Научная статья на тему 'Проблемы нравственного воспитания педагога'

Проблемы нравственного воспитания педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1356
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / МОРАЛЬ / ВОСПИТАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / АРИСТОТЕЛЬ / MORALITY / ETHICS / EDUCATION / GLOBALIZATION / ARISTOTLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ячина Н. П., Мухутдинова Т. З., Хазиева Н. Н.

Нравственность – одна из важнейших составных общественного знания, но до сих пор не стала образовательной областью ни в школе, ни в вузе. Соотношение понятий мораль и нравственность Понятие нравственности современного учителя определяется как критерий индивидуальной ответственности в профессиональной культуре. Формирование высокого уровня педагогического мастерства происходят только в процессе приобщения учителя к общечеловеческой и педагогической культуре общества, становления на этой основе его общей и профессиональной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Morality one of the most important components of public knowledge, but have not yet become the educational field, neither in school nor in college. Relationship between the concepts of moral concepts and moral ethics of the modern teacher is defined as a measure of individual responsibility in the professional culture. Formation of a high-level teaching skills are just in the process of familiarizing teachers and teaching to the universal culture of the society, on this basis, the formation of his general and professional culture.

Текст научной работы на тему «Проблемы нравственного воспитания педагога»

Н. П. Ячина, Т. З. Мухутдинова, Н. Н. Хазиева

ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПЕДАГОГА

Ключевые слова: нравственность, мораль, воспитание, глобализация, Аристотель.

Нравственность - одна из важнейших составных общественного знания, но до сих пор не стала образовательной областью ни в школе, ни в вузе. Соотношение понятий мораль и нравственность Понятие нравственности современного учителя определяется как критерий индивидуальной ответственности в профессиональной культуре. Формирование высокого уровня педагогического мастерства происходят только в процессе приобщения учителя к общечеловеческой и педагогической культуре общества, становления на этой основе его общей и профессиональной культуры.

Keywords: morality, ethics, education, globalization, Aristotle.

Morality - one of the most important components of public knowledge, but have not yet become the educational field, neither in school nor in college. Relationship between the concepts of moral concepts and moral ethics of the modern teacher is defined as a measure of individual responsibility in the professional culture. Formation of a high-level teaching skills are just in the process of familiarizing teachers and teaching to the universal culture of the society, on this basis, the formation of his general and professional culture.

В современных условиях социокультурного и экономического развития страны и модернизации отечественного образования всё более значимым выступает проблема воспитания нравственной личности. Смена общественно-экономической ориентации России изменила ценностные ориентации общества, в том числе учащейся молодежи. Тенденции процессов глобализации имеют как положительные, так и отрицательные последствия: рост разрыва между бедными и богатыми, безработица, терроризм и т.д. Происходит навязывание американского образа жизни и американских стандартов.

Как же воспитать студента - будущего педагога - человеком культурным, открытым к межнациональному и поликультурному взаимодействию? На каких идеалах воспитывать молодое поколение? Нравственность, хотя является одной из важнейших составных общественного знания, но до сих пор не стала образовательной областью ни в школе, ни в вузе. Исследователь Андреев В.И. предлагает воспитание у учащейся и студенческой молодежи устойчивой ориентации на здоровый образ жизни, на исключительную значимость и ценность духовно нравственной, национальной культуры [1].

Современное толкование нравственности «Толковый словарь русского языка» Ожегова С.И. определяет как «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведения»

«Словарь по педагогике» Коджаспировой Г.М. и Коджаспирова А.Ю. даёт следующее толкование данному понятию: «Нравственность - 1. особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм и традиций нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.д.; 2. система внутренних прав человека, в основе которой гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на по-

мощь» [3].

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [2].

Понятие содержания нравственности раскрывают и современные учёные. Вот некоторые из них:

- это индивидуально-ответственное поведение в его зависимости от смысложизненных целей деятельности (А.А. Гусейнов);

- это совокупность особых регулятивных

норм и принципов, составляющих содержание этических учений в стихийно сложившихся, функционирующих реальных социумах

(Л.В. Максимов);

- это способ регуляции действий человека обществом, форма общественного сознания и вид общественных отношений, предмет этики (О.Г. Дробницкий);

- это образ единения как совокупность ценностей и норм (Р.Г. Апресян);

- это личностное образование человека, направляющее и регулирующее все его другие качества, связанные с внутренним целеполаганием самого человека, его свободы (М.С. Боброва).

Большинство учёных отождествляют мораль и нравственность. Такого мнения придерживается ряд философов, психологов и педагогов (Т.Т. Акмамбетов, С.Ф. Анисимов Е.М. Бабосов, Е.В. Беляева, В. А. Беляев, В. А Блюмкин, Г.Н. Гум-ницкий, И. Л. Зеленкова Е.В. Золотухина-Оболина, Т.Т. Квасов, В.А. Кондратов, Я.С. Котигер, Н.Н. Крутов, С.Ш. Пашаев, Р.В. Петропавловский, В.И. Писаренко и другие).

