Научная статья на тему 'Философия и формирование духовно-нравственных ценностей в современной России'

Философия и формирование духовно-нравственных ценностей в современной России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1516
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ДУХОВНОСТЬ / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / PHILOSOPHY / SPIRITUALITY / RATIONALITY / SPIRITUAL-MORAL EDUCATION / RUSSIAN PHILOSOPHY / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ерохин Алексей Михайлович, Коротков Вадим Евгеньевич

Рассматриваются актуальные проблемы формирования духовно-нравственных ценностей, роль философии в современном образовательном процессе, традиции отечественной философии в духовно-нравственном воспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers urgent problems of spiritual-moral values development, the role of philosophy I the contemporary educational process, the traditions of Russian philosophy in spiritual-moral education.

Текст научной работы на тему «Философия и формирование духовно-нравственных ценностей в современной России»

ФИЛОСОФИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

А. М. Ерохин, В. Е. Коротков

PHILOSOPHY AND DEVELOPMENT OF SPIRITUAL-MORAL VALUES IN CONTEMPORARY RUSSIA

Erokhin A. M., Korotkov V. E.

The article considers urgent problems of spiritual-moral values development, the role of philosophy I the contemporary educational process, the traditions of Russian philosophy in spiritual-moral education.

Key Words: philosophy, spirituality, rationality, spiritual-moral education, Russian philosophy, competence approach.

Рассматриваются актуальные проблемы формирования духовно-нравственных ценностей, роль философии в современном образовательном процессе, традиции отечественной философии в духовно-нравственном воспитании.

Ключевые слова: философия, духовность, рациональность, духовно-нравственное воспитание, отечественная философия, компетентностный подход.

УДК 130.2(470)

Трансформация различных сфер общественной жизни в России последних десятилетий породила ряд кризисных процессов в духовной сфере. Разложение ценностей предшествующей эпохи, девальвация нравственных ценностей остро поставили перед российским обществом проблему духовно-нравственного возрождения. Эта проблема получила достаточно широкое освещение в науке и публицистике: авторы пишут о «духовном кризисе», о «нравственном кризисе» в стране, о необходимости возрождения духовности, осмысливается сам феномен духовности. Особую значимость духовно-нравственные вопросы приобрели в связи с задачами инновационного развития общества. Как отмечается в Послании президента Федеральному Собранию РФ, «инновационная экономика может сформироваться только в определенном социальном контексте как часть инновационной культуры, основанной на гуманистических идеалах, на творческой свободе, на стремлении к улучшению качества жизни. Именно закрепленные в национальной культуре нравственные установки, модели поведения предопределяют успешное развитие личности и нации в целом» (10). В этих условиях проблемы формирования и воспитания духовно-нравственных ценностей привлекают все большее внимание. Так, в последние годы в стране заметное внимание стало уделяться проблемам патриотического воспитания, задачам формирования этики толерантности и безопасности, другим направлениям теоретической и практической работы. Вместе с

тем, ряд проблем теоретического и прикладного характера, связанных с формированием духовности современного россиянина, остается недостаточно исследованным. В этом контексте вопрос о роли философии в формировании духовно-нравственных ценностей в современной России заслуживает специального изучения.

Исследуя роль философии в формировании духовно-нравственных ценностей, нужно различать две стоящие перед ней задачи. Одна из них носит прикладной характер и определяется специфическими целями и задачами философии в образовании и воспитании. Другая задача носит теоретический характер и связана с изучением феномена духовного и его специфики в современных условиях. Двойственность задач философии обусловлена тем, что она, являясь составной частью современной культуры, в то же время представляет собой рефлексию над этой культурой. Способствуя осмыслению и экспликации важнейших ценностей современной культуры, философия одновременно является и средством образования и воспитания в духе этих ценностей.

При рассмотрении роли философии в формировании духовно-нравственных ценностей современных россиян следует выделить несколько наиболее важных аспектов проблемы, связанных 1) с местом философии в современной культуре, в культуре современного российского общества; 2) с местом философии в современном образовательном процессе; 3) с содержанием формируемых философией духовно-нравственных ценностей.

