Е
СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДУХОВНОСТИ КАК ОСОБОГО СПОСОБА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
О. А. Ахвердова, Н. А. Тарасьян
THE SYSTEM-GENERATING CHARACTERISTICS OF SPIRITUALITY AS A SPECIFIC VITAL ACTIVITY MODE OF THE PERSONALITY: PSYCHOLOGICAL ASPECT
Akhverdova O. A., Tarasyan N. A.
Different approaches to the spirituality notion are analyzed in the article; spirituality is considered as a special sphere of vital activity and an individual-psychological feature of personality's consciousness; the psychological basis of spirituality and initial causes of spiritual-moral health are described.
Key words: spirituality, personality, vital activity, spiritual-moral sphere of the personality.
В статье проанализированы различные подходы к понятию духовность; духовность рассмотрена как особая сторона жизнедеятельности и индивидуально-психологическая особенность сознания личности; описано психологическое основание духовности, первопричины духовно-нравственного здоровья.
Ключевые слова: духовность, личность, жизнедеятельность, духовно-нравственная сфера личности.
УДК 371 (09):37.017
В психологической науке духовность рассматривается как высшая подструктура жизнедеятельности человека, регулирующая его поведение и взаимоотношения с другими людьми, важнейшими психологическими характеристиками которой являются: ценности и ценностные ориентации, ответственность за свои поступки, нравственные свойства и мотивы поведения.
В философско-психологической литературе духовное начало человека связывают с общественным и творческим созидательным характером его жизнедеятельности, с включением человека в мир культуры.
Духовность как действенное проявление человеческого духа несводима ни к «психическому» - высокому свойству высокоорганизованных, наделённых мозгом биологических систем, ни к «интеллектуальному» -познавательному механизму психики.
Р. Л. Лившиц делает выводы о том, что духовность - это такая жизненная позиция личности в мире, в которой реализуется её внутренняя свобода и творческое начало. Открытость личности навстречу миру - такова сущность духовности (1, с. 72).
«Духовность есть такая смысложизнен-ная позиция личности в мире, которой человек открывает себя миру, а также другому человеку как единственному носителю родовой человеческой сущности. Духовность заключена в устремлении к социально-позитивным гуманистическим ценностям, в ней происходит развитие родовой сущности человека».
О. А. Ахвердова, Н. А. Тарасьян
Системообразующие характеристики духовности как особого способа...
В психологической науке все чаще поднимаются вопросы духовности и духовно-нравственного воспитания личности. Их актуальность определяется состоянием современного российского общества, характеризующимся глубоким кризисом духовности, охватившим все стороны жизнедеятельности человека.
Проблема духовно-нравственного бытия человека является основополагающей, поскольку ее решение, в конечном счете, определяет характер и направление его развития, формы взаимодействия с миром.
В отечественной психологии проблема духовности получила освещение в работах классиков психологии - Л. С. Выготского, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе. В современной психологии она является предметом рассмотрения в исследованиях К. А. Абульха-нова-Славской, Б. С. Братуся, А. В. Бруш-линского, Ф. Е. Василюка, М. И. Воловико-вой, В. В. Знакова, В. А. Елисеева, В. Д. Шадрикова и других авторов.
В работах Б. С. Братуся представлена ценностно-смысловая концепция личности, согласно которой сущность жизнедеятельности человека определяется через его отношение к другому человеку как к самоценности, к существу, олицетворяющему собой бесконечные потенции человеческого рода. Духовность, согласно Б. С. Братусю, относится к родовым определениям человеческого способа жизни, выступает во всем своем богатстве и многообразии в качестве субъективного бытия, особого рода реальности (3, с. 77).
Психологическим основанием духовности являются «специфические функции смысловых образований как основные конституирующие единицы сознания личности». Духовное начало человека связано с общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры. В психологическом плане духовность характеризуется понятиями разума и мышления, миром человеческих идей и созерцаний, такими эмоционально-волевыми свойствами и состояниями, как доброта, любовь, раская-
ние, смирение. С общественной точки зрения она представляет собой идеальный комплекс норм, которые выступают по отношению к субъекту и обществу не как данность, а как заданность и непреложный императив.
А. А. Андрушкевич, исследуя первопричины духовно-нравственного здоровья, пишет: «Духовность выражает, прежде всего, нравственные, справедливые начала общественной жизни, свободу мысли, моральные нормы поведения в обществе, примат добра над злом». Она выступает как компонент мировоззрения человека, фрагмент его знания. Под духовностью человека понимается его способность различать и выбирать истинные нравственные ценности и подчинять им свои поступки, поведение, способ жизни (7, с. 111-112).
В этой связи актуальным представляется утверждение, что чем выше уровень жизни людей и, соответственно, разнообразнее ценности, предоставляемые человеку окружающей социальной средой, тем сложнее становится их оценка и выбор, а, значит, -более длительным и болезненным процесс осознания человеком потребности в духовно-нравственном росте. Эти идеи перекликаются с мыслью В. Франкла о необходимости жизненных трудностей, «нужды» для активизации духовной жизни человека (8).
