Научная статья на тему 'Духовность как одна из ценностей российского профессионального высшего образования, реализуемого в опорном университете'

Духовность как одна из ценностей российского профессионального высшего образования, реализуемого в опорном университете Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
111
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТ / ЦЕННОСТИ / ОПОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / SPIRITUALITY / MORALITY / INTELLECT / VALUES / BASIC UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Семикина Алина Владимировна, Лопатухина Татьяна Александровна

Обращение к вопросу духовности в воспитании молодых людей в настоящее время представлено актуальной проблемой российского государства, в связи с тем что при разрушении советской системы образования, в которой воспитание было одним из компонентов наряду с обучением, образовался вакуум в развитии личностных качеств студентов высших учебных заведений на основе русских образовательных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Семикина Алина Владимировна, Лопатухина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issue of spirituality in education of young people, which is the urgent issue at the present moment in Russia. After the destruction of the Soviet system of education which had both education and upbringing as the core components, there is vacuum now in development of higher school students’ personal qualities based on the Russian educational traditions.

Текст научной работы на тему «Духовность как одна из ценностей российского профессионального высшего образования, реализуемого в опорном университете»

педагогические науки

2. Saenko L.A. Social'naja otvetstvennost' ucha-shhejsja molodezhi: rezul'taty issledovanija // Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2015. № 1 (46). S.262-265.

3. Jakimanskaja I.S. Razrabotka tehnologii lich-nostno orientirovannogo obuchenija // Voprosy psiho-logii. 1999. № 3. S. 39-45.

Participation in voluntary and charity activities of college students: opportunities, tasks, prospects

The article deals with the issues of development of socially active personalities at secondary professional educational institutions by means of participating in voluntary work.

Key words: voluntary work, charity development of socially active personality.

work,

(Статья поступила в редакцю 03.10.2016)

А.В. СЕМИКИНА, Т.А. ЛОПАТУХИНА, (Ростов-на-Дону)

духовность как одна из ценностей российского профессионального высшего образования, реализуемого в опорном университете

Обращение к вопросу духовности в воспитании молодых людей в настоящее время представлено актуальной проблемой российского государства в связи с тем, что при разрушении советской системы образования, в которой воспитание было одним из компонентов наряду с обучением, образовался вакуум в развитии личностных качеств студентов высших учебных заведений на основе русских образовательных традиций.

Ключевые слова: духовность, нравственность, интеллект, ценности, опорный университет.

Характеризуя российское профессиональное высшее образование, его состояние на современном этапе, педагогическое сообщество отмечает отсутствие четкой государственной политики в организации образования, традиционно понимаемого как единство обучения и

воспитания. Это приводит к отсутствию новой системы воспитания, которая должна была бы заменить исчезнувшую в 1994 г. систему советского воспитания. В результате были потеряны традиционные русские ценности воспитания и становления молодых людей, утрачены образовательные смыслы для отдельной личности, возникла исковерканная мораль общества и в целом произошло снижение качества личности [1]. Последний фактор повлек за собой снижение общей педагогической и профессиональной культуры преподавателя вуза, в системе организации последнего преобладают технократические тенденции (ФГОС, УМК, ограниченный перечень компетенций, указываемых для приобретения обучающимися, большое количество регламентирующей документации и т. д.). В итоге мы получили «щадящую профессиональную квалификацию» работников высшего образования, по определению членов Зиновьевского клуба, что привело к кризису идей развития высшего образования в формате вузов, превратившихся в громоздких монстров [2].

Выход из создавшейся ситуации видится нам в восстановлении разработанной на исконно русских ценностях современной системы воспитания в рамках профессионального высшего образования. Решение данной проблемы определяет актуальность проводимой нами научно-исследовательской работы, направленной на поиски путей разработки системы воспитательной работы со студентами опорного университета. целью такой работы нам представляется воспитание человека культуры, что понимается как воспитание 1) человека духовного; 2) человека нравственного; 3) человека интеллектуального. Приоритетным фактором в решении поставленной проблемы и достижении намеченной цели нам представляется обращение к понятию «духовность».