Мировоззренческая функция является одной из важнейших для философии, эта функция предполагает разработку, обоснование и защиту определенных ценностей. Одной из важнейших ценностей, которые формировала философия на протяжении своей истории, является, прежде всего, рациональное и критическое мышление. Философия - это мышление свободного человека, критически относящегося к разного рода суевериям, мифам и идеологемам. С философским мышлением связано становление таких ценностей как любовь к истине,

интеллектуальная честность, последовательность (непротиворечивость) мысли. Философия сыграла большую роль в формировании рациональной картины мира как основы мировоззрения современного человека. Защита рациональности как ценности сохраняет свою актуальность и в наши дни. Вместе с тем философия обосновывает и поддерживает и иные ценности.

Философия - рефлексивная форма знания, она играет важную роль в формировании смысложизненных ориентиров, ориентируя человека на совершенствование своей личности, на ее духовное, нравственное развитие, в этом часто видели основную задачу философии. Она способствует формированию духовного мужества и чувства ответственности человека за судьбы мира. В этом плане важную роль в формировании духовно-нравственных ценностей играет такая философская дисциплина как этика, исследующая различные модели нравственного поведения. В ряде случаев сама жизнь философа выступала как модель такого поведения.

В настоящее время философия -важная составная часть культуры. Начиная с эпохи Просвещения, философия образует теоретическое ядро мировоззрения современного человека. Можно сказать, что вся эпоха модерна прошла под знаком определяющей и направляющей роли этой формы знания. Философия, как и наука, сыграла выдающуюся роль в становлении рационального характера современной цивилизации. Именно философия на протяжении столетий питала веру людей в возможность построения общества, основанного на принципах разума, на научном знании, общества, свободного от суеверий и пережитков традиционного общества, со всеми присущими последнему недостатками. Эта вера обеспечивала высокий авторитет философии, как на Западе, так и в советском обществе. И хотя в последние годы положение таких носителей рациональности, как философия и наука, в современной цивилизации переосмысливается, их авторитет подвергается критике, влиятельны разного рода иррацио-налистические течения, постмодернистский

отказ от ценностных установок модерна, роль философии как хранительницы «рациональности» в современной культуре признается многими современными мыслителями. Не менее значима эта роль философии и для современной России.

Вместе с тем, критика разума в условиях современной цивилизации побуждает по-новому посмотреть на мировоззренческую функцию философии. На протяжении столетий задача формирования и развития личности, стоящая перед философией, совпадала с задачами развития рационального начала, разума. Это единство разума и духовного совершенства хорошо заметно на примере «этического рационализма» Сократа. В современной же культуре рациональность и нравственность, духовность не совпадают, рациональности нередко придается технический, узкоутилитарный смысл. На различие духовности и рациональности указывают отечественные исследователи. Как отмечает Л. Буева, «сфера духовности шире по объему и богаче по содержанию того, что связано со сферой рациональности» (4, с. 4). Причем проблема соотношения духовности и рациональности имеет особое значение для светского понимания духовности, которое связывается в основном со сферами науки, искусства и морали. По мнению В. Лекторского, именно такая духовность нередко отождествляется с рациональностью: «В рамках излагаемой традиции те сферы человеческой жизнедеятельности, которые принято связывать с ее духовным измерением, могут быть поняты без всякого обращения к понятию духовности, а посредством иных понятий, прежде всего, индивидуального интереса, пользы и рационального расчета» (4, с.33). В этой связи он предлагает переосмыслить понятие «рациональность», сблизить его с понятием «духовность».

Особая роль философии в формировании и защите рациональности не делает, таким образом, очевидной ее роль в развитии духовности в современном мире. Исследование вопроса о роли философии в формировании духовности требует уточнения понятия «духовность». В последние годы феномен духовности привлекал заметное

внимание отечественных исследователей, изучение духовности является важной задачей современной философии. Как понимается духовность в философии? Прежде всего, нужно различать онтологическое понятие «духовного», «духа» и основанное на нем этико-аксиологическое понятие «духовности». Согласно основному вопросу философии в его классической формулировке, «духовное» рассматривается в самом широком смысле, как противоположность материальному, как идеальное. Вместе с тем в различных концептуальных системах «духовное» и «духовность» определяются по-разному, исследователи различают религиозную и светскую духовность. Современное понимание духовности должно учитывать существование этих различий.

