Научная статья на тему 'Качество преподавания будет выше, если преподаватель - духовная личность'

Качество преподавания будет выше, если преподаватель - духовная личность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / СВЕТСКАЯ ДУХОВНОСТЬ / SECULAR SPIRITUALITY / ЛИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / TEACHER IDENTITY / КУЛЬТУРА / AND CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухутдинова Т.З., Ячина Н.П., Кулагина Г.Н.

В статье анализируется понятие духовности. Одни отождествляют духовность с нравственностью, другие с культурой или видят духовное лишь в сфере философии или религии. Сфера образования призвана противостоять разрушительным тенденциям современного общества и поддерживать тенденции созидательные и прогрессивные, которые реализуются посредством действия социальных институтов, одним из которых и является университет. Наука призвана сыграть решающую роль в становлении общества будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухутдинова Т.З., Ячина Н.П., Кулагина Г.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyzes the concept of spirituality. Some identify spirituality and morality, others see culture or spiritual only in the sphere of philosophy or religion. The field of education is designed to withstand the destructive tendencies of modern society and to support the creative and progressive tendencies, which are realized through the action of social institutions, one of which is the University. Science is designed to play a pivotal role in the development of the future society.

Текст научной работы на тему «Качество преподавания будет выше, если преподаватель - духовная личность»

УДК 1.13.130.3.130.31

Т. З. Мухутдинова, Н. П. Ячина, Г. Н. Кулагина

КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ БУДЕТ ВЫШЕ, ЕСЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - ДУХОВНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Ключевые слова: духовность, светская духовность, личность преподавателя, культура.

В статье анализируется понятие духовности. Одни отождествляют духовность с нравственностью, другие с культурой или видят духовное лишь в сфере философии или религии. Сфера образования призвана противостоять разрушительным тенденциям современного общества и поддерживать тенденции созидательные и прогрессивные, которые реализуются посредством действия социальных институтов, одним из которых и является университет. Наука призвана сыграть решающую роль в становлении общества будущего.

Keywords: spirituality, secular spirituality, teacher identity, and culture.

This article analyzes the concept of spirituality. Some identify spirituality and morality, others see culture or spiritual only in the sphere ofphilosophy or religion. The field of education is designed to withstand the destructive tendencies of modern society and to support the creative and progressive tendencies, which are realized through the action of social institutions, one of which is the University. Science is designed to play a pivotal role in the development of the future society.

Духовность формирует личность человека и является тем высшим нравственным центром, в котором сосредоточена вся суть, весь смысл человеческого существования. Еще древние мыслители отмечали, что духовность обеспечивает содержательную сторону жизни, повышает ее качество, делает возможными разнообразные проявления человеческой индивидуальности, приобщает к жизни общества.

Что же такое духовность? На этот вопрос можно услышать различные ответы: одни отождествляют духовность с нравственностью, другие с культурой, или видят духовное лишь в сфере философии или религии.

В народном толковании духовность - это дерзания духа, устремляющего человека к светлым идеалам: истине, добру, любви и красоте. В религии - это проявление божественной силы, возвышающей личность над обыденной жизнью и придающей ей нравственный смысл и значение ее деятельности. В философии - некая таинственная творческая энергия, побуждающая вдохновение,(дух творчества) у художников, литераторов, ученых - всех, кто занимается познанием жизни людей.

В Педагогическом словаре понятие «воспитание духовное» или воспитание духовности определяется как «формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека... воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и других качеств, способных придавать высший смысл делам и мыслям человека».

Коваль Н. в своей диссертации дает следующее определение духовности: «Духовность есть системное психическое явление, структура которого включает личностно-эмоциональные элементы рационально-иррационального типа в этико-эстетической, интеллектуально-познавательной, морально-нравственной сферах, формирующиеся в результате активного жизненного поиска, приводящего в конечном итоге к пониманию духовного роста как смысла жизни, что является определяющим

фактором духовности как личностного явления» [6]. А. А. Андрущакевич определяет духовность как «.способность человека различать и выбирать истинные нравственные ценности и подчинять им свои поступки, поведение, способ жизни» [1].

С.С.Аверинцев анализирует понятие духовности в свете общения между учителем и учеником аскезы. В.Ю.Троицкий в статье «О классике, о духовности, об идеале и нигилизме» [11] рассматривает духовность как «признак прекрасного», как «естественное свойство полноценного человека», как «особое отношение к миру», как «стремление к Истине, Добру и Красоте», подчеркивает, что духовность связана с осознанием идеала, т.е. рассматривает духовность как сложное понятие. Но автор признает только религиозную духовность, тем самым обедняет само понятие духовность. Истоки духовности не только в религии, но и в мифах, фольклоре, в светской литературе. Светская духовность тесно связана со сферами науки, искусства, морали. М.С. Каган в статье «О духовном» пытается выяснить необходимость использования понятия «дух» и его дериватов, выяснить специфичность заключённого в них содержания и обсудить вопрос о праве признания «духа» и «духовного» категориями философской науки. Автор подчеркивает, что понятие дух нельзя отождествлять с сознанием, мышлением, а понятие духовное нельзя отождествлять с категорией «идеальное». С точки зрения исследователя, понятие дух обозначает целостную активность человеческой психики в её специфичности по сравнению с психикой животных, т.е. в её социокультурной детерминированности и содержательности [7].