В психологическом плане духовно-нравственная сфера личности включает в себя следующую совокупность явлений:
- совесть (внутренний судья, оценивающий нравственность чувств, мыслей, желаний, поступков, поведения и способа жизни человека);
- самооценка (способствует изменению направленности личности и в соответствии с этим - поведения и способа жизни);
- воля (порождает вначале чувство, затем, через осознание потребности, дает начало мысли, желанию и далее - поступку, поведению и способу жизни) (5, 6).
Согласно Л. Н. Антилоговой, ядром духовной жизнедеятельности являются нравственные убеждения и ценности, ценностные ориентации, содержанием - нравственные качества и способности, нравственные потребности и мотивы (направленность,
значимость, активность, знаковость, установка, волевые свойства, рефлексивность).
Автор отмечает, что регулятивная функция, являясь ведущей, взаимосвязана с ориентирующей, которая, направляя поведение человека в соответствии с требованиями морали, в то же время помогает ему определиться (сориентироваться) в мире моральных ценностей, осуществить правильный моральный выбор (4, с. 90 - 91).
В работе А. Я. Канапацкого духовность определяется как сущностная черта человека, предопределяющая его жизнедеятельность и утверждающая человека в его «онтологической истинности».
Обобщая представленные в психологической литературе определения духовности, автор характеризует ее как сложно организационную, целостную, саморазвивающуюся и открытую систему, представленную социально-психологическими образованиями, социальной активностью, способностями и потребностями, душевными и интеллектуальными состояниями, ориентацией на решение смысловых проблем, стремлением к высшему идеалу и сфере трансцедентального.
Согласно мнению А. Я. Канапацкого, духовные свойства личности связаны, как с сознанием, так и с бессознательной сферой. Духовность - это устойчивое, по сути, подвижно-динамическое, по характеру, и нелинейное, по системной организации иерархических взаимовлияний и связей всех элементов духовной реальности, идеально-смысловое образование, способное производить в человеке личностные эффекты и преображения (7, с. 137-138).
Н. В. Марьясова рассматривает духовность как систему отношений человека к миру и себя в мире. Говоря о духовности, она выделяет, прежде всего, нравственный строй личности, ее способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следовать идеалам истины, красоты, добра. Соответственно нравственность оце-
нивается как одно из измерений духовности человека (3, с. 104).
И. М. Ильичева рассматривает духовность как особую сторону жизнедеятельности человека, специфическую форму отражения объективного мира, дополнительное средство ориентации в нем и взаимодействия с ним, говорит о принципиальном единстве материального и духовного при кажущейся их независимости (2, с. 56).
Рассматривая духовность как индивидуально-психологическую особенность сознания личности, позволяющие усваивать моральные нормы и ценности, осуществлять правильный моральный выбор, устанавливать моральные взаимоотношения с другими людьми, автор подчеркивает, что их реализация возможна только при наличии у индивида нравственной активности и потребностей, стремления к выполнению моральных норм.
Ценностные ориентации обеспечивают саморегуляцию деятельности человека, заключающуюся в его способности сознательно решать стоящие перед ним задачи, осуществлять свободный выбор поступков, утверждать своей деятельностью те или иные социально-нравственные ценности.
Таким образом, описанные подходы к понятию духовность при всем их разнообразии позволяют выделить некоторое инвариантное ядро, представленное во всех выше-рассмотренных определениях этих явлений. Духовность рассматривается как высшая подструктура человека; подчеркивается ее интегрирующая, системообразующая функция в формировании целостности психического мира личности; обосновывается основополагающая роль духовности как регулятора поведения и деятельности человека, его взаимоотношений с другими людьми; в качестве важнейших психологических характеристик духовности выделяются ценности и ценностные ориентации, ответственность за свои поступки, нравственные свойства и мотивы поведения.
О. А. Ахвердова, Н. А. Тарасьян
Системообразующие характеристики духовности как особого способа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М., 1988.
2. Ильичева И. М. Психология духовности: дисс. ... канд. психол. наук. — СПб., 2008.
3. Марьясова Н. В. Духовность в контексте психологического анализа: личностный аспект: дисс. ... канд. психол. наук. — Хабаровск, 2009.
4. Мурашов В. И. Идея духовности: Фундаментальный принцип практического. — М., 2006.
5. Павлов В. Е., Стукан В. Л., Святовская Л. Б., Терлецкий С. К. Научно-методологические проблемы возрождения нравственности и духовности общества // Научно-методологические проблемы высшего образования на рубеже третьего тысячелетия. — 2005. — № 5. — С. 244-256.
6. Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь / ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова-Славская. — М., 1990.
7. Сафонова М. В. Человек как автор жизни: обретение жизненного пути. — Киров, 2001.
8. Франк С. Л. Духовные основы общества. -М., 1992.
Об авторе
Ахвердова Ольга Альбертовна, ГОУ ВПО
«Ставропольский государственный университет», доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой клинической психологии, декан факультета психологии. Сфера научных интересов - личность, личностная и поведенческая изменчивость, проблемы конституционально-биологических, психологических и социальных основ личности. Автор психологической модели дифференциальной диагностики деви-антного поведения. Автор более 100 научных и учебно-методических работ, в том числе монографий.
Тарасьян Наталья Александровна, Армавирский православно-социальный институт, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса. Сфера научных интересов - духовно-нравственное развитие личности, психологическое воздействие на духовно-нравственную сферу личности. К^у^-Крр @,stavsu.ru