Согласно статистическим данным, в поисковую систему "Google" в ее англоязычной версии включено 60 млн ссылок, связанных с определением понятия «духовность». В русском языке все чаще употребляется понятие «секуляризованное общество», что означает обмирщение, т. е. «мир». Объясняя данное понятие, можно привести следующие определения: использование того, что принадлежало вере и церкви, становится со временем от них независимым, светским, т. е. оно связано с передачей постулатов церковного, духов-

© Семикина A.B., Лопатухина Т.А., 2016

известия вгпу

ного ведения в светское, гражданское ведение. Таким образом, говоря о духовности человека, создании человека духовного, мы обращаемся к понятию «духовность», трактуемому так, как его трактует Православная Церковь. И тогда, опираясь на православное понимание понятия «духовность», мы можем привести ее следующее авторское определение: духовность есть святость и осуществление воли Бога; приобщение к совершенству, рассматриваемому как достижение любви к Богу; смирение, чистота помыслов, покорность воле Творца [3]. При этом важно отметить, что духовность рассматривается несколько различно в католицизме и православии: в католицизме - это сострадание мукам Христа и исполнение евангельских заповедей, в православии - это борьба со злом, грехом, очищение и раскаяние каждого отдельного человека в результате самоанализа и самокритики.

Человек духовный должен иметь и развивать в себе следующие качества личности:

- творчество как свойство Творца, описанное в Первотексте Библии;

- владение знаниями;

- стремление к высшему, включающему когниции «свет» и «тьма» в качестве основополагающих в Первотексте Библии;

- энергия как способность оказывать воздействие через определенную прилагаемую силу;

- приобщение к миру православных идей -любовь к Богу; соборность; смирение сердцем; чистота помыслов; раскаяние; очищение; произведение надежды; выбор поступка на основании триады «ум-совесть-дух»; наличие цели; стяжение (приобретение духа святого); самостоятельность, но не произвол; послушание и дисциплина; перспективные помыслы.

Уместно отметить, что воспитанный в духовном отношении человек исповедует традиционные русские духовные и нравственные ценности, которые связаны с православием, самобытностью России, общностью Русского мира, понимаемого как особая цивилизация, соборностью, преемственностью опыта поколений (отечественный дух, патриотизм, гордость народная, жертвенная любовь во благо отечества, трудолюбие, честолюбие, честность, порядочность, ответственность, отсутствие заботы о почестях, стремление к саморазвитию, исправление зла, соблюдение закона), сохранением традиций при правильном соотношении: «традиции - инновации», причем традиции помогают выбирать из нового самое важное; традиции служат нравствен-

ным фильтром, имеющим Божий критерий, который представляет собой Богом созданное нравственное начало в человеке; консолидацией общества на основе духовных ценностей, что должно привести к становлению правильной с точки зрения ценностной окрашенности морали общества (созидание, милосердие, подвиг, труд, противодействие агрессии, насилию, порокам, положительный пример).

Из всего вышесказанного следует вывод, что все может измениться, а духовные и нравственные ценности будут сохраняться во все времена, потому что духовность и нравственность исходят не от человека, а даны свыше, поскольку это есть результат деятельности Творца. Понимая в какой-то степени правильно роль данной сентенции для русских, поборники западных ценностей в течение нескольких десятилетий занимались раскачиванием российской системы образования, надеясь через нее отмести традиционно русские ценности, насадив ценности Евросоюза и США. Мы стали свидетелями внедрения в нашу систему образования международных образовательных проектов, таких как тестовый проект ЕгЭ, отвергнутый в 60-е гг. XX в. во Франции из-за того, что он был направлен на развитие narrow-minded generation of youth, т. е. интеллектуально ограниченного поколения молодых людей; Программа института джорджа сороса, начатая в 1995 г., целью которой было, по словам автора Программы, играть важную роль в происходящих событиях разных стран и ... представить как долг каждого честного человека обрушение экономики России, приумножая при этом свое материальное состояние и внедряя в сознание молодых людей ложь, дезинформацию, низкую политическую культуру, неадекватность в оценке истории и традиций определенной страны; Болонская декларация 1999 г., которую Российская Федерация подписала в 2003 г. и которая уничтожила фундаментальность советского образования, сведя его к тому пониманию, что образованный человек - это специалист с набором определенных компетенций, а не личность - творческая, энергичная, заботящаяся о налаживании гармоничных нравственных отношений в себе, семье, обществе, при этом имело место полное уничтожение воспитания в России как части образования; общеевропейский проект тюнинга образовательных программ 2000 г., который выхолащивает национальные образовательные задачи, отрицает национальный опыт, превращает образование во всех странах в однотип-