Церковно-православная интерпретация подчеркивает сверхъестественную, божественную природу «духовного»: «В самом понятии «Дух»... ощущается энергетическое начало». «Бог через Свою Третью Ипостась, через Святого Духа, дает нам безвозмездно столько силы и энергии, сколько мы в состоянии принять и вместить.», но для того, чтобы получить этот дар «нужно очистить свою душу от гордыни, злых помыслов и грехов, которые создают барьер между человеком и Богом» (4, с.25). Религиозное понимание «духовности», таким образом, предполагает причастность человека божественному воздействию, открытость ему, именно причастность Богу и является источником духовности, духовность предполагает соблюдение религиозных требований и норм. Нравственный аспект духовности здесь всецело подчинен религиозному.

Наряду с религиозной концепцией в философии и науке сложилась светская концепция духовности, предполагающая иную онтологию «духовного». В частности, в отечественной философии была разработана концепция идеального как социального и культурного феномена, возникающего в процессе практической деятельности людей, давшая основу для нерелигиозного понятия «духовности». Таково, например, определение «духовного» психологом В. Зинченко: «Дух - это практическая деятельность, на-

правленная на отыскание истины, на самосозидание, на самоопределение» (4, с. 10). В. Шердаков также считает, что нельзя сводить духовность к религиозной, и считает «традиционной» именно светскую духовность: «Традиционная трактовка понятия духовности иная. Человек, обладающий разумом и волей, - это существо духовное». «В традиционно философском понимании духовность включает в себя три начала -познавательное, нравственное и эстетическое... Все три стороны вместе образуют то, что называется духовной жизнью, духовным поиском, исканиями. Они интегрируются в единое целое.» (4, с. 27). В светской концепции духовность связывается с рациональной, творческой активностью личности, с ее самореализацией.

Выделенные виды духовности - религиозной и светской - рассматриваются как две разные, хотя и взаимосвязанные линии духовного развития человека. В этой связи одной из задач философии является изучение соотношения указанных видов духовности, что предполагает рассмотрение их общих и особенных черт. Суть духовности исследователи видят, прежде всего, в свободе от императивов материальной жизни, в ориентации на решение смысложизненных проблем. По мнению Л. Буевой, «в культурно-антропологическом контексте введение понятия духовности необходимо при определении не утилитарно-прагматических ценностей, мотивирующих поведение человека и его внутреннюю жизнь, а тех ценностей, на основе которых решаются смысложиз-ненные проблемы, обычно выражающиеся для каждого человека (разного уровня и типа образованности) в системе вечных вопросов человеческого бытия» (4, с. 4). Близок к такому пониманию «духовного» и В. Лекторский: «Духовное всегда так или иначе связывается с выходом за пределы эгоистических интересов, личной пользы, своекорыстия, мелочных расчетов. Оно предполагает, что цели и смысложизненные ориентиры личности укоренены в системе надындивидуальных ценностей» (4, с. 31). В этом плане духовность связывается с бескорыст-

ным служением общественно значимым ценностям и идеалам.

При таком понимании духовность ни в коей мере не исключает Разум и рациональность. Она противопоставляется только определенному типу рациональности, утилитарной, эгоистической рациональности экономико-технического, инструментального характера, и то лишь постольку, поскольку такая рациональность превращает человека и окружающую среду в средство для получения материальной выгоды, для индивидуального обогащения, не соотносимого с сохранением общества и природы как целого. Если рациональность носит более сложный и содержательный характер, являясь рациональностью не только частного, но и общего, всеобщего, рациональностью преобразования мира в целях его улучшения и совершенствования, то она становится органичной частью духовности.