Некоторые отечественные исследователи отождествляют духовное бытие общества с культурой (Н.С. Злобин, М.П.Ким, Б.Д.Яковлев, Л.Е. Кертман). С нашей точки зрения, культура - более широкое понятие, так как включает в себя материальную и духовную культуру.

Р.К.Бикмухаметов в монографии «Проектирование интеграции физического и духовного воспитания студентов педагогических учебных заведе-

ний» выделяет следующие признаки духовности, проявляемые в деятельности и в отношениях: автономность, свобода, ответственность, креативность, воля, целеустремленность, «масштаб личности» [2]. С нашей точки зрения, к этим признакам можно добавить чувства права, чести, совести. Духовные чувства - это нравственные, эстетические, религиозные, политические.

В 1996 г. редакция журнала «Вопросы философии» проводила «круглый стол» по теме духовности. В своем выступлении Л.П. Буева справедливо подчеркнула, что понятие духовности можно употреблять при характеристике внутреннего, субъективного мира человека. Для неё духовность, главным образом, - внутренняя ориентация личности в системе ценностей. Автор не исследует духовность общества, цивилизации, науки. С точки зрения автора, духовность - это проблема обретения смысла, это проблема «жизнетворчества». Рассматривая духовность в культурно-антропологическом контексте, Л.П.Буева выделяет духовность религиозную и светскую [4].

Слишком узкое и одностороннее понятие духовности дает Г.В.Пугач в своих тезисах «Духовность: теологическая и философская интерпретация». Сначала автор справедливо отмечает, что духовность - «это не только сумма знаний, это и не образованность как таковая». И далее продолжает: «Это, скорее, побуждение к знанию, неудовлетворенность, нежелание довольствоваться имеющимся, достигнутым, это - сомнение в ценности и значимости собственного существования. При этом существенно, что познание не может ограничиваться только самопознанием, «постижением своей сути», оно направляется также вовне - «на мирские проблемы и на других людей» [10]. Автор подчёркивает интеллектуальную компоненту духовности и недооценивает другие её составляющие.

Автор статьи «Россия в поисках духовных скреп» пытается соединить понятие духовности с национальной идеей. Профессор выдвигает свою национальную идею: «Державность, духовность, справедливость». Духовность он понимает «как особый образ жизни россиян, когда морально-нравственные ценности более приоритетны, чем материальное благо» [13]. Предлагаемая профессором Поповым Ю. триада интересна, но не бесспорна. Интересна она, прежде всего, тем, что в определённой степени отражает существенные сдвиги, происходящие в общественном сознании. А не бесспорна тем, что национальную идеологию трудно ограничить какой-либо триадой. Определение духовности, данное Поповым, также узкое, так как включает в себя только нравственную компоненту.

Таким образом, содержание понятия «духовность» является дискуссионным. Р.К.Бикмухаметов приводит в монографии несколько определений духовности [3].

«Духовность - понятие, аккумулирующее в себе многие грани духовного освоения мира: философские, нравственные, эстетические, художественные, религиозные, правовые, эстетические и др.» (А.А.Кирсанов).

Преподаватель должен быть глубоко духовным человеком, он должен помочь студенту найти свое место в жизни, вдохновить новыми идеями. Качество преподавания будет выше, если преподаватель - духовная личность.

Преподавание - это духовный эксперимент, «процесс созидания личности, Человека». Мерой духовности может служить степень свободы и ответственности преподавателя. Свобода понимается как полное раскрытие индивидуальности, потому что общество, состоящее из индивидуальностей, гораздо более устойчиво и способно к обучению. Свобода состоит в признании необходимости плюрализма и терпимости.

Трудно говорить о духовности преподавателя, если он сравнивает свой труд воспитания студентов с выращиванием картофеля: «Часто труд преподавателя сравнивают с трудом садовника. Так вот, если подготовку простых студентов можно сравнить с выращиванием картофеля, где имеются наработанные технологии и удобрения, то подготовку будущих научных работников в кружках и лабораториях вузов можно сравнить с выращиванием редкого на наших полях ананаса». Этот же автор сравнивает студента с сосудом: «То есть студент из сосуда, который следует наполнить информацией, превращается в источник последней» [5]. Лучше сравнивать студента не с сосудом, а с факелом, который надо зажечь, т. е. вдохновить новыми идеями.

Творческий диалог, сотворчество преподавателя и студента - это не только передача знаний. Студент усваивает систему идей преподавателя, его мировоззрение и стиль мышления. Поэтому обучение должно быть более личностно-ориентированным. Необходимо формировать более тесные отношения со студентами и их семьями, следует проводить с ними регулярные неофициальные встречи с углубленными диалогами.