ную образовательную услугу и внедряет монополярную технократическую систему образования, единую для всех стран (единые компетенции, единые кредиты, единые формы материально-карьерного успеха); проект «Минерва» 2006 г., который был направлен на образовательную подготовку специалистов, проектирующих «цветные революции» в разных странах, привлекая молодежь этих стран для их реализации; проект Жана Монне (открытый к внедрению в 1989 г.), главного «архитектора» Европейского союза, целью которого является привнесение европейского измерения в системы высшего образования различных стран, расширение знаний о ценности европейской интеграции посредством преподавания, исследования и дебатов на темы, связанные с историей, политикой и законодательством Евросоюза, а также с отношениями Евросоюза с другими регионами. С 2013 г. проект Жана Монне был интегрирован в программу "Erasmus Mundus", или "Erasmus +", которая предназначена для организации образования в странах «третьего мира». Тем не менее она же предлагается и для российских студентов, представителей такой могущественной страны, как Российская Федерация, причем не учитывается продолжение обучения российских студентов по избранной ими специальности: так, для студентов, специализирующихся в области «Связи с общественностью», организуется обучение в Чехии по программе экономических специальностей.

Таким образом, перед российским образованием стоит задача разработки системы духовного и нравственного воспитания студентов в системе профессионального высшего образования на государственном (федеральном) и региональном уровнях для реализации в практику функционирования российских высших учебных заведений.

Для того чтобы определить существующий уровень духовно-нравственной готовности респондентов Донского государственного технического университета, мы провели анкетирование по вопросу «Духовность: суть понятия и прогностика». Было выделено две группы респондентов: преподавательский состав -180 человек и студенты - 200 человек, всего 380 респондентов опорного университета, которым были предложены однотипные вопросы. Их перечень мы приводим ниже. Каждый вопрос сопровождался вариантами ответов для множественного выбора с целью принятия решения каждым респондентом индивидуально. Ответы должны были быть сформулированы каждым респондентом индиви-

дуально в развернутом виде, исходя из уровня его фоновых знаний без предлагаемых вариантов для выбора.

Вопросы для анкетирования

1. Сталкивались ли Вы когда-либо или никогда не сталкивались со словом «духовность»? (Варианты ответа: сталкивался(-лась), не сталкивался(-лась), затрудняюсь ответить.)

2. Как Вы понимаете значение слова «духовность»? (Развернутый ответ)

3. Как Вам кажется, сегодня в жизни нашего общества больше или меньше духовности, чем в советское время? (Варианты ответа: больше, меньше, затрудняюсь ответить.)

4. Как Вы полагаете, в последние годы уровень духовности в жизни нашего общества растет или снижается? (Варианты ответа: растет, снижается, затрудняюсь ответить.)

5. Как Вам кажется, в российском обществе уровень духовности выше или ниже, чем в западных странах? (Варианты ответа: выше, разницы между странами нет, ниже, затрудняюсь ответить.)

6. Какие факторы, по Вашему мнению, сегодня могли бы более всего способствовать росту духовности в жизни нашего общества? (Развернутый ответ.)

