Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание студентов как основа становления гражданского общества'

Духовно-нравственное воспитание студентов как основа становления гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
719
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / АДЫГСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / STUDENTS / MORAL AND SPIRITUAL EDUCATION / SPIRITUALITY / MORAL VALUES / CIRCASSIAN FOLK PEDAGOGY / NATIONAL TRADITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамукова Бэлла Хасамбиевна

Рассматриваются особенности духовно-нравственного воспитания студентов в педагогическом вузе. Раскрывается значение адыгской народной педагогики в формировании духовности и нравственности студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discusses the features of spiritually-moral education of students in pedagogical University. Reveals the importance of the Adyghe folk pedagogy in shaping the spirituality and morality of students.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание студентов как основа становления гражданского общества»

ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

УДК 37.018:378

Хамукова Бэлла Хасамбиевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп, Россия 385000, Республика Адыгея, Майкоп, Первомайская, 208 e-mail: hamukova76@mail.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Bella H. Hamukova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Adygeya State University» 208, Pervomayskaya, 385000, Maikop, Russia e-mail: hamukova76@mail.ru

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS AS THE BASIS OF THE FORMATION OF CIVIL SOCIETY

Аннотация. Рассматриваются особенности духовно-нравственного воспитания студентов в педагогическом вузе. Раскрывается значение адыгской народной педагогики в формировании духовности и нравственности студенческой молодежи.

Ключевые слова: студенты, духовно-нравственное воспитание, духовность, нравственные ценности, адыгская народная педагогика, национальные традиции.

Abstract. Discusses the features of spiritually-moral education of students in pedagogical University. Reveals the importance of the Adyghe folk pedagogy in shaping the spirituality and morality of students.

Key words: students, moral and spiritual education, spirituality, moral values, Circassian folk pedagogy, national traditions.

Проблема духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи определяется как государственная задача современного российского общества в связи с тем, что современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых. Система

© Хамукова Б.Х., 2017

РАЗДЕЛ 2. Нравственное воспитание личности в современном мире

нравственных ценностей имеет динамичный характер, так как на нее оказывают влияние моральные нормы, традиции, обычаи прежней эпохи и зарождающиеся новые мировоззренческие идеи, представления, установки.

В законе «Об образовании» духовно-нравственное воспитание определяется как важнейший приоритет государственной образовательной политики. Реформы высшего образования затрагивают все формы обучения и воспитания студенческой молодежи. Воспитательная работа в вузе является неотъемлемой частью образовательного процесса. Главная ее цель -формирование гармонично развитой, творческой и высоконравственной личности, способной работать в коллективе и быть лидером, умеющей действовать и побеждать в условиях конкурентной среды. Нравственная культура всегда была присуща российской интеллигенции.

Интеллигентность как показатель духовно-нравственной и социальной зрелости человека проявляется в его честности и порядочности, неравнодушии к боли и страданиям окружающих. Подлинную российскую интеллигенцию всегда отличало высокое сознание гражданского долга и гражданское достоинство, ответственность перед народом и высокая личная культура [5].

Духовно-нравственное воспитание - это комплекс форм, средств, методов и принципов, стимулирующих формирование духовно-нравственной культуры студента, процесс роста уровня овладения личностью социального опыта, ценностей культурно-регионального сообщества, культуры, приобщение студентов к нравственным ценностям, формирование нравственных чувств; становление нравственной воли; побуждение к нравственному поведению.

Выделим основные концептуальные истоки духовно-нравственного воспитания.

Первый концептуальный исток, лежащий в основе духовно-нравственного воспитания, - это трактовка человеческой жизни, по А.А. Ухтомскому, как пути непрерывного духовного самосовершенствования человека, постоянного движения к идеалам истины, добра, красоты. На этом пути и открывается смысл жизни: ценность человеческой жизни, счастье служения людям, самосовершенствование.

Второй концептуальный исток касается содержания нравственных идеалов, к которым должен стремиться каждый человек. Сегодня обществу стало ясно, что это вечные ценности: любовь к людям, добро, честь, совесть, достоинство, справедливость, эмпатия, толерантность, равенство.

Третий концептуальный исток духовно-нравственного воспитания -гармония духовного и физического самосовершенствования, их целостное развитие [3].

Духовность характеризуется бескорыстностью, эмоциональностью, свободой, отражает образованность, человечность, патриотизм, нормы морали и нравственности, трудолюбие человека, является важнейшим качеством и достоинством, развивает и социализирует человека, который имеет значение в судьбе общества.

Гп ВЕСТНИК ПГТПУ

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

Нравственность является своеобразным методом познания мира, который приводит в порядок поведение людей с точки зрения добра и зла. Сформировав такие важные для человека нормы поведения, как достоинство, целомудрие, честность, ответственность, благородность, совесть, самоотверженность, нравственность выполняет задачу правильного подхода к миру общественных и человеческих ценностей. Ценность человека зависит от его культуры, настоящий смысл которой заключается в развитии благородных качеств характера, а также общественных и духовных достижений людей.

Национальный характер - многоаспектное и динамичное явление. Трудно учесть все факторы, которые воздействуют на его доминирующие качества, но принципы социально-исторической конкретности, закономерности исторического развития этноса и национальной психологии, выступающей основой воспитания, очевидны. Изучение форм проявления национального во всей идеологической надстройке общества в целом и в системе воспитания в частности приобретает в наши дни особый смысл, и его исследование требует внимания к историко-культурному опыту народа.

Этнопедагогика народа в системе формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций учащейся молодежи раскрывает потенциал народного воспитания, доказавшего свою эффективность и состоятельность в ходе жизненной практики многих поколений. Значение этого опыта огромно. Дошедшая до нас из глубины веков мудрость народа транслирует вечные общечеловеческие ценности, которые всегда находятся в центре внимания общества [2].

