ВЕСТНИК ПГГПУ
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
УДК 378.18
Джамирзе Нурьет Касеевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп, Россия 385000, Майкоп, Первомайская, 208, + 7 (772) 57-02-73
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕННОСТНЫХ КАТЕГОРИЙ «АДЫГЭ ХАБЗЭ» В СИСТЕМЕ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ МАРКЕРОВ СТУДЕНТОВ-АДЫГОВ
Nuret K. Dzhamirze
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Psychology
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Adygeya State University» 208, Pervomayskaya, 385000, Maikop, Russia
PSYCHOLOGICAL PECULARITIES OF THE VALUES TRANSFORMATION IN «ADYGH HABZE» CODE IN THE SYSTEM OF IDENTIFICATION MARKERS AMONG ADYGH STUDENTS
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы трансформации ценностных ориентаций студентов-адыгов на современном этапе, различные сложности формирования идентичности личности в условиях глобализации. Акцентируется внимание на положительное влияние аксиологических посылов «Адыгэ Хабзэ» на становление человека.
Ключевые слова: трансформация, конструкты, ценности, личность, межличностные отношения, социокультурная среда.
Abstract. The article deals with the adygh students' value orientations, difficulties in shaping personality identity in a globalised world. The attention is paid to a positive influence of axiological ideas of "Adyghe Habze" on the person's development.
Key words: Transformation, constructs, personality, interpersonal relationships, values, socio-cultural environment.
Россия сегодня проходит один из сложнейших этапов своей истории -этап преодоления советского модуса социально-культурного бытия. В нашей стране на фоне структурной перестройки последних десятилетий происходят ценностные разломы в представлениях разных социальных групп и социальных
© Джамирзе Н.К., 2017
слоев. В сложной обстановке развития культур наблюдается кризисное состояние этносов. С одной стороны, всеобщая глобализация всех сфер жизни общества подавляет этничность, нивелируя ее, с другой стороны, этносы подчеркивают свою исключительность. Эта ситуация ставит страну перед лицом множества новых вызовов и проблем. В многоэтничной и поликультурной России формирование национальной идентичности - сложный, болезненный и противоречивый процесс.
Хаос окружающего мира не подкрепляется объяснительными моделями, что вызывает у отдельных членов общества чувство потерянности, тревоги. Рассогласование образа мира и образа жизни стимулирует процесс смыслоумирания, что ведет к разрушению иерархии системы ценностей. Некоторая часть общества начинает высказывать инновационные идеи в плане новой категоризации и оценки окружения и начинает реализовывать новые стратегии жизни. Инновационные представления транслируются членам общности. Они по-разному эмоционально воспринимаются, оцениваются людьми, расшатывают старые установки и стереотипы. Новая ситуация порождает новые значения окружающей действительности, новые смыслы, которые не стыкуются с традиционными способами жизни. Но образ жизни уже меняется, поддерживаемый внешними атрибутами новых способов жизни меняющегося социума. При этом проявляются все признаки кризиса социума: кризис идентичности, потеря смыслов, отторжение традиционной системы ценностей (Г.М. Андреева), интолерантность в отношениях (А.Г. Асмолов) и др. Конфликт открывает нарушение соотношения образа мира и образа жизни групп населения. Механизм соответствия дает сбой. Наступает вакуум, пустота, которые тяжело эмоционально переживаются группами населения [1, с. 98]. Параллельно данным процессам происходят изменения в этническом поле. Сегодня отмечается ослабление ориентации на морально-этические традиции, созданные народом на протяжении длительного культурно-исторического развития. Это приводит к духовному обнищанию народа. Происходящий системный кризис является толчком для конфликта и переоценки ценностей, а это влечет безразличное отношение молодежи к этническим и общечеловеческим ценностям. «Потеря» традиционной субъектности человека включает: утрату традиционных социальных категорий, утрату идентификации социальной и индивидуальной, потерю границ жизненного пространства, утрату ориентиров саморазвития, распадение образа мира, потерю смыслов. Сложность определения собственной идентичности состоит в том, что человеку, с одной стороны, присуще осознание своей этнической принадлежности как основное базисное определение, с другой стороны, ему узко в рамках своего этноса. Он не может воспитываться только на своих локальных традициях и ценностях, игнорируя достижения мировой культуры, не воспринимая общемировые ценности и знания. Человеку свойственно стремиться быть сопричастным к остальному миру, знакомиться с иными культурами, иными этносами. Но тот же человек продолжает считать себя частью своего этноса, предпочитает вести привычный, воспитанный
Гп ВЕСТНИК ПГТПУ
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