7. Как Вам кажется, может или не может быть высокодуховным неверующий человек? (Варианты ответа: может, не может, затрудняюсь ответить.)

Задача анкетирования заключалась в выявлении духовно-нравственного потенциала среднестатистических студента и преподавателя. Результаты проведенного опроса были подвергнуты статистической обработке с помощью сервиса "Google Forms". Рассмотрим полученные результаты. Ниже приведены номера указанных вопросов, сопровождающиеся указанием процентного соотношения различных мнений или ранжирования результатов опроса респондентов.

I - выявление духовно-нравственного потенциала преподавательского состава ДГТУ

Вопрос 1. Первый вопрос, заданный преподавательскому составу, показал, что все 100% респондентов не в первый раз сталкиваются с таким понятием, как «духовность» (см. рис. 1 на с. 52).

Вопрос 2. Задавая второй вопрос «Как Вы понимаете значение слова "духовность?"», мы ставили цель выявить наличие качеств, которыми должен обладать человек духовный. Ответы преподавателей после авторской обработки представлены в табл. 1 на с. 52.

Таблица 1

Ранжирование ответов преподавателей ДГТУ на вопрос «Как Вы понимаете значение слова "духовность"?»

Ответ Ранг

Затрудняюсь ответить 1-е место (71 человек, или 39%)

Сила духа, то, что связано с душой, духом (степень широты души, внутренняя просвещенность души, состояние души, примирение с самим собой, желание быть ближе к Богу) 2-е место (28 человек, или 18%)

Нравственность человека, его моральные устои, доброта, человечность, совестливость (духовность - что-то схожее с нравственностью, моралью, соблюдение правил морали, заповедей, это определенное мироощущение, умение человека сострадать другому) 3-е место (22 человека, или 12%)

Бескорыстие, отсутствие меркантильности (нематериальные, нравственные ценности, ориентирование на нематериальные ценности) 4-е место (21 человек, или 11%)

Мировоззрение человека, его отношение к жизни (отношение к общечеловеческим ценностям, соответствие интенций индивида ценностному коду общества, т. е. индивид поступает тем или иным образом в соответствии с этим кодом не под воздействием обстоятельств, а потому, что таковы внутренние потребности) 5-е место (19 человек, или 10%)

Вера в Бога, религиозность, то, что связано с верой, церковью (религия, вера) 6-е место (17 человек, или 9%)

Другое (скрепы в виде водки, балалайки, медведя - хозяина тайги) 7-е место (2 человека, или 1%)

Вопрос 3. 67% респондентов (121 человек) из числа преподавательского состава ответили, что сегодня в жизни нашего общества меньше духовности, чем было в советское время, 22% (40 человек) считают обратное и 11% (19 человека) затруднились ответить (рис.1).

Рис. 1. Ответы на вопрос «Как Вам кажется, сегодня в жизни нашего общества больше или меньше духовности, чем было в советское время?»

Вопрос 4. Мнения разделились следующим образом: 117 преподавателей (65%) ответили, что снижается, 52 преподавателя (29%) -растет, 11 преподавателей (6%) - затруднились ответить (рис. 2).

Затрудняюсь

6%

Рис. 2. Ответы на вопрос «Как Вы полагаете, в последние годы уровень духовности в жизни нашего общества растет или снижается?»

Вопрос 5. При сравнении уровней духовности обществ России и стран Запада анкетирование показало следующее: 50 респондентов (28%) из числа преподавателей считают, что духовная составляющая нашей страны выше; 60 респондентов (33%) - что разницы между странами нет; 39 респондентов (22%) - уровень духовности в россии ниже; 31 респондент (17%) затруднился ответить (рис. 3).

Затрудняюсь ответить -д

Рис. 3. Ответы на вопрос «Как Вам кажется, в российском обществе уровень духовности выше или ниже, чем в западных странах?»

Вопрос 6. По мнению респондентов, в настоящее время способствовать росту духовности могли бы факторы, отраженные в табл. 2 (с. 53).

