэтому только целостность духовного развития человека как его внутренняя сущность, как неотъемлемое качество может способствовать развитию деятельности личности в соответствии с объективными закономерностями общественного и природного бытия.

Понимание важности постановки общих целей и задач образования необходимо обращает нас к духовно-нравственным традициям русского образования и воспитания, которые могут сыграть объединяющую и воспитывающую роль в состоянии усиления социальной неопределенности, которые будут способствовать построению всего процесса обучения и воспитания на ценностно-антропологической основе.

Таким образом, следует отметить, что наиболее оптимальным путем формирования духовно-нравственной культуры личности является процесс усвоения индивидом общественно значимых духовно-нравственных качеств, способствующих «вхождению» человека в мир культуры. Педагогическая интерпретация этого процесса предполагает такое вхождение через формирование нравственных привычек, потребностей, чувств, убеждений, которые являются важнейшими мотивами поведения человека. Этот путь дает уникальную возможность формирования способности к ориентации в мире духовных ценностей и в окружающем личность социуме, позволяя ей действовать в соответствии с объективными закономерностями. В этом мы видим непреходящее значение отечественной философской традиции, указавшей не только идеал современного человека, но и конкретные пути и способы преображения человеческой души.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М., 2004.

2. Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (От диагностики отбора - к диагностике развития) //Вопросы психологии. -2002. - № 1. - С. 6-13.

3. Владимиров А. А. Высшая школа как социальный институт гражданского общества. - М, 2004.

4. Гершунский Б. С. Философия образования. -М., 2008.

5. Иванов В. Н. Россия: обретение будущего. -М., 2007.

6. Кожина О. А., Огородников Ю. А. Новый взгляд на роль технологического образования: сборник научных трудов / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. - М., 2006. -С. 46-54.

7. Пищулин Н. П., Огородников Ю. А. Философия образования.-М., 2009.

8. Савруцкая Е. П. Противоречия коммуникативной ситуации в контексте современной глобализации //Единство и этнокультурное многообразие мира. Диалог мировоззрений: материалы VI Международного симпозиума, Нижний Новгород, 5-6 июня 2001 г. -Н. Новгород, 2001.- С. 210-215.

9. Темина С. Ю. Воспитание развивающейся личности: истоки, искания, функционально-ролевые позиции. - М., 2008.

10. Шапошников О. E., Терентьев А. А. Стратегия развития российской школы и перспективы XXI века //Педагогическое обозрение. - 2004. - № 4. - С. 4-13.

Об авторе

Черникова Валентина Евгеньевна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», доктор философских наук, профессор кафедры философии. Сфера научных интересов -философская антропология, философия диалога, диалогическое образование. chervalen5@ rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.