собственной культурой образ жизни и считает его «более правильным». Таким образом, один и тот же человек идентифицирует себя и с региональными (локальными), и с глобальными составляющими своей идентичности, т.е. воспринимает себя как часть отдельного этноса и как мировую личность. Социальные изменения во всех обществах, как известно, происходят на различных уровнях «социокультурного поля»: 1) идей и идеологий; 2) норм и ценностей; 3) взаимодействий и организационных связей; 4) интересов и статусов [1, с. 89]. Под ценностями принято понимать идеи, явления и их свойства, необходимые или полезные обществу, личности, включая идеи и побуждения в качестве целей и идеалов. Ценности детерминированы существующей социальной системой потребностей. У современных студентов, в том числе адыгов, произошла смена ценностных ориентаций: сегодня студента отличают агрессивность поведения, с одной стороны, а с другой -социальная инфантильность. Вместо юношеского максимализма - трезвый расчет, высокая коммуникативность сменилась отчужденностью от общества, мечта - неуверенностью в себе и своем будущем, романтизм - скептицизмом и цинизмом, стремление к созиданию - потребительством. Сегодня разрушаются традиционные системы ценностных ориентаций, их считают устаревшими. Результаты нашего анкетирования, проведенного на четвертом курсе факультета адыгской филологии и культурологии, показывают, что приоритетной ценностью для студентов является успех и материальное благополучие. При ранжировании ценностей на первом месте у них оказались «удача и везение», на втором месте «умение дружить с "нужными" людьми». Среди студентов часто отмечаются такие формы аномального поведения, как пьянство, наркомания, азартные игры. Сегодня средства массовой информации становятся источником массовой деморализации. Телевидение формирует разорванность мышления, «скольжение по поверхности», все есть игра и поток неопределенности, нет причинно-следственных связей событий. Человек, видя эти картинки, не размышляет, не растет, не вдохновляется, а "тупо" созерцает готовый продукт. Изменение ценностных основ жизни, принятие американской культуры как «своей», «близкой» и критика всего родного как низкосортного приводят к развращению народа.
Мир стал очень динамичным, сегодняшний человек, в отличие от человека вчерашнего, свободен от традиций, диктующих «что ему должно». Человек не может увидеть, понять доминанту общественного развития. Он должен расширить спектр духовных ценностей от традиционно-национальных, до ценностей общечеловеческих, планетарных.
Вырисовывается новая парадигма устойчивого развития человеческого бытия. Базовыми идеями новой модели духовной культуры являются: идея единения мира; идея вселенского предназначения личности; идея национального дома; идея этической разумности; идея ненасилия.
Нам представляется, что основными критериями кризисного развития этносов является потеря их основных функций: адаптации, защиты
и интеграции. Трансформация ценностей происходит ускоренными темпами. Резко усиливается социальная стратификация (по этническому критерию и материальной обеспеченности). Данное явление переживается людьми как кризис ценностей и идеалов. Возрастает число неопределенных социальных ситуаций в обществе и отсутствуют нормативные предписания относительно деятельности. Расширяется число репертуарных социальных норм, которые очень часто противоречивы. Отсутствуют внешние ориентиры социального самоопределения. Социально-психологическая изменчивость - характеристика жизни человека. Она проходит несколько психологических аспектов жизни: построение образа, картины мира, адаптацию, стереотипность поведения, формирование отношения к миру, социальную идентификацию, социализацию и индивидуализацию. Переструктурированная система ценностей интегрируется и нарушает идентификацию личности в «Я-концепции». Люди идентифицируются с новыми ролями, позициями. Рождаются новые коллективные субъекты, основания единения которых изменяются. В ходе социальных изменений происходят трансформации в организации, дифференциации и усложнении «Я-схемы». А.Н. Славская показала в своем исследовании, что «в российском общественном сознании еще преобладает старое умозрительное представление об общем благе и свободе, а в индивидуальном - понимание собственной ущербности, невозможности проявить себя, непризнание личности другими людьми и ненадежность межличностных отношений» [1, ^ 19]. Таким образом, старые формы традиционного мышления вступили в противоречие с новыми условиями социума.
Очень важно сейчас общественности, государству определить идеалы, иерархию духовных ценностей, ориентировать молодежь на гармонизацию отношений с собой и с окружающим миром.
В этом контексте очевидна актуальность проблемы кавказской идентичности, а именно адыгской, ее роли и места в общей системе процессов современной российской социально-культурной трансформации.
Связь с народной культурой дает духовную опору человеку. Объективно, с молоком матери он впитывает социальные архетипы. Душа человека отзывается на эти глубинные компоненты подсознания, они служат основой для сотрудничества. Воспитательно-образовательный процесс вне опоры на социальные архетипы может вызвать отчуждение. Духовное наследие нации, любовь к Отечеству, родителям, людям, окружающему миру взращивают социальный архетип. Он передается человеку по наследству от предыдущих поколений, существует в его сознании на невербальном, чаще всего нерефлексируемом, уровне. Он «вмонтирован» в сознание очень глубоко, и импульс, им возбуждаемый, бывает очень сильным.