Вопрос 7. Ответы на этот вопрос показали, что 89% опрошенных преподавателей (161 человек) не связывают веру и духовность человека, а 11% (19 человек) считают, что вера -неотъемлемая часть духовной составляющей (рис. 4) (с. 53).

Таблица 2

Ранжирование ответов преподавателей ДГТУ на вопрос «Какие факторы, по Вашему мнению, сегодня могли бы более всего способствовать росту духовности в жизни нашего общества?»

Ответ Ранг

Затрудняюсь ответить 1-е место (61 человек, или 34%)

Саморазвитие (чтение книг, изучение реальной истории, комплексное саморазвитие, стремление к прекрасному, к самосовершенствованию) 2-е место (28 человек, или 16%)

Возрождение и укрепление национальных традиций, патриотическое воспитание (патриотизм) 3-е место (18 человек, или 10%)

Семейное воспитание, укрепление института семьи (соответствующее семейное воспитание) 4-е место (16 человек, или 9%)

Внимание государства к проблеме духовности, пропаганда духовности (пропаганда и помощь государства, школа, институт, распространение информации о всевозможных мероприятиях в данном направлении через СМИ, рекламу и другие каналы общения с российским обществом) 4-е место (16 человек, или 9%)

Введение цензуры в СМИ, изменение содержания передач (закрытие каналов) 5-е место (12 человек, или 7%)

Повышение уровня жизни людей (высокий уровень жизни общества) 5-е место (12 человек, или 7%)

Другое (бедствия, война, включение мозга) 6-е место (9 человек, или 5%)

Вера в Бога, религиозное воспитание (лекции духовенства) 7-е место (8 человек, или 4%)

Вопрос 3. При ответе студентов на третий вопрос мнения разделились следующим образом: 110 человек уверены, что духовность в советское время была выше, чем сейчас; 34 человека считают, что в жизни современного общества духовность выше, а 56 студентов затрудняются ответить на этот вопрос.

Вопрос 4. 128 студентов считают, что уровень духовности современного общества снижается, 44 студента уверены в обратном, а 28 -затруднились с ответом.

Вопрос 5. 56 студентов ДГТУ считают, что уровень духовности в российском обществе выше, чем на Западе, 66 человек считают, что разницы между странами нет, 44 - что на Западе уровень духовности выше, 34 человека затруднились с ответом на вопрос.

Вопрос 6. По мнению респондентов, в настоящее время способствовать росту духовности могли бы факторы, отраженные в табл. 4 на с. 54.

Таблица 3

Ранжирование ответов студентов ДГТУ на вопрос «Как Вы понимаете значение слова "духовность"?»

Ответ Ранг

Затрудняюсь ответить 1-е место (58 человек, или 29%)

Сила духа, то, что связано с душой, духом 2-е место (36 человек, или 18%)

Нравственность человека, его моральные устои, доброта, человечность, совестливость 3-е место (34 человека, или 17%)

Вера в Бога, религиозность, то, что связано с верой, церковью 4-е место (26 человек, или 13%)

Бескорыстие, отсутствие меркантильности 5-е место (18 человек, или 9%)

Мировоззрение человека, его отношение к жизни 6-е место (12 человек, или 6%)

Другое («Гармония») 6-е место (12 человек, или 6%)

Ум, образованность, широта кругозора, культура, воспитанность 7-е место (4 человека, или 2%)

Затрудняюсь

Рис. 4. Ответы на вопрос «Как Вам кажется,

может или не может быть высокодуховным неверующий человек?»

II - выявление духовно-нравственного потенциала студентов ДГТУ

Вопрос 1. Первый вопрос, заданный студентам ДГТУ, дал следующие результаты: 96% опрошенных (192 респондента) сталкивались со словом «духовность» ранее, 3% (6 респондентов) - не сталкивались вовсе и 1% (2 человека) - затруднились ответить.

Вопрос 2. Ответы студентов после авторской обработки представлены в табл. 3.