Понятые таким образом духовные ценности могут быть как сакральными, так и вполне земными, что сближает светский и религиозный виды духовности. Вместе с тем, между ними существуют важные различия. Во-первых, эти виды духовности основаны на разных онтологических основаниях, между ними существуют принципиальные мировоззренческие различия. Во-вторых, как представляется, светская духовность возникла позже религиозной концепции духовности, и является результатом критического переосмысления, секуляризацией последней. Возникнув на основе религиозной духовности, светская духовность отделилась от своего источника и в современном мире приобрела самостоятельное существование, отождествляясь с образованностью, нравственностью, гуманностью, толерантностью. Такая духовность понимается не как открытость Богу, а как открытость другому человеку в диалоге, как способ включения его бытия в мое бытие, а моего бытия в бытие другого. В-третьих, светское понимание духовности имеет ряд достоинств, в частности, оно не предполагает связи ее носителя с какой-то конкретной религиозной системой. В то же время именно светская духовность нередко отождеств-

ляется в современном мире с утилитарно понятой рациональностью, по сути противоположной духовности. Это определило сложный, нередко противоречивый характер светской духовности.

Осознание сложного характера светской духовности способствовало переосмыслению взглядов и на религиозную духовность: в современном обществе последняя рассматривается как значимая форма духовного развития человека, формирование такой духовности занимает достаточно заметное место в духовной жизни современной России. Вместе с тем именно формирование светской духовности и связанных с нею ценностей остается приоритетным направлением работы в российском обществе. Задачами философии в современных условиях являются наряду с осмыслением соотношения религиозной и светской духовности, выявлением соотношения рациональности и духовности, их значения для мировоззренческой функции философии, также и разработка новой концепции светской духовности. Мировоззренческая функция философии не исчерпывается формированием рационального мировоззрения, философия должна развивать такое мировоззрение применительно к современным условиям и определять его место в системе духовных ценностей. Важным направлением работы является нравственное воспитание, предполагающее изучение и разработку нравственных ценностей и норм, отвечающих критериям духовности.

В контексте исследования роли философии в формировании духовно-нравственных ценностей в современном российском обществе особого внимания заслуживает отечественная философия. Отечественное философское наследие обладает значительным потенциалом, обращение к которому в процессе формирования духовно-нравственных ценностей представляется необходимым и полезным. Одну из отличительных особенностей русской философии видят в ее ориентированности на поиск нравственной правды, а не познавательной истины. В интересующем нас аспекте такая этическая направленность русской мысли

представляет несомненный интерес. При этом следует учитывать разнородность отечественной философии и предлагаемых ею ценностей. Дореволюционная русская философия - это, прежде всего, религиозная философия, она акцентирует внимание на религиозных ценностях, хотя и в специфических рационалистических интерпретациях. Такова философия В. Соловьева, Н. Бердяева, Н. Лосского и других крупнейших русских мыслителей. Вместе с тем, отечественная философия представила и образцы светских, зачастую антирелигиозных ценностей: такова, например, материалистическая философия и связанная с ней теория «разумного эгоизма» Н. Чернышевского. На материале русской философии Х1Х-ХХ веков можно проследить становление концепции светской духовности, сложные отношения этой духовности с духовностью религиозной.

Кроме того, отечественная философия в своем развитии представлена двумя основными типами: дореволюционной русской философией и советской философией. При всех различиях между различными типами отечественной философии и соответствующими им системами ценностей, между ними есть немало общего. Прежде всего, нужно указать на значимость идеи духовно-нравственного совершенствования личности и переустройства общества на нравственных принципах. В советской философии эта идея была связана с идеологическим требованием формирования «всесторонней, гармонически развитой личности», однако эта идея представлена и в философии предшествующей исторической эпохи, как религиозной, так и материалистической. О необходимости формирования «развитой личности» писали русские революционные демократы Х1Х века, в частности П. Лавров в своих знаменитых «Исторических письмах». Под «развитой», «критически мыслящей» личностью понимался не просто образованный человек, человек с широким кругозором, но человек ответственный, служащий другим людям, обществу, человек жертвенный, искупающий свою «вину» перед народом, благодаря труду которого он получил образование. «Тот же, кто чувствует или воображает, что

у него есть силы, не имеет права тратить их на мелкий, частный круг деятельности, когда есть какая-либо возможность расширить этот круг. Развитой человек по мере расширения своего развития должен оплатить и более значительную цену, израсходованную человечеством на это развитие; поэтому на нем лежит нравственная обязанность избрать столь широкий круг общественной деятельности, какой ему только доступен» (8, с. 103).