В исследовании Х.Г. Тхагапсоева отмечены специфические черты архетипов адыгской культуры. Они объединены в три группы:
1. Архетипы субъективного мира (матери, отца, героя-воина, героя-демиурга культуры и т.д.).
Гп ВЕСТНИК ПГТПУ
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
2. Архетипы предметно-объектного мира (солнца, неба, земли, природных явлений и циклов природного круговорота).
3. Архетипы отношений (мироотношений, внутрисоциальных, интерсубъектных и ценностных отношений). Все они в конечном итоге организуют и структурируют мир культуры и ментальность ее носителей [2, с. 123-125].
Очень важно создание социокультурного пространства учебного заведения, способствующего формированию этнокультурного потенциала личности каждого студента и естественности его проявления. Содержание нравственного воспитания несет в себе целевую направленность (идеал), закрепленную в официальные выражения педагогической политики государства. Это отводит ему роль законодательного статуса, нормативной установки. Нравственное воспитание как элемент общечеловеческой культуры помогает личности в ее адаптации к современному миру. Государственные образовательные стандарты педагогического образования включают в себя федеральный и национально-региональный компоненты. Следовательно, подрастающее поколение в республике Адыгея необходимо воспитывать не только в духе общегосударственной социальной программы по нравственному воспитанию, но и в духе нравственно-этических законов «Адыгэ Хабзэ». Основа национальной системы воспитания закладывается в новую модель системы нравственного воспитания личности. Первичным остается семья. Семья как часть определенного этноса и своеобразный носитель этических черт, обычаев, традиций, уклада жизни и как один из организационных элементов общества сохраняет накопленный в процессе жизнедеятельности опыт воспитания подрастающих поколений, способствует выработке и реализации преемственности национальных норм и ценностей социальной жизни и тем самым активно воздействует на формирование национального и общегосударственного сознания. Вторичным в системе нравственного воспитания детей будут являться дошкольные, школьные, внешкольные учреждения, среда и окружение. «Адыгэ Хабзэ» связана с созданием новой модели социально-педагогического комплекса в деле воспитания нравственного человека. За основу воспитания гражданина Адыгеи необходимо взять нравственные законы «Адыгэ Хабзэ», впитавшие в себя лучшие качества характера адыгского народа, для которого высокие этические принципы всегда были нормой поведения. «Адыгэ Хабзэ» - это устный памятник культуры. В своем историческом развитии отразил общность мировоззренческих принципов и спроектировал такую модель поведения, которой надо придерживаться любому адыгу, желающему сохранить духовную и материальную связь с предками.
Человек должен гармонично функционировать в обществе, а это предполагает: хорошее самочувствие, глубокое понимание и принятие себя, ориентацию на конструктивное общение и ведение дел, высокий уровень саморегуляции, самоанализ своих личностных и поведенческих особенностей,
умение поддерживать позитивный эмоциональный фон настроения, создавать личностные позитивные установки и отношения, проявлять гибкость мышления при решении различных проблем. Сознательное отношение личности к своей жизни, к себе в настоящем, прошлом и будущем является одним из показателей зрелости человека. Человеку необходимо отыскать оптимальный баланс меры соотношения общечеловеческих и этнокультурных ценностей. Следование всем культурным заповедям «Адыгэ Хабзэ» требует от личности постоянного самоконтроля, осознания каждого своего шага, так как нравственные и культурные императивы мало автоматизируются, с трудом превращаются в привычку. Чтобы превратиться в устойчивую доминантную черту характера, эти заповеди должны подвергаться длительным закрепляющим повторениям с помощью волевого усилия. Необходимо проектирование содержания образования путем интеграции ценностей национальных культур в общую и профессиональную подготовку студентов.
Формирование личности происходит под влиянием социокультурного пространства. Поэтому имеет значение не только наличие ценностей, но и механизмы их передачи, освоения, сохранения. Эти «механизмы» должны работать:
1) на содействие формированию национального самосознания;
2) содействие формированию основ духовной культуры студента;
3) ориентацию на гуманистические ценности национальной культуры;
4) создание обстановки доброжелательности в поликультурной среде учебного заведения как необходимого условия самореализации личности.
Новый «человек Вселенной» должен руководствоваться «золотым правилом нравственности», гласящим: «Поступай со всеми так, как ты хотел бы, чтобы они поступили с тобой».
Нужно расставить иерархию онтологических категорий природно-человеческого бытия так: «Справедливость - Равенство - Равновесие-Гармония» [1, с. 167].
Список литературы
1. Абульханова К.А., Славская А.Н. Предисловие // Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер. 2008. - С. 6-33.
2. Тхагапсоев Х.Г. Кавказская культура: особенности генезиса и тенденции развития: моногр. - СПб.: Астерион, 2008.