Этнопедагогика горских народов Кавказа подарила миру свой, отличительный от всех, взгляд на добродетели. Как известно, рационально обоснованные добродетели - нормы человека и нормы общества - были отражением относительной устойчивости в социальной динамике традиционного типа хозяйствования и образа жизни, отражаясь в горском этикете.

З.А. Батчаева считает «важным направлением ценностно-ориентированной деятельности является возвращение в культурную память большого числа национальных религиозных и духовно-нравственных ценностей, которые были несправедливо преданы забвению, востребование, а порой освоение потенциала этнической и традиционной педагогической культуры, присущей горским народам Северного Кавказа. Воспитание культурой должно опираться на народные традиции, которые имеют следующие характеристики: являются всеобщими, массовыми, учитывают общественное мнение, долговременны, прочны, стабильны, выражают и регламентируют настоятельную, необходимую для сохранения и развития этноса, деятельность как в духовной, так и деятельностно-практической сфере. Основным фундаментом становления высоконравственной личности у народов Северного Кавказа являются народные этнокультурные традиции как истоки и базовые установки нравственного воспитания, позволяющие успешно

РАЗДЕЛ 2. Нравственное воспитание личности в современном мире

и эффективно выполнять поставленную задачу - подготовку личности к жизни и социализации в обществе» [1].

Самым главным в системе народного воспитания является формирование высоконравственной личности. Традиции появляются как устойчивые общественные отношения. Они представляют собой пространственно-временную устойчивость. Эти сохраняющиеся отношения выступают как фактор воспитания. Традиции организуют жизнь людей, подчиняют определенному порядку, сохраняют нравственные устои общества. Благодаря традициям, которые являются элементом прошлого, переходящим в настоящее от одной общественной группы к другой и характеризующимся относительно длительным существованием, происходит трансляция культурных ценностей. Последние в свою очередь в порядке адаптации к новым условиям существования видоизменяются, отражая отношение общества к складывающимся социально значимым ценностям.

В своем исследовании Л.Н. Кубашичева, рассматривая проблему человека и его воспитание в народной педагогике адыгов, утверждает, что «молодой человек, получающий высшее образование и профессию, должен состояться как профессионал (обеспечить свою жизнь материальными благами, реализовать профессиональные интересы и удовлетворить духовные потребности), обладать общечеловеческой культурой, подумать, в какой мере он должен освоить собственную национальную культуру. К счастью, адыгский народ сохранил:

- культуру языка;

- хореографическую культуру;

- музыкальную культуру;

- художественную культуру и т.д.» [4].

Нравственные или моральные нормы формируются общественным мнением и закрепляются в поведении людей. Процесс трансляции духовно-нравственных ценностей происходит через национальные обряды, обычаи, традиции, которые необходимо пропагандировать в ходе учебно-воспитательного процесса в вузе.

В среде адыгской молодежи достаточно актуальны этнические ценности. Молодые люди не только интересуются, но обладают достаточно высоким уровнем знаний относительно обычаев адыгов. Традиционный морально-этический кодекс («адыгагъэ») не воспринимается как пережиток прошлого, его нормам молодые люди стараются следовать в повседневной жизни, он регулирует повседневное индивидуальное и групповое поведение, отсюда высок авторитет преподавателей, кураторов. Среда социально значимых событий в пространстве Адыгейского государственного университета включает разнообразные вечера, традиционные праздники (День национальных культур, круглые столы, акции, экскурсии, социальные проекты и т.д.). 13 апреля 2016 г. в научной библиотеке АГУ прошел круглый стол «Ислам и молодежь: проблемы и перспективы». В ходе встречи обсуждались вопросы ислама и современной молодежи в условиях глобализации, первоисточников ислама

79

Гп ВЕСТНИК ПГТПУ

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

в контексте проблем современного мира, духовного и светского в межкультурном диалоге. Также прошел круглый стол студенческого научного общества АГУ «Аксиологическое измерение патриотизма в современной России», состоялась презентация мультимедийного диска «Мы - граждане России».

Диалектика соотношения общечеловеческого и национального - это необходимость введения национальных идеалов в общечеловеческие с сохранением их гуманной сущности, выраженной через специфику усвоения путем воздействия на личность элементов национальной культуры. Этот процесс должен идти с учетом как исконно российских ценностей, определяющих развитие современного общества, так и ценностей демократического общества, получивших свое название от формы правления, -свободы, равенства, братства, справедливости.

Таким образом, общественное сознание проявляется в коллективном отношении к образу жизни, истории, культуре своего народа, к государству, к системе основополагающих ценностей.

Список литературы

1. Батчаева З.А.-З. Этнокультура адыгов и карачаево-балкарцев как средство формирования у обучающейся молодежи нравственных ценностей и национального стереотипа поведения // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - № 7. - С. 46-53.

2. Бережнова Л.Н., Набок И.Л., Щеглов В.И. Этнопедагогика. - М.: Академия, 2008. - 233 с.

3. Борисова С.С., Борисова Т.М. Концептуальные истоки духовно-нравственного воспитания студентов на основе духовной культуры народа // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов. - Чебоксары: Интерактив плюс, 2016. - С. 44-45.

4. Кубашичева Л.Н. Человек и его воспитание в народной педагогике адыгов [Электронный ресурс] // Концепт. - 2014. - № 08 (август). - URL: http://e-koncept. ru/2014/14211.htm

5. Хамукова Б.Х. Духовно-нравственное воспитание как ценностный ориентир современного общества // Вестник Майкоп. гос. технол. ун-та. - 2013. - № 3. - С. 116-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.