В ряде отношений близок к русским мыслителям предшествующей эпохи известный советский философ Э. Ильенков, который в статье «Что же такое личность?» подчеркивает общественную природу личности и связывает личность с творческим служением людям. «Быть личностью» означает не просто индивидуальное самосовершенствование, а умение быть впереди в решении общественно-значимых задач: «Подлинная индивидуальность - личность - потому-то и проявляется не в манерничанье, а в умении делать то, что умеют делать все другие, но лучше всех, задавая всем новый эталон работы. Она рождается всегда на переднем крае развития всеобщей культуры, в создании такого продукта, который становится достоянием всех, а потому и не умирает вместе со своим «органическим телом» (5, с. 413). Критика ограниченности индивидуализма и эгоизма, подчеркивание общественной значимости личности, утверждение идеи служения людям, обоснование ценности высоких идеалов - то общее, что связывает отечественную философию различных исторических эпох.

Всестороннее рассмотрение учений отечественных философов выходит за рамки данной статьи. Вместе с тем отдельные идеи отечественных мыслителей представляются особенно актуальными для современной России. Так, в работах ряда русских философов ХХ века глубоко пережиты и осмыслены духовно-нравственные ценности, присущие русской культуре. Это идеалы духовного совершенствования личности, служения, любви к своей Родине. Показательно в этом отношение мировоззрение И. Ильина, чьи идеи достаточно популярны в современ-

ной России. Русский философ видит важнейшую задачу отечественной философии в том, что «она должна стать убедительным и драгоценным исследованием духа и духовности» (6, с. 362). Для этого необходимо избавиться от ложных, утопических идей и видеть предмет в его доступности, воспитать себя к «духовной очевидности», предполагающей важную роль «сердца», «воспитать себя к акту совести» (6, с. 366), сформировать у себя правосознание и другие ценности. В работе «Путь духовного обновления» И. Ильин наметил круг важнейших ценностей, необходимых для духовного обновления страны. Среди них наряду с религиозными ценностями выделяются: свобода, любовь, семейные ценности, патриотизм, правосознание, уважение к собственности. Высшие ценности для философа связаны с задачами ответственного служения обществу (Отечеству) и Богу. Ценности духовного служения противопоставляются индивидуализму и эгоизму западного общества. И. Ильин критикует западную цивилизацию как «бессердечную» (6, с. 293), подчеркивает ее «обреченность».

Проблемы духовности занимают важнейшее место в философии Н. Бердяева: «Завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни» (3, с.320). Духовность неразрывно связана со свободой, «дух» понимается как свобода и свободная энергия, прорывающаяся в наш мир. Вместе с тем духовность, согласно Н. Бердяеву, персона-листична, она предполагает свободу и ответственность личности. Кроме того, духовность неразрывно связана с творчеством. Ценности творчества, актуальные для современного общества, занимают в учении Н. Бердяева важное место. Философ развивает этику творчества и этику воображения, раскрывает специфику творчества, показывает значимость накопления духовной энергии для творческой активности, отмечает роль аскезы в накоплении этой энергии. При этом духовно-творческая деятельность рассматривается как нравственная деятельность: «Этика творчества есть высшая и наиболее зрелая форма нравственного сознания» (2, с. 129).

Концепции духовности, представленные в работах русских философов, - это преимущественно религиозные концепции, духовность связывается с религиозной верой, с воспитанием религиозного чувства. Вместе с тем, ряд идей русских мыслителей, рассмотренных даже вне этого религиозного контекста, поражают своей глубиной и актуальностью. В определенной степени можно сказать, что они образуют «золотой фонд» философских идей в современных усилиях философии по формированию духовно-нравственных ценностей в современной России, могут быть восприняты при разработке современных концепций светской духовности.