Ответы на вопрос 7 «Как Вам кажется, может или не может быть высокодуховным неверующий человек?»

Подавляющее большинство студентов -148 человек - считают, что вера и духовность никоим образом не связаны, 38 - считают понятия веры и духовности неотъемлемыми частями друг друга, а 14 студентов затруднились ответить.

Комментарии к результатам и выводы по проведенному научному исследованию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обработав и проанализировав результаты анкетирования, мы выделили два вида акцентуации приведенных аргументов - положительную и негативную, что отражено в табл. 5.

Обобщая выводы, можно сказать, что вопрос духовности недостаточно раскрыт как для российского студенчества, так и для преподавательского состава, что говорит о недостаточности комплексных мер, направленных на духовно-нравственное развитие личности. Проведенное нами исследование дает почву для развития духовной направленности студентов в рамках изучения каждой отдельной дисциплины на ее предметном содержании (контенте).

С точки зрения прогностики решения рассматриваемой проблемы хотелось бы представить следующую систему воспитания духовности у студентов вуза:

Таблица 4

Ранжирование ответов студентов ДГТУ на вопрос «Какие факторы, по Вашему мнению, сегодня могли бы более всего способствовать росту духовности в жизни нашего общества?»

Ответ Ранг

Затрудняюсь ответить 1-е место (66 человек, или 33%)

Другое (на самом деле все относительно; я считаю, что духовность нужно снижать; даже не знаю, человека не заставишь, это должно идти изнутри) 2-е место (34 человека, или 17%)

Внимание государства к проблеме духовности, пропаганда духовности 3-е место (20 человек, или 10%)

Семейное воспитание, укрепление института семьи 4-е место (16 человек, или 8%)

Нравственное воспитание, приобщение к культуре, духовным ценностям 5-е место (14 человек, или 7%)

Саморазвитие 6-е место (12 человек, или 6%)

Введение цензуры в СМИ, изменение содержания передач 6-е место (12 человек, или 6%)

Повышение уровня жизни людей 6-е место (12 человек, или 6%)

Вера в Бога, религиозное воспитание 7-е место (10 человек, или 5%)

Возрождение и укрепление национальных традиций, патриотическое воспитание 8-е место (4 человека, или 2%)

Таблица 5

Авторская акцентуация результатов анкетирования

Положительная акцентуация приведенных аргументов Негативная акцентуация приведенных аргументов

Наиболее яркие дефиниции и выделенные факторы: - духовность - это внутренняя среда человека, проявляющаяся в доброте, религиозности, высших ценностях, нравственных и моральных принципах; - духовность - это совокупность внутреннего мира человека, его воспитания, принципов, правил поведения, отношения к окружающим; - духовность - это совокупность морально-этических качеств человека, нравственное воспитание человека; - духовность - это внутренний мир человека, его этические и эстетические составляющие и барьеры (нравственные «табу»); - введение в школе уроков по данной тематике, желательно в начальной школе, на интересном, понятном детям языке; - возвращение к нашим истокам, наличие каких-то общественных структур воспитательного характера и, возможно, пропаганда национальной идеи каждого народа без ущемления при этом национальных интересов других народов; - проведение квалифицированными организаторами-экспертами интересных мероприятий, непосредственно направленных на расширение знаний о данном явлении, его проявлениях и раскрытие сути Отсутствие четкого ответа на вопросы, требующие развернутого объяснения (употребление размытых понятий)

Незнание сути вопроса (использование неприемлемых терминов, например: термин «пропаганда» не применим к понятию «духовность»)

Отсутствие взаимосвязи между факторами роста духовности и влиянием духовности на уровень жизни, бедствия, войны

Низкая общая культура респондентов (например, ответ одного из респондентов на вопрос 1: духовность - это скрепы в виде водки, балалайки, медведя - хозяина тайги)

Отсутствие собственного мнения и желания думать, что выражено в выборе вариантов ответа: «затрудняюсь ответить»; «не могу дать развернутый ответ»