Исследуя различные точки зрения о связи понятий «мораль» и «нравственность», устанавливаем, что существует ещё один подход, который

заключается в чётком разграничении данных понятий. Ученые Л.Н. Коган, В.И. Басова, А.И. Шемшу-рина, Г.Н. Сериков, И.Ф. Харламов определяют мораль как совокупность норм и правил поведения в обществе, т. е. то, что действует извне; нравственность же трактуется ими как личностная характеристика [7].

Русская литература также обращается к понятию нравственности, гуманизма.

Произведения Л. Андреева напоминают о кризисе гуманизма в нашу эпоху. Парадокс современного мира в том, что люди оказываются бесконечно одинокими в мире, так как эта коммуникация не эмпатическая, а поверхностная. Положительное в этой ценности то, что одиночество связано с нравственной ответственностью человека перед обществом, с процессом формирования уникальной личности, с творчеством. Отрицательное в этой ценности то, что одиночество часто разрушает личность, ведёт к нарциссизму, потере себя, бегству из общества, суицидам и т.д.

Люди разучились радоваться чужим успехам. Чувство зависти вызывает желание совершить зло, не думая о последствиях. Мы смирились с такими антисоциальными явлениями как воровство, взяточничество, нечестность, необязательность.

Во многих своих произведениях Горький отмечает, что важнее и ценнее сострадания со-радость», «... всегда лучше поделиться с ближним хотя бы маленькой радостью, чем большим горем, и надо понять, что стыдно хвастаться страданиями своими» [5].

Духовно-нравственное воспитание в условиях общеобразовательной и высшей школы в наших условиях возможно не только на основе гуманистических ценностей содержания образования, но и при наличии духовно-нравственного потенциала педагога. Высокий профессионализм педагога в России созвучен с нравственным поведением, зарубежные педагоги выделяют также следующие параметры эффективности: увлеченность предметом, уверенность в себе, наличие коммуникационных умений, забота об учениках, стремление к творчеству и другие.

Современный педагог (учитель) является представителем социальной группы, носителем общественных отношений. Определимся с понятием нравственности современного учителя как критерия индивидуальной ответственности в профессиональной культуре.

В конкретных педагогических взаимоотношениях ему придётся не навязывать свои цели и установившиеся взгляды, а стать посредником между обучаемыми, между разными культурами. В процессе индивидуального развития современному педагогу необходимо уметь рефлексировать над собственными убеждениями [8].

По высказыванию Канта: «Самообладание

не только хорошо, но и является частью внутренней ценности личности; благонравный темперамент тоже является ценностью, и все это вместе с чувством долга делает нравственность высшей ценностью характера человека» [4].

Освоение нормативных требований профессии и формирование высокого уровня педагогического мастерства происходят только в процессе приобщения учителя к общечеловеческой и педагогической культуре общества, становления на этой основе своей собственной общей и профессиональной культуры [9].

Основой становления профессиональной культуры педагога выступает его общая культура, которая проявляется в:

- разносторонности, широком кругозоре, эрудиции;

- высоком уровне духовных интересов и запросов, эстетических и нравственных потребностей в общении с искусством, людьми, природой;

- культуре мышления, труда и общения, эмоциональной, правовой и экологической культуре личности,

Вместе с тем общая культура далеко не сводится к универсальности, разносторонности личности. Для характеристики подлинно культурного человека чаще пользуются такими понятиями, как «духовность», «интеллигентность» [6].

На педагога возлагается ответственность по воспитанию и обучению. В данный момент перед современным учителем насущной становится задача

- создание пространства новых культурных форм образовательного взаимодействия с обучающимися.

Следовательно, подготовка будущих педагогов в вузе, наряду с приобщением к знаниям, не может и не должна игнорировать нравственное становление личности студента

Литература

1. Андреев В.И. Конкурентология.- Казань: Центр инновационных технологий.-2004. С.5

2. Артамохина, А. О. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. - М. - 2002. [электр. ресурс] // www.lib.) 3.1.Ожегов, С.И. ,

3. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю, Словарь по педагогике. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ». - 2005. - с. 206.

4. Кант И. Сочинения в 6 томах. - М.: Мысль.-1966.

5. Мухутдинова Т.З., Кулагина Г.Н, Ячина Н.П., Хазиева Н.Н. Проблема формирования духовных основ отношений к «другому», идея сострадания как основа межличностных отношений. / /Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - №.24.- С.142-148.

6. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. М.:Академия.-2004.-с.62

7. Овинова Л.Н. Нравственность как педагогическое понятие. «Вестник» ЮУрГУ №16, 2006 .-с.18

8. Смирнова Л.А. Нравственность как проявление индивидуальной ответственности учителя в профессиональной деятельности. «Человек и образование», №1 (18), г Луга.- 2009г.-с.161.

9. Мухутдинова Т.З. Инновационное развитие предприятий нефтегазохимического комплекса и повышение инновационной и экологической культуры специалистов и населения. / Вестник Казан. технол. ун-та. 2012. - №15. - С.283-286.

© Н. П. Ячина - к.п.н., доц. каф. педагогики К(П)ФУ; Т. З. Мухутдинова - д-р пед. наук, член-корр. РАЕ, проф. каф. МиПД КНИТУ; Н. Н. Хазиева - инж. АНО «ГНВЦ «Протон» СРБ К(П)ФУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.