Обращаясь к наследию отечественных мыслителей, следует иметь в виду, что многие духовно-нравственные ценности, отстаиваемые русскими философами неоднозначны, зачастую спорны, предлагаемые проекты ценностей вызывали дискуссии еще при жизни их авторов. Такова, например, идея «непротивления злу насилием» Л. Толстого, глобальные, мессианские и утопические, по сути, проекты «всемирной теократии» для восстановления утраченного всеединства В. Соловьева и «общего дела» по воскрешению умерших предков Н. Федорова, некоторые другие. Наивно выглядят в наше время критика цивилизации Л. Толстым и Н. Федоровым и их призывы к «опрощению», следованию образу жизни патриархального крестьянства. Необходимо содержательное, критическое осмысление наследия русских философов, выявление «рационального зерна» отечественной дореволюционной философии. Освоение духовно-нравственного наследия отечественных мыслителей могло бы способствовать повышению роли современной российской философии в формировании духовно-нравственных ценностей, как в образовательном процессе, так и в культурной жизни России в целом.

Особенностями формирования духовности в современных условиях в значительной мере определяется и роль философии в образовательном процессе. Если в современном школьном образовании наряду с

разнообразными курсами этики и гуманитарными дисциплинами вводится курс «Основы религиозной культуры», то в системе высшего образования особую роль должны играть именно философские дисциплины. В современной высшей школе философское образование является неотъемлемым компонентом подготовки специалиста. В соответствии с Государственным образовательным стандартом 3-го поколения блок дисциплин ГСЭ, частью которого является философия, направлен на формирование таких компетенций, как гражданская ответственность, способность принимать решение и брать на себя ответственность, коммуникабельность и толерантность, умение жить в поликультурном и поликонфессиональном обществе, участие в функционировании и развитии социальных и политических институтов. Формирование компетенций предполагает единство образовательной и воспитательной деятельности, и философия занимает заметное место в этой деятельности. Вместе с тем внедрение инновационного компетентност-ного подхода в вузах предполагает рассмотрение соотношения задач формирования духовно-нравственных ценностей в современном образовательном процессе в курсе философии и специфики указанного подхода.

Прежде всего, следует иметь в виду, что существуют различные, нередко трудно совместимые определения компетентност-ного подхода. Не рассматривая здесь многообразные интерпретации этого подхода отечественными исследователями, отметим, что различное понимание его сути предполагает и различные уровни совместимости такого подхода с задачами духовно-нравственного воспитания. Так, ряд определений компетенций и компетентности органично сочетаются с отмеченными выше духовно-нравственными ценностями, такими как «стремление к самосовершенствованию», «соблюдение этических норм», формирование «ценностных ориентаций», «личностной позиции», «чувства ответственности» и другими. Так, наиболее популярное определение «компетенции» Ю. Татура выделяет в числе ее важнейших признаков ответственность за результаты своей деятельности:

«Компетенция - это подтвержденная готовность индивида (специалиста) использовать весь свой потенциал (знания, умение, опыт и личные качества) для успешной деятельности в определенной области, сознавая свою ответственность за ее результаты» (7, с. 171).

В то же время совместимость некоторых иных интерпретаций компетентност-ного подхода с задачами духовно-нравственного развития личности не столь очевидна. Так, в качестве одного из важнейших достоинств компетентностного подхода указывается конкретность, практическая ориентированность, можно сказать, утилитарная рациональность, его целей и задач. Отечественные исследователи понимают под компетентностью «некую интегральную способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы» (1, с. 20), считают, что компетентно-стный подход «усиливает в основном прак-тикоориентированность образования»

(11, с. 45). Но, как было показано выше, формируемая прикладная рациональность может вступать в противоречие с традиционными целями и задачами духовно-нравственного воспитания в российском обществе. Таким образом, существует потребность в углубленном исследовании соотношения компетентностного подхода и традиций духовно-нравственного воспитания в отечественных вузах, в том числе и воспитания в курсе философии. Не менее важной задачей является также разработка комплекса учебных дисциплин, позволяющих сочетать достоинства инновационных подходов в образовании с формированием духовно-нравственных ценностей.