Неправильное видение решения проблемы снижения духовности с помощью запретов, цензуры, фильтрации информации, поступающей через СМИ, т. к. необходима разработанная государственная и национальная политика

Демонстрация пренебрежительного и формального отношения к воспитанию чувства патриотизма в рамках образовательного процесса

1) отбор продуманного с духовных и нравственных позиций контента, предлагаемого студентам для изучения дисциплин или научного материала для подготовки самостоятельных творческих продуктов [4];

2) отбор перечня и разработка текстов лекций по основополагающим этическим вопросам развития личности;

3) развитие у студентов четкого умения разграничивать понятия «духовность», «мораль общества» и «нравственные качества отдельного человека»;

4) составление с помощью студентов электронного портфеля с материалами - лучшими образцами архитектуры, скульптуры, живописи и музыки для изучения, организации и проведения панельных дискуссий;

5) планирование посещения православных храмов, встреч со священнослужителями, прослушивание духовной музыки;

6) планирование, знакомство с евангельскими заповедями и библейскими текстами в форме чтения вслух.

список литературы

1. Зиновьев А.А. Интеллект общества. М., 2005.

2. Ясперс К. Духовная ситуация времени / пер. с нем. М.И. Левиной. М.: АСТ, 2013.

3. Lopatukhina T.A., Osipova A.V. An Innovative Spiritual and Moral Approach to Young People Upbringing Based on Pedagogy Logistics // Vestnik of DSTU. 2013. №3-4 (72-73). P.165-171.

4. Семикина А.В. Лингвистические и педагогические принципы отбора дидактического контента для обучающихся по направлению «Экономика» профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»:

дис. магистра лингвистики. Ростов н/Д., 2015. * * *

1. Zinov'ev A.A. Intellekt obshhestva. M., 2005.

2. Jaspers K. Duhovnaja situacija vremeni / per. s nem. M.I. Levinoj. M.: AST, 2013.

3. Lopatukhina T.A., Osipova A.V. An Innovative Spiritual and Moral Approach to Young People Upbringing Based on Pedagogy Logistics // Vestnik of DSTU. 2013. №3-4 (72-73). P.165-171.

4. Semikina A.V. Lingvisticheskie i pedagogi-cheskie principy otbora didakticheskogo kontenta dlja obuchajushhihsja po napravleniju «Jekonomika» profilja «Buhgalterskij uchet, analiz i audit»: dis. magistra lingvistiki. Rostov n/D., 2015.

Spirituality as one of the values of Russian professional higher education implemented in basic university

The article deals with the issue of spirituality in education of young people, which is the urgent issue at the present moment in Russia. After the destruction of the Soviet system of education which had both education and upbringing as the core components, there is vacuum now in development of higher school students' personal qualities based on the Russian educational traditions.

Key words: spirituality, morality, intellect, values, basic university.

(Статья поступила в редакцию 21.09.2016)

ю.в. кутлыев

(Саратов)

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОГНОСТИЧЕСКОй КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ПРОДУКТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрены формы, методы и способы обучения, подчиненные междисциплинарной образовательной технологии, направленной на развитие информационно-прогностической компетенции офицера войск национальной гвардии России и реализуемой в условиях продуктивного образования. В качестве примера использования междисциплинарной технологии как составляющей продуктивного образования рассматривается организация самостоятельной работы курсантов по курсу «Криминалистика», обучающихся по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности». Приводится анализ дидактических целей в процессе выполнения курсантами самостоятельной работы.

Ключевые слова: информационно-прогностическая компетенция, междисциплинарная образовательная технология, продуктивное образование, войска национальной гвардии России, самостоятельная работа курсантов военных вузов национальной гвардии России, криминалистика.

Военные реформы, осуществляемые в нашей стране в последнее десятилетие, с одной стороны, существенно изменили подходы к организации и развитию системы войск наци-

О Кутлыев Ю.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.