Духовность - это глубочайшая человечность! Понимать друг друга, уважать человека любого вероисповедания и любой идеологии, больных и «умственно отсталых», президентов и преступников - это и есть духовность. Помните, у Фета: «Хоть не вечен человек, но то, что вечно, - человечно!»

В настоящее время социальная ситуация такова, что общество потеряло возможность удовлетворить потребность человека в реализации своих духовных качеств. Очевидно, что именно поэтому и обнаруживается психологическая склонность индивидуумов к разным вариантам девиантного поведения, что и объясняет процесс личностной изменчивости в негативную сторону, когда человеком управляют низшие эмоции и потребности: «хочу» преобладает над «надо».

Сфера образования призвана противостоять разрушительным тенденциям современного общества и поддерживать тенденции созидательные и прогрессивные, которые реализуются посредством действия социальных институтов, одним из которых и является университет.

Наука призвана сыграть решающую роль в становлении общества будущего. Задача состоит не только в том, чтобы вложить в каждого студента

определенную сумму знаний и умений, а и в том, чтобы воспитать думающую, психологически и психически здоровую личность, способную действовать в русле государственных интересов. Роль педагога в этом незаменима, так как именно он призван закладывать человеческое в человеке, с детства формировать духовность как полноту бытия.

Качественное образование способствует развитию духовных сил человека. Примером глубоко духовного, мудрого преподавателя является Михаил Ломоносов. Он был замечательным педагогом. Высокие требования он предъявлял к преподавателю. С его точки зрения, преподаватель должен быть гуманным, нравственным, искренним, справедливым. Педагог - «добросердечный и совестный человек, а не легкомысленный ласкатель и лукавец». Отношения между учителем и учениками должны быть доброжелательными; нельзя учителю поступать с учеником «ни гордо, ни фамильярно», это может повредить авторитету наставника. Высок авторитет того педагога, который будет «не токмо словами,... но и поступками добрый пример показывать учащимся» [12].

Наша задача состоит в том, чтобы воспитать в наших студентах людей, умеющих отличить духовность от бездуховности и поставить на пути последней непреодолимый барьер [8].

Следовательно, подготовка будущих педагогов в вузе, наряду с приобщением к знаниям, не может и не должна игнорировать духовно-нравственное становление личности студента [9].

Литература

1. Андрущакевич А. А. Персональная психология в определении сущности человека и сущности образования. //Гуманизм и духовность в образовании: Научные труды Первой Нижегородской научно-практической конференции. Нижний Новгород. 1999. С.11.

2. Бикмухаметов Р.К. Проектирование интеграции физического и духовного восприятия студентов педагогических учебных заведений Казань: Изд-во Казан. ун-та. 2003. С.234.

3. Бикмухаметов Р.К. Указ. соч. С.59-60.

4. Духовность, художественное творчество, нравственность /Мат-лы «круглого стола» /Выступили Буева Л.П., Зинченко В.П. и др.// Вопросы философии. 1996. №2. С.4.

5.Гараева Е.А. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в образовательном процессе университета (электронный ресурс). URL: CONFER-ENCE.OSU.RU ( дата обращения 02.02.2013).

6. Коваль Н. . Духовность в системе профессионального становления специалиста : Дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.13. Москва. 1997. С.11. (электронный ресурс). URL:http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/122189.html (дата обращения 02.02.2013).

7. Каган М.С. О духовном. // Вопросы философии. 1985. №9. С.91.

8. Мухутдинова Т.З., Кулагина Г.Н, Ячина Н.П., Хазиева Н.Н. Проблема формирования духовных основ отношений к «другому», идея сострадания как основа межличностных отношений. / /Вестник Казан. технол. ун-та. -2011. - №.24.- С.142.

9. Мухутдинова Т.З., Ячина Н.П., Хазиева Н.Н. Проблемы нравственного воспитания педагога. //Вестник Казан. технол. ун-та. - 2013. - №10.- С.348.

10. Пугач Г.В. Духовность: теологическая и философская интерпретация //ХХ век и философия: тез. докл. М.: Изд-во Моск. гос. Академии печати.1994. С.137.

11. Попов Ю. Россия в поисках духовных скреп// Известия. №59. 2006. 5 апр.

12. Цит. по: Северикова Н.М Рассеять тьму «мрачной ночи невежества». Реформы М.В. Ломоносова в области образования и воспитания (электронный ресурс)

URL:

http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view& id=416&Itemid=52 (дата обращения 03.02.2013)

13.Троицкий В.Ю. О классике, о духовности, об идеале и нигилизме //Литература в школе. 2000. №5. С.44.

© Т. З. Мухутдинова - д-р пед. наук, член-корр. РАЕ, проф. каф. МиПД КНИТУ, tamara@kstu.ru; Н. П. Ячина - канд. пед. наук, доцент каф. педагогики К(П)ФУ, nadegda_777@mail.ru; Г. Н. Кулагина - к.ф.н., доцент, АНО ВПО «КИФЭИ».

Все статьи номера поступили в редакцию журнала в период с 25.12.13. по 10.04.14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.