Следует также иметь в виду, что философия обладает спецификой, определяющей ее цели и задачи в условиях развития инновационных подходов в высшем образовании. В значительной степени эта специфика связана с ее фундаментальной ролью в духовно-нравственном воспитании молодых специалистов. Философия с ее рационалистической установкой призвана ориентиро-

вать молодежь на новое понимание рациональности, не противоречащее традициям воспитания духовности в российском обществе, должна помочь студентам осознать новое значение духовности в современном мире. Как В. Порус подчеркивает: «... Философия вводит студента (будущего высокообразованного специалиста) в атмосферу мировоззренческого вопрошания. Следовательно, обучение философии должно быть подчинено выработке способности понимать мировоззренческие и методологические вопросы и ориентироваться в поиске ответов на них» (9, с. 159). Специфические задачи предъявляют соответствующие требования к изучению философских дисциплин. В литературе обсуждается проблема совершенствования преподавания философии, изменения содержания учебного процесса, внедрения инновационных подходов в преподавание философских дисциплин.

В таком контексте перспективным представляются, во-первых, расширение круга изучаемых философских дисциплин посредством курсов, соответствующих региональной компоненте образования, и курсов по выбору, во-вторых, осуществление комплексного подхода, сочетающего научную, образовательную и воспитательную работу со студентами. В этом плане на кафедре философии СГУ читается широкий спектр дисциплин, соответствующих федеральной (философия и логика), региональной (русская философия Х1Х-ХХ вв.) компонентам, свыше десятка курсов по выбору, работает ряд студенческих научных кружков. Регулярно проводятся Недели кафедры философии, прошли Недели логики и этики, разработана и внедрена концепция патриотического воспитания в курсе отечественной философии. Эти и другие направления работы способствуют повышению роли философии в образовательном пространстве современного университета, позволяют реализовать ключевую роль философии в формировании духовно-нравственных ценностей в современном высшем образовании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. — 2005. - №4. - С. 19-27.

2. Бердяев Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики // Бердяев Н. А. О назначении человека. — М.: Республика, 1993. — С.20-252.

3. Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Бердяев Н. А. О назначении человека. — М.: Республика, 1993. — С. 254—357.

4. Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. — 1996. — № 2. — С. 3—40.

5. Ильенков Э. В. Что же такое личность? // Ильенков Э. В. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1991. — С. 387—414.

6. Ильин И. А. Путь к очевидности. — М.: Республика, 1993. — 431 с.

7. Цит. по: Ищенко В., Сазонова 3. Компе-тентностный подход к подготовке преподавателей //Высшее образование в России. — 2007. — № 6.

8. Лавров П. Л. Исторические письма.1868-1869 // Лавров П. Л. Философия и социология. Избранные произведения: в 2 т.— М.: Мысль, 1965. — Т.2. — С. 5—296.

9. Порус В. Н. О философии в вузе — без прикрас, но с надеждой // Светлое озеро: о философии в вузе — без прикрас, но с надеждой: материалы философско-психологической школы Оксфордского Российского Фонда. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. — С. 141-166.

10. Послание президента Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 \ \ иЯЬ:кир://мщ>м>.кгет1т.гы

11. Соснин Н. Компетентностный подход; проблемы освоения // Высшее образование в России. — 2007. — №6. — С. 42—45.

Об авторах

Ерохин Алексей Михайлович, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», кандидат философских наук, доктор социологических наук, профессор; заведующий кафедрой философии, проректор по экономическим вопросам и дополнительному образованию. Сфера научных интересов - духовная жизнь общества, этнополитические процессы современной России. егокЫп@81аУ8и. ги

Коротков Вадим Евгеньевич, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», кандидат философских наук, доцент кафедры философии. Сфера научных интересов - логика, методология научного познания, философия в университетском образовании. filoslab@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.